Приемы эффективного общения

Как стать профессионалом эффективного общения? Исследуем основные приемы и секреты

Существуют ли универсальные правила эффективного общения, которые безотказно работают для всех? Можно ли овладеть навыками эффективного делового общения, не будучи прирожденным оратором или профессиональным психологом? Мы расскажем, какие существуют техники и способы для того, чтобы общаться с людьми вам стало намного проще.

Как понять, что эффективное общение с людьми — это не про вас? Достаточно прислушаться к себе. Например, ответьте на несколько вопросов. Будьте предельно честны с собой.

  • Как вы считаете, можете ли вы ярко и увлекательно излагать свои мысли, когда вы находитесь в окружении людей, с которыми вы были ранее не знакомы?
  • Считаете ли вы, что даром убеждения обладают исключительно одаренные люди и это — редкость?
  • Сложно ли вам выступать перед публикой с речью, делать презентации и рассказывать о себе?

Если ваш ответ “да” на большинство из представленных вопросов, то вам стоит познакомиться с базовыми технологиями эффективного общения.

Перед тем как читать дальше, знайте, что если кто-то преуспевает в деле, которое кажется вам, на первый взгляд, невыполнимым, то, скорее всего, этот навык сможете освоить и вы. Эффективное взаимодействие с людьми — не тайна за семью печатями, доступная лишь некоторым людям. Имея мотивацию и настрой учиться новому, этим искусством может овладеть любой.

Эффективное общение невозможно без постоянной коммуникации

Иными словами, практиковаться просто необходимо. Общение с людьми — это не тот случай, когда сначала важна теория, а потом только можно приступать к практике. Не ждите подходящего случая. Вызывайтесь делать презентации, выступайте перед публикой, пишите речи и заучивайте их: прогресс в данном случае зависит от того, насколько часто и регулярно вы практикуетесь.

Развивайте гибкость мышления

Если для вас существует 2 точки зрения: ваша и неправильная, то самое время — пересмотреть свои взгляды на реальность. Нельзя овладеть даром убеждения, выстраивания аргументированной позиции, если каждое несоответствие вашим взглядам вызывает у вас раздражение. Что делать для того, чтобы развить гибкость мышления? Читайте больше, интересуйтесь всем понемногу, старайтесь быть в курсе событий. Не бойтесь экспериментировать: хорошая полемика без агрессии — признак того, что вы начинаете постепенно осваивать стиль эффективного общения. Еще один критерий эффективного общения — умение держать позитив и никогда не выходить из себя.

Вербальные навыки — не единственная задача эффективного общения

Слова и грамотно поставленная речь — это очень хорошо. Но, к сожалению, это только половина успеха. Чтобы полностью решить формулу эффективного общения, вам предстоит освоить и секреты языка жестов. Что мы имеем в виду? Допустим, представьте себе ситуацию. Вы возвращаетесь из отпуска, а коллега говорит вам:

— Как я рад, что ты вернулся?

Но при этих словах коллега поджимает губы, он сидит, скрестив руки на груди. Вряд ли он говорит искренне, не так ли?

Вот несколько универсальных способов невербального общения:

  • если человек смотрит в глаза, с большей вероятностью, он готов к доверительному общению.
  • если человек говорит бегло, то скорее всего, он чем-то взволнован. Чем тише говорит человек, тем неувереннее он себя чувствует.
  • постоянные сглатывания, свидетельствуют о том, что у собеседника пересохло во рту. Скорее всего, человек чего-то боится.

Выучите невербальные знаки людей: это существенно улучшит ваше умение эффективного общения.

Личный бренд — это не пустые слова

Речь не о пыли в глаза. Загляните в себя: с достаточным ли уважением вы к себе относитесь? Стремитесь ли вы к большему или завязли в уютной зоне комфорта? Можно ли вас назвать гармоничным человеком, свободным от внутренних ограничений? Попробуйте поработать над тем, чтобы стать интересным для самого себя.

Критика — это не конец света

Многие на первых этапах освоения навыка эффективного общения боятся критики со стороны окружающих. В этом нет никакого смысла. Грамотная объективная критика может помочь вам увидеть те ошибки и слабые места, на которые вы бы сами никогда не обратили внимания. Злая критика, сказанная только для того, чтобы задеть вас, не стоит вашего внимания. Ни в коем случае не реагируйте на такие высказывания, и не спешите что-то доказывать подобному собеседнику. Ваше спокойствие будет выглядеть намного более достойно. Выбирая способ реагирования на слова или действия окружающих, обратите внимание на те, которые предполагают спокойствие и позитивный посыл.

Используйте Викиум

Приемы эффективного общения
[link]blog.wikium.ru[/link]

Неожиданные языковые приемы эффективного общения

Неожиданные языковые приемы эффективного общения

Часто мы не можем понять причины множественных неудач в работе или дружбе, и немногие знают, что весомую роль на пути к успеху играет межличностная коммуникация, и еще большую – язык эффективного общения. Соблюдение ряда несложных правил поможет вам найти взаимосвязь с любым собеседником и избежать резкости в общении. Иногда достаточно просто говорить правильно, чтобы оказывать влияние на человека. Какие слова и фразы использовать и как это делать грамотно, расскажем ниже.

Правила эффективного общения

Замена привычных частиц и слов на альтернативные

1. “Но” заменяем на “и”.

Какой бы положительной ни была информация, идущее после “но” перечеркнет ее.
Неверно: “Вы отлично справились с заданием, но…”
Верно: “Вы отлично справились, и если Вы…”.

2. Не используйте “и все же”, замените его на “и”.

Правила эффективного общения подразумевают уважительное отношение к мнению собеседника, а выражение “и все же” производит обратное действие.
Неверно: “Мне понятны ваши сомнения, и все же лучше поступить…”
Верно: “Мне понятны ваши сомнения, и поэтому я предлагаю…”.

3. Замените слово “против” на предлог “для”.

Так вы исключите резкость в предложении.
Неверно: “Я не знаю, что мне предпринять против бедности”.
Верно: “Для того чтобы разбогатеть, я открою свое дело”.

4. Смягчайте грубое “нет”, говорите “не так”, “не сейчас”.

Чтобы научиться правильному построению эффективной коммуникации, нужно уметь правильно отказывать и выражать отрицательный взгляд на вещи.
Неверно: “Нет, я думаю по-другому”, “Нет, мне некогда”.
Верно: “Я бы хотел чтобы было не так”, “Не сейчас, на данный момент у меня мало времени”.

5. “Еще” замените на “уже”.

Неверно: “Вы еще не закончили?!”.
Верно: “Вы уже сделали так много, когда закончите?”.

6. Всегда называйте точное время и место.

Не используйте “где-то”, “в районе”, проясните четкость выражениями “в”, “во столько-то”.
Неверно: “Давайте увидимся на неделе, в районе 8 вечера”.
Верно: “Я буду рад вас видеть в 8 вечера в кафе “Уют”.

7. Придавайте себе уверенности, а не жалейте о прошлом.

Замена фразы “если бы я…” на фразу “с этого момента я” поможет в этом.
Неверно: “Если бы я тогда не побоялся принять смелое решение”.
Верно: “С этого момента я не боюсь смелых решений!”

8. Долженствование.

Запомните и не употребляйте по отношению к себе и окружающим выражения “Я должен”, “Вы должны”, замените эти фразы на “Я хочу”, “Я вам рекомендую”.
Неверно: “Я должен определиться”, “Вы должны это сделать побыстрее”.
Верно: “Я хотел бы определиться”, “Я рекомендую вам ускорить темп”.

9. Замените фразу “Я советую Вам” на “Я буду вам признателен” и “Прошу вас”.

Так вы расположите к себе человека.
Неверно: “Я советую вам пойти и сделать это”.
Верно: “Буду очень вам благодарен, если вы возьметесь за выполнение этой задачи”.

Язык неэффективного общения

Полностью исключите следующие слова из своей речи, в противном случае вы встанете на путь заведомо неэффективной коммуникации.

1. Почему нет?

Язык эффективного общения исключает употребление грубого “нет”, так как такой ответ способен полностью испортить положительное впечатление о себе.

2. О честности.

Привычная фраза “честно говоря” выставит вас в худшем свете, так как создается впечатление что честность – редкий гость вашей личности.

3. Слова-вредители.

Откажитесь от слов-вредителей “только”, “просто”. Не говорите “я только высказал свое мнение”, лучше сказать “я высказал свое мнение”.

4. Не говорите собеседнику категоричное “неправильно”.

С помощью приемов эффективного общения покажите ему, что вы также заинтересованы в решении данной проблемы. Лучше мягко сказать: “Вижу, что результат нам не подходит, давай подумаем, как исправить ситуацию”, чем грубо отрезать “Я не этого хотел, ты сделал неправильно”.

5. Намеки с помощью уловок “надо бы”, “нужно бы”.

Они не приносят желаемого эффекта, поэтому четко ставьте задачу конкретно перед тем, кто ее будет выполнять. Не говорите “Надо бы закончить составление плана, сроки уже подходят”, а четко адресуйте фразу: “Прошу Вас скорее приступить к составлению плана и завтра с утра отправить его мне”.

6. Нет смысла добавлять слова “вообще-то” и “собственно”.

Неверно: “Ну, вообще, это смелое решение”.
Верно: “Это смелое решение”.

7. Не употребляйте слов “никогда”, “каждый”, “всегда”, “все”.

Неверно: “Я всегда делаю все в одиночку”.
Верно: “Я уверен, вы мне поможете осуществить это”.

Правильное составление вопросов к собеседнику

1. Задавая вопрос, позаботьтесь о развернутом ответе собеседника.

Построение эффективной коммуникации зависит от количества информации, а при ответе “да” или “нет” оно минимально.
Неверно: “Можно мне вам позвонить?”.
Верно: “Когда мне можно вам позвонить?”.

2. Старайтесь конкретно формулировать свои выражения.

Дабы не оставлять слишком большую свободу действия для понимания вашего ответа.
Неверно: “Я делаю все, что в моих силах”.
Верно: “Я уже отправил документы, распределил задачи…”.

3. Вы здесь не один.

В диалоге важно подключать второго человека, а не указывать лишь на себя. Помогут в этом деле местоимения “Вы” и “мы”.
Неверно: “Я вам сейчас все покажу”, “Мне нужны ваши контакты”.
Верно: “Давайте вместе посмотрим”, “Дайте мне пожалуйста ваш адрес и номер телефона”.

4. Задавайте полуоткрытые вопросы.

Это поможет “выудить” нужную реакцию.
Вместо вопроса “Вам это понравилось?”, можно спросить “Как Вам это понравилось?”.

Техники отрицания в общении

1. Позитивное общение.

Предпочтение стоит отдавать позитивным высказываниям, игнорируйте частицу “не”. Лучше сказать “хороший”, чем “не плохой”, “оригинальный”, чем “не банальный”. “Прошу тебя, помни о деле” звучит лучше, чем “Прошу тебя, не забудь о деле”.

2. Мотивирующие отрицания.

Они помогут вам мягко озвучить неприятные фразы или несогласие с собеседником. Не стоит произносить фразу “Вы говорите неправильно”, гораздо приятнее собеседнику будет услышать “Вы выражаетесь не совсем правильно”.

Приемы эффективного общения
[link]piter-trening.ru[/link]

Нормы и приемы эффективного делового общения

Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимики, зрительного контакта), человеческая речь — это самое универсальное средство, так как речь точнее всего передает смысл сообщения.

Речевое общение — это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — этоговорение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации — слушание и чтение.

Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:

  • Темп выбирает сам читатель.
  • Текст можно перечитать.
  • Может читаться в любом порядке.

Устная речь:

  • Темп задает говорящий.
  • Текст звучит всего один раз.
  • Речь дается в авторском порядке.

В зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты.

Аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Это связано с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему и порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.

  1. Понятие — форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, составляющие его содержание. Понятие характеризуется также объемом — совокупностью относящихся к нему предметов или явлений. Например, содержание понятия «цветок»: полевое или садовое растение разнообразной формы, окраски и запаха. Объем этого понятия чрезвычайно велик: он охватывает всевозможные виды полевых, садовых, комнатных, вьющихся и т.п. растений.
  2. Суждение представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.
  3. Умозаключение — цепочка суждений, последнее из которых — заключение — становится новым знанием, выведенным из уже известных суждений, называемых посылками.

Основные требования логики, предъявляемые к любому устному выступлению, таковы:

  • определенность, ясность высказывания;
  • последовательность изложения;
  • непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев;
  • обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.

На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании собеседника путем периодического напоминания, уточнения, акцентирования внимания. Тема отвечает на вопрос «О чем мы говорим?» Оратор должен всегда помнить о том, что любое утверждение, прозвучавшее в том или ином выступлении, следует логически обосновать.

Всегда говорите так, чтобы ваша речь напоминала живое общение, и тогда вы сможете избежать сухого «лекторского» тона, который неизменно утомляет слушателей. Всегда думайте о том, как сделать, чтобы вас поняли, для чего используйте разные виды информации одновременно для всех сенсорных каналов слушателей: рассказывая, продемонстрируйте то, что важно, визуально подействуйте на чувства.

Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.

Культура речи предполагает:

  • знание норм литературного языка;
  • в соответствии с ними умение выбирать самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
  • выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.).

Речевые средства общения

Для современного делового стиля общения характерны краткость и простота построения фразы, использование профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише и штампов.

В коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:

  • воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй имитирует потенциальный диалог, предполагаемую обстановку диалога;
  • вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собеседника;
  • эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собеседника в коммуникацию;
  • эвфемизмы — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например, вместо «вы должны. использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек солидного возраста», вместо «не врите» — «не сочиняйте» и пр.);
  • инверсия, т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений собеседника, использующего данный прием;
  • «аффинити» — создание такого эмоционального фона общения (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.

Среди коммуникативных приемов весьма существенно установление той или инойдистанции между собеседниками. Человек закрывается от собеседника или открывается перед ним в зависимости от своих индивидуальных особенностей и от намерений в общении. Этим же вызван его интерес к теме и к суждениям собеседника. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию.

Активность собеседника в разговоре, которая проявляется в частоте и длительности включения в него, может свидетельствовать:

  • о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;
  • о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, самоуверенности, состоянии тревожности, потребностей и пр.;
  • об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний (умении говорить коротко и ясно).

Для того чтобы реакция участников общения была адекватна их ожиданиям, необходимо соблюдать следующие правила.

1. Каждый собеседник должен стремиться:

  • быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
  • быть информированным и компетентным;
  • демонстрировать объективность в оценке информации;
  • проявлять искренний интерес к предмету речи и к собеседнику;
  • ценить свое и чужое время;
  • проявлять эмоциональную культуру, осуществлять самокоррекцию;
  • быть мобильным, адаптивным и гибким.

2. В партнере следует уважать личность и право на свою точку зрения. Этому способствуют:

  • установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество;
  • стремление увидеть проблему глазами собеседника;
  • уважительное отношение к аргументам и контраргументам собеседника;
  • внимательное выслушивание партнера.

3. Между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, для чего следует:

  • говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;
  • комментировать именно то, что важно в данной ситуации;
  • соотносить отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями собеседника.

4. Нужно корректно относиться к количеству и качеству информации, для чего целесообразно:

  • предъявлять правдивую и проверенную информацию;
  • выстраивать доказательства и аргументацию;
  • не ссылаться на домыслы, интуитивные предчувствия, слухи.

5. Необходимо соблюдать языковую нормативность деловой речи:

  • говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;
  • использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;
  • следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности, ведущей часто к подозрительности и непониманию.

6. Следует подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость.

  • писаные правила — протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, принципы корпоративной культуры;
  • неписаные правила — деловой этикет, организационная культура и культура межличностного общения, позволяющие демонстрировать деловой имидж, чувствовать себя в любой профессиональной ситуации (будь то презентация или публичная лекция) уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение этих правил и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соответствовать профессиональному имиджу и достигать желаемых двусторонних результатов на основе кооперации и сотрудничества.

[link]www.klerk.ru[/link]

Техники и приемы эффективного общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.

В психологии существует множество приемов повышения эффек­тивности общения,которые принято называть техниками общения.Рассмотрим некоторые из них.

1. Прием «имя собственное» основан на частом произнесении вслух имени-отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции, снимает напряжение и демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру.

2. Прием «золотые слова», или искусство подачи комплимен­тов, вызывает положительные эмоции и создаёт атмосферу доверия и взаимоуважения, что позволяет настроить собеседника на сотрудничество,

3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку и добро­желательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к клиенту или партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.

4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и вни­мательное выслушивание проблем клиента. В результате удовлет­воряется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное рас­положение клиента.

Успех в деловом общении во мно­гом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, коллег по учебе или работе. Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть не­что общее, — это сделает ваши отношения более теплыми и дове­рительными. Общие интересы, позиции, даже общие проблемы и трудности помогают расположить к себе партнера по общению. В деловом общении важно все: что мы говорим и как. От того, как мы формулируем свое «видение», зависит эф­фективность общения. Кроме того, не следует забывать, что никакие советы и прави­ла не помогут, если вы не будете проявлять искренность и добро­желательность в общении.

2. Успешность делового общения во многом зависит от умения слушать собеседника.Слушая, люди, к сожалению, часто не слы­шат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

Существует эффективное и неэффектив­ное слушание. Неэффективное слушание не обеспечивает пра­вильного понимания слов, чувств собеседника и обсуждаемой про­блемы, а также не способствует установлению доверительных от­ношений между партнерами по общению.

Эффективное слушание, наоборот, способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяются два вида эффективного слушания:нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание— это умение внимательно молчать, не вмешиваясь вречь собеседника своими замечаниями и ком­ментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций и контакта взглядами. Помимо этого используются рече­вые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я пони­маю» и т. п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собесед­ник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.

Рефлексивное слушание— это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с говоря­щим. Оно позволяет устранить преграды, недопонимание в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.

В психологии выделяются четыре основных приема рефлексив­ного слушания.

1. Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говоря­щему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожа­луйста, уточните это» и т.п., способствующее лучшему понима­нию.

2. Отражение чувств. В этом случае особое внимание обращает­ся на отражение слушающим, эмоционального состояния говоря­щего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, Вы чувствуете. » и т.п. Отражая чувства собеседника, мы показы­вает ему, что понимаем его состояние.

3. Перефразирование, т.е. собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. При этом исполь­зуются фразы: «Если я Вас правильно понял. », «Другими слова­ми, Вы считаете. », «По Вашему мнению. » и т.п., которые по­казывают говорящему, что его слушают и понимают. В случае не­правильного понимания этот прием помогает вовремя исправить непонимание.

4. Резюмирование, т.е. подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при за­вершении разговора. Используются фразы типа: «Итак, Вы счита­ете, что. », «Если подвести итог сказанному, то. » и т.п.

Кроме того, всегда необходимо помнить об ошибках, которые подстерегают нас на пути слушания, и стараться избегать их. По­этому существуют следующие правила слушания беседы, нельзя:

заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению;

делать поспешные выводы и тем самым возводить преграды для общения;

поспешно возражать, не дослушав собеседника до конца;

давать непрошеные советы.

3. К выразительным средствам общения относятся вербальное и невербальное общение.

Прежде всего вербальное общение выражается в человеческой речи, с помощью которой передаётся необходимая информация. Основной целью обмена информацией является выработка единой точки зрения между общающимися, установ­ление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понята.

К невербальным средствам общения относится: жест, интонация, мимика, взгляд, поза.Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации чело­век получает за счет невербальных (неречевых) средств общения.

Мимикатесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радос­ти, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Существует 10 базовых эмоций: интерес, радость, страх, отвращение, горе (страдание, печаль), гнев (ярость), стыд, вина, скука, удивление. Ра­дость, гнев, печаль — самые распространенные эмоции. При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху, чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются.Улыбкаявляется универсальным средством невербального об­щения. Психологи рекомендуют слова при­ветствия и благодарности сопровождать улыбкой.

Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, откры­тым. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помо­гает регулировать разговор. Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

Например, если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это озна­чает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.

Больше всего нас раздражают люди, которые во время разго­вора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинте­ресными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой).

Жестнемой язык общения, язык эмоций и чувств. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопо­жатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для ру­копожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает пре­восходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — дружеское ру­копожатие.

В общении чаще всего встреча­ются следующие виды жестов:

жесты оценки,при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытяги­вание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением боль­ших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;

жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику.

Дата добавления: 2020-05-20 ; просмотров: 274 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[link]poznayka.org[/link]

Эффективная коммуникация

Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.

Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.

Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и конфликты являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.

Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые техники и приемы, можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.

Начнем с правил.

10 правил эффективной коммуникации

Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.

Сначала слушайте

Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки. Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями. Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.

В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.

Проявите эмпатию

Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.

Сосредоточьтесь на позитивном

Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника. Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном. Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.

Будьте искренни

Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.

Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.

Будьте конкретны

Люди пока еще не научились читать мысли. Поэтому не просто рассказывайте другим, как их цените или что вас беспокоит. Подскажите им, как можно исправить ситуацию.

Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.

Уважайте собеседника

Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:

  • кивнуть головой;
  • улыбнуться;
  • просто поприветствовать.

Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.

Делайте паузы

Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.

Будьте честны

Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.

Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.

Знайте, когда нужно уступить

Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.

Помните, что люди эмоционально привязаны к своим убеждениям. Если вы безжалостно раскрываете каждый изъян в рассуждениях партнера, то даже если вы правы, он будет чувствовать себя ущемленным.

Это не значит, что вы должны соглашаться с неправильным мнением. Речь, скорее, идет о том, чтобы научиться выбирать, в каких битвах стоит принимать участие.

Будьте последовательны

Общение должно напоминать равномерно бегущий поток, а не хождение по раскаленным углям или океанский шторм.

Что мешает эффективному общению?

Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.

Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:

  • Стресс и неконтролируемые эмоции: когда вы подвергаетесь стрессу или эмоционально перегружены, то, скорее всего, неправильно «читаете» других людей, отправляете путаные или отбрасывающие невербальные сигналы и начинаете вести себя не по обстановке.
  • Отсутствие фокуса: вы не можете эффективно общаться, если работаете в многозадачном режиме. Если вы проверяете свой телефон, планируете что собираетесь сказать дальше или мечтаете, то почти наверняка пропустите невербальные сигналы в диалоге, а то и большую часть сказанного. Избегайте отвлечений; сосредоточьтесь.
  • Неподходящий язык тела: невербальная коммуникация должна укреплять то, что говорится, а не противоречить сказанному. Если вы говорите одно, а ваш язык тела говорит другое, слушатель, скорее всего, почувствует лицемерие.
  • Отрицательный язык тела: если вы не согласны с тем, что говорится, то зачастую используете отрицательный язык тела, чтобы откликнуться на сообщение собеседника, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать пальцами руки. Избегайте отрицательных сигналов и помните: вы не обязаны соглашаться, а также быть неискренним.
  • Неподобающая физическая среда: шумные кафе или бары чрезвычайно препятствуют пониманию. Если вы хотите провести диалог с пользой, выбирайте более спокойные места.
  • Антипатия к чужим мыслям: мы, люди, часто предубеждены. Это стоит понимать, чтобы анализировать то, как и почему слова собеседника определенным образом влияют на наши мысли и эмоции.

Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.

Технологии эффективной коммуникации

Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:

  • Технологии убеждения (рациональная сфера): здесь используются логика и аргументация. Предполагается, что собеседник, да и вы сами, обладает высоким уровнем логического и критического мышления. Пройдите эти курсы для того, чтобы стать более убедительным.
  • Технологии внушения: основаны на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека вербальными средствами. Так как они зачастую манипулятивны, в этой статье мы их рассматривать не будем.

Есть четыре основных приема аргументирования:

  1. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться.
  2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы.
  3. Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.
  4. Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. В этом может помочь, к примеру, удачно и вовремя сказанная шутка.

Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.

Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково: не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.

Не жалуйтесь. Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».

Поощряйте и мотивируйте собеседника. Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.

Проявляйте эмпатию. Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.

Упражняйтесь. Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:

  • Найдите тему. Заранее решите, сколько времени ей посвятите.
  • Пусть собеседник расскажет историю из своей жизни. Внимательно наблюдайте за ним. Затем перескажите эту историю, копируя также жесты и мимику.
  • Посмотрите с другом диалог из фильма без звука. Попытайтесь понять, о чем там идет речь, как себя чувствуют герои и чем все может закончиться.

Книги

Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах:

  • «Основы теории коммуникации» О. Л. Гнатюк.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
  • «Хочу говорить красиво! Техники речи» Наталья Ром.
  • «Эффективная коммуникация. Приемы и навыки» Улла Дик.
  • «Язык коммуникации» Мариан Бугайски.
  • «Теория и практика межкультурной коммуникации» Е. Н. Белая.

Приемы эффективного общения
[link]4brain.ru[/link]

Эффективные приемы общения

Цель: повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

Задачи: повторить понятие «общение», основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

Методы и приемы: словесный (рассказ- объяснение педагога); наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений).

Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники учащихся.

Ход занятия:

Приветствие.

— Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.

Введение в тему.

— Сегодня мы с вами продолжаем наш большой блок «Общение» и тему «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.

— Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих «Я».

— Виды общения.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

— Функции общения.

Рисунок 5

— Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.

Упражнение: «Эстафетная палочка» Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника — начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

Основная часть занятия.

— Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?

Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)

Упражнение: «Лестница коммуникативного мастерства».

Рисунок 6

Каждый ученик на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну «лычку»! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась — сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск — это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.

Упражнение: «Что помню?» Один из учеников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.

— А сейчас мы с вами разомнемся.

Упражнение: «Передай другому без слов» Учащиеся по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.

Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника

— А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило.

— Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?

Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения. Например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д. Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу- оценить по 10 балльной шкале (столбец «мной самим»), передает по кругу (остальные заполняют столбец «ШМП»). Сравниваем. Остальные два столбика заполнить дома (Д/З).

Закрепление-повторение.

Дети сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.

— Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.

Притча: «Как важно правильно слушать».

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

[link]urok.1sept.ru[/link]

CATEGORIES