Правила работы в коллективе

Как стать лидером в коллективе – на работе [психология]

Каждый человек, занимающий руководящую должность, задумывается о том, как стать лидером в коллективе . Для того чтобы эффективно руководить людьми нужно обладать определенными лидерскими качествами, вызывать у сотрудников чувство уважения и знать как привести свою команду к успеху. Настоящий лидер не просто работает на повышение производительности и увеличение прибыли, а также знает как организовать эффективную работу всего коллектива. В данной статье подробно рассмотрим все необходимые навыки и обязанности, которые выделяют настоящего лидера среди других, а кроме этого он должен иметь огромное желание учиться и слушать своих коллег.

Не каждый желающий должным образом сможет справиться с трудными задачами руководителя. Тогда как начальство, назначая определенную личность на должность руководителя, ожидает повышение трудоспособности каждого работника по отдельности и общую эффективную организацию труда в коллективе. Можем сказать точно, что руководить группой людей легко только на словах, а объединить их для достижения общего результата довольно сложно. Зачастую виноваты в сбоях многочисленные конфликтные ситуации внутри коллектива и разного вида разногласия. Лидер должен уметь снять напряжение, накопившееся внутри коллектива и быстро решить все проблемы.

Сегодня в основе современных рабочих взаимоотношений лежит организованная работа людей и эффективное их взаимодействие друг с другом. Существует мнение, что лидерские качества в человеке формируются еще в раннем детстве, но при правильной работе над собой можно развить их в любом возрасте. Если не знаете, как стать лидером в коллективе на работе начните с настойчивости, титанического труда и старайтесь добиваться поставленных целей в заявленные сроки. Естественно нельзя поспорить с тем, что если человек с рождения проявляет себя как лидер, то ему будет значительно проще занять нишу руководителя и на работе. В каждом коллективе есть человек, который может повести за собой других и заряжает коллектив соответствующей энергией для эффективного труда и успеха во всех начинаниях.

Крики и унижения никогда не дадут возможность стать главным среди сотрудников, а богатый опыт работы в сфере, которой работает компания и возраст, что позволил приобрести данный опыт – основные козыри. Рекомендуется идеально освоить одно из направлений работы компании, что сделает вас незаменимым сотрудником. Когда вы найдете свое место можно задумываться о нише лидера, для чего потребуется много терпения и настойчивости.

Лидер должен освоить следующие навыки: не бояться самостоятельно принимать решения и делать это своевременно заранее обдумывая все возможные последствия своих действий, находить суть проблемы, разделяя ее на несколько частей, которые решаются командной работой, стремиться к карьерному росту, проявлять инициативу, проявлять позитив. Естественно все желающие не могут занять нишу лидера, но шанс есть у каждого, главное найти возможность им воспользоваться.

Какие задачи и качества отличают лидера от обычного человека

Если вы решили, что сможете справиться с ролью лидера, то должны точно знать какие качества должны быть присущи и какие задачи придется выполнять, занимая данное место.

Не секрет, что конкуренция в здоровом ее проявлении полезное явление, но ее переизбыток может привести к негативным проявлениям в коллективе, что неизбежно приведет к снижению производительности общей коллективной работы. Одержимость вопросом как стать лидером в рабочем коллективе и организации гонки сотрудников в стремлении стать лучше остальных в итоге приводит к серьезным ошибкам, которые могут потопить всю командную работу. Лидер наблюдает за всеми рабочими процессами и на начальных этапах проявления конкуренции должен найти возможность ее обуздать. При правильной организации работы каждый сотрудник будет стараться выполнять поставленные перед ним задачи качественно и не пытаться перетянуть на семя позиции лидера, набирая работы больше чем в силах выполнить.

Даже мелкие разногласия подрывают дух команды и если не предпринять вовремя соответствующие действия, это может привести к осложнению работы коллектива. Если сотрудники отказываются контактировать друг с другом или делают это через силу, то максимальная отдача от такой работы сводится к нулю. Только настоящий лидер сможет сгладить все острые углы и урегулировать конфликт на начальном этапе его развития. Помимо охлаждения пыла придется разобраться в сути проблемы, чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций в дальнейшем.

Правильное распределение обязанностей

Правильное распределение нагрузки между сотрудниками одна из основных обязанностей руководителя. Для того чтобы это сделать нужно знать возможности каждого работника и его способности. Естественно у каждого из них есть свои как сильные, так и слабые стороны, которые нужно правильно использовать для должного выполнения поставленных задач. Если организатор не сможет правильно распределить работу между сотрудниками, вероятнее всего возникнет недовольство внутри коллектива. Некоторые из работников посчитают, что их перегрузили незаслуженно, а руководитель некомпетентен и не может правильно распределить обязанности внутри коллектива. В результате такого скандала лидерство руководителя может быт подорвано раз и навсегда.

Здоровое общение внутри коллектива один из самых важных аспектов эффективной работы. Настоящий лидер всегда открыт для общения, готов к коллективной работе. Каждый сотрудник должен знать, что он может посоветоваться с руководителем в любой момент, если у него появляются вопросы, касающиеся деловой сферы. Коллектив должен чувствовать, что руководитель переживает за работу и открыт к диалогу с сотрудниками для решения появившихся проблем. Если руководитель не будет проявлять интерес к проблемам коллектива, то сотрудники постепенно потеряют интерес к работе и эффективность труда снижается.

Быстрая реакция для выбора оптимального решения

Каждый руководитель, приобретая умения, которые помогут разобраться, как научиться быть лидером в коллективе должен уметь быстро принимать правильные решения, чтобы поддерживать мотивацию сотрудников к общему делу. При возникновении сбоя в трудной ситуации любое промедление с принятием решения будет подрывать авторитет лидера перед коллективом. Станут появляться предположения, что вы не тот человек, который может привести коллектив к успеху. Люди перестанут доверять такому руководителю, что приведет к неминуемому провалу. Чтобы не подорвать доверие коллектива лидер обязан всегда быть серьезным, сосредоточенным на своем деле, при возникновении непредвиденных ситуаций брать на себя ответственность и оперативно принимать решения.

Лидер группы должен постоянно мотивировать сотрудников и поддерживать рабочий дух в коллективе. Только в таком случае все будут выкладываться на 100%, а если энтузиазм пропадает, то и эффективность работы сразу же снижается. Мотивируйте коллектив не только хвалебными речами, но и финансово, выплачивая премии за эффективность труда. Не упускайте возможность по малейшему поводу поощрять сотрудников и тогда поставленные перед ними задачи будут выполняться в полной мере.

Ответственность и целеустремленность

Лидер никогда не ограждает себя от коллектива и не ставит на пьедестал. Авторитарный подход не самый лучший выбор хорошего руководителя, он не способствует командной работе. Несправедливые действия начальства приводят к ухудшению командной работы и снижению эффективности труда. В этом случае неважно как быть лидером в коллективе на работе , важно не переступить грань. Ранее мы уже говорили о грамотном распределении обязанностей, но кроме этого руководитель должен контролировать качество выполнения работы и смотреть справляются ли с ней сотрудники. При таком подходе каждый член команды будет стараться, чтобы не подвести коллег по цеху.

Только человек, который имеет вес в коллективе и вызывает чувство уважения, может претендовать на место лидера в команде. Претендент не должен бояться трудностей, а наоборот быть напористым и уверенным в своих силах. Только такому человеку под силу сплотить вокруг себя других работников и наладить эффективную коллективную работу.

Наличие лидерских качеств проявляется еще в юном возрасте, когда человек не боится принимать серьезные решения и несет ответственность за свои действия перед коллективом. Такие люди адекватно реагируют на критику, не сильно переживают по этому поводу, потому что е боятся ошибок. Однако лидер всегда переживает за свой авторитет особенно в случае, когда в коллективе появляется еще один человек претендующий занять его место. Формирование вышеописанных качеств происходит под влиянием окружающих, зависит от места учебы и проживания, но если генетически они не заложены, то и развить вряд ли что-то получится.

Как научиться сотрудничать?

Сотрудничать — значит продуктивно вместе работать и достигать общих целей, помогать друг другу, поддерживать. Но мы не всегда к этому готовы. Мы вообще большие индивидуалисты*. Россияне любят строить высокие заборы (в прямом и переносном смысле), не доверяют партнерам и не слышат коллег («не» — одно из самых частотных слов в нашей речи**). На работе это проявляется в том, что мы небрежны по отношению друг к другу: не передаем вовремя информацию, забываем отвечать на письма, планируя, не учитываем интересы коллег. В целом уровень сотрудничества у нас крайне низкий. И оттого на работе мы бываем несчастны: потребность в деловом общении остается неудовлетворенной, мы не можем опереться на коллег, поскольку сами не готовы их поддерживать. А между тем, следуя основным принципам сотрудничества, можно стать гораздо счастливее.

Увидеть других. Часто мы убеждены в том, что делаем самую значимую в коллективе работу и имеем право действовать так, как нам удобно. А удобно нам общаться формально — ведь мы очень заняты! Но работа в коллективе не бывает эффективной, если сотрудники не уважают чувства и интересы друг друга, не ценят вклад каждого в общий результат. Поэтому важно не игнорировать просьбы и вопросы тех, с кем мы работаем (ведь им необходим ответ). Делайте над собой усилие и старайтесь отвечать коллегам. А в трудной ситуации берите на себя часть их обязанностей.

Чаще разговаривать. за столом. Где возникают доверительные отношения? Прежде всего — за столом. Обеденным — когда мы вместе перекусываем, пьем кофе и говорим о разном. За столом переговоров — когда стараемся понять интересы сторон и в их рамках находим общее решение. За столом совещаний, где публично высказываем свою позицию и выслушиваем предложения других. Конечно, и встречи после работы помогают устанавливать доверительные отношения, хотя необходимо иметь в виду, что такое сближение не меняет дистанции в рабочих отношениях.

Установить ясные правила и соблюдать их. Например, договориться, что мы делимся информацией. Или что во время общего разговора не смотрим в смартфон. Могут быть и менее очевидные пункты, например такие: «никогда не садитесь на мой стол» или «не повышайте на меня голос». Даже странные правила прак-тичны и отлично работают.

Согласовывать интересы. Конфликты существуют всегда, и разрешать их конструктивно не значит идти на уступки. Лучше искать решение, которое полезно всем. А для этого необходимо открыто выражать свои интересы и чувства. Легко ли коллеге догадаться о вашей давней обиде, если вы не сообщите ему (ей) об этом?

Понимать свои интересы. На работе нередко мы действуем импульсивно, повинуясь сильным эмоциям. Не спешите, берите паузу, чтобы проанализировать: а что вы, собственно, хотите? Порвать все отношения с деловыми партнерами? Разобраться в том, что произошло, и попытаться сотрудничать дальше? Или вы предпочтете получить компенсацию за усилия, потраченные впустую, и расстаться? В каждой ситуации возможна своя тактика, которая в наибольшей степени отвечает вашим интересам.

* В. Магун, М. Руднев «Базовые ценности россиян в европейском контексте». Общественные науки и современность, 2010, № 3–4.

** По данным проекта «Один речевой день», выполненного в СПбГУ под руководством А. Асиновского.

Евгений Креславский, директор института «Новые возможности» (Санкт-Петербург).

Источники:
Как стать лидером в коллективе – на работе [психология]
Как научиться быть лидером в коллективе.
http://business-ideal.ru/kak-stat-liderom-v-kollektive-na-rabote-psixologiya
Как научиться сотрудничать?
Коуч и бизнес-консультант Евгений Креславский уверен, что мы можем стать счастливее на рабочем месте.
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/work/kak-nauchitsya-sotrudnichat/

COMMENTS