Предмет и задачи психологии

КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ

1.1 Предмет и задачи психологии.

В дословном переводе психология – наука о душе (рsyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. [1] Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности – это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению.

Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь.

При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики:

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

1.1.2 Особенность психологии как науки

Фрейдизм и неофрейдизм – преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм – поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология – попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (Рис. 1.3):

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работо­способности или усталости, раздражительности, рассеянности, хоро­шего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми

Например, такое групповое психическое состояние, как паника, являются причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков. Другое негативное психическое состояние – конфликт, может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений. Оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренним психическим переживанием, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Психические образования формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.

Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения".

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рисунке внизу виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре. Сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

1.1.5 Объект и задачи психологии

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов ;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л.С. Выготским, и получила дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: идея историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала е стественнонаучная парадигма, отличия которой от парадигмы к ультурно-исторической показаны на Рис. 1.9:

Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но отличия между ними весьма значительны (Табл. 1.2).

Тем не менее, между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Современная структура психологической науки состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей: Общая психология, Психофизиология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Медицинская психология, Социальная психология, Психодиагностика, Психотерапия и др.

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социология как самостоятельная наука тесносвязана с с оциальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «И нженерная психология» и «Психология труда».

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения псих ики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психо терапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об ос новных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению эти х процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

1.4 Развитие представлений о природе психологических явлений.

Предмет и задачи общей психологии

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Предмет и задачи психологии

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Предмет и задачи психологии

Психология – это специализированная область науки, занятая изучением возникновения, закономерностей проявления и эволюционирования психических действий и процессов, всех состояний, характерных свойств человека и животных.

Прежде чем приступить к рассмотрению задач психологии, следует определиться с терминологией. К психическим процессам относится восприятие, ощущения, воображение, память, мышление. Под ними подразумеваются фрустрация (состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребности), эмоции, мотивации и т.п. Психические свойства – это темперамент, способности, черты характера.

Определение психологии сложилось еще в Древней Греции. Дословно понятие обозначает «знание души».

На сегодняшний день наука изучает множество разных направлений. Каждое из них имеет собственные особенности, методы, задачи.

Общая психология – это территория специфических научных определений и знаний, специализирующаяся на изучении развития и функционирования психики в целом.

Предмет и задачи психологии (общей) определяются основными, ведущими закономерностями развития психической реальности. Предметом психологии выступает психика, а сама наука со временем разделилась на множество узкоспециализированных отраслей и направлений. Точнее всего структуру психологии передает образ дерева. Стволом или основой его служит общая психология, изучающая особенности взрослого, сложившегося, здорового человека. Эта часть науки является фундаментом для развития остальных разделов. Она дает определения основным понятиям, изучает и определяет общие закономерности.

Ветками условного дерева выступают отрасли психологии. Их немало:

• Там, где общая психология столкнулась с техническими науками, возникла психология труда и инженерная. Предмет и задачи психологии такого вида направлены на изучение изменений психики человека в процессе производства. Они определяют мотивацию, изучают изменения, возникающие во время трудовых процессов.

• На стыке с медициной возникло сразу несколько отраслей. Предмет и задачи психологии медицинской оказались настолько разнообразными, что от них ответвился целый ряд более узких отраслей: патопсихология, психотерапия, медицинская психология.

• Один из важнейших подвидов, образовавшийся в процессе развития общей психологии – педагогическая. Предмет педагогической психологии – инструменты, методы и закономерности усвоения и познания социокультурного опыта, который приобретает человек в процессе обучения. Здесь же изучают закономерности личностного и интеллектуального развития ребенка. Педагогическая психология воспринимает ребенка как субъекта учебной и педагогической деятельности, которую организовывает и систематизирует педагог в зависимости от условий, в которых может происходить процесс образования. Изучение этого процесса и является главной, основной задачей педагогической психологии.

Эта наука в свою очередь также распалась на несколько более специализированных разделов. Первый – психология образовательной деятельности, изучающая в единстве процессы педагогической деятельности и учебной. Второй рассматривает субъектов учебной деятельности, третий – субъектов педагогической деятельности (педагогов). Четвертый раздел – психология учебно-педагогического сотрудничества, является объединяющим звеном в отрасли педагогической психологии.

Существует еще социальная и военная психология, возрастная и юридическая отрасль, психология искусства, управления, спорта и т.п.

Предмет и задачи психологии каждого вида определяются типом отношений (например, «человек-машина», «человек-произведение искусства» и т.п.), субъектом психологической деятельности.

Сегодня без знания этой науки не может обойтись ни одна сторона жизни. Знание ее постулатов помогает находить правильные мотивации, воспитывать детей, максимально повышать работоспособность, улучшать качество жизни. Стать профессионалом в этой области можно после окончания факультетов психологии, которые имеются во многих ВУЗах страны.

Источники:
КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ
В дословном переводе психология – наука о душе (рsyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях. Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.Особенность психологии, определяющая ее трудности – это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений.В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.
http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/Psychologia-01.html
Предмет и задачи общей психологии
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством
http://psylist.net/obh/00010.htm
Предмет и задачи психологии
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются
http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn52.html
Предмет и задачи психологии
Предмет и задачи психологии (общей) определяются основными, ведущими закономерностями развития психической реальности. Предметом психологии выступает психика, а сама наука со временем разделилась на множество узкоспециализированных отраслей и направлений. Точнее всего структуру психологии передает образ дерева.
http://fb.ru/article/45184/predmet-i-zadachi-psihologii

CATEGORIES
Share This