Программа самовоспитания для школьников

Приемы самовоспитания

«Воспитывай себя сам!»

Самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

1 . САМОПРИКАЗ : “Сказано – сделано!”. Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран, и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.

2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: “В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один”. Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.

3. САМООБОДРЕНИЕ : Иногда очень полезно самому себе подсказать: ” Я должен сделать это, я смогу”. Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!

4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое – для совершенствования. Второе – для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,

5 . САМОВНУШЕНИЕ : Восточная пословица гласит: “Кто скажет себе: “Сломай препятствие” – сломает его. Но кто остановится в нерешительности – тому придется отступить”. Внушить что-то себе – значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.

6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО : С юных лет надо учиться быть верным слову. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.

Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.

Правила способствующие самовоспитанию:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,

закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой

рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь

сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,

нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

74335s002.edusite.ru

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ТРЕХ «С»: самопознание, самовоспитание, самообразование

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ТРЕХ «С»

Задача: вызвать желание, стремление ученика заниматься самопознанием, самовоспитанием, самообразованием.

Раздел 1. Самопознание

1. Знакомая незнакомка (о науке самопознания – психологии).

2. Методы психологии – методы самопознания.

3. Эволюция психологии: закономерности и парадоксы.

4. Рождение личности, открытие «Я».

Содержимое разработки

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ТРЕХ «С»

Задача: вызвать желание, стремление ученика заниматься самопознанием, самовоспитанием, самообразованием.

Раздел 1. Самопознание

1. Знакомая незнакомка (о науке самопознания – психологии).

2. Методы психологии – методы самопознания.

3. Эволюция психологии: закономерности и парадоксы.

4. Рождение личности, открытие «Я».

5. О таланте, способностях, труде и творчестве.

6. Характер и темперамент.

7. Самосознание и самопрограммирование личности.

Раздел 2. Самовоспитание

1. Зачем это нужно? (Об организации самовоспитания.)

2. Общая культура личности – приоритет нравственности.

3. Поведение. Выработка хороших привычек.

4. Работа над плохими привычками.

5. Развитие способностей и психических процессов.

6. Культура общения.

7. Эмоциональный мир личности. Саморегуляция состояний.

Раздел 3. Самообразование

1. У источников знаний. Библиотечно-библиографическая культура.

2. Культура чтения.

3. Художественная культура.

4. Политическая культура молодежи.

5. Культура и техника речи.

6. Молодежная субкультура.

7. Экономическая и экологическая культура.

8. Правовая культура.

9. Общая культура личности.

10. Творчество как высший уровень самореализации человека.

videouroki.net

Самовоспитание учащихся

Понятие самовоспитания как сознательной, систематической работы школьника по формированию у себя общественно ценных качеств личности. Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, их использование в процессе стимулирования учащихся в работе над собой.

  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Самовоспитание учащихся

Развитие личности под влиянием внешних воздействий, регулирование ее извне на определенном уровне морально-психологической зрелости начинает дополняться внутренним регулированием, саморегулированием. Стремление старшего подростка, юноши, девушки к самовоспитанию (если оно правильно организовано и общественно стимулировано) диктуется не желанием выделиться из коллектива, возвыситься над ним, а желанием лучше выполнить свой долг, быть достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а дополняет его.

Если стремление к самовоспитанию недостаточно направляется и организуется взрослыми, коллективом, то школьник может серьезно ошибаться в содержании самовоспитания (что воспитывать) и в его форме (как воспитывать). Первое связано с тем, что многие подростки и старшие школьники неправильно понимают и оценивают некоторые качества личности: положительно оценивают, например, упрямство, грубость, лихачество, отрицательно оценивают скромность, чуткость. В результате возникает стремление развивать качества, которые школьник оценивает как положительные, но которые объективно являются отрицательными, и изживать отрицательные, с его точки зрения, но объективно положительные качества. Вторая распространенная ошибка заключается в том, что подросток не может найти правильные пути самовоспитания и использует неправильные приемы, наивные средства или искусственные, оторванные от жизни упражнения.

В руководстве самовоспитанием школьников учитель, воспитатель должны решать четыре задачи. Первая задача – возбудить (или поддержать) стремление школьника развить в себе положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон своего поведения. Если такого стремления еще нет, не следует ждать, пока оно возникнет само собой, надо пробудить его, убедительно показать, что человек сам вырабатывает свой характер и отвечает за него, рассказать о том, как те или иные люди добились больших успехов в самовоспитании. Следует считаться и с тем, что части подростков, юношей и девушек присуще неверие в возможности воспитания и самовоспитания, что рождает известную пассивность в этом отношении.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания является умение трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, осознавать их последствия, исходя из интересов коллектива, общества, умение чутко прислушиваться к общественному мнению, нению учителей, воспитателей.

Отсюда следует вторая задача – помочь школьнику критически отнестись к своей личности, внимательно и беспристрастно разобраться в особенностях своего поведения, отчетливо увидеть свои недостатки, осознать свои недочеты. Самооценка, ее объективность или субъективность играет важную роль в процессе формирования личности. Важно сопоставить то, что видит в самом себе человек, с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность постоянно проверяет себя своеобразным индивидуальным нравственным эталоном и корригирует свое поведение в зависимости от результатов этой проверки.

В третьих, учитель, воспитатель помогают школьнику составить программу самовоспитания, наметить и решить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать (например, сдержанность, настойчивость и т.д.) и какие искоренять (например, упрямство, лень, грубость). Вот тут-то и важно помочь школьнику правильно и объективно оценить качества личности, оценить их со стороны мотивационной сферы и содержания.

И наконец, четвертая задача – учитель, воспитатель указывают разумные пути самовоспитания, вооружают школьника наиболее целесообразными и эффективными приемами работы по формированию положительных черт личности и искоренению недостатков. Школьника следует убедить в том, что личность формируется в процессе преодоления реальных препятствий, в повседневном труде, учении, общественной работе, в борьбе с жизненными, даже будничными трудностями. Чтобы школьнику не было скучно и неинтересно воспитывать себя на повседневных мелочах, очень полезно развернуть перед ним систему перспективных целей и устремлений, как это советовал делать А.С. Макаренко, показать, что отдельные частные задачи являются необходимыми этапами на пути к достижению основной жизненной цели, что за каждым скучным и маленьким делом видны далекие и увлекательные перспективы.

Хорошо, если самовоспитание осуществляется под руководством и контролем ученического коллектива. Если сам коллектив предъявляет своему члену непреклонные требования и повседневно контролирует выполнение их, то это весьма стимулирует школьника к работе над собой.

В организации самовоспитания играет важную роль развитие и расширение всех видов деятельности школьников: умственной, физической, интеллектуально-эмоциональной. Важную роль играет педагогический образец, который представляет собой основной ориентир поведения.

Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся в работе над собой

Например, известен случай, когда ученик VI класса поставил перед собой цель – преодолеть неграмотность по русскому языку и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.

Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в не которых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются и драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Факторы самовоспитания

В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе.

Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому – подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему – проявлять больше уважения к товарищам и т.д. I

Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудных делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.

самовоспитание школьник ценное качество личность

Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к воспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.

Одна ученица писала в своем дневнике, что когда она слушала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватает силы воли посидеть над трудной задачей по математике, и она торопится обратиться за помощью. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее и не критиковали.

Итак, психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Стимулы и мотивы учащихся к самовоспитанию. Роль самовоспитания в успешности учебного труда школьников. Управление этим процессом, основные этапы. Методика формирования качеств личности, движущие силы работы над собой в ходе освоения школьной программы.

реферат [18,8 K], добавлен 24.12.2015

Развитие и личностное формирование учащихся. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Формирование нравственных идеалов.

реферат [24,2 K], добавлен 09.11.2011

Самовоспитание личности как педагогический феномен. Реализация технологии стимулирования самовоспитания подростков на основе элективного курса “Профессиональное самоопределение”. Рекомендации педагогам в помощь детям в процессе саморазвития их личности.

курсовая работа [47,6 K], добавлен 10.02.2014

Сущность понятия “самовоспитания”. Особенности самовоспитания подростков. Деятельность, направленная на полную реализацию человеком себя как личности. Рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. Предпосылки организации самовоспитания.

курсовая работа [83,7 K], добавлен 31.10.2014

Воспитание – процесс усвоения человеком опыта. Самовоспитание личности как проявление способности самостоятельно развиваться. Путь от самопознания к самовоспитанию. Выбор путей, методов и средств самовоспитания, его эффективность и личностная самооценка.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 11.09.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Программа самовоспитания для школьников
revolution.allbest.ru

Самовоспитание школьников

Эту концепцию разработал ярославский профессор Гер­ман Константинович Селевко. Ее основные положения пред­ставлены в книге «Руководство по организации самовоспи­тания школьников».

Понятие «воспитание».Главную роль в становлении лич­ности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспи­тательных) и процесс его развития заключается в том, что­бы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать ин­струментарием саморазвития.

Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Гер­ман Константинович предпринял попытку разработать теорети­ческие и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а само­воспитания. Под самовоспитаниемпонимается «процесс осоз­нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправлен­но формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель и принципы воспитания.Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитанияследует сформу­лировать таким образом: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию.Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося,обладающего следую­щими характеристиками:

— одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

— владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

— высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

— творческий характер деятельности человека;

— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

— эффективность работы по самоформированию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

Iгруппа — задачи в области обучения:

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его прояв­лениях.

IIгруппа — задачи в области воспитания:

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, форми­рующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

IIIгруппа — задачи в области психического развития:

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования личности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по раз­делам и периодам развития школьников.

IV группа — задачи в области социализации:

а) формировать высоконравственное отношение личнос­ти к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоин­ство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демокра­тическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

в) содействовать формированию интегративного каче­ства самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

1. Все высшие духовные потребности человека в позна­нии, самоутверждении, самовыражении, самоопределение, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осу­ществлению деятельности по самовоспитанию, самосовер­шенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствова­ние как установка на осознанное и целенаправленное улуч­шение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно вли­ять с помощью организации внешней части педагогическо­го процесса, включая в него специальные целя, содержа­ние, методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии са­мовоспитания личности в практике воспитательной деятель­ности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к са­мовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую вос­становлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса вы­ступает необходимым условием саморазвития личности учащихся.Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли ; воспитания.

7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я – концепции.

8.Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна развиваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений инавыков самосовершенствования.

9. Ведущий вектор развития личности учащегося при ис­пользовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Содержание воспитательного процесса. Главной составляю­щей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной дея­тельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекват­ных способов поведения. Благодаря этому у ребенка армируются потребность и способность осуществлять paботу самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности. Механизм воспитания. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности.Профессор Г.К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы.

На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II — «Практика», III — «Методика». Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы:

— «История науки и культуры в личностях»;

— «Организация учебного труда»;

— «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисцип­линах);

— «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе эконо­мики);

— «Основы художественного творчества»;

— «Развитие творческих способностей»;

— «Теория решения изобретательских задач»;

— «Физиология высшей нервной деятельности»;

— «Этика и психология семейной жизни»;

— «Основы безопасности жизнедеятельности».

Системообразующим и интегрирующим компонентом теоретической подготовки является курс «Самосовершенство­вание личности». Данный курс дает ребенку базовую психо­лого-педагогическую подготовку, методологическую осно­ву для сознательного управления своим развитием, помогаетему осознать необходимость деятельности по самопознанию исамостроительству, усвоить практические приемы и мето­ды своего духовного и физического роста и совершенство­вания. Его программа составлена с учетом возрастных по­требностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий:

I—IV классы — «Начала этики»;

V класс — «Познай себя»;

VI класс — «Сделай себя сам»;

VII класс — «Научи себя учиться»;

VIII класс — «Утверждай себя»;

IX класс — «Найди себя»;

X класс — «Управляй собой»;

XI класс — «Реализуй себя».

Процесс поэтапного изучения теории самосовершенство­вания личности, а также позитивные изменения и возмож­ные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы. (стр.74)

Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование – опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г.К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает:

а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;

б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову) с акцентом на самовоспитание;

в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;

г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов.

Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты:

— педагогическое руководство самовоспитанием и само­образованием личности становится приоритетным в органи­зации учебно-воспитательного процесса;

— акцент переносится с преподавания на учение;

— используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся;

— ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся;

— активизируется и стимулируется процесс осмысливания – учения, субъект занимает рефлексивную позицию;

— центр тяжести педагогического процесса переносится сторону формирования способов умственных действий;

— систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

Профессор Г. К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и на­выков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности.

Критерии и показатели эффективности самовоспитания.Возможность измерения эффективности процессов самовос­питания и саморазвития обусловлена наличием канала об­ратной связи в самоуправляющейся системе личности. С це­лью изучения результативности этих процессов предусмот­рен в технологии Г. К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигну­тых результатов рекомендуется руководствоваться следую­щими критериями и показателями.

poisk-ru.ru
CATEGORIES
Share This