Процесс адаптирования интересов

Процесс адаптирования интересов

Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе

Технологии регулирования процессов социальной адаптации.

Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Наукой разработаны 4 разновидности адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти разновидности довольно тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Особенностью человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

— общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

— социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

— сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как разновидность взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которой согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.

Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных, негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системы. Её важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры.

Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.

Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д.

Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности.

Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего, позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе её производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Стоит отметить, что для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий приспособление к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Содержание пособия

Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина

Технологический процесс в социальной работе: сущность, содержание, особенности

Технологии социальной работы и их сущность

Типология технологий социальной работы

Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе социальной работы

Социальная диагностика. Её цели, этапы и методы проведения

Социально консультирование и посредничество

Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе

Методы социальной работы. Методы преобразования жизненных ситуаций человека

Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе

Психологическая адаптация и её механизмы

Механизмы социально-психологической адаптации

Сущность и содержание социальной реабилитации

Социальная терапия и методы её осуществления

Социальная профилактика. Методы проведения социальной профилактики

Социальная экспертиза в системе социальной работы

Технологии социальной работы в сфере производства

Технологии социальной работы по месту жительства

Технологии социальной работы в сфере образования

Технологии социальной работы в системе здравоохранения

Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждении

Технологии социальной работы в армии

Технологии социальной работы с малообеспеченными

Государственная система поддержки малоимущих граждан. Борьба с бедностью

Технологии социальной работы с бездомными

Практическая социальная работа с беженцами

Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Психологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

Социальная работа с семьёй

Социальная работа с семьями различных категорий и причин неблагополучия

Технологии социальной работы с лицами склонными к употреблению алкоголя и наркотических средств

Технологии социальной работы с безработными

Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие

Технологии социальной работы с детьми и подростками

Заключение по социальной работе

Список литературы и источников

Методы социальной работы. Методы преобразования жизненных ситуаций человека &#0171 | &#0187 Психологическая адаптация и её механизмы

Воспользоваться поиском

АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Сущность и содержание социальной адаптации

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения[10].

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека — субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Процесс адаптирования интересов

Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления человека во многом определяется его состоянием, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию. Необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации;

2) дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление;

3) взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками.

§ 1. Адаптация человека, ее место и роль

Термин адаптация происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание). Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации, которая характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, к деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях его жизнедеятельности. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Благодаря им, люди успешно адаптируются к различным условиям обстановки, в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей человека. Ребенок, который постоянно находится в одних и тех же условиях, с трудом адаптируется к новым. Например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, к школе.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации, снижает действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у человека определенные трудности.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.

Предрасположенность человека к адаптации

Ситуация (среда проявления)

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях обстановки: в семье, детском саду, школе. Адаптация в детском саду, позволяет ребенку чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей в детском саду воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется воспитательной программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация важна и в других условиях. Наиболее важными являются: адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная адаптация в связи со сменой места работы; адаптация в после профессиональной сфере (пенсионера). Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация выпускника профессионального образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигать положительный результат. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она характерна любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации человека зависит от перерыва в соответствующей деятельности, опыта деятельности и его состояния. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта соответствующей деятельности, временного перерыва в деятельности, настроя на деятельность, состояния и самоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживают развитие их адаптационных возможностей. Такие дети, появляясь в новых условиях, испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации, социальном развитии и социализации. Дети, которые не посещают детский сад, испытывают большие трудности в адаптации к школе, школьному коллективу.

Человек, который приобретает опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она (адаптивность) необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми. В учебе, например, она обозначает способность обучаемого к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Адаптация человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует приспособленность среды для естественной адаптации к ней человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.

Ситуационные адаптационные возможности человека не постоянны. В зависимости от условий и своеобразия человека, его состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

§ 2. Дезадаптация человека, ее причины,

Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (типичной) среде или в любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат.

В специальной литературе и на практике встречаются использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.

Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которыми они встречается в жизни. Особых трудностей у нее не возникает в процессе естественной адаптации к условиям новой для них среды. Однако, следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко испытывают в этом большие трудности. Эти трудности существенно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодолена в течение 2-4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, — в отдельных случаях — когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита — то и у психоневролога.

Различные категории детей при определенных условиях нуждаются в направленной помощи и поддержке по предупреждению возникновения дезадаптации, или в ее преодолении в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами нередко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специальных образовательных учреждениях, ориентированных на проведение воспитательной работы с учетом фактора, приведшего их к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К таким факторам относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), личностные и средовые.

ограниченные возможности ребенка к общению со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

длительная изоляция человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;

переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Внешние (средовые) факторы дезадаптация человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:

нездоровая семейная обстановка, подавляющая личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение ее, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам явление частое;

негативное проявление “рыночного воспитания”, когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном 2 состоянии;

негативное влияние СМИ в “рыночном воспитании”. Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики, формируют у незрелого человека представление о смерти, как о нечто туманном и идеализированном;

дезадаптирующее влияние отдельной личности (наличие в группе человека, в присутствие которого ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт). Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок). Примеры: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок, по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.;

перегрузка, связанная с “заботой” о развитии ребенка, несоответствующая его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу, или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

недостаточное физическое развитие;

задержка психического развития;

возможные мозговые дисфункции;

типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры – суицид.

Возможности позитивного проявления дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.

Нередко можно встретить, когда к дезаптированным детям относят тех, кто наоборот, сам выступает лицом серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильне следует говорить о дезадаптирующем человеке, группе. Дезадаптирующий ребенок (дезадаптирующая группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе), либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и таким образом, сдерживающим его активность, способность наиболее полно реализовать себя. Примерами могут быть: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок, по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.

Не редко к дезадаптированным относят «детей улицы». С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети на улице лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка изъять из улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным он или среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде отдельных новых детей девиантного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Такие факторы, как трудновоспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так и при определенных условиях, он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков относятся:

создание оптимальных для ребенка средовых условий;

недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующех их адаптацию и др.;

создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению и преодолению последствий дезадаптации, подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

По отношению к дезадаптированным детям необходимы усилия по ее преодолению. Такая деятельность направлена на преодоления последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

§ 3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию. Термин реадаптация (от лат. re — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие + adaptatio — приспособление, прилаживание) означает — восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности. Реадаптация человека рассматривается как процесс, проявление и результат.

Следует выделять выражение – «реадаптационная деятельность». По ней следует понимать комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей. По мнению многих ученых, реабилитация является этапом реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции социальной активности человека (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая, психотерапевтическая работа с клиентом и его родственниками. Реадаптированный – человек, преодолевший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое можно назвать коадаптация (от лат. co – вместе + adaptare – приспособлять) – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая человеку усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или утрачивать социальный опыт. В зависимости от того, какой утрачивается или приобретается социальный опыт дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт необходимо учитывать и педагогически целесообразно использовать воспитатели в своей профессиональной деятельности.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. По своей сущности новая обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необходимо превращать ее в воспитательную среду. Это имеет место только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствие с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной среды.

1. Что такое адаптация социальная адаптация, социальная адаптация ребенка?

2. Место адаптации в социальном развитии ребенка.

3. Что представляет собой адаптация как процесс, как проявление, как результат?

4. Факторы, существенно сказывающиеся на адаптации человека и их характеристика.

5. Понятие «функциональная адаптация человека», ее сущность, проявление, факторы, влияющие на нее.

6. Адаптивность и неадаптивность, адаптированность среды: сущность и содержание.

7. Понятие дезадаптация: сущность и содержание.

8. Дезадаптация как процесс, проявление и результат.

9. Дезадаптированный, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа и их характеристика.

10. Основные факторы (внутренние и внешние), обуславливающие дезадаптацию человека и их характеристика.

11. Основные пути, способствующим предупреждению дезадаптации детей и подростков.

12. Понятие реадаптация человека. Реадаптация как процесс, проявление и результат.

Темы рефератов (научного сообщения):

Дезадаптирующий ребенок, проблемы снижения его деформирующего влияния на окружающих.

Типичный дезадаптированный ребенок, его социально-педагогическая характеристика.

Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995, N 1. — С.3-17.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988.

Социальная дезадаптация детей и подростков: причины, проявления, преодоление: Сб. метод. матер. сотрудн. экспер. комплекса. – М.: Московский департ. образ., 1995.

Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. — M.: Роспедагеснтво, 1996.

Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. 25-27 окт. 1995 г. — М.: Мин. образ. РФ, 1995.

1 Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Матер. Российской науч.-практ. конф. 26-28 ноября 1996 г. — М.: МО и ПО РФ, ЦСП РАО, 1996. – С. 16.

2 Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психического состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

Теоретический анализ понятия «профессиональная адаптация»

Адаптация (от лат. adaptatio — «приспособление») понимается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды [348, с. 20].

Адаптация может рассматриваться с точки зрения явления, состояния, процесса, свойства, динамического образования и результата.

1. Адаптация как физиологическое явление — изменение в реактивности или чувствительности сенсорного рецептора или органа чувств, которое носит временный характер. В самом общем виде адаптация представляет собой процесс приспособления строения и функций организма, особей, популяций, видов и их органов к условиям среды. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов, или от способа достижения значимых целей.

2. Адаптация как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены.

4. Адаптация как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды, что, в свою очередь, предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей.

6. Адаптация как результат этого процесса (адаптированность) — наличие приспособленности к некоторому фактору среды [200].

Б.Д. Парыгин под адаптацией понимает перестройку всей системы поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней условиями среды [213, с. 77]. Адаптивное поведение человека характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. То есть активность личности, творческий, целеустремленный, преобразующий характер социальной активности имеет первостепенное значение. В этом случае человек не уходит от проблемных ситуаций для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний, а в значительной мере сам планирует и осуществляет свое будущее, переходя от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других, т.е. к взаимозависимости.

Человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация). Поэтому при изучении проблемы адаптации человека можно выделить самостоятельные функциональные уровни ее рассмотрения.

Физиологический уровень рассмотрения проблемы адаптации. Адаптация представляет собой явление в двух планах: в широком, филогенетическом плане — как значение адаптации в эволюции видов, в более узком, онтогенетическом плане — как процессы адаптации, имеющие место в течение жизнедеятельности отдельного индивида.

Происходящие при адаптации приспособительные реакции направлены на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма — гомеостаза. «Устойчивость гомеостаза определяется надежностью систем организма, способных к адаптации. Различают кратковременную и долговременную адаптации. Первая основывается на рефлекторных реакциях в короткие промежутки времени, вторая формируется продолжительное время и нуждается в многократных воздействиях» [348, с. 20].

Взаимоотношения индивида и его окружения Ж.Пиаже характеризовал как процессы гомеостатического уравновешения и определял адаптацию как равновесие между ассимиляцией (действие организма на окружающие его объекты) и аккомодацией (действие среды на организм) [226, с, 60-61].

Адаптация имеет специфические проявления в ходе взросления ребенка. Для детства, отрочества, юности характерно гетерохронное функциональное и морфологическое созревание различных органов и систем. При этом в каждый из периодов происходит преимущественное развитие именно той физиологической системы, функционирование которой имеет наибольшее значение для адаптации организма к актуальным условиям жизнедеятельности. Процессы адаптации в ходе онтогенеза происходят в пределах нормы реакции, предусмотренной генетической программой. При этом сопоставление адаптационных возможностей организма и психики с предъявляемыми к ним требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои «слабые пункты», свои физиологические и психические «зоны риска». Их учет должен лежать в основе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, физического и психического.

Возрастание адаптационных возможностей индивида на восходящем этапе онтогенеза (от рождения до взрослости) определяется рядом количественных и качественных параметров жизнедеятельности [50]:

  • увеличением размеров и массы тела, возрастанием физической силы;
  • расширением диапазонов функционирования систем и органов и увеличением их функционального резерва;
  • возрастанием стабильности удержания необходимого в конкретный момент функционального параметра (т.е. уровня активности той или иной системы в сравнении с другими);
  • усилением быстроты, точности, гибкости изменений активности органов соразмерно изменяющимся условиям среды;
  • расширением специфичности и избирательности реагирования организма и психики на воздействие, все более тонким и точным дифференцированием внешних воздействий и соразмерности ответа на них, а, следовательно, и возрастанием экономичности функционирования.

Данные аспекты справедливы как для физиологической, так и для психологической адаптации. Поскольку в основе любых психических явлений лежат нейрофизиологические механизмы, то не только организм, но и психика может функционировать стабильно или нестабильно, надежно или ненадежно, экономично или неэкономично, точно или неточно.

Социальный уровень рассмотрения адаптации. Социальная адаптация — постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс его активного приспособления к социальной среде [286, с. 14] . В современной социологии под адаптацией понимается путь, которым социальные системы любого рода управляют или отвечают на среду своего обитания [43]. В социальной психологии под адаптацией понимается изменение системы отношений в социальном или культурном плане. Любое структурное или поведенческое изменение, которое имеет жизненно важное значение, расценивается как адаптация.

Социальную адаптацию представляет процесс активного усвоения личностью многообразных функций в зависимости от конкретных условий; как специфическое общественное явление, в основе которого лежит взаимодействие между субъектом и социальным объектом. Адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я». В процессе взаимодействия индивида и социальной среды человек, оказываясь в различных проблемных межличностных ситуациях, приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение [293].

Адаптация социальная обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности человека и его окружения.

Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:

  • активный тип характеризуется преобладанием активного воздействия на среду социальную;
  • пассивный — определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы [286, с. 14].

Эффективная адаптация личности — это та разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Говоря об адаптации, следует выделить две ее стратегии: открытую и закрытую. Сталкиваясь с воздействиями окружающего мира, индивид может усваивать природу воздействия и под его влиянием либо изменяться, либо противостоять воздействию, сохраняя свою неизменность. В разных условиях и то и другое может оказаться жизненно важным для человека. Поскольку в основе адаптации всегда лежит адаптационное усилие, адаптационная стратегия определяет то, как именно оно реализуется.

Закрытая стратегия адаптации — это компенсационная адаптация: противодействие, уравновешивание, нейтрализация. Открытая стратегия адаптации — это модификаиионная адаптация: вживание, усвоение, освоение. Это значит, что природа воздействующего фактора становится частью природы объекта воздействия.

Организм всегда адаптируется по закрытой стратегии: не пустить во внутреннюю среду ничего чужеродного, не изменить самому себе. Головной мозг как часть тела (организма) в полной мере подчинен этому принципу: ничего чужеродного (биологически) в него проникать не должно, хотя наукой еще не установлено, способен ли головной мозг к аллергическим реакциям по типу тех, что развертываются в других частях тела, или же эти Реакции принимают характер психических нарушений [50].

Итак, организм — система, закрытая к каким-либо изменениям извне, все в строении и функционировании организма определяется наследственностью. Психика же, наоборот, открыта изменениям. Постоянно происходящие изменения позволяют путем обеспечения поведения лучше «вписываться» в самые различные жизненные ситуации.

Проявления двух стратегий адаптации на

различном уровне жизнедеятельности

Таким образом, наличие двух стратегий адаптации проявляется как на уровне организма, так и на уровне поведения индвида и сообщества индивидов в пределах более крупного сообщества. При этом элементы адаптирования могут быть различны.

Адаптированность выражается двумя типами ответа на воздействие среды:

  1. принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Такая адаптивность считается выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности;
  2. гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые складываются путем ряда последовательных приспособлений. Адаптация, точнее адаптированность, является результатом последовательного ряда ситуативных адаптации к повторяющимся ситуациям, имеющим определяющие черты.

Еще один важный аспект: возраст и стратегия адаптации. Как было отмечено выше, открытая стратегия адаптации важнее там, где требуется усвоить новое, закрытая — там, где выгоднее сохранить свою индивидуальность. Естественно, что ребенок должен первоначально многое усвоить, чтобы стать личностью. И только потом уже это ему предстоит сохранять, не утрачивая вместе с тем способности к обучению и в более старшем возрасте.

В жизни каждого человека наступает период перехода от преимущественно открытой к преимущественно закрытой стратегии адаптации: как только индивид станет способен к надежному жизнеобеспечению, далее он сохраняет самобытность своего «Я», усвоенные эталоны, стандарты, привычки. Мера консерватизма должна точно соответствовать мере необходимости к переменам согласно требованиям конкретной жизненной ситуации. И проявляется это в различиях способности разных индивидов усваивать новое. Один, сохраняя свою индивидуальность, способен новое усваивать и преобразовывать так, чтобы его самобытность от усвоения нового только возрастала. Другой поддерживает свою самобытность путем неприятия нового [50].

Таким образом, можно заключить, что адаптация являет собой диалектическое единство изменения и неизменности, динамики и стабильности, активности и пассивности, открытости и закрытости.

Важный аспект социальной адаптации — принятие человеком социальной роли. Продуктивность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм (в широком смысле — понятие, обозначающее состояние отчуждения, отстранения, «ухода» индивида от контактов с действительностью и погружение в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления нарушается из-за подчинения аффективным потребностям; в узком смысле — свойство ребенка или подростка, развитие которого характеризуется резким снижением контактов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении) [286. с. 57-58].

Социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходит в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых весьма различна. В общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, усвоением и предпосылкой эффективности человеческой деятельности. По своей структуре социальная адаптация состоит из двух взаимосвязанных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Адаптивная ситуация понимается как изменение в социальной среде, а адаптивная потребность — как желание личности в связи с изменением условий среды менять свое поведение, образ жизни и т.д.

Понятие социальной адаптации может быть конкретизировано через соотношение с понятием «социализация» [121, 208, 246]. Процесс социализации личности А.В. Петровский [220] определил как смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, которая представляет собой усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза — интеграция характеризуется противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы.

На современном этапе заметным вкладом в теорию социализации личности стали работы Г.В. Осипова [206]. «Социальная адаптация, — пишет Г.В. Осипов,— означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и колективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза носит название интериоризации — процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека» [206].

И.А. Милославова [183] рассматривает процесс социальной адаптации как «один из механизмов социализации, позволяющий личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяйющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения».

В работах ряда авторов прослеживается тенденция к отождествлению понятий «адаптация» и «социализация» [233, с. 7]. Однако эти понятия не являются синонимами. Различие между социализацией и адаптацией находится в отношении объективных и субъективных планов целеполагания. Социализация — это процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе [293, с. 66]. В социализации может иметь место любая степень осознанности и целенаправленности поступков, в частности, ориентировка сугубо на требования микросреды (усвоение социальных норм и развитие социальных компетенций). В адаптации же наблюдаетчя обязательное соотношение поступков личности с широким социальным контекстом, поэтому и возникает задача преодоления индивидом несоответствия между ним самим и микросредой.

Х.Ф. Сабиров подчеркивал, что социализация выступает как сложный, противоречивый процесс усвоения людьми многообразных интересов, которые образуют важный элемент их социального содержания. Каждый человек обладает своей системой интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные общественные функции: во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающми его к определенным действиям и поступкам; во-вторых, они связывают его с обществом, с другими людьми [270].

Б.Г. Ананьев [8] рассматривает социализацию как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Он отмечает, что конечной целью формирования такой социализации является формирование индивидуальности.

Правомерно выделить два наиболее значимых момента в соотношении социализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладевает опытом жизни. Во-вторых, существуют различия между данными понятиями по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений.

Д.А. Андреева отмечает существенные различия этих понятий: «социализация выражает приспособление, приноравливание человека к новым для него условиям предметной деятельности, второе выражает процесс становления личности» [9, с. 66]. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, поэтому он должен осмысленно выбирать адекватную линию поведения и самосовершенствования.

Социализация выступает как сложный, противоречивый процесс усвоения людьми многообразных взглядов и интересов, которые образуют важный элемент их социального содержания. Каждый человек обладает своей системой взглядов и интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные общественные функции: во-первых, являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям и поступкам; во-вторых, они связывают его с обществом, с другими людьми. Социализация представляет собой двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью формирования такой социализации является формирование индивидуальности.

Ю.О. Яблонская [350] приводит следующие различия между социальной адаптацией и социализацией:

  • понятие «социализация» шире понятия «социальная адаптация», поскольку социализация представляет для личности глобальный процесс, а социальная адаптация всякий раз разворачивается в достаточно определенных границах вхождения в новые социальные обстоятельства, новые социальные общности;
  • социальная адаптация — один из механизмов социализации, позволяющий личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения;
  • личность в социальной адаптации в большей степени выступает субъектом этого процесса, в процессе социализации она является объектом воздействия общества.

Различие между социализацией и адаптацией находится в отношении объективных и субъективных планов целеполагания. В социализации может иметь место любая степень осознанности и целенаправленности поступков, в частности, ориентировка сугубо на требования микросреды (усвоение знаний социальных норм). В адаптации же наблюдается обязательное соотношение поступков личности с широким социальным контекстом, поэтому и возникает задача преодоления мигрантом несоответствия между ним самим и микросредой.

Так, О.И. Зотова и И.К. Кряжева [113, 158] также при рассмотрении некоторых аспектов социально-психологической адаптации личности высказываются против употребления понятий «адаптация» и «социализация» как синонимов, хотя и признают их близость [242, с. 220]. В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям [242, с. 220]. Субъективную направленность процесса социальной и социально-психологической адаптации подчеркивают и развивают С.Д. Артемов [13, 14], В. Я. Зинченко [109], И.С. Кон [151], Л.М. Растова [250], Н.А. Свиридов [278].

Л.М. Растова [251] полагает, что социализация представляет прежде всего общее направление развития личности, а социальная адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. Она отменяет значимость условий, формирующихся в процессе социализации, так как их отсутствие может не только затормозить, но сделать невозможным адаптацию индивида в той или иной среде, поскольку среда может либо соответствовать общему направлению социализации личности, либо препятствовать ему. Поэтому социальная среда, в которой будет осуществляться процесс социальной адаптации, требует неленапраштенного изучения. Исходя из данного положения, можно определить задачи не только исследования уже имеющейся среды, но и проектирования и организации такой образовательной среды, которая бы способствовала процессу эффективной адаптации обучающихся.

Следует отметить, что условием успешного протекания социальной адапгапии является (помимо самой среды) наличие необходимого уровня социализации индивида, т.е. соответствующих знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позволяющих человеку адаптироваться к определенной ситуации. В то же время сам процесс социальной адаптации является определенным вкладом в социализацию личности, поскольку происходит изменение, исчезновение одних свойств и черт личности и формирование других.

На основе анализа социального аспекта адаптации можно сделать несколько выводов: он неотделим от самой личности адаптирующегося человека; в процессе адаптации происходят изменения как в личности, так и окружающей среде, внешние изменения создают основу для формирования стереотипов поведения и требуемых социальных качеств. Поэтому, скорее всего, необходимо говорить не о социальной адаптации в собственном значении, а о социально-психологической адаптации с позиций личности.

Социальная адаптация включает несколько сторон изучения: социально-психологическую, социально-профессиональную, профессиональную и социально-педагогическую. Раскроем последовательно каждую сторону.

Источники:
Процесс адаптирования интересов
Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе
http://referatwork.ru/social_work_manual/section-11.html
АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс
http://sdamzavas.net/4-40625.html
Процесс адаптирования интересов
Процесс адаптирования интересов Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления человека во многом определяется его состоянием,
http://mognovse.ru/mkm-adaptaciya-dezadaptaciya-i-readaptaciya-cheloveka.html
Теоретический анализ понятия «профессиональная адаптация»
Теоретический анализ понятия «профессиональная адаптация»: Проблема адаптации личности к условиям природной, социальной, социально-экономической, профессиональной среды раскрывается в трудах многих педагогов, философов, психологов, биологов, медиков, социологов. Огромный интерес, проявляемый … — —
http://scibook.net/psihologiya-truda-knigi/teoreticheskiy-analiz-ponyatiya-32040.html

CATEGORIES