Психология культуры

ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Мацумото Д. Психология и культура. 1-е издание, 2003 год, 720 стр.

Предисловие ко второму изданию

МЕСТО КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ

После того как всего лишь несколько лет назад было опубликовано первое издание Culture and Psychology, значение знаний о культуре и ее многообразии более не дебатируется ни в одной из областей психологии. Теперь культура намного чаще трактуется исследователями как важная переменная, практикующие психологи, от психотерапевтов до специалистов, занимающихся консультированием крупных организаций, хорошо сознают ее влияние на человеческое поведение. Преподаватели еще шире освещают культуру в своих лекциях, Поскольку увеличивается как поток посвященной ей научной информации, так и многообразие мышления, мировоззрения и происхождения все более многонационального студенчества. Количество кросс-культурных курсов, предлагаемых психологическими факультетами, продолжает расти. Эта тенденция наблюдается сегодня по всему миру.

В прошлое десятилетие мы стали свидетелями настоящего взрыва новых исследований, которые включают в себя культуру. Многие из этих исследований продолжают оставаться кросс-культурными сравнениями разнообразных психологических феноменов, отмечая сходства и различия в человеческом поведении среди разных культур, Однако многие современные исследования выходят за рамки простого документирования различий. начиная поиск их причин. В целом литература по этим вопросам имеет огромное значение для усвоения новых знаний и идей, создания новых схем и развития нового образа мышления.

Действительно, психология — и профилирующая, и кросс-культурная — находится в состоянии эволюции методики, мышления и подходов. Идеи и знания становятся более гибкими и плюралистическими, стремясь охватить изменчивость психологических истин, которые варьируют во времени, пространстве и контексте. Методы и понятия все чаще заимствуются из других дисциплин, а исследования, включающие культуру, становятся более усложненными, комплексными и точными, чем в прошлом. Эти изменения обещают дальнейшую эволюцию знаний в психологии.

УЛУЧШЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЭТО ИЗДАНИЕ

Увеличение объема, с тем чтобы обеспечить полный курс в едином тексте

Изменение, на которое читатель в первую очередь обратит внимание, состоит в том, что значительно увеличен объем освещаемого материала, в результате чего книга выросла практически в два раза. Это изменение отражает существенное расширение корпуса литературы во всех сферах психологии и значимость, которую приобрели данные работы.

Синтез информации о культуре и знаний, представленных в профилирующей литературе

Второе важное усовершенствование настоящего издания связано с углубленным синтезом информации из большого корпуса специальной литературы с профилирующими знаниями. Критически изучаемая, литература, которая представлена здесь, побуждает пересмотреть то, как мы понимаем психологию. Тем самым, вы обнаружите в этом издании новые способы рассмотрения, понимания, изучения и/осмысления психологии и человеческого поведения, которые отсутствовали в предыдущем издании.

Включение новых глав и полностью пересмотренная организация материала

Это издание также обогащено следующими изменениями:

• Новая структура книги — с пятью вводными главами, которые выстраивают базовые знания, касающиеся «оснований» культуры, двенадцатью главами, которые охватывают различные содержательные области психологии, и заключительной главой.

• Разделение общей главы по здоровью в первом издании на две главы — одну, посвященную психическому, а другую — физическому здоровью.

• Новая глава по межкультурной коммуникации.

• Новая глава по культуре и личности.

• Новые статистические данные, которые подкрепляют материал о культуре и психологии.

Улучшения в каждой главе

Кроме того, были произведены значительные улучшения отдельных глав. Вот некоторые из основных изменений по главам:

• Глава 1: Была полностью переписана с целью обсуждения кросс-культурной психологии с точки зрения философии науки, начиная с общей перспективы того, что представляет собой психология, роли исследования в психологии и того, как кросс-культурная психология поверяет недостатки знаний, основанных на эмпирических исследованиях.

• Глава 2: Теперь включает новые разделы, посвященные представлениям неспециалистов о культуре; факторам» которые влияют на культуру; связи между культурой, расой, этничностью, национальностью, недееспособностью, сексуальной ориентацией и популярной культуре. Она также включает исчерпывающий обзор определений культуры плюс методику оценки культуры.

• Глава 3: Включает расширенную теоретическую дискуссию о связи между культурой и представлением человека о самом себе, а также новые разделы, рассматривающие теоретические основы позиции Маркуса и Китаямы, альтернативные воззрения и мультикультурные идентичности.

• Глава 4: Дает расширенное обсуждение стереотипов и психологических установок, которые им способствуют. Она также включает новые разделы, посвященные кросс-культурным исследованиям, которые выявляют вклад психологических факторов в этноцентризм; содержанию стереотипов; новому материалу по роли аффекта; а также предубеждениям, дискриминации и «-измам».

• Глава 5: Была улучшена за счет включения нового материала по характеру исследований и истине в психологии, сфокусированного на понятиях валидности, надежности и повторяемости; на том, что значит быть потребителем исследования, и различных видах исследовательских парадигм, существующих в психологии; на понятии эквивалентности, плана и интерпретации полученных данных; на рекомендациях о том, как производить обзор кросс-культурных исследований.

• Глава 6: Включает новый материал, посвященный отношениям между культурой и биологией; узнаванию лиц; принятию решений; творчеству; сознанию; а также IQ, интеллекту, тестированию и вопросам категоризации.

• Глава 7: Была полностью реорганизована, чтобы познакомить читателей с множественными факторами, которые способствуют приобщению к культуре. Она также включает новый материал по привязанности; процессу приобщения к культуре; биологическим основам, установкам, языку и другим факторам, способствующим межнациональным различиям в математических способностях; и развитию культурной идентичности.

• Глава 8: Сейчас включает новый обзор исследований гендерных стереотипов; гендерных различий в других психологических конструктах; и влияния культуры на гендер.

• Глава 9: Теперь содержит новый материал по культуре и концепциям организма; психосоциальным детерминантам здоровья и болезни; ИК и здоровью; культурным несоответствиям и здоровью; расстройствам аппетита; самоубийствам; и культурно-сенситивным лечебным подходам. Она также дает читателям модель культурных влияний на физическое здоровье.

• Глава 10: Реорганизована в виде трех разделов, включающих определения, оценку и лечение. Она включает новый материал по подходам «этик» и «эмик» при определении патологии, соматизацти, культуро-ограниченным синдромам, психиатрическим диагнозам и клинической подготовке.

• Глава 11: Была улучшена за счет включения нового материала по эмоциональной экспрессии и восприятию, включая обсуждение текущих дебатов, касающихся универсальности эмоций, предпосылок эмоций, эмоциональной экспрессии и оценки эмоций.

• Глава 12: Включает новые данные по обсуждению культурного и языкового лексикона, прагматики языка, гипотезе Сепира—Уорфа, билингвизму и ложным представлениям о носителях нескольких языков.

• Глава 13: Включает расширенную дискуссию о природе невербального поведения. Кроме того. содержит новый материал о важности невербального поведения при коммуникации, другим ранее не освещавшимся невербальным моделям поведения и прикладным исследованиям.

• Глава 14: Превратилась в совершенно новую главу, касающуюся межкультурной коммуникации, охватывая определение и компоненты коммуникации, роль культуры в коммуникативном процессе, внутрикультурную и межкультурную коммуникацию и эффективную межкультурную коммуникацию.

• Глава 15: Также стала полностью новой главой, относящейся к культуре и личности, включая кросс-культурные исследования, пятифакторную модель личности и оценку личности.

• Глава 16: Была существенно увеличена и улучшена путем включения новых исследований по внутренним и внешним группам, привлекательности, любви и браку, атрибуции, агрессии и сотрудничеству.

• Глава 17: Реорганизует материал в виде двух обширных тем: организационная культура и работа. Включает новый материал по организационной культуре и климату, оценке организационной культуры, практическому применению знаний об организационной культуре, поведению на работе, принятию решений, ведению . переговоров и международному бизнесу.

• Глава 18: Существенно укрупнена за счет включения большого раздела, посвященного значению кросс-культурных вопросов для профилирующей психологии, разработке модели межкультурного роста и сенситивности и советам для тех, кто хочет заняться кросс-культурной психологией.

Как вы можете видеть из вышеприведенных сведений, второе издание книги «Культура и психология» отражает широту, масштаб, глубину и понимание влияния культуры на человеческое поведение, а также тесные связи между культурой и психологией. Оно было написано с троякой целью: во-первых, преподнести знания и истины в психологии в новом свете, включающем в себя культуру и контекст; во-вторых, отразить эволюцию в мышлении, относящемуся к человеческому поведению в психологии; в-третьих, высветить значимость культуры и ее влияние на людей. Я надеюсь, что вы разделите мой энтузиазм, когда будете читать эту книгу, и проникнитесь ее идеями.

В течение ряда лет мне посчастливилось сотрудничать со многими учеными, которые помогли мне сформировать отношение к культуре и психологии. Их слишком много, чтобы упоминать здесь всех индивидуально, но каждому, с кем я работал и публиковался, я адресую коллективное обращение с высокой оценкой его усердия, доброты и дружелюбия, проявлявшихся на протяжении многих лет.

Я также Нахожусь в вечном долгу перед своими нынешними и прежними студентами, лаборантами и специалистами, которые принимали участие в лабораторных исследованиях культуры и эмоций на Психологическом факультете Калифорнийского университета в Сан-Франциско. В частности, я выражаю глубокую благодарность Кристи Кукен, Шарлотте Рацлафф, Ребекке Рей и Сасико Такеучи, которые помогали мне преподавать кросс-культурную психологию в Калифорнийском университете, отдав бессчетные часы усердной работе на этом курсе и шлифовке моих идей в области культуры и психологии. Я также благодарю Суниту Пол и ее рабочую команду, которые очень мне помогли в подготовке библиографических ссылок для этой книги.

Мне удалось свести воедино такой большой материал и сделать его всесторонний обзор во многом благодаря любви и поддержке, которые я всегда получал от своей семьи. Благодарю тебя, Саяка, за то, что ты у нас прекрасная дочь; ты — источник огромной гордости и радости, которые наполняют нашу жизнь. И благодарю тебя, Мими, за то, что ты — самая лучшая жена, мать и помощник во всем мире.

Психология культуры

Кросс-культурная психология (англ. cross-cultural psycholog y) — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности её формирования социальными, культурными и экологическими факторами. [1] Кросс-культурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий.

Поскольку психология в качестве академической дисциплины была разработана преимущественно в Северной Америке, некоторые психологи посчитали, что концепции, принятые в качестве универсальных, не были так однозначны, как предполагалось ранее. Кросс-культурная психология отличается от культурной психологии, которая утверждает, что на поведение человека в значительной степени влияют культурные особенности, подразумевая тем самым, что психологию носителей разных культур можно сравнить лишь в ограниченной степени. В задачи кросс—культурной психологии входит поиск возможных универсалий в поведении и ментальных процессах в различных культурах. [2] [3]

До 60-х гг. XX века кросс-культурные психологические исследования носили эпизодический характер и чаще всего являлись частью антропологических исследований. Кросс-культурная психология получила широкое распространение в последней четверти XX века в связи с развитием глобализационных процессов. [4]

В 1972 году была создана Международная ассоциация кросс-культурной психологии. [5] Кросс-культурная психология продолжает развиваться, с одной стороны, благодаря росту научного интереса к культурному разнообразию и необходимости взаимодействия культур и, с другой стороны, из-за проявившегося желания народов сохранить свою культурную идентичность. [4]

Одной из первых масштабных работ в области кросс-культурной психологии стало исследование Герта Хофстеде для компании IBM, для которого применялся анкетный опрос 116 тыс. работников в различных странах. Для оценки Хофстеде использовал 5 параметров: индивидуализм — коллективизм; дистанцированность от власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех); неприятие неопределенности; маскулинность — феминность (нацеленность на достижение результата); краткосрочная – долгосрочная ориентация на будущее. [7] Исследователь показал, что национальные культуры влияют на организацию через ценности, которыми руководствуются её работники. Исследования были опубликованы в двух работах Хофстеде — «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983).

Исследователей давно интересовало, воспринимают ли одинаково представители разных культур эмоции. Психологи Пол Экман и Уоллис Фризен провели кросс-культурное исследование по изучению восприятия мимики человека. В одном из экспериментов приняли участие представителей из пяти стран (Аргентины, Бразилии, США, Чили и Японии), которые должны были определить эмоции и их интенсивность по выражениям лица на фотографиях. Результаты показали высокий уровень схожести интерпретаций гнева, печали, страха, отвращения, радости и удивления. [8]

Термин «субъективное благополучие» часто используется в психологических исследованиях и основывается на трех показателях: 1) удовлетворенность жизнью, 2) положительные эмоциональные переживания, 3) отсутствие негативных переживаний. Мнения представителей различных культур об идеальном уровне субъективного благополучия могут отличаться. К примеру, согласно исследованиям, для бразильцев важное место занимает переживание позитивных эмоций, в то время как китайцы не дают очень высокую оценку этому пункту. Поэтому при кросс-культурном сравнении субъективного благополучия необходимо принимать во внимание, что представители различных культур оценивают показатели благополучия по-разному. [9]

Психология культуры

Художественный образ и ментальность.

"Шедевры живописи роднит с миром моды высочайший стандарт материала. Техника, область символов, инструменты, цветовая гамма, цельность и глубина идеи и исполнения – всё это виртуозно обыгрывается на особой высоте и с неповторимым мастерством. Готовые изделия в этих областях оправданно дороги, а их замысел – достоин изысканного вкуса ценителя. Многое взято у природы и огранено, как редкий алмаз, с помощью философских и технических достижений цивилизации. "

Для кого этот курс?

дизайнеры, использующие в своей работе этнические мотивы

желающие обогатить свой культурный багаж новыми концепциями

стилисты, желающие работать на высоком творческом уровне

блогеры, публикующие материалы на темы

журналист, искусствовед , р едактор блога

о недвижимости, координатор медиа — проектов и издания книг,автор более 500 статей о мотивации, психологии бизнеса,

преподаватель истории искусств

2 лекции по 3 часа

Древний мир . Ближний Восток. Азия.

Египет. Греция. Рим. Византия.

2 лекции по 3 часа

Западноевропейская цивилизация. Философия Запада.

Философия Востока. Диалог культур. Русская культура.

• Франция • Италия • Испания • Англия • Германия• Нидерланды • Финляндия

• Россия • Восточная Европа • США • Австрия • Швейцария • Португалия

2 лекции по 3 часа

Редкие и самобытные культуры.

«Закрытые» страны и ментальности

• Африка. Полинезия.Океания. • Культура индейцев Северной Америки.

• Древние культуры Южной Америки.

Что Вы получите на курсе?

Авторские инструменты без стандартных шаблонов

Новые грани в теме менталитет как ключ к коммуникации

Развитие образного мышления

Навык препарировать художественный образ

Вдохновение на новые подходы в сфере стилистики, моды

Возможность глубокой работы с оригинальным материалом

Развитие навыка нырять на глубину в психологии культур

Расширите свой кругозор и узнать много нового из мира моды и стиля

— 7 лекций по 3 часа.

Очно: 11 900 руб.

Дистанционно: 9 500 руб.

ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ

email для связи

Поделитесь с друзьями:

Политика конфиденциальности содержит пояснения о том, как используется информация, которую Вы предоставляете Школе образных решений “IDEA-class”, и как связаться с нами, если у Вас возникнут вопросы и проблемы.

1. Какая информация нам необходима?

Если вы решаете подписаться на информационный продукт, размещенный на нашем сайте, мы запросим у Вас такую информацию, как имя и адрес электронной почты. Это объясняется следующими соображениями. Мы регулярно готовим актуальные информационные продукты (как платные, так и большое количество бесплатных).

Ваш интерес к конкретному информационному продукту позволяет предположить, что и другие продукты и темы могут быть Вам интересны и полезны. Для того, чтобы проинформировать Вас об этих продуктах, а также обеспечить к ним доступ, нам требуется отправить Вам информационное письмо.

Кроме того, мы можем проводить опрос для выяснения Вашего мнения о наших продуктах, а также Ваших пожеланий. Перед тем, как предоставить нам чужие персональные данные, обязательно получите разрешение соответствующих лиц. Убедитесь, что Вы предоставляете правильные и точные сведения.

2. Что мы делаем с Вашей персональной информацией?

Адрес Вашей электронной почты и Ваше имя мы используем в следующих целях:

для предоставления Вам информационных продуктов и услуг, а также проведения опросов с целью определения информации, в которой Вы нуждаетесь;

для обработки Ваших запросов в службу поддержки;

для рассылки новостей и рекламной информации о продуктах, услугах, специальных предложениях, продуктах и услугах избранных партнеров в пределах, разрешенных действующим законодательством, или в соответствии с Вашими пожеланиями (см. ниже раздел «Отказ от подписки»);

для рассылки служебных сообщений (например, если Вы забыли свой пароль – применительно к продуктам, содержащим пароль);

для предотвращения и выявления мошенничества и незаконного использования наших продуктов или услуг.

3. Кто еще получает доступ к персональной информации?

Для осуществления рассылки мы используем сервис почтовых рассылок http://sendsey.com . Этот сервис обрабатывает Вашу персональную информацию (т.е. e-mail и указанное Вами имя) для того, чтобы мы могли отправить Вам электронное письмо с доступом к выбранному Вами продукту, проинформировать Вас о новых актуальных продуктах информационного маркетинга в интернет, или провести опрос с целью выявления информации, в которой Вы нуждаетесь.

В исключительных обстоятельствах мы можем раскрыть Вашу персональную информацию, если этого требует закон или в целях защиты себя и других от противоправных действий или других опасностей.

4. Идентификационные файлы (cookies)

Наш сайт содержит идентификационные файлы, так называемые, cookies. Cookies – представляют собой небольшие текстовые файлы, отправляемые на компьютер посетителя сайта для учета его действий. Cookies используются для персонализации учета посещений, изучения поведения посетителей на сайте и регистрации их действий.

Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

Мы предпринимаем разумные меры для сведения к минимуму возможности утраты, кражи, недобросовестного использования, несанкционированного доступа к Вашей персональной информации, уничтожения, изменения или ее раскрытия. В то же время, мы не можем гарантировать абсолютного устранения риска несанкционированного злоупотребления персональной информацией.

Убедительно просим Вас самым внимательным образом подойти к хранению паролей к учетным записям и не сообщать их кому-либо еще (в случае, если речь идет о продуктах, содержащих пароли доступа). Немедленно свяжитесь с нами, если станет известно о каком-либо нарушении информационной безопасности (например, несанкционированном использовании Вашего пароля).

Мы всецело разделяем настороженность родителей в вопросах использования персональной информации об их детях. Настоятельно просим всех посетителей младше 18 лет, получить разрешение родителей или опекунов, прежде чем предоставлять какую-либо персональную информацию. Мы не собираем информацию о детях намеренно. Если нам станет известно о том, что мы получили персональную информацию о ребенке, не достигшем 14-летнего возраста, мы предпримем меры для удаления такой информации в максимально короткие сроки.

7. Отказ от подписки

Если Вы больше не хотите получать от нас сообщения, перейдите по ссылке, указанной в нижней части любого нашего письма.

Психология культуры

Сила К. в преемственности, непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях. Творчество в любой сфере деятельности должно быть замешано на дрожжах К., пользоваться ее памятью.

Только преемственность и форма могут обеспечить обновление и откровение. К. находится "на границе" прошлого и настоящего, настоящего и будущего. История К. — это "летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего" (О. Фрейденберг). К. обеспечивает движение исторического времени, создает его семантику, мерой которой являются мысли и действия. Без К. время застывает и наступает безвременье или времена временщиков. Но поскольку движение истории продолжается, значит, защитный механизм К. даже во время остановок этого движения (которым Аверинцев дал удачное наименование "хронологической провинции") права голоса не утрачивает, хотя и становится едва слышим.

Приписывание К., идеальной форме, социальной среде функций источника или движущей силы развития вынуждает К., помимо ее воли, быть агрессивной, оставляет неясной роль в развитии самого развивающегося индивида. А он не только не пассивен, но сам становится источником и движущей силой развития К., порождения новых идеальных форм, переосмысления старых. К несчастью, он иногда слишком энергично вносит вклад в изменение окружающей среды, в т. ч. и К. Отношения организма и среды, человека и К. следует признать взаимно активными, коммуникативными, диалогическими. Диалог м. б. дружественным, напряженным, конфликтным, он может переходить и в агрессию.

Человек может принять вызов со стороны К. или остаться равнодушным. К. также может пригласить, а может оттолкнуть или не заметить. Между К. и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в К. и не в индивиде, а между ними, в их взаимоотношениях. (В. П. Зинченко.)

С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.

Психоаналитические представления о культуре нашли отражение в трудах З. Фрейда, включая его статью «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908), а также работы «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930). Под культурой он понимал «всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» З. Фрейд высказал мысль, согласно которой в общем и целом культура построена на подавлении страстей человека. По его мнению, каждый человек поступился частью своих сексуальных влечений, агрессивных и мстительных наклонностей и из этих вкладов выросли материальные и духовные блага культуры. Исходя из истории развития сексуального инстинкта он различал три ступени культуры: (1) на которой удовлетворение сексуального влечения не преследует цели размножения; (2) на которой все, не служащее цели размножения, подавлено; (3) на которой только законное размножение допускается в качестве сексуальной цели.

По мере развития культуры возрастали требования, предъявляемые к человеку и связанные с подавлением его сексуальных и агрессивных влечений. Однако, как считал З. Фрейд, для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать культурным требованиям. Строгое следование данным требованиям приводит таких людей к невротизации. «Невротики – это тот класс людей, которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от времени до времени, как больные, должны от нее отказаться».

В работе «Недовольство культурой» З. Фрейд подчеркнул, что вследствие изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад. Поэтому культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел сексуальным и агрессивным влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций. Для этого на службу привлекаются средства идентификации и сублимации. Кроме того, как в каждом человеке формируется Сверх-Я, так и в каждом культурном сообществе образуется Сверх-Я культуры, имеющее свои идеалы и требования, к которым относятся объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми. И если развитие культуры имеет сходство с развитием индивида, то психоаналитик вправе поставить вопрос о том, не являются ли многие культурные эпохи невротическими.

В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, согласно которому программе культуры противостоит инстинкт агрессивности, агрессивное влечение является представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в противоборстве между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. По его мнению, роковым для рода человеческого остается вопрос: «удастся ли – и в какой мере – обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования».

Источники:
ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
Мацумото Д. Психология и культура. 1-е издание, 2003 год, 720 стр. Предисловие ко второму изданию МЕСТО КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ После того как всего лишь несколько лет
http://krotov.info/library/13_m/az/umoto_0.htm
Психология культуры
Кросс-культурная психология (англ. cross-cultural psycholog y) — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности её
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Психология культуры
Художественный образ и ментальность. "Шедевры живописи роднит с миром моды высочайший стандарт материала. Техника, область символов, инструменты, цветовая гамма, цельность и глубина идеи и
http://idea-class.ru/psyculture/
Психология культуры
Культура, определение — лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход, разведение; земледелие; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание) – 1.
https://vocabulary.ru/termin/kultura.html

CATEGORIES