Психологические особенности инвалидов

Психологические особенности личности инвалидов

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.

Проблема неврозов и их лечения приобретает всё большее значение в качестве специфических проблем ХХ века, привлекающей к себе внимание медицинских и социальных наук.

Это объясняется, прежде всего, значительной распространённостью психогенных заболеваний в населении (20–30%) [29]. Невротические реакции, представляющие собой основу для возможного возникновения неврозов, наблюдаются у 70% практически здоровых людей. И хотя эти цифры являются ориентировочными, они убедительно свидетельствуют о значении проблемы неврозов не только для медицинской, но и в целом социальной практики человека.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена ростом в последнее время инвалидизации населения, вызванной ростом числа врождённых и приобретённых заболеваний, а также ростом числа психогений, связанных не только с заболеванием, но и с инвалидностью.

Число инвалидов в России, к сожалению не снижается, а растёт с каждым годом. Только в Новосибирской области их сегодня более 100 тысяч человек. [29]

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Лица, длительно страдающие каким-либо заболеванием (врождённым или приобретённым), могут быть отнесены к группе «риска» в плане развития у них психопатологических проявлений, невротического уровня вследствие ослабления барьера психической адаптации.

Значительная роль для объяснения выявляемых у инвалидов тех или иных пограничных психопатологических проявлений, принадлежит оценка общесоматического и неврологического статуса, а также личностно-типологических особенностей человека, которые за время болезни претерпевают «естественные», психологически понятные изменения.

Целью данной дипломной работы является изучение психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

─ рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;

─ выявить психологические особенности личности инвалидов;

─ дать определение адаптации;

─ раскрыть сущность адаптации инвалидов;

─ проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию;

─ провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Объектом исследования является психология инвалидов.

Предметом исследования – психологические особенности личности инвалидов.

Гипотеза: психологические особенности личности инвалидов оказывают влияние на их адаптационные способности.

Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методы:

1) анализ литературы, посвящённой теме данной дипломной работы;

2) диагностика пациентов по следующим методикам: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова.

Проблемы патопсихологии нашли своё отражение в работах Полякова Ю.Ф., Зейгарника Б.В., Рубинштейна С.Я. и др.

В отечественной литературе теме посттравматического стресса посвящены работы Тарабрина Н.В., Питмана Р., Шалева А., Орра С., Брусиловского Л.Я., Бруханского Н.П., Сегалова Т.Е., Кулки Р.А., Шленгера В.Е. и др.

Разработкой темы психологических особенностей инвалидов занимались: Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Молчанов Л.В., Стрижаков В.Н., Чекмарёв Н.Д., Демидова Л.И., Пивоварова Н.И., Линова Н.Р., Беляева В.П. Молоканов М.В., Вайзман Н.П. и др.

Проблеме реабилитации посвящены работы Пинеля Ф., Конолли Д., Симона Г., Гиляровского В.А., Ильона Я.Г., Бугайского Я.П., Консторума С.И., Мелехова Д.Е., Кабанова М.М. и др.

Методологической основой для дипломной работы послужили работы Хромова А.Б., Басса, Дерки, Касселя У.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, результаты исследования представлены в виде 3 таблиц.

В первой главе освещено понятие посттравматического стрессового расстройства, его клинические симптомы и предрасполагающие факторы.

Вторая глава посвящена адаптации. В первой части рассмотрены понятие и стадии адаптации, описаны виды критических ситуаций и способы их преодоления. Во второй части главы проводится обзор психологических особенностей личности, влияющих на адаптацию. В третьей части освещена специфика поэтапной адаптации инвалидов.

Практическая часть составляет третью главу данной работы.

В заключении сделаны вводы по результатам исследования.

1. Психологические особенности личности инвалидов

1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности

посттравматический стрессовый инвалид расстройство

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали. У людей, живущих высоко в горах, увеличивается объем легких, что дает им возможность получать достаточно кислорода из разреженного горного воздуха. В теле каждого человека вырабатываются особые защитные механизмы, чтобы противостоять воздействию микробов, проникающих внутрь нас с водой, пищей и воздухом.

По каким же признакам можно распознать присутствие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)? Если мы говорим, что тот или иной человек «болен» посттравматическим стрессом, – что именно мы подразумеваем? Прежде всего то, что этот человек пережил травмирующее событие, т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто случается с людьми. По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».

Но посттравматический стресс – это не только наличие травмирующего события в прошлом. Такое событие – только часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе.

Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Например, у современных участников боевых действий гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.

Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы – которые в комплексе выглядят как психическое отклонение – на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом. [28]

1.1.1 Клинические симптомы ПТСР

1. Немотивированная бдительность.

Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

2. «Взрывная» реакция.

При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

3. Притупленность эмоций.

Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность. Многие клиенты жалуются, что со времени поразивших их тяжелых событий им стало намного труднее испытывать эти чувства.

Психологические особенности инвалидов

Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения

Люди с инвалидностью — это люди не с медицинским диагнозом. Инвалидность не является медицинской болезнью. «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»[11].

Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к различным ситуациям путем овладения, ослабления или смягчения этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации.

Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности.

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам, с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали.

По каким же признакам можно распознать присутствие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)? Если мы говорим, что тот или иной человек «болен» посттравматическим стрессом, — что именно мы подразумеваем? То, что этот человек пережил травмирующее событие, т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто случается с людьми. По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».

Но посттравматический стресс — это не только наличие травмирующего события в прошлом.

Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Например, у современных участников боевых действий гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.

Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению [31].

Клинические симптомы ПТСР.

1. Немотивированная бдительность.

Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

2. «Взрывная» реакция.

При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

3. Притупленность эмоций.

Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.

5. Нарушения памяти и концентрации внимания.

Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.

В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.

7. Общая тревожность.

Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления — например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

8. Приступы ярости.

Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана.

9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.

В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие клиенты, особенно участники боевых действий, употребляют алкоголь и (в меньшей степени) наркотические вещества.

10. Непрошеные воспоминания.

Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти клиента внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.

11. Галлюцинаторные переживания.

Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания.

12. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон).

Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это.

13. Мысли о самоубийстве.

Клиент постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти.

14. «Вина выжившего».

Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий[14, С. 91-102].

Социально-психологические особенности молодых инвалидов

Рассмотрим основные определения, которые необходимы для дальнейшего исследования.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

Основные категории жизнедеятельности инвалидов:

— способность к самообслуживанию;

— способность к самостоятельному передвижению;

— способность к обучению;

— способность к трудовой деятельности;

— способность к ориентации во времени и в пространстве;

— способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);

— способность контролировать свое поведение [28].

Инвалидность, как правило, влечет за собой психологическую травму. Психологическая травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызвало бы страх, ужас, беспомощность, то есть событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта. В качестве ситуаций, способных вызвать психологическую травму могут выступать физическая травма, внезапное разрушение привычного уклада жизни, причинение вреда близким людям. Поэтому инвалидов следует также рассматривать как людей, перенесших психологическую травму, или подверженных посттравматическому стрессу, который проявляется как комплекс реакций на травму.

Многие инвалиды являются травматическими личностями, и им свойственны характерные для таких людей черты. Для людей, переживших травмирующие ситуации характерны следующие симптомы:

— повторяющиеся переживания событий;

— избегание всего того, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, действия, места, люди, напоминающие о травме);

— неспособность вспомнить важные эпизоды травмы;

— равнодушие, снижение интереса к прежним занятиям;

— чувство укороченного будущего (человек планирует свою жизнь на очень небольшое время, не видит для себя перспектив в жизни);

— проблемы со сном;

— раздражительность или вспышка гнева;

— сверх бдительность [48].

Те трудные жизненные ситуации, с которыми большинство людей справляется самостоятельно, для молодого инвалида являются источником тяжелых переживаний. Они склонны делить свою жизнь на время до событий, происшедших до травмы и после нее. Видение прошлого может быть искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, именно из-за большой интенсивности пережитых чувств, вспоминается с большей теплотой.

В контексте нашего исследования следует говорить о кризисе инвалидности. Современная психология рассматривает человеческую жизнь как ряд последовательных этапов становления личности; переходы между ними связаны с кризисами, в результате которых личность формирует новые качества. Кризис в самом общем смысле можно определить как особый момент человеческого существования, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции – разрушение старого, отжившего и мешающего и одновременно созидание нового, целостного и гармоничного. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого [18].

В случае приобретенной инвалидности в виде травмы или заболевания кризисное состояние возникает непосредственно после нарушения здоровья, когда молодой человек начинает адаптироваться к своей патологии. Он уверен, что вернется на прежнее место работы, к прежней деятельности [49].

Рекомендации по социально-психологической адаптации на этапе отрицания молодым инвалидом часто игнорируются. Это проявляется в нежелании клиентов оборудовать окружающую среду в соответствии с их физическими возможностями, в отказе пользоваться приспособлениями, костылями, инвалидными колясками. Молодые люди в таком состоянии не расстаются с предметами, вещами, которыми они пользовались до инвалидности, но в связи с изменившимися условиями пользоваться не могут, например, велосипед, туфли на высоком каблуке и т.п. Отрицание проблемы может проявляется в нежелании оформлять инвалидность, в нежелании общаться с другими инвалидами, их считают пассивными, не желающими лечиться. Человек, ставший инвалидом думает: «уж я-то вывернусь, я обязательно выздоровею».

Отрицание поддерживает относительно хорошее психологическое состояние молодого инвалида, но не способствует социальной адаптации человека. Молодые инвалиды строят своею будущую жизнь без учета фактора инвалидности. Например, покупают квартиру в доме без лифта, получают профессию, не соответствующую их физическим возможностям, что отрицательно сказывается на дальнейшей социально-психологической адаптации человека.

Эмоциональное состояние молодых инвалидов в этот период кризиса хорошее, они находятся в ожидании выздоровления, человек с энтузиазмом замечает положительные изменения состояния здоровья, не обращает внимания на ухудшение, бодрится, старается выглядеть лучше, чем себя чувствует. Молодые инвалиды, находясь на стадии отрицания, легко соглашаются на болезненные операции, охотно лечатся [35].

Инвалид последовательно проходит через стадии отрицания, агрессии, компромисса, депрессии и адаптации. Мы часто наблюдаем как человек с инвалидностью, находясь на стадии отрицания, откладывает многие важные решения, касающиеся его, «на потом», на «когда выздоровею». Инвалид как бы «ставит свою жизнь не паузу». Находясь на стадии отрицания, молодые инвалиды поддерживают связи со своим социальным окружением, которое было у них до инвалидности, адекватно воспринимают повышенное внимание к себе окружающих, порой чувствуют себя значительными, спокойно принимают помощь от окружающих их людей.

Молодым людям, находящимся на различных стадиях прохождения кризиса инвалидности, свойственно определенное поведение. Мысли о будущем связаны с интересами, которые были до инвалидности: человек стремиться вернуться в ту социальную среду, в какой жил, к тому же роду деятельности [14].

Именно поэтому молодые инвалиды стремятся трудоустроиться, влиться в общество, адаптироваться и к состоянию своей инвалидности и к окружающему их сообществу. Это станет темой следующего параграфа представленной работы.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Особенности психологической помощи инвалидам.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Постепенно происходит качественная и количественная пере­стройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизнен­ной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное со­стояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая пред­посылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества ста­новится источником формирования так называемого социально­го аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жиз­недеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее пере­живание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспо­собности, общем мировосприятии и тем самым углубляют соци­альную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психо­логических особенностей инвалидов во многом опираются на те­ории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изу­чения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти тео­рии имеют непосредственное отношение к личности больного че­ловека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.

Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.

Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.

Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.

Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.

Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.

Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.

Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источники:
Психологические особенности личности инвалидов
Понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства. Исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности. Особенность посттравматического стрессового расстройства в результате инвалидности.
http://mirznanii.com/a/201752/psikhologicheskie-osobennosti-lichnosti-invalidov
Психологические особенности инвалидов
Психологические особенности инвалидов Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения Люди с инвалидностью — это люди не с медицинским
http://studbooks.net/801184/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_lyudey_invalidnostyu_kontekste_problematiki_preodolevayuschego_povedeniya
Социально-психологические особенности молодых инвалидов
Социально-психологические особенности молодых инвалидов Рассмотрим основные определения, которые необходимы для дальнейшего исследования. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со
http://megaobuchalka.ru/3/3137.html
Особенности психологической помощи инвалидам.
Особенности психологической помощи инвалидам. Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают
http://zdamsam.ru/a19802.html

CATEGORIES