Психология победителя

Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте — Психология победителя

Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте — Психология победителя

Обновлено 23.01.2013 17:42 23.01.2013 15:19

Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба («катарсис»). Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам — «Они».

Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета — стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками состязаний, с героем-победителем, что придает спортивному зрелищу и результату выступлений спортсменов не только личностный, но и общественно-значимый, гражданский и политический смысл.

Однако всему есть мера. При чрезмерном самовосхищении победителя подстерегает опасность проявления пренебрежительности к своим соперникам и даже к своим товарищам, возникает «звездная болезнь». Самокритичность, трезвая оценка своих возможностей позволяет победителю избежать ловушек славы и мобилизовать себя на участие в последующих состязаниях. Зазнавшийся спортсмен очень скоро теряет свою прежнюю способность к соревновательной борьбе, что является обратной стороной победы в спорте.

Страстное желание победы всегда подкрепляется уверенностью в своих силах, сильной волей и развитой способностью к самоорганизации и самоуправлению, которые особенно необходимы участникам соревнований в сложных ситуациях борьбы с равным или превосходящим соперником. Победа никогда не приходит к слабым, она сама по себе не бывает случайной, но непредвиденная случайность может помешать достигнуть победы или, наоборот, даровать ее более слабому сопернику.

Победа в спорте всегда лишь следствие превосходства одного спортсмена над другим в каком-то хотя бы одном компоненте подготовленности. При этом психологическая, морально-волевая подготовленность спортсмена к соревнованиям ныне вышла на первое место, это — решающий фактор при относительном равенстве уровней физической и тактико-технической подготовленности спортсменов экстра-класса.

В современном спорте побеждает тот, кто раньше увидит, раньше соперников услышит, прочувствует и хорошо умственно проработает, представит и поймет свои преимущества и возможные слабости соперника, а затем тактически грамотно воспользуется этим знанием в ходе спортивной борьбы. Это характерно не только для футболистов, гимнастов или гонщиков в авторалли, но и для шахматного спорта. Главное условие достижения победы в спорте — это всесторонняя общефизическая и специальная технико-тактическая подготовка спортсмена, в которой основное внимание уделяется воспитанию личностных качеств, характеризующих морально-волевую и психическую готовность к хорошо осмысленному, активно-творческому ведению спортивной борьбы. Гениальностью в спортивной деятельности является способность отдельных спортсменов побеждать своих соперников еще до начала соревнования, т. е. до старта (например, А. Карелин и др.).

Глава 3

Оказывается, успеха добивается тот, кто пользуется следующими принципами.

1. Искать себе дело по душе или находить в себе мудрость делать дело с душой.

Потому что наивысший результат получается там, где дело делается с душой, с любовью, так как здесь работает максимальное сосредоточение внимания на деле.

Принцип целостности – это принцип «единства мысли и действия», открывающий внутренние резервы. Внимание здесь максимально сосредоточено.

Критерием своего дела (своего упражнения, своего приема) является комфорт. Свое дело – это тот труд, который делается не только с усилием, но и с удовольствием.

Внутренние резервы раскрываются по этому же принципу и в экстремальных ситуациях, когда включается тот же механизм «единства мысли и действия».

Вот пример. Почему у бегуна в самый критический момент нагрузки открывается «второе дыхание»?

Потому что в момент наивысшей нагрузки происходит максимальное сосредоточение внимания на преодолении нагрузки – явление «единства мысли и действия», и оно обеспечивает состояние психического раскрепощения (релаксацию), через которое происходит раскрытие внутренних резервов.

2. Применять оптимистическое (позитивное) мышление.

Вот и формула оптимизма: искать результат, а не зацикливаться на неудаче.

Это классический фундаментальный принцип, который всегда выполняется деятельными людьми.

Чем ты талантливее, тем, оказывается, более способен перебирать варианты и тем результативнее поиск. Потому что ищешь вариант, чтобы получить результат сразу.

Реализуется формула оптимизма на основе принципа КЛЮЧА – технологии прорыва.

Принцип подбора путем перебора вместо принципа достижения путем повторения.

По этому принципу вы пользуетесь правилом: ищете то, что получается, и отбрасываете на время то, что не получается.

И когда вы делаете то, что получается, то начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Потому что когда вы нашли и делаете то, что получается, у вас снимается зажатость, растет уверенность в себе, начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Это чисто российское достижение – искать как легче, как комфортнее, соединяя старания с удовольствием.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!

На самом деле этот подход – большое российское достижение!

Только надо им правильно пользоваться!

Это то, что Пушкин любил, – ленивая праздность.

А создал при этом целую эпоху в поэзии!

Это то, что мы все в России любим,– чувство раскованности, чувство полета!

Мы активизируемся в деле, где у нас получается, где у нас «крылья растут».

Стало быть, критерием соответствия является деятельность, где старания сопряжены с удовольствием, где высокий результат достигается без излишних усилий.

Поэтому при оптимистическом подходе закономерно повышается уверенность в себе и улучшается здоровье.

А настроение при этом чаще бывает хорошим!

Потому что в кровь выбрасываются эндорфины.

Потому что мозг при таком мышлении получает только положительные импульсы!

Вопрос: А почему мозг при оптимистическом мышлении получает только положительные импульсы?

Ответ: Потому что при оптимистическом мышлении отрицательные результаты просто игнорируются!

3. Успеха добивается тот, кто наряду с основным делом занимается параллельными делами.

Потому что параллельные дела – это дополнительные источники сил и уверенности в себе.

Не получается в одном, получается в другом!

Люди, которые занимаются только одним делом, если там, «внутри этого коридора», что-то не получается, воспринимают это как тотальную трагедию!

А получая результат в параллельном деле, мы черпаем энергию и уверенность в себе.

Параллельные дела – это точки стабильности в жизни, так как если не получается в одном, получается в другом.

С чувством уверенности, которое мы получаем в параллельном деле, лучше делается и основное дело.

А разносторонность – условие развития целостной личности.

4. Успеха добивается тот, кто для того, чтобы лучше решить задачу, повышает планку цели.

Повышая планку цели, мы выходим из-под стресса конкретной задачи, «отцикливаемся», освобождаемся от зажатости, приобретаем широту обзора и новое качество мышления. Чем выше планка цели, тем проще решаются конкретные актуальные задачи.

Так работает мозг и в экстремальных ситуациях: чем выше планка цели, тем легче включаются ресурсы.

Вспомните: убегая от злой собаки, мы можем перемахнуть высоченный забор, а побежала за вами маленькая собака – и может ничего не получиться.

Потому что для преодоления высокого психологического барьера требуется большая энергия. А для решения маленьких задач большая энергия не нужна.

Но как повысить планку цели, чтобы лучше решить задачу?

Надо повысить требования к качеству решения задачи или сократить для себя время ее исполнения.

Вы готовите, например, доклад к четвергу, и у вас стресс. А повысьте планку цели – поставьте себе задачу сделать не просто доклад, а доклад с изюминкой!

Или поставьте себе задачу подготовить доклад не к четвергу, а раньше, например, к понедельнику!

И стресс снижается!

Потому что в сравнении с новой, более высокой задачей, старая задача становится менее стрессовой.

Вот интересный пример про принцип КЛЮЧА и повышение планки цели.

Специалистов-логопедов в центрах речи учат ставить у детей артикуляцию, и дети при этом выполняют различные упражнения, помогающие им овладеть нормальной речью.

Эти упражнения не всегда доставляют удовольствие.

А в Центре защиты от стресса Игорь Чижиков по разработанной им программе «Приобщение людей к языковым культурам» делает это по системе КЛЮЧА с помощью компьютера.

На экране демонстрируются строчки из песен, которые поют известные певцы на испанском, итальянском и других языках (пяти или шести). Подросток, подпевая, находит для себя по принципу подбора путем перебора тот язык, который с ним «резонирует», то есть тот, который ему больше подходит по характеру его личности.

Затем учитель иностранного языка занимается с ним этим языком. В результате обучение языку происходит в комфортных для ученика эмоциональных условиях, а тот, кто освоил один иностранный язык, легче осваивает и другие.

Когда Игорь Чижиков поет вместе с обучаемым эти песни на разных языках, приобщая этим самым людей к языковым культурам, у людей происходит психоэмоциональная релаксация, они раскрепощаются, начинают петь, а потом и говорить свободнее на своем родном языке.

При этом если среди этих людей оказываются пациенты-логоневротики или, например, люди, перенесшие травмы головы, инсульты, у которых нарушилась речь, то они, релаксируясь, тоже начинают потом лучше говорить, у них происходит оживление правильной артикуляции. И как они говорят, это увлекательнее, проще и эффективнее, чем в центрах речи, где их тренируют с помощью других упражнений для улучшения речи.

Почему в центрах речи пока не додумались до того, чтобы использовать караоке и подобные упражнения, которые применяет Игорь Чижиков? Ведь в этих упражнениях старания соединяются с чувством удовольствия.

Потому что в этих центрах для улучшения речи специалисты решают конкретную задачу: пациент должен лучше говорить.

А Игорь Чижиков ставил себе более трудную задачу – научить человека хорошо говорить на разных языках.

Повышая планку цели, мы обретаем новое качество мышления и новое качество жизни.

5. Успеха добивается тот, кто лучше управляет своим состоянием.

Понятно, что без творческого вдохновения не написать стихотворения, а без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.

Саморегуляция нужна для контроля над нервным волнением, страхом, для эмоционального настроя в работе, создания психологической атмосферы при общении, быстрого восстановления сил, настройки на будущее, в целом – для улучшения здоровья, освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.

Если вам нужно делать дело, а вам не хочется, то помечтайте на фоне приемов КЛЮЧА о том, что это дело доставляет вам радость.

КЛЮЧ создает гармонизирующие связи между сознанием и организмом, и вы получите новое, желаемое отношение к работе.

Так вы соедините работу с удовольствием.

Источники:
Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте — Психология победителя
В статье рассматривается психология победителя в спорте и психология проигравшего в соревнованиях
http://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/psixologiya-sporta/440-vospitatelnoe-vliyanie-psixologii-pobed-i-porazhenij-v-sporte.html?start=1
Глава 3
Читать "Итак, психология победителя, Глава 3. Психология победителя. Стр.21" Алиев Х. М.
http://bookap.info/popular/aliev_metod_klyuch_razblokiruy_svoi_vozmozhnosti_realizuy_sebya/gl21.shtm

CATEGORIES