Психологические проблемы пожилых людей

Психологические проблемы людей пожилого возраста

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Одни — в 70 лет не потеряли форму, другие — в 60 лет — «полная развалина». Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. Однако, важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Ряд исследований, раскрывающих геронтологические, психологические, социальные особенности людей пожилого возраста (К. Висьневска-Рошковский, В. Климова, Н. Дементьевой, Ф. Углова), показывают определенный интерес к этой мало изученной проблеме. Широко распространенное общественное мнение о старости увеличивает бремя реальных физиологических и психологических недомоганий стареющего человека.

Материалы исследований доказывают, что в пожилом возрасте умственный статус личности не снижается, а лишь изменяется и дополняется такими оттенками, как умеренность, рассудительность, осторожность, спокойствие. С возрастом повышается ощущение ценности жизни, изменяется самооценка.

Пожилые люди меньше внимания уделяют своей внешности, больше — внутреннему миру и физиологическому состоянию. Возникает новый жизненный ритм.

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. старение адаптация пожилой психологический

Прежде всего теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения.

Во-вторых, психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность людей «третьего» возраста. Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовать временное душевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, так как приводит к стремлению избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стереотипов.

В-третьих, у старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, воспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты как осторожность, бережливость, запасливость. Подобному сохранению подвергаются и духовный мир, интересы, ценности. Бег времени становится более плавным. Заблаговременно планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой человек готовится морально.

В-четвертых, у пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

Обратимся к выводам американских психологов, которые на основе исследований выделили 5 основных видов жизненной позиции пожилых людей.

1 «Конструктивная позиция». Люди с такой позицией всю жизнь были спокойными, довольными и веселыми. Они сохраняют эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать друг другу. Из своего возраста и недомогания не делают трагедии, ищут развлечений и контактов с другими людьми. Такие люди, скорее всего, благополучно проживут свой «третий возраст».

2 «Зависимая позиция». Она присуща людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усердием ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными и обиженными.

3 «Защитная позиция». Формируется у людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их быть зависимыми, отказаться от работы и активности.

4 «Позиция враждебности миру». Характерная для людей, обвиняющих окружение и общество, которые, по их мнению, виноваты во всех неудачах их прошлой жизни. Люди такого типа подозрительны и агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как за спасательный круг.

5 «Позиция враждебности к себе и своей жизни». Люди этой позиции пассивны, склонны к депрессии и фатализму, у них отсутствуют интересы и инициативы. Они чувствуют себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастного существования.

В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряется под влиянием новых обстоятельств. Знание особенностей поведения, психологических и эмоциональных черт необходимо социальным работникам, чтобы принять их душевное, физическое и психологическое состояние. Перечислим некоторые характерные признаки поведения пожилого человека, которые важно предвидеть при общении.

Главное — не попасть в ситуацию одиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно — бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека.

Не проникаться жалостью к себе. Лучше отдавать силы и время другим людям.

Очень тяжелое состояние пожилых людей — безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается, пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается и надо жить сегодняшним днем и радоваться имеющемуся.

Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей:

— не нуждающиеся в помощи;

— частично утратившие трудоспособность;

— нуждающиеся в обслуживании;

В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности.

Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

Исследования, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое на благополучие, чем контакты с родственниками.

Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни — это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно в конце концов придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни — достаточная награда за такой отказ.

Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.

И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель — 38%.

При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.

В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.

В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико -социальной помощи, около 80% — в услугах социально-бытового назначения.

Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.

Психологические проблемы пожилых людей

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 10439

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Социально — психологические проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей .

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.

Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

Для российского общества решение этих проблем одна из первостепенных задач. В связи с чем очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки социальной активности, полезной для общества и для самого пожилого человека, способствующей его хорошему физическому, моральному и социальному самочувствию.

В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается культура, умения, знания и навыки субъекта, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.

Социальная активность проявляется в различных сферах: в трудовой, в общественно-политической, в сфере образования, в сфере досуга и быта.

Социальная активность пожилых сгруппирована по двум направлениям:

выполнение повседневной работы в семье;

удовлетворение различного рода своих интересов.

Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества.

Активизация социального поведения пожилых людей предполагает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни.

В качестве примера приверженности пожилых людей к привычкам социальной активности можно рассмотреть зарубежный опыт.

За рубежом очень развита система создания групп взаимопомощи. Цели и задачи у таких организаций могут быть самые разные: защита прав и интересов членов организации, юридическая помощь, помощь при трудоустройстве, информационно-просветительская деятельность, военно-патриотическая деятельность, психологическая поддержка членов организации, денежная и материальная помощь, культурно-досуговая деятельность, медицинская помощь, продовольственная помощь, скидки на бытовые услуги и так далее.

В качестве примера можно привести Американскую Ассоциацию пенсионеров. История появления организации связана с альтруистической инициативой ее основательницы, Этель Андрус, которая, выйдя на пенсию, не только продолжила вести активный образ жизни, но и стала продвигать идею «продуктивного старения» для других. В 32 года она стала первой женщиной в штате Калифорния, дослужившейся до должности директора школы. Преподавательскую, а потом и управленческую деятельность она успешно совмещала с волонтерской работой, посвящая вечера и выходные благотворительным курсам для бедных.

В 1927 году предметом забот Андрус стали вышедшие на пенсию учителя: размер пенсионных пособий американских педагогов оставлял тех из них, у кого не имелось дополнительных источников средств к существованию, за чертой бедности. В 1947-м году в результате усилий Этель Андрус появилась Национальная отставная ассоциация учителей. 2

Для учителей пенсионного возраста Национальная отставная ассоциация учителей стала прежде всего организацией, через которую они могли приобрести медицинские полисы, но кроме педагогов схожие потребности имелись и у других пожилых американцев.

Исходя из этого, в 1958 году Этель Андрус и Леонард Дэвис решили пойти дальше и создать ассоциацию, объединяющую всех пенсионеров Америки, которая и существует по сей день.

Следующей добровольной программой помощи является Ассоциация «Пионеры телефонной службы Америки», объединяющая свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады — как работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализации 2000 различных коммунальных проектов, работая в больницах, интернатах, школах и т.д. Участвуя в деятельности Ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д.

Что касается Германии и Скандинавских стран (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии), то там с целью содействия социальной активности пожилых разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Сфера образования пожилых людей в этих странах включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, государственными, кооперативными, общественными курсами созданы различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов. 4

В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей. 5

Также большую роль в повышении социальной активности пожилых граждан играют различные социокультурные учреждения, такие как клубы.

Главной целью которых является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно – просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Данные клубы организуются по месту работы, преимущественно, при заводах и фабриках (для бывших работников предприятий) , а также по месту жительства (территориальные клубы). Клубная деятельность широко развита в Германии и Великобритании. Посещаемость этих клубов для пожилых очень высока и они являются неотъемлемым элементом активной старости. 6

Отделения Союза пенсионеров существуют в 79 регионах РФ. В Казани на базе Союза пенсионеров работает Университет третьего возраста, который осуществляет образовательные программы по ряду направлений. Любой пенсионер (по старости) имеет право прослушать курс по выбору (от политологии до ландшафтного дизайна) и получить сертификат по окончанию учёбы. В рамках университета проводится программа компьютерного ликбеза, что является очень важным в условиях задачи перехода государственных услуг в электронную форму.

Помимо Университета третьего возраста на базе Союза пенсионеров, в различных регионах РФ действуют достаточно многочисленные Народные университеты, Университеты пожилых и т.д. Таких университетов сегодня не менее 40 в разных регионах страны. Многие из них созданы и функционируют на базе Всероссийского общества «Знание» (например, в г.Челябинск, г.Орел, г.Уфа). Другие созданы инициативными группами при поддержке администрации города (Народный университет для пенсионеров при РОО КРЦП «Мои года – мое богатство» в г.Туймазы14), или по совместной инициативе нескольких заинтересованных групп: «Университет Пожилых «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге создан 2009 году компанией «ЕВМ» и некоммерческим партнерством «Институт обучения через опыт» при поддержке благотворительного фонда «Самарская губерния» и Ассоциации выпускников СамГУ.» 8

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.

1  Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.[Текст] / Л.П. Кузнецова Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.- с. 92

2  Ассоциация пенсионеров Америки [Электр. Ресурс] – URL: http://www.pencioner.ru/news/detail/zarubezhnaya_panorama/amerikanskaya_assotciatciya_pensionerov.

3  Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – c.236

4  Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования

пожилых людей в Германии / И.В. Высоцкая // Сибирский педагогический журнал . — 2012. — № 6. — с. 159-

6  Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей [Текст] / О.Е.Плеханова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. — № 1. — .с. 176-182

Источники:
Психологические проблемы людей пожилого возраста
Психологические проблемы людей пожилого возраста Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной
http://studbooks.net/1588198/psihologiya/psihologicheskie_problemy_lyudey_pozhilogo_vozrasta
Психологические проблемы пожилых людей
VI Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2014 года)
http://www.scienceforum.ru/2014/472/2088

CATEGORIES