Психологическое айкидо в деле

Как уйти от конфликта

В жизни случаются ситуации, когда взгляды или желания различных людей не совпадают. Очень часто результатом этого становится открытое противостояние или конфликт. Когда приходится столкнуться с направленной агрессией или недовольством, это вызывает неприятные эмоции. С помощью психологических приемов можно разрешить спор с оппонентом с наименьшими потерями.

Если инициатор конфликта прослыл в коллективе склочным и дерзким человеком, ему не нужен повод для ссоры. Партнер втягивает Вас в водоворот эмоций как «энергетический вампир».

Наилучший выход – отрешиться от конфликта, и всячески игнорировать обидчика, так Вы сможете контролировать ситуацию. Психологи рекомендуют мысленно оградить себя стеклянной стеной.

Попробуйте применить к оппоненту прием отвлечения. Закашляйтесь, попросите подать воды, уроните ручку, пожалуйтесь на духоту, и откройте окно.

Если руководитель или член семьи сыплет обоснованными обвинениями в Ваш адрес, согласитесь с партнером. Когда всплеск адреналина утихнет, попросите совета, как поступить в сложившейся ситуации. Задействуйте партнера в поиске решения вопроса.

Часто вероятность конфликта известна заранее. Не дожидайтесь обострения, найдите способ предупредить проблему. Если причина в Вас, подойдите к оппоненту и извинитесь или попросите о помощи. Не позволяйте проблеме дойти до такой стадии, когда Вы сами не сможете контролировать ситуацию.

Во время разговора, не повышайте тон и не переходите на хамство, если оппонент позволяет такой способ общения. В этом случае Вы становитесь с партнером на равный уровень, и только усугубляете конфликт.

Если есть возможность, сделайте паузу. Скажите, что продолжите беседу, когда у собеседника появится желание спокойно общаться, и покиньте помещение. Не возвращайтесь, пока не вернете обычное расположение духа.

На работе или в транспорте, с посторонним или с близким человеком иногда складывается ситуация, когда трудно сдержать эмоции и уровень адреналина в крови становится выше нормы. Если что-то вывело вас из себя, помните, что основная цель – это не испортить всем настроение, а добиться разрешения ситуации в нужном русле.

Постарайтесь четко обозначить причину своего недовольства, и не расширяйте границы конфликта. Если супруг курит в комнате, попросите выйти на кухню, не стоит обвинять его ещё и в неопрятности.

Не ждите, когда человек, на которого направлено Ваше недовольство, начнет ответную агрессию. Предлагайте способы решения проблемы и ведите конструктивный диалог.

Не стоит отпускать конфликтную ситуацию в надежде, что все решиться самостоятельно. Работайте над собой, и старайтесь предупреждать агрессию в свой адрес. Не дожидайтесь момента, когда вы сами не сможете контролировать ситуацию. Работайте над умением контролировать эмоции.

Всем давно известно, что зависть – разрушающее чувство. Причем, негативно оно влияет и на завидующего, и на того кто является предметом зависти. […]

В ожидании первого рабочего дня многие испытывают стресс. Даже когда речь идет о должности, на которой мечтали работать. Все дело в неопределенности […]

Дружный коллектив — залог качественной и успешной работы. Когда среди коллег царит дружба и взаимопонимание, тогда и на работу ходить становится приятно. […]

Главное предназначение женщины в жизни стать мамой. Однако ничто не мешает ей желать стать финансово независимой в жизни. Во всяком случае, к […]

Как уйти от конфликта

Вместо этого дождитесь, когда человек полностью выскажется и спустит пар. Выслушайте его предложения по решению проблемы. Сосредоточьте его внимание не на личных ощущениях и видении, а на вариантах компромисса.

Отвлеките собеседника. Задайте вопрос, не связанный с решаемой проблемой, но важный для него. Можете просто сделать комплимент. Пока партнер будет в растерянности, вы сообразите, что предпринять дальше.

Будьте осторожны в формулировках. Партнер и так настроен услышать негатив в любой вашей фразе, поэтому фразы вроде «Успокойся, не будь истеричкой» будут восприняты недвусмысленно.

Будьте благожелательны и искренни. Не сейчас, но позже партнер оценит ваше желание помочь и сам будет просить прощения. Признавайте свои ошибки, если допустили их. Идите на уступки и предлагайте условия, выгодные оппоненту.

Сохраняйте спокойствие и уверенность. Малейшее проявление слабости вызовет в оппоненте желание атаковать вас, «оторваться» за все ваши (или даже не ваши) промахи. Представьте, что между вами и оппонентом стоит невидимая стена, через которую не пробьется никакая негативная реакция. Вы, во-первых, сможете контролировать ситуацию, а, во-вторых, сохраните внутреннее равновесие и избежите лишней нервотрепки.

Остаться полностью безмятежным вам вряд ли удастся. Поэтому после решения конфликта расслабьтесь любым способом. Можно выйти на улицу и просто прогуляться несколько минут. Если конфликт был тяжелым, уединитесь в комнате, возьмите подушку (подойдет и что-то упругое, вроде боксерской груши), представьте, что это лицо вашего партнера, несколько раз ударьте. Способ не очень этичный, но эффективный, поскольку позволяет избавиться от накопившегося в крови адреналина.

Психологическое айкидо в деле. Как уйти от конфликта?

Кто такой герой, по-вашему? «О, — скажете вы, — герой — тот, кто долго дрался, потерял много сил и крови и в результате всех победил. Тот, чье уставшее, блестящее от пота лицо освещает довольная улыбка: я самый храбрый, умный, выносливый!» В общем, вы отчасти правы.

Но психологически правильный образ героя необязательно совпадает с голливудским. В повседневных конфликтах далеко не всегда нужно уметь драться. Иногда сила — это не свинцовые кулаки и луженая глотка, а хладнокровные увертки.

Что, непривычно слышать: герой убежал от конфликта? Сразу напрашивается мысль: убежал, потому что струсил! Уж лучше ввязался бы в ссору, покричал, поскандалил, а то и по уху кому-то съездил — как-то привычнее. Какой же это герой, если драться не хочет? Самый что ни на есть настоящий, убеждены психологи.

В жизни полно ситуаций, когда от конфликта разумнее уклониться, нежели пытаться его разрешить. Дело в том, что ядро девяноста процентов конфликтов составляет вовсе не поиск истины, а тщательно скрываемые желания конфликтующих сторон:

  • унизить оппонента;
  • свергнуть его с пьедестала;
  • выставить в смешном свете;
  • доказать себе и окружающим, что «я вам не слабак, за себя постоять умею!»

И конечно же, одна из самых главных задач того, кто любит скандалить, — просто-напросто выпустить пар, разрядиться, выкричаться и освежить кровь адреналином (это особенно характерно для бытовых ссор — в семье, общественном транспорте, магазине и т. д.).

Лет десять назад английские психологи провели эксперимент, позже вошедший во многие учебники по конфликтологии. Специалисты проанализировали ссоры, скандалы, напряженные ситуации, в которые попадали испытуемые на протяжении пятнадцати месяцев.

Участники эксперимента активно конфликтовали: ввязывались в громкие споры, оскорбляли своих оппонентов, сами страдали от чужих оскорблений, пытались доказать свою правоту. И что же получилось? После анализа «ран» и «трофеев», то есть потерь и приобретений, оказалось, что лишь десять процентов конфликтов требовали такого активного участия испытуемых и необходимости идти в поисках истины до конца.

В ходе этих конфликтов решались существенные проблемы участников эксперимента: личные и профессиональные. Остальные девяносто процентов были спровоцированы другой стороной, чтобы удовлетворить тайные желания.

Вывод: следует ввязываться только в те конфликты, которые затрагивают смысл вашего существования, касаются важных сторон жизни, влияют на события и людей, которые являются для вас значимыми. От всех остальных конфликтов можно просто убегать, уходить, уклоняться.

Метод психологического уклонения был разработан известным российским психотерапевтом Михаилом Литваком. Он называется «техника бесконтактного конфликта», или «психологическое айкидо».

Как известно, главный принцип борьбы айкидо состоит в том, чтобы вовремя уклониться от нападения противника, заставить его упасть и затем самому спокойно покинуть поле битвы, сохранив физический и психический ресурс почти нетронутым.

Правило первое

При психологическом ударе следует согласиться с нападающим. Это станет для него полной неожиданностью. Например, вам говорят: «Вы идиот! Кретин! Дурак!» Обычно человек в такой ситуации заводится и отвечает по принципу: «От такого слышу».

Запомните: скандалист не ожидает вашего согласия. Оно ему и не нужно, так как он стремится ударить вас побольней, а вы своей покорностью мешаете ему это сделать. Он бежит к вам с занесенным кулаком, предвкушая удар, и не подозревает, что сейчас ударит воздух. Скажите с улыбкой: «Да, вы правы».

Нападение продолжается: «Видишь, сам же признаешь, что идиот!» Ваши слова: «Да, признаю» — сбивают собеседника с толку. Он растерян и дезориентирован, так как утрачен смысл, опора конфликта: вы согласились со всем, что он говорит. Он не может продолжать, так как не знает, что ему еще сказать.

Этот прием психологического айкидо называется непосредственной амортизацией: услышав оскорбление (завуалированное приглашение подраться, поссориться), вы уклоняетесь от удара и амортизируете. Противник падает.

Еще один пример непосредственной амортизации. Коллега, намереваясь втянуть вас в конфликт на глазах у всего отдела, нападает: «Ты никогда не участвуешь в наших мероприятиях!» (Фирма, где вы работаете, устраивает вечеринку, вас пытались заставить сыграть роль Красной Шапочки в капустнике, но вы отказались.)

Вы повторяете вслед за коллегой: «Действительно, никогда не участвую». Коллега распаляется: «Ты эгоистка, думаешь только о себе, а не о коллективе!» Вы смиренно: «Ну надо же, как быстро ты меня раскусила!» Коллега: «Что, так трудно спеть песенку на вечеринке? Или тебе медведь на ухо наступил, петь не умеешь?»

Вы восторженно: «До чего же ты проницательна! Просто рентген какой-то, а не человек!» И далее в том же духе. Помните: цель коллеги — заставить вас сыграть Красную Шапочку, поэтому важно не поддаться на манипуляцию и не закричать: «Кто эгоистка? Я?! Неправда!» или «Я умею петь и спою на этом дурацком капустнике!»

Бывает, что конфликт растягивается во времени, его участники расходятся в пространстве, их непосредственный контакт либо сокращается, либо прекращается вовсе. К примеру, ваша подруга наравне с вами участвовала в конкурсе вакансий в престижную фирму и поступила некрасиво: рассказала вашему потенциальному боссу о том, что вы ленивы, неаккуратны, неряшливы в личных связях, — в общем, постаралась вас очернить по полной программе.

Несмотря ни на что, место досталось вам, и ваш начальник рассказал вам о методах приятельницы. Вам кажется, что мир рушится, вы не в силах пережить подлость близкого человека, хочется вызвать негодяйку на откровенный разговор и отхлестать по щекам. Но лучше этого не делать, а прибегнуть к отставленной амортизации.

  1. Во-первых, место уже досталось вам, и нет смысла затевать болезненное выяснение отношений: главная цель ведь уже достигнута.
  2. Во-вторых, человек с такими низкими личностными данными, наверняка, обрадуется продолжению, с удовольствием втянется в разборки, и в конце концов вы расстроитесь еще больше.

Но, чтобы завершить действие, вы пишете приятельнице письмо, в котором… восхищаетесь ее виртуозными методами ведения борьбы, отвешиваете ей комплименты относительно ее профессионального потенциала и т. д. Письмо можете закончить словами:

«Уверена, нам не стоит продолжать отношения, так как ты, безусловно, переросла меня как личность и достойна того, чтобы рядом с тобой были совсем иные люди. Да к тому же у тебя, наверное, сейчас нет времени для общения с подругами: ведь ты все еще ищешь работу…»

Спрашивается, зачем нужно это письмо? Тем самым вы ставите точку в ваших отношениях, но демонстрируете при этом не обиду и унижение, а снисходительность к чужой подлости.

Наверняка, вам знакомы ситуации, когда конфликт развивается по одному и тому же сценарию, и вы заранее знаете, что скажет ваш спарринг-партнер по скандалу. Чаще всего такие конфликты возникают в отношениях с родственниками, коллегами, в ситуации «проситель—дающий».

Дейл Карнеги советует в таких случаях: «Скажите о себе все то, что собирается сказать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса». Это называется профилактическая амортизация. Проще говоря, не ждите, пока вас начнут критиковать, а критикуйте себя сами.

Скажите маме: «Ну до чего же я отвратительная дочь! Работаю день и ночь напролет, только о деньгах думаю, нет, чтобы вспомнить о своей мамулечке и вытащить ее в кино!» Признайтесь начальнику, у которого пришли попросить помощи: «Понимаю, что вы совсем не обязаны этим заниматься, и если вы мне откажете, никаких претензий не будет, ведь я, возможно, не рассчитала свои силы».

Главное при профилактической амортизации — упредить обвинение, заранее показать оппоненту, что вы настроены мирно и готовы согласиться со всем, что вам скажут.

Вывод: цель психологического айкидо — проскользнуть мимо конфликта, не дать противной стороне манипулировать вами и втянуть вас в выяснение отношений, сберечь собственные нервы и сэкономить время.

Источники:
Как уйти от конфликта
В жизни случаются ситуации, когда взгляды или желания различных людей не совпадают. Очень часто результатом этого становится открытое противостояние или
http://velw.ru/kak-ujti-ot-konflikta.html
Как уйти от конфликта
★★★ Частая причина возникновения конфликта – несовпадение или несоблюдение интересов одной или нескольких вовлеченных сторон. Во время конфликта в кровь поступает повышенное количество адреналина, который
http://www.justlady.ru/articles-145708-kak-uyti-ot-konflikta
Психологическое айкидо в деле. Как уйти от конфликта?
легче завопить в ответ: Да кто ты такой? Да посмотри на себя! Но ведь на самом деле вы не глупы, наоборот, намного умнее вашего оппонента, так как
http://ellou.ru/family/relations/psixologicheskoe-ajkido-v-dele-kak-ujti-ot-konflikta-xochu-nachat-novuyu-zhizn-2.html

CATEGORIES