Правила вежливого общения в коллективе

Введение

В современных социально-экономических условиях возрастает значимость коммуникативной культуры.

Умение хорошо находить общий язык друг с другом помогает не только в повседневной жизни, но и деловых отношениях.

Психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Культура делового общения становится одним из ключевых умений современного специалиста. Расширяется и сфера делового общения: человеку необходимо общаться с работодателями, с партнерами по совместной деятельности, и с должностными лицами различного ранга

Деловое общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Однако, одновременно с общением, мы должны учитывать и этическую сторону общения.

Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Успех в профессиональной деятельности зависит не только от знаний и умений, но и от его этической позиции.

В данной работе будут рассмотрены:

— этические нормы общения в коллективе;

— деловой этикет современного специалиста, со стороны этики;

А также, в ходе работы, я попробую объяснить почему данная тема актуальна в современном обществе.

Правила общения в профессиональном коллективе и поддержание имиджа делового человека

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Внимание к форме делового общения проявляется не только в языке. Готовясь к деловой встрече, человек не может не думать о своем внешнем виде. И это естественно: от впечатления, которое он произведет, во многом зависит успех решения деловых вопросов. Умение презентовать себя, создать о себе определенное впечатление имеет немаловажное значение для успеха делового человека. Недаром в 19 веке будущий миллиардер Рокфеллер начал свой путь к успеху с вложений не в бизнес, а в самого себя — он истратил буквально последние деньги на два важных приобретения: дорогой костюм и членская карточка в престижном гольф-клубе. Костюм создавал имидж, карточка давала знакомства и личные связи.

«Имидж» (В переводе с английского — образ, вид) — понятие сравнительно новое в нашем обиходе, но приобретает все большее значение. О все возрастающем влиянии к имиджу свидетельствует появление новой области знания — имиджелогии — и новой профессии — имиджмейкера, то есть специалиста, помогающего человеку создать его имидж. Имиджелогия изучает закономерности создания индивидуального имиджа с целью обеспечения успеха в обществе, в своей социальной микрогруппе, в профессиональном коллективе.

Современное понимание имиджа выходит за пределы создания внешнего облика; он складывается из всей совокупности факторов, позволяющих произвести благоприятное впечатление в процессе общения: внешнего вида, речи, манеры поведения, знания правил делового этикета и т.д.

Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, поскольку в разных деловых ситуациях человек предстаёт перед окружающими в довольно несхожих ипостасях. Однако при всём своём различии эти ипостаси — лишь разные точки зрения на одну и ту же личность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей деловой имидж должен быть им адекватен и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим людям не безразлично, как собеседник смотрится, в какой мере знает и соблюдает правила и условности делового этикета, владеет искусством устной и письменной речи, из каких этических принципов исходит в своей деятельности, как использует средства и приёмы поведенческой техники и тактики, в какой мере проявляет заботу о собственном здоровье.

Таким образом, если говорить более обобщённо, то деловой имидж заключается в единстве всех указанных выше форм выражения. Именно их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнёров и клиентов, создают у них уверенность в его компетентности, деловитости, моральной и физической надёжности.

Очень часто люди на каждую конкретную деятельность проецируют массу стереотипов, распространённых среди широкой публики. Особенно это касается одежды, поскольку наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя через одежду. От того, как человек одет, будет в значительной мере зависеть отношение к нему со стороны окружающих его людей.

Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа, она связана с характером и образом жизни человека. Поэтому очень важно убедиться, что одежда соответствует ситуации, иначе созданный имидж поблекнет, и никто не станет воспринимать человека всерьёз. Стиль одежды всегда должен соответствовать конкретной деловой ситуации. Простейший способ изменения имиджа — снять пиджак. Если человек пришел на собрание, а там все расслаблены и сидят в одних рубашках, не стоит «цепляться» за свой пиджак. Сняв его, человек тут же станет частью коллектива. Точно так же, если надо выглядеть более официально, необходимо надеть пиджак.

Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является поведенческая техника, выражающаяся в умении использовать приёмы и способы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или коммерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровергать доводы оппонентам и умело его выслушивать, защищаться от некорректных собеседников и партнёров, ставить вопросы и отвечать на них, использовать приёмы психологической разрядки и т.п. Однако использование этих приёмов и способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не выбирать из них наиболее подходящее для данной деловой ситуации, т.е. если не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенческие стратегия и техника, является важной коммуникативной формой выражения делового имиджа.

Каких бы элементов создания имиджа мы ни коснулись, самое главное — чувство меры во всем, что создает облик делового человека. Сдержанность и хороший вкус в следовании моде, достоинство и такт в поведении, ясность и деловой стиль речи — вот непременные условия положительной самопрезентации, эффективности управления впечатлением.

Совокупность слов этой фразы фокусируется в одном слове ЭТИКЕТ. Что же имеется ввиду под современным этикетом? Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения: как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. А в интернете при общении надо ли соблюдать этикет? Ведь очень часто встречаем людей, которые скрывая своё истинное лицо, могут оскорбить и унизить, когда нет твоей вины. Понятно, что контингент разный. Кто-то пытается выдать себя за интеллигента и очень образованного человека, но в процессе общения выясняется обратное. Культурный и вежливый человек, которому с детства прививали лучшие манеры, не будет обливать грязью друзей и язвить в ответ на комментарии. Если не согласен с чьим-то ответом, можно в вежливой форме объяснить.

Поэтому ещё существует речевой этикет — правила вежливого общения и речевого поведения. Для любого человека жизненно важно знать хорошие манеры. Нормой поведения должно являться проявление хорошего тона. Культурный человек обязан знать нормы этикета и соблюдать их. Способность подать себя, а так же произвести хорошее впечатление, даст вам возможность приобрести уверенность и комфортно ощущать себя абсолютно в любом обществе.

Чему способствует речевой этикет? Помогает достижению авторитета, доверия и уважения к себе. Постоянное использование речевого этикета в деловом обществе оказывает на партнеров и клиентов положительное впечатление о коллективе или организации, накапливает положительную репутацию.

При встрече положено здороваться не только с тем, кого знаешь, но и с тем, кого не знаешь, если необходимо обратиться к этому человеку с какой-то просьбой или вопросом.

Обычно приветствуют первыми:

более младшая женщина – старшую, а так же и старшего мужчину;

служащие младшего ранга — служащих старшего;

тот, кто входит в помещение – уже присутствующих;

тот, кто проходит — стоящего;

проходящий мимо — обгоняющего.

При одинаковых условиях первым приветствует более вежливый человек.

Женщине, входящей в комнату с уже собравшимися там гостями, необходимо первой приветствовать присутствующих, не ожидая, пока с ней поздороваются мужчины. Тем временем мужчины не должны ждать, когда к ним подойдет и поздоровается женщина. Будет лучше, если мужчины сами поднимутся и пойдут ей навстречу.

Если человек заходит в помещение, где находятся гости, приглашенные хозяином, необходимо поздороваться со всеми гостями сразу или с каждым из присутствующих по отдельности. Подходя к столу, человек должен поприветствовать присутствующих и снова поздороваться с каждым из соседей по столу, садясь на свое место. При этом и в первом случае, и во втором, подавать руку необязательно.

Здороваясь с дамой, а так же со старшим по положению или возрасту человеком, сидящий мужчина обязательно должен встать. Если он здоровается с проходящими мимо лицами, с которыми не собирается разговаривать, мужчина может не вставать, а только приподняться.

На приемах официального характера сначала приветствуют хозяина или хозяйку, затем дам, сначала более старших, затем молодых; после — более старших по положению мужчин, а уже потом остальных гостей. Хозяин и хозяйка должны пожать руку всем приглашенным в свой дом гостям.

Если на приеме есть супружеские пары, то сначала друг друга приветствуют женщины, потом с ними здороваются мужчины, а уже затем мужчины здороваются друг с другом.

Женщина, которая идет в обществе мужчины, первой приветствует женщину, идущую или стоящую в одиночестве. Если вы стоите с кем-нибудь, и ваш спутник поприветствовал незнакомого вам человека, вам необходимо поздороваться с ним тоже. Если вы встретили своего знакомого в обществе незнакомца, надо поздороваться с ними обоими. Также необходимо приветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Существует ряд правил вежливого общения, которым необходимо следовать при знакомствах и представлениях. Мужчина, не важно, какого возраста и положения, всегда первым представляется женщине. Более старшим по возрасту (а так же по служебному положению) следует представлять младших женщин и мужчин, знакомому человеку — менее знакомого (при условии, что они одного пола и возраста). Если у двоих людей одинаковое положение, то более молодой должен быть представлен старшему, подчиненный — начальнику, если человек один, то он представляется паре или целой группе, обществу, женщина тоже должна быть первой представлена супружеской паре. При этом сначала нужно назвать имя того, кто представляется. Нельзя просто подводить людей друг к другу и говорить: “Познакомьтесь”. Невежливо обязывать людей называть самих себя.

Если мужчина сидит, пока его представляют, он должен встать. Женщине вставать необязательно, кроме тех моментов, когда ее представляют старшей по возрасту (или положению) даме. После знакомства люди должны обменяться приветствиями или, что вероятнее, рукопожатиями. Первым протягивает руку тот, кому представляются. Подавать пару пальцев или их кончики вместо руки невежливо. Если дама или человек, старший по рангу или возрасту не подает руки, нужно слегка поклониться.

Тон разговора следует задавать абсолютно естественным, непрерывным, плавным, но, ни в коем случае, не дотошным и игривым, это значит, что нужно быть знающим, но не педантичным, веселым, но не следует шуметь, необходимо быть вежливым, но нельзя утрировать вежливость.

В “высшем свете” этикет общения позволяет говорить обо всем, но нельзя углубляться во что-либо. При разговоре надлежит избегать всяческой серьезной полемики, особенно это касается разговоров о религии и политике.

Не менее необходимым условием для воспитанного и вежливого человека является умение слушать. Если вы будете уметь внимательно слушать рассказ, не перебивая рассказчика, уметь показывать свою заинтересованность к месту вопросами, вроде: “И что же приключилось дальше? ”, “Это невероятно! Как такое могло произойти? ”, “И как же вы с этим справились? ”, то любому человеку будет приятно беседовать с вами.

Не старайтесь подавлять своего собеседника эрудицией. Никто не хочет ощущать себя глупее, чем остальные. Но если вы о чем-либо не знаете, не надо стесняться говорить об этом. Большинство людей любит рассказать о чем-то, чего не знают их собеседники.

В обществе нельзя начинать говорить о себе, пока об этом специально не попросили. Но и при таком раскладе необходимо быть скромным, не переоценивать себя и свои возможности.

Не следует разговаривать на большом расстоянии, этим вы привлекаете внимание окружающих людей, но и не стоит общаться «вплотную». Зная все эти правила этикета, вы всегда будете на высоте. Вам самим будет приятно простое человеческое общение.

Часть 25 — Правила вежливого общения в коллективе.

Часть 17 — Правила вежливого общения в коллективе.

Часть 27 — Правила вежливого общения в коллективе.

Часть 1 — Правила вежливого общения в коллективе.

Источники:
Введение
Введение В современных социально-экономических условиях возрастает значимость коммуникативной культуры. Умение хорошо находить общий язык друг с другом помогает не только в повседневной жизни,
http://studbooks.net/1428432/psihologiya/pravila_obscheniya_professionalnom_kollektive_podderzhanie_imidzha_delovogo_cheloveka
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения С_Светлана Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Правила вежливого общения в коллективе Совокупность слов этой фразы фокусируется в одном слове ЭТИКЕТ. Что же имеется ввиду под современным этикетом? С…
http://www.liveinternet.ru/users/4512053/post187739562

CATEGORIES