Проблема взаимоотношения детей и родителей

Проблемы в отношениях между родителями и подростками

Проблемы в отношениях между родителями и подростками

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у личности образа своего «Я».

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Она изучается многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций.

Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии.

Серьёзные изменения претерпевают отношения подростка с взрослыми (родителями, учителями). Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, распространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обострённое чувство собственного достоинства. Формирование личности подростка процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.

Юность в возрастной психологии обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека, связанный с завершением физического развития, выходом на определённую ступень индивидуального развития и приобретением социального статуса взрослого человека, расширением прав и обязанностей.

Начальный период – ранняя юность (15 – 18 лет). Многие авторы считают переломным пятнадцатилетие, сущность которого выразить в единой формуле невозможно, так как основная его особенность состоит в быстром нарастании индивидуальности. Внешняя монолитность подросткового возраста с его приверженностью норме начинает расслаиваться, идёт формирование новых общностей, объединяющих молодых людей уже не по формальным признакам (школьный класс, учебная группа, кружок и т.п.).

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Самым важным и влиятельным фактором развития была и остается родительская семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, только меняется характер этой зависимости.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких значениях:

— как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

— как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

— как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить.

Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми.

Но, во-вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками, отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на взаимоотношениях родителей с ними.

В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана «от бога» и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения. Встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до того, чтобы жестко определить стиль одежды, обуви, фасон прически и нормы поведения, «пристойные» для юношеского возраста.

Вторая крайность состоит в том, что родители начинают попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся «не отстать от молодежи»; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения.

Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности.

Третий тип получил название легитимной, или, иначе, узаконенной, власти изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым, но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего солнца. Четвертый тип власти – это власть экспертная, основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какой-то области. Тип пятый – информационная власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какой-либо нужной и важной информации. Шестой тип – власть референтная, целиком и полностью связанная с тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых сомнений, естественно, не вызывает.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и ‘отменить’ эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

— родители регулярно указывают детям, что им делать;

— ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

— ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

— решение часто принимает сам ребенок;

— ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Отсюда возникают ссоры, причинами которых могут быть самыми разными. Но результат всегда один: и родители не довольны, и дети чувствуют себя подавленными. Этот вопрос всегда особо остро встаёт, когда дети достигают подросткового возраста, однако, не всегда родители и дети осознанно подходят к этой проблеме.

Семья является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Поэтому родители как первые воспитатели имеют самое сильное и определяющее влияние на детей.

С наступлением подросткового возраста организм ребёнка начинает претерпевать серьёзные изменения. Наряду с этим происходит перестройка в самосознании, интересах, деятельности, нравственной позициях ребёнка. Подобные изменения касаются и взаимоотношений подростка со старшими. Подросток стремится освободиться от опеки родителей, возникает потребность проявлять самостоятельность, независимость. Недостаток внимания со стороны родителей, неготовность пойти навстречу подростку нередко становится причиной серьёзного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я».

Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период. Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условиях.

Становление личности подростка процесс сложный и неоднозначный: наряду с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания. Поэтому, строя взаимоотношения с подростками, чрезвычайно важно знать и учитывать, образцы и ценности, на которые они ориентируются, что для них является важным и значимым.

Между родителями и детьми возникают ссоры, вызывающие огорчение, недовольство, чувство подавленности с обеих сторон. В основе отчуждения, возникающего между родителями и детьми, зачастую лежит неумение взрослых строить отношения с подростком, учитывая необходимость изменения позиций в отношениях с подросшими детьми. Этот вопрос впервые серьёзно встаёт в подростковом возрасте и может привести к напряженным отношениям и конфликтам в случае, когда родители и дети неосознанно подходят к возникшей проблеме.

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27.

2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни .- М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72.

3. Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.

4. Зверева О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.

5. Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с.

7. Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с.

9. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.

10. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности . — М: Академия, 1994 .- 189с.

Источник:
Проблемы в отношениях между родителями и подростками
Проблемы в отношениях между родителями и подростками Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во
http://wiki.uspi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Проблемы взаимоотношений родителей с маленькими детьми

Проблемы взаимоотношений родителей с маленькими детьми

Существует такое время, когда нужно

распрощаться со всем старым, обычным,

разбудить красоту, спящую внутри нас.

Пробудитесь и начните думать по-новому!

Родителям ВСЕГДА нужно помнить, что они имеют дело не с детьми, а с душами . Когда мы говорим «дети», мы как бы хотим этим сказать: «Ну они наивны, не понимают. ничего, привыкнут. » Когда мы относимся к детям как к душам, наши взаимоотношения исполнены большей зрелости. Мы считаемся с тем, что чувствует, ощущает, испытывает ДУША. Мы задумываемся о том, какие вибрации мне следует послать той ДУШЕ, чтобы она ощущала душевный комфорт.

Вот почему духовность играет очень-очень важную роль в наших взаимоотношениях. Когда мы в телесном сознании, мы смотрим только на тела, на ярлыки. Мы не понимаем, через какие мысли, чувства, эмоции проходят души.

Перед приходом второго ребёнка родителям следует подготовить процесс мышления первого ребёнка. Весь образ его мышления должен быть заранее и очень тщательно подготовлен.

Если мы общаемся с нашими детьми в таком сознании: «Душа с душою говорит. «, — то в наших взаимоотношениях присутствует зрелость, ясность, понимание.

Итак, «душа с душою говорит. » Не так, что это «ребёнок», который ничего не понимает.

Наше воспитание и развитие сопровождалось множеством систем убеждений, многие из которых являются неправильными. В этой серии программ «Пробуждение с Брахма Кумарис» мы часто возвращаемся к этому вопросу: наши системы убеждений являются основанием для создания наших мыслей. Мысли, переходя в действия, формируют санскары, санскары определяют нашу личность, а наша личность определяет нашу судьбу.

Итак, одна из неправильных систем убеждений: счастье определяется материальными вещами. Когда мы покупаем ребёнку новую игрушку, конфетку, шоколадку, мы как бы говорим ему: «Вот как ты получаешь счастье». Так мы воспитываем детей. Когда ребёнок подрастает и начинает ПРОСИТЬ И ТРЕБОВАТЬ вещи, сладости и т.п. мы говорим: «Он хочет слишком много». Мы не понимаем, что мы САМИ его так воспитали, что счастье определяется материальными вещами. Если бы уже в раннем детстве мы учили бы детей: «Это — просто материальный объект, твоё счастье определяется тем, как ты думаешь», — у нас бы не было этой проблемы. Но мы сами этого не понимаем, мы получили эту систему убеждений в наследство от своих родителей, поэтому как мы можем научить этому своих детей?

Ещё одна неправильная система убеждений: «Когда мы ощущаем душевный дискомфорт, за это ответственность несёт КТО-ТО ДРУГОЙ или что-то другое». Например, ребёнок бежал, наткнулся на стоящий не на месте стол, ударился и начал ругать и бить стол: «Это ТЫ — причина моей боли! Почему ты стоишь не на своём месте?» Почему так происходит? Родители не научили его, что причина не в столе, а во мне самом. Боль — это моё собственное создание из-за моего собственного неправильного поведения, из-за моего собственного невнимания. Все мы росли и воспитывались с этой системой убеждений: «Если я ощущаю душевную боль, душевный дискомфорт, причина этого — кто-то другой или что-то другое, но только не я сам».

Сейчас эту систему убеждений, что «ребёнок ничего не понимает» надо изменить. ДУША понимает ВСЁ. Начиная с жизни во чреве. То, что она не может выразить это, не значит, что она не понимает. ДУША ПРИНИМАЕТ И УСВАИВАЕТ ВИБРАЦИИ , не слова. Если я, родитель, объясняю ДУШЕ, в очень зрелой манере, правильное знание, ДУША усвоит это знание и будет расти и развиваться с правильной системой убеждений.

Ещё одна неправильная система убеждений: если использовать гнев, то это будет эффективным средством достижения цели. Эта система убеждений сопровождает ребёнка с самого детства. Если ребёнок сделал что-то неправильное, родители гневаются. Во всём мире, если кто-то делает что-то, что мне не нравится, я начинаю гневаться. Почему? Потому что этому меня научили мои родители.

Если мы хотим изменить эту неправильную систему убеждений, мне нужно изменить свои действия.

Если ребёнок просит что-то с любовью, терпением, устойчивостью ума, мы можем это сделать для ребёнка. Но если ребёнок требует, кричит, плачет, мы не в коем случае не должны делать это для ребёнка. Иначе, ребёнок вырастет с этой системой убеждений: «Когда я кричу, требую, плачу, меня слышат».

Но самое главное — нам самим нужно быть такими, какими мы хотим видеть наших детей.

Дети будут нас понимать и следовать нашим советам только в том случае, когда наши послания в их адрес не будут конфликтными, то есть когда мы на словах учим их быть спокойными и одновременно с этим посылаем в их адрес вибрации гнева.

Если мы хотим, чтобы наши дети росли с правильными системами убеждений, эти системы убеждений должны быть во мне, в каждой моей мысли, каждом слове и действии.

Ещё одна неправильная система убеждений: когда ребёнок сделал что-то неправильное, его надо наказать (не разговаривать, накричать, разгневаться, выразить недовольство, обругать, критиковать или послать в его адрес какой-то другой вид негативной энергии).

Однако, если мы хотим, чтобы ребёнок изменил своё поведение к лучшему, мы должны понимать, что для положительного преобразования ребёнку нужна ПОЗИТИВНАЯ энергия . Нужно ДАТЬ ему силу в форме позитивных мыслей, чувств, добрых пожеланий и других видов ПОЗИТИВНОЙ энергии. Наша негативная энергия лишает ребёнка душевных сил, поэтому не позволяет произвести положительное преобразование. Сознание вины, которого мы добиваемся от ребёнка, тоже является формой негативной энергии, лишает его силы и делает слабым.

Вместо того, чтобы наполнять ребёнка силой, современные родители фактически лишают ребёнка силы.

В нашей следующей беседе мы рассмотрим, как мы можем наполнить чью-то душу силой.

по материалам из книги: Б.К. Шивани — «Взаимоотношения»

Источник:
Проблемы взаимоотношений родителей с маленькими детьми
Родителям ВСЕГДА нужно помнить, что они имеют дело не с детьми, а с душами. Вот почему духовность играет очень-очень важную роль в наших взаимоотношениях.
http://rodoswet.ru/problemy-vzaimootnoshenij-roditelej-s-malenkimi-detmi/

COMMENTS