Проблема конфликта

Проблема конфликта

Автор: . Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Проблема конфликта.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 223 КБ.

Бриджет МакДональд 25 сентября 2004 г.

W H E R E O P P O R T U N I T I E S E M E R G E

Настойчивый и не желающий сотрудничать Преследующий собственные интересы за счет других Заинтересованный только во власти Использует всю возможную власть, чтобы победить Умение спорить Служебное положение Экономические санкции (правительство) Вы правы, а они нет

Что не так в этом подходе? Стереотип деструктивного использования власти Теряется возможность выслушать другую точку зрения, которая может предлагать лучшие варианты осуществления чего-либо Противопоставляет стороны и ограничивает пути разрешения конфликтов Есть победитель и есть проигравший Проигравший хочет отыграться Не улучшает отношения Краткосрочный мыслительный процесс

Не настойчивый и готовый к сотрудничеству Пренебрегает собственными интересами, чтобы удовлетворить интересы другой стороны Элемент самопожертвования Испытывает дискомфорт при конфликтах, поэтому хватается за любой способ быстрого решения, который может найти Недостаток уверенности в умении урегулировать конфликты

Что не так в этом подходе? Создает иллюзию того, что проблемы, лежащие в основе конфликта, решены Оставляет вопросы невыясненными и неразрешенными Усугубляет конфликт Ведет к недостатку уверенности в разрешении конфликтов

Стремление прийти к соглашению, удовлетворяющему обе стороны Между конкурирующим и улаживающим подходом Уступает больше, чем конкурирующий, но меньше, чем улаживающий Достижение компромисса — разница пополам Быстрый поиск середины

Что не так в этом подходе? Сосредоточен на требованиях и пренебрегает потребностями, взглядами, ценностями, целями и чувствами Определяет власть как способность одной стороны принудить другую сторону к чему-либо или добиться какой-либо уступки Сосредоточен на арифметике уступок, а не на относительной стоимости этих уступок Проще торговаться о цифрах, чем выяснять суть конфликта

Не настойчивый и не желающий сотрудничать Не пытается решить конфликт Уклоняется от проблемы Откладывает проблему Отступает при угрожающей ситуации Считает, что конфликт исчезнет, если сделать вид, что его не существует Избегает отношений с людьми, которые отличаются от него Не имеет уверенности в своей способности разрешить конфликт Думает, что у компетентных людей не бывает конфликтов Верит, что время лечит все Если проблему игнорировать, она рассосется

Что не так с этим подходом? Лишен возможностей для важного личностного роста Когда мы сталкиваемся с препятствиями, которые вынуждают нас переоценить наши идеи и чувства, мы учимся Откладывает разрешение конфликта и допускает его усугубление Отрицает возможность улучшения отношений

Настойчивый и готовый сотрудничать Старается работать вместе со второй стороной, чтобы найти решение, которое удовлетворит интересы обеих сторон Определяет основные проблемы между сторонами Анализирует расхождения, чтобы научиться у каждой стороны Пытается найти творческое решение проблемы

W H E R E O P P O R T U N I T I E S E M E R G E

Различия и расхождения Потребности Восприятие Власть Ценности и принципы Чувства и эмоции

У людей различаются: Восприятие Потребности Ценности Власть Желания Цели Эти различия приводят к конфликтам Могут быть позитивными Различные пути решения проблем Альтернативные точки зрения

Определение: Условия, без которых, по нашему мнению, мы не можем обойтись или которые считаем необходимыми для благополучия и развития отношений Мы сосредоточиваемся на собственных потребностях и игнорируем вторую сторону, или Мы игнорируем свои потребности ради другой стороны Не хотим показаться эгоистичными

Люди по-разному интерпретируют реальность Кто виноват в автомобильной аварии? Потери и находки – кому достанется? Формирующиеся представления Представления формируются из слухов и сплетен, которые люди принимают, как факт, не пытаясь узнать, действительно ли это правда Хуже, если нам не нравится человек или поступок Тенденция игнорировать позитив и подчеркивать негатив Стереотипы – расовые, гендерные, профессиональные Ощущение угрозы

Способность заставить других вести себя так, как Вы хотите, контролировать или добиваться превосходства над кем-либо Когда власть используется как инструмент для получения контроля или преимущества над другими, результатом обычно бывают разрушительные конфликты Попытки подавить кого-то в конфликтной ситуации неэффективны и обычно усугубляют проблему

Ценности и принципы могут приводить к конфликтам, если люди делают поспешный вывод о том, что конфликт, в который они вовлечены, — это конфликт ценностей и принципов Дает основания для того, чтобы отстаивать свою позицию Уверенность в абсолютной правоте Конфликт может возникать из-за представлений, а не ценностей или принципов Люди преувеличивают важность предпочтений, считая их ценностями и принципами Одна из сторон не принимает ценности и принципы другой Различные ценности Насколько важна эта ценность для отношений в целом

Люди позволяют своим чувствам и эмоциям стать определяющими при улаживании конфликтов Либо они пытаются игнорировать свои чувства и эмоции

W H E R E O P P O R T U N I T I E S E M E R G E

Создать эффективную атмосферу Прояснить представления Сосредоточиться на индивидуальных и общих потребностях Создать общую позитивную силу Смотреть в будущее и извлекать уроки из прошлого Предлагать варианты Разработать план действий Заключать взаимовыгодные соглашения

Личная подготовка Отношение и умонастроение «Я» против «Вы» Не следует загонять себя в рамки жестких требований Подумайте, что Вы хотите сказать и как Вы хотите, чтобы это было воспринято Время Выберите время, которое подходит обоим Достаточно долгое, чтобы обе стороны могли говорить свободно Место Комфортное для обеих сторон Не в офисе ни одной из сторон

Спросите себя Конфликт возник впервые или это уже случалось неоднократно? Что я думаю о конфликте? Это конфликт из-за ценностей или предпочтений? Каковы мои ценности в данном конфликте? Это конфликт из-за потребностей или желаний Что для меня важнее всего? Какие мои действия привели к появлению конфликта? Какие темы, слова или поведение заставят меня выйти из себя? Какие ошибочные представления может иметь обо мне вторая сторона и какие мои действия привели к их появлению? Являются ли мои ожидания реалистичными? Не воспринимаю ли я стереотипно вторую сторону?

Чтобы прояснить представления, нужно: Прислушиваться к тому, что говорит вторая сторона Обычно мы не слушаем людей Мы готовим свой ответ раньше, чем собеседник закончил говорить Использовать свои органы чувств Какие невербальные сигналы подает этот человек? Нервозность Испуг Гнев Усталость Задавать уточняющие вопросы Вы не могли бы объяснить, почему Вы так считаете? Я правильно Вас понимаю…?

Отделить потребности от желаний Если я не получу то, в чем, по моему мнению, я нуждаюсь, какой ущерб мне это причинит? Разделяет потребности и желания Спросите себя, каковы Ваши потребности и удовлетворяются ли они? Если нет, известно ли второй стороне, каковы Ваши потребности? Вторая сторона не может помочь удовлетворить их, если не знает о них Не нужно считать, что вторая сторона знает, если Вы ей об этом не говорили

Поставьте себя на место второй стороны Что они чувствуют? Каковы их потребности? Вам они известны? Если нет – спросите! Определите, в каких аспектах Ваши потребности пересекаются Стороны обычно хотят одного и того же Расхождения возникают в отношении путей достижения

Не используйте власть негативно Типичный подход – это контроль или манипулирование кем-либо Власть не развращает Люди сами выбирают, как использовать власть Используйте власть, чтобы расширить возможности всех сторон, вовлеченных в конфликт Для этого необходимо иметь четкое представление о самом себе Понимать ценности и убеждения Контролировать свои эмоции и чувства Никто не может заставить Вас чувствовать что-то без Вашего согласия Ваши эмоции принадлежат Вам Эту идею очень сложно принять

Учитесь на ошибках прошлого, но не давайте им препятствовать Вам Считать, что раз конфликт не был положительно разрешен в прошлом, его нельзя эффективно разрешить и сейчас Отрицательно воспринимать прошлые конфликты Заставлять людей отвечать за прошлые ошибки или несоответствие требованиям Они могли измениться, развиться, вырасти Ошибка ни разу не повторялась Даже если это всегда делалось так, это не значит, что это лучший способ Романтизация и приукрашивание прошлого

Смотреть в будущее и извлекать уроки из прошлого (2)

Вспомните время, когда Вы были в хороших отношениях со второй стороной, до конфликта Что именно вызвало конфликт? Какие действия обеих сторон усугубили его? Сумейте простить прошлые поступки и ошибки Двигайтесь вперед «Неважно, кто виноват, давайте просто решим проблему» Тратьте меньше времени на обвинения и больше на решения Фиксация на прошлом не поможет решить проблему Помните: КОНФЛИКТ – ЭТО ПРОЦЕСС, А НЕ СОБЫТИЕ

Вместе со второй стороной потратьте время на разработку новых возможностей Мозговой штурм Подготовьте заранее несколько вариантов Будьте готовы рассмотреть варианты и второй стороны Определите вопросы, по которым вы согласны Помните, что существует гораздо больше решений, чем Вы или вторая сторона можете предложить самостоятельно

Маршрут от текущей позиции к желаемой Список действий, которые нужно выполнить Это не должны быть решения на скорую руку, они должны привести к реальному разрешению проблемы План действий должен быть согласован и одобрен обеими сторонами

После того, как план действий составлен, соглашение должно быть выгодным для обеих сторон Обе стороны должны быть довольны результатом Должно включать все ценности, потребности и принципы сторон Определять конкретные обязанности

Это только инструменты Они не будут работать, если их не использовать Совершенствование умения разрешать конфликты – это процесс, а не одиночное событие Недостаточно просто сегодня послушать и согласиться с тем, что это правильные шаги Необходимо использовать их в жизни Учиться на них Какие удаются Вам лучше – или требуют дополнительной работы?

Не опускайте руки, если Вы все время совершаете одни и те же ошибки Если бы мы были специалистами по разрешению конфликтов, не было бы: Войн Разводов Недовольных работников И т.д. Развивайтесь и учитесь на прошлых ошибках

Источник:
Проблема конфликта
Презентация: Проблема конфликта.ppt, Тема: Конфликты, Урок: Психология
[link]http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Problema-konflikta/Problema-konflikta.html[/link]

Проблема конфликта

Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции конфликтов связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта) [21].

Единая и стройная классификации конфликтов, очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм конфликтов (и вполне могут комбинироваться).

Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы конфликтов: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых конфликт всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами конфликта: интрапсихическими конфликтами в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д.

В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют конфликты внутриличностные, конфликты межличностные и конфликты межгрупповые; помимо этого следует выделить конфликт типа «личность—группа».

По временному критерию конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания конфликтов бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и латентными.

Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд конфликтов по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — например, конфликты, вызванные т. н. неуставными отношениями [39].

С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы конфликтов. Деструктивные конфликт расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные конфликты, в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации. Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что конфликт может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции.

Источник:
Проблема конфликта
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании.
[link]http://www.solidpsyholog.ru/sops-891-1.html[/link]

Проблема конфликта в зарубежной психологии

Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за столетний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем,: рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из] причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.

На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. Количество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический характер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего общества (см. табл. 4.1).

В данном параграфе рассмотрим психологические теории преимущественно межличностного конфликта. Взгляды зарубежных психологов на природу внутриличностных и межгрупповых конфликтов рассмотрены далее в соответствующих главах.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

• психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

• социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

• этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

• теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

фрустрационно-агрессивное (Д. Доллара, Л. Берковитц, Н. Миллер);

• поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

• социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

• интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутрилично-стными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной Причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский J психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию дина! мической системы поведения, которая находится под напряже! нием, когда нарушается равновесие между индивидом и средой! Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источникок! конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности! лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в| реорганизации мотивационных полей личности и структурьи взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракциониз-ма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты [99].

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

• теоретико-игровое (М. Дойч);

• теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

• теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [42].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [100]. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных, целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных-в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального поведения. В то же время опросные методы, используемые для диагностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опрашиваемые испытывают трудности в разграничении некоторых категорий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценками и оценками экспертов [100].

На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Источник:
Проблема конфликта в зарубежной психологии
Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за столетний период,
[link]http://psyera.ru/4370/problema-konflikta-v-zarubezhnoy-psihologii[/link]

Проблема конфликта в отечественной психологии

Основные темы и понятия раздела

• Исследование конфликтов в психологии

• Личность и неврозы

• Конфликтный личностный смыслединица самосознания личности

• Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

• Типология жизненных миров

• О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликтов

Современные психологи возрождают интерес науки к внут­реннему миру человека, критическим ситуациям его жизни, переживаемым им конфликтам и кризисам. Ф. Е. Василюк анализирует содержание этих понятий и стоящих за ними яв­лений, а также предпринимает попытку показать их взаимо­связь в реальном существовании личности через влияние ее

А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ[45]

По количеству публикаций психология занимает выражен­ное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготов­лено психологами <. >.

Динамика публикаций представлена на рис. 3.1.

При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания кон­фликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л. А. Петровской (Петровская, 1977). Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Нами были предложены семь (Анцу­пов, 1992), а затем — одиннадцать групп понятий в психологИ" ческом анализе конфликта (Анцупов, Шипилов, 1997). К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция кон­фликта; классификация; структура; динамика; функции; ин­формация в конфликте; предупреждение; разрешение кон­фликта; методы диагностики и исследования конфликта.

В психологии пока не сложилось общепризнанного пони­мания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда кон­фликт понимается как вид общения, ситуационная несовме­стимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделя­ют: наличие противоречия между субъектами; их противодей­ствие; негативные эмоции по отношению друг к другу.

Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные. Конкретный конфликт происходит в силу дей­ствия тех и других причин. Психологов интересуют субъек­тивные причины.

Проблема эволюции конфликта поставлена одним из авто­ров несколько лет назад (Анцупов, 1992). Эволюция предпо­ложительно имеет девять видов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая у животных; в онтогенезе у животных; в антро­погенезе; общественно-историческая; эволюция конфликтов в XX в.; в онтогенезе человека; эволюция конкретных кон­фликтов.

Наличие многих общих и частных классификаций кон­фликта говорит о том, что их может быть столько, сколько раз­личных сторон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относят­ся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип отношений; последствия и т. п.

К структурным компонентам конфликта относят объект и предмет конфликта, личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а также потребно­сти, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодей­ствие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стра­тегию и тактику противодействия).

Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующие этапы: возникновение объективной предконфликт-ной ситуации; ее осознание как конфликтной; инцидент, или собственно конфликт; разрешение (завершение) конфликта; послеконфликтная ситуация.

Функции конфликта делят на конструктивные и деструк­тивные. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функцио­нальность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Информация в конфликте представлена главным образом информационными моделями конфликтной ситуации, кото­рые имеются у каждой из участвующих сторон, информацион­ным обменом оппонентов и информационной средой, в кото­рой протекает конфликт.

Предупреждение конфликтов — это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих раз­решению предконфликтных ситуаций неконфликтными спо­собами.

Разрешение конфликта предполагает конструктивное са­моразрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными. Методы диагностики и исследования конфликтов являют­ся ключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показал, что используются практически все методы психологии, однако наиболее часто — лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики и тесты. Перспективы изучения конфликтов связа­ны с выбором в качестве единицы их анализа конфликтной ситуации.

В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их си­стематизации изложена в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфлик­та «организационный контекст — совместная реализуемая де­ятельность — целеполагание — когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное на­правление представлено работами только западных психоло­гов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятелъностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они явля­ются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассмат­ривается как центральное звено конфликтного взаимодей­ствия.

В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83 % работ при­ходится на изучение межличностных конфликтов. Внутри-личностным конфликтам посвящено около 8 % публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3-4 % работ. Около 5 % работ носят методоло­гический и общетеоретический характер.

Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:

• в трудовых коллективах;

• в научно-исследовательских коллективах;

• в деятельности правоохранительных органов;

• в воинских коллективах;

• в среде осужденных;

• в педагогической деятельности;

• конфликтность семейно-брачных отношений. Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности:

• в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.);

• в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др-);

• в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева и др.);

• в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль и др.).

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середи­ны 70-х гг. психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие рабо­ты, необходимые для формирования методологической и тео­ретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х гг. появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х гг. сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельно-стный и личностный. На рубеже 80-90-х гг. стала осознавать­ся необходимость междисциплинарного изучения конфликта.

[КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ][46]

В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопи­ческих изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими

стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно от­четливо выступают огромные перемены в его личности.

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития — кри­зисами. Последние открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены еще в систему, не включены в общую пе­риодизацию детского развития. Многие авторы даже подвер­гают сомнению внутреннюю необходимость их существова­ния. Они склонны принимать их скорее за «болезни» разви­тия, за его уклонение от нормального пути. Почти никто из буржуазных исследователей не мог теоретически осознать их действительного значения. Наша попытка их систематизации и теоретического истолкования, их включения в общую схему детского развития должна рассматриваться поэтому как едва ли не первая.

Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском разви­тии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Указанные периоды с чисто внешней стороны характери­зуются чертами, противоположными устойчивым, или ста­бильным возрастам. В этих периодах на протяжении относи­тельно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребе­нок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремитель­ный, иногда катастрофический характер, оно напоминает ре­волюционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это по­воротные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Первая особенность таких периодов состоит, с одной сторо­ны, в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно — трудно определить момент его наступ­ления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обо­стрение кризиса, происходящее обычно в середине этого возра­стного периода. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея, характеризует все критические возра­сты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

Вторая особенность критических возрастов послужила от­правной точкой их эмпирического изучения. Дело в том, что значительная часть детей, переживающих критические пери­оды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, кото­рая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их вос­питания и обучения. В школьном возрасте в критические пе­риоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослаб­ление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребён­ка часто сопровождается более или менее острыми конфлик­тами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой свя­зана с болезненными и мучительными переживаниями, с внут­ренними конфликтами.

Правда, все это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периоды проходят по-разному. В протека­нии кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по со­циальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей вовсе не наблюдает­ся сколько-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протека­нии этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внут­ренних условий на ход самого кризиса настолько значительны и велики, что дали повод многим авторам поставить вопрос о том, не являются ли вообще кризисы детского развития продук­том исключительно внешних, неблагоприятных условий и не должны ли поэтому считаться, скорее, исключением, чем пра­вилом в истории детского развития (А. Буземан и др.).

Внешние условия, разумеется, определяют конкретный ха­рактер обнаружения и протекания критических периодов. Несхожие у различных детей, они обусловливают крайне пеструю и многообразную картину вариантов критического возрас­та. Но не наличием или отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса раз­вития вызвана необходимость критических, переломных пе­риодов в жизни ребенка. В этом убеждает нас изучение отно­сительных показателей.

Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуе-мости к относительной, основанной на сравнении степени лег­кости или трудности воспитания ребенка в предшествующий кризису или следующий за ним стабильный период со степе­нью трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не уви­деть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относи­тельно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной успеваемости к ее относитель­ной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ре­бенка в ходе обучения в различные возрастные периоды, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в период кризиса сни­жает темп продвижения сравнительно с темпом, характерным для стабильных периодов.

Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет (7-й год в жизни ре­бенка — переходный между дошкольным и отроческим пери­одом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Се­милетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отно­шении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в не­устойчивости воли, настроения и т. д.

Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, на­зываемый многими авторами фазой строптивости, или упрям­ства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он про­являет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопро­вождают весь период.

Еще позже был изучен кризис 13 лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания.

Как показывает самое название, негативное содержание пери­ода выступает на первый план и при поверхностном наблюде­нии кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот пе­риод. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, сверты­вание и отмирание прежде установившейся системы интере­сов, негативный, протестующий характер поведения позволя­ют О. Кро характеризовать этот период как стадию такой де­зориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то по­ложение, что хорошо изученный с фактической стороны пере­ход от младенческого возраста к раннему детству, совершаю­щийся около одного года жизни, представляет собой в сущно­сти тоже критический период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобраз­ной формы развития.

Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, мы предложили бы включить в нее в качестве начального зве­на тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детс­кого развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, са­мым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, изменяет весь строй его жизни, характеризует началь­ный период внеутробного развития.

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отде­ляет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет яв­ляется соединительным звеном между дошкольным и школь­ным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрас­ту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные и яв­ляются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалекти­ческий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

Если бы критические возрасты не были открыты чисто эм­пирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. Сейчас тео­рии остается только осознавать и осмысливать то, что уже установлено эмпирическим исследованием.

В переломные моменты развития ребенок становится отно­сительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспева­ет за быстрыми изменениями его личности. Педагогика крити­ческих возрастов наименее разработана в практическом и тео­ретическом отношении.

Источник:
Проблема конфликта в отечественной психологии
Основные темы и понятия раздела • Исследование конфликтов в психологии • Личность и неврозы • Конфликтный личностный смысл — единица самосознания личности • Трудные ситуации в
[link]http://studopedia.ru/9_177212_problema-konflikta-v-otechestvennoy-psihologii.html[/link]

CATEGORIES