Психология детства

Психология детства

Так, данная статья продолжает серию статей, которые уже были представлены на этом сайте: В предыдущей статье мы рассмотрели особенности психологического развития младенчества, которая, несмотря на некоторую ограниченность, все же обладает целым рядом различных психических и психологических свойств, которые просто необходимо знать человеку.

Так, после определенного уровня развития, мы не можем считать ребенка младенцем, так как его восприятие в целом становиться более осмысленным и уже гораздо меньше зависит от первичных циркулярных реакций, и вторичных циркулярных реакций.

В виду этого, у ребенка появляются новые психические и психологические особенности, формируется новая я концепция, изменяется мотивационная модель, и даже появляются серьезные психологические кризисы, которые нельзя оставлять без внимания.

В статье «Психология детства» — мы постараемся по подробней рассмотреть психологию детства, при этом, не особо углубляясь в терминологию и различные препития, которые необходимо знать только психологам с высшим образованием. Также в статье будет подведен итог возраста, и приведены некоторые рекомендации, которые смогут помочь избежать или смягчить некоторые психологические кризисы ребенка, а также избежать отклонений в психическом и психологическом развитии ребенка.

В первую очередь мы можем заметить, что в процессе полного интеллектуального развития у ребенка, его реакции переводят сначала от первичных циркулярных, к вторичным циркулярным. А вследствие, вторичные циркулярные реакции уступают свое место полновесному сознанию. Все это выражается то, что в данном возрасте ребенок начинается развиваться всесторонне, и у него проявляется большое количество разнообразных направлений для психологического развития.

При этом стоит помнить, что полноценное психическое и психологическое развитие ребенка может проходить в условиях достаточной социализации. Так, например, у детей, которые были лишены благ цивилизации и социализации, процесс психического и психологического развития может отличаться.

Примечание: Именно в периоды сенситивного развития, ребенка приводят в спортивные секции, в детский сад, или на детскую площадку, для наилучшего развития сенситивных функций. Так, например ребенок может подраться с другим ребенком, и понять, что получать удары это больно, и в дальнейшем, прежде чем идти на конфликт он несколько раз задумается.

Примечание: однако, и тут нужно быть достаточно осторожным, так как если превысить допустимую норму опеки над ребенком, вы можете превратить его из социального индивидуума, в безвольного социопата, который не способен будет ничего выполнить или принять самостоятельно решение.

Также важно вырабатывать и определять зоны развития ребенка, при этом учитывая наличие ведущей деятельности (для избегания одного из основных детских кризисов, которых называется: «Я САМ»). При этом также крайне необходимо учитывать гетерохронность (неравномерность) детского психического, эмоционального и умственного развития.

Так как каждый из этих аспектов развивается скачкообразно, нет абсолютно никакой необходимости для того чтобы принуждать развивать ту или иную сферу активности ребенка, иначе вы рискуете получить односторонне развитого ребенка, или же полного социопата. Различные виды предрасположенностей к психопатиям также проявляются в этом возрасте, а это значит, что необходимо к минимуму свести все излишние стрессы ребенка.

Стоит также помнить о том, что детство в отличие от взрослости это единый процесс развития, эмоциональной, психической и умственной взрослости. Все остальные возрасты только фиксируют достижения, сделанные в детстве, а также видоизменяют психику ребенка в виду гормонального и физического аспекта развития.

Психология детства

Задачи психологии детства, ее историческое развитие. Основные направления в психологии детства. Место ее в системе психологических дисциплин. Методы психологии детства.

Обычное понимание детства, его ошибки. Проблема детских игр, обычное их понимание. Теория Шиллера, теория Спенсера. «Теория отдыха». Учение Гроса об игре и его новейшие модификации. Роль фантазии в игре. Сущность фантазии. Понятие «сферы игры». Внутренние корни игры.

О социальном содержании детских игр. Понятие социального унаследования. Социально-психическое созревание ребенка. Развитие самосознания по Болдвину. Роль игр в социальном созревании ребенка, в эйективации.

Загадка продолжительности детства у человека. Деление детства на периоды, вопрос о критериях этого деления. Первый год жизни. Общая характеристика различных периодов детства (раннего детства, второго детства, отрочества, юности).

Первый год жизни ребенка. Физическое развитие ребенка, ритм в этом развитии. Первые восприятия. Развитие зрения, слуха. Память, первые ассоциации; внимание в первом году жизни. Эмоциональные переживания ребенка. Вопрос об эволюции чувства. Моральная природа ребенка. Вопрос о психической наследственности.

Активность ребенка в течение первого года жизни. Рефлексы и инстинкты; импульсивная и выразительная активность. Происхождение воли: теория Бена. Волевое самосознание и воля.

Развитие речи. Три стороны в развитии речи; их связь между собой. Развитие речи с психо-физиологической точки зрения. Крик, лепет, членораздельная речь. Речь с психологической точки зрения. Словесные образы. Психология понимания слов и означения. О количестве слов, известных ребенку. Логическая сторона речи, ее грамматическое развитие. Закон Штерна.

Эмоциональная жизнь в раннем детстве; общие замечания. Индивидуальные чувства у ребенка. Страх у детей; учение о двух формах страха. Гнев у детей. Вопрос о детской жестокости. Чувства, направленные к самому себе; два основных их направления. Индивидуальный и социальный стыд. Психология бесстыдства.

Социальные чувства у ребенка. Социальная симпатия, ее развитие; антипатия. Сексуальная сфера у ребенка. Сексуальное развитие ребенка по Фрейду, анализ его построений. Высшие чувства у ребенка. Моральная жизнь ребенка, место ее в духовном созревании. Моральные чувства. Чувство долга. Три ступени в развитии моральной жизни. Моральное мьаиление у ребенка. Детские «идеалы». Перелом в моральном сознании ребенка. Моральная активность у детей, их моральный импрессионизм.

Эстетическая жизнь ребенка; общие черты ее. Эстетические чувства, эстетическое творчество. Рисование, его постепенное развитие. Сказки. Мифологизм детского мышления. Сказка и миф. Сказочное творчество детей. Работа фантазии и сказки.

Религиозная жизнь ребенка. Принцип религиозной психологии. Общие черты детской религии. Детские религиозные представления; религиозная активность у детей. Детская фантазия. Развитие ее понимания в современной психологии детства. Детская ложь, ее социальные корни. Настоящая ложь, ее формы. Анализ «псевдо-лжи».

Развитие детского интеллекта. Детские восприятия. Восприятие пространства и времени. Особенности и развитие детского внимания. Детские представления. Процесс памяти у детей. Ассоциация образов у них.

Мышление у детей; его общие черты. Мышление по аналогии; развитие индуктивного и дедуктивного мышления у детей. Условия развития мышления у детей. Психология детских вопросов; их место в интеллектуальном созревании. Недостатки детских выводов. Образование суждений и понятий. Вопрос об измерении интеллектуального уровня по Бине. Результаты исследований в этом направлении.

Активность ребенка. Игры детей, их классификация и анализ. Инстинктивная, импульсивная и выразительная активность. Развитие воли, ее позитивные и негативные функции. Типы воли. Развитие привычек.

Личность ребенка. Понятие о личности в общей психологии; метафизический корень личности. Общие черты детской личности. Иррационализм ее; развитие эмпирической стороны в личности. Духовная содержательность детства.

/Римские номера глав для удобства работы заменены обычными числами. – Электр. ред./

Задачи психологии детства, ее историческое развитие. Основные направления в психологии детства. Место ее в системе психологических дисциплин. Методы психологии детства.

Психология детства имеет своей задачей изучение душевной жизни ребенка, уяснение психического своеобразия детства. В системе наук о ребенке («педологии») психологии детства, конечно, должно принадлежать центральное место, и если в настоящее время психология детства не занимает такого места, если ее выводы, ее принципы пока не оказывают руководящего влияния на другие науки о ребенке, то это объясняется, с одной стороны, слабым развитием общей антропологии (общего учения о человеке), с другой стороны – медленным развитием самой психологии детства. Но принципиально ключ к детству, к теоретическим и практическим проблемам его – заключается в психическом своеобразии детства. Чем дальше подвигаемся мы в понимании душевной жизни ребенка, чем яснее выступают перед нами ее особенности, тем определеннее обрисовывается центральное положение психологии детства в системе наук о ребенке.

Для понимания современного положения психологии детства очень любопытно вспомнить ее историческое развитие. Несмотря на то, что всегда существовал непосредственный интерес к детской душе, предметом научного изучения детство стало очень поздно. Впервые в конце XVIII века мы видим появление специального трактата о душе ребенка; в высшей степени характерным надо признать факт, что этот научный интерес к детству исходил от врачей . Врачам впервые пришлось столкнуться с фактом своеобразия детства: учение о детских болезнях, учение об особенностях у детей в течении обычных болезней заставило впервые задуматься над особенностями детства. Детей нельзя лечить так, как лечат взрослых; самое развитие детского организма делает особенно сложным и тонким вопрос о вмешательстве в

жизнь детского организма. Все это естественно выдвигало необходимость специального изучения ребенка.

Огромное влияние на развитие интереса к душе ребенка имел Руссо с своим знаменитым «Эмилем». Не так важны отдельные положения, выдвигаемые Руссо, как важна его подлинная любовь к детству, глубокое уважение к личности ребенка, к внутренней закономерности происходящего в нем процесса. В книге Руссо чувствуется желание войти во внутренний мир ребенка, желание прислушаться к таинственному росту его личности, угадать пути его развития. Пусть вся картина, нарисованная Руссо в «Эмиле», носит на себе нередко печать сентиментальной фантастики, но и доныне книга Руссо действует своей любовью к детской душе, подлинным и глубоким интересом к ней. Недаром влияние Руссо сказалось на двух гениальных педагогах, открывших истинно новую страницу в истории педагогики – на Песталоцци и Фребеле . Педагогические воззрения Л.Толстого , носящие яркую печать его гения, сложились тоже не без влияния идей Руссо.

Но вернемся к историческому развитию психологии детства.

После появления книги Прейера интерес к психологии детства заметно поднимается. В Америке начинается плодотворная деятельность известного организатора педологических исследований – Стенли Холла ( На11 ), появляются дневники г-жи Шинн, выступает один из творцов современной психологии детства– Болдвин ( Baldwin ). В Англии появилась чрезвычайно ценная книга Селли ( Sully ) – Этюды по психологии детства.

Но новую эру в развитии нашей науки составили труды Карла Гроса ( К. Grооs ), занявшегося изучением игр . Сначала появилась его книга, посвященная играм животных (Die Spiele der Tiere), а затем вышла в свет вторая его замечательная книга, посвященная играм людей (Die Spiele der Menschen). Эти книги Гроса, равно как и его лекции о душевной жизни ребенка (Das Seelenleben des Kindes. Ausgewahlte Vorlesungen. Ныне вышло пятое издание) выдвинули биологическое понимание детства, которое очень прочно утвердилось в современной психологии детства. Книги Гроса имели основополагающее значение, так как в них впервые с полной ясностью и определенностью обрисовывалось своеобразие детства, впервые намечалось учение о детстве, как замкнутой и самостоятельной фазе в развитии человека. Если до Гроса психология детства представляла теоретический интерес лишь в связи с проблемами генетической

*) Недавно вышла четвертым изданием книга-хрестоматия, в которой собран материал по психологии ребенка ( G. Baumer и Lili Droescher – Von der Kinderseele. 1921), – но книга эта не имеет никакого научного значения вследствие своей некритичности в подборе материала.

психологии, проблемами психической эволюции (что и доныне еще сильно сказывается в нашей науке), то после трудов Гроса проблемы психологии детства приобрели самостоятельное теоретическое значение. Этим Грос больше всего способствовал тому, что психология детства стала особой и самостоятельной наукой.

Рядом с Гросом, как другой творец современной психологии детства, должен быть отмечен упомянутый выше Болдвин (James Mark Baldwin). Если Гросу принадлежит честь установления биологического понимания детства, то Болдвину принадлежит неоценимая заслуга выяснения социально-психических условий развития души ребенка. В трудах Болдвина окончательно преодолевается одностороннее связывание проблем детства с вопросами психической эволюции; психология детства у Болдвина входит в ближайшую связь с социальной психологией. Из трудов Болдвина необходимо помянуть: 1. Mental Development in the Child and the Race – Психическое развитие индивидуума и человеческого рода (есть русский перевод); 2. Social and Ethical Interpetation in Mental Development – Психическое развитие с социологической и этической точки зрения (есть русский перевод); 3. Thougths and Things – Мысли и вещи (V. I–III).

издание этой работы Бине, приспособленное для производства исследований по его методу – А.Вinet et Th.Simоn – La mesure du developpement de I’intelligence chez les jeunes enfants. Paris. 1917 *).

Бине принадлежит еще целый ряд работ по психологии детства. Из них помянем прежде всего замечательную его книгу– L’etude experimentale de Pintelligence, которую можно назвать классическим трудом по «клинической психологии». В этой книге Бине излагает результаты своих исследований над двумя девочками в течение 1? лет. Очень ценна и другая его книжка – Новые идеи о детях (есть русский перевод). О других, более специальных его работах придется нам не раз вспоминать в дальнейшем.

Из других французских авторов должно еще помянуть Клапареда ( С1араrеdе ), написавшего прекрасную книгу – Экспериментальная педагогика и психология детства (есть русский перевод). Ему же принадлежит много отдельных статей в издаваемом им (вместе с Flournoy) журнале – Archives de Psychologic Упомянем еще Компейре ( Соmpауrе ), главная книга которого появилась давно в русском переводе (Умственное и нравственное развитие ребенка), Кеира ( Qеyrat – La logique des enfants, а также L’imagination et ses variete’s chez l’enfant). Книги Пере ( Рerez – 1. Les trois premieres annees de l’enfant и 2. L’enfant de trois a sept ans – они переведены и на русский язык) не имеют большой ценности.

Из английской и американской литературы по психологии детства, кроме упомянутых выше работ Болдвина, Шинн, Селли и Холла, укажем еще на книги: Moore – The mental Development of a Child. New York. 1896; Chamberlain – The Child: a study in the Evolution of Man (есть русский перевод).

Немецкая литература по психологии детства очень богата. Не говоря о специальных журналах, в которых постоянно можно найти много работ по психологии ребенка, укажем на наиболее ценные книги. Упомянем прежде всего о вышедшей недавно вторым изданием книге Штерна ( W. Stern – Psychologie der fruhen Kindheit. 1921), Книга эта ценна не только своими идеями, но и богатым фактическим материалом (на русском языке имеется перевод 1-го издания). Упомянутые мной лекции Гроса о душевной жизни ребенка вышли ныне пятым изданием (на русском языке было два перевода разных изданий этой книги;

*) Лучший обзор библиографии по этому вопросу и модификаций метода Бине можно найти в новой книге В. Штерна ( Stern – Die Intelligenz der Kinder und Jugendlichen. 1920).

Что касается России, то надо признать, что интерес к проблемам детства в ней всегда был велик, особенно возрос он в последнее время. В России переводились решительно все ценные книги по психологии детства, в Москве издавалась, под общей редакцией Виноградова и Громбаха, целая серия книг по вопросам детства (в этой серии и были изда-ны,между прочим,труды Болдвина). Были попытки издавать особый журнал, посвященный психологии детства – Психология и дитя – сколько мне известно, прекратившийся на втором году издания. За последние годы, насколько мне известно, выходило несколько специальных журналов, посвященных проблемам детства. Из

*) По вопросу о применении психоаналитического метода к детям см. энергические возражения Штерна против этого в специальной статье, посвященной этому вопросу, в Ztschr. f. angew. Psychol. В. VIII.

книг, посвященных детству, на первом месте надо поставить забытую, к сожалению, но выдающуюся книгу г-жи Конради – Исповедь матери, – где с чрезвычайным знанием дела, на основании непосредственного опыта описана история духовного созревания двоих детей. Хотя книга г-жи Конради имеет преимущественно педагогический характер, но и для психолога детства она имеет первостепенное значение. Очень высоко стоит известная книга проф. Лесгафта – Воспитание в семье и школе, – где находим знаменитую классификацию детских типов. В выходившей в Петербурге «Энциклопедии семейного воспитания» несколько выпусков было тоже посвящено психологии ребенка.

Изданный Педагогической Академией сборник статей под общим названием – Душевная жизнь ребенка – почти исключительно заключал в себе компилятивные статьи. Гораздо ценнее статьи, принадлежавшие перу г. Румянцева , печатавшиеся в «Вестнике Психологии». Уже во время великой войны вышла в Москве книга прив.-доц. Корнилова – Психология ребенка *).

*) В целом ряде педагогических журналов (Вестник Воспитания, Русская Школа и др.), иногда в других журналах (Вестник Психологии, Вопросы Философии и Психологии) было помещено много статей по общим и специальным вопросам психологии детства. Напомним также о труде г-жи Манасеиной , о работах А.В.Владимирского .

**) Остались непереведенными дневники г-жи Шинн, хотя они и были намечены к переводу в серии книг, издававшихся под ред. П. Н. Виноградова и Громбаха.

в России собранию точного и научно пригодного материала. Заслуживают быть отмеченными лишь дневник г-жи Гавриловой , изданный в Москве, да – Записки матери – г-жи Кричевской . В связи с великой войной появилось несколько статей и книг, посвященных вопросу о влиянии войны на детей. Отмечу сборник статей, изданный Киевским Фребелевским Обществом под моей редакцией, – Война и дети. Была подготовлена к печати книга А. В. Владимирского о пробуждении половой жизни у детей, а также моя книга – Роль семьи в жизни ребенка, – но появились ли они в печати, не имею точных сведений *).

*) В книге моей – Введение в педагогику, – давно имеющей появиться на свет (в Киеве), несколько глав посвящено тоже проблемам детства.

**) Тщательный и глубокий анализ вопросов, возникающих для психологии детства при сближении ее с учением о психической эволюции, дает Коffkа в своей интересной книге – Die Grundlagen der psychischen Entwickelung. Eine Einfuhrung in die Kinderpsychologie. 1921.

и законченность. Развитие психологии детства в направлении, указанном Гросом, во многом перешло те границы, в каких намечалось Гросом изучение детства, но основная идея, одушевляющая построения Гроса – сознание внутренней закономерности, органичности в соотношении психических сил у ребенка, отчетливое сознание действительного психического своеобразия детства – это остается в современной психологии детства доминирующим фактором ее развития.

Меньший успех в нашей науке имело то направление, создателем и главным выразителем которого явился американский психолог Болдвин. Слабое влияние его идей можно видеть хотя бы в том, что в новейших лучших трудах по психологии детства – Гроса, Штерна, Бюлера – нет никаких указаний на идеи Болдвина (если не считать нескольких замечаний Гроса, который, видимо, знает труды Болдвина, но ценит их совсем не в тех частях, в каких они относятся к душевной жизни ребенка). Конечно, это объясняется слабым развитием и некоторой непопулярностью социальной психологии вообще, – но все же слабое влияние идей Болдвина, который связывает проблемы психологии детства и социальной психологии, печально влияет на развитие нашей науки. При изложении учения Болдвина мы убедимся, что оно имеет фундаментальное значение для понимания развития душевной жизни ребенка *).

*) В своем этюде – О социальном воспитании, – вышедшем, насколько мне известно, в нескольких изданиях (в Москве и в Киеве), я имел уже случай изложить идеи Болдвина.

*) Примером таких построений может служить книга Селли ( Sully ) по психологии, названная в новом русском переводе – Педагогическая психология.

своеобразия детства, – и уже одно это определение приближает нашу науку к дифференциальной психологии, которая и имеет в виду уяснение типических вариаций, наблюдаемых в конкретных проявлениях душевной жизни. «Детство» образует некоторую «натуральную группу» *), рядом с которой можно было бы поставить такие натуральные группы, как «психическая зрелость», «старость». То, что последние группы еще не выделились, как предмет особого изучения, связано с тем, что ими мало занимались и мало обращали внимания на черты их психического своеобразия. В группу дифференциальной психологии входят и такие, все более обособляющиеся области психологического знания, как сексуальная психология, как психология женщины, довольно недурно уже разработанная.

Не мотивируя во всех частях той классификации психологических дисциплин, которой я придерживаюсь, позволю себе ее привести, чтобы указать место психологии детства.

Психология детства

50 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С МАШИНКАМИ

Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам. Например, рыцаря — в замок (диван), собаку — в будку (коробку), птичку — на дерево (на полку) и т.д. Можно и нарисовать "дома" на куске обоев: озеро для рыбки, курятник для петушка…

А ещё настоящие машины периодически ломаются! По очереди будьте то мастером, то водителем машины. Пусть "водитель" расскажет, что у машины сломалась и при каких обстоятельствах, а мастер внимательно осмотрев машину успешно всё отремонтирует! А может быть машина не сломалась, а нужно установить сигнализацию, чтобы "нехороший волк" её не угнал?;)

Игры с водой очень полезны для малыша. Поэтому вооружите своего малыша тазиком, губкой, фартуком-непромакайкой и пусть принимает заказы на мойку машин-грязнуль!

Поиграйте в семью машин – мама-машина, папа-машина, сынок-машинка. Обыгрывайте различные ситуации, которые могут с ними произойти. При этом малыш-машинка может не хотеть кушать, идти гулять или чистить зубы. А если он поранится, то помогите ему, обращая внимание на то, какой он храбрый и совсем не плачет.

Поиграйте в автомобильчик-хулиганчик, который хотел все делать наоборот, нарушая правила дорожного движения, играя на проезжей части мячом или катаясь на крыше автобуса. Ненавязчиво объясняйте этому шалуну, почему так делать опасно.

Предложите малышу собрать игрушки, проехавшись по комнате на машине. Пофантазируйте, может, у вас машина повезет пассажиров отдыхать после очередного игрового дня? Или это будет настоящий мусоровоз?

Попробуйте поиграть в автобус или маршрутное такси и повозить любимые игрушки. Заранее запастись фантиками или бумажками — «деньгами» и «билетами».

Соорудите горку. Это может быть и обычная гладильная доска, прислоненная к дивану. А теперь берем машинки и держа в руке, катим их по наклонной поверхности. Попробуйте вместе с малышом посмотреть, что будет, если машинку отпустить.

Сооружаем горку, как в предыдущей игре. А теперь машинка будет у нас ехать вверх — с пола на диван. Можно закатить на горку несколько машинок и "припарковать" их на диване.

Очень большой кусок картона превращается в интересный трэк для машинок. Понадобится большой кусок трубы (из пенополистерола, из тонкого пластика, из картона и т.д.), разрежьте ее на небольшие части и пополам. Затем приклеим эти детали к картону поочередно наклоняя в разныеу стороны. Приклеить нужно надежно — горячим клеем лучше всего. Ставим картонный трек вертикально и запускаем по нему машинки. Можно запускать не только, но и мячики, пинг-понговые шарики и т.д.

Сажаем несколько игрушек на машину. Лучше всего, конечно, для этой цели подойдет самосвал с большим кузовом. И аккуратно катаем машину по комнате, чтобы не растерять пассажиров.

У многих дома есть игрушечный боулинг. А если нет, то кегли можно заменить обычными пластиковыми бутылками. Устанавливаем наши “кегли” и запускаем в них машинку, пытаясь сбить как можно больше за один раз.

Возьмите картонную коробку из-под бытовой техники или продуктов — это будет гараж. И предложите малышу издалека закатить машинку в «гараж». Самым маленьким деткам эта игра тоже подойдет – закатывают машинку родители, а ребенок наблюдает. А потом делаем это вдвоем – направляя ручку малыша.

Игрушки вызывают такси и просят отвезти их в конкретное место на машине. Может быть, заяц попросит отвезти его на кухню за морковкой?

Подготовим полосу препятствий для нашей машинки, например, из кубиков. Катаем машинку, объезжая препятствия.

Соорудим дорогу для машинки, например, из кубиков. И катаем по ней машину, при этом внимательно следим, чтобы случайно не выехать за пределы трассы.

Покажите малышу, как нужно запустить машинку, чтобы она ехала быстро или медленно, и предложите повторить. В этой игре мы не только наглядно изучаем понятия «быстро-медленно», но и развиваем координацию.

Попробуйте устроить соревнование – кто быстрее доедет в другой конец комнаты.

Если ребенок полностью игнорирует купленные родителями дидактические материалы, можно подключать в игру с машинками их поочередно. Например, изучая устройство пирамидки, можно каждое колечко подвозить к пирамидке на машинке соответственного цвета при этом озвучиваем: "Красная машинка везет красное колесо!"

Понадобятся разноцветные миски или коробки (можно обычные коробки обклеить цветной бумагой). . И если у вас много-много машин, малышу будет очень интересно разложить их по цветам.

На машинах также удобно изучать понятия «большое-маленькое». Разложите колечки пирамидки по размеру на аналогичные машинки. Говорите: "Большая машина везет большое колесо. "

Подготовим большую и маленькую коробки и отсортируем все наши машинки. Заодно и порядок наведем!

Есть еще один способ разобрать завалы машинок с пользой для развития — сортировка по видам: например, легковая, грузовая, специального назначения, строительная и т.д. Раскладываем наш транспорт и проговариваем, для чего используется каждая машина, почему так называется.

Если у вас есть несколько машин разного размера и несколько коробок, подберите для каждой машины подходящий по размеру гараж. Эта игра научит малыша сопоставлять разные величины.

Возьмите несколько листов цветной бумаги и предложите малышу припарковать на каждом листе подходящие по цвету машины. Вы можете взять полицейского, и он будет говорить в случае ошибки: “Прошу проехать на другую стоянку!”

Попробуйте покатать машину, напевая песенку: "Машина едет и гудит, В машине Сашенька сидит!"

В песню подставляем имя ребенка. Можно посадить на машину игрушки и петь «мишка сидит», «кукла сидит». А еще машина может издавать разные звуки: шуршит, скрипит, тарахтит, скользит.

Подготовим картонные карточки со словами . Для игры подойдут несложные надписи, например, «Машина», «Мы едем». Сложим карточки в машину и покатаем их, время от времени проговаривая и показывая: «Машина! Мы едем!»

Сделаем карточки с названиями еды. Складываем их в машину и развозим игрушкам, комментируя: «Везем мишке малину! А лошадке — яблоко» и показывая малышу слова.

Подготовьте 2 карточки со словами, которые образуют фразу, например «машина» и «едет». Положим каждую карточку в отдельную машину и поведем их друг за другом. Так же можно тренировать фразовую речь, разложив слова по вагонам игрушечного поезда.

Возьмите коробку или другую непрозрачную емкость и попробуйте спрятать под ней несколько машинок. А теперь открываем и радуемся: «Ух ты! Тут три машины!» Можно убирать по одной машине и считать оставшиеся, а затем снова начать прибавлять машинки. С годовалыми малышами можно ограничиться счетом до 3.

Вырежьте из цветной бумаги несколько «яблок» или «огурцов». А теперь пусть игрушки делают заказ. Например, лошадка может попросить: «Ваня! Привези мне два яблока!» И вы с малышом кладете в машину нужное количество продуктов и отвозите «заказчику».

Разложите колечки пирамидки по комнате и попросите ребенка подвезти одно за другим на машине. Считайте привезенные колечки: одно колечко привез, еще одно-теперь у нас два колечка, вези еще одно!

Возьмите лист обоев и нарисуйте на нем паркинг фломастерами. Обратите внимание ребенка: «Смотри, нарисовали квадратную парковку!» А теперь расставляем машинки по углам. Считаем: проговариваем, что у квадрата 4 угла, и в каждый мы поставили по машинке. Можно сделать паркинг и круглым, и овальным.

Возьмите игрушечный грузовичок и попросите ребенка сложить туда груз одной формы. Например,

если выбрать круг, нам подойдут колечки от пирамидки или колеса. Можно и заранее нарезать из картона разные геометрические фигуры.

С помощью домашнего автопарка легко с ребенком освоить счет, технику сложения и вычитания в пределах 10. Машины въезжают, уезжают, а малыш все считает и незаметно осваивает основы математики!

Возьмите лист обоев и нарисуйте на нем несколько прямоугольников – «гаражей». А теперь подпишите для каждого гаража число машиномест. И предложите малышу расставить в гараже столько машинок, сколько вы написали. Эта игра для продвинутых детей, которые уже уверенно считают предметы.

Попробуйте на куске обоев нарисовать карту — дороги, знаки, гаражи и т.д. Ребенку будет очень интересно катать машины по такой карте. Машинки могут поехать в магазин или на заправку или отправиться друг к другу в гости.

Вырежьте из куска обоев извилистую гоночную трассу, вместе приклейте на нее флажки, бортики, разметку из цветной бумаги. И предложите малышу погонять по трассе! Наверняка, он придет в восторг от такой идеи!

На белой хлопчатобумажной футболке нарисуйте карту с дорогами, школой, папиной работой, бабушкиным домом, кинотеатром и т.д. Даже если папа жутко устал на работе, он все-равно сможет поиграть с детьми, стоит только одеть эту волшебную футболку и просто лечь на пол)) Детям — игра и контакт с папой, папе — отличный массаж после трудовой недели.

Спрячьте в комнате несколько машин так, чтобы было немного видно. И попросите малыша найти все до одной.

Берем несколько машин и просим ребенка запомнить их. Малыш закрывает глаза, убираете одну, меняете местами или заменяете одну машину на новую. Малышу нужно рассказать, что же поменялось.

Возьмите несколько машинок и столько же игрушек. А теперь расскажите, кто на чем поедет. Например, пусть зайка едет на красном грузовике, мишка на черном порше, слон на пожарной машине и т.д. Малышу нужно по вашему рассказу правильно рассадить игрушки по машинам.

Возьмите книжку, где есть картинки с разной техникой (у многих есть энциклопедии о транспорте или можно взять автожурнал у папы). А теперь поищите: может в вашей коллекции есть машины похожие на те, что изображены в книжке?

Возьмите машину — легковушку, грузовик, пожарную, скорую. Нужно назвать все части машины. Кто быстрее назовет, тот и выиграл.

Прогуливаясь с малышом, попробуйте искать машины какого-нибудь одного цвета. Так же можно искать машины одной марки или типа (легковая/грузовая) А деткам постарше вполне можно объяснить разницу между седаном, хетчбеком и кроссовером.

На прогулке почитайте с малышом буквы и цифры на номерах. Если есть настроение, можно продолжить игру: выбрать одну из цифр номера и попробовать найти столько же машин одного цвета.

Пофантазируйте с малышом: как зовут водителя вон той красной мазды, куда он едет и какое у него настроение?

Если ребенок не идет в нужную сторону: спросите у малыша, какая у него машина, сами выберите другую марку, и бегом в нужную сторону наперегонки. Только при этом не забывайте «крутить руль».

Захватите на прогулку мелки и любимую машинку. Ребенку понравится рисовать мелом трассу,

а потом катать по ней машину. С малышами больше рисует сама мама или же мы рисуем совместно “рука в руке”.

Источники:
Психология детства
Данная статья продолжает серию статей — этапы развития личности, и описывает такую главу как Психология: детство, то есть особенности развития, осознание я-концепции, кризисы возраста, а также многое другое.
http://psytheater.com/psixologiya-detstva.html
Психология детства
Текст работы: Зеньковский В. В. Психология детства. 1924. Глава 1.
http://www.xpa-spb.ru/libr/Zenkovskij/psihologiya-detstva-1924-1.html
Психология детства
50 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С МАШИНКАМИ Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам. Например, рыцаря — в замок (диван), собаку — в будку (коробку), птичку
https://m.vk.com/club45044214

(Visited 22 times, 1 visits today)

COMMENTS