Психология одиночества

Психология одиночества

Чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия. Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее.

Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: луна, горы, ветры и так далее. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше. Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в Древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и другие).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой… Не делай себе кумира… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.

Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его инстинктами и личностью каждого человека. На большую психотерапевтическую роль религий указывал В. Франкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаются реже. И реже они испытывают чувство одиночества.

С ним всегда Бог. Кроме того, верующий не так боится смерти, как атеист, ибо любая религия убеждает человека в бессмертии, если не тела, то души. Поэтому в каждой религии центральной идеей является идея загробной жизни, и по мере движения религиозных учений от анимизма к монотеизму условия в загробной жизни улучшаются. Так, Ахилл у древних греков, попав в царство мертвых, утверждал, что лучше быть последним поденщиком среди живых, чем царем у мертвых. У христиан условия жизни в загробном мире изменились. Тот, кто грешил и наслаждался, попадал в ад и страдал, тот, кто вел праведную жизнь и страдал, тот попадал в рай. Наслаждающиеся как-то не очень на все эти вещи обращали внимание и продолжали грешить, страдающие находили в этом утешение. Таким образом, священнослужитель заменял верующему психотерапевта.

Особенно хорошо защищены от страха смерти последователи восточных верований, согласно которым душа бессмертна. Просто она теряет «толстое тело», а «тонкое» попадает в высшие сферы, где очищается и во втором рождении приобретает другое «толстое» тело. Существуют таблицы, по которым можно определить, когда и кем ты был в прошлой жизни, кем будешь в будущей. Это во многом зависит и от тебя, как ты будешь вести себя в этой жизни. Если будешь вести себя праведно, то при следующем рождении поднимешься на более высокий уровень, да и само рождение может наступить раньше. Считается, что все люди объединены космической связью. В науке эта связь называется трансцендентальностью.

В этом что-то есть. Ведь действительно мы созданы по одним и тем же Законам. В нас всех действительно много общего. Различия связаны с обычаями, ритуалами, конкретными условиями жизни. Представители этих лучших учений предлагают и конкретную технику — трансцендентальную медитацию. Если все люди (или хотя бы несколько процентов) будут в одно и то же время медитировать, то их энергия подействует на всех остальных, и в мире установятся спокойствие и порядок.

Как бы мне хотелось во все это поверить! Практически во всех религиозных учениях заложены психотерапевтические идеи. Я даже сказал бы, что религиозные учения в основном предназначены снять то напряжение, ту тревогу, которая возникает у человека по мере проникновения его в тайны мира и самого себя, тот страх смерти, одной из масок которого является чувство одиночества. Кстати, практически все современные психотерапевтические направления так или иначе пытаются решить проблему одиночества и купировать страх смерти.

Как возникает чувство одиночества? Ребенок появляется на свет без этого чувства. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества.

Враждебность даже не допускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется в бессознательное. Начинают формироваться различные психологические защиты, одна из которых — социально приемлемая роль. В сознании остается чувство одиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников, сотрудников, друзей. «Народу много, а поговорить не с кем», — говорил великий сатирик А. Райкин.

Но и при самом правильном воспитании чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, это чувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты — сухопутные животные. Так сложилось, что по своему физическому устройству они вынуждены жить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10–15 минут они вынуждены выныривать из воды и глотать кислород. Так и мы. С одной стороны, как стадные животные, мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, как личности, мы практически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться, вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. От него некуда деться, и поэтому лучше его использовать.

Представьте, что рядом с вами стоит стул. От него никуда не деться. Конечно, можно поднять его и закрыть им весь мир, но не лучше ли сесть на него, то есть использовать? Как? Подумать, во-первых, почему ты стал одиноким; во-вторых, какой толк другим от общения с тобой, в третьих, почему тебе самому с собой скучно? Вот что рассказал мне один пациент после проведенной с ним работы.

«Когда меня охватило чувство одиночества, я задал себе эти вопросы и честно ответил на них. А время у меня было. Я лежал в больнице с нарушением мозгового кровообращения в сосудах ствола мозга. Соображал хорошо, но ходить не мог — было сильное головокружение.

Так вот, одиноким я стал, потому что остановился в своем развитии. Мне казалось, что я способен на большее, но продвижения по службе не было. Я стал жаловаться своим приятелям на несправедливость судьбы, а затем на болезни. Ну хорошо, один, ну два раза можно выслушать, а потом? Понятно, что меня стали избегать друзья, которые были заняты делом. Так пришел ответ на второй вопрос. От общения со мной им не было никакого толка. Я над собой не работал, советы их не выполнял, да и у них появились другие интересы. Занимаясь психологией, я понял, что мои способности никому не нужны, нужны мои знания, навыки, умения. А скучно мне с самим собой, потому что пустой я. Мне нечего, кроме своих жалоб, дать другим, а брать хочу самое драгоценное, что есть у человека, — его время. И хоть мне от этого была бы какая-то польза!

Я стал работать над собой. Изучение психологии общения сделало меня интересным собеседником, наметился прогресс в работе. Сейчас ко мне тянутся люди, но с такими нытиками, каким я был раньше, мне не хочется общаться!»

Довольно типичный рассказ. Действительно, духовно пустые люди стремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью. Но дело в том, что духовно зрелые люди с ними общаться не хотят, и они находят себе подобных и обмениваются пустотой. Пустым времяпрепровождением можно назвать такое, которое не сопровождается личностным ростом. Форм такого времяпрепровождения множество: большинство наших ритуалов, дискотеки, пьянки и так далее. Это не настоящее общение. Время может пролететь быстро, но толку от этого немного, а чувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Человек оказывается выброшенным из жизни и, естественно, рано или поздно заболеет.

Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать. Конечно, можно уехать на край света, но от себя никуда не уйдешь. Еще Сократ говорил своему собеседнику, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюду таскает за собой самого себя.

Многие скандалы и войны, если хорошо подумать, происходят из-за попытки ослабить нестерпимое чувство одиночества.

Какие же формы общения могут решить проблемы одиночества?

Все те, которые способствуют личностному росту. Их не так много: учеба, творческая деятельность, физическая культура. Человек становится самодостаточным, и общается он не для того, чтобы взять, а для того, чтобы отдать. В результате успешной учебы приобретаются знания, которыми хочется поделиться. Эффективная творческая деятельность получает соответствующую оценку. В результате люди сближаются. Ученик благодарен учителю за полученные знания, учитель признателен ученику за то, что тот усвоил его идеи и продолжает их развивать. Сотрудники, вместе сделавшие важное открытие, вместе выполнившие важную работу, навсегда становятся близкими друг другу. И даже если после этого они много лет не видятся, они все равно есть друг у друга. Таким образом достигается так называемая трансцендентная, космическая связь людей.

А если ты знаком с трудами гениев прошлого и можешь представить себе развитие будущего, то тогда ты связан со всей вселенной. И если ты в этом мире сделал что-то существенное, то даже после телесной смерти остается твой дух. И если ты все время занят своим личностным ростом, тебе просто некогда думать о смерти. Кроме того, на пути личностного роста тебя ждут встречи с интересными людьми, и тогда тебя может посетить Любовь. И хотя твое одиночество остается при тебе, вспоминать о нем тебе некогда!

Психология одиночества

Психология одиночества высвечивает множество иллюзий, питающих наше сознание. Главные из них следующие: мир внутри нас пуст и неинтересен; все самое захватывающее снаружи; в сближении с людьми – весь смысл жизни.

Что с нами происходит, когда мы долго остаемся наедине с собой? Мир словно опустевает и остывает. Его, как запущенный сад, покидают радость и веселье. Поговорить, поссориться, поделиться – не с кем; развлечений, новостей, эмоций – ноль.

Возникает пугающее ощущение, что без людей каждый из нас – «темное царство». Кажется, что лучи света могут проникнуть сюда только снаружи. Лишь они могут рассеять мрак, наполнить смыслом внутренний вакуум.

Однако не слишком ли мы уповаем на внешний мир? Ведь он лишь ключ к миру внутреннему. Психология впечатлений утверждает: все, что творится снаружи, – лишь проекции в нашем сознания. Стало быть, переживания, которые нам дано испытать в компании других людей, – это плод работы нашего ума, воображения, фантазии.

Окружающие – лишь гиды, помогающие нам добраться к себе самим. Ощущение единения, испытываемое нами в обществе близких душ, возникает благодаря нашим внутренним ресурсам.

Однако в одиночестве у нас появляются проблемы с внутренней подпиткой. Мы излишне зависимы от внешних гидов-проводников. Без них мы просто испытываем психическое удушье. Психология одиночества давит на нас дефицитом впечатлений. Без них мы, как без воздуха, задыхаемся. Самые полезные и дорогие вещи нам не в радость. Даже родные стены становятся чужими.

Наше психическое содержание находится между двумя полюсами. На одном – жизнь. Там свет, тепло, любовь, умиротворение. На противоположном – смерть. Там холод, кромешная мгла, безнадега, страх. И те, и другие переживания – всего лишь искажения сознания.

Самые благостные наши впечатления связаны, как правило, с людьми: возлюбленными, родителями, детьми, друзьями. От них исходит самый яркий свет жизни. Менее теплые, но все же по-своему согревающие переживания вызывают у нас животные и любимые предметы.

А вот личности, которые почему-то нам не милы, в нашем представлении отодвигаются ближе к полюсу смерти. Свое неприятие к ним мы выражаем в тяжелой гамме чувств – отвращении, ненависти, презрении, жалости.

Вот почему мы так стремимся превратить любимых в свою собственность. Они доставляют нам самые светлые переживания. Привязываясь к ним, мы, так или иначе, попадаем в зависимость от них. Близкие отношения становятся наркотиком. Без очередной дозы наступает психическая ломка. Уже от одного предчувствия разлуки нами овладевает томительное страдание. Мы понимаем, что греемся в лучах света, которого скоро лишимся.

Одиночество похоже на приближение смерти. Из подсознания вылезают самые негативные слои подавленных переживаний. Такого состояния панически боятся закоренелые преступники, посаженные в камеру-одиночку. Там насильнику является собственное «Я» во всей неприкрытой наготе. Перед ним стоит нелегкая задача: как не лишиться рассудка ?

А вот добровольно уединяющиеся монахи обретают покой без отрицательных ощущений. Из этого следует, что психология одиночества передает не столько состояние физической изоляции, сколько является отражением внутренних переживаний субъекта. Недаром некоторые узники одиночных камер, дав выход тяжелым переживаниям, способны испытать невероятное блаженство. Одиночество перестает страшить их как дамоклов меч, а привязанность к людям существенно ослабевает.

В некоторых духовных практиках, например в психологии Ошо , переживание одиночества считается необходимой стадией очищения перед просветлением. Многие верят, что лишь в полной оторванности от мира людей можно освободить душу от мрака и превратить ее в источник внутреннего света.

Побыть дней 5-7 одному в пустой комнате необходимо каждому, кто находится в духовном поиске. Отсутствие дискомфорта при этом станет свидетельством психологической незашлакованности, чем может похвастать далеко не каждый.

Считается, что энергетическая подзарядка экстравертов происходит в движении. Этим объясняется их тяга к шуму, суете, толпе. А силы интровертов восполняются в состоянии покоя – вот они и ищут уединения. Таким образом, все мы балансируем между динамикой и статикой. Каждый из нас нуждается в своей дозе одиночества, которое позволяет привести в порядок мысли и чувства. Но, чтобы оно было в кайф и шло на пользу, с ним нельзя переборщить.

Чем же опасно затянувшееся одиночество? В этом состоянии человек легко заморачивается на негативе. Ему всерьез начинает казаться, что жизнь – штука, не имеющая никакого смысла. Подобные иллюзорные мысли находят в сознании затворника сотни подтверждений и запросто могут вызвать депрессию . Правда, оказавшись в приятной компании, он в момент освобождается от мрачного настроения, как будто вырывается на волю из темного чулана.

Однако многими замечено, что одиночество может переживаться и в близком окружении. Подобное случается, когда на пути к благостному полюсу души возникают какие-то блоки. К примеру, внутренний свет может полностью сосредоточиться на возлюбленном. Отсутствие его будет восприниматься как сплошное томление.

Нам может быть одиноко в обществе бывших друзей, которые остались на прежнем уровне личностного развития, тогда как мы далеко опередили их, стремясь к новым горизонтам на пути совершенствования. В итоге мрачный период разобщенности может привести к иным смыслам – и свет засияет с удвоенной силой.

Жители мегаполисов не понаслышке знают об одиночестве в толпе. Безликая масса похожа на полуживого монстра, равнодушно поглощающего человеческие индивидуальности. В этом людском море отдельные личности разброшены как потерянные островки.

Нередко причиной одиночества может стать и заниженная самооценка. Неуверенному человеку всегда неохота стать предметом всеобщего обсуждения. Так отшельник сам себя уверяет в собственной никчемности и сжигает мосты с близкими по духу людьми. Вырваться из этого замкнутого круга можно только одним способом – возобновив утраченные контакты, практикуя ежедневное общение.

Часто одиночество становится судьбой гордецов. Эти люди всячески подчеркивают свое превосходство над другими. Их отстраненность – намек на свою избранность, особую ценность. Это не значит, что в глубине души гордецы не страдают от одиночества. Зачастую им свойственно выражать обиду на людей, не добивающихся их общества.

В той или иной степени мы все боимся безопорного пространства, находящегося в глубинах нашей души. Бессознательно мы всячески избегаем внутренней свободы, защищаясь от нее баррикадами психического мусора. Мы боимся остаться наедине с собой, как заточения в мрачном, пустынном подземелье, грозящем неминуемой гибелью.

Мы цепляемся за суету и маяту, внешние события, как за спасательный круг, только чтобы в одиночестве не найти себя. Так мы сами делаем себя заложниками условностей, попадая в болезненную зависимость от них. А излечиться от этого можно, только оставшись тет-а-тет со своим «Я» и бесстрашно вглядевшись в него.

Психология одиночества

1. Психологическая сущность одиночества.

2. Виды (типы) одиночества.

3. Природа и проявление личностного одиночества.

4. Основные пути и средства избавления от одиночества.

«Общение – это единственная роскошь, которая есть у человека». (Экзюпери)

«Ад – это другое». (Сартр)

Для одних одиночество – мука, для других счастье ==> неоднозначная оценка одиночества.

Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция – не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество.

Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

Одиночество – антипод богатому внутреннему мира человека. Не скучно быть одному ==> потребность в одиночестве. Мера потребности в общении определяется уровнем духовности человека.

Одиночество – специфическая форма самосознания человека, сопряженная с тяжелыми и мучительными эмоциональными переживаниями и вызываемая разрывом связей человека с внешним (физическим или социальным миром) или с самим собой.

В зависимости от того, какие связи разрываются, образуются 4 типа одиночества.

1. Космическое – человек чувствует разрыв связей со Вселенной, космосом, природой, Богом. Потеря связей с самим собой (именно в этом случае человек переживает самое ужасное одиночество – разрываются связи с самим собой), т.к. его способности, талант не реализуются, он живет чужой жизнью.

Пример: домохозяйки (растворяются в семье). Нет реализации своего потенциала. ==> Выход: самореализация!

2. Культурное одиночество возникает, если личностные ценности человека не соответствуют ценностям общества, в котором он живет, т.к. получается, что он живет в чужом мире. Поэтому наиболее часто культурное одиночество переживают эмигранты, десиденты, поэты, люди, пережившие глубокие социальные перемены.

3. Социальное – когда разрываются связи человека с группой, в которую он хотел бы входить. Его изгнали, отвергли, не приняли.

Пример: институт, работа.

Пример: гомосексуалисты, предатели, преступники, пенсионеры. Человек чувствует себя лишним, непризнанным, посторонним. Человек часто испытывает чувство страха, стыда, тревоги и др.

4. Личностное или межличностное одиночество – разрыв связей с другими людьми. У человека нет друзей ==> дефицит дружеского, доверительного, интимного общения.

Проявляется в 2х формах:

1) социальная изоляция (нет друзей) – дефицит дружеского общения;

2) эмоциональная изоляция (никому, даже лучшему другу человек не может раскрыться, довериться) – самая тяжелая форма одиночества.

Пример: «Мой муж меня не понимает».

Причины и проявления личностного одиночества.В зависимости от исходных причин выделяют 3 вида личностного одиночества.

1. Истинное одиночество (понятие заимствовано из работ экзистенциалистов).

2. Патологическое одиночество обусловлено отклонениями в психике, одна из главных причин – шизофрения.

3. Вынужденное одиночество.

1. Экзистенциалисты считают одиночество специфической особенностью человека, в отличие от животных. Никто до конца нас понять и принять не смогут. «Все мы заключены в одиночную камеру своего Я». Солидарность с другими всегда поверхностна, иллюзорна. «Я праздную свое одиночество» — раз нельзя избавиться от одиночества, нужно изменить к нему свое отношение.

2. Отсутствие желания общаться ==> патологическое одиночество. Человек добровольно ограничивает число контактов с другими людьми, общение может вызвать скуку, раздражение.

3. Вынужденное одиночество – ограничения круга общения носят вынужденный характер. Причины вынужденного одиночества лежат в самой личности или в особенностях ситуации. Зависит от ситуации (так сложились обстоятельства жизни):

? потеря любимого, близкого человека (потеря – смерть, развод),

? переезд (смена места жительства).

Но ситуация меняется и одиночество прекращается – чего не происходит, если причина одиночества – в личности.

Главная личностная черта, порождающая одиночество, это самооценка (СО).

Низкая СО, комплекс неполноценности ==> ограничивает круг общения ==> одиночество.

Высокая СО, высокомерие, пренебрежительное отношение к другим людям ==> одиночество.

Но одиночество и приводит к понижению самооценки. Самый мощный корень личностного одиночества – низкая СО.

Основные проявление личностного одиночества.

Проявляется в эмоциональной сфере: отрицательные эмоции (скука, печаль, тревога, страх, депрессия, отчаяние.

От скуки до отчаяния. В конце концов, одинокий человек решает: «Быть или не быть». Никчемность своей жизни.

Но при этом характер эмоций одинокой личности зависит от характера атрибуции своего одиночества: если винит в совеем одиночестве других (внешняя атрибуция), его не любят ==> гнев (ведь он заслуживает любви) и горечь; если причины одиночества видит в себе (глупый, некрасивый)

==> печаль, тревога, тоска, депрессия.

Все одинокие люди – депрессивные люди. (Депрессия – это индикатор одиночества).

Как ведут себя одинокие люди, их поведение?

1. Печально-пассивное – ничего не делаю, плачу, переедаю, пью таблетки, алкоголь, наркотики, TV, общение самого с собой, с животными и т.д.

2. Активное уединение – учусь, занимаюсь спортом, слушаю музыку и др.

“Печальная пассивность” – это реакция на одиночество тех, кто хронически и глубоко одинок. Такие люди находятся в состоянии летаргического самосострадания, которое отталкивает от них других людей и тем самым замыкается порочный круг: низкая СО ? одиночество.

“Активное уединение” – это плодотворное и творческое использование времени, проводимого в одиночестве, своего рода альтернатива одиночеству («Трудолюбивой пчелке некогда печалиться!»). Но иногда такая активность приобретает бессмысленный характер: человек усердно и интенсивно занимается никому не нужным, “пустым” делом, лишь бы заглушить одиночество, отстранение от непосредственного, живого общения с людьми шаблонными и надуманными делами.

Таким образом, одиночество – остросубъективное, сугубоиндивидуальное и часто уникальное переживание. Для одного – это отчаянная тоска по утраченной любви и близкому человеку, заглушить которую он пытается в алкоголе и наркотиках; для другого – преходящее чувство скуки из-за отсутствия возможности общения, для третьего – это трагедия всей жизни, ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования. В любом случае одинокие люди чувствуют себя несчастными.

Отсюда проблема ==> как избавиться от одиночества?

Способы избавления от одиночества зависят от того, что явилось причиной одиночества и как человек переживает свое одиночество (эмоции и формы поведения).

2. Научиться навыкам общения.

3. Изменить свое отношение к одиночеству.

Если не удается изменить ни обстоятельства, ни самого себя, остается одно: изменить отношение к одиночеству, пользуясь советом экзистенциалистов: «Счастье принадлежит тем, кому довольно самих себя. Одиночество – свидание с собой. Я праздную свое одиночество!» Необходимо преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать.

Психология одиночества

Глава 1. История одиночества

Глава 2. Психология одиночества

2.1. Возникновение чувства одиночества

2.3. Проблемы одиночества

Список используемой литературы

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

Глава 1. История одиночества

Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали — животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше.

Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой. Не делай себе кумира. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. » Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.

Глава 2. Психология одиночества

Можно выделить два термина одиночества: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух ‘верных друзей’, желательно таких же по характеру, как он. У таких ‘приятелей’ сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени ‘смешанные’. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

2.1. Возникновение чувства одиночества

Ребенок появляется на свет без чувства одиночества. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества.

Враждебность даже не допускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется в бессознательное. Начинают формироваться различные психологические защиты, одна из которых — социально приемлемая роль. В сознании остается чувство одиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников, сотрудников, друзей. «Народу много, а поговорить не с кем»,— говорил великий сатирик А. Райкин.

Но и при самом правильном воспитании чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, это чувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты сухопутные животные. Но так сложилось, что по своему физическому устройству они вынуждены жить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10-15 минут они вынуждены выныривать из воды и глотать кислород. Так и мы. С одной стороны как стадные животные мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, как личности мы практически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться, вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. От него никуда не деться, и поэтому лучше его использовать.

Духовно пустые люди стремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью. Но дело в том, что духовно зрелые люди с ними общаться не хотят, и они находят себе подобных и обмениваются пустотой. Пустым времяпрепровождением можно назвать такое, которое не сопровождается личностным ростом.

Форм такого времяпрепровождения множество: большинство наших ритуалов, дискотеки, пьянки и т. д. Это не настоящее общение. Время может пролететь быстро, но толку от этого немного, а чувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Человек оказывается выброшенным из жизни и, естественно, рано или поздно заболеет. Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать. Конечно, можно уехать на край света, то от себя никуда не уйдешь. Еще Сократ говорил своему собеседнику, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюду таскает за собой самого себя.

Многие скандалы и войны, если хорошо подумать, происходят из-за попытки ослабить нестерпимое чувство одиночества.

Какие же формы общения могут решить проблемы одиночества?

Но одиночество — не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию — иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В обычный психологии есть понятие ‘сенсорная депривация’ (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

2.3. Проблема одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина:

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы ‘залить’ свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, от какого именно одиночества, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий ‘информационный голод’ — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Список используемой литературы:

1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

2. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

3. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества, Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 2005;

4. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 2001;

5. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000;

6. Хараш А.У. Психология одиночества, Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Источники:
Психология одиночества
Читать "Психология одиночества. Стр.24" Литвак М. Е.
http://bookap.info/popular/litvak_stati/gl24.shtm
Психология одиночества
Психология одиночества высвечивает множество иллюзий, питающих наше сознание. Главные из них следующие: мир внутри нас пуст и неинтересен; все самое
http://rostduha.ru/psixologiya-odinochestva/
Психология одиночества
1. Психологическая сущность одиночества. 2. Виды (типы) одиночества. 3. Природа и проявление личностного одиночества. 4. Основные пути и средства избавления от одиночества. «Общение –
https://studfiles.net/preview/5132803/page:11/
Психология одиночества
Проблема одиночества занимает умы людей на протяжении столетий — ее изучением занимались психологи, философы, богословы, ученые и писатели. Психология одиночества. Возникновение чувства одиночества как проявление слабой приспособляемости личности.
https://xreferat.com/77/4710-1-psihologiya-odinochestva.html

CATEGORIES