Психология определение

Психология определение

Возникновение экспериментальной психологии.

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТРАСЛИ

Обилие фактического материала, накопленного психологией, привело к ее разделению на целый ряд дисциплин. Сейчас психологи представляются как социальные психологи, психотерапевты, психолингвисты, психофизиологи, психологи развития, специалисты по психологии личности, научения, эмоций, восприятия, мотивации или по патопсихологии.

Теории научения и теории поведения — по существу взаимозаменяемые понятия. Теории научения иногда называют психологией СР (стимула — реакции).

Побудительные теории мотивации. Кроме удовольствия, существуют и другие побуждения. Некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. Адлер положил в основу своей психологической теории принцип стремления к превосходству. В качестве базовой мотивации часто упоминается и компетентность; к ней стремятся, потому что неумение и несостоятельность вызывают осуждение. Оба эти стремления — две стороны одной медали, и оба являются мотивирующими стремлениями. Мотивация неуспеха может быть столь сильной, что приводит к самоубийствам, особенно среди студентов. Одно из сильнейших человеческих стремлений — к осмысленному существованию: утрата смысла является причиной экзистенциального невроза.

Типология: теории предопределенной мотивации. Многие психологи считают, что мотивация является врожденной. Разнообразие мотиваций среди людей объясняется их генами, конституциональными признаками и физиологическими особенностями. Соответствующий физический тип определяет особый тип характера. Созданная Кречмером и детально разработанная У.Шелдоном конституциональная психология основывается на трех основных типах строения тела с соответствующими им психологическими темпераментами: эндоморфы (крупное телосложение) с висцеротоническим темпераментом (общительность, любовь к комфорту и отдыху); мезоморфы (мускулистое телосложение) с соматотоническим темпераментом (сила, честолюбие, любовь к спорту); и эктоморфы (худощавое телосложение) с церебротоническим характером (сдержанность, любовь к уединению и интеллектуальным занятиям).

Другие теории врожденной мотивации. Павлов обратил внимание на ориентировочный рефлекс у животных. Собака, например, навостряет уши, чтобы уловить звук. Люди могут концентрироваться на какой-то цели, используя глаза, уши и прочие органы чувств. При этом, когда одни анализаторы активируются, другие тормозятся. Изучение характерных для вида защитных реакций показало, что одни животные генетически запрограммированы на то, чтобы спасаться бегством, другие — чтобы замирать, третьи — нападать. Эти врожденные защитные реакции служат механизмами выживания. Так, неожиданно застывающая белка как бы сливается с окружающей средой и становится незаметной. Автомобилисты обычно не могут понять, почему белки останавливаются посреди дороги перед машиной. Причина в том, что они инстинктивно прибегают к характерной для вида форме поведения.

Аристотель выделял пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы.

Зрение. Свет можно определить как видимый участок спектра электромагнитного излучения. Попадая в глаз, световые лучи фокусируются с помощью хрусталика на сетчатке. От рецепторов сетчатки нервные импульсы по зрительному нерву поступают в мозг. Электромагнитная энергия вызывает фотохимические изменения в рецепторных клетках сетчатки, которые преобразуются затем в нервные сигналы. Человеческий глаз имеет два вида рецепторов: колбочки — для цветового видения; палочки — для ночного видения. Палочки, хотя и не воспринимают цвет, более чувствительны, чем колбочки, и используются в сумерках или ночью.

Слух. Слуховыми раздражителями являются акустические (звуковые) волны. Создаваемая ими механическая вибрация стимулирует слуховые рецепторы базилярной, или основной, мембраны внутреннего уха, которые превращают звуковые колебания в нервные импульсы. Расстояние, отделяющее одно ухо от другого, позволяет слушателю определить положение источника звука. Данный эффект аналогичен стереозаписи, при которой два микрофона расположены порознь для улавливания трехмерного звучания. В этом смысле слуховое восприятие является восприятием пространственным.

Вкус и обоняние. Поскольку эти виды ощущений стимулируются химическими веществами, их относят к химической чувствительности. За ощущение запаха ответственны газообразные вещества, которые улавливаются рецепторами, расположенными в полости носа, тогда как ощущение вкуса вызывают жидкости, которые стимулируют вкусовые луковицы на поверхности языка. Чувствительность обонятельных рецепторов может быть настолько высокой, что нескольких молекул газа уже достаточно, чтобы ощутить их с помощью обоняния.

Восприятие окружающих. Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие «ангельского личика» ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как «психотическую личность», большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности.

Психологи всегда интересовались природой и объяснением эмоциональных переживаний. Хотя не многие теории выдержали испытание временем, некоторые все еще представляют определенный интерес.

Теория Джемса — Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса — Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Атрибутивная теория эмоций. Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» — «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.

Поведенческая психофармакология. С развитием этой отрасли знания психологов-теоретиков все больше интересуют уже не представления о мозговых центрах, а новые данные о нейрохимических путях, проходящих через мозг. Нервная система состоит из нейронов, т.е. отдельных нервных клеток. При проведении нервного импульса нейроны воспринимают и передают информацию через специальные образования, т.н. синапсы. Нервные импульсы как таковые не пересекают синапсы, а передаются через них химическим путем посредством нейромедиаторов

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Психология развития (возрастная психология) охватывает жизнь на всем ее протяжении, от младенчества до старости. В нее входят детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология (в психологической ее части). Растущая тенденция к изучению специфических процессов — развития речи, нравственного, социального, когнитивного развития, развития личностной идентичности — ведет ко все большей специализации психологических дисциплин. В этом разделе рассматриваются когнитивные, нравственные и лингвистические аспекты развития; другие проблемы личностного развития будут рассмотрены в разделе «Теории личности».

Теория социального научения языку. Некоторые теоретики научения утверждают, что дети могут учиться, не получая подкрепления, а используя способности к подражанию, наблюдениям, моделированию, а также помогая взрослым или делая что-то за них. Однако моделирования и подражания явно недостаточно для овладения языком. С их помощью невозможно также объяснить скорость усвоения языка ребенком. Более того, детский язык отличается удивительной изобретательностью и новаторством, это не простое копирование того, что ребенок слышит от родителей и других взрослых.

Середина 20 в. ознаменовалась развитием целого ряда теорий личности, что стало возможным благодаря накоплению огромного количества эмпирических данных.

(см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС; НЕВРОЗ). Психическое развитие человека может рассматриваться в терминах «Я-идентичности» («самотождественности»), или того, что последователь Фрейда Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности личности с соответствующими альтернативными вариантами разрешения психосоциальных кризисов идентичности на каждой из этих стадий.

СТАДИЯ/ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС/ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ

1. Орально-сенсорная Доверие — недоверие Надежда 2. Мышечно-анальная Автономия — стыд/сомнение Сила воли 3. Двигательно-генитальная Инициативность — чувство вины Целеустремленность 4. Скрытой сексуальности Трудолюбие — чувство неполноценности Компетентность 5. Подростковая Идентификация — спутанность ролей Верность 6. Юношеская Близкие отношения — изоляция Любовь 7. Зрелость Генеративность — застой Забота о молодом поколении 8. Старение/Старость Целостность «Я» — отчаяние Мудрость

Психотерапия. Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы: психодинамические; поведенческие; когнитивные; феноменологические; экзистенциальные; групповая психотерапия; изменение состояний сознания; экспрессивная терапия.

Психодинамические подходы к терапии включают

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ

Келер В. Гештальт-психология. М., 1972 Психология: словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990 Джемс У. Психология. М., 1991 Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М. — Воронеж, 1995 Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И.Ренглера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М., 1995 Годфруа Ж. Что такое психология, тт. 1-2. М., 1996 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998 Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Психология определение

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. душа и учение) — наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных. Психология зародилась более 2000 лет назад. В древности это были рассуждения о душе. Аристотелем был написан трактат *О душе* еще в IV в. до н.э. Психологические знания накапливались в рамках философии. Только в XVI в. используется термин *психология* (в 1590 г. была издана книга *Психология*). В конце XVIII — начале XIX в. психология становится самостоятельной научной областью. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В XX веке в психологии возникло ряд течений: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ и др. Ускоренно стали развиваться общая, социальная, педагогическая психология, инженерная, юридическая, авиационная, медицинская, психология труда, игры, спорта и т. д.

Список случайных тегов:

Групповое мышление — Групповое мышление — феномен социальной психологии, автор — I. Janis. Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Растет уровень конформизма, информация, существенная для деятельности группы, начинает анализироваться тенденциозно, культивируется убеждение во всесилии группы и неоправданный оптимизм. Литература. Janis I. Victims of group–think. Houghton Mifflin, 1972.

Предощущения — Предощущения — субсенсорные реакции анализаторов в ответ на воздействие раздражителей, лежащих ниже порога ощущений. Эти подпороговые раздражители, не представленные субъективно в ощущениях, тем не менее могут запускать условные рефлексы (кожно–гальванические, электрические ответы коры мозга).

Черствость — ЧЕРСТВОСТЬ — морально-психологическая черта человека, означающая утрату способности к эмоциональным состояниям, волнению, беспокойству, сопереживанию, сочувствию. Черствые люди мало коммуникабельны, замкнуты, потенциально жестоки. Черствость может быть следствием разочарования в близких людях, неверия в их доброту, психических травм (гибель родителей, необоснованное увольнение с работы и др.). Предупреждение и преодоление черствости следует связывать с эмоциональным воспитанием, усилением повседневного внимания и чуткости, посещением концертов, художественных выставок.

Источники:
Психология определение
Возникновение экспериментальной психологии. Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/724/%d0%9f%d0%a1%d0%98%d0%a5%d0%9e%d0%9b%d0%9e%d0%93%d0%98%d0%af
Психология определение
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. душа и учение) — наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных. Психология зародилась более 2000 лет назад. В древности это были
http://psihotesti.ru/gloss/tag/psihologiya/

CATEGORIES