Психологическая устойчивость личности

5 способов повышения психологической устойчивости

Наша жизнь состоит из сплошных стрессов. Причем это не обязательно семейные неурядицы, проблемы на работе, растущие цены или падающий рубль. Необходимость тесно соприкасаться с агрессивно настроенными согражданами в дорожных пробках, в общественном транспорте, магазинах, банках и т.д. также становится источником психической травмы…

Но вот что любопытно: реакция людей на стресс разная. Одни моментально реагируют на возбудитель: заводятся, нервничают, переживают эмоциональный срыв, а другие ведут себя так, словно ничего давно готовились к случившемуся: сохраняют самообладание и спокойно, без напряжения пытаются найти выход из ситуации. От чего же зависит та или иная реакция на стресс? От психологической устойчивости. Что это такое и как развить ее в себе, объясняют психологи.

Что такое психическая устойчивость

Психическая устойчивость — это особая черта характера, которая проявляется в способности сохранять оптимальное психологическое состояние в условиях частой смены обстоятельств и обусловленного этим стресса. Психологи считают, что эта самая черта не заложена в нас генетически, однако вместе с тем отмечают, что она зависит, в частности, и от особенностей нервной системы. Главное, что формирует психическую устойчивость, — это воспитание, в том числе и самовоспитание, уровень развития, опыт.

С одной стороны, человек, прошедший через жизненные испытания, менее остро реагирует на стрессовые ситуации, склонен при этом вести себя рассудительно, в отличие от того, кто вырос в тепличных условиях. Но с другой стороны, именно у человека, прошедшего Крым и Рим, нервная система может оказаться расшатанной, и ему может быть сложно сохранять эмоциональную неуязвимость.

Так что психическая устойчивость — это не устойчивость нервной системы, а , скорее, гибкость психики, способность приспосабливаться к меняющейся обстановке и адекватно реагировать на нее.

Как это работает

Психическая устойчивость, как, впрочем, и неустойчивость, работает по определенной схеме. В первом случае сначала появляется задача, в связи с чем человек совершает определенные действия, направленные на ее решение. Далее он начинает осознавать связанные с этим трудности, что и вызывает у него отрицательные эмоции. После этого он начинает искать пути преодоления трудностей, в результате чего эмоциональное состояние улучшается.

Во втором случае поначалу схема выглядит точно так же: возникновение задачи, действия, направленные на ее решение, осознание связанных с этим трудностей и негативное эмоциональное состояние. Затем хаотический поиск пути преодоления трудностей, что лишь усугубляет положение и усиливает стресс.

Как видим, пусковой механизм в запуске психической неустойчивости — это хаотичность поведения, которое другими словами можно охарактеризовать как склонность к паникерству, а значит, неуверенность в себе, безволие, отсутствие самоконтроля. В результате возникает чувство абсолютной беспомощности и ощущение личностной угрозы. Таким образом, по мнению психологов, психологическая устойчивость — это, прежде всего, способность контролировать свои чувства и решения.

Правила повышения психологической устойчивости

1. Если вы не в состоянии изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к ним

Это основополагающий принцип поведения в любых ситуациях. Что бы ни случилось, задайте себе всего один вопрос: я могу изменить обстоятельства? Если ответ отрицательный, — успокойтесь, ни в чем себя не обвиняйте и постарайтесь принять случившееся как данность. Как только вы это сделаете, вы сразу почувствуете психологическое облегчение, к вам вернутся уверенность в своих силах, способность принимать решения и предвидеть последствия поступков. А это — главное, что требуется для того, чтобы обстоятельства в конце концов начали меняться.

Психологи часто приводят следующий пример. Вы идете по улице и видите неподалеку лающую собаку. Вряд ли вы будете пытаться заставить собаку замолчать. Вы спокойно пройдете мимо, погруженные в свои мысли. Точно так же нужно вести себя и в стрессовой ситуации: не терять самообладания и не преувеличивать значение случившегося. Перестаньте эмоционально воспринимать события, придавая им чрезмерное значение, позвольте им спокойно пройти мимо вас и исчерпать себя. Вы же не реагируете на лающую собаку, правда? Точно так же отпустите то, что может вас травмировать.

2. Живите в соответствии со своим психотипом

На нервную систему человека огромное влияние оказывает обстановка, в которой он живет. Если вы — экстраверт, для того чтобы испытывать психическую устойчивость и адекватно реагировать на происходящее, вам необходимо находиться в круговороте жизни, ощущать ее биение, общаться с большим количеством людей, вести активный образ жизни и работу выбирать такую, чтобы не заскучать. Значит, ваше место — в большом городе, на работе, где можно выплескивать энергию, а не в деревенской тиши. И наоборот, если вы по характеру интроверт, вам требуется тишина, покой, отсутствие мельтешения. Вы будете уставать от мегаполиса и расцветать где-нибудь на его живописных окраинах, занимаясь фрилансом. Тогда и психика будет устойчивой.

3. Расслабляйтесь

У каждого из масса обязанностей: работа, учеба, дом, отношения с родителями, с партнерами и детьми, и все это требует больших нервных затрат, истощает психику, делает нас беззащитными перед стрессом. Выход один — расслабляться, снимать напряжение. Способов предостаточно! Занятия спортом, йогой. Чтение. Кино. Музыка. Общение с друзьями. Прогулки, путешествия. Занятие любимыми делами. Видите, как много всего, что поможет разгрузить и стабилизировать психику.

4. Философствуйте

Помните, что сказал Вольтер? Все к лучшему в этом лучшем из миров. Что бы ни случилось, не стоит переживать. Напротив, из любого события можно в конечном счете извлечь для себя выгоду и пользу. Философское отношение к жизни очень положительно сказывается на психологическом самочувствии, потому что способствует развитию таких качеств, как самокритичность, склонность ко всему, в том числе и к себе, относиться с юмором, ничему не придавать абсолютного значения, ни к чему не относиться слишком серьезно, мыслить позитивно. То есть жить играя. Только в таком случае человек перестает воспринимать себя центром Вселенной, кому все что-то должны и кому никогда не бывает хорошо, потому что всегда что-то мешает.

5. Создавать свой позитивный образ

Психологическая устойчивость личности
[link]bbf.ru[/link]

Понятие психологической устойчивости. Общее представление о психологической устойчивости. Составляющие психологической устойчивости.

Понятие «психологическая устойчивость»

В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

1. индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

2. индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения.

Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости. Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчивости личности лежит взаимодополняющее сочетание, гармоническое единство постоянства личности и динамичности. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности жизнью и своими делами, собой, чувствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

¦ способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых);

¦ относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения;

¦ развитую волевую регуляцию.

Сущность воли заключается в сознательном преодолении человеком трудностей (препятствий) на пути к поставленной цели. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления, саморегулирования, самоконтроля.

Общее представление о психологической устойчивости

Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

¦ уравновешенность (равновесие), соразмерность;

¦ стойкость, стабильность (постоянство);

Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью — постоянный уровень настроения. Сопротивляемость — это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости (химической, интеракционной или поведенческой, понимаемой как полная поглощенность некоторым видом активности).

Опоры (основания) психологической устойчивости личности. К ним мы относим доминанты веры и активности личности. Говоря о доминантах, мы имеем в виду доминанты сознания и активности личности. Направленность сознания на ту или иную сторону жизни в значительной степени определяет его содержание, делает доминантными одни мысли, образы и переживания и устраняет или уводит в тень другие. Основными доминантами в аспекте психологической устойчивости личности являются вера и один или несколько видов активности (познавательной, деятельностной, коммуникативной).

Составляющие психологической устойчивости

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

¦ поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;

¦ психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

¦ вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

¦ понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

¦ установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

¦ достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе):

¦ оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

¦ философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;

¦ согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого;

¦ достаточно высокая самооценка;

¦ уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим.

¦ понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

¦ рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждоний);

¦ адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

¦ структурированный опыт преодоления трудных ситуаций. Эмоциональная сфера:

¦ доминирование стеничных позитивных эмоций;

¦ переживание успешности самореализации;

¦ желаемое эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.

Поведенческая (и деятельиостная) сфера:

¦ эффективная волевая регуляция;

¦ использование эффективных способов преодоления трудностей. Коммуникативная сфера:

¦ открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость);

¦ устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли;

¦ удовлетворяющий статус в группе и социуме;

¦ выраженное чувство общности (в адлеровском смысле).

Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчивости личности. Однако они не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность. В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гииотимность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

Важная составляющая психологической устойчивости — позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

[link]cyberpedia.su[/link]

Введение

С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.

В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.

Психологическая устойчивость личности

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:

  • — стойкость, стабильность;
  • — уравновешенность, соразмерность;
  • — сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Одна из сторон стойкости — приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность — это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределённость — отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность — способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой — сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

[link]studwood.ru[/link]

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Устойчивость личности (Немов — психология)

начало здесь
Устойчивость личности. Жизненное значение феномена устойчивости личности. Трудность ответа на вопрос об устойчивости или изменчивости личности из-за множества свойств, которыми обладает человек и которые характеризуются различной степенью устойчивости. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств от возраста, индивидуальных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Сравнительно слабая устойчивость социальных установок, некоторых черт, проявляемых в системе межличностных отношений. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдений за ней в детском возрасте. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Тем не менее во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы?

В этом теоретическом вопросе содержится, как показал И.С.Кон1 (1Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. – Т. 8. — № 4.) , целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно, и, исходя из него, можно давать различные ответы на общий вопрос. Например: о постоянстве чего идет речь – поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? и др. Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному. Показано, например, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.

Наряду с этим лонгитюдные (длительные по времени) исследования развития одних и тех же людей в течение, например, десятка и более лет показывают, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по представительному набору личностных характеристик оценивалось более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем – в старших классах средней школы и далее – еще раз в возрасте около 35 и 45 лет.

В течение трехлетнего периода времени с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) по 58% личностных переменных были получены значимые положительные корреляции. За более чем 30-летний период ведения исследования, начиная с подросткового возраста и до 45 лет, значимые корреляции были получены по 31% всех изучавшихся личностных характеристик. В табл. 13 перечислены свойства личности, которые в течение всего времени изучения показали себя как достаточно устойчивые.

Таблица 13
Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж.Блоку)

Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40–45 лет.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.

Сторонники теории социального научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человека, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:

1. Многие индивидуальные особенности людей, такие, например как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и другим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.

2. Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.

3. Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые с нами ведут себя определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.

В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.

Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, – эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированное в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный с устойчивостью личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека – его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

[link]anchiktigra.livejournal.com[/link]

Психологическая устойчивость личности

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль-ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав-новесие» [2].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [3].

В словаре А. Ребера [4] «устойчивый» понимается как характери-стика индивида, поведение которого относительно надежно и последо-вательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психоло-гии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот тер-мин используется как своего рода неформальный психиатрический ди-агноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональ-ных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, француз-ском и испанском языках слово «устойчивость» — синоним слова «ста-бильность».

Психологическая устойчивость — это динамика устойчивых со-стояний личности как системы, при которых она способна с опреде-ленной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия.

Общие сведения о психологической устойчивости личности

Психологическая устойчивость является сложным и емким каче-ством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, ши-рокий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устой-чивости. На передний план выходят три аспекта психологической ус-тойчивости:

– стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражи-теля, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведе-ния, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих воз-можностях, как способность к эффективной психической саморегуля-ции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адапти-роваться.

Одна из сторон стойкости — приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определен-ность. Экзистенциальная определенность — это переживание удовле-творения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопреде-ленность — отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализа-ции, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности отно-сят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ос-новными, ведущими. Для части людей основные потребности ограни-чены витальными потребностями, потребностями в безопасности, по-требностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень на-строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен-ности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, од-ной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистен-циальной определенности, но не поддерживают полноту психологиче-ской устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзи-стенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с кото-рыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко мо-гут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчиво-сти личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процес-сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованно-сти основных функций личности, стабильности их выполнения. Ста-бильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирова-ния, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем ка-саться вопросов надежности деятельности.[5,6,7,8]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, про-является и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, про-фессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятель-ность для многих является базисом полноценного переживания само-реализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на на-строение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуа-ции риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социаль-ной депривации) человек преодолевает ее с негативными последст-виями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рас-сматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчиво-сти личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея-тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та-ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто-янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина-мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность — способность соразмерять уровень напряже-ния с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения все-гда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в спо-собности минимизировать негативное влияние субъективной состав-ляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать на-пряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также спо-собность избегать крайностей в силе отклика на происходящие собы-тия. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — сораз-мерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благопо-лучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощуще-ниями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникно-вению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневра-стенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость — это способность к со-противлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу вы-бора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и лично-стная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химиче-ской, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведен-ческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимо-действие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой — сопротивляемость из-лишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необхо-димую личностную автономность, независимость в выборе формы по-ведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость вхо-дит способность находить баланс между конформностью и автономно-стью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, урав-новешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противо-стоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоя-тельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испыта-ниях.

[link]studbooks.net[/link]

Что такое психологическая устойчивость и способы ее укрепления

  • Переезды (квартирные, дачные, офисные, магазинные. )
  • Вывоз мусора и отходов
  • Доставка покупок из магазина, клиенту, снабжение магазина / производства
  • Работа грузчиков: подъём / спуск по этажам, длинные проносы, сборка / разборка мебели, подключение / отключение бытовой техники, упаковка / распаковка

В связи со сложившимися событиями в сегодняшнем мире, нам как никогда важна психологическая устойчивость. Не впадать в отчаяние, не поддаваться стрессу, не уходить в депрессию, а выставить правильный ориентир на будущее и найти новые возможности ни смотря ни на что.

Психологическая устойчивость – это процесс адаптации в ситуации с негативным воздействием, угрозой жизни, травмой, стрессом. Устойчивость человека к негативным событиям жизни является нормой и свойственна каждому индивиду.

Человеку важно сохранять наиболее оптимальный режим работы психики в постоянно изменяющихся обстоятельствах и стрессовых воздействиях.

Анна Суслова

Психологическая устойчивость формируется и укрепляется в процессе развития личности, а значит мы способны влиять на ее развитие. Она зависит от нервной системы человека, от уровня развития, от восприятия, от воспитания и установок. Люди, которые самостоятельно преодолели множество стрессовых ситуаций и трудностей, имеют более развитую психологическую устойчивость, чем те, кто остается в тени и предпочитает, чтобы за него все решил кто-то другой.

Психологическая устойчивость контролирует реакцию на стресс. Одни люди в стрессовых ситуациях моментально поддаются воздействию негативных эмоций: нервничают, переживают, волнуются, становятся подавленными и расстроенными, прибегают к внешним, разрушающим «успокоительным», например, алкоголь. А другие люди, которые оказываются в таких же ситуациях воспринимают все легко, не нервничают, сохраняют самообладание, остаются спокойными, видят возможности для роста и развития. Так проявляется психологическая устойчивость индивида.

Процесс работы психологической устойчивости: возникает событие. Затем появляется задача, которую нужно решить. Возникает ряд действий, которые необходимо сделать для решения этой задачи. Осознание всех трудностей и сложностей, связанных с решением. Именно осознание трудностей запускает негативные эмоции. Психика начинает поиск способов преодоления этих трудностей, в следствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

Процесс работы психологической неустойчивости: возникает событие. Происходит хаотический поиск способа решения возникших трудностей, параллельно происходит осознание этих трудностей. В процессе хаоса происходит усугубление трудностей, что приводит к повышению уровня негативных эмоций и ухудшению психического состояния. Основной причиной подверженности стрессовым состояниям является отсутствие эффективных способов преодоления сложных ситуаций, ощущение беспомощности, ощущение угрозы. Хаотическое состояние усиливает уровень стресса, тем самым внося во внутренний мир человека еще больше напряжения, что провоцирует ощущение беспомощности человека.

Психологическая устойчивость – это самоконтроль и самообладание в критических ситуациях.

Стрессовые ситуации невозможно исключить из жизни, это естественный процесс. Необходимо тренировать психологическую устойчивость.

Способы тренировки психологической устойчивости:

1. Разгрузка нервной системы. Это самый первый и самый важный шаг. Если человек не чередует работу и отдых, он становится уставшим и раздражительным.

  • Первое, с чего следует начать – это здоровый сон. Ложиться спать лучше всего до 23:00, при этом последний прием пищи должен быть за два часа до сна, сон продолжительностью восемь часов считается нормой. Важно, чтобы отдыхал весь организм и желудок был свободен от переваривания пищи.
  • Медитация, можно делать короткие сеансы, минут по 5-7, главное, чтобы они были ежедневные. О пользе медитации, я писала в прошлой статье.
  • Активный отдых на свежем воздухе, прогулки. Это все способствует разгрузке и укреплению нервной системы.

2. Среда, в которой живет человек. На сколько комфортно вам жить в вашем доме? Скорректируйте все, что вам не нравится, сделайте приборку, раздайте старые и ненужные вещи. Хлам и грязь оказывают разрушительное влияние на организм и самочувствие. Как только вы наведете порядок, вы сразу заметете что вам стало легче дышать и настроение улучшилось.

3. Регулярные занятия спортом. Даже зарядка по 15 минут в день, способна изменить ваше физическое и эмоциональное состояние. Физически активные люди более психологически устойчивы.

4. Ваше окружение. Человек становится тем, с кем он общается. Проанализируйте свое окружение, с какими людьми вы общаетесь, какие ваши темы для разговоров. Если вы оказались в негативной среде, а общение с друзьями складывается в основном на сплетнях и жалобах на жизнь, остановитесь и задумайтесь как долго вы готовы быть таким. Если у вас промелькнула мысль: «я не такой/не такая как они», вы глубоко заблуждаетесь, так как подобное притягивает подобное, в среде жалобщиков собираются только жалобщики, другим на их территорию вход воспрещен. Отследите темы для разговоров в вашем обществе, отследите свои эмоции и чувства после отношения с этими людьми, развиваетесь ли вы в их окружении или деградируете? Сделайте свой выбор.

5. Фокус на внутренние мотиваторы. Направьте свое внимание внутрь себя, что заставляет вас действовать? Внешние факторы – постоянный поиск общественного одобрения. Или внутренние факторы: удовлетворение своих потребностей, уверенность в себе, навыки и опыт. Важнее тренировать внутренние, чем внешние. Займитесь своим душевным спокойствием и развитием.

6. Анализ своих установок и убеждений. Если что-то не получается, или при любом удобном случае, вы впадаете в стресс, нужно обратить внимание на ваши убеждения и установки.

7. Отслеживание мыслей в течение дня. По статистике, человек думает чаще о плохом, чем о хорошем. Важно отслеживать свои мысли, ведь они становятся нашей реальностью и притягивают события.

8. Психологическая устойчивость требует осознанности в эмоциях и действиях. Важно научиться принимать свои чувства и не позволять им контролировать вас.

9. Отстаивание своих личных границ. Правильно отвечать на агрессию со стороны других людей, не позволять другим нарушать ваши внутренние границы.

10. Не тратьте свою энергию на то, что вам не подвластно. Большая часть людей любит обсуждать и переживать на тему политики, вирусов, болезней, кризиса и так далее. Есть ли смысл в переживаниях и обсуждениях, если вы не можете на это повлиять? Очевидно нет. Но смысл есть, если вы в силах решить ситуацию, тогда внимание направлено не на обсуждение проблем, а на поиск решения.

11. Глубокое и правильное дыхание. Когда мы начинаем переживать, наше дыхание становится быстрым и поверхностным, от этого мы начинаем переживать еще сильнее. Тренируйтесь глубокому, медленному дыханию животом, это формирует правильную работу организма и укрепляет психологическую устойчивость.

Это лишь часть рекомендаций, которые могут помочь в тренировке психологической устойчивости. Психологическая устойчивость – это гармония тела, ума и духа.

Воспринимайте все происходящие изменения в вашей жизни как естественное и важное стечение обстоятельств. Ищите возможности для саморазвития, саморазвитие укрепляет уверенность в себе. Уверенный человек всегда более психологически устойчив, чем не уверенный.

Всегда начинайте с заботы о себе, только потом о других. Обратите внимание на свои собственные потребности и чувства.

Психологическая устойчивость личности
[link]journal.psiteh.com[/link]

CATEGORIES