Проблемы одаренных детей

Калейдоскоп

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.

Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает конфликт. Ведь учитель направлен на обучение группы детей и в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в группе продолжительное время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован.

2. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

3. Нетерпимость . Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).

5. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

7. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

8. Игровые интересы . Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

9. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

15. Проблема общения со взрослыми. Родители порой обнаружив талант ребенка с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.

Форумы Мой Канон «В начале было Детство»

Томченко Ольга Алексеевна: консультации по вопросам самоопределения, самореализации, жизненным кризисам, потерям.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально-одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей [29]. Рассмотрим основные из них:

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного человека. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

-Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

-Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

-Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии [29, c. 165-166].

Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

— общения, социального поведения

— дислексия — слабое развитие речи

— отсутствие творческих проявлений

— трудность профессиональной ориентации

Итак, многочисленные исследования показывают, что лишь небольшой процент одаренных детей успешно реализует свои потенциальные возможности. Большинству таких детей впоследствии (во взрослом возрасте) не удается достигнуть в той или иной деятельности результатов, превосходящих средний уровень. Более того, несоответствие достижений ожиданиям, сформированным в детстве, нередко приводит к тяжелой психологической травме, к нарушениям социальной адаптации и в результате — к маргинализации бывшего одаренного ребенка.

Среди причин, осложняющих реализацию потенциальных возможностей одаренного ребенка, указывается недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей, способности к регулярной «рутинной» работе, неизбежно составляющей существенную часть любой профессиональной деятельности. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

Широта интересов, характерная для одаренных детей, имеет также и свою оборотную сторону. Она чревата снижением концентрации на значимых задачах, «распылением сил», недостатком произвольности и целенаправленности. У других одаренных детей существует противоположная опасность: чрезмерное сосредоточение на излюбленном виде деятельности, резкое сужение разнообразия решаемых задач и, следовательно, обеднение опыта ребенка, односторонность его развития.

Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости [49].

Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевательства и унижение.

По выражению К. Юнга, «одаренный человек — это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной меры» [53, c. 62]. А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.

Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.

Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками. Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.

Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения, обучения и воспитания.

Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.

Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным, они не хотят, чтобы ребенок выделялся, чтобы был «белой вороной». Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все», » — Главное, чтобы дети были «нормальными!» [29, c. 32].

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное «Я».

В других семьях, наоборот, чрезвычайные детские способности принимаются, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека [29, c. 115].

Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна — игнорирование, а иногда даже подавление необычно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.

Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.

Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высоко развитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний [49, c. 87].

Однако ряд исследований говорит о том, что отношения в семьях, одаренных более благополучные, чем у их сверстников, процент неполных и неблагополучных семей ниже. Отношения родителей к детям достаточно адекватны. Малая конфликтность отношений, одаренных в семье, объясняется несколькими факторами. Как правило, это семьи, где родители сами имеют хорошее образование, где образование является ценностью, где развитию детей уделяется много внимания, ребенку оказывается поддержка, как в интеллектуальной деятельности, так и разрешении проблем во взаимодействии с окружающими.

Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям (приему наркотиков, алкоголя, курению).

Перед родителями одаренных детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждении [29, c. 35].

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Развитие личности одаренных детей вызывает тревогу, как у родителей, так и у педагогов. Процесс воспитания и обучения может не только способствовать предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, но и выполнять корректирующие функции.

В целом процесс обучения и воспитания одаренных школьников требует организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не только его когнитивных способностей. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку [19, c. 24].

Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают [29, c. 263].

В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.

Отношения с учителями характеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, «странным» видением мира, одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю [56, c. 124].

У одаренных детей могут возникать конфликты с теми учителями, глубоко знающими свой предмет и предъявляющими высокие требования к учащимся, чей предмет не принадлежит к «сфере интересов» одаренного. В литературе принято говорить о дисгармонии в развитии одаренных, когда интерес и успехи в одной сфере порождают пренебрежение и нежелание заниматься другой.

Однако со временем острота проблемы снимается, и учителя-фанаты своего предмета переходят в разряд наиболее уважаемых. Поэтому профессиональной подготовке специалистов по работе с одаренными детьми необходимо уделять особое внимание [56, c. 145].

В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.

Педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку [4, c. 121]:

— права приобретать собственный познавательный опыт;

— права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться «самим собой».

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.

Важным моментом для возникновения трудностей в общении является недостаточная терпимость одаренных детей по отношению к одноклассникам, неумение дружелюбно относиться к тем, кто стоит ниже в интеллектуальном развитии, что ведет к разочарованию и ненависти, проявляющимися в общении с ними [44, c. 152].

Сверстники также относятся к одаренным детям по-разному. Сравнительная легкость усвоения учебного материала, уверенность в своих силах — «чувство хозяина ситуации» привлекают к ним окружающих. Однако, как чрезвычайно высокий интеллект, так и особенности личности одаренных порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников — одаренными гордятся, но «держат дистанцию».

Такие дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Что приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все», избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях.

Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Многочисленные исследования позволили выявить проблемы, стоящие перед одаренными детьми. К ним можно отнести:

-неприязнь к школе;

-потребность во внимании взрослых;

Также было выявлено, что у таких детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций. Наиболее часто встречаются проблемы: общения, социального поведения, дислексия — слабое развитие речи, эмоционального развития, дисинхронизация развития, саморегуляции и т.д.

Следует отметить, что отношение одаренных детей к своим необычным, незаурядным сверстникам во многом определяется нестандартностью их проявлений. Они вынуждены, становясь менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Они остро воспринимают общественную несправедливость, а также устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Одарённые дети. Проблемы и трудности талантливых и одарённых детей

Как-то раз, во время посещения одной из школ Санкт — Петербурга я наблюдала такую картину. Маленький мальчик, ученик 2 класса стоял отчужденно в уголочке, а вокруг него буйствовали одноклассники, вырвавшиеся на свободу.

Я спросила у учительницы: «А это кто у вас? Почему он стоит так одиноко?» И молодая учительница ответила, как заклеймила: «Да, он у нас самый талантливый! ». А я подумала — вот удел нестандартного ребенка, когда его нестандартность не умеют реализовывать педагогически верно.

Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». «Моя Света неспособна в математике. Вся в меня!», «Ау моего соседа талантливый мальчишка. Так в компьютерах разбирается!»

Чтобы разобраться в том, на что можно рассчитывать, и нужно ли это делать, разберем основные понятия, терзающие души многих родителей. Для этого выстроим цепочку: способности — одаренность — талант.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Одаренность — это компонент способностей, который определяет конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Нет нужды говорить, что подобные дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей, или со стороны учителей.

Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту необходимо отметить два момента:

• Ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети хорошо учатся. Они любознательны, активны в постижении предоставленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

• Но с другой стороны, одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем, способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Безусловно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих мерок. Вундеркинды часто вызывают даже озлоб­ленность окружающих. Особенно, если таковые не имеют способных детей, да и сами не блещут особыми талантами.

Адаптация подобных детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Трудности эти связаны как с социальными условиями, в которых находится одаренный ребенок, так собственно и с его нестандартностью.

Выделим некоторые проблемы адаптации одаренных детей:

Трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.

Трудности развития творческой активности. Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Этакий тихий «бота­ник» — герой «Ералаша». Одаренные дети предпочитают одиночество и предмет своего интереса. Конечно, мы ни в коем случае не хотим представить одаренного ребенка в роли лишенного эмоций робота. Просто развитие эмоциональной сферы у него может быть в норме, то есть соответствовать возрасту, а интеллектуальная сфера опережать в своем развитии нормальные возрастные показатели.

Способность имеет сложную структуру, обусловливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. В каждую структуру входят свои виды деятельности и частные способности, составляющие систему, владение которой делает человека особенным, выпадаю­щим из обычного ряда. То есть в структуру способностей входят общие и специальные качества, ведущие и вспомогательные. В каждом индивидуальном случае их преобладание и приоритет разный.

Именно разная формула способностей, достигшая высшей ступени, и определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. Сколько талантов погублено в истории человечества. Особенно как ни странно губительна для талантов стабильность. Сколько талантов реализовалось в эпохи, переживающие катаклизмы, или, наоборот, возрождение. А стабильность, как болото для таланта, ему трудно пробиться наверх, себя показать — свежего воздуха не хватает.

Талант как сложнейшее психическое качество, как правило, не определяется одной, даже сильно развитой способностью. Это система способностей. Она и образует структуру умственной одаренности, которая проявляется у подавляющего большинства талантливых детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Специфические же различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим ма­тематиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Одаренность, как мы отмечали выше, тоже входит в состав таланта и, на наш взгляд, несколько выше способностей, так как определяет конечный результат развития. Понятие «одаренности» толкуется разными авторами по-разному и отражает их научные подходы к данной проблематике. Нам близок подход А.И. Савенкова, который выделяет три группы одаренных детей:

Первая группа — это дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей. К примеру, мальчик, описанный нами выше.

Вторая группа — это дети успешные в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. В последнее время исследователи отмечают одаренных детей в области компьютерных технологий. Такой ребенок легко овладевает необходи­мыми навыками работы с компьютерными программами, выступая зачастую «консультантом» в этой области для родителей или учителей.

Третья группа — это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Самое важное для взрослого — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей. Возможно, ли это достичь в обычной школе, где в основном учителя заняты детьми, плохо или совсем не усваивающими учебный материал? Думаю вполне возможно, если умело использовать индивидуальную работу с талантливыми детьми, помогая им адаптироваться в окружающей среде, выводя из «одиночества гения».

Вопрос мамы: Мой ребенок учится во втором классе. Он рассказывает, что у них в классе есть талантливый ученик, которого учительница все время хвалит и сравнивает его с другими учениками. Сравнение получается не в их пользу. Правильно ли ведет себя учительница?

Ответ: Неправильно. Мастерство учителя как раз и заключается в том, что он не должен сравнивать учеников друг с другом. Сравниваются не сами дети, а их достижения. Да и достижения ребенка в учебном процессе или в трудовой деятельности сравниваются с единственной целью — выявления его потенциала и соответственно, достижений.

Таким образом, ребенок сравнивается как будто «сам с собой». А действия описанного вами учителя могут только повредить одаренному ученику. Дети, не понимая степени его одаренности, откажут ему в положительном взаимодействии. Учитывая, что одаренный ребенок и так особенный в поведении, в принятии ценностей мира и отношения к нему, он тяжело будет воспринимать предложенное ему одиночество.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 — 2018 alegri.ru — Жизнь современной женщины

Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Источники:
Калейдоскоп


Калейдоскоп Проблемы одаренных детей 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении
http://detpsy.net/index/problemy_odarennykh_detej/0-75
Проблемы одаренных детей
Проблемы одаренных детей Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними
http://studbooks.net/1175211/psihologiya/problemy_odarennyh_detey
Одарённые дети. Проблемы и трудности талантливых и одарённых детей
Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». 
http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/odar-nye-deti-problemy-i-trudnosti-talantlivyh-i-odar-nyh-detei.html

CATEGORIES