Психологические проблемы инвалидов

Психологические проблемы инвалидов

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им психологической, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Люди, имеющие инвалидность, помимо общих проблем, аналогичным нуждам всех граждан, имеют ещё особые потребности. К особым потребностям относятся: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в переживании; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможности получать знания; трудоустройстве; комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации; материальной поддержке и многом другом.

Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У многих инвалидов низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования и социальной помощи. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, ведь немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

В результате всех этих факторов у такого человека могут возникнуть различные психологические проблемы, связанные с отклонением в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безынициативности).

Помимо взрослых, существует множество семей, у которых есть дети с различными нарушениями. Например, особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. У детей с ранним ограниченным повреждением мозга, дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире дети. У оглохших детей, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что современное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Многие семьи, являясь частью общества, не готовы к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни и уходят в себя.

В данной статье нам бы хотелось описать некоторые психологические проблемы людей, имеющие нарушения.

Так же существует множество детей, имеющие инвалидность, в результате сильного нарушение зрения. Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. Психологи характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.

В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности. Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии. Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении взрослого инвалида и ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути человека-инвалида и его семьи к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

В настоящее время, существует множество инвалидов, имеющих проблемы с получением психологической помощи на дому. К ним относятся пенсионеры с травмами; люди, передвигающиеся на колясках, дети с параличом и многие другие. У таких людей просто нет возможности получить качественную психологическую помощь.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Психологические проблемы инвалидов

Социальные и психологические проблемы семей, имеющих инвалидов

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, семей, имеющих инвалидов, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

Инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами (Приложение Г). Однако изменение социального статуса инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Существует ряд неразрешенных проблем инвалидов с ограниченными возможностями и их семей. К ним можно отнести:

проведение амбулаторного лечения;

проведение медицинских экспертиз;

устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;

дефицит узких специалистов (невропатологи, психологи, дефектологи).

не востребованность обществом;

адаптация к окружающему миру;

потребность в общении.

изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;

ограниченный круг общения;

проблема межличностных отношении;

чувство внутреннего дискомфорта.

получение льгот, пенсий;

плохая законодательная база;

не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

низкий уровень жизни.

жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);

недоступность архитектурной среды;

доставка продуктов, медикаментов;

нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;

нехватка технических средств.

8. Социального обслуживания.

Причины возникновения социальных проблем инвалида и их семей. Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового общества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, не конкурентоспособности по сравнению с другими людьми Коноплена Л.Л. “Жить инвалидом, но не быть им”. — Екатеринбург, УрГУ, 2000.С. 41. .

Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая предлагает лечение, трудотерапию, создание специализированных служб.

Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческой ориентации.

Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Низкая амбулаторная медицинская помощь. На низком уровне находится осмотр инвалида узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми препаратами, протезами, ортопедической обувью.

Остаются нерешенными многие социально-медико-психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью.

Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро -, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого порядка — это проблемы, затрагивающие общество в целом.

Комплекс этих проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех инвалидов. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. — М., 1996.С. 10. .

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта. Мало мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделии на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу, с работы и т.д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов. Комитет общественных связей города Москвы. М., 2004.С. 39.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с раннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую в ред. Федерального закона от 04.01.1999 5-ФЗ) , 15 Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 1995. .

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признанными недействительными в судебном порядке.

Основными нормативными документами для проектирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности являются строительные нормы и правила (СНиПы), а также ведомственные строительные нормы и правила (ВСН). Устранение градостроительных барьеров для инвалидов создает условия для облегчения их передвижения. Эти условия включают оборудование пешеходных путей, их покрытий, установку пандусов и специальных лестниц, выделение мест для личных автотранспортных средств инвалидов.

Данным постановлением предусматривалось внесение до 1 октября 1994г. в ведомственные нормативные акты в отрасли строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступности их для инвалидов, а также внесение необходимых изменений в Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства».

В 1993 г. одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 24 ноября 1992 г. (№ 35) Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения РФ, нуждающихся в государственной поддержке.

Этим документом устанавливается важность создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре при предоставлении права Министерству социальной защиты населения РФ и закрепления этого права в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Вопросы доступной для инвалидов среды жизнедеятельности прописаны в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.15, 16).

Источники:
Психологические проблемы инвалидов
Психологические проблемы инвалидов Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им психологической, социально-медицинской,
http://megaobuchalka.ru/9/9327.html
Психологические проблемы инвалидов
Психологические проблемы инвалидов Социальные и психологические проблемы семей, имеющих инвалидов В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и
http://studbooks.net/626010/sotsiologiya/sotsialnye_psihologicheskie_problemy_semey_imeyuschih_invalidov

CATEGORIES