Психологическая атака на человека

Психологическая атака на человека

Мы атакуем — нас атакуют. Теория и практика психологического айкидо

Данная статья неточная и местами опасная, содержит большое число неоправданных негативных внушений. Мы решили ее привести ровно потому, что тема важная, разбираться нужно, и взгляды А.Г. Сафронова могут инициировать действительно научное исследование данного вопроса.

С уважением, редакция Психологоса

Вы — эмигрант, вернувшийся из Парижа!

Бывали ли у Вас в жизни случаи, когда после общения с кем-либо Ваше состояние ухудшилось: испортилось настроение, появилось раздражение или апатия, внутренняя неудовлетворенность, ослабела уверенность в своих силах? Если ответ на этот вопрос положительный, можете быть уверены, что Вы стали жертвой психологической атаки.

Случалось ли Вам подавлять других людей, подчинять их своей воле, заставлять делать что-либо неприятное? Если это так – Вы сами использовали приемы психологической атаки.

Что же представляет собой психологическая атака, каковы ее методы и причины, и как защититься от нее?

Психологическая атака – это любое действие или высказывание, в результате которого человек лишается внутренней психологической целостности.

Для того чтобы успешно защититься от такой атаки, нужно осознать, что она имеет место. Психологическая атака, в отличие от физической, далеко не всегда видна сразу. Зачастую она скрывается под видом деловой или дружеской беседы, доброжелательного наставления, философского обсуждения проблемы, семейного совета и т. д.

Одним из доступных методов, позволяющих осознать факт психологической атаки, является отслеживание дискомфортных состояний, возникающих в процессе общения.

Появление подобных состояний в процессе общения прекрасно описаны И.Ильфом и Е.Петровым в эпизоде, повествующем о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства. Перечислим эти состояния и проиллюстрируем их примерами из указанного эпизода.

  • Появление при общении ощущения психологического дискомфорта: нервозности, волнения, паники, неприятных ощущений в теле.

Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя плохо.

— Ну, знаете, я пойду, — сказал он.

— Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.

  • Проявление определенных стереотипов поведения, навязываемых ролей.

Ипполит Матвеевич… никак не решался уйти. Он чувствовал сильную робость при мысли о том, что неизвестный молодой человек разболтает по всему городу, что приехал бывший предводитель. Тогда — всему конец, а может быть, еще посадят.

— Вы все-таки никому не говорите, что меня видели,- просительно сказал Ипполит Матвеевич, — могут и впрямь подумать, что я эмигрант.

  • Дисбаланс в распределении ответственности. Он имеет место в случае, когда человек во время общения вдруг замечает, что он что-то «должен», не зная, откуда это долженствование появилось.

Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния… покорился.

— Хорошо, — сказал он, — я вам все объясню.

«В конце концов, без помощника трудно,- подумал Ипполит Матвеевич, — а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен».

В жизни каждого случаются проблемные ситуации, которые доставляют немало неприятных переживаний. Присмотревшись внимательно к подобным ситуациям, можно заметить, что ситуации, которые для одного человека являются проблемными и неприятными, другими людьми могут быть вообще не замечены. Можно отметить и другую закономерность: в жизни каждого человека встречаются примерно однотипные проблемные ситуации. Так, один человек становится жертвой семейных скандалов, к другому – часто пристают на улице, на третьего взваливают непосильные задания на работе и постоянно отчитывают за их невыполнение, четвертый постоянно испытывает проблемы с выбранными спутниками жизни и т.д.

Сколь бы ни был совершенен человек, подобные ситуации все равно встают на его пути, поскольку именно такие ситуации являются источником дальнейшего духовного роста. Пытаясь найти выход из подобных ситуаций, человек нарабатывает недостающие ему качества, постигает ранее не изученные законы Природы. Однако, подобные ситуации могут принести не только духовный рост, но и значительные энергетические потери.

Почему же так происходит? Что заставляет человека раз за разом попадать в однотипные неприятности? Что притягивает к нему ситуации, эти неприятности вызывающие? Ответ напрашивается очевидный. Источником своих неприятностей и магнитом для соответствующих ситуаций является сам человек, а точнее его энергетическая выстройка.

Так почему же нас атакуют? На первый взгляд причины любой атаки кроются в психологических особенностях атакующего (агрессора). Однако подобное поведение связано с более глубокими причинами, одной из которых является существование жизненных сценариев, в соответствии с которыми живет и действует каждый человек.

Агрессор, как и жертва, находится под властью определенного сценария, который толкает его к подобной форме поведения. Подсознательной причиной агрессивного поведения является желание навязать собеседнику некоторую роль в этом же сценарии. При подобном характере развития событий агрессор и жертва могут со временем образовать довольно устойчивую симбиотическую пару людей, играющих дополняющие роли в едином сценарии. Таким образом, основной целью агрессора является разрушение целостности атакуемого, и, прежде всего, навязывание ему определенной роли в своем сценарии.

С другой стороны, у атакуемого человека может возникнуть вопрос: «Почему жертвой атаки в каждом конкретном случае стал именно я?» Действительно, жертвой определенного типа психологических атак становится человек, который воспринимается потенциальным агрессором как жертва.

Кроме психологической составляющей, любая атака имеет и энергетическую составляющую. Любой конфликт между людьми на физическом уровне является лишь отражением соответствующего конфликта на энергетическом уровне, причем энергетический конфликт начинается, как правило, задолго до физического и заканчивается спустя значительное время после него.

Конфликтная ситуация начинается тогда, когда она начинает тревожить, и заканчивается тогда, когда она тревожить перестает. Например, Вам предстоит сложный и неприятный разговор. Уже за несколько дней до него Вы начинаете готовиться, нервничать, мысленно принимать участие в разговоре. После подобного разговора может остаться неприятный осадок, чувство неудовлетворенности, желание мысленно «договорить», изменить содержание разговора. Сам разговор может даже и не состояться на физическом уровне, однако на энергетическом уровне конфликт все равно имел место.

Таким образом, взаимодействие между людьми представляет собой сложный процесс энергообмена, при котором происходит излучение и поглощение энергии. Далеко не всегда подобный энергообмен выгоден для всех участников взаимодействия. Зачастую человек выходит из общения в состоянии намного худшем, чем то, с которым общение начато.

Можно выделить два типа работы с энергией, которые могут быть присущи каждому человеку в процессе общения.

При этом способе энергетической работы человек вкладывает определенный заряд эмоциональной энергии в речь или в действия и выводит ее на собеседника. Чем больше человек вкладывает такой энергии в свои слова или поступки, тем большее влияние они оказывают на окружающих. Разумеется, не каждый человек умеет выводить энергию, а тем более делать это сознательно.

Другим типом работы с энергией является ее поглощение. Привлечение чужой энергии в поле человека происходит, когда он привлекает к себе внимание, мысли, желания других людей. Однако поглотить привлеченную энергию может далеко не каждый. Некоторым такая энергия приносит только вред.

Для энергетической атаки может использоваться как поглощение энергии, так и ее излучение. Однако механизмы таких атак различны. В первом случае человек как бы «пробивается» слишком интенсивным направленным потоком энергии, а во втором — «цепляется» полем атакующего, что заставляет его еще долго отдавать свою энергию.

Таким образом, основой любой атаки является поток энергии, излучаемый атакующим. В принципе, человек с сильно развитыми энергетическими центрами может атаковать только на энергетическом уровне, не прибегая к словам и жестам. Однако более распространенной является ситуация, при которой энергия выводится с помощью соответствующих жестов и слов, поэтому по характеру поведения человека можно определить тип атаки.

Подобная атака является попыткой навязать человеку некоторый свой способ видения мира или взгляды по некоторому вопросу. Она строится на неспособности атакуемого проверить все составляющие данной концепции.

Можно выделить две базовые формы этого вида атак. К первой из них относится любое высказанное в категоричной форме утверждение, обращенное к собеседнику: «Человек создан, чтобы трудиться (любить, страдать…)».

Другой формой подобной атаки является попытка заставить человека углубиться в свои проблемы, занимая таким способом его ментальную энергию и отвлекая от продолжения общения. Этот прием используется в качестве вспомогательного для ослабления психологической и энергетической защиты атакуемого, иногда перед использованием приема 1. Например: «Что Вас сейчас беспокоит (прием 2)? Человек всегда беспокоится, когда ему не хватает любви (денег, общения…) (прием 1)».

Невербальной формой этого вида психологической атаки может являться пристальный анализирующий взгляд, понимающее или высокомерное покачивание головой и т. д.

Интеллектуальная атака включает в себя различные методы информационного давления, цель которых – лишить человека возможности последовательного логического мышления. Можно выделить следующие разновидности подобной атаки:

  • использование специальных терминов, заведомо неизвестных или не вполне понятных собеседнику.
  • обильный речевой поток, сложные логические построения, которые делаются быстрее, чем слушающий в состоянии их критически переосмыслить.

Существуют также специальные «лингвистические» методы, ставшие широко известными благодаря трудам Р.Бендлера и Д.Гриндера:

  • пресубпозиции — неявные допущения, вводимые в общение лингвистическими средствами: «Как Вы понимаете, я не могу этого сделать», «Вы конечно знаете, что…». Допущение «Как Вы понимаете…» навязывается партнеру как само собой разумеющееся, а уж признаться в том, что чего-то не знаешь или не понимаешь..;
  • опущения типа «ясно», «очевидно»: «Пойдешь с нами?» — «Куда мне деваться» – очевидный намек на принуждение со стороны приглашающих;
  • модальные операторы долженствования и возможности: «Стоит ли думать, выживать надо?» — наличие подобного оператора в вопросительной форме превращает предложение в отрицательное;
  • обобщения-формулировки типа: «Мужчина должен быть терпеливым». Высокая степень обобщения не дает возможности осмыслить их критически.

Интересным, хотя и более изощренным методом интеллектуальной атаки, является создание «информационной вилки», т.е. одновременная подача двух противоречивых сообщений. Например, противоречие между содержанием сообщения и его эмоциональной наполненностью, противоречие между смыслом сообщения и ситуацией: «Я не хочу Вас отвлекать, но…». Возможен также вариант сообщения, содержащего два противоречивых смысла, однако это требует от атакующего особого мастерства.

Метод вызывания западения на информацию можно проиллюстрировать следующим примером: в присутствии коллег А начинает говорить Б нечто не очень лестное о его квалификации, однако затем, как бы спохватившись, останавливается: «Извини, это не при всех…».

Наверняка в Вашей жизни был случай, когда Вас смутили комплиментом. Если это так – Вы стали жертвой подобного вида атаки. Несмотря на кажущуюся нелепость этого факта, только очень небольшой процент людей способен без тени смущения принимать искренние комплементы (как, впрочем, и дарить их).

Другим вариантом чувственной атаки является пробой на жалость. Например: «Посмотри, что ты со мной сделал…», «До чего меня жизнь довела…». Результатом такой атаки является чувство жалости или ощущение вины, тяжесть, появляющаяся в области сердца.

Невербальной формой чувственной атаки являются выражение своей любви взглядом, жестом, а также всхлипывания, плач, адресованные атакуемому.

Силовая атака — это собственно атака в общепринятом смысле, цель которой – запугать человека, надломить его волю. Такая атака может быть простым оскорблением, угрозой: «Я сейчас с тобой такое сделаю»; приказом: «А ну-ка иди сюда».

Другой формой силовой атаки является напоминание человеку о его реальных или мнимых долгах.

Невербальными формами этого вида атаки может быть агрессивное сжатие кулаков, поигрывание оружием, жевание во время разговора и т. д.

Интересным вариантом силовой атаки является «удерживание в своем поле». Если когда-либо в процессе разговора Вы почувствовали, что общаться Вам больше не хочется, а прекратить общение что-то мешает, «неудобно» – Вы оказались жертвой подобной атаки. Конечно, со временем человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, удастся уйти по своим делам, но он унесет с собой некоторое чувство вины, которое на энергетическом уровне представляет собой нарушение целостности энергетического поля человека.

Возможно, читатели помнят фильм «Основной инстинкт». Главная героиня, роль которой играла Шарон Стоун, очень эффективно пользовалась этим приемом, например, во время сцены ее допроса в полицейском участке. Суть данного вида атаки состоит в высказывании человеку знаков сексуальной симпатии в момент, когда он к этому не готов. В нашем обществе, где в силу традиций с сексуальности так и не сняты табу, этот вид атаки может показаться очень эффективным, поскольку лишь небольшой процент людей не имеют комплексов в этой сфере.

К сексуальным атакам можно отнести также вульгарные шутки или анекдоты, неприличные жесты и т.д.

Невербальными формами таких атак являются эротические жесты, покачивания бедрами, призывные взгляды, эротичное поигрывание предметами.

Любой из видов психологической атаки может быть значительно усилен, если атакующий использует не только свою энергию, но и энергию какого-либо социального образования: группы людей, фирмы, организации, органа власти.

Существуют несколько способов использования и соответственно источников энергии, которые могут быть использованы при атаке:

  • статусные: возраст, должность, статус в некоторой системе. Например: «Как Ваш начальник, должен Вам сказать…»;
  • представительские, связанные с опорой на конкретные или абстрактные третьи лица, например: «Я от Петра Петровича», «От имени коллектива, позвольте мне…», «Люди видят, что ты со мной сделал»;
  • традиционные: опора на «общепринятые» нормы, такие как мораль, традиции, общепризнанные мнения. Например, сравните фразы: «Человек не должен стремиться к богатству» и «В Библии сказано, что человек не должен стремиться к богатству»;
  • ритуальные, опирающиеся на принятые символы доминирования, например, атакующий занимает психологически более выгодную позицию (на возвышении, с правой стороны, от атакуемого, за столом и т.д.)

Одной из распространенных разновидностей психологической агрессии является манипуляция, которая представляет собой сознательное или бессознательное использование специальных психологический приемов с целью управления человеком для получения какой-либо выгоды. Благодаря распространению психологических знаний, их широкому внедрению в различные сферы человеческой деятельности, прежде всего, в рекламу и менеджмент, эта форма психологической агрессии становится все более распространенной.

Подобно тому, как каждый человек бессознательно владеет методами психологического нападения, большинство людей владеют также способами психологической защиты. Тем не менее, осознанное овладение этими методами весьма полезно, поскольку позволяет расширить спектр отражаемых психологических атак.

Методы психологической защиты можно свести к трем базовым техникам, которые различаются между собой типом энергетической работы.

Этот метод связан с уходом атакуемого в себя, в свои дела, попыткой отвлечься от фрустрирующей ситуации. Именно этим методом бессознательно пользуется муж, который в ответ на упреки жены утыкается носом в газету или телевизор.

Метод дистанцирования рекомендуется в качестве метода энергетической защиты большинством пособий по экстрасенсорике и магии. На энергетическом уровне это выглядит как попытка окружить себя защитным слоем, стенкой, энергетическим вихрем и т. д., тем самым не пропустить в себя энергию агрессора.

Основным недостатком метода дистанцирования является тот факт, что простроенная указанным способом любая защита держится только до тех пор, пока на это хватает энергии атакуемого, кроме того, будучи пассивной, эта защита позволяет агрессору перегруппировать силы и найти более совершенный способ атаки.

Миф о том, что энергия агрессора «отразится от стенки» и вернется атакующему, редко реализуется в действительности.

Контратака представляет собой также распространенный метод психологической защиты. Энергетически контратака представляет собой выброс потока энергии навстречу потоку энергии атакующего, как правило, из одноименной чакры. Контратака обычно перерастает в обычный скандал и «бодание».

Например, «бодание» интеллектуального типа выглядит подобным образом: «Я считаю что …» — «Ты не прав потому, что…» — «Нет, в твоих доводах ошибка…» и т. д.

В результате подобного рода взаимодействий энергетический резерв обоих враждующих уменьшается и, в конце концов, один из них – тот, у которого заканчивается энергетический резерв, – пробивается. Силовые конфликты с некоторой степенью вероятности перерастают в обычную драку.

В момент психологической агрессии атакующий лишается энергетической целостности, поскольку вынужден переключить энергетический резерв с других энергетических центров на тот, из которого выпускается поток.

Сущность метода психологической амортизации состоит в том, чтобы ответить агрессору с посылом на том центре, который у него наиболее ослаблен вследствие атаки, и тем самым разрушить энергетическую целостность его атаки.

Признаками удавшейся психологической амортизации являются:

  • прерывание энергетического потока со стороны атакующего, нарушение его психологической целостности, которая может выразиться в легком ступоре;
  • устранение психологического дискомфорта у атакуемого.

Отметим, что при удачной психологической амортизации у атакуемого не должны возникнуть чувства обиды, раздражения или ощущения сопротивления со стороны атакуемого.

В противном случае это не амортизация, а обычный скандал.

Как и атака, амортизация может быть усилена с помощью опоры на различные эгрегоры.

Метод психологической амортизации был сформулирован в трудах последователей школы трансактного анализа, как способ выхода из психологической игры (Э.Берн), основанный на ответах типа «Взрослый»-«Взрослый» (Т.Харрис). В отечественной литературе метод психологической амортизации, как форма защиты от манипурного наезда, был впервые описан в трудах Литвака.

Так мои одесские родственники называют тактику своей соседки Алены, которая то и дело устраивает сражения с мужем. «Опять на испуг берет», — вздыхают родственники и вообще все жители дома в районе Пересыпи, что сразу за мостом, напротив загса. Когда Алена кричит: «Мы разводимся. Все, я уже собираю твои вещи!» См. >

Воздействие на подсознание человека состоит из связанных между собой, последовательных методов, исключив один из которых, можно не добиться результата.

Во время коммуникативного взаимодействия эти методы следуют один за другим, редко нарушая установленный порядок. Ведь нельзя начать манипулирование, не подготовив почвы психологическим давлением или атакой.

Психологическая атака – один из методов психологического воздействия, основная цель которого ослабить бдительность человека настолько, чтобы сделать его податливым чужой воле. Это, так называемый, плацдарм для успешной манипуляции. Многие ошибочно полагают, что главной целью психологической атаки является силовым воздействием и подавлением сломить волю человека и заставить его подчинятся. Но все гораздо сложнее, это всего лишь один из видов психологической атаки, который называется силовой, не самый популярный и действенный.

Главная цель любого вида психологических атак, чтобы собеседник потерял бдительность, расслабился и открыл свое подсознание для следующих методов психологического воздействия (программирования или манипуляции).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Психологическая атака на человека

— Сломить волю жертвы, дезориентировать;.

— Отключит возможность логически мыслить;.

— Приведение жертвы в эмоционально неуравновешенное состояние, в котором легко добиться необходимых для манипулятора действий.

— Внезапность и неожиданность;.

— Быстрота и напор;.

— Гибкость и изменчивость.

Как пример, можно привести часто встречающийся способ, которым.

Пользуются телефонные мошенники: «звонок по мобильному телефону, — мам, пап, дорогая! — В зависимости от того, кто взял трубку, — я сбил человека. Чтобы отмазаться, срочно нужны деньги, я сейчас передам трубку капитану, (майору, подполковнику или инспектору полиции), он скажет, что надо делать. Даже, если тот, кому звонят, не узнает голос родственника, мошенники могут сослаться на плохую связь или стрессовую ситуацию, поэтому мол, голос так дрожит и не похож. Человек, находясь в стрессе, может не отследить, что этот голос не его родственника. И, если все совпало, и у вас действительно есть сын, и он мог попасть в подобную ситуацию, это может сработать.

Этот способ на совпадение и неожиданность рассчитан. И тут же в трубке возникает строгий официальный голос, — «добрый день, я капитан такой-то. Есть возможность уладить это неприятное дело, цена вопроса — две (три, пять) тысяч долларов. Жду вас с деньгами через два часа в таком-то месте. Трубку быстро кладут, не давая жертве опомниться.

И очень многие ведутся на это и идут на встречу, что бы спасти своих.

Родственников. А вечером ваш сын или дочь приходит спокойно домой и сильно — сильно удивляется. + Следующий способ — это провокация. В этом случае, атакующий, старается рассердить собеседника, вывести его из себя. Для этого он использует оскорбления, насмешки, неприличные намеки, чтобы вызвать у жертвы гнев, недоумение обиду, ярость и тем самым добиться своих корыстных целей.

Приведем такой пример — у школьника не складывается отношение с учителем по какому-либо предмету, и этот предмет для него важен для поступления в институт.

Но учитель никаким образом не хочет ставить ему положительные оценки, и ученик начинает всячески доводить учителя насмешками, обидными высказываниями, оскорблять его, и в один прекрасный момент учитель не выдерживает. А на следующий день, в кабинете директора встречаются мать ученика, учитель, директор, и усилие директора, чтобы погасить каким-то образом данный конфликт, ни к чему не приводит. И в итоге принципиальный учитель в этой школе больше не работает. Вот таким образом может применяться данная техника.

+ Существует еще вариант — эффект психологического шока.

Атакующий представляет жертве шокирующую информацию, либо сам демонстрирует шокирующее поведение.

Пока жертва находится в состоянии ступора, нападающий производит нужные действия и добивается тех реакций, которые ему необходимы от жертвы. Примером в этой ситуации может служить обыгрываемый во многих фильмах или рекламе процесс.

Привлекательная молодая женщина неожиданно перед мужчиной свою грудь обнажает. Это может быть охранник, администратор отеля, продавец напитков и т. д. в результате произведенного фурора, она бесплатно получает желаемое — либо проходит в клуб, либо получает ключи от номера, или приобретает вторую баночку освежающего напитка.

+ Еще один вариант — это шантаж. В случае если жертва не желает выполнять те действия, которые от нее хочет атакующий, он пробует ее запугать. Например, это может быть на работе: «Если вы не Выполните Работу Вовремя, я Лишу вас Премии», ну и прочие подобные варианты, я думаю, что на них останавливаться сильно нет смысла, все это прекрасно знают.

Безапелляционность. Суть приема — наглостью и напором добиться своего, не давая возможности окружающим опомниться, и усомниться в справедливости слов или поступках атакующего.

Это мы часто наблюдаем в очереди в поликлинике, в собесе или других.

Малоприятных заведениях. Когда человек подходит, говорит, — я на секундочку, мне только спросить! — А сам прорывается без очереди в кабинет.

Теперь поговорим о защите от данных способов манипулирования. Первый из них — это дистанцирование.

Задачей является — увеличить физическую и психологическую дистанцию, прекратить контакт с агрессором, и постараться выйти из поля его влияния.

Уход может выражаться в смене темы разговора на боле безопасную и.

Удобную вам. Прерывание контакта под благовидным предлогом, стремление уклониться от встречи с атакующим, приведение к формальному общению — здравствуйте — до свидания.

Суть в том, чтобы в ответ на обвинение и оскорбление атакующего усилить произносимые им обидные слова до нереального.

Состояния, то есть, довести до состояния абсурда и обесценить их, перевести их в роль шутки. Например:

— Вы злой, бессердечный человек!

— Вы даже не представляете насколько, я просто зверь! Мной детей пугают. Открою вам секрет, добрая половина нераскрытых убийств на моей совести.

Описанный метод применим , внимание, только в общении с теми людьми, чьими.

Отношениями вы не дорожите.

Прием эха. Этот прием состоит в повторении слов нападающего:

— Вы безответственно относитесь к своим обязанностям.

— Безответственно отношусь к своим обязанностям?

— Вы никогда не сдаете документы вовремя.

— Не сдаю вовремя?

— На вас жалуются сослуживцы.

— Вы все время повторяете мои слова.

— Повторяю? И атакующий раздражается, нервничает и теряет преимущество в положении. И, в конце концов, он решает, что у вас с головой не совсем в порядке и отстает.

Источники:
Психологическая атака на человека
Мы атакуем — нас атакуют. Теория и практика психологического айкидо Данная статья неточная и местами опасная, содержит большое число неоправданных негативных внушений. Мы решили ее привести
http://live-leader.ru/psihologicheskaya-ataka-na-cheloveka/
Психологическая атака на человека
— Сломить волю жертвы, дезориентировать;. — Отключит возможность логически мыслить;. — Приведение жертвы в эмоционально неуравновешенное состояние, в котором легко добиться необходимых для
http://psihologiya.ru-land.com/stati/manipulyaciya-psihologicheskaya-ataka

CATEGORIES