Психология общения и межличностных отношений

План — конспект по дисциплине Психология на тему «Психология межличностных отношений»

Тема: Психология межличностных отношений

Цель: Исследовать содержание понятия «межличностные отношения», выявить особенности межличностных отношений, показать, что является их основой, выделить роль взаимодействия между людьми.

Изучение понятия и структуры межличностных отношений;

Развитие коммуникативного навыка;

Воспитание уважения к личности человека;

Оборудование: компьютер, презентация, таблицы

Организационная часть

Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня урок по психологии у вас буду вести я. Меня зовут Анна Константиновна, я студентка – практикантка из КарГУ им. академика Е.А. Букетова.

Сообщение цели урока

Сегодня мы с вами изучим новую тему, которая называется

«Психология межличностных отношений». Обсудим, что это такое, какие отношения бывают, их виды и поговорим о лидерстве.

Объяснение нового материала

Понятие и структура межличностных отношений. Виды и формы.

Основные факторы межличностных отношений.

Лидерство и руководство в малой социальной группе:

а) Лидерство как структурный феномен

б) Стиль руководства и основные направления его исследований

в) Качества лидера

Понятие и структура межличностных отношений

— Что же такое межличностные отношения?

Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями – чувство неприязни) индивидов, в них участвующих.

Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения.

Все отношения складываются на общении, люди всегда взаимодействуют диалогами.

— Рассмотрим структуру общения:

К параметрам межличностных отношений относят:

Дистанцию между партнерами или степень их психологической

близости (близкую, далекую);

Существует такое понятие, как «Зона комфорта».

— Что это такое?

Зона комфорта — область жизненного пространства, в которой человек чувствует себя уверенно и безопасно. Существуют различные зоны. (Интимная, личная, социальная, общественная). У каждой зоны есть своя дистанция, своё расстояние комфорта.

Упражнение «Зона комфорта»

Один человек становится сбоку, второй начинает медленные шаги навстречу до тех пор, пока первый не скажет «стоп». Расстояние между ними будет обозначать зону комфорта и безопасности для первого.

Оценку отношений (позитивную, негативную, противоречивую,

Между людьми всегда есть оценивание. Мы всегда оцениваем друг друга. Внешне, по общению, по взглядам и т.д.

Позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

В любых отношениях, у каждого партнёра есть своя позиция. Даже в вашем коллективе кто-то равен, кто-то зависит от мнения или чего-либо другого, кто-то доминирует (ведёт за собой, лидирует).

— Как вы думаете, в гармоничных здоровых отношениях какая позиция должна быть? Доминирование, зависимость или равенство? (Все, завися от ситуации)

Под этим понятием скрываются виды межличностных отношений.

— Посмотрите внимательно. Какой вид отношений не указан в данной таблице? (Семейные отношения)

Также межличностные отношения можно разделить на такие виды, как:

— Давайте рассмотрим условия нормальных межличностных отношений.

Формы м/л отношений

Основные факторы межличностных отношений

Большое значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно — или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д.

Фактор пола проявляется в том, что у женщин круг общения меньше, чем у мужчин. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью.

С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость.

Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях меж/персональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным группам и пр.

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.

Внешние физические недостатки и хронические заболевания , как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности.

Качества, затрудняющие развитие межличностных отношений:

• самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие;

• догматизм (всегда прав) и постоянная склонность не соглашаться с партнером;

• двуличие и неискренность.

Структура общения

Все отношения складываются на общении, люди всегда взаимодействуют диалогами.

— Рассмотрим структуру общения:

4. Лидерство и руководство в малой социальной группе:

а) Лидерство как структурный феномен

Лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Функции лидера и руководителя:

Они призваны стимулировать группу,

Нацеливать ее на решение определенных задач,

Заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

б) Стиль руководства

в) Качества лидера

Подведение итогов. Рефлексия.

— Что такое межличностные отношения?

— Какие виды м/л отношений бывают?

— Какой вид м/л отношений у вас в группе?

— Кто такой лидер?

— Чем лидер отличается от руководителя?

— Какие качества присуще лидеру?

Психология общения и межличностных отношений
infourok.ru

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

«Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями.

Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В процессе общения наряду с речью используются и вневербальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы).

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на:

• агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

• активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

• пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

• маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п.

Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Формы общения можно разделить на деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений.

Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция— субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки.

Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков <эффект положительного ореола).

Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны.

Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления.

Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви- зируют социальные объекты.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.

В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщенности межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор».

На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип человека с непроницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление.

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.

Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна[51].

Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта. Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными (если они удовлетворяют интересы определенной группы или общества в целом), непосредственными (личные встречи) и опосредованными (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

При взаимодействии людей используются различные способы и средства психического воздействия. В процессе межперсонального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.

Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или непреднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.

Информация, получаемая личностью, оценивается, соотносится с имеющейся системой знаний, представлений и потребностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он формирует возможные цели своего будущего поведения.

В общении люди формируют друг у друга определенные позиции, отношения к различным сторонам действительности.

Для успешного общения необходимы определенные стимулы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из которой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуализированных интересов.

В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений.

Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации.

Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения (нейролингвистическое программирование).

Разновидность неаргументированного социального взаимодействия — подражание (следование примеру, образцу). Подражание — одно из средств социального научения, овладения социальным опытом.

Подражание может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. На внешнем подражании основаны такие социально-психологические явления, как обычаи и мода.

Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.

Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения личности, резкому снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения.

Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушением (суггестией). Внушение — эмоционально-подсознательное формирование у других лиц соответствующих психических состояний и установок.

Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.

Читайте также

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении Самая большая роскошь – человеческое общение. Антуан де Сент-Экзюпери Вся совокупность отношений реализуется в общении, то есть в акте коммуникации, причем слово «коммуникация» в английском языке

22. Понятия общения и межличностных отношений

22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов

36. Психология межличностных отношений

36. Психология межличностных отношений Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная

37. Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

4.1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах

4.1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах Исследования межличностных отношений в моноэтнической среде в России и за рубежом уже проводились (Обозов, 1979; Кон, 1987, 2005; Гозман, 1987; Мясищев, 1998; Шибутани, 1998; Куницына, Казаринова, Погольша, 2001; Резников,

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

Нестабильность межличностных отношений

Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

Изучение межличностных отношений в классе

Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

Значение межличностных отношений

Значение межличностных отношений

On Relationship (Психология межличностных отношений)

On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

psy.wikireading.ru

Психология общения и межличностных отношений

Для этой высокопрофессиональной книги характерна подлинная «многоаспектность» изложения материала, что выгодно отличает ее от аналогичных изданий, которые на ее фоне заметно проигрывают. К бесспорным достоинствам книги следует отнести колоссальную проработку отечественной и зарубежной литературы, а также широчайший охват вопросов. Это настоящая энциклопедия теоретической и практической психологии общения.

Издание предназначено для психологов, педагогов, руководителей и многих других специалистов, для которых знакомство с этой книгой станет залогом успешной профессиональной деятельности.

В настоящее время написано уже большое количество научных и особенно популярных монографий по общению, в которых эта проблема рассмотрена с различных сторон (А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У. Юри, 1992, и многие другие, о которых пойдет речь в книге). На этом фоне написание еще одной книги по данной теме требует обоснования, что я и попытаюсь сделать.

Психология общения и межличностных отношений скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Эдвард де Боно. «Использование латерального мышления»

Хотя эти краткие резюме как бы разбивают проблему на части, тем не менее все главы книги связаны тремя основными темами, являющимися исходными принципами нешаблонного мышления.

1. Ограниченность шаблонного мышления в качестве метода выработки новых идей.

2. Использование нешаблонных процессов для получения новых идей.

3. Цель нешаблонного мышления — выработка новых идей, которым следует быть более простыми, глубокими и эффективными.

Технические приемы, предложенные для стимулирования рождения новых идей, возможно, покажутся крайне искусственными, ибо естественный способ мышления — шаблонный, логический.

До тех пор пока нешаблонное мышление не вошло в привычку, сознательное применение этих искусственных приемов совершенно необходимо, так как это единственный способ повернуть поток идей с естественного пути наибольшей вероятности.

Одно из основных достоинств нешаблонного мышления заключается в том, что его стремление к простоте новых идей обеспечивает его доступность и независимость от уровня образования.

Психология общения и межличностных отношений
bookshake.net

Психология общения и межличностных отношений .

  • 2235
  • 0
  • 0

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

Евгений Павлович Ильин

Психология общения и межличностных отношений

В настоящее время написано уже большое количество научных и особенно популярных монографий по общению, в которых эта проблема рассмотрена с различных сторон (А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У. Юри, 1992, и многие другие, о которых пойдет речь в книге). На этом фоне написание еще одной книги по данной теме требует обоснования, что я и попытаюсь сделать.

В каждой из опубликованных работ авторы делают акцент на каком-то одном аспекте проблемы общения. Например, у Л. П. Буевой (1978), М. С. Кагана (1988), В. И. Фефеловой (2007) это философское рассмотрение проблемы, у М. И. Лисиной (1986) – онтогенетическое, у А. В. Мудрика (1981) и В. А. Кан-Калика (1987) – п.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 62890
  • 10
  • 10

Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п.

Страж огня

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 52728
  • 3
  • 8

Одна из лучших фэнтези-саг за всю историю существования жанра.

Ведьмак (сборник)

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 50567
  • 2
  • 9

Пока набросок. Если перерастёт по объёму из рассказа в роман, то будет под подписку .

Парный танец

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 68226
  • 35
  • 66

Сидя в роскошном кресле в своей спальне, Атарашики отдыхала. Уже пара часов, как последний гость п.

Без масок (Маски 10) Книга десятая

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 38778
  • 6
  • 4

Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 33996
  • 1
  • 3

Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича Эта редакция является истинной и окончательной. .

Один день Ивана Денисовича

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Психология общения и межличностных отношений . » Ильин Евгений Павлович не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. «Психология общения и межличностных отношений . » Ильин Евгений Павлович читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 2235
  • 0
  • 0

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 8
  • 0
  • 0

Приключения продолжаются, Тесса, Кальдер и Эш отправляются искать способ исцелить маму Тессы. Лорд.

Грейвенвуд (ЛП)

Приключения продолжаются, Тесса, Кальдер и Эш отправляются искать способ исцелить маму Тессы. Лорд.

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 57
  • 0
  • 0

Представьте: Вы очнулись в больнице, чувствуете себя, мягко говоря, не очень, а тут вокруг тучи зо.

Картошка есть? А если найду?

Психология общения и межличностных отношений
readli.net

Психология общения и межличностных отношений

Основные категории социальной психологии.

Психологическая самозащита личности.

На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту.

Предметом социальной психологии являются общественное мнение и настроение, коллективная воля, групповое поведение и др.

Социальная психология выделяет атрибутивные характеристики социальных норм, которые обеспечивают их действие как регулятора поведения индивида и группы, а также механизмы и закономерности действия социальных норм на уровне поведения и сознания личности и на групповом уровне взаимодействий. При этом социальная психология формирует свой специфический предмет исследования — нормативное поведение личности, группы и их нормативно-ценностные системы.

Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством— различные формы самовыражения личности. Контакты, между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

Общение—обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства — это также акты общения.

В общении могут быть переданы навыки и умения.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д.

Параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами.

Выделяют три уровня общения.

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему.

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы.

Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Взаимоотношение — взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементарности (дополнения друг друга), неприязни и др.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе; коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. Так отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 590 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su
CATEGORIES
Share This