Психологические приемы самозащиты

Основы безопасности жизнедеятельности5 класс

Психологические основы самозащиты

Каждый человек имеет право на жизнь. В некоторых случаях психологическая готовность к самозащите может помочь отстоять её.

Если преступник выбрал вас в качестве жертвы, это вызывает у вас страх и гнев, панику и шок. Вы задаёте себе вопрос: «Почему именно я?» Тому, вероятно, есть причины.

Язык жестов.

Хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид должен говорить об уверенности в своих силах. Если человек выглядит робким и пугливым — это потенциальная жертва. Поэтому одно только вырабатывание прямой осанки и уверенной походки может уже принести ощутимую пользу.

Когда мы рады — мы улыбаемся. Нахмуренные брови означают гнев и огорчение. Кивок и качание головой тоже имеют свои специфические значения, как и сердитое поднимание кулака.

Задумайтесь над теми позами, которые вы привычно принимаете каждый день.

Если у вас торопливая, нервная улыбка, расслабленная поза, тихий, неуверенный голос, беспокойные руки, бегающий взгляд, вы можете стать лёгкой добычей преступника. Подтянутая поза, уверенный взгляд и выражение лица, спокойная улыбка и тон разговора — главные приметы уверенного поведения, которые говорят окружающим, что вы не лёгкая добыча, что вы знаете себе цену и не допустите дурного обхождения с собой.

Уверенность и спокойствие. Самозащита — это не только физическая готовность противостоять сопернику. Это уверенность в себе и отказ стать жертвой.

Уверенное поведение не даёт повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите. Вот и высказывайте это внятно.

Давайте рассмотрим некоторые типичные ответы уверенного человека на разные предложения и угрозы: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня», «Нет. Я вам не открою».

Умение убедительно сказать «нет» очень важно. Однако иногда у нежелания сказать «нет» есть свои причины: чувство вины, замешательство и даже стыд. К примеру, можно предположить, что отказ другого человека разозлит, уязвит, будет воспринят им как оскорбление. Всё это может заставить сказать «да», хотя потом возможно и раскаяние.

Надо учиться вести себя уверенно и спокойно перед хулиганом.

Преодоление страха.

Очень часто, когда хулиганы нападают на людей, жертвы буквально отдаются в их власть и только потом начинают думать о том, что следовало предпринять.

Дело в том, что человек, не знающий, как действовать в уличных ситуациях, невольно испытывает страх. Уверенность при отпоре агрессорам — результат тренировки и практики, а вовсе не врождённое качество, которое принято называть храбростью. Даже незначительное присутствие духа может увеличить шансы не стать жертвой преступника.

Во многих случаях лучше брать инициативу в свои руки и идти в наступление, а не ждать развития событий. Если инициативу проявляет преступник, то это может привести к ещё большему усложнению ситуации.

При самозащите крайне важен настрой. Перед лицом опасности единственным желанием должно быть желание выжить и победить.

Нападающий рассчитывает на страх и полную неспособность защищаться со стороны жертвы. Однако всякое затруднение и промедление, вызванное её упорством и уверенностью, может привести по меньшей мере к тому, что хулиган умерит свой пыл и можно будет выбрать мгновение для бегства.

Возникающие в жизни опасные ситуации представляют иногда серьёзную угрозу жизни и здоровью человека. Разные люди перед лицом опасности ведут себя неодинаково. Одни в угрожающей жизни обстановке упорно противодействуют обстоятельствам, другие паникуют и не сопротивляются вообще. Специальная физическая и психологическая подготовка помогает противостоять опасностям в среде обитания.

Надо научиться управлять собой, воспитывать в себе волевые качества, стараться преодолевать страх, заниматься спортом.

Что надо делать в опасных ситуациях:

• не ждать, когда подскажут, действовать самостоятельно;

• быстро принимать решения;

• уметь преодолевать усталость, страх, дурное настроение^

• проявлять настойчивость и упрямство в достижении цели;

• уметь подчиниться, если это необходимо;

• стараться импровизировать, находить новые решения;

• не сдаваться до конца.

Чего не следует делать в опасных ситуациях:

¦ нельзя нервничать и суетиться;

¦ нельзя отчаиваться и паниковать даже в самых, казалось бы, безнадёжных случаях;

¦ нельзя решать вопросы силой, если есть хоть маленькая надежда решить их миром.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2. Назовите основные приметы уверенного поведения.

3. В тексте приведены примеры ответов уверенного в себе человека на угрозы предполагаемого преступника. Какие примерные ответы вы можете добавить сами?

4. Объясните, почему преодоление страха и присутствие духа помогают не стать жертвой преступника.

5. Вместе с родителями обсудите, как вы выглядите в глазах окружающих. Взгляните па себя критически и обдумайте, какое впечатление вы производите: робкого, застенчивого или уверенного человека.

6. Подумайте, в каких ситуациях вы можете оказаться в доме и на улице. Составьте для себя перечень ответов на случай неприятного контакта с незнакомым человеком. Потренируйтесь перед зеркалом уверенно и убедительно, с соответствующими жестами произносить эти ответы, причём спокойным и решительным тоном.

Приемы психологической самозащиты и выживания

Стрессы, неудачи, неопределенность, неудовлетворенность — все это причины и следствия нашей каждодневной борьбы. Кто выживает и преуспевает в жизни? По внешнему виду их не определишь. По поведению не предскажешь. По разговорам не вычислишь. Но и у них, и у вас есть свои навыки выживания. Только в том случае, если вы сформулируете эти навыки, их будет легче освоить. Вы более защищенными станете.

Приемы психологической самозащиты и выживания.

Стрессы, неудачи, неопределенность, неудовлетворенность — все это причины и следствия нашей каждодневной борьбы. Кто выживает и преуспевает в жизни? По внешнему виду их не определишь. По поведению не предскажешь. По разговорам не вычислишь. Но и у них, и у вас есть свои навыки выживания. Только в том случае, если вы сформулируете эти навыки, их будет легче освоить. Вы более защищенными станете.

Мотивация людей во многом базируется на сравнении, т. е. на конкуренции с окружающим миром. Значит, если у тебя хоть что-то лучше, чем у окружающих, ты рискуешь вызвать их зависть. Люди склонны к враждебным действиям из-за конкуренции даже если то, ради чего они идут на конфликт, им не нужно. Частично такой абсолютизм объясняется нежеланием уступать, которое является оборотной стороной конкуренции, т. е. нежелания позволить другому улучшить ситуацию.

Сам (а) контролируй свое отношение к окружающему.

Нельзя путать собственные добрые помыслы с ожидаемыми от других по отношению к вам. В том случае, если вы добрый человек, то не открывайтесь другим с разбегу. Не ожидайте, что вам кто-то скажет вам «Спасибо» или хотя бы не сделает плохо в ответ на добро. Как говорится, «ни Одно Доброе Дело не Остается Безнаказанным».

Ничего не стоит делать в ожидании благодарности. Не ждешь благодарности — не будешь ранен неблагодарностью. Добро нужно делать, как говорилось в истории про мудреца и птицу, без сожаления, безвозмездно.

Только в том случае, если же вам хочется услышать слова похвалы или благодарности, то хвалите или благодарите того, кто должен был бы хвалить или благодарить вас. Причем за то, что сделали вы. Удивительно, но если вы это делаете без издевки, то большинство людей примут похвалу в свой адрес как должное, даже если вы благодарите их за свое собственное достижение. Но при всей иронии ситуации этот трюк успокоение дает. Наверное, когда вы слышите, что ваше достижение признают и о нем говорят вслух, — это приятно. У вас даже появляется надежда, что воодушевленные вашим примером люди не забудут вас поблагодарить в будущем.

Принцип с. кови «Изнутри — Наружу» также помогает защитить себя от враждебной среды. В том случае, если человек самодостаточен, он меньше реагирует на то плохое, что происходит вокруг. У него больше развито чувство контроля над обстоятельствами. Высказывание а. Эйнштейна «Счастье — это Хорошее Здоровье Плюс Плохая Память» тоже помогает в борьбе за сохранение своего внутреннего мира: чем больше забываешь плохое, тем спокойнее на душе.

Бережно относитесь к опыту, получаемому в результате анализа чужих ошибок.

«Умные Люди Учатся на Своих Ошибках, а Мудрые — на Чужих». В случае если человек делает ошибки, а вы злорадствуете, значит, вы не сделаете никаких выводов из его ошибок, значит, вы не зрелы. Следовательно, вам нужно быть готовым к тому, чтобы ожидать ошибок и от себя.

Этот принцип очень близок другому: «Не Суди, да мы не Судим Будешь». Только стараясь понять чужие ошибки, вы можете избежать подобных. Но, сравнив их со своим «Идеальным Поведением» и повесив на них ярлык осуждения, вы фактически полностью исключаете, что нечто подобное может случиться с вами. Вот вам и потребительское прочтение одного из принципов добра: «Не Суди, Относись к Людям с Пониманием, и Тогда Сможешь из Неприятностей Других Извлечь Урок и Предохранить Себя от»очевидных» ошибок! «Выбрасывайте Блоки».

Наше сознание — это «Наносная» часть нашего мышления. Она образуется из неких блоков. Каждый блок — это какое-то яркое впечатление, или привычка, или просто мысль, которая преобразуется в привычку.

Однажды появившись, они могут не только жить в вашем сознании, но и перейти к вашим детям. Приведем пример. Муж спрашивает жену, почему она на протяжении долгих лет их совместной жизни выбрасывает большую часть пирога, т. е. обрезает края до такой степени, что от него остается лишь половина. Она признается, что это нелогично, но так ее научила мама. Мама говорит, что научилась этому у бабушки. Наконец, бабушка рассказывает, что их сковорода была гораздо больше самого большого блюда, куда выкладывались пироги, поэтому ей и приходилось их обрезать.

Женщины из поколения в поколение следовали этому примеру и продолжали бы так поступать и дальше, если бы их не остановил правильно поставленный вопрос. Подумайте, сколько других ненужных блоков содержит ваше сознание, от которых можно избавиться. Раз — и начал обращать внимание на этот момент, а там, глядишь, и привык! Это пример процесса выкидывания умственного блока и замены его новым.

Умение выкидывать какой-то блок сознания также очень полезно на работе. Например, приходит новый начальник и тут же объявляет: с сегодняшнего дня мы не поем, а танцуем. Подчиненные, которые осваиваются с новой стратегией быстро, живут спокойно. Тем же, у кого способность выбрасывать блоки, контролирующие старые привычки и убеждения, не сильно развита, приходится туго.

«Утро Вечера Мудренее».

Вряд ли автор (ы) этой пословицы делали какой-то статистический анализ, но такой вывод из собственных наблюдений просто гениален. Действительно, с первыми лучами солнца настроение улучшается, и многие ночные кошмары уходят сами по себе. Мораль: не принимайте решения ночью. Не бойтесь набрасывающихся на вас страхов. Дождитесь утра — вы будете гораздо более рациональны. То же самое правило и по отношению к детям работает.

И еще один совет, вычитанный мной в каком-то журнале для трейдеров: страхи терзают лежачих. Не можете спать — не лежите.

Чем больше у вас интересов, тем легче жить.

К этому выводу пришел один мой знакомый, когда его семья в начале 1980-х надолго попала в сложную ситуацию. Стресс, вызванный неопределенностью, был тяжким. Вот в такой ситуации он и сделал несколько выводов, до которых вряд ли бы дошел в нормальной жизни. Одним из вопросов, который этот человек себе задавал, был следующий: «что делать, если у тебя больше нет друзей, статуса, денег или интересной работы? «И он Решил:»необходимо иметь разносторонние интересы».

Найдя такой ответ, мой знакомый пошел на курсы музыки. К его удивлению, в той же группе оказалось несколько его сверстников, которые пришли к подобному же выводу. Там была художница, отказывающаяся рисовать рабочих и колхозниц, а потому сидевшая без заказов. Было и двое других, с менее ярко выраженными проблемами. Они все открыли этот принцип и стали увлекаться музыкой и литературой.

Чем сильнее стресс, тем ценнее занятия любым видом искусства или реализация своих интересов в иных областях. Некоторые даже могут пойти дальше и заняться творчеством. А мой знакомый в сложные периоды жизни до сих пор сочиняет музыку.

Запоминайте каждое свое действие и ощущение.

Сколько раз, заболев, вы думали, что ваша болезнь серьезнее, чем это было на самом деле? А потом все повторялось, и только переболев, вы напоминали себе о своих переживаниях по поводу серьезности болезни, хотя могли бы вспомнить, что такое с вами уже случалось?

В случае если в неприятные моменты вы будете запоминать свои ощущения, представлять основные стадии их прохождения, то будете чувствовать себя гораздо более защищенными? Тот же принцип работает, когда вы запоминаете свою реакцию на проблемы ваших близких.

Вы говорите детям: «Если Съешь Холодное — Заболеешь, как в Прошлый раз». Только в том случае, если следовать этой рекомендации, то нужно в течение болезни настаивать, чтобы ребенок запоминал, как ему плохо. А уже после того, как он выздоровеет, напоминать ему об этих ощущениях. Конечно, следует объяснять что-то, когда человек готов слушать и способен адекватно воспринимать ваши слова, а не в тяжелые или сложные моменты, когда больше цениться будет ваша поддержка, а не обидное: «Я же Тебе Говорил (а)».

Мы всегда находим, как объяснить себе, что сложившаяся ситуация вроде бы нормальная. Например, «Новый Начальник не так Плох, Могло бы Быть и Хуже». Так мы учимся пролезать в квадратное ушко, потом — в круглое, а потом — в треугольное. А в процессе мы вынуждены «Выбрасывать Блоки», потому что чем быстрее принимается нужная форма, тем легче происходит приспособление к среде.

Мы не пропагандируем здесь отступление от своих принципов и не утверждаем, что подстраиваться легко. Но альтернатива «Выбрасыванию Блока» — или всю жизнь ругаться с женой из-за каких-то мелочей, или находиться в оппозиции к руководству. Лучше что-то выбросить и ждать, пока собственное сознание найдет способ оправдать это решение.

Самооправдание лучше работает в одной упряжке с терпением, «Выбрасыванием Блоков» и верой в то, что «все, что в жизни происходит, — к лучшему». Потерпите, и вы увидите, что новая ситуация выработает у вас новые привычки, новые блоки, которые со временем станут приемлемыми или даже более удобными.

Может быть, образ выбрасываемого из машины старого аккумулятора поможет вам и вашим детям быстрее приспособиться к новым бытовым или карьерным ситуациям.

Вы заметите, как через некоторое время после неприятного события сработает принцип самооправдания, и вы найдете в новой неблагоприятной ситуации большие достоинства. Иначе говоря, самооправдание сгладит процесс привыкания к жизни после того, как отключен привычный блок сознания. В случае если вы согласитесь с этим принципом, вам будет проще.

И наконец, может быть, сегодняшнее неудобство окупится сторицей, когда фортуна сделает следующий поворот, который сейчас даже не виден.

Кто-то может считать это мистикой, но разве у вас в жизни не бывало такого, когда невезение в одной области настолько выбивало вас из колеи, что буквально все начинало валиться из рук? Случаются в жизни целые периоды, когда словно балансируешь над пропастью.

У одного моего знакомого целый год были проблемы на работе, потом тяжело заболела мама, потом, когда казалось, что ситуация уже не может быть хуже, с подозрением на тяжелейшую болезнь взяли на обследование жену. Внезапно еще вчера преуспевавший человек оказался на грани потери матери, жены и работы. Статистически казалось невозможно, чтобы столько катастроф в разных областях его жизни произошло одновременно. Некоторые называют такие периоды частями биологического цикла. Периодически человек преуспевает во всем, что бы он ни делал. А периодически, тоже беспричинно, ему катастрофически не везет.

Сама идея цикла очень оптимистична: у циклов есть начало и есть конец. Иначе говоря, проблемы обязательно заканчиваются. Часто даже без вашего участия вашу лодку из штормящего моря выплескивает в тихую гавань. Но даже постоянное напоминание о неизбежном конце мучений не доставляет полного успокоения. «Свет в конце туннеля — это выход или идущий навстречу локомотив? » — такой вопрос подсознательно возникает в голове каждого человека, попавшего в полосу невезения.

И конечно, все коллизии сопровождаются бешеным нервным напряжением, граничащим с параноидальным страхом исполнения худших сценариев. В случае если в такие моменты нервы зашкаливают, то нет ничего зазорного в том, чтобы признаться: да, мне не везет, да, действительно страшно, да, я на самом деле нервничаю. Признаться хотя бы самому себе. Более того, имеет смысл себе помочь и начать принимать успокоительное. Удачи это не принесет, но хотя бы ждать выхода из полосы невезения будет легче.

Часто люди паникуют, если период невезения наступает внезапно. В такие моменты не видно, откуда придет помощь, или кажется, что такая ситуация будет продолжаться неопределенно долго. Но важно помнить, что нервничать — это нормально. Главное — не допускать паники! Она наступает, когда люди забывают, что циклы всегда заканчиваются, и поэтому могут впасть в отчаяние.

Улыбка — лучшая обертка.

Всем нам пришлось повидать немало людей, скрывающих за красивой улыбкой свои темные помыслы. Как правило, это обаятельные, брызжущие оптимизмом экземпляры, которые осуждают любые ваши сомнения в самом невероятном позитивном прогнозе. На деле они беззастенчиво не выполняют свои служебные обязанности, подсиживают других, претендуют на премии за результаты, достигнутые другими, или доносят начальству обо всем происходящем в коллективе. И все это они делают с ласковой, проникновенной улыбкой.

Американцы ретроспективное исследование поведения политиков провели. Оказалось, что те из кандидатов, кто меньше обещал и меньше источал оптимизм, достигали больших результатов. Иными словами, улыбчивые были менее последовательными. Поэтому, похоже, улыбка действительно помогает тем, кто от природы ею вооружен, что бы они собой ни представляли. Поскольку мир не изменишь, учите себя и своих детей улыбаться через силу. Им это сослужит огромную службу в жизни.

Психологические основы самозащиты

Нашёл для нашего портала «Оружие, которое лучше оружия» отличную статью про психологические основы самозащиты и самообороны: В. Мокшин. Психологические приёмы самозащиты от злоумышленников. — Основы безопасности и жизнедеятельности. Эта статья рассчитана на школьников, содержит теоретический и практический материал — данные и задания к ним. Не смотря на то, что статья написана для школьников, её актуальность сохраняется для всех. Особенно если вы не просто прочтёте, но и выполните прилагаемые задания.

Психологические основы самозащиты более важны, чем основы физические. Так, если человек применяет описанные ниже данные — то ему, собственно говоря, и не понадобится физическое воздействие.

Данная статья перекликается с циклом статей про Намерение победить, которое уже затрагивалось ранее на нашем сайте. Итак, переходим, собственно, к статье. К ней добавлена пара комментариев и несколько изменений, которые, на наш взгляд, улучшат понимание и применимость материала ??

Виктимология то есть наука о поведении жертвы, может объяснить, чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы. Исследования показали, что преступнику требуется в среднем семь секунд для оценки потенциального объекта нападения – его физической подготовки, темперамента и т. п. Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление – словом, все, что сыграет ему на руку.

Это не значит, что преступники гении внимательности или супер наблюдательные люди. Буквально неделя тренировок — и вы также сможете замечать эти признаки.

Чтобы выяснить основные особенности личности потенциальной жертвы, на видеопленку были засняты пешеходы. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывавшим срок за различные преступления. И вот результат. Подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

Задание: прежде, чем читать дальше, предположите, как нападающие выбирают жертву?

Выяснилось, что потенциальную жертву преступники обычно выделяют по некоторым отличительным особенностям движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки – слишком размашистая или семенящая. Были определены две категории людей:

  1. так называемая «группа риска». Их условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобраны.
  2. и те, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Эти уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

Задание: и опять таки, прежде, чем читать дальше, попробуйте придумать, какие ошибки допускают люди «группы риска»?

Прежде всего важно знать, какое поведение может помочь избежать столкновениия со злоумышленниками. На этот вопрос помогает ответить следующая таблица:

Мы на сайте пока что мало затрагивали такую часть самозащиты, как эмоции. Но обратите внимание на то, что список черт в левом столбике характерен для человека в эмоциональном тоне «Страх«. Так что простым «Я не буду жертвой» здесь не отделаться. Но об этом в дальнейших статьях. Возвращаемся к основному тексту.

Ну а теперь о том, как научиться вести себя уверенно, уменьшив тем самым риск нападения злоумышленников.

Самозащита – есть акт уверенности в себе. Это отказ принять «статус жертвы». Так что тренировка агрессивности и уверенности в себе оказывается неотъемлемой частью системы самозащиты. Что толку тренировать технику, если применить ее не хватит смелости!

Задание: приведите несколько примеров из вашей жизни, когда вы реализовывали «акт уверенности в себе», то есть, когда вы успешно провели самозащиту?

Но что такое уверенность? Уверенность – это особый тип поведения, который помогает нам выражать – четко и доходчиво – наши чувства и желания. Она противоположна пассивному поведению, когда наше высказывание часто теряется в неопределенных или нерешительных действиях. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите.

Уверенность — основное психологическое состояние при самозащите

Рассмотрим типичные ответы уверенного человека на непрошенные выпады и угрозы. Над такими ответами следует работать, произносить убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», « Убирайтесь из моего дома вон!».

Задание: приведите несколько примеров из своей жизни, когда вы проявили уверенность — то есть, не давали повода для недопонимания ваших слов или действий.

Как вы можете проявить вашу уверенность? Существует техника проявления уверенности, получившая название «заезженная пластинка», когда вы, не переставая, повторяете фразу о том, чего хотите или чего не хотите, причем решительным тоном, до тех пор, пока слушающий либо уступит, либо удалится. Для эффективного применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например, «Вы не смеете входить в мой дом!» меняется на «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» — и так далее до тех пор, пока ваше высказывание не будет воспринято. Целью использования метода «заезженной пластинки» является проявление упорства.

Важное замечание: ваши высказывания должны подаваться в новую единицу времени с намерением, чтобы вас поняли. Иначе вас действительно воспримут как заезженную пластинку или автоответчик. И поступят соответственно — то есть, не обратят на ваши слова никакого внимания.

Также обратите внимание, что данная техника может применяться не только тогда, когда на вас кто-то напал — а в любом случае, когда вам нужно, чтобы вас поняли.

Задание: успешно проведите несколько раз технику «заезженная пластинка» на людях.

Учитесь проявлять свой гнев перед агрессором. Многие люди стараются никогда не сердиться, предпочитая «спокойную жизнь любыми средствами». Большинство неуверенных в себе людей слишком легко принимают поведение других людей. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречило бы вашим желаниям. Это ваша жизнь.

Чуть выше мы уже затрагивали эмоции. Теперь снова коротко к ним вернёмся. Абзац про гнев не применим во всех случаях жизни. Он применим только тогда, когда нападающий находится в эмоциональном тоне «страх». Он боится отпора, получает его в виде гнева — и убегает несолоно хлебавши. Однако, если нападающий сам находится в тоне «гнев»… Ну, в этом случае вам следовало бы научиться быстро и долго бегать.

Задание: приведите несколько примеров, для чего следует уметь проявлять свой гнев?

Перед лицом агрессии тренированный человек не выступает суперменом, которому неведом страх. Тренировка развивает самодисциплину и самоконтроль. Она формирует способность действовать должным образом вопреки боязни. Умение справиться со страхом и направить его в русло успешной самозащиты – вот результат усилий, потраченных на упражнение.

Задание: в чем проявляется умение справиться со страхом?

Своими уверенными действиями вы даете понять, что готовы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву.

Также учитывайте, что «показная» уверенность, «показное» отсуствие страха в тот момент, когда вы на самом деле боитесь, может вам не помочь. Многие люди могут чувствовать эмоции других людей. Преступники — не исключение (по крайней мере, некоторые из них). Так что вы либо убегайте, либо действительно находитесь не в тоне «страх».

Во многих случаях вам лучше брать инициативу в свои руки и самим идти в наступление, а не ждать развития событий, что может привести к еще большему усложнению ситуации. Как сказал Роберт Броунинг, английский поэт девятнадцатого века: « Когда борьба зажглась в тебе, считай, что выиграл полбитвы».

Задание: приведите пример из своей жизни, подтверждающий слова Броунинга.

Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо поддатлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива). Устранив эти факторы, вы в значительной мере уменьшите риск превратиться в жертву.

Задание: проанализируйте своё поведение на предмет «созревания», поддатливости и беззащитности — и ликвидируйте хотя бы несколько (а лучше все) факторов, которые делают вас жертвой.

Прежде всего следует попытаться повлиять на потенциального агрессора методами убеждения. При этом допустимо даже забыть на время о собственной гордости. Однако вы всегда должны помнить о том факте, что преступник может сделать выпад в любой момент, и быть готовыми дать ему отпор.

Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой.

Успех при снятии напряженности или завладении инициативой в опасной ситуации зависит от ваших собственных действий.

* Или не заставит. По-разному бывает.

** Чаще всего это предложение звучит из уст агрессора в виде «Пойдём, выйдем». Но если он забыл, то вы можете напомнить ??

*** Возможно, вы заметили, но этот пункт вступает в противоречие с ранее упоминавшемся «не бойтесь проявлять гнев». Похоже, авторы статьи сами понимают, что гнев не всегда полезен. Но не знают, что с этим делать. Однако, вы уже знаете, в каких случаях работает гнев.

Итак, не все советы из этой таблицы идеальны. Но естественно, нет одного рецепта на все случаи жизни!

Задание: приведите ещё несколько примеров того, как нужно поступать при столкновении.

Следующий немаловажный фактор безопасности – способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников.

В случае, если жертва оказывает сопротивление, будь то слово, физическое действие или и то и другое одновременно, фактор неожиданности обращается против преступника точно таким же образом, как он должен был изначально сработать против жертвы. Это справедливо при любых обстоятельствах, вне зависимости от типа инцидента: вымогатели, срыватели сумочек, воры-взломщики – все они делают ставку на неожиданность. Лишение их этого фактора является первым шагом к избеганию незавидной участи жертвы.

Задание: придумайте МНОГО примеров того, как вы можете сорвать планы нападающих?

Не замирайте, а используйте тот же важный принцип – неожиданность. Приведем достаточно яркий пример неожиданных действий.

История успеха: это случилось в Италии. Преступник, пытавшийся ограбить пенсионера, лишился пальца. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Он попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок, не долго думая, откусил грабителю палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец. Увы, пострадавший был вынужден отказаться от собственного пальца, чтобы не угодить за решетку. Однако полиция не поверила ему на слово: назначена судебно-медицинская экспертиза.

Задание: и снова приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

Чем больше примеров вы придумаете, тем меньше вам нужно будет думать в критической ситуации.

Если конфликт «замять» не удается, следует воспользоваться доступными и эффективными приемами самозащиты.

Смутить нападающего можно различными способами. Например, если выронить на землю деньги, агрессор может наклониться, чтобы подобрать их. Это даст вам необходимые мгновения на бегство, а если убежать по какой-либо причине не представляется возможным, сделает лицо противника уязвимым для удара ногой.

В той же ситуации можно указать на то, что в данный момент находится вне поля зрения агрессора. Сделайте вид, будто видите за его спиной милиционера. Если злоумышленник оглянется, вы тем самым снова выиграете драгоценное время. Поворот головы может вывести вашего противника из равновесия, чем следует тут же воспользоваться: толчок или удар по лицу еще больше нарушит его равновесие, и у вас соответственно появится больше времени на побег.

Вы можете сделать вид, что за спиной агрессора приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращенным к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора.

Другой вариант отвлекающей техники известен как метод симуляции, когда вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелек, бумажник или магнитофон, а сами воспользуйтесь возможностью ошеломить его, ударив по лицу, в пах или в горло, что даст вам необходимые секунды для бегства.

Задание: и опять таки приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

Симуляция может принимать различные формы. Пример из жизни: когда грабители потребовали у начальника почтового отделения в Бродстейрсе всю наличность, тот, держась за сердце, грохнулся на пол и крикнул, чтобы преступники вызвали «скорую помощь». В результате перепуганные грабители бежали ни с чем. Когда злоумышленники скрылись, начальник отделения встал на ноги и позвонил в полицейский участок.

Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку, к которому вот-вот подойдут надежные защитники (отец, старший брат). Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренек кричит, повернувшись назад (изображая, что кричит отставшему отцу): «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» — и, пользуясь замешательством хулиганов, быстро проходит мимо.

Если вас задерживают и дело идет к конфликту, попробуйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь. Например, девушка, которой ничего хорошего не стоило ожидать от подвыпивших парней в темном переулке, обратилась к ним с просьбой: «Парни, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу».

В сложной обстановке, когда на вас нападает несколько человек, определите среди них лидера. Обращайтесь к нему. Попытайтесь сыграть на его самолюбии. Так, один из сильнейших самбистов Алтая, очень сильный человек, оказался зажат с двух сторон на крыше электрички вооруженными преступниками. Приемы самбо здесь не гарантировали безопасности. И тогда он обратился к главарю банды: «Командир, я за собой кое-кого из твоих парней заберу под колеса! Давай лучше поговорим на земле во время остановки. Если нужны деньги, водка, у меня кое-что есть…» И это обращение сработало: парня оставили в покое.

Задание: и обратно приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

В ситуации, когда преступник от вас чего-то требует, попробуйте предложить такие варианты выполнения требований, чтобы выиграть время, изменить условия или место столкновения, изменить соотношение сил в свою пользу. Наиболее характерно применение этого приема для женщин. Они приглашают насильников к себе домой: там музыка, вино, уют. Заявляют, что мужчина им нравится, но место встречи (парк, улица, лифт, подъезд) им не подходит. Приводят доверчивого злодея домой (вовсе не обязательно к себе), а там…

Задание: приведите примеры использования рассмотренного приема защиты.

Если сочтете возможным, попытайтесь вызвать у злоумышленника сочувствие, жалость. Скажите, что смертельно больны, что идете за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под следствием, а вам приходится заботиться о младших братьях. Например, подросток говорит грабителям: «Дяденьки! Отпустите меня, иначе моя мама может умереть. Я срочно должен купить для нее лекарство. У нее сахарный диабет».

Если вас похитили в машине, можно сказать злоумышленникам, что кто-то из ваших близких все видел и запомнил номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) ее хозяина можно найти очень быстро. Таким способом обезопасила себя барнаульская девушка Наташа, которая заявила незадачливому похитителю, что на автобусной остановке ее провожал брат, который имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало. Не всякому преступнику хотелось бы иметь дело с таксистами.

Задание: Сравните перечисленные приёмы самозащиты. В чем сходство рекомендаций? В чём их отличие?

И далее несколько советов о том, как вы можете управлять своим собственным состоянием для того, чтобы победить.

При внезапном возникновении экстремальной ситуации, связанной с угрозой нападения или самим нападением можете выполнить приём, взгляните вверх, сделав при этом полный глубокий вздох, и, опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив от него легкие, и одновременно расслабьте все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь тогда, когда упорядочится дыхание. Стоит в экстремальной ситуации задышать ровно и спокойно, как мышцы расслабятся тоже, и вы очень быстро успокоитесь. Несколько полных вдохов и выдохов – и все в порядке.

Задание: тренируйтесь выполнять это упражнение регулярно; не дожидайтесь проблем.

Не допускайте проявления уныния и апатии. Стремитесь быть или хотя бы выглядеть бодрым, энергичным в движениях, речи, действиях. Стремитесь даже в тяжелой ситуации найти что-то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора. Да и сам юмор нередко может помочь в экстремальной ситуации.

В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным.

Как-то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. На темных улицах города не было ни души. Неожиданно его задержали вооруженные грабители. Угрожая оружием, они потребовали от него деньги. Никулин не растерялся. Он засмеялся и огорошил грабителей: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» Незадачливым грабителям пришлось довольствоваться общением с великим артистом. Но в темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографов.

Следите за своим внешним видом. Старайтесь не выделяться из окружающих людей излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников. Выбирая одежду, следует избегать темных тонов (темно-коричневого, черного), так как они могут усиливать агрессию окружающих людей.

Задание: обращайте внимание на то, как ведут себя люди, которым обычно везет, которые редко попадают в опасные ситуации, которые выходят «сухими из воды». Как они этого достигают? Что из их опыта можно позаимствовать? Стремитесь замечать свои ошибки и промахи в обеспечении личной безопасности. Извлекайте уроки из печального опыта других людей. Старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчетов.

Многие могут возразить: если постоянно думать об опасности, можно дойти до того, что от каждого звука будешь вздрагивать, в каждом человеке будешь видеть врага… Однако быть бдительным и быть трусливым – не одно и то же.

Быть бдительным – это значит обращать внимание на то, что происходит вокруг. Бдительность – это состояние духа. В контексте самозащиты это еще и состояние ума, при котором наблюдательность доведена до такого автоматизма, что используется на уровне подсознания и не сопряжена ни с какими усилиями. Бдительность должна становиться сознательной лишь тогда, когда опасность либо замечена, либо предполагается. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степени, что они превратятся во вторую натуру. Благодаря этим привычкам вы будете знать, как избежать неприятной ситуации раньше, чем она возникнет.

Ну и, естественно, ни один из советов не поможет гарантированно, если вы не отработаете их применение в модельных ситуациях с различной степенью сложности. Задания нужно выполнять с напарником, так как именно он будет оценивать, насколько натурально и полно задания получились. Соответственно, рекомендую выполнить следующие практические задания:

Психологические основы самозащиты

Урок 16. Психологические основы самозащиты

Цель. знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях; способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимовыручки.

Основное содержание урока.

О манере поведения и о языке жестов. Хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид человека должен говорить об уверенности в своих силах и ни в коем случае — о страхе. Если человек выглядит робким и пугливым, любой преступник или хулиган сочтет его потенциальной жертвой. Манера поведения и жесты — важное орудие самозащиты. Задумайтесь над своей мимикой и манерами. Если у вас торопливая, беспокойная улыбка, нервная поза, тихий, неуверенный голос, беспокойные руки, бегающий взгляд, вы можете стать желанной добычей преступника. Спокойная улыбка и уверенное выражение лица, подтянутая поза и прямой взгляд — предупреждение для правонарушителя, что легкой победы не будет. Самозащита — это не только физическая готовность противостоять сопернику. Это уверенность в себе и отказ стать жертвой.

Рассмотреть с учащимися некоторые типичные ответы уверенного человека на непрошеные уговоры и угрозы: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня», «Нет. Я вам не открою». Умение убедительно сказать «нет» — важное качество, обозначающее вашу позицию и часто обеспечивающее моральный перевес в противоборстве со злоумышленником.

Обратить внимание учащихся на то, чтобы они учились сердиться и обнаруживать свой гнев перед хулиганом, чтобы не забывали, что у них тоже есть свое мнение, и помнили, что не обязаны делать ничего, что противоречило бы их желаниям в подобных ситуациях.

Преодоление страха. Очень часто, когда происходит нападение, жертва буквально цепенеет, покоряясь воле хулигана, и только потом начинает думать о том, что следовало бы предпринять. Во многих случаях лучше брать инициативу в свои руки и идти в наступление, а не ждать развития событий, которое может привести к еще большему ухудшению ситуации. Как правило, хулиганы выбирают в качестве своих жертв людей робких, вид которых говорит о том, что вряд ли они смогут оказать сопротивление.

Очень важен при самозащите ваш настрой. Перед лицом опасности единственным вашим желанием должно быть стремление выжить и победить. Нападающий рассчитывает на то, что жертва парализована страхом и полностью неспособна защищаться. Однако, всякое затруднение и промедление, вызванное упорством с вашей стороны, может привести, по меньшей мере, к тому, что хулиган умерит свой пыл и тем самым подарит вам драгоценные мгновения, которыми можно воспользоваться для бегства.

Что надо делать в опасных ситуациях?

• умейте вовремя увидеть опасность;

• не ждите, когда вам подскажут — действуйте сами;

• учитесь быстро принимать решения;

• умейте преодолевать усталость, страх, дурное настроение;

• будьте настойчивы и упорны в достижении цели;

• умейте подчиниться, если это необходимо;

• старайтесь импровизировать, находить новые решения;

• не сдавайтесь до конца.

Чего не надо делать в опасных ситуациях?

• надеяться на других, ждать, что кто-то придет и все за вас сделает;

• нервничать и суетиться;

• отчаиваться и паниковать даже в самых безнадежных случаях;

• решать вопросы силой, если есть хотя бы малейшая надежда решить их миром.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Как вы считаете, почему манера поведения и язык жестов — важное оружие самозащиты? Назовите основные качества уверенного поведения. В тексте приведены примеры ответов на предложения и угрозы предполагаемого преступника. Какие ответы вы можете добавить сами? Объясните, каким образом преодоление страха и присутствие духа помогают не стать жертвой преступника?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 5. Тема 5.1.

Вместе со взрослыми обсудите, как вы выглядите в глазах окружающих? Взгляните на себя критически, подумайте и решите, впечатление какого человека вы производите: робкого, застенчивого или уверенного?

Подумайте, какие ситуации могут с вами произойти в доме и на улице. Составьте для себя перечень ответов на случай возможного контакта с незнакомым человеком. Потренируйтесь перед зеркалом отвечать уверенно и уЧем руководствуется уличный грабитель или насиль­ник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 с для оценки потенциального объ­екта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств).

Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавлен­ность, утомление — все, что сыграет ему на руку. Выделяют 2 категории людей:

так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения.

Первых условно можно назвать хлю­пиками: они плохо физически организованы, расслаблены и не собраны.

Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

Какое поведение помогает избежать столкновения со злоумышленниками? Изучите приведенную ниже таблицу и постарайтесь изменить свое поведение так, чтобы не про­изводить впечатления робкого и застенчивого человека.

Торопливая, нервная улыбка

Спокойная улыбка, уверенное выражение лица

Тихая, неуверенная речь

Беспокойные движения рук

Редкие, спокойные движения рук

Сгорбленная поза, вялая осанка

Подтянутая и устойчивая поза

Нервный, бегающий взгляд

Спокойный, прямой взгляд

Самозащита есть акт уверенности в себе, отказ принять «статус жертвы». Что толку от техники самообороны, ес­ли применить ее не хватает смелости!

Уверенность в себе — это стиль поведения, который по­могает нам четко и доходчиво выражать наши чувства и желания. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите. Рассмотрим типичную реакцию уверенного в себе чело­века на враждебные выпады и угрозы. Вот над какими фразами следует работать, произносить их убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», «Убирайтесь из моего дома вон!». Существует техника тренировки уверенности в себе, по­лучившая название «заезженная пластинка».

Вы упорно, решительным тоном повторяете какую-то фразу, в кото­рой заключено требование, отказ и т. д. Для эффективно­го применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например: «Вы не смеете входить в мой дом!», «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» и т. д. до тех пор, пока ваши слова не будут восприняты.

Здесь главное — проявить упорство. Учитесь выражать свой гнев. Большинство неуверен­ных в себе людей слишком легко мирятся с поведением окружающих. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречит вашим желаниям. Своими уверенными действиями вы даете понять, что го­товы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву. Во многих случаях лучше брать инициативу в свои ру­ки и самим идти в наступление, а не ждать развития со­бытий, что может привести к еще большему усложнению ситуации. Как правило, агрессоры выбирают в качестве жертв лю­дей робких, весь вид которых говорит о том, что они едва ли смогут оказать сопротивление.

Быть сильным, смелым, уверенным в себе — к этому надо стремиться. Однако при возникновении угрозы насилия всегда предпочтительней уклониться от конфликта, нежели применять какие бы то ни было приемы физической самозащиты. Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает всем своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком лег­кодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуж­дена, чересчур доверчива). Что же предпринять, если конфликт неизбежен? Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприем­лемого решения или даже завладеть инициативой.

• говорить твердым, спокойным тоном;

• внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами;

• как можно быстрее уяснить себе, что именно агрессо­ру от вас нужно;

• предложить ему перейти в другое помещение, если что-то вызывает его раздражение;

• если возможно, вести переговоры сидя — это часто уменьшает напряжение;

• если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения, например сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать».

• кричать или говорить на повышенных тонах;

• уходить или поворачиваться к агрессору спиной, по­ка он разговаривает с вами;

• посягать на личное пространство агрессора;

• игнорировать агрессора, выказывать невнимание или пренебрежение к нему;

• обращаться с агрессором уничижительно или покро­вительственно;

• без необходимости спорить с ним или высказывать угрозы в его адрес;

• отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну-ка сядь!»;

• жестикулировать — грозить пальцем, размахивать руками.

Следующий немаловажный фактор безопасности — способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных дейст­вий, вызвав замешательство злоумышленников. Если жертва оказывает сопротивление — будь то слово, физическое действие или то и другое одновременно, — фактор неожиданности обращается против преступника точно так же, как он должен был изначально сработать против жертвы. Не замирайте, а используйте тот же важный принцип — неожиданность. Приведем достаточно яркий при­мер неожиданных действий.

Это случилось в Италии. Неизвестный напал на по казавшегося ему абсолютно безобидным тихого ста ричка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Грабитель попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок недолго думая откусил ему палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последст­вий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре при были карабинеры, предъявившие преступнику его палец.

Бдительность — это умение обращать вни­мание на то, что происходит вокруг. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степе­ни, что они станут второй натурой. Благодаря им вы бу­дете знать, как избежать неприятных ситуаций.

Источники:
Основы безопасности жизнедеятельности5 класс
Психологические основы самозащиты
http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_05/obzh_materialy_zanytii_05_18.html
Приемы психологической самозащиты и выживания
Стрессы, неудачи, неопределенность, неудовлетворенность — все это причины и следствия нашей каждодневной борьбы. Кто выживает и преуспевает в жизни? По внешнему виду их не определишь. По поведению
http://psihologiya.ru-land.com/stati/priemy-psihologicheskoy-samozashchity-i-vyzhivaniya
Психологические основы самозащиты
Нашёл для нашего портала «Оружие, которое лучше оружия» отличную статью про психологические основы самозащиты и самообороны: В. Мокшин. Психологические приёмы самозащиты от
http://yavara.vodko.info/psixologicheskie-osnovy-samozashhity/
Психологические основы самозащиты
Урок 16. Психологические основы самозащиты Цель. знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); уметь
http://pandia.ru/text/77/287/41008.php

CATEGORIES