Признаки эмоционального благополучия

Психологическое благополучие

Вопросами положительной психологической жизнедеятельности занимались исследователи еще со середины 20 столетия. Теоретическую основу благополучности с точки зрения психологии заложили работы Н. Брэдберна. Он считал, что для создания описания нужно использовать ряд характеристик, отражающих ощущение уровня счастья и общей удовлетворенности своим бытием. Его такие взгляды и убеждения были признаны широкими кругами научных деятелей.

Что значит понятие психологическое благополучие?

  • доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
  • положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
  • независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
  • компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
  • целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
  • рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

Здоровье людей в психологическом плане

Такой тип – это неотъемлемая часть, важный элемент общего здоровья. Таким образом, это состояние является отсутствием психических отклонений и форм физической неполноценности (дефектов), но не только.

Психическим здоровьем определяют состояние человека, который пребывает в благополучии, когда он способен побеждать обычные жизненные стрессы, результативно трудится для удовлетворения своих потребностей и приносить пользу своему сообществу. Оно играет важную роль для нас, как разумных существ, способных на мышление, проявление эмоций, общение с другими людьми, зарабатывание на жизнь и получение удовольствий. Поэтому так важна здесь крепость, защищенность человека.

Специалисты в области психологии описывают психическое здоровье людей с помощью следующих критериев:

  • баланс и связанная с таким состоянием гармоничная организация психики с ее адаптационными возможностями;
  • адекватное субъективное восприятие вещей, явлений и обстоятельств;
  • критическое оценивание себя и обстоятельств окружающей среды;
  • способность адекватно меняться в плане поведения соразмерно переменам ситуации и обстановки вокруг себя и организационного процесса;
  • ощущение привязанности и ответственности перед членами близкого окружения;
  • навыки составления и выполнения своих жизненных планов.

Что такое благополучный индивид в психологическом плане?

  • заинтересованность происходящего в окружающем мире;
  • умение устанавливать близкие позитивные отношения с окружением;
  • самоотверженность;
  • способность направлять свои действия на общее благо;
  • высокий уровень духовности;
  • способность существовать в согласии души с разумом;
  • цельность;
  • направленность на личностный рост.

Однако все понимают, что психологическим благополучием в виде универсального понятия нельзя пользоваться. А значит выход из ситуации в исследовании, изучении влияющих факторов.

Методики

В исследовании используют ряд психологических тестов, направленных на диагностирование личности. Существует определенная специфика – измерительно-испытательное направление. Им могут быть достигнуты цели – оценка и классификация объектов в количественном и качественном выражении. Важнейшие требования к психодиагностическим методикам – стандартизация инструментов с жесткой регламентацией процедурного ведения. Наиболее часто пользуются методиками:

  • опросником Рифф из 84 вопросов (в наиболее популярной версии) – разработкой для исследования выраженности ключевых элементов понятия, которое подразумевает субъективные ощущения цельности и осмысленности конкретным человеком своего существования. В методике применены гедонистический (через получение физического и духовного наслаждения, удовольствия) и эвдемонистический (счастье через самореализацию с нахождением творческого единения соответствующего запроса окружающего социума и развития своей личности) подходы.
  • тестом Льюиса Голдберга «Большая пятерка» – моделью, позволяющей дать структурированное описание человека с разных сторон, включая факторный анализ эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, открытости для познания, способности уживаться в сообществе, добросовестности;
  • опросником EPI – разработкой Айзенка в двух вариантах (А и B), отличающихся вопросами, с возможностью проведения повторных сравнительных диагностик. Методика включает две шкалы (экстраверсия-интроверсия с нейротизмом) и шкала оценивания ответов в отношении искренности. Применяется в русскоязычной версии А. Г. Шмелева;
  • многоаспектным тестом Лири (1954 г.) – предназначенным для изучения субъективных представлений человека о себе идеальном и отношений в небольших коллективах. Преследуется цель выявить господствующий вид отношений к членам окружения через самооценку и взаимное оценивание в группе с учетом доминирования-подчинения, а также дружелюбия-враждебности;
  • личностным тестом Кеттелла – опросником из 187 пунктов для проведения диагностирования личностей объективно-экспериментального характера, дающего возможность определить особенности характера, склонностей и личностных интересов. Это один из известных многофакторных методов для поиска описания человека с точки зрения стабильности, устойчивости свойств, которые способны определить его внутреннюю суть и характер поведения;
  • другими.

Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека

В случаях с психическим благополучием, счастьем так и не пришли к единому определению понятий. Американка, психолог К. Рифф предложила свое определение в виде факторного набора (шкалы). Было несколько вариаций. Большую распространенность на Западе получила версия опросника из 84 пунктов. Она же была адаптирована в ряде других стран, включая Россию. С точки зрения К. Рифф многомерная модель включает несколько основных элементов, а именно:

  • позитивные отношения с важными людьми для пребывающего в благополучии человека – предполагает определение уровня доверия в обществе потенциальных друзей, открытости и общительности, проявлении сопереживания в отношениях с другими людьми, способности искать компромиссы и уступать. Речь также идет о личном выборе своего места в обществе, развитии социальных связей;
  • личностный рост, в том числе самостоятельного развития – заключается в выяснении вопросов потребности реализации собственного потенциала и стремления к постоянному развитию, движению к четко определенным целям, совершенствованию своих навыков, получению новых знаний. Подразумевается уровень удовлетворенности жизнью в процессе роста, способность к нему, учитывая личное отношение конкретного человека;
  • целенаправленность и понимание своего предназначения – предполагает разобраться в смысле жизни, определиться с четкой целью (а не плыть по течению), используя имеющийся опыт с пользой для будущего, делая правильные выводы из совершенных в прошлом ошибок;
  • принятие самого себя – заключается в определении отношения человека к себе (уровня самооценки) и оценки своих личных качеств (положительных и отрицательных) и собственной жизни в целом, учитывая возможности, потенциал. Берется во внимание то, как человек переносит неприятные моменты;
  • осмысления своей жизни – предполагает выявление веры в убеждения, принципы жизни со смыслом;
  • управление окружением – предназначено для выявления особенностей характера и темперамента, характеризующих человека, как властную натуру с желанием эффективно управлять другими людьми и нести ответственность за это. Причем некоторые люди способны создавать условия для результативного карьерного роста и уверенно убирать с пути разные препятствия. А другим наоборот сложно трудиться, как в одиночку, так и в коллективе;
  • проявление независимости – заключается в определении качеств человека, связанных со способностью решать разной сложности проблемы и действовать автономно по намеченному курсу вне независимости от того, какое социальное давление производит окружение. Здесь влияет уровень самооценки и ответственности за свои действия. Имеет место сильная зависимость от мнения окружающих и новомодных веяний.

С психическим благополучием связано много аспектов нашего существования, включая социальное изменение в быстрых темпах, условия работы в постоянном стрессе, гендерное ущемление, социальное отдаление, неправильный образ жизни, физическое болезненное состояние, а также связано с нарушениями человеческих прав и свобод.

Существуют также ряд особенностей конкретного человека, которые делают его уязвимым перед проблемами психического типа. Кроме того, существуют биологические риски в качестве генетических моментов.

Психологическая благополучность жизни детей

На характер общения ребенка в своей семье в значительной степени влияет социальная ситуация его развития. Одной из ключевых потребностей практически с самого рождения ребенка является необходимость общения. А обеспечение удовлетворения ее определяется благополучностью именно в психологическом плане.

Высокий уровень опасности для психики детей имеет разрушение среды нормальной семьи. Это грозит недостатком внимания детям и это подтверждено результатами большого количества исследований в разных странах. Экспертами ВОЗ подтверждают, что такая ситуация неблагоприятно отражается на детях. Ведь они становятся обделенными в части общения с родителями, которые враждебно настроены друг к другу и живут в разрыве.

Эмоциональная составляющая общения и сотрудничества с папой и мамой для ребенка является одной из ключевых моментов жизни, включая детское культурное развитие, образование, становление его индивидуальности.

Образовательный процесс начинается также в семье, с непосредственным участием родителей. Только высокий уровень взаимодействия ребенка со своими родителями позволяет получить и усвоить багаж знаний и навыков. Кроме того, опыт общения и жизни усваивается ребенком именно того окружающего мира с его традициями, ценностями и культурой, где он родился, растет, взрослеет и развивается. Таким образом, напрашивается вывод, что родительский уровень развития, их кругозор в культурном, мировоззренческом и социальном плане влияет на духовную атмосферу жизни их детей. А благоприятная для взрослеющих детей атмосфера – это только позитивный микроклимат семьи, гармоничные взаимоотношения родителей, а также их отношение к своей жизни, уважение к знаниям, профессии, работе, доброжелательность к окружающим, диапазон интересов и т.п.

В периоды роста, взросления, развития, переходя из одних социальных институтов в другие, дети все также ощущают влияние своей семьи. Ответственность за психологическую благополучность и готовность детей дошкольного возраста переходить на очередной этап в процессе постоянного обучения. Они обязаны создать благоприятные условия с целью обеспечения базовых потребностей, заключающихся в стремлении познавать огромный окружающий мир и развивать свой потенциал, а также познавать свой внутренний мир, необходимость в общении, теплоте чувств и коммуникации с другими людьми.

Без сомнения, все хотят быть здоровыми и жить в благополучии. Нуждаетесь в помощи по вопросам психологии, обращайтесь к специалистам нашего центра. Они всегда готовы помочь.

Что такое благополучие и как его достичь: простыми словами о сложных вещах

Благополучие — это опыт здоровья, счастья и процветания. Он включает в себя хорошее психическое здоровье, высокое удовлетворение жизнью и чувство смысла. В последнее время появляется все больше недовольных, поэтому пора поговорить о том, как же достичь благополучия.

Откуда приходит благополучие?

Благополучие берет истоки из мыслей, действий и переживаний, большинство из которых мы контролируем. Например, когда мы думаем позитивно, у нас больше эмоционального благополучия. Когда мы стремимся к значимым отношениям, мы стремимся к лучшему социальному благополучию. И когда мы теряем свою работу — или просто ненавидим ее — у нас, как правило, снижается благополучие на рабочем месте.

Поскольку это такой обширный опыт, давайте разберем различные виды успеха.

Пять основных типов благополучия

  1. Эмоциональное благополучие — способность практиковать методы управления стрессом, быть устойчивыми и генерировать эмоции, которые приводят к хорошим чувствам.
  2. Физическое благополучие — способность улучшать функционирование вашего тела посредством здорового питания и хороших привычек.
  3. Социальное благополучие — способность общаться, развивать значимые отношения с другими людьми, которые помогут преодолеть одиночество.
  4. Благополучие на рабочем месте — способность преследовать свои интересы, ценности и цели, чтобы профессионально обрести смысл, счастье и финансовое обогащение.
  5. Благополучие общества — способность активно участвовать в культурной жизни и вставать на защиту окружающей среды.

Слаженная работа всех систем

Чтобы достичь общего успеха в жизни, вы должны убедиться, что все перечисленные типы функционируют в определенной степени.

Думайте об этом так. Представьте, что вы машина. Ваш двигатель работает отлично, и, возможно, трансмиссия тоже работает очень хорошо, но тормоза отказали. А раз они не действуют, то не имеет значения, насколько хорошо работает двигатель, ведь это может привести к огромным проблемам.

То же самое верно для вашего благополучия. Если все в вашей жизни идет хорошо, но вы ощущаете себя одиноким или едите нездоровую пищу, это повлияет на другие сферы вашей жизни, и вы, вероятно, не будете чувствовать себя так, как вам хочется.

Поскольку каждая мелочь важна для вашего общего ощущения счастья, давайте поговорим о том, как построить каждый тип благополучия.

Эмоциональное благополучие

Чтобы поддержать его, нам нужно развивать эмоциональные навыки — например, позитивное мышление, регуляцию эмоций и осознанности. Создав их, мы сможем лучше справляться со стрессом, со своими эмоциями перед лицом трудностей и быстро оправляться от разочарований. В результате мы сможем наслаждаться жизнью чуть больше и добиваться поставленных целей более эффективно.

Физическое благополучие

Чтобы поддерживать свое физическое самочувствие, нам необходимо знать, как выглядят здоровое питание и спортивные упражнения, чтобы мы могли осуществлять эффективные стратегии в нашей повседневной жизни. За консультацией рекомендуется обращаться к специалисту.

Когда мы строим физическое благополучие, то не только чувствуем себя лучше и способны противостоять развитию многих болезней, вместе с этим заметно вырастает и наше эмоциональный фон.

Социальное благополучие

Чтобы развивать этот вид успеха в жизни, нам нужно формировать свои социальные навыки, такие как благодарность, доброта и умение общаться. Они облегчают нам позитивное взаимодействие с окружающими, помогая чувствовать себя менее одинокими, озлобленными или оторванными от жизни. Когда мы развиваем социальное благополучие, мы чувствуем себя более значимыми и связанными с другими.

Важно знать, что формирование этого вида успеха является одним из наилучших способов создания эмоционального благополучия. Когда мы выстраиваем крепкие социальные связи, то, как правило, и ощущаем себя увереннее, спокойнее, испытываем больше позитивных эмоций и способны лучше справляться с трудностями.

Благополучие на рабочем месте

Чтобы развивать благополучие на рабочем месте, нам нужно сформировать навыки, которые помогут понять, что действительно важно для нас.

Это может включать в себя развитие профессиональных качеств, которые помогают нам более эффективно продвигаться вперед, но также включают и такие вещи, как определение ценностей и поддержание баланса между работой и личной жизнью. Эти навыки позволяют получать больше удовольствия от проделанной работы, помогая оставаться сосредоточенными, мотивированными и успешными в своей профессии. И когда мы преуспеваем на работе, следовательно каждый наш день становится все более полноценным.

Поскольку мы проводим так много времени на работе, то этот вид благоденствия оказывает большое влияние на наше общее состояние.

Общественное благополучие

Чтобы развивать общественное благополучие, нам нужно формировать навыки, которые заставляют нас чувствовать себя взаимосвязанными с другими вещами в мире. Нам нужно знать, как поддерживать окружающую среду и развивать культуру сострадания, справедливости и доброты. Эти навыки помогают нам чувствовать, что мы являемся частью процветающего общества, в котором все действительно поддерживают друг друга и мир в целом. Когда мы развиваем социальное благополучие, мы чувствуем себя частью чего-то большего, чем мы сами.

Хотя каждый из нас составляет лишь крошечную частичку общества, нам всем необходимо создать общественное благополучие. Если бы каждый из нас совершил один добрый поступок для кого-то другого, то мы бы жили в очень добром мире.

Например, чтобы не перегружать себя токсинами из пластмассы, сдавайте пластик на переработку. И это будет вашим плюсиком в копилке добрых дел.

Кто больше всего выигрывает от достижения благополучия?

Не каждый одинаково нацелен на достижение процветания. Например, многие исследования показывают, что чем больше у вас мотивации для развития навыков благополучия, тем больше отдача, тем выше эффективность работы с собственными страхами.

Неоспоримым является тот факт, что рост мышления и общий позитивный настрой способен помочь развить другие навыки благополучия. Поэтому вначале мы должны сами приобрести их, благодаря чему нам будет гораздо легче повысить уровень благосостояния других людей.

В построении благополучия нет ничего волшебного

Имейте в виду, что для создания любого нового набора навыков требуются время и усилия, которые включают в себя навыки хорошего самочувствия. Важно быть реалистичным с самим собой относительно того, что вы можете разумно выполнить за определенный промежуток времени. Наличие нереалистичных ожиданий может заставить вас сдаться, прежде чем вы достигнете своих целей в области благополучия. Поэтому важно создать план и придерживаться его, каждый день предпринимая небольшие действия, которые со временем приводят к значительным улучшениям.

Правда в том, что мы все боремся с разными частями благополучия, и новая борьба обязательно возникнет, даже если вы преуспеваете. Но чем дольше мы работаем над укреплением навыков успеха, тем легче быть гибким, предпринимать действия, необходимые для восстановления, и продолжать двигаться вперед даже перед лицом трудностей.

Да, повышение благополучия — это занятие на всю жизнь, но оно того стоит. Интересно, а как вы оцениваете свой уровень успеха? Какие навыки требуют особенного внимания?

fb.ru

Признаки эмоционального благополучия

МКДОУ детский сад №4

Эмоциональное благополучие ребенка

Памятка для родителей

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличие чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличие положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • наличие чувства удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.;

психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих .

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах .

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

подумайте о последствиях

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!»

Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
(девочке о мальчике)

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.

dsad-4-koch.edusite.ru
CATEGORIES
Share This