Психология личности

Психологическая структура личности

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности.

Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.

Психология личности

Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже для опытного исследователя, остаются terra incognita.

Не заглянув внутрь себя, не познав свои истинные желания, мысли, прошлый опыт, невозможно справиться с основными жизненными задачами. Психология личности призвана помочь нам понять свою сущность, чтобы самостоятельно разрешать собственные проблемы, строить отношения с окружающими людьми.

Хотя каждый человек уникален по своему характеру и поведению, по основным проявлениям мы похожи друг на друга. Поэтому, постигнув психологию личности, мы сможем лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, предвидеть их поведенческие реакции в критических ситуациях.

Азы этой увлекательнейшей из наук станут незаменимым подспорьем в деле личностного роста и саморазвития . Без них трудно достичь высот в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.

Изучить микромир отдельного индивида – задача не из легких. Еще труднее выразить результаты психологических исследований. По какой шкале измерить, скажем, уровень человеческой агрессии? А в каких параметрах определить степень трудолюбия или гениальности? Тут можно только позавидовать математикам и физикам, оперирующим цифрами, индексами и коэффициентами.

Правда, отечественные психологи располагают 160 словами, называющими личностные характеристики, и 3500 словами, описывающими человека. Но даже этого лексического запаса будет недостаточно, чтобы составить психологический портрет отдельной личности как социального существа с неповторимым ассортиментом качеств.

Многогранность и неоднозначность данного понятия очевидна. Недаром у психологии личности есть еще одно название – персонология. Оно более точно передает интригующую тайну постижения внутреннего мира человека.

Представители этого течения рассматривают эволюцию индивида с точки зрения ее исторической обусловленности. Из этого следует, что наше развитие подчиняется общим закономерностям, проходит одни и те же стадии и имеет сходные свойства.

Самой популярной концепцией в данной ориентации является теория психоанализа З.Фрейда. Он сравнивал наше самосознание с верхушкой айсберга, в результате чего нам дано понять лишь малую толику своих поступков. Только посредством психоанализа можно достичь глубин личности.

По Фрейду, наша психика включает в себя следующие пласты:

• «Оно» — бессознательное, обусловленное врожденными инстинктами; главный из них – продолжение рода; истинные цели человеческого существования – достижение удовольствия и внутреннего равновесия;

• «Я» – сознание, где происходит самовосприятие и самооценка с рациональной ориентацией на реальность;

• «Сверх-Я» – подсознание, руководствующееся общепринятыми ценностными эталонами и социальными нормами; они постоянно блокирует неосознаваемые влечения, особенно сексуальную энергию – главную составляющую «Оно»; арбитром в этом конфликте выступает рациональное «Я», примиряющее влечения с моральными установками.

Данная ориентация считает главным фактором формирования личности ее социализацию. Речь идет о процессе усвоения системы общественных обязательств, приобретении профессиональных навыков, разучивании социальных ролей и форм поведения.

Подобное научение происходит под влиянием родителей, педагогов, друзей, коллег. Нюансы в поведении различных индивидов объясняются своеобразием их контактов с различными людьми. При таком подходе личность — это плод взаимодействия индивида с его окружением.

Этот подход еще называют личностно-центрированным или гуманистическим. Его основные представители А. Маслоу, К.Роджерс во главу угла ставят самосознание человека. Они полагают, что личностное развитие – это процесс творческий, предполагающий постижение и осуществление субъектом своих жизненных целей.

Такой подход исключает манипулятивное отношение к человеку и требует от межличностных отношений полной открытости и доверительности. Только при такой организации общества возможно полное самовыражение каждого его члена.

На основе интеграции вышеуказанных ориентаций выделим некоторые общие их положения, позволяющие понять, что же такое личность.

Человек – это не только наследник биологических свойств, переданных ему родителями. Это обладатель индивидуальных черт, зачатков способностей, которые со временем либо развиваются, либо утрачиваются.

Личность – всегда комплекс особенных характеристик, составляющих целостную систему и взаимодействующих друг с другом. Часто более выраженные личностные черты помогают проявиться другим, менее заметным, пребывающим до поры до времени в латентном периоде. Это происходит в процессе деятельности в самых различных сферах, особенно в тех, которые требуют максимального напряжения душевных сил.

Каждая личность проявляет себя характерными для нее реакциями. Они повторяются в большинстве случаев в определенных ситуациях. При этом волевые личности часто действуют вопреки неблагоприятным социальным условиям. Эта сила сопротивления и позволяет им достичь невероятных успехов.

Мотивы саморазвивающейся личности, так же как и взгляды, интересы, устремления, могут меняться на протяжении жизни. Поэтому человек есть не только то, что он делает в настоящий момент, но и то, чего от него можно ожидать в будущем. Вехами на жизненном пути становятся испытания, оттачивающие лучшие душевные качества.

Конечной целью личностной эволюции является достижение психологии зрелости – духовной, нравственной, социальной. Это пиковое состояние позволяет максимально проявиться человеческой сущности.

Вместо нотаций и советов

Обычный человек – слабое существо. Он склонен многое драматизировать, предаваться снам наяву, теряться в собственных иллюзиях. Ему свойственно забывать об истинных своих целях, путать следствия с причинами, погружаться в пучину сомнений.

Но однажды наступает пробуждение, и у человека хватает силы и мудрости, чтобы осознать: истоки его страданий – в неведении. Именно дремучесть рассудка превращает его в механическое пианино, годами исполняющее одну и ту же тоскливую пьесу.

В этот переломный момент, открывая новые струны в своей душе, четко слыша ее лейтмотивы, слабый человек умирает – рождается сильная, жизнеспособная личность, готовая эволюционировать бесконечно.

Психология Личности

Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценного человека.

Психология личности делает акцент на стремлении создать согласованную картину личности в общей увязке с ее основными психическими процессами. При этом отдельной частью работы является изучение индивидуальных различий людей.

Личность – это общественный индивид, который выступает объектом и субъектом отношений в социуме на протяжении определенного исторического периода, проявляет себя в деятельности, общении и поведении. Проблема личности в психологии рассматривается весьма детально и в разных аспектах.

Личности свойственен целостный духовный облик, определенный темперамент (структура природных свойств), способности (волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства) и направленность (интересы, идеалы, потребности). Эти особенности зависят от психических свойств человека, характеризующих уровень активности и обеспечивающих приспособление индивида к воздействию раздражителей.

Психология личности уделяет особенно серьезное внимание такому понятию как темперамент, поскольку именно он является основой личности. Темперамент представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, которые определяются динамику его поведения под влияние происходящих психических процессов. Динамика – это темп, ритм, интенсивность, продолжительность психических процессов и некоторые внешние поведенческие особенности (подвижность, быстрота реакций, активность и т.д.). Темперамент не характеризует взгляды, убеждения, интересы, не определяет возможности, не отражает ценность личности, а лишь отражает ее динамичность.

Изучается личность не только психологической наукой. Свои теории имеют юристы, социологи и другие специалисты.

Психология личности различает личность и индивидуальность. Под индивидуальностью понимают особенности определенного человека, которые делают его непохожим на окружающих. В широком смысле понятие личности близко к понятию индивидуальности. В узком смысле под личностью понимают человека, который сам строит собственную жизнь, выступая при этом ответственным субъектом собственного волеизъявления.

Описаний личности существует множество. Психологи разных школ и направлений дают этому понятия разные определения. Это связано с отличиями их взглядов. Разночтения возникают по вопросам уровня развития личности, механизмов ее развития и прочих особенностей.

В различных психологических теориях личность выступает центральным понятием. Каждый психологический подход имеет свою теорию. Наиболее значимые теории личности в зарубежной психологии – это психодинамическая, диспозициональная, поведенческая, феноменологическая, когнитивная.

В психологической науке выделяется множество направлений — образовательное, бихевиоральное, психоаналитическое, религиозное, психодинамическое, гуманистическое, трансперсональное, реалистическое и другие. Поэтому каждое из них исследует проблему по своему, видя по-разному ее природу. Из этого вытекают особенности видения возможностей развития, роста и жизнедеятельности личности.

Кроме того, в психологии выделяют крупные разделы: общую, социальную, психологию личности, семьи, развития, возрастную, патопсихологию, психотерапию. Все эти особенности и объясняют существование разных взглядов на понимание и трактовку проблемы личности в психологии.

Психология личности имеет подразделы: диагностику и дифференциальную психологию; эмоционально-волевую сферу личности; изучение причин поведения, мотивов и потребностей; развитие личности.

Психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови» [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Основные направления в психологии личности Править

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Трансакционный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия) В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Источники:
Психологическая структура личности
Раскрытие понятий человек, индивид и личность. Категория: индивидуальность. Модель психологической структуры личности. Характерные черты личности.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/lichnost.html
Психология личности
Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже
http://rostduha.ru/psixologiya-lichnosti/
Психология Личности
Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценную личность.
http://fb.ru/article/3730/psihologiya-lichnosti
Психология личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

CATEGORIES