Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений

Существует много литературных источников, которые по-своему передают информацию о том, что такое психология межличностных отношений (ПМО). Тем не менее представленная тема имеет общепринятые черты, которые следует отметить. Сама по себе психология общения и межличностных отношений предстает весьма важным вопросом в современной жизни каждого человека.

Чтобы корректно понять ПМО, не нужно смешивать ее с общественно-публичными взаимоотношениями. Роль и суть подобного рода взаимоотношений в корне отличается от общественно-публичных, поскольку их характерной чертой является экспансивная основа. Следовательно, их можно анализировать как фактор психологической «обстановки» конкретной группы. Экспансивная составляющая подобных отношений свидетельствует о том, что они формируются на базе чувственных элементов, которые возникают между двумя людьми. В учебниках психологии постсоветских стран выделяются 3 типа эмоциональных проблесков индивидуума:

Экспансивная основа представленных взаимоотношений охватывает все существующие типы эмоциональных проблесков. Связь или контакт между людьми создается далеко не только на базе заурядных экспансивных проявлений. Кроме того, активность трактует и иную серию взаимоотношений, которая опосредована ею. Весьма сложно проводить анализ межличностных отношений в социальной психологии, потому как нужно одновременно проанализировать 2 степени отношений в группе: как межличностные, так и опосредованные коллективной работой. Проще говоря, вдобавок еще нужно рассмотреть общественные отношения тех же личностей, которые имеют прямые взаимоотношения. По этой причине вопрос о методических средствах подобного рода анализа становится очень острым и актуальным.

Стоит упомянуть, что изначально социальная психология чаще изучала только межличностную структуру, поэтому по данному направлению написано большое количество работ, которые ныне помогают многим людям. Одним из результатов этих работ предстает метод социометрии, описанный североамериканским психиатром Джекобом Леви Мореном. Способ, созданный в рамках представленной теоретической схемы, оказался очень популярным.

Исходя из этого, можно смело утверждать, что межличностный контакт рассматривается как действующий компонент психологической обстановки группы. Однако для полноценной проверки межличностных и внутригрупповых отношений, чтобы улучшить и усовершенствовать их в дальнейшем, используется вышеупомянутая система социометрии.

Психология межличностных отношений играет крайне важную роль в современном обществе. Сами взаимоотношения представляют собой комплекс связей, которые возникают у людей благодаря чувствам, суждениям и контакту. Подобные отношения состоят из следующих пунктов:

  • созерцание и восприятие;
  • исходящая симпатия;
  • взаимодействие и поступки.

Разделяют следующие составляющие их элементы: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная часть состоит из познавательных психических процессов:

Они помогают человеку познать ключевые особенности партнеров по коллективной занятости и создать взаимопонимание между ними. Особые черты взаимопонимания включают в себя 2 атрибута: адекватность и идентификация. Первый атрибут — это корректность психического отражения той персоны, которая воспринимается. Второй — сравнение себя с личностью другого человека.

Эмоциональная часть состоит из положительных либо отрицательных переживаний, которые создаются в ходе общения с остальными людьми:

  • симпатия либо антипатия;
  • удовлетворенность;
  • эмпатия — экспансивный отзыв на реакцию иного лица, который может выражаться в качестве сопереживания, сочувствия и соучастия.

Поведенческая часть состоит из мимики, жестикуляции, пантомимики, речи и действий, выражающих подход или позицию этого индивидуума к иным людям или же целиком к группе. Кроме того, эта часть предстает главным элементом в урегулировании взаимоотношений. Результативность межличностных отношений расценивается по общему состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности всей группы и каждого ее члена.

Производственные отношения формируются между работниками организаций при решении их внутренних задач. Данные отношения имеют 3 категории. Первая — между начальником и работником, вторая — между одинаковыми по статусу сотрудниками, третья — между начальниками одного предприятия и работниками другого.

Бытовые формируются на отдыхе или в бытовой жизни. Служебные — нормативно предустановленные отношения, прикрепленные в официальных документах. Неофициальные формируются при повседневной жизни, проявляются в обычной симпатии, оценке и так далее.

На межличностные отношения воздействуют такие факторы, как пол, национальность, возраст, характер, специальность, опыт общения с людьми, самомнение и так далее.

Различают такие этапы отношений:

  1. Знакомство, когда создается взаимный контакт, восприятие и оценка, что формирует основу дальнейшего отношения людей.
  2. Приятельский, когда между двумя или более людьми возникают отношения на рациональном и эмоциональном уровне.
  3. Товарищеский включает в себя сближение суждений и взаимную поддержку, которые укрепляются доверием.

Контакт между людьми считается самым важным моментом в общественной жизни. Без него попросту не сформировались бы многие аспекты человеческого бытия. Именно поэтому изучение данного психического феномена, который имеет сложную ступенчатую структуру, считается актуальным для всей современной науки.

Суть межличностного общения заключается в контакте человека с другим человеком. Этим люди удовлетворяют свое желание в обмене информации. К примеру, когда 2 человека обсуждают спорную ситуацию или влюбленные люди шепчутся на лавочке, происходит тот самый контакт. Проще говоря, существующая проблема или вопрос в текущем случае разрешается благодаря общению.

Межличностное общение считается не только нужным компонентом совместной деятельности людей, воплощение которой подразумевает их сотрудничество, но и неотъемлемым условием обычного функционирования их общностей. В частности, рассмотрим студенческую группу или строительную бригаду. При сопоставлении стиля и манеры общения в данных объединениях выявляется как схожесть, так различие. Схожесть — это то, что общение предстает требуемым условием их существования в данной среде. К слову, на общение вышеупомянутых структур воздействует не только род их деятельности, но и иные значимые факторы. Допустим, в студенческой группе требуется знать, каким образом все собрано, проверить коллективность группы, а также то, что там главенствует, и остальные немаловажные аспекты. В бригаде же, в свою очередь, присутствуют совершенно другие особенности, которые отличаются от студенческих.

Специфика межличностного взаимодействия везде зависит от того, как все внутри обустроено, то есть как люди реагируют друг на друга, какое у них отношение, как понимают друг друга и так далее. Общности, к каковым принадлежит индивид, вырабатывают эталоны общения, задают стандарты поведения, которым индивид приучается следовать ежедневно при взаимодействии с иными людьми. Данные общности прямо влияют на развитие у него оценок, каковые формируют восприятие им остальных людей, отношение к ним и манеру общения с ними. При этом насколько эффективнее само воздействие, настолько же авторитетнее становится общность в глазах самой личности.

Контактируя с другими людьми, индивидуум может единовременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он постигает собственного партнера, обусловливает к нему свое отношение (интерес или наоборот), влияет на него с целью решения какой-то четкой задачи. Тем временем он сам представляется объектом познания для того, с кем разговаривает. Партнер адресует ему свои эмоции и пытается на него воздействовать.

Общение, являясь основным видом деятельности людей, сильно воздействует на весь процесс последующего развития личности.

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Психология межличностных отношений

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: общение, отношения, взаимоотношения, умения и навыки общения.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Общение — одна из основных социальных потребностей человека

С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже двух-трехмесячный младенец начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, начнут «общаться». Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в дальнейшем к его эмоциональной глухоте, черствости, закреплению установки на исходное недоверие к миру.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста он ни был. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считается одиночное заключение.

Так что же такое общение, отношения, взаимоотношения? Эти понятия кажутся настолько простыми и настолько общими, что их трудно определить, хотя всем они интуитивно понятны.

Учитель может спросить учащихся, как они сами понимают, что такое общение. После ответов учащихся необходимо показать, что у большинства понятие «общение» ассоциируется прежде всего с «обменом информацией».

Действительно, общение (или коммуникация — в точном значении этого слова) —это сообщение, передача. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Однако правильно ли будет считать, что общение связано только с обменом информацией? Конечно, нет. Вряд ли можно представить себе такую ситуацию, в которой проявляется только интеллектуальная сторона общения, без эмоциональной, обмен только знаниями без обмена чувствами. Даже просмотр одного и того же фильма в одиночестве и вместе с друзьями, по телевизору или в полном зрительном зале кинотеатра вызывает различное к нему отношение. А как легче научиться чему-либо — одному или в обществе сверстников?

Учитель может, выяснив мнение учащихся по этому вопросу, показать большую роль общения и в этом случае. Таким образом, в результате общения происходит обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами.

Какова же конкретно роль общения в жизни людей?

Во-первых, именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы. Недаром же говорят, что легче любить все человечество, чем своего соседа по квартире.

Здесь учителю уместно предложить учащимся привести примеры влияния общения со сверстниками на развитие таких сторон личности, как настойчивость, ответственность, верность в дружбе и др.

Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявилось в компаниях, группах подростков, где велико подражание друг другу. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых компаниях «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться белой вороной. В результате обедняется и само содержание общения, и, в конечном счете, интеллект его участников.

Но, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. К. Маркс писал в «Капитале»: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе, как к человеку».

Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он научается оценивать себя, относиться к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения. Поэтому нежелание или неумение общаться могут ограничивать развитие индивидуальности.

Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь, узнавая, иногда разочаровываешься в людях».

Как мы видим, потребность в общении — это жизненно важная потребность человека, какого бы возраста он ни был. Поэтому неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать от других недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется,

В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и по возможности дать совет. Телефоны доверия появились и в нашей стране.

По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания», несомненно, полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения. Поэтому можно согласиться с автором статьи Г. Ильичевым, который пишет: «Служба» не дает готовых рецептов и волшебной палочки не имеет. Единственное, что она может — помочь разобраться тебе в происходящем, и перед тем, как звонить, ты должен сам сделать все, что в твоих силах».

Эти примеры учитель может использовать как материал для обсуждения в классе приблизительно по следующей схеме:

  1. почему могла возникнуть такая ситуация;
  2. как должен поступить абонент, если бы он «не дозвонился»;
  3. что бы ты ответил на месте психолога, работающего в «Службе доверия».

Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе

К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. «Психология»

«Высшая школа», Москва, 1977 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Социально-психологический климат (1) — это важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат (2), создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и станков), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и так называемой функциональной музыкой (3).

Общественное настроение, как и все другие общественно-психологические явления, отличаются от индивидуально-психологических тем, что в них каждая конкретная личность выступает одновременно и в качестве субъекта, отражающего другие личности, и в качестве объекта, отражаемого другими личностями. В реальной контактной группе, и тем более в коллективе, это происходит как одновременное взаимодействие, являющееся сущностью межличностных отношений, проявляющихся в общении. Анализируя взаимодействие двух личностей в любом общественно-психологическом процессе, «вырванном» из всеобщей связи явлений, можно видеть, что каждая из них причина действий другой.

Здесь речь идет о малых, реальных, контактных группах, так как помимо них существуют условные (статистические) группы.

Любая контактная группа связывает личности, входящие в нее, механизмами воли. При этом воли отдельных людей в группе «достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,— из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее» (4).

Все человеческие группы различаются по их общественному положению, величине: внешней и внутренней организации. Существенный, но не единственный компонент внутренней организации группы — ее психологический климат.

Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности. Это может быть учитель и ученик, звеньевой и член звена. Наибольшая группа — человеческое общество.

По самой человеческой природе любое скопление людей, если оно достаточно продолжительно, всегда стремится получить какую-то организацию. В одних случаях такая организация возникает без внешних стимулов, происходит внутренняя организация группы. В других — группа получает организацию и структуру извне. При этом внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структуры могут совпадать или быть более или менее согласованными.

1. Подробней о нем см.: Социально-психологическая атмосфера произведственного коллектива. Ростов-на-Дону, 1973; Вильховиченко Э. Р. Кризис современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности. М., 1971, с. 26—31; Платонов К. К. Психологический климат на производстве.— «Социалистический труд», 1976, № 11, с. 96—99.

2. См.: Устинов А. Г. Цвет в производственной среде. Методические указания М., 1967.

3. См.: Гольдварг И. А. Функциональная музыка. Пермь, 1968.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 396.

Когда внешняя и внутренняя структуры группы совпадают, то дополняют и взаимоукрепляют друг друга, как у нас в выборных организациях (партийных, комсомольских, профсоюзных группах), а также в различного типа производственных бригадах, одновременно являющихся и бригадами коммунистического труда.

Высшая форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив — это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (1).

Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существующую лишь для себя корпорацию. Следовательно, коллектив — это всегда группа людей, но не каждая группа. Каждый подлинный коллектив — часть большего, который в свою очередь часть еще большего: звено— часть учебной группы или производственной бригады, а они — часть коллектива училища или предприятия.

Коллективизм — солидарность человека с целями развития общества. Такая общественная солидарность проявляется прежде всего в труде. В ее структуру входят: трудовая и общественная активность, чувство ответственности и долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах коллектива и общества в целом.

Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него, — сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. Этот объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе, самоукрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами (вожаками) и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности. Задача воспитателей — содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него (2).

В отличие от неорганизованных групп, где существует паритетность, т. е. равные межличностные отношения членов группы без элементов руководства и подчинения, в любой организованной

1. Макаренко А. С. Соч., т. 5. М., 1958, с. 476.

2. Подробней см.: Коллектив и личность. М., 1975, с. 81—104; Методологические проблемы социальной психологии, 1975, с. 63—68.

группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.

Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет — тогда коллектив распадается на отдельные, неоформленные микрогруппы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микрогрупп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.

Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях.

1. Что принято называть социально-психологическим климатом?

2. Из каких основных явлений создается психологический климат?

3. Чем отличается общественное настроение от индивидуального?

4. В чем заключается различие между реальными и условными группами?

5. Что называется коллективом и почему он является высшей формой организации группы?

6. Что служит показателем благоприятного социально-психологического климата?

Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Пример нарушения физиологической совместимости, резко понижающей производительность труда одного человека и при этом приводящей к повышению утомления другого,— когда на распиловку дров ручной пилой в одной паре работников направляют сильного мужчину и болезненного юношу.

Однородная (по полу и возрасту) группа может резко ухудшить свой общий результат из-за различной натренированности ее членов. Различие навыков и умений совместно обучающихся или работающих, различная их выносливость, а также разные отношения к учебе или производственной работе приводят к психологической несовместимости.

Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и, мышления. Но чаще всего — от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости (1). Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат. При этом необхо-

1. Подробней об этом см.: Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966.

димо помнить, что групповая совместимость существует не только между учащимися, но и между ними и педагогом (1).

Каждый педагог системы профтехобразования должен изучать межличностные отношения учащихся в первую очередь в процессе формирования трудовых, профессиональных отношений. В то же время следует обратить внимание и на межличностные отношения, складывающиеся вне учебной и трудовой деятельности: в кружковой работе, в спорте, в быту, и организуемом неофициальными и официальными группами учащихся отдыхе. Все эти отношения создают психологический фон, который облегчает или отягощает выполнение учебных и производственных работ.

Нередко случается так, что почти вся группа дружна, деятельна и оптимистически настроена, а один ее член, только что появившись в группе или находясь в ней малозаметным, обостряет отношения с кем-либо сначала каким-нибудь одним аморальным поступком, а потом начинает грубить и вредить всему коллективу. Такой аффект неадекватности — бурное проявление несовместимости с утратой волевого контроля обычно вызревает постепенно, начиная с замкнутости, отчужденности от коллектива и безразличного, а чаще всего халатного отношения к делу, затем происходит вспышка аффекта неадекватности. Таких людей обычно называют дезорганизаторами, но эта дезорганизация начинается прежде всего с симптомов психологической несовместимости — значит, при умелом управлении учащимися, в частности их межличностными отношениями, дезорганизацию можно предотвратить.

Склочник, наушник, ябеда и подстрекатель по характеру несовместим с дружной группой. В этих условиях, под давлением общественных и административных воздействий он будет приглушать и по возможности изживать отрицательные черты характера или уйдет из группы. Но аффект неадекватности может появиться у человека, ранее не проявлявшего отрицательного отношения к группе и к тому делу, которым занимается вместе с товарищами. Почвой для возникновения такого «вывиха» являются противоречия между оценкой «свихнувшегося» человека группой, большинством ее членов и его самооценкой своих индивидуальных достоинств. Чтобы сохранить собственное отношение к себе, он идет на нарушение адекватных отношений с окружающими, чем-то принижающими его личность.

Самооценка имеет большое значение в поведении и отношении к группе и к делу. Она зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем большего хочет человек и чем меньшего достигает, тем конфликтнее его личность, тем вероятнее возникновение аффекта неадекватности и нарушения групповой совместимости. И, наоборот, чем ниже уровень личных притязаний и чем значительнее достижения, тем больше человек доволен окружающими его людьми и тем делом, которым вместе с ними занимается.

1. Об этом подробней см.: Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967; Битуев В. П. Психология взаимоотношений учителя и учащихся. Улан-Уде, 1972.

Хорошее знание преподавателем индивидуально-психологических особенностей учащихся, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями и вдумчивым использованием психологических закономерностей дадут ему возможность предупреждать появление аффектов неадекватности и последовательно улучшать групповую совместимость учащихся. При этом важно добиваться того, чтобы в учебной группе не было никчемных учащихся. Положение человека удовлетворяет его самого только при том условии, когда оценка его личности в коллективе достаточно высока. Каждый должен быть чем-то ценен и заметен в группе и к тому же иметь какие-то глубокие и устойчивые положительные интересы. Наличие таких интересов несовместимо с аффектом неадекватности.

К сожалению, нередко одной из частных причин резкого ухудшения настроения коллектива, приводящего к падению производительности его труда, становятся не только склоки, обычно идущие «снизу», но и непродуманные административные меры, исходящие от руководителей, «сверху» и не получающие поддержки в своих коллективах. Там, где игнорируется коллектив, между ним и руководителем рано или поздно возникнет разрыв.

Умение официального руководителя или неофициального лидера группы проанализировать личность каждого члена группы, равно как и структуру группы в целом, взаимоотношения составляющих ее личностей, — основа успеха их руководства коллективом и их психологической совместимости с ним.

Руководство коллективом неотрывно от формирования коллектива. Последнее же невозможно вне формирования направленности отдельных членов коллектива. В этой закономерности заключается основная сущность обеспечения групповой совместимости и управления межличностными отношениями в учебной группе.

1. От чего зависит групповая психологическая совместимость?

2. В чем могут заключаться причины аффекта неадекватности?

3. Отчего зависит самооценка личности?

4. Что служит основой руководства коллективом?

Следовательно, включение личности в группу разносторонне изменяет ее особенности, свойственные ей как индивиду, что и есть процесс ее социализации. Он может быть как стихийным, так и более или менее осознанным.

Степень социализации личности определяется степенью осознания ею себя как члена коллектива. Осознание же себя как члена коллектива включает и соответствующее отношение к себе и группе. Степень социализации личности зависит и от степени осознанности ею своей социальной роли. Под социальной ролью личности в социальной психологии принято понимать проявление динамики ее социального статуса, т. е. ее социального положения в социальной среде — в группе и в обществе.

В силу сказанного формирование личности (что является, в конечном счете, основной задачей педагогики и психологии) и формирование коллектива — это двуединый процесс. Вне коллектива воспитать личность невозможно. Однако вполне обеспечивает успешное воспитание личности не каждый коллектив, а лишь дружный и сплоченный.

Только при выполнении всех этих условий учебная группа станет коллективом, воспитывающим у каждого его члена коллективизм. Но создать такие условия деятельности учащихся нелегко — от преподавателя требуется для этого большая организаторская и педагогическая работа.

Мощный стимул любой работы — соревнование. Однако если только один учащийся соревнуется с другим, такое соревнование может способствовать развитию у них индивидуализма и эгоизма и переродиться в конкуренцию, наносящую большой вред воспитанию коллективизма. Опасность этого всегда возможна и в любой учебной группе. Поэтому очень важно организовать соревнование между группами. В каждой из соревнующихся групп целесообразно и индивидуальное соревнование, но направленное на решение задач своих коллективов. Воспитательное значение сочетания индивидуального и коллективного соревнования для развития коллективизма во многом зависит от того, как организована совместная работа учащихся.

Порядок совместной учебной работы определяется методикой проведения занятий. Однако методика может предусматривать осуществление каждым учащимся только индивидуальной работы над учебным материалом под руководством педагога. На таких занятиях нет общей заинтересованности в успеваемости всей группы, исключается, а иногда и не допускается, даже пресекается взаимопомощь учащихся, не проявляется чувство сопереживания. Поэтому такая учебная работа не может быть названа коллективной и коллективизм в ней не развивается.

Воспитание коллективизма в процессе учебных занятий возможно при одном или совокупности следующих условий: организованном соревновании данной учебной группы с какой-либо другой группой (или группами), в котором учащиеся взяли на себя конкретные обязательства достичь определенных ими показателей усвоения учебного материала темы, предмета или вида обучения;

совместном самостоятельном изучении учебного материала малыми группами, по двое-трое учащихся в каждой, посредством коллективного чтения, обсуждений, решений задач, помощи друг другу в достижении учебной цели занятия;

совместном выполнении малыми группами операционных упражнений, лабораторных и комплексных работ с применением взаимоконтроля и при взаимопомощи;

выполнении совместных производственных работ в составе звеньев и производственных бригад, имеющих единое задание, за выполнение которого дается оценка работы каждого учащегося и всей группы.

Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без таких дел и успехов в них коллектив существовать не может — он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма. Поэтому организовать коллектив и ставить перед ним важные задачи — это только начало воспитания у его членов коллективизма. Сущность же этого воспитания — в успешной совместной деятельности. Обеспечивать успех работы ученических коллективов — значит обеспечивать и воспитание у учащихся коллективизма, важнейшего качества личности советского гражданина.

1. Каковы основные пути формирования личности?

2. Почему свойства личности в коллективе приобретают своеобразные черты?

3. От чего зависит степень социализации личности?

4. Каким путем достигается сплоченность коллектива?

5. Какие условия необходимы для воспитания коллективизма?

Источники:
Психология межличностных отношений
Существует много литературных источников, которые по-своему передают информацию о том, что такое психология межличностных отношений (ПМО). Тем не менее представленная тема имеет общепринятые черты, которые следует отметить.
http://1popsihologii.ru/otnosheniya/psixologiya-mezhlichnostnyx-otnoshenij.html
Психология межличностных отношений
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание
http://psyera.ru/2811/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy
Психология межличностных отношений
Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных
http://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/398-psixologiya-mezhlichnostnyx-otnoshenij.html
Психология межличностных отношений
Психологические основы обучения. Основные методы психологии. Психические процессы
http://detskiysad.ru/ped/ped244.html

CATEGORIES