Принципы психологии

Принципы психологии

Отечественная психологическая наука основана на диалектико-материалистическом понимании своего предмета. В 1923 г. состоялся первый психоневрологический съезд, где была сформулирована задача определения методологических принципов науки. Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, К.Н.Корнилов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе и др.

Только в 30-е годы формулируются основные принципы психологической науки: детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития.

Принцип детерминизма. Принцип детерминизма связан с определением причин психических явлений. Принцип детерминизма утверждает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека — законами общественного развития.

Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не зависящего от внешних воздействий открыл сферу психики для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявших дать количественную и качественную характеристику внешних воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.

Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л. С.Выготским культурно-исторической концепции. В культурно-исторической концепции была сформулирована мысль о том, что природные механизмы психики преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов, в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Следующим этапом в реализации принципа детерминизма в отечественной психологии была идея о том, что внешнему миру противостоит и его воспринимает не просто человек, наделенный сознанием, а человек деятельный, активно взаимодействующий с внешним миром и преобразующий его. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.

Принцип детерминизма реализовался в ходе решения еще одной проблемы — проблемы психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах психического развития. В центре внимания психологов постоянно находились вопросы о взаимоотношении биологического и социального в развитии психики, соотношении внутренних закономерностей и внешних воздействий, взаимоотношении развития и обучения и т.д. Принципиальное материалистическое понимание этих вопросов обусловлено детерминистическим подходом.

Еще одним этапом в реализации принципа детерминизма было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления.

До 50-х годов детерминистический подход не рассматривался как специально выделенный принцип психологии. В 50-е годы С.Л.Рубинштейн подчеркнул его роль и сформулировал положение о том, что этот принцип имеет значение методологического принципа.

Принцип единства сознания и деятельности. Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (СЛ.Рубинштейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).

С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение.

Введение этого принципа ставило новые теоретические и методологические задачи — необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. По определению С. Л.Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего.

Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятельность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Принцип развития. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. В трудах С Л.Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в проблематику общей психологии было введено понятие «развитие» как фундаментальная категория психологии. «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, — писал он, — познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания». Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются, по словам Б.Ф.Ломова, «исключительно высокой динамичностью. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития.

Принципы психологии

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования.

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, отечественная психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Особенности психического отражения более подробно рассмот­рены в одной из предыдущих глав данного учебника.

Принцип детерминизма, объясняющий причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств.

Психика человека, таким образом, обладает способностью из менять, развивать себя.

Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий.

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при условии, если рассматриваются как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де­яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек­ватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки по­казателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу­чению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга.

Психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других.

Принцип относительной самостоятельности психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального, опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства конкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Принципы психологии

основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, обьективности, всесторонности, единства исторического и логического, единства содержания и формы, единства явления и сущности, принципа отражения и др. На базе всеобщих, философских, общенаучных принципов сложились и разнообразные собственно п.п., прочно вошедшие в структуру данной науки: принцип детерминизма, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности сознания личности, единства психики и деятельности, личностного подхода, системности, развития и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «принципы психологии» в других словарях:

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ — основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами психологии являются: 1) принцип причинности, то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики. Дают представление об исходных требованиях к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, знаниям, методам, процессу обучения). Так как методика использует положения базовых для нее наук… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в разл. аспектах: с логич. точки зрения принцип можно… … Российская педагогическая энциклопедия

Принципы НЛП — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Викифицировать статью. Переработать оформле … Википедия

Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы… … Педагогический терминологический словарь

Принципы обучения — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип… … Педагогический терминологический словарь

принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться точности и эффективности в изучении и осмыслении национально психологических особенностей представителей различных этнических общностей. Принцип четко обоснованных и достоверных… … Этнопсихологический словарь

ПРИНЦИПЫ СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться точности и эффективности в изучении и осмыслении национально психологических особенностей представителей различных этнических общностей. Принцип четко обоснованных и достоверных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ — исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной… … Педагогический словарь

Источники:
Принципы психологии
Отечественная психологическая наука основана на диалектико-материалистическом понимании своего предмета. В 1923 г. состоялся первый психоневрологический съезд, где была сформулирована задача
https://psyera.ru/4199/principy-psihologii
Принципы психологии
Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы
http://shpargalki.ru/news/4881.html
Принципы психологии
основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах:
https://psychology_pedagogy.academic.ru/13498/%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%bf%d1%8b_%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%b8

CATEGORIES