Профилактика сексуального насилия

5 правил сексуальной безопасности, которые должен знать каждый ребенок

© Jorge Rodas

Есть вещи, о которых не только говорить, но и думать страшно. Да, это сексуальное насилие, связанное с детьми. Но спрятать голову в песок – это худшее, что мы можем сделать, считает журналист Венди Уиснер.

Согласно статистическим данным, опубликованным на национальном веб-сайте США по сексуальным правонарушениям, примерно 1 из 6 мальчиков и 1 из 4 девочек подвергаются сексуальному насилию до 18 лет. В докладе 2012 года говорится, что 34% жертв сексуального насилия были моложе 9 лет.

Когда думаешь о том, что младенцы, малыши и маленькие дети могут стать жертвами сексуального насилия, кажется, что мир сошел с ума. И все же такие вещи происходят, и происходят каждый день.

К тому времени, как дети достигнут подросткового возраста, около 1,8 миллиона из них станут жертвами сексуального насилия или нападения. Если от этих фактов вам не захочется биться головой о стену, рвать на себе волосы и держать своих детей в безопасном коконе всю жизнь, то я уж не знаю, что еще надо, чтобы вас напугать.

Но давайте на минуту оставим в стороне ужас и гнев. Да, надо признать, что мы не в состоянии контролировать все, что происходит с нашими детьми, но у нас есть несколько эффективных способов, которые помогут нам их защитить. Откровенный разговор с ребенком о сексе, о теле и его границах стоит начинать уже в том возрасте, когда ребенок научился говорить. Некоторым родителям беседы на такие темы даются очень тяжело, и все же это необходимо, это то, что действительно может защитить детей от сексуального насилия.

Издательство Educate2Empower Publishing, которое с 2014 года выпускает книги по детской безопасности, недавно выпустило плакат под названием «Мое тело: правила безопасности». И это просто отличная вещь. Плакат описывает пять правил «безопасности тела» — эти правила сформулированы специально для детей, они не пугают ребенка, наоборот, написаны в дружеской форме, простым и понятным детям языком. Этот плакат — отличная профилактика сексуального насилия, ведь он дает возможность и детям, и родителям узнать и обсудить вопросы своих и чужих границ.

Давайте разберем плакат по пунктам — что они означают и как отражаются на наших детях.

«Мое тело – мое и только мое!»

«Если я не хочу целоваться или обниматься с кем-то, я могу сказать – нет. А вместо обнимашек можно «дать пять», пожать руку или послать воздушный поцелуй. Я — хозяин своего тела и все будет так, как я хочу!»

Ребенок не обязан никого обнимать или целовать, если он этого не хочет. Даже если это бабушка или старенькая соседка. Да, теоретически нет ничего плохого в невинных поцелуях и объятиях. Но речь идет о том, чтобы научить своего ребенка тому, что его тело — оно его собственное, и только он сам может им распоряжаться. Ну, за исключением случаев, связанных со здоровьем и медицинскими процедурами, о которых мы еще поговорим.

Ребенок должен знать, что у него есть взрослые, которым он может доверять.

«У меня есть пятеро взрослых, которым я доверяю, вот они. Им я могу рассказать все на свете, и они мне поверят. Если меня что-то беспокоит, мне страшно или я чувствую опасность, я расскажу кому-то из них, что со мной происходит и почему».

Дайте ребенку понять, что в его жизни есть взрослые, к которым он может пойти в случае чего. Эти люди не начнут стыдить и обвинять, наоборот, они выслушают ребенка и поверят ему, о чем бы ни шла речь. Большинство детей и так интуитивно знают, к кому они могут обратиться, но лучше все же назвать их поименно, даже если этот список будет очень-очень коротким. Пусть ребенок сам поможет вам составить такой список, ведь это должен быть человек, которому ОН доверяет.

Итак, если случается что-то необычное, дети должны знать заранее, что есть люди, которым они могут рассказать все – какими бы странными, неприятными или ужасными ни были их чувства или ситуация, в которой они оказались.

Ребенок должен знать, по каким ранним признакам можно определить, что происходит сексуальное домогательство или нарушение границ.

«Что происходит, когда мне страшно или я чувствую опасность? Я могу вспотеть, меня может подташнивать, может начаться озноб или сердцебиение. Эти знаки должны меня насторожить. Если я почувствую что-то такое, я сразу обращусь к взрослому, которому я доверяю».

Травма, которую пережил ребенок, проявляется прежде всего через телесные ощущения, но дети часто не понимают, что происходит с их телом, и что за странные ощущения они испытывают. Нужно рассказать, что потоотделение, тошнота, сердцебиение или озноб могут быть признаками беспокойства или дискомфорта. Дети должны знать, что ощущения, которые они испытывают, реальны и от них не нужно отмахиваться, наоборот, надо рассказать о них взрослому, которому они доверяют.

Ребенок должен знать, что он не обязан хранить секреты. Ни с кем, никакие и никогда.

«Я никогда не буду хранить тайну, если мне от этого не по себе. Если кто-то попросит меня держать что-то в секрете, а мне это не нравится, я пойду и расскажу об этом взрослому, которому я доверяю».

Сексуальные абьюзеры часто заставляют своих жертв поклясться в том, что они сохранят в тайне все, что произошло. Они внушают детям, что если те расскажут кому-то о случившемся, то поступят очень плохо. Это повлечет за собой ужасные последствия как для них самих, так и для абьюзера, и в результате всем будет еще хуже. Поэтому крайне важно объяснить детям, что они не обязаны хранить секреты – никогда и никакие. Расскажите ребенку, что если кто-то просит их держать что-то в секрете, а его эта тайна тяготит, то он не должен ее хранить и может рассказать о ней взрослому, которому он доверяет.

Ребенок должен знать, что интимные части тела – это что-то очень личное. Чем раньше он это усвоит, тем лучше.

«Интимные части тела – это те, которые закрывает мой купальник или плавки. Я знаю, как они правильно называются. Никто не может их трогать. Никто не может просить меня потрогать их интимные части тела. И никто не должен показывать мне эти части тела на картинках или фотографиях. Если что-то такое случится, я сразу же расскажу об этом взрослым, которым я доверяю».

Об интимных частях тела надо начинать разговор как можно раньше. Пожалуйста, не используйте эвфемизмы – так, наоборот, все будет звучать глупо и неловко. Называйте все своими именами: пенис, вагина, анус и т. д. Не волнуйтесь, вы справитесь, так же, как и ваши дети. Ведите себя уверенно и по-взрослому, дайте детям понять, что интимные органы – это не что-то стыдное. И, конечно, дети должны знать, что их интимные части тела принадлежат им и только им. Никто не должен к ним прикасаться, кроме мамы и папы (когда надо что-то вытереть или поменять одежду в случае «аварии») или когда это нужно для медицинского осмотра или процедуры (в кабинете врача, когда родители находятся тут же или поблизости). Дети должны знать, что нормальный взрослый не будет просить их прикоснуться к их интимным частям тела и не станет им ничего показывать.

Мамы и папы! Я знаю, что вести такие разговоры с детьми не очень легко. Но в основном смущение испытываем мы, а не дети. Тем более маленькие дети, для которых еще нет никаких запретных тем. Вот вам еще одна причина для того, чтобы начинать такие беседы как можно раньше.

Наша задача как родителей – научить своих детей понимать, что происходит или уже произошло что-то неправильное. Нужно, чтобы у детей был нюх на «плохие» ситуации. Нужно научить их доверять своей интуиции, если они чувствуют, что с этим человеком или ситуацией, в которой они находятся, что-то не так. И, наконец, мы должны так построить свои отношения с детьми, чтобы с любыми проблемами и подозрениями они пришли именно к нам.

Мы не можем предотвратить все плохое, что может случиться с нашими детьми, но мы можем объяснить им, где и как искать защиты в случае чего. Мы можем научить их осознавать, что их тело принадлежит только им. Мы можем привить им чувство уверенности и научить их не бояться говорить о том, что кто-то нарушает их границы.

Профилактика сексуального насилия
chips-journal.ru

Вопрос-ответ. Как учить ребенка профилактике сексуального насилия

Руководство для родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития по методу «Круги и отношения» для профилактики сексуального насилия

Многие родители беспокоятся о том, как защитить своих детей от сексуального насилия, особенно если у детей есть особенности развития, которые могут сделать их более уязвимыми. Для этого можно использовать такой подход как «Круги и отношения».

Подготовка материалов для обучения

Для того, чтобы учить ребенка правилам безопасности по данному методу, вам понадобятся фотографии вашего ребенка, а также фотографии следующих людей:

– Членов семьи и близких друзей (первый круг).

– Знакомых, приятелей, одноклассников, членов спортивной команды ребенка и т. д. (второй круг).

– Врачей, учителей, полицейских, продавцов из магазина, где вы часто совершаете покупки (третий круг).

– Незнакомцев (четвертый круг).

Для некоторых людей из третьего круга и для всех людей из четвертого круга вы можете взять случайные фотографии из Интернета или из журналов.

Затем, вам нужно подготовить большой лист бумаги или ватмана и нарисовать на нем 5 концентрических кругов. В центре круга напишите слово «Я», там же поместите фотографию ребенка. Пронумеруйте остальные круги от 1 до 4. В качестве дополнительной визуальной подсказки раскрасьте круги разными цветами по образцу, приведенному ниже:

Начало обучения ребенка

Занятия с кругами нужно будет повторять множество раз. Особенно интенсивным должно быть обучение в самом начале, а также каждый раз, когда ребенок ошибается в отношении «прикосновений».

Перед началом занятия можете сказать следующее:

«Давай поговорим про эти круги. Мы начнем с круга Я. Ты находишься здесь, потому что ты самый важный человек в этих кругах. Вокруг Я находятся круги для других людей в твоей жизни. Мы поговорим про других людей и про твои отношения с ними и подумаем над следующим»:

– «Кто находится в каком круге».

– «Какие чувства есть в каждом круге».

– «Как мы прикасаемся к людям из разных кругов».

1. Первый круг – зеленый

«Первый круг – для твоей семьи и близких друзей. Кто твоя семья? Кто твои близкие друзья?»

«Какие чувства мы испытываем к семье и близким друзьям?»

Любовь, доверие, на них можно положиться, нам нравится проводить время вместе.

«Как мы ведем себя с нашей семьей и близкими друзьями?»

Мы делимся с ними личными мыслями и чувствами.

Мы хотим находиться рядом с ними.

Мы говорим с ними, когда нам грустно.

«Как мы прикасаемся к людям в первом круге?»

Пожимаем руку, держимся за руки, обнимаем, кладем руку на плечо, целуем в щеку.

«Даже если это люди из первого круга, прикасаться друг к другу можно лишь по согласию. Это значит, что оба человека согласны на прикосновения и хотят прикосновений – оба человека должны сказать ДА».

«Давай посмотрим на эти фото. Кто здесь из первого круга? Положи их на первый круг».

2. Второй круг – желтый

«Второй круг для хороших знакомых и для членов той же группы, что и ты (одноклассников, членов той же команды). Кто твои знакомые? Кто твои одноклассники? С кем ты играешь в одной команде?»

«Какие чувства мы испытываем к хорошим знакомым и членам той же группы?»

Симпатия, доверие, нам нравится проводить время вместе, нравится веселиться вместе.

«Как мы ведем себе с хорошими знакомыми и членами той же группы?»

Мы общаемся с ними по-дружески, но мы с ними не друзья.

Мы не рассказываем им личную информацию.

Мы не говорим им про свои личные чувства.

Нам комфортно находиться рядом с ними, но мы с ними не близки.

«Как мы прикасаемся к людям из второго круга?»

Пожимаем руки, «даем пять», ударяемся кулаками.

«Если кто-то из второго круга не хочет пожимать руку, «дать пять» или удариться кулаками, то не надо этого делать.
Помни, все прикосновения всегда должны быть по согласию. Это значит, что люди согласны и хотят этих прикосновений».

«Давай посмотрим на остальные фотографии. Кто здесь из второго круга? Положи их на него».

«Может ли человек из второго круга попасть в первый круг?»

Да. Когда мы узнаем кого-то получше, наши чувства могут измениться, и человек может стать близким другом.

3. Третий круг – оранжевый

«Третий круг для тех, кто помогает нам по своей профессии – врачей, учителей, полицейских, продавцов. Кто твой врач? Кто твой учитель?»

«Какие чувства мы испытываем к людям помогающих профессий?»

Дружелюбие, благодарность за их работу.

«Как мы ведем себя с людьми помогающих профессий?»

Мы ведем себя с ними вежливо и по-дружески, но мы с ними не друзья.

Мы можем делиться личной информацией с врачом, учителем или полицейским.

Мы можем делиться личными чувствами с врачом, учителем или психологом.

Нам может быть комфортно находиться рядом с ними, но мы с ними не близки.

Мы рады, что врачи, учителя и полицейские могут нам помочь.

«Как мы прикасаемся к людям из третьего круга?»

Пожимаем руку, машем рукой.

«Если кто-то из третьего круга не хочет пожимать тебе руку, то не надо это делать. Помни, все прикосновения должны происходить по согласию. Это значит, что оба человека согласились и хотят этого прикосновения».

«Посмотри на оставшиеся фотографии. Кто здесь из третьего круга? Положи их на него».

«Может ли человек из третьего круга попасть в первый или второй круг?»

Да. Когда мы узнаем людей получше, наши чувства могут измениться. [Примечание: Например, если это педагоги, которые работают с ребенком. Нередко можно увидеть, как педагог приобнимает ребенка или кладет руку ему или ей на плечо. Возможно, вы видели, как ребенок пытается обнять кого-то из педагогов. На самом деле нет необходимости вмешиваться и прекращать это – такие прикосновения лишь сообщают ребенку, что его ценят. Конечно, если педагог обнимает ребенка во время их первой встречи – это не уместно, и мы должны вмешаться и попросить не вести себя таким образом. Но с течением времени естественно, если педагог оказывается во втором круге. Некоторые педагоги, которые давно знают ребенка, переходят в первый круг].

4. Четвертый круг – красный

«Давай посмотрим на оставшиеся фотографии. Это люди, которых мы не знаем – это значит, что нас с ними не знакомили те люди, которых мы знаем, и кому мы доверяем. Повсюду мы встречаем людей, которых мы не знаем. Как мы называем людей, которых мы не знаем? Да, незнакомцы. Четвертый круг для незнакомцев».

«В каких местах ты можешь встретить незнакомцев?»

В автобусе, в метро, на улице, в магазине.

«С некоторыми незнакомцами комфортно находиться рядом, но очень важно помнить – мы все равно не должны с ними общаться. Рядом с другими незнакомцами нам может быть неуютно, неприятно. Если это произойдет, тебе нужно как можно скорее уйти от них подальше. Такое случалось с тобой? Когда тебе было очень неуютно рядом с кем-то незнакомым?»
«Как мы ведем себя с незнакомцами?»

Вежливо, но осторожно.

«Почему незнакомцы отличаются от других людей?»

Они могут быть хорошими или плохими, но мы не знаем, какие они.

Некоторые незнакомцы могут предложить подвезти тебя на машине. Нельзя подходить к их машине.

Некоторые незнакомцы могут предложить купить тебе что-то. Нельзя соглашаться, чтобы они что-то тебе покупали.

«Как мы прикасаемся к людям в четвертом круге?»

Мы никак не прикасаемся к ним. Если кто-то, кого ты знаешь и кому доверяешь, знакомит тебя с незнакомым человеком, вы можете пожать друг другу руки (но только если ты этого хочешь).

С незнакомыми людьми нужно говорить вежливо и не грубить, но, если из-за них ты чувствуешь себя неуютно, важно как можно скорее уйти от них и можно быть невежливым.

«Хорошо, давай положим оставшиеся фотографии в четвертый круг».

Для детей, у которых больше трудностей с обучением

Для некоторых детей может быть необходимо разделить обучение на гораздо более маленькие и простые шаги. С ними нужно будет повторять каждый маленький шаг до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит необходимую информацию. Например, вам, возможно, нужно будет выделить отдельное время для обучения тому, как различать людей из разных кругов. Только после того, как ребенок научится различать, кто относится к какому кругу, вы можете переходить к обучению тому, какие прикосновения уместны для какого круга. Вы можете также решить пропустить вопрос «Как мы себя ведем?» для каждого круга. Вот один из возможных способов упростить шаги:

Примечание: Во время подготовки вам нужно будет сделать дополнительные фотографии. Снимите фотографии того, как люди из первого круга ребенка держатся за руки, обнимаются, целуются в щеку и кладут руки друг другу на плечи. Сделайте фотографии того, как люди из второго круга ребенка пожимают руки или «дают пять». Сделайте фотографии того, как люди из третьего круга ребенка пожимают руки или машут рукой. Не используйте эти фотографии до 3 и 4 шага из последовательности ниже.

1. Используйте фотографии членов семьи, чтобы научить ребенка определять только членов семьи. Просите ребенка поместить фотографии членов семьи в первый круг. Никак этот круг не называйте и не описывайте.

2. Перемешайте фотографии членов семьи с другими фотографиями, чтобы проверить, сможет ли он выбрать только членов семьи. Попросите его поместить фотографии членов семьи в первый круг.

3. Используйте новый набор фотографий, чтобы ребенок научился определять, когда члены семьи держатся за руки, обнимаются, целуют друг друга в щеку или кладут руки на плечи. Попросите ребенка поместить эти фотографии в первый круг. Обязательно говорите об этих видах поведения с ребенком.

4. Перемешайте фотографии членов семьи (оба типа фотографий) со всеми остальными фотографиями. Проверьте, что ребенок может выбрать фотографии только членов семьи. Попросите его поместить их в первый круг.

5. Как только ребенок свободно определяет все фотографии членов семьи, повторите шаги 1-4 с фотографиями близких друзей. Затем повторите шаги 1-4 для остальных трех кругов (во время одного занятия изучайте только один круг). Убедитесь, что ребенок правильно размещает фотографии в соответствующих кругах. Когда вы доберетесь до круга незнакомцев, обязательно убедитесь, что ребенок понял, что к незнакомцам совсем нельзя прикасаться.

Для детей, которые могут читать

Если ваш ребенок умеет хорошо читать, то вы можете использовать маленькие надписи вместо фотографий. Используйте одну надпись для одного человека. Надпись можно поместить в соответствующий круг. Для людей из кругов 1 и 2 напишите имена конкретных людей на каждом ярлычке. Для людей из круга 3 напишите имя и/или профессию. Для незнакомцев из круга 4 напишите описание какого-то человека (например, мужчина в машине или женщина с собакой на улице).

Если ребенок умеет читать, можно также использовать фотографии и подписи одновременно. Подумайте о том, как ребенку будет проще запомнить то, чему вы его учите. Если вы думаете, что фотографии могут облегчить ему задачу, то используйте их.

Когда ребенок прикасается к другим людям

Когда ребенок начнет понимать, что у него или нее есть право соглашаться или не соглашаться на чужие прикосновения, вы можете использовать «Круги и отношения» для того, чтобы показать ребенку, что нельзя прикасаться к другим людям без разрешения.

Предположим вы видите, что ваш ребенок прикасается к взрослому или другому ребенку, которому не нравится, что ваш ребенок его трогает. Объясните ребенку, что каждый человек находится в центре своих кругов. Нарисуйте другие круги и поместите того человека, к которому прикасался ребенок, в центр. Определите, к какому кругу другого человека принадлежит ваш ребенок, поместите его фотографию (или напишите его имя) в этот круг. Напомните ребенку, что даже в круге, в котором можно прикасаться, другие люди все равно могут отказаться от прикосновений. «Ты решаешь, кто может к тебе прикасаться, _____ тоже может решать, кто к нему прикасается».

Дополнительная информация для старших подростков

«Иногда люди спрашивают, в каком круге находится парень или девушка, с которыми они встречаются. Они находятся в круге «Я», потому что, когда люди встречаются с девушкой или парнем, они могут прикасаться друг к другу так, как нельзя прикасаться ни в каком другом круге».

«Какие чувства мы можем испытывать к тем, с кем мы встречаемся?»

Симпатию, любовь, доверие, «бабочки в животе», физическое влечение, сексуальное желание, желание проводить время вместе.

«Как мы ведем себя с теми, с кем мы встречаемся?»

Мы делимся с ними личными мыслями и чувствами.

Мы хотим быть вместе с ними.

Мы говорим с ними, когда мы расстроены.

Мы хотим прикасаться к ним так, как мы не можем прикасаться к людям из других кругов.

«Как мы прикасаемся к тем, с кем мы встречаемся?»

Сидим вплотную друг к другу, держимся за руки, целуемся, обнимаемся.

«Но помни, что любые прикосновения должны происходить по согласию. Это значит, что оба человека согласны и хотят этого прикосновения. Оба человека говорят ДА».

Если у вас есть фотография девушки или парня вашего ребенка, то поместите ее в круг «Я».

Также смотрите:

Профилактика сексуального насилия
outfund.ru

Гайд: как предотвратить сексуальное насилие

Сейчас в российском твиттере появилось несколько тредов, где обсуждается неподобающее поведение и сексуальные домогательства со стороны мужчин. В частности, речь идет о тех, кто работал или работает в российских медиа.

Среди тех кого обвинили в харрасменте: Руслан Гафаров — бывший сотрудник «Открытой России», SMM-менеджер Сбербанка, Сергей Миненко — руководитель проектов Сбербанка, экс-сотрудник изданий Menʼs Health Russia, «Мел», «Газета.ru» и «Известия».

В приставаниях также обвинили шеф-редактора «МБХ медиа» Сергея Простакова и фоторедактора издания Андрея Золотова. Еще одним обвиненным в домогательствах стал ведущий «Дождя» Павел Лобков.

Однако, несмотря на все эти случаи, информации о том, как предотвратить сексуальное насилие в русскоязычном интернете катастрофически мало. Вот несколько простых шагов, которые могут уберечь вас или ваших близких от сексуального насилия.

Статистика

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина пережили сексуальное насилие.

Примерно каждая 5 женщина и 38-й мужчина стали жертвами изнасилования или же поптыки изнасилования. При этом каждый 14-й мужчина пытался совершить изнасидование или же насиловал кого-либо.

Каждая третья женщина впервые пережила изнасилование в возрасте 11-17 лет. А каждая 8-я призналась, что стала жертвой изнасилования в возрасте до 10 лет.

Каждый 4-й мужчина впервые стал жертвой изнасилование в возрасте 11-17 лет. А практически каждый 4-й признался, что его изнасиловали в возрасте до 10 лет.

По последним данным, изнасилование обходится государству (здесь мы опираемся на данные по США — прим.ред) более чем в в $122 тысячи. Сюда входят такие траты как: медицинские издержки, потери из-за снижения продуктивности жертв насилия, оплата деятельности судебной системы и т.д.

Что делать в ситуации, если есть угроза сексуального насилия для вас или окружающих?

Крупнейшая в США некоммерческая организация по борьбе с сексуальными преступлениями «Национальная сеть по изнасилованиям, насилию и инцесту» (RAINN) опубликовала гайд под названием «Шаги, которые вы можете предпринять, чтобы предотвратить сексуальное насилие».

Первое, что вы можете сделать в подобной ситуации — использовать отвлекающий маневр. Например, если вы на вечеринке, принесите свежую еду или напитки. Предложите их всем, включая тех, кто кажется вам подозрительным. Или же организуйте какую-либо активность: например, игры, танцы и т.п. Это поможет отвлечь внимание от человека, которому может угрожать сексуальное насилие.

Второе — не делайте вид, что ничего не происходит. Если вы видите, что чья-то безопасность под угрозой, спросите человека об этом прямо. Например, это могут быть вопросы «С кем ты пришел/а?» или « Хочешь, я с тобой посижу ?»

Третье — сообщите о происходящем работникам заведения, если вы в баре или клубе. Например, обратитесь к охраннику или бармену. Обеспечить безопасность посетителей в их интересах. Если же ситуация выходит из-под контроля, не бойтесь позвонить в полицию.

И четвертое — привлеките внимание других людей к происходящему. Попросите кого-нибудь вместе с вами подойти к человеку, которому угрожает опасность. Если вы боитесь, попросите кого-то вмешаться вместо вас.

Профилактика сексуального насилия
polit.ru

Профилактика насилия — правила для девушек

Профессиональная охрана ЧОП САРМАТ

Полностью обезопасить себя сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск к минимуму вполне реально и не очень трудно.

Почему-то принято считать, что сексуальное насилие совершается ночью, в глухом переулке, маньяком зловещими чертами лица. Но это далеко не так.

По статистике, до 70% таких преступлений совершается вечером — от 18 до 23 ч и лишь от 7 до 14% ночью. Местом совершения преступления чаще примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18% сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

Если говорить о преступниках, то подавляющее большинство психически здоровы. Даже среди лиц, вершивших так называемые «серийные» убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подверглись судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7% ОВД признаны невменяемыми.

В возрасте до 30 лет, а каждый третий из них — школьник или учащийся ПТУ. Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При 22% случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.

Как это ни странно, иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они сами провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства.

А так как вы живете не в вакууме, вам необходимо общаться с огромным количеством людей. Причем чем вы будете становиться, тем шире будет круг ваших знакомых. В том числе среди них будут и мужчины, обычно, подавляющее большинство этих людей — представители общества.

Однако предусмотреть жизненные ситуации невозможно, а потому нужно обезопасить себя на случай встречи с личностью, склонной к сексуальной агрессии, несколько рекомендаций, следуя которым можно реально снизить риск нападения:

1. Всегда демонстрируйте уверенность в себе:

  • внешним походкой, взглядом, ответами на вопросы;
  • идя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь нить местонахождение телефона, людей, которые бы вам помочь в случае опасности;
  • если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, то прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо иных улиц, мест сборов мужских компаний;
  • кайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла щи, но чтобы ее трудно было сорвать; не в ходите в подъезд, лифт с незнакомым мужчиной;
  • будьте осмотрительны при случайных знакомствах, не следует называть свой адрес, а если можно, то и телефона.

2. Назначайте свидания на «нейтральной» территории; никогда не останавливайте попутных машин; приобретите разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе.

3. Купите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку — лак для волос, дезодорант.

4. Вам показалось, что вас преследуют, — перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец, поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно противостоять насильнику, надо знать, как себя вести.

5. Заговорите с ним. Чем дольше он будет говорить с вами, тем труднее психологически ему будет причинить вам вред. Кроме того, вы выигрываете время. Постарайтесь озадачить преступника. Он ждет от вас криков о помощи, сопротивления, но не сочувствия, доброжелательности. Спокойно сообщите преступнику о своей мнимой болезни. Но не говорите, что у вас СПИД или сифилис, — не поверит. Чем необычнее и непонятнее будет то, что вы скажете, тем достовернее ваши слова прозвучат для насильника. Если же ничего не помогло и преступник от своих намерений не отказался, — сопротивляйтесь. Но сопротивление должно быть решительным, иначе оно только подтолкнет преступника к более активным действиям.

6. Используйте все имеющиеся под рукой средства: зонт, ключи от квартиры, пилочку для ногтей. Вспомните кошмарные эпизоды из американских фильмов о сексуальном насилии, где жертва, сопротивляясь, вонзает карандаш в глаз преступника, бьет его каблуком-шпилькой в пах. Страшно? Не сможете? Но в тех же фильмах показано, что насильник может с вами сделать, если сопротивление не будет эффективным. Подумайте!

7. Купите себе аэрозольную упаковку с веществом слезоточивого и раздражающего действия — «газовый баллончик». Разрешения на приобретение не требуется, а затраты с лихвой окупятся, если удастся с помощью этого вещества избежать насилия. Но не пользуйтесь им, не изучив соответствующие правила, иначе эффект может быть обратным желаемому.

8. Не бойтесь причинить преступнику вред. Закон дает право каждому гражданину России на необходимую оборону, т. е. если вы защищаете себя, свои права и права других лиц, интересы государства, то не будете нести никакой ответственности даже в случае смерти преступника в результате ваших действий.

Может случиться так, что ваше сопротивление не достигнет цели и преступник добьется своего. Это отнюдь не значит, что больше ничего делать не нужно. К сожалению, этим несчастья могут не закончиться. Совершив преступление, насильник, возможно, вспомнит об уголовной ответственности за содеянное и захочет избавиться от жертвы. И вот тут необходимо убедить его, что огласка случившегося не в ваших интересах. Не дожидайтесь действий преступника, первыми попросите его сохранить происшедшее в тайне, сославшись на строгих родителей, жениха. Соглашайтесь со всем, что он будет говорить, отдайте без сопротивления все, что ему понравится из ваших вещей.

9. Постарайтесь запомнить внешность преступника: его , телосложение, цвет глаз и волос, особые приметы шрамы, родинки), одежду, характерные жесты, манеру говорить, привычки. Обратите внимание на то, где на месте происшествия преступник оставил следы своего пребывания (след обуви в мягком грунте, следы рук и на бутылках и стаканах, брошенный окурок). Но вот худшее позади, преступник ушел, и перед жертвой встают вопросы: что же делать после того, что произошло? Идти в милицию? Остаться один на один со своей бедой, считая, что жизнь кончена и хорошего в ней больше ничего не будет? Поплакать и забыть?

10. Прежде всего немедленно уйти с места происшествия! Преступник может вернуться для того, чтобы повторить свои действия или убить опасного свидетеля.

11. И последняя рекомендация. Не пытайтесь справиться со своей бедой в одиночку. Это намного труднее. Расскажите кому-нибудь о случившемся, попросите совета.

Преступник может быть болен венерической болезнью. Результатом изнасилования может стать беременность. Поэтому первый помощник жертвы сексуального насилия — квалифицированный специалист-медик: венеролог, гинеколог, сексопатолог, уролог. А также психолог и психиатр, которые помогут преодолеть последствия психической

Насилие

Люди зачастую испытывают насилие, но не понимают этого, ибо привыкли считать подобное нормой. Всякая попытка подчинить себе другого человека вопреки его желанию связана с ущемлением прав человека, чего быть не должно.

Работа над ошибками.

Насильственное поведение партнера можно изменить в любой момент.

Забудьте об этом. Единственный, кого человек действительно может контролировать, — это он сам (да и то, кстати, не всегда). Никогда нельзя предугадать, как поведет себя другой человек, даже хорошо знакомый. И уж тем более наивно полагать, что можно повлиять и него и изменить его поведение.

Сексуальное насилие — это только изнасилование.

Нет, не только. К сексуальному насилию можно отнести:

  • сексуально навязчивые поступки (кто-либо словами или делами проявляет по отношению к тебе свой сексуальный интерес без твоего желания и согласия);
  • вовлечение одного человека другим в сексуальные отношения при помощи таких средств, как ложь, постоянное давление («пожалуйста, только один раз, все) будет хорошо…»), поддразнивание («когда же наша детка наконец вырастет…». Поверьте, это совсем не тот случай, когда следует кому бы то ни было доказывать, что тебе «не слабо»);
  • принуждение и подталкивание к сексуальным действиям при помощи физической силы.

Как видно, сексуальное насилие многогранно — от отельных шлепков и щипков до подталкивания к ситуации изнасилования. Конечно, эти поступки не равнозначны , однако каждый из них является сексуальным насилием над личностью. Все они возникают из-за недопонимания простой истины — все это удовлетворение собственных прихотей и нужд за счет ущемления интересов другого человека, что недопустимо и преследуется по закону.

Сексуальное насилие — это проявление бесконтрольного сексуального желания. Изнасилование — это скорее проявление агрессии и, нежели сексуального желания.

Часто человек, совершающий изнасилование, стремится таким образом (чинить себе другого. Секс становится средством выражения агрессии, власти, силы.

Сексуальное насилие происходит только между людьми, которые не знают друг друга. По статистике многих стран, в 84% случаев изнасилований — преступник и жертва были знакомы. Более того, насильником может быть и достаточно близкий человек — кровный родственник (отец, мать, дедушка, дядя — в таком случае сексуальное насилие называется инцестом), и человек, исполняющий в семье определенную роль: мачеха, опекун).

Тот, кто подвергся сексуальному насилию, сам виноват в случившемся.

Довольно часто люди, в том числе и близкие, обвиняют жертву изнасилования в том, что произошло. По их мнению, изнасилование можно расценить как возмездие на «вызывающее» поведение, внешний вид и т. д. Такой подход часто приводит к тому, что пострадавший старается скрыть от окружающих факт насилия, даже несмотря возможные последствия: психические расстройства, симптомы заболеваний, передаваемых половым путем, и другие неприятные обстоятельства. На самом деле «легкомысленное» поведение жертвы так же не оправдывает агрессивные действия преступника, как открытые окна домов не оправдывают квартирного вора. В любом случае жертва вряд ли хотела быть изнасилованной или «заслужила» это. Изнасилование — слишком тяжелое наказание за легкомысленную одежду или фривольное поведение.

Однозначная правда. Все проявления, нарушающие ваши права, — это насилие.

Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый чело век, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, вы имеете право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свое свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

Памятка

Если вы не хотите стать жертвой насилия — соблюдайте несколько правил:

1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.

2. В начале вечеринки предупредите всех, что не yйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.

3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.

4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.

5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.

6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.

7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.

8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его «личного пространства». Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие oт дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает, не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, я это не так.

Обращая внимание на знаки подобного рода, вы жете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компанией друзей или знакомых.

Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

Как снизить риск сексуального надругательства или изнасилования:

  • Ходить на вечеринки с несколькими друзьями. Вместе приходить, держаться рядом и вместе уходить.
  • Не оставлять свой напиток без присмотра и не наливать себе ничего из открытых емкостей.
  • Постоянно следить за тем, кто находится вокруг.
  • Не оставаться наедине с незнакомыми людьми. Не соглашаться на предложение подвезти от незнакомых людей.
  • Не возвращаться поздно в одиночестве.
  • Понять, насколько близкие отношения нужны и никогда не переходить черту.

Если при просмотре данного материала, у Вас возник собственный вопрос, то Вы можете воспользоваться сервисом консультаций по вопросам охраны и задать его в один из ниже предложенных разделов.

Профилактика сексуального насилия
chopsarmat.ru

Профилактика сексуального насилия

Во всех лечебных мероприятиях нужно учитывать как конкретную ситуацию, так и последствия сексуального злоупотребления. Психотерапевтические меры постоянно интегрируются в общий план терапии, охватывающий всех пострадавших и все занимающиеся данным случаем инстанции (например, подростковую службу, суд, клиники и т. д.).
Таким образом, вмешательство не ограничивается психотерапией в узком смысле, а является комплексным.

Неотложная помощь и показания для дальнейшей терапии сексуального злоупотребления и насилия

Вначале нужно составить представление о виде и масштабах сексуального злоупотребления и оценить степень опасности, угрожающей ребенку. Поэтому сначала рекомендуется нормализовать обстановку, изолируя ребенка от лица, совершающего насилие. Иногда для этого бывает необходима помощь юристов.

На следующем этапе нужно установить показания для принятия дальнейших мер. При этом различают (по Furniss) три вида вмешательства.
1. Наказание виновного в сексуальном злоупотреблении. Лицо, совершавшее злоупотребление, должно быть осуждено. Если таким лицом является глава семьи, то заключение его в тюрьму на длительный срок может иметь серьезные экономические последствия для всех членов семьи.

2. Меры по первичной защите ребенка. Они предусматривают защиту ребенка от семьи, что часто выражается в обвинении обоих родителей, а не только того, кто допускал злоупотребление. При этом ребенка часто изолируют и от того родителя, с которым у него хорошие отношения.
В результате изоляции ребенка от семьи родители нередко отвлекаются от собственных проблем и у них возникает новая солидарность на почве «борьбы за ребенка». Кроме того, ребенок может считать себя виноватым в отделении от семьи.

3. Первичное терапевтическое вмешательство. Как при изоляции ребенка от семьи, так и без такой изоляции терапевтическое вмешательство должно привести к нормализации обстановки в семье. Основные этапы этого процесса приведены ниже (Furniss).

Терапевтическое вмешательство при сексуальном насилии в семье по отношению к детям (по Furniss):
1. Прекращение противоправных действий
2. Признание отцом собственной вины и принятие на себя отцовской ответственности
3. Оба родителя принимают на себя в равной степени ответственность за общее благополучие ребенка. Восстанавливаются границы между поколениями
4. Налаживание отношений между матерью и дочерью. Проблема: эмоциональная дистанция между матерью и ребенком. Разочарование ребенка и соперничество с матерью
5. Работа с эмоционально-сексуальным партнерским конфликтом: сексуальный конфликт сочетается с эмоциональной незрелостью и зависимостью
6. Налаживание отношений между отцом и дочерью. Проблема: чувства ребенка — ненависть, любовь, бессилие и власть; ревность отца и потребность в контроле

Как видно, терапевтический процесс протекает в шесть этапов. На первом этапе воздействие направлено на предотвращение дальнейших противоправных действий. Это, как правило, невозможно без отделения ребенка от лица, совершающего злоупотребление (в данном случае речь идет об отце).

На втором этапе лечения отец должен признать свою вину и взять на себя ответственность за ребенка. Только таким путем можно реконструировать образ отца.

На третьем этапе от обоих родителей требуется, чтобы они приняли на себя ответственность за воспитание ребенка и заботу о нем. Таким образом подтверждается, что заботиться о своем ребенке хотят оба родителя, в том числе и тот, кто допускал злоупотребление. Эта совместная ответственность никак не противоречит тому, что отец «из соображений защиты или безопасности» ребенка на какое-то время уходит из семьи и живет в другом месте.

На четвертом этапе предпринимают попытку нормализовать отношения матери с ребенком, так как часто у ребенка отмечается явное разочарование из-за того, что мать не могла его защитить от сексуального злоупотребления. Следующая цель состоит в том, чтобы использовать хорошие доверительные отношения между матерью и ребенком в будущем для предупреждения новых актов сексуального злоупотребления: при устойчивом доверительном отношении к матери ребенок в случае опасности нового эпизода сможет искать защиту у матери.

На пятом этапе терапевтическое воздействие направляется на эмоциональные и сексуальные партнерские конфликты, нередко имеющиеся у родителей. Как правило, сразу после того, как факт сексуальных злоупотреблений становится известным, происходит смешение ролей родителей и партнеров. Часто наблюдаются острые декомпенсации у обоих родителей, например у родителя, совершавшего насилие, возможны суицидальные попытки, алкогольные эксцессы или бегство из семьи, а у другого родителя — намерение развестись или разъехаться.

Таким образом, вначале необходимо преодолеть эту острую фазу, чтобы суметь подойти к глубинным партнерским конфликтам, которые нередко бывают причиной сексуального насилия над детьми.

Только на шестом, и последнем, этапе центральной темой в работе становятся отношения между родителем, совершавшим злоупотребление (чаще всего отцом), и ребенком — объектом злоупотребления. Переработка этих отношений особенно важна потому, что они имеют исключительное значение для психосексуального развития ребенка, подвергавшегося домогательству.

Если не удается консолидировать его отношения с родителем, совершавшим насилие, то возникают опасности для последующего сексуального развития, будь то не удовлетворяющие сексуальные контакты или занятие проституцией. Сексуальное насилие над мальчиками грозит аналогичными последствиями.

Если из-за каких-то обстоятельств первичное терапевтическое вмешательство в данном случае невозможно и уже предприняты другие меры (например, штрафные санкции или меры по защите ребенка), то возможности для такого вмешательства можно найти на каждом из последующих этапов. К этому надо стремиться.

Психотерапевтическая работа с жертвой сексуального злоупотребления и насилия

Если акцент воздействия лежит на семье, это не значит, что индивидуальная работа с ребенком, подвергавшимся насилию (индивидуально или в группе), менее важна. Она имеет исключительное значение и начинается, как правило, в форме индивидуальной психотерапии, но может быть продолжена — в зависимости от возраста ребенка — и в небольшой группе таких же пострадавших детей.

Как правило, рекомендуется начинать работу с ребенком индивидуально, причем в зависимости от возраста ребенка могут применяться вспомогательные средства, например соответствующие куклы и игровые материалы. С детьми школьного возраста уже хорошо удается вербальный подход.

Терапевтическими целями в обоих случаях являются (Flirniss):
• помощь ребенку в разговоре на тему о сексуальном насилии;
• предоставление информации об анатомии половых органов и сексуальном развитии;
• помощь в построении адекватной самооценки;
• помощь в развитии самостоятельности и способности принимать решения; таким образом должно преодолеваться чувство беспомощности, часто свойственное ребенку, подвергавшемуся сексуальному насилию.

Индивидуальная терапия должна быть различной в зависимости от формы и продолжительности сексуального насилия и сопутствующих обстоятельств. Действенны и целесообразны следующие меры (Engfer, Remschmidt):
1. Устранение чувства вины у ребенка: у него не должно быть ощущения, что он ответствен за инцест и возможный распад семьи.
2. Отделение преступника и жертвы: как правило, либо преступник (чаще всего отец), либо ребенок должен покинуть семью. Только так можно избежать повторения эпизода насилия.
3. Создание доверительных отношений с терапевтом как основы для любой последующей формы адекватных отношений со взрослыми. К тому же это служит базисом для любого лечения.
4. Сексуальное воспитание и подготовка к ответственным действиям. Эта задача представляется особенно сложной из-за травмирующего прошлого опыта ребенка, но она должна осуществляться на поздних этапах терапии с целью сделать возможными адекватные сексуальные отношения в будущем.
5. Подробное обсуждение проблем автономии. Речь идет о самоконтроле, внешнем контроле, самооценке, оценке со стороны окружающих, собственных потребностях и контактах.

Психотерапевтическая работа с лицом, совершившим сексуальное преступление

Лицу, совершившему преступление, тоже во многих случаях показана индивидуальная терапия, особенно при наличии психопатологических симптомов, расстройствах личности и недостаточной социализации. Согласно обзору Маршалла и сотр. (Marshall et al.), наиболее эффективны обширные когнитивные поведенческо-терапевтические программы для педофилов, лиц, склонных к инцесту, и эксгибиционистов (но не для насильников), причем в некоторых случаях дополнительно применяются антиандрогенные препараты.

Мероприятия семейной терапии при сексуальном злоупотреблении и насилии

Представляется бесспорным, что сексуальное злоупотребление и насилие часто бывает следствием длительного расстройства коммуникаций в семье.

Поэтому терапия направлена на переструктурирование семьи с учетом следующих аспектов:
• устранение границ между семьей и внешним миром, как правило, очень жестких;
• усиление самоотделения и самоопределения отдельных членов семьи;
• объяснение причин, вызвавших сексуальное злоупотребление по отношению к ребенку;
• индивидуальное лечение ребенка, а по возможности и лица, совершившего преступление;
• уточнение вопроса, возможна ли после проведения адекватной терапии реконструкция внутрисемейных отношений.

Для достижения этих целей существуют методы, которые опытным терапевтом могут применяться с определенной гибкостью, однако в неопытных руках способны привести к эскалации семейного конфликта.

Юридические вмешательства. Опыт разных стран показал, что одним лишь наказанием преступника исправить невозможно. Поэтому был сформулирован принцип «терапия вместо наказания». Однако во многих случаях этому принципу следовать нельзя ввиду тяжести жестокого обращения, склонности к рецидивам и уклонения от лечения. Как показал пример США, необходимо комбинировать обязанность граждан сообщать о фактах сексуального насилия в семье с обязательностью лечения. О том, как регулируются эти вопросы в немецком законодательстве, можно узнать из монографии Маркуардта (Marquardt).

Профилактика сексуального насилия
meduniver.com

Сексуальное насилие

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК — 2014

Общая информация

Краткое описание

В целях комплексного удовлетворения всех потребностей ЛПСН, а также обеспечения преемственности в предоставлении услуг медицинские организации, необходимо сотрудничать с правоохранительными органами, социальными службами, кризисными центрами для жертв изнасилования, неправительственными организациями (НПО) и другими учреждениями [10].

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 290 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 руб / 4500 тг в мес.
  • Регистратура + Касса — 15 800 руб / 79 000 тг в год

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • С нами работают 290 клиник из 4 стран
  • Подключение 1 рабочего места — 800 руб / 4500 тг в месяц
  • Регистратура + Касса — 15 800 руб / 79 000 тг в год

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

Диагностика

II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

* серологические тесты на сифилис и ВИЧ-инфекцию, гепатит В и С проводятся даже в тех случаях, когда первоначальные результаты были отрицательные.

• общий анализ мочи.

Решение по поводу обследования ребенка на ИППП принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Обследование ЛПСН до 18 лет на ИППП проводится с письменного согласия родителей или других законных представителей ребёнка. Родители или законные представители ребёнка по желанию могут также присутствовать при обследовании. При отсутствии законных представителей ребёнка решение об обследовании принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинских организаций и законных представителей [3, 7].

Необходимо знать, что в результате нанесенной психологической травмы ЛПСН не всегда признаются в том, что над ними совершено сексуальное насилие. Поэтому медицинским работникам необходимо обратить внимание на клинические симптомы и определенные типы поведения пациентов, которые могут указывать на то, что они подвергаются насилию со стороны интимного партнера.

• частые консультации врача без четкого диагноза.

Ни один из указанных выше признаков автоматически не означают, что пациент/ка подвергся/лась СН. Однако эти признаки должны вызвать подозрение. Медикам следует попытаться встретиться с женщиной наедине и спросить ее о возможном насилии. Даже если в этот раз пациент не решится рассказать о насилии, но будет знать, что врач в курсе проблемы и сможет обратиться к нему позднее [1].

Медицинскими работниками обеспечивается сопровождение ЛПСН в соответствии с правилами согласно Приложению 4.

Дифференциальный диагноз

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

Интерпретация результатов анализов, исследований

Второе мнение относительно диагноза, лечения

Выбрать врача

Лечение

Медикаментозное лечение

Экстренная активно – пассивная профилактика у ранее не привитых людей не гарантирует во всех случаях предупреждение столбняка, кроме того, она сопряжена с риском немедленных и отдаленных реакций, а также осложнений в ответ на введение ПСС. Для исключения повторного введения ПСС в случае новых травм всем лицам, получившим активно-пассивную профилактику, необходимо обязательно закончить курс активной иммунизации путем однократной ревакцинации АС – анатоксином или АДС-М – анатоксином [4].

В особых случаях (при высоком риске заражения ВИЧ) применяется трехкомпонентной профилактики. В качестве третьего препарата возможно применение прпарата лопинавир\ритиновир 200\50 мг, в дозировке по 2 таблетки 2 раза в день.

ПКП необходимо назначать как можно раньше, лучше в первые 2 часа после контакта, но не позже, чем через 72 часа. Назначение АРВП после 72 часов нецелесообразно[5, 6].

• прекратить кормление грудью.

• ЛПСН выдают стерильную марлевую салфетку для защиты половых органов от загрязненного белья, которое рекомендуется сменить.

• противогрибковый препарат (флуконазол 150 мг однократно перорально).

Для экстренной контрацепции нежелательной беременности при информированном согласии ЛПСН назначается левоноргестрел 1,5 мг внутрь в один прием (при условии, что с момента изнасилования прошло не более 72 часов) [9].

• оказание социальной помощи.

Профилактика сексуального насилия
diseases.medelement.com

Сексуальное насилие и терапия психологической травмы

Сексуальное насилие и терапия психологической травмы

Оглавление:

Сексуальное насилие – это …

Сексуальное насилие — это любая форма сексуального насилия (женщин, детей, мужчин), включая изнасилование, приставания, домогательства, сексуальные унижения и принуждения к сексу, любые формы сексуального контакта, при этом против воли жертвы. Большинство экспертов по сексуальному насилию соглашаются, что сексуальное насилие никогда не связано только с сексом. Вместо этого, это часто попытка получить власть над жертвами.

Важно учитывать тот факт, что в некоторых случаях жертвы сексуального насилия не обращаются в полицию и сразу не фиксируют следы и признаки сексуального насилия. Первые мысли, которые могут посетить, это смыть с себя эту «грязь».

Сексуальное насилие – это действий совершаемые со стороны агрессора против воли жертвы, которые могут быть в форме приставаний, домогательств, любых форм половых контактов, сексуальных унижений и изнасилования.

Почему важна помощь жертвам сексуального насилия?

Травма изнасилования или сексуального насилия является основной причиной посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), она может быть разрушительной для психики человека, и вы можете испытывать чувство вины, чувствовать страх, стыд и одиночество, страдать от кошмаров и других неприятных воспоминаний. Но независимо от того, насколько вы плохо себя чувствуете сейчас, важно помнить, что вы не виноваты в том, что произошло, и вы можете восстановить свое чувство безопасности и доверия. Восстановление от сексуальной травмы требует времени, и процесс заживления может быть болезненным.

При правильных стратегиях и поддержке вы можете избавиться от травмы, восстановить свое чувство контроля и самооценки и даже посмотреть на ситуацию с другой стороны, при этом чувствуя себя более сильной и психически здоровой личностью.

Поэтому немедленная помощь в кризисных ситуациях после сексуального насилия может оказаться неоценимой и даже спасти жизни. Терапия также может быть полезной для тех, кто сталкивался с сексуальным насилием в детстве.

Последствия изнасилования и сексуальной травмы.

В результате насилия у жертв появляется целый набор травматических симптомов. При этом необходимо заниматься решением проблемы, для предотвращения развития ПТСР.

После изнасилования ваш мир становиться больше не похож на безопасное место. Вы перестаете доверять людям. Вы можете даже перестать доверять себе. Вы можете подвергать сомнению свои суждения, свое здравомыслие, свою ценность. Вы можете обвинять себя в том, что произошло.

Помните то, что Вы испытывает это нормальная реакция на травму. Ваши чувства беспомощности, стыда, самообвинения, вины – это симптомы.

Также могут появиться другие проблемы психического здоровья:

Депрессия – сопровождающаяся чувствами безнадежности, уныния. Депрессия может быть легкой, сильной и изнурительной.

Беспокойство, которое может перерасти в агорофобию, панические атаки, хронический страх перед лицом человека, который нанес травму.

Посттравматический стресс — сопровождается постоянным воспроизведением психотравмирующей ситуации.

Терапия сексуального насилия.

Как пережить сексуальное насилие? Хотя последствия сексуального насилия довольно травматичны, восстановление психики возможно. В одиночку с такой травмой справиться практически невозможно, поэтому рекомендуется обраться к специалисту. Совместная работа между специалистом и жертвой изнасилования позволяет обеспечить успех терапии. Особенно эффективны следующие терапевтические подходы:

Когнитивная поведенческая терапия может помочь жертвам насилия отказаться от неадаптивного поведения. Например, человек, который подвергся насилию в детстве, может так бояться близости, что избегает романтических отношений. Когнитивная поведенческая терапия может помочь ему скорректировать автоматические мысли, которые заставляют его избегать близости, что позволит ему работать над здоровыми отношениями и поведением.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в основе терапии лежит ускоренная переработка информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания [1] .

Подводя итоги.

Хотелось бы отметить, что успешная терапия травмы жертвы сексуального насилия зависит от правильно определения цели и предмета воздействия. Если цель и предмет воздействия выбран не правильно то эффект терапии будет минимальным. Целями воздействия могут быть и детские ранние воспоминания, недавние травмирующие события. В работе жертвами насилия требуется особая внимательность, терапевту необходимо позаботиться о создании у них чувства безопасности. Жертве сексуального насилия становит после травмы тяжело социально адаптироваться, у неё занижена самооценка, она испытывает чувство вины, страха. Поэтому в задачи терапевта также входит обеспечение благоприятных условий для терапии. Результатом успешной терапии будем повышение социального взаимодействия, улучшение самооценки, снижение чувства страха, устранение чувства вины и др.

автор: Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

  1. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2008. – 304 с.
www.psy-expert.ru

Семинар «Сексуальные посягательства в отношении детей и подростков»

Проблема сексуального насилия становится особенно актуальной в случаях, когда насилие происходит над самыми незащищенными представителями общества – детьми.

«Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения (2002) примерно 20% женщин и 5-10% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве. Исследования, проведённые в разных странах мира, подтверждают эти цифры, а некоторые из них имеют более высокие показатели. Помимо этого, ООН сообщает, что миллионы детей ежегодно эксплуатируются в сексуальной индустрии». [3]

«В последние годы в России участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела». [5]. Но в реальности эти показатели значительно выше.

Дети и подростки – это наибольшая группа риска по совершению сексуальных преступлений, что еще раз доказывает необходимость начинать профилактическую работу со школьного, а возможно, и более раннего возраста. Для осуществления полноценной профилактики необходима согласованная деятельность педагогов, психологов, родителей, социальных работников, медиков, и правоохранительных органов.

К сожалению, проблема сексуального насилия в отношении детей практически замалчивается у нас и на государственном уровне, и в средствах массовой информации, и при разработке различных социальных программ. О ней особо не говорят или не знают ни специалисты, работающие непосредственно с детьми и подростками, ни родители. Кроме того, недостаточно четко налажены связи между различными ведомствами и учреждениями, специалисты которых работают над проблемой сексуального насилия в отношении детей. Это отрицательно сказывается на эффективности профилактической работы, принимаемых мер, поскольку только совместными усилиями можно полноценно проводить работу по профилактике насилия.

Для достижения эффективных результатов профилактической работы по данной теме одна из важнейших задач – повышение компетентности специалистов, работающих с детьми. Они не всегда готовы на практике решать сложнейшие задачи, ориентированные на работу с жертвами сексуального насилия и их семьями.

Предлагаю вашему вниманию семинар «Сексуальные посягательства в отношении детей и подростков» для психологов образовательных учреждений.

Целями данного семинара являются:

  • Осознание актуальности темы сексуального насилия над детьми и подростками.
  • Ознакомление с методами выявления и психологической реабилитации детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию.
  • Разработка мер по профилактике сексуального насилия над детьми и подростками.

Программа семинара включает в себя:

1. Введение в тему семинара

  • Актуальность проблемы сексуального насилия, ситуация в России.
  • Определение сексуального насилия над детьми и подростками, формы, способы принуждения. (См. Приложение 1)

2. Мифы и реальность (работа по группам). (См. Приложение 2).

3. Признаки сексуального насилия над детьми и подростками. (См. Приложение 3).

4. Просмотр видеофильма о сексуальном насилии над детьми. Осознание собственных чувств к проблеме СНД.

Перерыв

5. Последствия сексуального насилия.

6. Психологическая реабилитация детей и подростков– жертв сексуального насилия.

7. Практическая работа (работа с пластилином).

8. Профилактическая работа с детьми, родителями и педагогами. (работа по группам).

9. Подведение итогов семинара.

Семинар проводится в интерактивной форме, с помощью тренинговых упражнений и элементов арт-терапии участники, прежде всего, оценивают собственное отношение к проблеме сексуального насилия и отрабатывают свои чувства в отношении этой тяжелой для восприятия темы. «Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеют ли место какие-либо аспекты феномена переноса». [4]

Также необходимо знать какие чувства могут возникнуть у вас при работе с детьми, подвергшимися сексуальному насилию. На семинаре мы смотрим и обсуждаем музыкальный видеоролик о сексуальном насилии над детьми, вызывающий сильные эмоции. Сами случаи сексуального насилия над детьми всегда вызывают тревогу, воспринимаются как катастрофа, как что-то необратимое. Это могут быть очень жестокие истории, в которые трудно поверить. Шок, отрицание, неверие, гнев, жалость и отвращение, чувство бессилия и растерянность – все это нормальные реакции на случившееся. Важно не переносить свои эмоции на ребенка, дети хорошо читают язык мимики. Если ребенок, обратившись к вам, встретит подобные чувства, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Но консультант все же может потерять возможность управлять своими чувствами, эмоционально сгореть, у него может появиться определенная симптоматика, и он обязательно должен вовремя среагировать и пройти супервизию. Очень важно нам, как специалистам, уметь справляться со своими негативными чувствами, т.к. они могут оказать дополнительное травмирующее действие на ребенка.

В ходе групповой работы на семинаре специалисты знакомятся с ложными представлениями – мифами о сексуальном насилии в отношении детей. Среди них мнения о том, что сексуальные покушения на детей редки и совершаются главным образом в бедной, необразованной среде, неполных семьях и посторонними людьми; что рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное; что девочки-подростки сами виноваты в том, что случилось и т.д.

Зачем нужно знать эти мифы? Мы как психологи не сможем оказать качественную помощь, если будем верить в них, мы можем саморазрушиться. Это насилие над собой и в итоге эмоциональное выгорание, снижение квалификации. А консультант должен быть целостным! Если мифы вызывают у психолога трудности в принятии, то, наверное, лучше сказать себе: «Стоп, дальше в этой теме мне работать не надо». Трудно оказывать помощь в том, с чем сам согласиться не можешь. Если есть сомнения, работать нельзя, т.к. можно нанести вред себе и пережившим насилие.

Другой важной темой для проверки личных взглядов психолога является решение вопроса об ответственности за насилие. В обществе широко распространены взгляды о том, что жертвы насилия в какой-то степени являются причиной совершенного над ними насилия. Как отмечают многие юристы, во многих исследованиях сведения и выводы о потерпевших носят изобличающий, обвинительный характер. Но виноват всегда насильник, взрослый. Ребенок не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого и не может в полной мере предвидеть негативные для себя последствия.

«Кроме того, у специалистов могут возникнуть особые трудности, касающиеся того, как разговаривать с ребенком о том, что произошло, чтобы не навредить ему. В силу того, что у взрослых существуют опасения нанести новую травму ребенку в процессе разговора о случившемся, они подчас вообще избегают таких разговоров. В результате многие дети остаются один на один со своими переживаниями, создавая различные домыслы и мифы, хотя именно дети, пережившие сексуальное насилие, особенно нуждаются в получении своевременной психологической помощи». [1]. Именно поэтому на семинаре большое внимание уделяется принципам и методам психологической реабилитации жертв сексуального насилия.

Сексуальное насилие значительно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, а его последствия могут оказывать длительное воздействие на все сферы жизнедеятельности. В результате вопрос психологической реабилитации ребенка, пострадавшего от насилия, приобретает степень необычайной важности.

Цель психологической помощи детям, которые подверглись сексуальному насилию:

1) Отреагирование травматических чувств, освобождение от симптомов ПТСР (посттравматического стрессового расстройства).

2) Восстановление собственных границ, «Я»-концепции

3) Формирование новых, более адекватных моделей поведения

При психологической работе с ребенком можно выделить несколько блоков:

1. Установление доверительного контакта с ребенком, прояснение истории насилия.

2. Работа с травматическими переживаниями.

3. Работа по формированию новых стратегий поведения – по отношению к себе, к окружающим, к будущему.

Надо заметить, что каждый случай индивидуален и после установления контакта с ребенком можно сразу переходить к отработке чувств, без прояснения истории, а потом к ней вернуться.

Первый блок – установление доверия является ключевым моментом психологической работы с ребенком, т.к. одним из тяжелейших последствий сексуального насилия является чувство недоверия к окружающим и, прежде всего к взрослым. «Необходимо обеспечение комфорта и безопасности в кабинете (постоянство места, времени, обстановки, людей), установление границ поведения и правила, которые должны соблюдаться постоянно». [4]

Необходимо продемонстрировать ребенку интерес, дружелюбие, искренность, эмпатию. Можно для начала поговорить о нейтральных темах – любимые занятия, интересы, порисовать.

Психодагностику можно также использовать как способ вступления в контакт, и как метод психокоррекции.

Необходимо быть очень терпеливым и чётко осознавать, что может пройти много времени, прежде чем ребенок будет в состоянии доверять вам и решится рассказать о том, чему он подвергся, не надо настаивать на рассказе событий, а перейти к отреагированию чувств.

Во втором блоке на начальной стадии применяются методы «Я» – поддерживающей терапии. На основе диагностики, наблюдения, рассказа родителей, рассказа самого ребенка необходимо определить, какие положительные качества в нем есть, подчеркнуть, что он может справиться с проблемой и восстановить нормальные отношения, вернуться к прежней жизни и т.п. Это делается, чтобы перед работой с негативными переживаниями создать высокий энергетический потенциал.

Дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, травматизированы пержитым, включая и потерю контроля над своей жизнью. Они испытывают сильные, неприятные чувства, с которыми они не могут справиться обычным образом. При работе с чувствами важно научить ребенка как их выражать и как их отреагировать. Прежде всего, необходимо отработать острые реакции – страх, паника, растерянность, агрессия, ненависть,вина и т.п. Если насилие произошло давно, необходимо работать с симптомами Посттравматического стрессового расстройства.

Необходимо отработать чувства ребенка к насильнику. Ребенок может испытывать хорошие чувства к насильнику, особенно если обидчик является близким ребенку человеком. Надо поддержать его в этом, но скажите, что, то, что он делает отвратительно, и это никому непозволительно. В тех случаях, где обидчик является близким ребенку человеком (членом семьи) и его удалили из окружения ребенка, одновременно с чувством ненависти к обидчику, ребёнок переживает чувство потери. Ребёнок может находиться в растерянности от своих противоречивых чувств.

В работе с детьми, подвергшимися сексуальным злоупотреблениям, важное место занимает работа над отношением таких детей к собственному телу или телу других лиц. Люди, пострадавшие от насилия имеют нарушенный образ тела, размытые личностные границы. Часто эти дети не любят свое тело, считают его испорченным. Это могут быть диссоциативные нарушения, когда происходит отрицание своего тела, отстранение от него, чтобы избежать чувства боли и стыда. Очень важно научить ребенка, что прикосновение к телу не обязательно должно быть связано с болью. Ребенку необходимо «понять разницу между «хорошим» и «плохим» прикосновением, уметь устанавливать границы, что дает возможность детям научиться доверять окружающим, а также осознать, что прикосновение может отражать заботу друг о друге и не нести никакой сексуальной информации». [4] Необходимо научить ребенка твердо и уверенно говорить «НЕТ» в ситуациях, которые его пугают.

«Если дети хорошо осведомлены о неуместных прикосновениях, умеют доверять своим чувствам, анализировать различные ситуации, хорошо разбираться в людях и знают, где можно получить помощь, если она понадобится, они менее подвержены тому, чтобы стать жертвами любого насилия». [2]

В третьем блоке, работая по формированию новых стратегий поведения – по отношению к себе, к окружающим, к будущему, важно сформировать личностный ресурс ребенка, позволяющий повысить самооценку, уверенность в себе, доверие к себе, к окружающим, развить навыки общения.

В работе можно использовать такие методы как:

– Психосинтез (визуализации картин успеха в состоянии релаксации)
– НЛП (якорение позитивных состояний)
– Метод аффирмаций (повторение позитивных утверждений)
– Свободная творческая деятельность (рисование, лепка, игра), в которой ребенку можно изобразить свое будущее
– Ролевая игра как репетиция поведения.
– «Я» – поддерживающая терапия – интерес к ребенку, к его, увлечениям, достижениям, делам, поощрение, создание ситуации успеха.

На семинаре мы показываем практические приемы психологической реабилитации детей – элементы арт-терапии, в частности работа с пластилином. Данная методика взята с семинара «Дети с «особыми» историями» (Ведущая практический психолог М. Буняк, г. Мурманск). Участники по группам выбирают себе роли папы, мамы, общества, органов опеки, наблюдателя. 1 группа, молча, без обсуждения, лепит фигуру ребенка до насилия, 2 группа – фигуру ребенка после насилия, в обратной связи все в своих ролях отслеживают чувства по отношению к ребенку. Затем обе группы лепят фигуру насильника, обсуждают свои чувства к нему и определяют наказание. В основном все уничтожают фигуру насильника, эта символическая смерть помогает участникам отреагировать свои негативные чувства. Последнее задание – изменить фигуру ребенка после наказания насильника.

Эту методику можно использовать в работе с детьми и родителями детей-жертв сексуального насилия.

В конце семинара участники по группам разрабатывают меры по профилактике сексуального насилия для родителей, детей и педагогов. В основном, это мероприятия в рамках индивидуального консультирования детей и родителей, родительские собрания, лектории для педагогов и родителей, изготовление печатной продукции – буклетов, памяток с информацией о технике безопасного поведения в кризисных ситуациях, о том, куда можно обратиться за помощью.

«При индивидуальном консультировании детей и подростков специалисты обычно обращаются к следующим темам по профилактике сексуального насилия:

  • принятие ребенком самого себя (работа с самооценкой);
  • осознание и вербализация чувств ребенка, возникающих при ознакомлении с понятием «сексуальное насилие»;
  • обучение адекватным реакциям в ответ на «хорошие» и «нехорошие» прикосновения;
  • обучение принятию решений по самозащите;
  • обучение ассертивности, в частности, умению сказать «нет»;
  • обучение обращению за помощью». [4]

«Детей необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете». [4]

При консультировании родителей необходимо научить их устанавливать с детьми доверительные отношения, основанные на взаимном уважении и любви, побуждать взрослых относиться к рассказам ребенка с доверием и отвечать на них адекватным реагированием. Родители должны позволить детям свободно высказываться на любые темы, в том числе открыто обсуждать в семье темы секса и насилия, не создавая своим страхом и смущением у ребенка ощущения запрещенности. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, поэтому родители должны быть осведомлены о психосексуальном развитии детей и как рассказать об этом детям.

В дальнейшем специалисты продолжают профилактическую работу у себя в образовательных учреждениях. Конечно, не все педагоги, особенно в детских садах, хотят говорить на эту тему, отмахиваются: «У нас никогда не было таких случаев и нам не надо это знать» и т.п., что еще раз подтверждает табуированность темы сексуального насилия над детьми в нашем обществе.

В заключении еще раз хотелось бы отметить, что только совместными усилиями всех ведомств, которые, так или иначе, занимаются детьми, можно эффективно проводить профилактическую работу по предотвращению насилия в отношении детей, в т.ч. и сексуального.

«В целом результатом систематической профилактической работы является формирование безопасной среды, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода». [3]

urok.1sept.ru
CATEGORIES
Share This