Психологические методы

Методы психологического исследования

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя.

Истинное познание всегда опирается на объективные методы исследования, помогающие человеку открыть действительные, независимые от человеческого сознания законы существования вещей и явлений.

Объективные методы в психологии имеют своей задачей.

Задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними.

Эксперимент отличается от метода простого наблюдения прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их.

Экспериментальный метод занимает большое место в психологии, поскольку она стремится объяснить изучаемые психические явления, а не просто констатировать или описать их качественные особенности.

Однако в отдельных случаях условия лабораторного эксперимента имеют искусственный характер: они вносят в течение исследуемых психических процессов резкие изменения, благодаря чему эти процессы приобретают черты, далекие от тех, которыми они отличаются в естественных условиях.

При проведении психологических исследований часто представляется необходимым собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых (их убеждения, интересы, стремления, отношение к коллективу, понимание ими своих обязанностей), а также условия их жизни и т. д.

Детские рисунки, сочинения учащихся, изготовленные человеком вещи и т. д. являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

При психологических исследованиях большое значение имеет изучение нервно-физиологических процессов, которые лежат в основе психической деятельности.

При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных фактов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы — массовое явление, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых фактов.

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений.

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Основное понятие о методе независимых характеристик .

Количественный и качественный анализ психологических явлений заключается в следующем.

Во всех науках существуют понятия метод исследования, методика исследования. Эти понятия необходимо различать, дифференцировать, хоть они и связаны между собой.

Источник:
Методы психологического исследования
В психологии используются различные методы исследования, о них мы сейчас и поговорим
[link]http://psyznaiyka.net/metody-issledovaniya.html[/link]

Психологические методы

../../Методы психологической коррекции постравматических стрессовых расстройств

Обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности системы психокоррекционых мероприятий по преодолению посттравматического стрессового расстройства у лиц с различными механизмами психологических защит. Обосновываются базовые принципы психологического вмешательства при посттравматическом стрессовом расстройстве.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, психологические защиты, психокорреционные мероприятия.

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами — участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.

По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и этапной [2].

На предварительном этапе работы были сформулированы базовые принципы психологического вмешательства, которые определили выбор конкретных психокоррекционных методов и техник:

— на уровне поведения и возможностей;

— на уровне ценностей дружбы;

— на уровне ценностей долга и чести.

Методологической основой разработанной нами коррекционно-реабилитационной программы являются принципы биопсихосоциального подхода, разработанного A.Y. Shalev. В рамках этой модели автор выделяет несколько уровней психотравмы и соответствующие им методы терапевтической коррекции.

Введение в исследование этой модели позволило выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психокоррекционных направлений в работе с посттравматическими стрессовыми нарушениями. В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психокоррекционные техники позволяют коррегировать психотравму как многофакторное целостное образование.

В предлагаемой нами программе основное внимание уделяется второму, третьему и четвертому уровням травмы.

Система психокоррекционных мероприятий была разработана с учетом ведущих психологических защит, действующих в 1-й и 2-й экспериментальных группах. Общая схема психокоррекционного вмешательства включает в себя следующие направления:

В обеих группах использовались методы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные консультации направлены на решение конкретных задач по редукции постстрессовой симптоматики и индивидуальных проблем адаптации. Групповая психокоррекция позволяет решать более широкий круг общих для комбатантов задач, в число которых входят следующие:

Для достижения поставленных задач в обеих группах использовался ряд техник, разработанных в рамках поведенческой, когнитивной и экзистенциальной терапии. В число обязательных методов психокоррекции входили:

Использовались схемы работы по индивидуальной и групповой психокоррекции, которая проводилась на протяжении 9 месяцев в двух экспериментальных группах, сформированных в зависимости от ведущих психологических защит, действующих в структуре личности комбатантов с симптомами ПТСР.

Рис. 2. Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа замещения и идентификации с агрессором (1-я экспериментальная группа)

К основным техникам, которые использовались в первой экспериментальной группе, относятся следующие:

Во второй экспериментальной группе с ведущими защитами отрицания, подавления и вытеснения, в качестве основных использовались следующие методы:

Проводилась общая оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия, анализировались результаты формирующего эксперимента как фактора, который должен оказать непосредственное влияние на характеристики психозащитного поведения исследованного контингента (таб.1-3).

Как следует из анализа данных, в первой группе отмечены статистически достоверные отличия (р < 0,01) в критериальной группе «Б» (симптомы репереживания) и в критериальной группе «Г» (симптомы гиперактивации), и не выявлено статистически достоверных отличий в диагностической категории «В» (симптомы избегания), что указывает лишь на частичную эффективность выбранной психокоррекции. В результате проведенной работы было достигнуто смягчение посттравматической симптоматики на фоне выраженного снижения защитного реагирования. Участники эксперимента отметили снижение уровня тревожности, уменьшение общего количества конфликтов в социальном окружении, нормализацию настроения, усиление функций саморегуляции и контроля над негативными эмоциями.

Рис. 3. Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа вытеснения, подавления и отрицания (2-я экспериментальная группа)

Во второй экспериментальной группе статистически достоверные отличия (р < 0,01) отмечены по всем диагностическим критериям ПТСР, что подтверждает правильность выбранной стратегии психокоррекционного вмешательства. По окончании эксперимента комбатанты указали на положительный эффект эмоционального отреагирования травматических эпизодов, общую редукцию посттравматической симптоматики и стабилизацию ритма сна — бодрствования. Кроме этого, необходимо отметить формирование установки на осознанный отказ от стратегий избегания, диагностированных нами у комбатантов до проведения формирующего эксперимента, проявляющихся на уровне эмоций, поведения, межличностных отношений, а также позиции в отношении боевого опыта. Эти изменения являются показателем выраженной напряженности психологических защит группы избегания и включения когнитивных Эго-защитных механизмов.

В целом было достигнуто формирование положительных установок на возможности психокоррекционного вмешательства, а также интеграция боевой травмы в общую картину внутреннего мира комбатантов.

По данным повторного интервью, проведенного через 4-5 месяцев после эксперимента, положительный эффект в первой группе военнослужащих отмечался примерно в 40 % (7 человек) случаев (в контрольной группе — 14,7 % случаев), а во второй группе ветеранов — в 78,3 % (15 человек) случаев (в контрольной группе — 27 % случаев).

В контрольных группах статистически достоверные отличия (р < 0,05) выявлены лишь во второй критериальной группе (симптомы репереживания).

Таким образом, в результате проведенной психокорреционной работы с комбатантами двух экспериментальных групп были сделаны следующие выводы:

1. Комплексное психокоррекционное воздействие на личность с симптомами ПТСР должно проводиться с учетом характера и степени выраженности психозащитного поведения. Формирование дифференцированных групп позволяет определить выбор психокоррекционных методов, направленных на редукцию посттравматической симптоматики, а также снижение степени напряженности защитных реакций и включение адекватных психологических защит более высокого уровня.

2. В числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии.

3. Анализ эффективности психологического вмешательства указывает на правильность выбранного нами подхода и техник психокоррекции в экспериментальной группе с ведущими Эго-защитными реакциями по типу избегания. Стратегия психокоррекции должна быть основана на проработке травматического эпизода, восстановлении эмоциональных контактов в межличностных отношениях и когнитивном анализе базовых установок, влияющих на включение функций контроля и сверхконтроля.

Оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия

Источник:
Психологические методы
../../ Методы психологической коррекции постравматических стрессовых расстройств Обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности системы психокоррекционых мероприятий по
[link]http://hpsy.ru/public/x2493.htm[/link]

Психологические методы

* Публикуется по изданию:

Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002. — 128 с.

Медицинская психология является пограничной областью знания медицины и психологии. Она изучает психические проявления болезни, особенности личности больного и его отношений, роль психологического фактора в развитии, лечении и предупреждении заболеваний.

Наиболее ранним этапом проникновения психологии в медицину является внедрение её в психиатрическую и неврологическую клинику. Это привело к появлению новых областей психологии: нейропсихологии и патопсихологии.

В последнее время всё шире развиваются связи между психологией и соматической медициной.

Повседневная практика настоятельно требует комплексного изучения психосоматических корреляций.

Всё большее развитие в медицине получает антропоцентрический подход, направленный на реабилитацию личности. При этом реабилитация призвана не только устранить проявления болезни, но и вырабатывать у больного качеств, помогающих ему адекватно приспособиться к окружающей среде. С этой точки зрения необходимость психологической помощи, способствующей преодолению барьеров, мешающих реабилитации, нивелирующей установку на госпитализацию, не вызывает сомнений.

Однако для осуществления такого корригирующего воздействия, обеспечения его дифференцированности и индивидуализации необходим адекватный инструмент, с помощью которого можно установить степень нарушений в личностной структуре пациента и наблюдать динамику в процессе реабилитации.

Таким адекватным методом является экспериментально-психологическое исследование.

В методических рекомендациях, изложенных ниже, даётся характеристика основных, доступных психологических тестов, применение которых валидно при соматической патологии, рассматриваются особенности личности соматических больных, рассматриваются возможности применения психологических методов исследования в соматической клинике.

6.1. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИКЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Экспериментально-психологическое исследование позволяет выявить личностные особенности в структуре нервно-психических расстройств у больных соматическими заболеваниями, установить психологический аспект нарушений механизмов компенсации, оценить личность больного и систему его значимых отношений.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний. Данные его при диагностических затруднениях нередко являются существенным моментом в той системе клинических факторов, которая должна быть основой дифференциально-диагностического заключения.

Если клиницист не теряет из виду задачу уловить в своём исследовании действительно все изменения в психике больного, обусловленные болезнью, он не может не подкрепить свои клинические наблюдения экспериментально-психологическим исследованием психических процессов.

Говоря о диагностическом значении материалов, получаемых при психологическом исследовании, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о их специфичности. Они, как и материалы клинико-психопатологического исследования, приобретают специфичность лишь в сложной системе клинических факторов. Тщательно проведённое психологическое исследование нередко выявляет подлинную и отвергает кажущуюся характерность некоторых из полученных материалов.

В экспериментально-психологическом исследовании можно произвольно варьировать условия, в которых протекает деятельность, изучая таким образом их влияние на эту деятельность и на личность в целом. Эксперимент можно повторять, убеждаясь, благодаря этому, в устойчивости получаемых результатов.

В эксперименте достигается возможность объективной регистрации полученных результатов, что весьма ценно, особенно при повторных исследованиях, где необходимо точно и последовательно сопоставлять данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.

Задачей экспериментально-психологического исследования является не только выявление и анализ нарушений психики, но и определение уровня сохранности психики.

Для интерпретации данных о психическом состоянии и возможности компенсации выявленных нарушений, особенно в связи с задачами реабилитации, очень важно определить уровень сохранности личности больного и структуру её изменений.

В этом плане могут быть выделены несколько аспектов исследования.

Первостепенная роль принадлежит оценке изменений эмоционально-волевой сферы и, обычно тесно связанных с ними, динамических и качественных особенностей личности, проявляющихся в степени её гармоничности, активности.

Экспериментально-психологические методы используются в клинике также для углублённого анализа психических процессов и причин, механизмов их изменений. Например, на основании клинического наблюдения можно установить наличие у больного психотравмы, но только психологическое исследование поможет определить её причины, изменения интра- и интерперсонального характера, прогноз выхода из невротического состояния, выявить отклонения в других психических сферах.

Разумеется, возможности экспериментального исследования, в силу его структурированности, жёсткой регламентации процедуры как собственно исследования, так и обработки полученных результатов, во многих отношениях более ограничены, чем возможности клинического наблюдения и бесед с больными. Но, с другой стороны, экспериментальное исследование обладает такими возможностями, которые при обычном клиническом исследовании отсутствуют. Экспериментально-психологические методы позволяют анализировать формы деятельности больного, которые вне эксперимента врач не может наблюдать, а тем более изучать, но они могут существенно характеризовать психику больного.

Конечно, как само исследование, так и анализ материалов и составление заключения в большей мере определяются частными задачами, которые ставит перед собой исследователь: помощь в диагностике, оценка состояния больного, выявление динамики синдрома, патогенетические вопросы.

В известной степени результаты экспериментально-психологического исследования могут быть полезными и для выбора тактики последующей психотерапевтической коррекции, поскольку характеризуют особенности контакта с больным, его отношение к эксперименту, степень понимания роли собственных ошибок в возникновении конфликтных ситуаций, способствовавших развитию невротического состояния, интерес к совместному обсуждению его проблем.

Следует указать, что и сам по себе психологический эксперимент может иметь психотерапевтическое значение. Так при повторном исследовании больных с депрессивными состояниями, врач, изменяя задание, формирует у пациента ощущение возможности решения поставленные перед ним задачи, оказывает ему эмоциональную поддержку и корригирует заниженный уровень притязаний.

Психотерапевтическое значение экспериментально-психологического исследования особенно возрастает при повторном его проведении в процессе лечения. Установление корреляции между улучшением самочувствия больного, положительными сдвигами «внутренней картины болезни» и объективно регистрируемыми улучшившимися показателями психической деятельности, способствует повышению психического тонуса больных и уверенности в выздоровлении.

Безусловно, это требует особого психотерапевтического построения эксперимента, методически отличающегося от исследования, проводимого в диагностически-экспертных целях.

Однако в любом случае психологический эксперимент должен быть щадящим, поскольку больные без грубых расстройств мышления оценивают исследование как проверку их интеллектуальных возможностей, и это не может их не волновать.

6.2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Проводить психологическое исследование должен квалифицированный специалист: психолог или врач, прошедший подготовку по медицинской психологии. Если в процессе психологического исследования используются простые стандартные опросники и не требуется глубокий анализ поведения испытуемого в процессе эксперимента, проведение опроса может быть поручено специально обученному среднему медицинскому работнику.

Перед исследованием экспериментатор должен установить непосредственный контакт с больным, расположить его к себе. Обычно беседу начинают с уточнения паспортных данных пациента: фамилии, имени, отчества, возраста, профессии, образования. Интересуются, живы ли родители, выясняют наличие братьев, сестёр, каким ребёнком он был в семье, расспрашивают его о семье, детях.

Во время беседы экспериментатор может сделать выводы об отношении пациента к исследованию, охотно ли он вступает в контакт, насколько свободен в реакциях, раскован или, напротив, напряжён, возбуждён, гиперактивен, имеются ли выраженные эмоциональные проявления: слёзы, смех, или, наоборот, отмечается эмоциональная уплощённость, выражены ли вегетативные реакции.

После сбора необходимых анамнестических данных следует дать инструкцию относительно последующего эксперимента. Как правило, инструкция даётся устно, однако при проведении некоторых исследований инструкция может быть представлена и в письменном виде. Перед началом исследования экспериментатор должен быть твёрдо уверен в том, что пациент понял инструкцию.

Для большей достоверности ответов и достижения необходимой мотивации больного предупреждают, что результаты исследования никому, кроме врача, не будут известны и помогут в лечении.

Обработка результатов психологического исследования должна осуществляться строго в соответствии с инструкцией по применению данного метода исследования. Затем проводится интерпретация результатов с учётом задач, поставленных экспериментатором, и составляется заключение.

Источник:
Психологические методы
* Публикуется по изданию: Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор,
[link]http://www.psychiatry.ua/books/psyther/paper04.htm[/link]

CATEGORIES