Психологический климат в коллективе, Интернет-журнал по психологии — Развитие

От кого или чего зависит обстановка в коллективе?

Обстановка в коллективе зависит от руководителя, от неформального лидера, от квалификации и образования сотрудников или от менталитета?

Конечно когда работаешь в коллективе очень трудно всегда поддерживать непринужденную рабочую атмосферу без лишних разговоров (а то и сплетен).Очень неблагоприятный фактор, когда сотрудники приносят в рабочую обстановку личные неприязни или дружеские отношения.

Сталкивалась и с другим, на прежнем месте работы коллектив у нас был просто безукоризненный, но к сожалению вышло так, что начальству это просто было невыгодно.

Что в первом что во втором случае (пишу по своему опыту) так было выгодно начальству. В первом только это все позволялось. А во втором порицались хорошие рабочие отношения.

Так что рыба гниет с головы.

От каждого члена коллектива. Такое явление, как неформальный лидер может возникнуть только при всеобщей поддержке/одобрении/несопротивлении всей группы. Он задает тон и только тот, на который окружающие согласны (иначе его сменят). Все принципы, правила поведения, традиции формирует вся группа. Ни один из тех, кто входит в коллектив не является непричастным к обстановке в нем.

Думаю, что от руководства, это задача руководителя подобрать коллектив, создать рабочую обстановку, именно рабочую, а не конфликтную или напряженную. Подчиненные должны спокойно приходить на работу и думать о рабочих моментах, а не сплетнях, склоках и ненужной болтовне. Но и поболтать тоже нужно, поэтому для этого и существуют праздники, дни фирм и.т.

Психологический климат в коллективе

Каждому человеку хочется иметь такую работу, где и зарплата достойная, и коллектив дружный, и нагрузка небольшая, и полный социальный пакет. Такую информацию содержат практически 99 % резюме на различных сайтах по поиску работы. Работодатели, в свою очередь, предлагают меньше привилегий, зато больше требований за не всегда достойную оплату. С другой стороны, им также важно не только найти подходящую кандидатуру, но и получить наилучшую производительность труда при наименьших усилиях со своей стороны. В больших национальных и международных корпорациях успешно реализуется практика работы с персоналом не только с целью повышения квалификации (начальное обучение, тренинги, семинары и так далее), но и улучшения психологического климата в коллективе. Как правильно его улучшить узнаем с zhurnal-razvitie.ru.

К сожалению, многие предприятия среднего и малого масштаба не уделяют этому вопросу совсем никакого внимания, что влечет за собой ряд проблем и трудностей. Каждый из нас в чем-то лучше, в чем-то хуже. Само собой разумеется то, что нужно выбирать профессию в зависимости от своих способностей, предпочтений и опыта, но не всегда мы делаем правильный выбор. Но бывают ситуации, когда, например, вы – начинающий дизайнер с большим потенциалом и высшим образованием, и, попав в разлаженный коллектив, теряете веру в себя и без капли сожалений меняете профессию на совершенно другую, сожалея потом через многие годы о том, что потеряли возможность реализоваться в любимом деле. В одиночку не так-то просто изменить коллектив на свое усмотрение, будучи обыкновенным работником. Здесь уже рекомендации даются именно руководству предприятия.

Итак, давайте выделим понятие психологического климата фирмы, а точнее – социально-психологического климата (СПК) – это общее, относительно стабильное, психологическое настроение сотрудников одного предприятия, которое имеет проявление в разнообразных формах деятельности. Каждый коллектив независимо от количества человек редко существует разрозненно, и взаимодействие его членов неизбежно, будь-то взаимопомощь, ориентация на результат, стремление к общей цели и корпоративный дух с одной стороны, и усталость, вражда, нарушение дисциплины и воровство с другой стороны.

Естественно, благоприятная атмосфера в коллективе всегда положительно влияет не только на психологическое состояние каждого сотрудника, но и на финансовые (или другие) показатели в большой мере. Когда психологический климат положительный, можно выделить такие его признаки, как доверие друг к другу и руководству, ощущение защищенности и стабильности, общий оптимизм и готовность вместе справиться даже с самой трудной ситуацией, приятное общение, поддержка, симпатии между людьми, уверенность, внимание и теплота, бодрость, готовность идти на компромисс, свободомыслие в допустимых рамках, желание и возможность профессионально и интеллектуально развиваться, творчески подходить к решению поставленных задач, инициативность и так далее.

Противоположная ситуация в коллективе ведет к негативным последствиям и даже к самым необратимым. Не каждый руководитель понимает, что именно человеческий фактор играет одну из самых важных ролей в успешной работе предприятия в целом. Лишь изредка можно наблюдать корпорации и сетевые фирмы, где хозяин бизнеса может позволить себе доверить свой бизнес опытным и надежным менеджерам, и спокойно наслаждаться жизнью. В большинстве случаев возникает необходимость постоянного самостоятельного контроля.

Неблагоприятные условия труда (отсутствие комнаты для персонала) порождают усталость, апатию, незаинтересованность в работе, а неприязнь к руководству вызвана безосновательными штрафами, задержкой или неуплатой заработной платы, личными обидами. Большие группы людей следует подвергать более глубинному анализу для выявления причин неблагоприятного психологического климата с последующей корректировкой сложившейся ситуации. Основными признаками анализа являются:

• Производительность труда работников

• Степень кадровой текучести

• Прогулы и опоздания на работу

• Количество претензий клиентов и сотрудников

• Обращение с оборудованием (небрежность либо аккуратность)

• Степень приверженности к своему коллективу сотрудников

Факторы влияющие на психологический климат в коллективе работников

Что же может повлиять на психологический климат коллектива, сделав его положительным или отрицательным? Конечно, санитарно-гигиенические условия во многом этому способствуют. К ним относятся освещенность, влажность, площадь помещения, степень удобства рабочего места, температура воздуха и многое другое. Например, когда на улице зима и помещение плохо отапливается (возможно, в целях экономии на обогревателях), сотрудники ощущают ярко выраженный дискомфорт на рабочем месте, а также могут заболеть и вовсе не выйти на работу.

Следующим фактором, существенно влияющим на психологический климат в коллективе, является сам руководитель как лидер (Каким должен быть руководитель, личностные и профессиональные качества, как правильно строить отношения с подчиненными). Человек, ведущий здоровый образ жизни, ответственно относящийся к своей работе и обладающий положительными моральными качествами, всегда выступает примером для подражания в среде своих подчиненных. Однако здесь речь идет только о формальном лидерстве. Часто в группе людей появляется некий массовик-затейник, иными словами – неформальный лидер, как правило, имеющий больший авторитет, чем официальный руководитель. Задачей собственника бизнеса выступает здесь грамотно направить его усилия в созидательное русло, не теряя при этом собственного авторитета, иначе бойкот неизбежен.

Для того чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат, руководителю следует подбирать коллектив, где люди между собой совместимы по темпераменту (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), опыту и возрасту с помощью собеседования, наблюдения, анкетирования и психологического тестирования; работать с мотивацией сотрудников (материальные и нематериальные поощрения, система санкций); самому быть ярким примером для подражания; ставить ясные задачи и контролировать их качественное выполнение; создать и поддерживать корпоративный дух (с помощью корпоративных праздников, фирменной формы и значков, хорошей репутацией фирмы и престижем работы именно в данной компании); давать возможность каждому реализоваться и оптимистичные перспективы на будущее; обеспечить нормальные условия труда.

В целом, благоприятный психологический климат в коллективе всегда положительно влияет на результат труда, ведь наша жизнь – это не только монотонные будни, но и увлекательная работа, приносящая нам деньги, удовольствие и новые впечатления.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Источники:
От кого или чего зависит обстановка в коллективе?
Конечно когда работаешь в коллективе очень трудно всегда поддерживать непринужденную рабочую атмосферу без лишних разговоров (а то и сплетен).Очень неблагоприятный фактор, когда сотрудники приносят в
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2118191-ot-kogo-ili-chego-zavisit-obstanovka-v-kollektive.html
Психологический климат в коллективе
Как улучшить психологический климат в коллективе? Наш журнал дает эффективные рекомендации.
http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-biznesa/psixologicheskij-klimat-v-kollektive.html

CATEGORIES