Проблема содержания психологического образования в вузе

Глава 1 Анализ теоретических данных

§1 Цели преподавания психологии в соответствии с разными программами образования

Место психологии в системе наук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к философскому, естественнонаучному или гуманитарному знанию.

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведен иях психология преподавалась как в рамк ах философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время в значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Это необходимо учитывать при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и практи ческое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» [ 15 ] .

В зависимости от конкретной психологической дисципли ны можно выделить и другие цели, которые будут в большей степени ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии.

Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении студентов по разным образовательным программам.

Основные образовательн ые программы высшего про фессионального образовани я по специальности «психология»

Объектом професси ональной деятельности данного специалиста явля ются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую и культурно-просветительную [ 13 ] .

В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программа м должны включать в себя:

1) обучение фундаментальным психологическим знан иям;

2) обучение прикладным псих ологическим знаниям;

3) обучение научно-исследов ательским умениям;

4) обучением практическим п сихологическим умениям в применении психологических знаний д ля решения практических задач;

5) обучение умениям психоло гического просвещения и обучен ия психологическим знаниям других людей ;

6) формирование психологиче ской культуры.

Таким образом, цели преподавания психологии в рамках высшего профессионального образования по специальности «психология» отражают весь комплекс необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков будущих специалистов. Реализация данных целей обуславливает логику построения учебных программ и курсов, а также определяет содержание преподаваемых дисциплин.

Основные образовательн ые программы высшего про фессионального образовани я специалистов по работе с людьми

Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической компетентности [ 13 ] .

Это направление определяет цели преподавания психологии по данным образовательным программ ам:

1) обучение основам психоло гических знаний;

2) знакомство с методами пс ихологии;

3) обучение прикладным псих ологическим знаниям, соответству ющим профессиональной специализации студентов;

4) обучение применению псих ологических знаний для решения п рактических задач в рамках будущ ей профессиональной дея тельности;

5) формирование общей психологической культуры студентов.

Таким образом, основной целью преподавания психологии для специалистов, объектом профессиональной деятельности которых выступает человек, является обучение применению практических психологических знаний, соответствующих специализации студентов.

К этой группе относится широкий круг специалистов. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты живой и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические системы и устройства различного типа. Поэтому психологические знания обычно не представляют для них непосредственной профессиональной значимости. В связи с этим психология в этих программах рассматривается как общеобразовательный и общекультурный предмет. Главным в изучении психологии является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры студентов.

Этим определяются цели преподавания психологии в рамках данных образовательных программ:

1) формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практич еской деятельности;

2) знакомство с методами пс ихологического познания и психологической практики;

3) обучение студентов психо логии как средству познания др угих людей;

4) обучение студентов психо логии как средству самопознани я;

5) обучение студентов психо логии как средству саморазвити я.

Таким образом, преподавание психологии для специалистов профессий типа «человек – знак», «человек – машина» носит в первую очередь общеобразовательный характер, а также служит средством обучения студентов навыкам самопознания и способам саморазвития.

§2 Особенности преподавания психологических дисципл ин студентам разных специальностей

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам.

Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все программы высшего образования можно разделить на три типа:

— основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Психология» (базовое психологическое образование): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количества изучаемых дисциплин;

— основные образовательные программы высшего пр офессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;

— основные образовательные программы высшего пр офессионального образования специали стов естественнонаучного и технического профиля: психология преподает ся как самостоятельная учеб ная дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика» [ 13 ] .

Студентам педагогических специальностей могут предлагаться также спецкурсы и спецсе минары, посвященные отдельным пс ихологическим темам.

В медицинских вузах обычно преподаются курсы общей и медицинской психологии, а также спецкурсы, связанные с актуальными профессиональными темами. Базовый курс психологии на большинстве факультетов преподается в течение семестра. Всем студентам старших курсов предлагаются элективные курсы по медицинской и социальной психологии.

Психологическое образование входит и в систему подготовки государственных служащих. Учебные курсы общей и юридической психологии преподаются на юридических факультетах. Психологическое образование становится все более распространенным явлением в специализированных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для работы в пенитенциарных учреждениях Министерства юстиции.

Психология станов ится типичной учебной дисциплиной во многих образовательных программа х подготовки бакалавров, специалистов, магистров гуманитарного и экономического направлений.

Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для большинства университетских специальностей, а также преподается в технических вузах. На эту дисциплину выделяется небольшое количество учебных часов. Соединение в одном курсе таких предметов, как психология и педагогика, далеко не всегда оправданно для ряда специальностей. Перед преподавателем возникает трудная задача отбора содержания курса, который должен давать возможности для интегрирования психологических и педагогических знаний [ 7 ] .

Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии. Приобретает популярность и актуальность курс социальной психологии. Разрабатываются также авторские курсы для отдельных специальностей. Например, для студентов швейных специальностей были апробированы курсы «Психофизика одежды», «Оценка психологической комфортности одежды», «Одежда плюс психология», для студентов архитектурной и строительной специальности — курс «Этика и психология в творческой деятельности архитектора».

Таким образом, масштабы преподавания психологии студентам других специальностей в последние годы значительно расширяются. Это происходит как в силу возрастающего интереса студентов к психологическим знаниям, так и по причине необходимости получения студентами таких знаний. Однако небольшой объем учебного времени, отводимого на изучение курсов психологии, затрудняет реализацию целей обучения. Другой проблемой обучения психологии в таких образовательных программах является то, что преподавателям далеко не всегда удается учитывать профессиональную специфику обучаемых студентов.

§3. Проблема содержания психологического образования

Психологические знания ученики получают и в среднем и старшем звеньях школы, а также в средних и высших учебных заведениях. Существует большое количество разнообразных программ психологических курсов. Однако возникают вопросы: для чего изучаются психологические дисциплины? Приносит ли изучение психологии ожидаемый эффект? Сегодня многие преувеличивают возможности психологии, расценивая её в качестве панацеи от большинства бед современного общества [ 23 ] .

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить основные цели изучения психологии и затем сопоставить с ними возможности этой науки.

Всё многообразие целей психологического обучения можно свести к трём основным:

1. Формирование необходимых социальных навыков, таких, как навыки общения, мышления и деятельности. Нередко такие навыки называют психотехническими, так как они позволяют усовершенствовать способности личности, повысить ее техническое мастерство при решении различных жизненных ситуаций.

2. Освоение психологических понятий для того, чтобы лучше ориентироваться в психологической составляющей жизни людей. Психологические знания в совокупности с психотехническими умениями формируют необходимые компетенции, позволяющие решать сложные познавательные и практические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности каждого человека, работающего с другими людьми.

3. Создание единой картины мира, осознание себя в этой ка ртине и освоение культурн ых ценностей, связанных с философскими и методол огическими традициями изучения и рассмотрения человека и личности. В определенном смысле здесь можно говорить о формировании мировоззрения личности, выражающемся в отношении к себе и другим людям.

Каждой из названных целей соответст вует определённое содержание психологического образования.

Рассмотрим содерж ание психологического образования, которое должно соответствовать выделенн ым целям.

При формировании социальных навыков важно, чтобы они легко воспроизводились и использовались именно в той ситуации, для которой предназначали сь.

Для этого лучше всего подходит тренинговая форма образования. На сегодняшний день разработано большое число тренингов, ориентированных на различные ситуации делового и личностного общения, разрешения интеллектуальных ситуаций. Особенностью этих форм обучения является минимальное использование психологических понятий и строгое соответствие выработанных на тренингах навыков тем ситуациям, для разрешения которых они предназначались [ 23 ] .

Обобщение и перенос выработанных навыков на другие ситуации является достаточно ограниченным и даже нежелательным. Причина этого заключается в том, что носители навыка не обладают знаниями (понятиями), позволяющими выявить существенно важные характеристики приобретаемых умений, и при переносе в другую ситуацию, приспосабливая его к новым условиям деятельности, могут его исказить вплоть до полной потери его эффективности. Не случайно в тренинге делового общения строго оговаривают и регламентируют ситуации взаимодействия: «составление резюме о себе», «приём на работу», «активное слушание при консультировании», «разговор при условии столкновения интересов», «публичное выступление», «организация дискуссии», «отказ в просьбе», «выработка коллективного решения».

Ещё одной особенностью данной формы психологического образования является то, что максимальное внимание уделяется формированию индивидуальных стратегий действия, учитывающих не только особенности деятельностной ситуации, но индивидуальные качества обучающегося, его темперамент, характерологические особенности. Данный вид психологического образования не требует высокого развития аналитических способностей и владения аппаратом науки.

Вторая цель – освоение психологических понятий – является более сложной, чем первая. Она требует от обучающегося хорошего понимания сути психологических понятий для того, чтобы использовать их в различных ситуациях. Для этого человек, осваивающий понятия, должен понимать как их основное содержание, так и ограничения в сфере их использования.

Суть любого психологического понятия обнаруживается, во-первых, при анализе ситуации и процесса порождения этого понятия, во-вторых, при сопоставлении внешне близких понятий между собой. Эти две особенности выявления и понимания сущности психологических понятий можно сформулировать в виде двух принципов обучения теории психологии:

1. Каждое психологическое понятие должно рассм атриваться в контексте процедуры его выведения.

2. Суть каждого психологиче ского понятия должна уточ няться при сопоставлении с внешне сходными понятиями [ 23 ] .

Первый принцип мо жно дополнить положением о том, что в ряде случаев, когда рассмотрение ситуации порождения понятия невозможно (либо не описано в научной литературе, либо введено умозрительно), можно использовать процедуру практического применения данного понятия. В любом случае анализу должен подвергаться сценарий приложения психологического понятия к реальности, что даёт возможность сравнить сходные понятия между собой. Сегодняшнее обучение психологии не включает обязательного рассмотрения сценариев и процедур получения или использования психологического понятия, что делает это усвоение формальным и лишённым научной основы.

Третья цель обучения – создание единой картины мира и усвоение культурных ценностей – не связана с непосредственны м, утилитарным использовани ем психологического знания, однако она важна для формирования личности человека. Её значение проявляется в деятельности человека при целеполагании и смыслообразовании. Для реализации этой цели важно не только изучение ситуации порождения и использования психологических понятий, но и философские, методологические, общекультурные предпосылки их возникновения. В этом случае психологические понятия должны рассматриваться как историкокультурный феномен, в контексте с той научной или философской школой, в русле которой они возникли [ 11 ] .

§4 Основные тенденции современного психологического образования в мире

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями , уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Рассмотрим типичн ые тенденции, характерные для современ ного психологического образования большинства стран Европы и Америки.

Интерес студентов к психологичес кому образованию в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др.

Во многих европейских и американски х университетах и специаль ных институтах студенты, имея возможность выбора предметов для изучения, выбирают психологию. К этому их побуждает, прежде всего интерес к этой области знания, поскольку психология накопила достаточно много фактов, интересных и полезных не только для ученых. Чаще всего студенты изучают курсы общей психологии и прикладные отрасли психологии, необходимые для их будущей профессиональной деятельности [ 17 ] . В России студенты учатся в соответствии с учебными планами, разработанными администрацией вузов на основе государственных образовательных стандартов. Поэтому именно от администрации вуза зависит, будет ли изучаться психология. Деканаты и кафедры все чаще и чаще включают психологию в учебные планы студентов.

Изучение психолог ии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — 6 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после годичного вводного курса высшего образования студенты должны пройти 5-летнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование продолжается 3 года. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В США базовое психологическое образование составляет 4 года, профессиональное психологическое образование предполагает еще 2 года обучения. Аналогичная ситуация имеет место в Шотландии. и т.д.

К проблеме психологического образования в вузе будущих педагогов

Гаврилович Александр Александрович,

старший преподаватель кафедры психологии

(УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,

Педагогическая деятельность имеет сложный многофакторный и полифункциональный характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Педагогическая система – это совокупность структурных и функциональных компонентов. К функциональным компонентам деятельности учителей относятся: гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный, организаторский, двигательный, ориентационный, информативный, мобилизационный и развивающий (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Н.А. Половникова).

Как подтверждают многочисленные исследования, среди наиболее значимых профессиональных качеств учителя особое место принадлежит коммуникативным свойствам и умениям. Именно развитие коммуникативных умений, по мнению Н.В. Кузьминой, ведет к созданию педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками взаимодействия [1, с. 12].

Таким образом, коммуникативность как интегральное качество, во многом определяет профессиональную пригодность личности к педагогической деятельности. Именно поэтому формирование коммуникативной компетентности будущего педагога, как способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты со всеми участниками образовательного процесса, является сегодня одной из приоритетных задач психолого-педагогической подготовки в высшей школе.

Не вызывает сомнений, что для становления современного педагога-профессионала, особое место принадлежит психологическим знаниям. Именно психологизация педагогической деятельности рассматривается нами как важное условие оптимизации труда учителя. Овладению психологическими знаниями педагогом придают важное значение многие известные ученые: А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, Е.А. Панько, А.А. Реан, Е.И. Рогов, Г.С. Сухобская и др.

Обращение психологии к изучению теоретических и практических проблем профессиональной готовности студентов к будущей деятельности, ее формированию во взаимосвязи с развитием целостной личности студента является важным фактором в методологии психологии труда и личности.

Под профессиональной готовностью нами понимается сложное личностное образование, включающее специальные знания в определенной области, знание объекта педагогической деятельности, представление о структуре и содержании основных компонентов педагогической деятельности, интерес к ее выполнению, осознание привлекательных и непривлекательных ее сторон, мотивов выбора профессии, оценку и самооценку качеств личности педагога.

Эффективность процесса формирования профессиональной готовности студентов к будущей деятельности значительно повышается при научной разработке теоретических и методических основ, комплексной программы и плана формирования профессиональной готовности. С учетом специфических особенностей, характерных для конкретного вуза, разработанных материалов, коллектив преподавателей вузов более целенаправленно сможет решать задачи формирования профессиональной готовности студентов к будущей деятельности.

Следствием изменения системы образования как в вузе, так и в школе, роста внимания к предметам гуманитарного цикла является необходимость перестройки преподавания психологии для педагогических специальностей вузов. Сегодня, на наш взгляд, система преподавания психологии имеет ряд недостатков, одним и важнейшим из которых выступает отсутствие у выпускников умений применить психологические знания в конкретной ситуации в школе, некоторая оторванность имеющихся теоретических знаний от возможности их применения на практике.

В настоящее время преподавание психологии осуществляется лишь в первый-второй год обучения и в рамках достаточно обзорного курса. Считается, что умение применять психологические знания в профессиональной деятельности студенты получают в ходе педагогической практики в школе. Более глубокий анализ ситуации показывает, что большинство студентов не приобретает такого умения в силу условий проведения педагогической практики, в том числе в результате значительной загруженности заданиями по различным учебным предметам, отсутствия четкого статуса и самостоятельности практиканта. Кроме того, в ходе работы в школе отдельный студент сталкивается лишь с одной или несколькими конкретными ситуациями. Вызывает вопросы и упразднение государственного экзамена по педагогике и психологии для выпускников многих педагогических специальностей.

Изложенное позволяет предложить ряд изменений в преподавании психологии для студентов педагогических специальностей:

– увеличить количество часов на изучение психологии (однако, исходя из современных тенденций, – целесообразнее говорить, может быть, уже хотя бы об их сохранении в прежнем объеме),

– пересмотреть сроки изучения дисциплины, расширяя число практических занятий по психологии на старших курсах,

– проводить значительную часть практических занятий в форме деловых игр с моделированием и анализом часто встречающихся педагогических ситуаций.

Цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладе­ние знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия. Поэтому теоретическое познание способов действования, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей – не есть научное психологическое знание. Единство способов психологического познания и способов действования реализуется в целях достижения единства познания других людей и самопознания [2, с. 9].

Принципиально важным является и то, что обучение психологии в вузе направлено не только на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, но и на умение преобразовывать себя.

В процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла изменяются представления студентов, как о педагогической деятельности, так и о роли психологических знаний в формировании личности учителя. Показателем уровня сформированности профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности является осознание ими социальной значимости профессии учителя.

Оптимизации процесса подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях, возможно, будет способствовать представление Советам по образованию, руководству образовательных учреждений, предприятий осуществлять целевой отбор молодых специалистов, для чего с текущего года предусмотрено членство в составе ГЭК на выпускных экзаменах белорусских вузов таких заинтересованных лиц, которые могут приглашать выпускников для работы в конкретных образовательных учреждениях, гарантируя им при этом соответствующие социально-экономические условия жизни и деятельности.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1985. – 251 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 1989. – 77 с.

10.02.18 (суббота) с 11:30-13:30 Вы можете произвести оплату за обучение в бухгалтерии (каб.220)

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ РОССИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №838 АНО ВО МОСИ

(свидетельство об аккредитации №А-0400/16 от 25.02.2016)

Осуществляет подготовку и аттестацию бухгалтеров на соответствие квалификационным требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер»

Справки по телефону: т. 89600966609,

т. 35-74-37 (куратор Учебно-методического центра)

Проблема содержания психологического образования в вузе

Психологические проблемы современного высшего образования

Процесс разработки проекта интегрированного закона об образовании активизировал дискуссии учёных-исследователей и педагогов-практиков о сущности и роли образования в жизни общества, инициировал переосмысление образовательных парадигм, форм, методов и средств обучения.

Система высшего профессионального образования не осталась в стороне. В этой области, как и в любой другой, мнений ровно столько, сколько людей. Все мы являемся либо работниками данной системы, либо потребителями образовательных услуг. Каждый из нас с вами имеет свой взгляд и свою точку зрения на образовательные проблемы. Теоретики выявляют законы и закономерности, практики пытаются примерить их к реалиям профессиональной деятельности, а потребителя заботит наилучшее удовлетворение своих потребностей.

Написанием статьи о психологических проблемах современного образования мы ни в коем случае не хотим принять участие в растаскивании в разные стороны концов этого лоскутного одеяла, а лишь стремимся ориентировать всех заинтересованных участников процесса на совместный поиск ответов на актуальные вопросы науки и практики.

В данной работе мы планируем задать направление исследовательской деятельности преподавателя высшей школы, обозначит круг проблем, эмпирическое изучение которых позволит сделать адекватные выводы и принять взвешенные решения относительно повседневной практики и перспектив развития системы высшего образования.

Уделяя преимущественное внимание качеству знаний студентов, мы зачастую забываем позаботиться о ликвидации пробелов в собственных профессиональных знаниях, к которым кроме знания предметной области относятся психологические и педагогические знания. Т.е. кроме знания чему учить студентов преподавателю необходимо актуальное знание о том кого и как учить.

Таким образом, первая исследовательская область связана с изучением психологических особенностей студентов, которые можно разделить на возрастные и психические.

Возрастные особенности студентов обусловлены вхождением в юношеский возраст со специфичными для него социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и личностными новообразованиями. Решение многих профессиональных проблем находится само собой, когда преподаватель за конкретным поведением отдельного студента умеет видеть особенность возраста в целом, понимает возрастные задачи развития и помогает студентам их решить средствами преподаваемого предмета. Найти и грамотно реализовать развивающий потенциал своей дисциплины для обучающихся определенного возраста – достойная задача психолого-педагогического исследования.

К психическим особенностям относятся:

— особенности познавательной сферы, то каким образом студенты получают, перерабатывают и хранят информацию (точность восприятия, произвольность внимания, закономерности памяти, сформированность мыслительных операций, степень их критичности и креативности, механизмы создания образов воображения);

— функционирование эмоциональной сферы (взаимное влияние эмоций и учебной деятельности, вопросы эмоциональной зрелости студентов и уровня развития умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения, совместной деятельности и публичного выступления, анализа и управления эмоциями);

— механизмы волевого самоуправления в учебной деятельности (сформированность умений стимулировать, мотивировать, регулировать, контролировать собственную учебную деятельность, проявлять волевое усилие, реализовывать волевые действия, управлять собственными желаниями, выстраивать иерархию мотивов);

— влияние на протекание учебной деятельности различных функциональных психических состояний (утомление, напряжение, стресс), профилактика возникновения, минимизация негативных последствий, механизмы конструктивной регуляции;

— проявление в ходе обучения личностных свойств (особенности темперамента, черты характера, способности, направленность личности, самооценка, самоанализ).

Ответ на вопрос кого учить неразрывно связан с изучением особенностей того, кто учит. Это второе направление исследовательской деятельности преподавателя высшей школы обращает его взгляд на себя самого, побуждает проанализировать собственные психологические особенности.

Преподаватель, так же как студент, является представителем определенного возраста, с его положительным потенциалом и ограничениями. Выявление возрастных особенностей, осознанное, целенаправленное развитие возможностей и преодоление ограничений собственного паспортного, биологического и психологического возраста неизбежно становится предметом анализа любого думающего педагога, заинтересованного в профессиональном и личностном развитии.

Требования к познавательной сфере преподавателя высшей школы практически не изучены в науке и не описаны в психолого-педагогической литературе. А между тем от качественных и количественных характеристик восприятия, внимания, памяти и мышления преподавателя напрямую зависит качество образовательной деятельности.

Эмоциональная сфера преподавателя не только придаёт своеобразие его манере преподавания, делает более интересным восприятие информации, является средством управления познавательной деятельностью студентов. Предпочитаемые и наиболее часто испытываемые эмоции программируют личность педагога, определяют его мысли, влияют на состояние всех систем организма, провоцируют соматические заболевания. Средства эмоциональной саморегуляции в процессе профессиональной деятельности необходимо подробно изучать и планомерно реализовывать.

Поддержанию психического здоровья способствует умение определять по поведенческим показателям возникновение и развитие того или иного функционального состояния (стресс, усталость, напряжение). Большинство психических состояний подробно изучены и описаны, но их проявления в педагогической деятельности ждут своего исследователя.

Личностные свойства педагога становятся предметом тщательного анализа в тех случаях, когда проявляются необратимые изменения личности под влиянием профессии (профессиональная деформация). В том, что каждый психически здоровый человек – индивидуальность, не сомневается никто. А вот о том, как адаптировать свои индивидуальные особенности (личностные свойства) к требованиям профессии педагоги зачастую догадываются интуитивно, делают выводы из собственного опыта (связанного, как правило, с той или иной конфликтной ситуацией). Систематизация такого материала ляжет в основу методического пособия для современных преподавателей и будущих педагогов.

Преподавателя и студента объединят совместная образовательная деятельность, реализуемая в процессе и посредством взаимодействия. Следовательно, психологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса – ещё одно важное направление исследовательской деятельности.

Анализу должны подлежать все аспекты межличностного общения, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя:

— перцепция (восприятие людьми друг друга, вопросы имиджа, значения невербальных сигналов, развития умений самопрезентации);

— коммуникация (особенности передачи информации, выразительные характеристики речи, коммуникативные способности, коммуникативные барьеры, организация обратной связи);

— интеракция (обмен действиями, совместная деятельность, навыки и умения установления и поддержания контакта).

Для реализации предложенных направлений исследовательской деятельности преподавателю необходимо обладать наблюдательностью, сформированными диагностическими умениями и развитыми рефлексивными способностями. Необходимо помнить также об этических нормах и профессиональном такте.

Желаем Вам интересной работы, профессионального и личностного самосовершенствования. Готовы оказать консультационную и методическую помощь в рамках обозначенных направлений.

Ларина Е.Н. Психологические проблемы современного высшего образования // Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты».

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 5

— изучение психологических особенностей студентов,

— изучение собственных психологических особенностей преподавателе,

— изучение психологического взаимодействия преподаватель-студент в процессе обучения.

Обозначенные автором аспекты представляют собой триединую задачу, от решения которой существенным образом будет зависеть качество образования в России.

Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

Последние годы обучение психологии приняло массовый характер. Уже в начальной школе при освоении курса «Окружающий мир» учащихся знакомят с элементами психологических знаний.

Психологические знания ученики получают и в среднем и старшем звеньях школы. Существует большое количество разнообразных программ психологических курсов, активно пропагандируемых и для взрослых людей. Однако возникают вопросы: для чего изучаются психологические дисциплины? Приносит ли изучение психологии ожидаемый эффект? Достаточно вспомнить, что в конце 40-х годов прошлого столетия психология уже вводилась в качестве обязательного школьного курса, однако была убрана из учебного плана школы, так как не оправдала возложенных на неё ожиданий. Сегодня, с нашей точки зрения, также многие преувеличивают возможности психологии, расценивая её в качестве панацеи от большинства бед современного общества.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить основные цели изучения психологии и затем сопоставить с ними возможности этой науки.

С нашей точки зрения, всё многообразие целей психологического обучения можно свести к трём основным:

1. Формирование необходимых социальных навыков, таких, как навыки общения, мышления и деятельности. Нередко такие навыки называют психотехническими, так как они позволяют усовершенствовать способности личности, повысить ее техническое мастерство при решении различных жизненных ситуаций.

2. Освоение психологических понятий для того, чтобы лучше ориентироваться в психологической составляющей жизни людей. Психологические знания в совокупности с психотехническими умениями формируют необходимые компетенции, позволяющие решать сложные познавательные и практические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности каждого человека, работающего с другими людьми.

3. Создание единой картины мира, осознание себя в этой картине и освоение культурных ценностей, связанных с философскими и методологическими традициями изучения и рассмотрения человека и личности. В определенном смысле здесь можно говорить о формировании мировоззрения личности, выражающемся в отношении к себе и другим людям.

Каждой из названных целей, с нашей точки зрения, соответствует определённое содержание психологического образования. Это содержание можно также рассмотреть с точки зрения уровней, так как каждая последующая цель является более общей по отношении к предыдущей и дополняет её, формируя в совокупности полную картину психологического образования. Несоответствие заявленных целей предлагаемому в процессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию и дискредитации психологии как науки.

Рассмотрим содержание психологического образования, которое должно соответствовать эксплицированным нами целям.

При формировании социальных навыков важно, чтобы они легко воспроизводились и использовались именно в той ситуации, для которой предназначались.

Для этого лучше всего подходит тренинговая форма образования. На сегодняшний день разработано большое число тренингов, ориентированных на различные ситуации делового и личностного общения, разрешения интеллектуальных ситуаций. Особенностью этих форм обучения является минимальное использование психологических понятий и строгое соответствие выработанных на тренингах навыков тем ситуациям, для разрешения которых они предназначались.

Обобщение и перенос выработанных навыков на другие ситуации является достаточно ограниченным и даже нежелательным. Причина этого заключается в том, что носители навыка не обладают знаниями (понятиями), позволяющими выявить существенно важные характеристики приобретаемых умений, и при переносе в другую ситуацию, приспосабливая его к новым условиям деятельности, могут его исказить вплоть до полной потери его эффективности. Не случайно в тренинге делового общения строго оговаривают и регламентируют ситуации взаимодействия: «составление резюме о себе», «приём на работу», «активное слушание при консультировании», «разговор при условии столкновения интересов», «публичное выступление», «организация дискуссии», «отказ в просьбе», «выработка коллективного решения» и др.

Ещё одной особенностью первого уровня психологического образования является то, что максимальное внимание уделяется формированию индивидуальных стратегий действия, учитывающих не только особенности деятельностной ситуации, но индивидуальные качества обучающегося, его темперамент, характерологические особенности. Образно можно сказать, что в процессе тренинга происходит «притирка» субъекта к возможным ситуациям общения и деятельности. Данный вид психологического образования можно назвать первым уровнем, так как его можно начинать с дошкольного возраста и он не требует высокого развития аналитической способности, владения аппаратом науки.

Данный пример хорошо иллюстрирует, что студентка не поняла сути понятия психологическая установка и освоила его формально. Действительно, определение установки, как его даёт, например, психологический словарь, фиксирует только внешние черты этого явления: «готовность к определённым действиям» или «предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого поведения» [1]. С позиции таких определений наличие ошибок при смене задания может свидетельствовать о сохраняющейся тенденции действовать в русле прежнего задания. Суть же понятия установка открывается только тогда, когда его рассматривают в контексте экспериментов авторов данного понятия. В частности, автор термина «фиксированная установка» Д.Н. Узнадзе детально описывает процедуру эксперимента, в котором можно наблюдать это психологическое явление. Она (установка) возникает в форме иллюзии восприятия, когда после нескольких пробных попыток сравнительного взвешивания большого и тяжёлого шарика (в одной руке) с маленьким и лёгким (в другой) в руки испытуемого вкладывались шары, равные по размеру и весу. Иллюзия состояла в том, что шары воспринимались как неравные: в той руке, в которую ранее вкладывался маленький шар, шар казался больше и тяжелее, а в той, в которую ранее вкладывался большой шар – меньше и легче, чем на самом деле. Таким образом, фиксированная установка возникала как результат внезапной (для испытуемого) смены материала, с которым работал человек, тогда как цель задания оставалась прежней. В случае же изменения задания путём предложения новой инструкции, как это могло происходить в эксперименте, предложенном студенткой, мы бы имели дело совершенно с другим психологическим явлением.

Можно предположить, что если бы ошибки испытуемых при внезапной смене инструкции имели бы место, то их можно было бы объяснить целым рядом причин, одной из которых могла быть низкая скорость генерации нервной системой процессов торможения и возбуждения, поскольку при смене задания необходимо быстро затормозить старую временную связь и сформировать новую.

Как известно, легкость генерации процессов торможения и возбуждения нервной системы в процессе формирования функциональных систем была названа В.Д. Небылициным термином «динамичность» (корректность предложенного В.Д. Небылициным понятия «динамичность») [3]. Другой возможной причиной ошибок могла быть низкая произвольность нервных процессов, которая затруднила бы понимание и принятие новой инструкции. Таким образом, исследуя связи темперамента с ригидностью, студентка на самом деле изучала бы связи между темпераментом и одним из свойств нервной системы человека либо между темпераментом и способностью к быстрой перестройке цели и направленности деятельности.

С нашей точки зрения, описываемый случай ярко демонстрирует, что суть любого психологического понятия обнажается, во-первых, при анализе ситуации и процесса порождения этого понятия, во-вторых, при сопоставлении внешне близких понятий между собой. Эти две особенности выявления и понимания сущности психологических понятий можно сформулировать в виде двух принципов обучения теории психологии: 1. Каждое психологическое понятие должно рассматриваться в контексте процедуры его выведения.

2. Суть каждого психологического понятия должна уточняться при сопоставлении с внешне сходными понятиями.

Первый принцип можно дополнить положением о том, что в ряде случаев, когда рассмотрение ситуации порождения понятия невозможно (либо не описано в научной литературе, либо введено умозрительно), можно использовать процедуру практического применения данного понятия. В любом случае анализу должен подвергаться сценарий приложения психологического понятия к реальности, что даёт возможность сравнить сходные понятия между собой. К сожалению, сегодняшнее обучение психологии не включает обязательного рассмотрения сценариев и процедур получения или использования психологического понятия, что делает это усвоение формальным и лишённым научной основы.

Третья цель обучения – создание единой картины мира и усвоение культурных ценностей – не связана с непосредственным, утилитарным использованем психологического знания, однако она важна для формирования личности человека. Её значение проявляется в деятельности человека при целеполагании и смыслообразовании. Для реализации этой цели важно не только изучение ситуации порождения и использования психологических понятий, но и философские, методологические, общекультурные предпосылки их возникновения. В этом случае психологические понятия должны рассматриваться как историкокультурный феномен, в контексте с той научной или философской школой, в русле которой они возникли. Блестящим примером подобного анализа является работа Л.С. Выгодского «Исторический смысл психологического кризиса» [2].

1. Большой психологический словарь /Под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, СПб.; М., 2003. С.45.

2. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. М., 1982.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб; М; Харьков; Минск, 2001. С.108-109.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Количество знаков с пробелами: 12043

Количество таблиц: 0

Количество изображений: 0

. зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста · Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки. 2. Периодизация истории психологии. См. билет 1 вопрос 1 Билет 3. 1. Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического в древности. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII .

. желание сотрудничать. 2.2 Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова Эмпатия — способность к принятию, сочувствию и сопереживанию. .

. аспирантом практических и семинарских занятий со студентами вуза, а доцентская практика чтение лекций. Таким образом, аспирант приобретает опыт педагогической деятельности. Целенаправленное обучение методике преподавания психологии обычно не проводится, хотя необходимость в этом есть. Поэтому в ряде вузов в аспирантуре и адъюнктуре организуется изучение таких дисциплин, как: 1) педагогика высшего .

. (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза. 29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова Формирование научной психологии в нашей стране происходит во второй половине XIX — начале .

Источники:
Глава 1 Анализ теоретических данных
На бирже курсовых и дипломных проектов можно получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, диссертаций, рефератов, а также самостоятельно и бесплатно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-49359
К проблеме психологического образования в вузе будущих педагогов
Гаврилович Александр Александрович, старший преподаватель кафедры психологии(УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,Беларусь, г. Брест). Педагогическая деятельность имеет сложный многофакторный и полифункциональный характер и о
http://mosi.ru/en/node/3530
Проблема содержания психологического образования в вузе
Заочные электронные конференции
http://econf.rae.ru/article/6322
Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования
Тема работы: Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования по предмету Психология, педагогика. Размер: 19.25 КБ. Содержит 12043 знака, 0 таблиц и 0 изображений. .А.Э. Симановский .Последние годы обучение психологии приняло массовый характер. Уже в начальной школе при освоении курса Окружающий мир учащихся знакомят с
http://www.kazedu.kz/referat/66854

COMMENTS