Психология игры

Авдулова Т

Если вам понравилась та или иная книга, рекомендуем купить ее.

Все права на книги, которые представлены на PSYCHOJOURNAL.RU, принадлежат их авторам и издательствам.

Книга «Психология игры» очень увлекательная, чрезвычайно информативная, проницательная и рассудительная. Сюзанна Миллер не пытается создать теорию, охватывающую все формы игры, не поддается она также искушению читать морали и.

Буховцов А. В. — Психологические и дидактические игры для специфичных детей

В книге «Психологические и дидактические игры для специфичных детей» автор обобщил свой опыт работы с детьми страдающими легкой степенью слабоумия. В книге представлены 100 психологических и дидактических игр, которые помогут.

Битянова М. Р. — Практикум по психологическим играм с детьми и подростками

Книга представляет собой методическое пособие, содержащее около 30 сценариев психологических игр для школьников и взрослых. В пяти главах книги последовательно представлены виды «больших» игр: игровые «оболочки».

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. — Чудеса на песке. Песочная игротерапия

В книге «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» даны основные принципы игр на песке. Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха.

Книга является классическим трудом в области психологии детской игры, и с момента ее первого издания в конце 70-х года пользуется широким интересом как у специалистов в области детской психологии, так и среди студентов и.

Психология игры

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — РАЗВЕРНУТАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства

2. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры

ГЛАВА ВТОРАЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВОЗНИКНОВЕНИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1. Из истории игрушки

2. Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ТЕОРИИ ИГРЫ

1. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

2. Теории и проблемы исследования детской игры

3. Проблемы психологии игры в советской психологической науке

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1. Развитие движений, действий и общения со взрослыми на первом году жизни

2. Особенности общения ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий и возникновение предпосылок ролевой игры

ГЛАВА ПЯТАЯ РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Комплексная характеристика развития игры

2. Роль и воображаемая ситуация: их значение в мотивации игровой деятельности

3. Экспериментальное формирование предпосылок ролевой игры

4. Развитие роли в игре

5. Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)

6. Развитие отношений ребенка к правилам в игре

ГЛАВА ШЕСТАЯ ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы

2. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»

3. Игра и развитие умственных действий

4. Игра и развитие произвольного поведения

Из записок-конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста

Перед нами одна из классических работ отечественной психологии. Классических,

т. е. таких, где ставятся вопросы, во-первых, труднейшие и, во-вторых — фундаментальные, задающие основы понимания и поэтому имеющие многолетнюю историю попыток решения.

Написание «Психологии игры.» трудно датировать. За эту книгу Даниил Борисович брался несколько раз. В его архиве есть объемные рукописи «Психологии игры», относящиеся и к концу сороковых, середине пятидесятых и середине шестидесятых годов. Сам Даниил Борисович в предисловии к книге пишет, что разработку проблем детской игры он начал еще в 1932 г. (и был поддержан своим учителем Львом Семеновичем Выготским).

В своем окончательном виде «Психология игры» строится как развернутая психологическая теория детской игры. Но в отличие от многих эта теория предстает живо, в своем движении, как содержательная связка, композиция мыслительных порывов к пониманию загадочной природы игры и детства.

К таким «порывам» сам Даниил Борисович относил понимание единицы игры и связанное с ним различение ее сюжета и содержания; гипотезу об историческом происхождении игры и периодов детства; представление об игре как развернутой форме ориентировочной деятельности; понимание источника возникновения игры — предметного действия; а также понимание значения игры как предпосылки возникновения условной позиции — начала собственно интеллектуальных форм видения и понимания мира.

Все эти идеи нетривиальны, неожиданны и очень актуальны. Они задают новые исследовательские горизонты, еще не освоенные пути психологического исследования

Памяти моих дочерей

Наташи и Гали и

их мамы Немановой Ц.П.,

трагически погибших в годы

Великой Отечественной войны

Интерес к психологии детской игры возник у меня в самом начале 1930-х годов в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии. Записи этих наблюдений затерялись во время войны в блокированном Ленинграде, и в памяти остались лишь некоторые эпизоды. Вот два из них. В один из выходных дней мне пришлось остаться с девочками дома одному. Обе девочки были дошкольницами и посещали детский сад. Провести вместе выходной день было для нас праздником. Мы читали, рисовали, возились, шалили. Было весело и шумно до тех пор, пока не наступило время второго завтрака. Я приготовил традиционную и изрядно надоевшую им манную кашу. Они наотрез отказались от еды, не хотели садиться за стол.

Помню я еще игру в прятки. Девочки прятались, а я их искал. В комнате, где происходила игра, стояла вешалка, на которой висела одежда. Прятаться за ней было излюбленным местом. Я, конечно, видел, где они прятались, но не показывал этого и долго ходил по комнате, говоря: «А где же мои девочки?» Когда я подходил близко к месту, где прятались девочки, я слышал, как за вешалкой разыгрывалась «драма». Младшая рвалась броситься ко мне, а старшая зажимала ей рот, шептала: «Сиди тихо!» и удерживала силой на месте. Наконец младшая, не выдерживая напряжения, вырывалась и устремлялась ко мне со словами: «Вот я!» Старшая выходила недовольная и заявляла, что больше с ней играть не будет, так как она играть не умеет. Подобные наблюдения показали мне, что если для старшей смысл игры заключался в выполнении взятой на себя роли и связанного с ней правила, то для младшей смысл игры заключался в общении со мной.

Наблюдения дали повод для предположения, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Существенным моментом создания такой игровой ситуации являемся перенос значений с одного предмета на другой! Эта мысль не нова. Уже Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, — с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа» (1901, с. 47, 51).

Познакомившись с литературой, я обнаружил, что игра, во-первых, понимается как проявление уже развитого воображения и, во-вторых, натуралистически (см.: К. Гроос, В. Штерн, К. Бюлер и др.). Эти взгляды показались мне не соответствующими действительной природе игры. Мне показалось странным, что функция воображения, являющаяся одной из наиболее сложных способностей, возникает так рано, и я подумал, что, может быть, наоборот игра и есть та деятельность, в которой воображение впервые только и возникает. Мне казалось также сложным представление об игре как об инстинктивной деятельности, одинаковой и у детенышей животных и у ребенка.

В конце 1932 г. я изложил свои предположения в лекции студентам и в докладе на кафедре в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Взгляды мои подверглись довольно резкой критике, и единственным человеком, поддержавшим основные положения доклада, был Лев Семенович Выготский (приезжавший в те годы в Ленинград для чтения лекций и руководства аспирантами), с которым я работал тогда в качестве его непосредственного помощника.

Проблемы детской игры интересовали Л.С. Выготского в связи с его работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре. Со свойственной ему широтой и глубиной Л.С. Выготский развернул эту проблему, представив ее как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте . Мысли, высказанные Л.С. Выготским в этой лекции, составили основу моих дальнейших исследований по психологии игры.

В апреле 1933 г. в связи с начавшимися исследованиями Л.С. Выготский писал мне: «. хочу хоть очень кратко поделиться соображениями по всем делам. Об игре:

а) обдумать надо новые эксперименты — того типа, что я упоминал в лекции в связи с игровым правилом; продумай материал лекции и мои записки, чтобы сжато в Ленинграде добиться полной ясности между нами ;

Второе: значит, самым основным в игре является "мнимая ситуация". Значит, нужно исследовать внутреннее отношение: мнимая ситуация — овладение социальными отношениями. Может быть, удастся предположить и показать, что социальные отношения сами строят план идеальный и, когда он возникает, проникают через него в деятельность?

И последнее: нельзя, конечно, решить вопрос о движущих силах, которые вызывают к жизни игру, не понявши предысторию ее. И здесь, если согласиться с первым, ясно: предыстория — это "игра" до 3 лет. Она тоже реализует тенденцию, но, и как всякая "неигра", лишь в альтернативе + —; значит, в 3 года возникает новая форма реализации этих тенденций в собственно игре, т. е. человеческой игре (в игре, которая возможна только в условиях человеческого типа психики = сознания). Но в этом все дело. Это главное, пожалуй, что застряло в голове после Вашей "игры", что отфильтровалось временем как цепочка вопросов». Мысли А.Н. Леонтьева, во-первых, о необходимости исследовать внутренние связи между овладением социальными отношениями и мнимой ситуацией и, во-вторых, о важности исследования предыстории игры для понимания ее природы оказали существенное влияние на дальнейшие исследования.

Очень важной особенностью исследований по психологии детской игры, проведенных психологами-последователями Л.С. Выготского, было то, что они не направлялись единой волей и одним умом, из единого организационного центра и не развертывались поэтому с достаточной логической последовательностью, при которой шаг за шагом исчезали бы «белые пятна» в неизведанной области детской игры. И все же это была коллективная работа, объединенная общими теоретическими принципами, намеченными Л.С. Выготским, и каждый из них внес свой вклад в дальнейшую разработку проблемы. Конечно, из-за известной организационной раздробленности не все вопросы оказались охваченными теоретическими и экспериментальными исследованиями и остается еще много «белых пятен».

Можно в нескольких положениях перечислить то новое, что внесла эта коллективная работа в психологию детской игры:

1) разработка гипотезы об историческом возникновении той формы игры, которая является типичной для современных дошкольников, и теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию;

2) раскрытие условий возникновения этой формы игры в онтогенезе и доказательство, что игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания;

3) выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры и прослеживание ее развития и распада;

4) выяснение того, что игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек — его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности;

5) установлено, что игровая техника — перенос значений с одного предмета на другой, сокращенность и обобщенность игровых действий — является важнейшим условием проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности;

6) выделение в игре реальных отношений детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий;

7) выяснение функций игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

При этом перечислении мы имели в виду как новые экспериментальные факты, так и те теоретические обобщения и гипотезы, которые неизбежно сопровождали исследование.

Хорошо сознавая всю ограниченность тех шагов, которые были предприняты в этих исследованиях по психологии детской игры, а также будучи занятым в последние годы решением других вопросов детской психологии, я долго не решался на написание этой книги. Только настойчивые требования моих товарищей, в первую очередь П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева, заставили меня взяться за эту работу.

Между логикой исследования и логикой изложения его результатов никогда нет полного соответствия. Структура этой книги не отражает истории и логики наших исследований. Она построена в порядке, обратном тому, в котором шло исследование. Книга начинается главами, в которых раскрывается наше понимание развернутой формы игровой деятельности детей, ее социальной сущности и психологической природы — понимание, развивавшееся в ходе исследований и оформившееся в самом конце работы.

Вторая часть содержит экспериментальные материалы, в которых раскрывается возникновение игры в ходе индивидуального развития ребенка (глава четвертая); развитие основных структурных составляющих игровой деятельности и изменение их соотношений в ходе развития (глава пятая) и, наконец, значение игры для психического развития (глава шестая). В этих главах использованы материалы экспериментальных исследований, проводившихся в русле идей, выдвинутых более сорока лет назад виднейшим психологом Л.С. Выготским. Содержащиеся в этих главах экспериментальные материалы собирались до того, как окончательно сформировалось наше понимание игры. Они служили той основой, на которой формировались наши теоретические воззрения.

Мы далеки от мысли, что нам удалось до конца раскрыть психологическую природу игры. Этой книгой мы хотели бы внести посильный вклад в разработку проблем психологии игры, интерес к которым все более возрастает. Книга эта не учебник и не учебное пособие. Поэтому мы не старались придерживаться слишком строгой логики в изложении. Мы позволяли себе по ходу изложения высказывать отдельные гипотезы, предположения и даже догадки, проверка которых — дело дальнейшей работы.

Психология игры

Игра «Если бы не ты» рассчитана на двух игроков, причем предполагается две роли: муж-тиран и подавляемая им жена. Жена может свою роль играть как благоразумный Взрослый («Самое верное, если я буду поступать, как он требует»), так и капризный Ребенок. Если говорить о муже-тиране, то он может действовать как Взрослый («Самое верно для тебя делать, это как я говорю») или перейти на позицию Родителя («Не пытайся меня не послушаться»). Какая психология игры?

Иллюстрации. Весьма поучительно попутно определить детские корни данной игры, ее прототипы, что характерны для раннего возраста. Следовательно, предпринимая формальные описания игры, необходимо найти ее детские параллели. Выяснено, что дети играют в эту игру так же довольно часто, как взрослые, да и детская вариация игры слишком похож на взрослый, но с тем отличием, что роль мужа-тирана занимает настоящий родитель.

Трансакционная парадигма. Она представляет собой систему основных научных достижений, методов, теорий, по аналогии которых организуется все исследования ученых в данной сфере знаний на протяжении определенного исторического периода. Здесь коммуникационный анализ приведен исходя из трансакционного анализирования. Дается трансакционный анализ примерной ситуации, который описывает психологический и социальный уровни той завуалированной трансакции, обнажающей суть игры. Самый драматический вид игры «Если бы не ты» получает на социальном плане с позиции Ребенок-Родитель.

Муж: Сиди дома и занимайся домашним хозяйством.

Жена: Если бы не ты, я могла бы развлекаться, а не сидеть дома.

С точки зрения психологического уровня игра ведется на уровне Ребенок — Ребенок и смотрится совсем иначе.

Муж: Тебе следует всегда быть дома, когда я возвращаюсь. Я ужасно боюсь, что меня бросят.

Жена: Я так и стану вести себя, если ты поможешь мне не попадать в пугающие меня ситуации.

Игровые ходы. Ход в игре, в целом, соответствует «поглаживаниям» в ритуалах. Как и в каждой игре, с каждым накоплением опыта участники становятся искуснее. Те шаги, которые не ведут к цели, отсеиваются, и каждый следующий ход стает более сконцентрированным в плане достижения цели. Большинство случаев «идеальной дружбы» порой основаны на том, что участники дополняют друг друга и к их взаимному наслаждению, так что их игры могут отличаться лишь максимумом выигрыша при минимуме затрат сил. Многие предварительные, предупредительные и промежуточные ходы при этом можно пропустить, что придаст взаимоотношениям изящество и красоту. Сэкономленные усилия на защитных приемах, можно истратить на «украшения», к восторгу обоих игроков, а порой и наблюдателей.

Чтобы игра состоялась, следует какое-либо минимальное количество ходов, и они могут быть зарегистрированными в протоколе. Конкретные участники могу сильно увеличить их количество в зависимости от своих желаний, способностей и нужд. Вот основная структура игры «Если бы не ты»:

1) приказ — повиновение («Сиди дома» — «Ладно»);

2) приказ — негодование («Сегодня тоже оставайся » — «Если бы не ты»).

«Вознаграждения», что были получены в результате игры, в общем состоят в ее гомеостатическом (стабилизирующем) эффекте. С биологической точки зрения гомеостаз обеспечивается определенными «поглаживаниями», а закрепление жизненной позиции способствует увеличение психологической стабильности. Как уже говорилось, «поглаживание» может бывать различных форм, поэтому биологические «вознаграждения» можно описать в терминологии осязательного (тактильного) контакта. К примеру, роль мужа в игре «если бы не ты» чем-то схожа со шлепком тыльной стороной ладони (очень отличается от шлепка ладонной частью кисти, что весьма унизительно), а реакция его жены — это что-то вроде капризного удара по голени. Следовательно, биологический выигрыш при игре «если бы не ты» является результатом обмена капризно-воинственными трансакциями: это довольно-таки мучительный метод поддержания здоровья, однако достаточно эффективный.

Жизненная позиция жены («Абсолютно все мужчины – настоящие тираны») это реакция на типичную для состояния фобий потребность признать поражение и обнажить четкую структуру данной игры. Если пытаться дать ее расширенное описание, то выйдет что-то подобное этому: «Если я буду одна в толпе, соблазн признать поражение будет достаточно велик; дома же я не могу сдаться, это он меня вынуждает, что доказывает: все мужчины — настоящие тираны». Как раз по этой причине именно женщины играют в такую игру, для которых в порядке вещей чувство отрыва от реальности. Это значит, что их Взрослый не может удерживать контроль над сложившейся ситуацией при большом соблазне. Более детальное исследование такого механизма можно отнести уже к сфере психоанализа, а не анализирования игр, для которого основным интересом станет конечный результат.

Внутренние психологические «вознаграждение» впрямую связаны с экономией психической энергии, иными словами либидо. (Либидо представляет собой центральное понятие фрейдизма, которое обозначает бессознательную, глубинную, психическую энергию личности, и основанную на сексуальном инстинкте).

В игре «Если бы не ты» социально допустимое принятие власти мужа оберегает жену от приступов невротической боязни. В то же время оно способно удовлетворять ее мазохистские замашки, если таковые конечно есть (термин «мазохизм» здесь понимается не как «самоотречение», а в классическом плане, как состояние сексуального возбуждения, которое возникает по причине депривации, унижения боли). Иными словами, ситуации подчинения и депривации приводят жену в состояние возбуждения.

Внешние психологические «вознаграждения» состоят в уклонениях от опасной ситуации при помощи игры. Это особенно заметно в игре «Если бы не ты», где присутствует ярко выраженный мотив: подчиняясь ограничению со стороны мужа, жена старается избегать тех ситуаций, от которых ей становиться страшно.

Смысл внутренних социальных «вознаграждений» содержится в самом определении игры, под которым она известна в достаточно узком кругу. Подчиняясь своему мужу, жена имеет возможность заявить: «Если бы не ты». При помощи этого структурируется ее время, которое она обычно проводит с мужем. В ситуации с этой женщиной потребность структурирования времени была слишком велика, так как общих интересов у нее с мужем не было, особенно в периодах до рождения их детей и после того, как эти дети выросли. Пока они росли, супруги в игру «если бы не ты» играли редко и менее интенсивно, так как дети выполняли простую функцию структурирования времени и, поимо того, обеспечивали семью еще более популярным вариантом — игрой «Загнанная домохозяйка».

По факту, молодые американские матери и вправду слишком заняты, и это не сильно влияет на анализ такого варианта игры. Анализ игр дает попытку беспристрастно получить ответ на следующий вопрос: с условие, что женщина слишком занята, как именно она сможет воспользоваться своей занятостью, дабы получить хоть какую-либо компенсацию?

Внешние социальные «вознаграждения» определяются тем, как такая ситуация используется для внешнего социального контакта. Данная игра достаточно просто превращается во времяпрепровождение «Если бы не он», которое популярно при встречах с подружками в кафе. Игры могут влиять также и на выбор социальных знакомств. Когда новую соседку зовут на чашку кофе, в действительности ее зовут поиграть в игру под названием «Если бы не он». Если она станет хорошим партнером, то со временем будет для всех лучшей подругой. Но если же она будет против такой игры и станет настойчиво рассказывать о своем супруге в доброжелательной форме, то долго в такой компании она не сможет продержаться. С ней случится то же, что всегда происходит с человеком, который настойчиво отказывается от выпивки на вечеринках. Со временем ее вообще не станут звать приглашать в такую компанию.

Следовательно, анализ формальных характеристик игры «Если бы не ты» можно читать завершенным.

Источники:
Авдулова Т
В учебном пособии рассматриваются проблемы формирования и развития детской игры, психолого-педагогические возможности использования игры в развитии детей.
https://psychojournal.ru/books/1429-avdulova-t-p-psihologiya-igry-sovremennyy-podhod.html
Психология игры
Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8439.php
Психология игры
Игра
http://www.centr-crm.ru/psichologiya/psichologiya-igri.html

CATEGORIES