Психологические методы воздействия

Психологические методы воздействия в СМИ

Гипноз. Если вспомнить массовые шоу М. Кашпировского и А. Чумака, то используемый ими гипноз оказался весьма эффективным, учитывая тот факт, что рекламируемым товаром в этом случае выступали сами гипнологи, то есть они фактически использовали гипнотические технологии для саморекламы, и следует признать, это оказалось весьма эффективным.

Внушение. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации. В качестве стимульного материала используют рекламу с высокой динамикой (смена кадров, темп речи диктора и пр.), многократного предъявления рекламы

Подражание. В рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную личность. Подражание — это воспроизведение индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения.

Заражение.Метод заражения определяют как бессознательную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния. На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках «для отдыха», где в качестве особого стимулирующего эмоционального фона используется специфическая музыка и световые эффекты. Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемых напитков. Молодой человек в этом случае часто делает покупку потому, что чувствует жажду, которую также испытывают окружающие.

Убеждение. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении достоинств рекламируемого объекта (товара) с недостатками других (конкурирующих), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии и др.

Стереотип— упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны, и шаблонность мышления, неприятие нового — с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты.

Имидж — является средством психологического воздействия и даже манипулирования сознанием человека. В понятие имиджа входят психофизиологические характеристики (ощущения цвета, звука, восприятие формы и пр.), но все-таки основу его воздействия составляют социально-психологические переменные, в частности, понятие престижности.

Механизм «ореола».Эффект «ореола» может возникать в результате использования юмористического образа. Однако юмор часто превращается в психологическую проблему, так как реакция на него у различных групп населения бывает неоднозначной. Юмор с элементами эротики, особенно если он используется в наружной или телевизионной рекламе. Сама эротика также широко используется в рекламе для создания эффекта «ореола». Опасность для общества представляют собой «воинствующая эротизированная пошлость», желание рекламистов эпатировать публику слишком откровенными сюжетами или сюжетами, которые унижают достоинство женщины. В качестве «ореола» в рекламе используются детские образы, животные, исторические памятники и др.

Также среди методов существует идентификация-явление, когда потребитель мысленно ставит себя на место изображенного в рекламе персонажа и при этом хочет быть на него похожим. Рекламные шоу —часто используются в телевизионном варианте, представляет собой целый комплекс психологических приемов, объединенных единым хорошо продуманным сценарием, НЛП-главным образом воздействует через систему, кодирующую в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Социально-психологическая установка. 1)устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориенти­рованному на социально значимый объект; 2)психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, орга­низованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение

Основной механизм эффективного психологического воздействия в пропаганде состоит в игнорировании очевидных фактов и аргументов противника, в замалчивании и неточном истолковании событий, искажении противоположных мнений, фальсификации. Очень часто используются невыгодные для противника сравнения, которые подкрепляются «объективными фактами» или «достоверными секретными материалами», полученными из неких «компетентных» источников.

Специалистами в области пропаганды даются конкретные рекомендации по ведению политических дискуссий, например, в полемике называть противников опасными, играть на таких чувствах, как доброта и чувствительность. Все эти методы лучше всего воздействуют на человека, лишенного критического и аналитического мышления, ограниченного, реагирующего в своих реакциях лишь на простейшие стимулы. Иногда используется термин «пропагандистская дрессировка», предполагающая управление человеком на основе простейших рефлексов.

Анализируя психологические механизмы воздействия пропаганды на психику, Г. С. Мельник пишет, что «современная журналистика, осуществляя мероприятия в области пропаганды, предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам; предлагает различные виды оценок, таких, как "хорошо", "плохо", "полезно", "вредно", "положительно", или, когда оценка содержит не только одобрение, осуждение, но и элементы рационального знания. Оценка является "принуждающим" средством аргументации» "полезно, но опасно», "достижимо, но при определенных условиях", "выгодно, но требует затрат".

Проблемы политической психологии в многополярном обществе (Шелестова)

Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокус–группы, тесты, экспертные оценки).

Прикладная роль политической психологии складывается из трех основных компонентов. Во-первых, это прикладные политико-психо­логические исследования – их задачи ставятся практикой, а результаты требуют внедрения. Здесь большую роль играет арсенал методов при­кладного политико-психологического исследования, дающего конкрет­ное знание и практический результат. Во-вторых, это методы на грани между прикладным исследованием и реальным вмешательством психо­лога в политические процессы. Соответственно, здесь речь идет о психо­логическом обеспечении близких к политике или реальных политиче­ских процессов. В-третьих, это психологические методы и приемы, ис­пользуемые самими политиками в политической практике.

Шпаргалка 100 ответов по психологии — 94

Шпаргалка 100 ответов по психологии — 94. Методы психологического воздействия

Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т.е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

1) Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т.е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, – регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

Требуемая социальная установка формируется у человека: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции – этот прием известен с древности и назывался «кооптация»).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того, чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнять требуемый приказ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого».

Источники:
Психологические методы воздействия в СМИ
Гипноз. Если вспомнить массовые шоу М. Кашпировского и А. Чумака, то используемый ими гипноз оказался весьма эффективным, учитывая тот факт, что рекламируемым товаром в этом случае выступали сами
http://cyberpedia.su/4×4094.html
Шпаргалка 100 ответов по психологии — 94
1. Возникновение психологии как науки С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитыват
http://libsib.ru/psichologiya/shpargalka-100-otvetov-po-psichologii/94-metodi-psichologicheskogo-vozdeystviya

CATEGORIES