Практикум по психологии
Основы психологии. Практикум. Столяренко Л.Д.
7-е изд. — М.: 20 0 6. — 7 04 с.
Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».
В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности». Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.
Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы 5
2. Характеристики психодиагностических методик 7
3. Надежность, ВЗЛИДНОСТЬ И стандартизация психодиагностических тестов 11
4. Классификация психодиагностических методик 17
5. Типы тестов 25
Тесгы интеллекта 25
Тесты "учебных и профессиональных достижений 26
Тесты способностей 31
Личностные тесты 35
Проекгивные методики 37
Глава 2. Познавательные и£ИХМчеемие процессы 40
Опыт 1. Ощущения и восприятие 41
Опыт 2. Иллюзии 41
Опыт 3. Тест «Корректурная проба» 42
Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте^-. 44
Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания» 45
Опыт 6. Методика * Красно-черная таблица» 46
Опыт 7. Методика Мюнстерберга 47
Опыт 8. Прием информации 47
Опыт 9. Тест «Непроизвольная память» 48
Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти* 49
Опыт П. Методика «Память на числа» 49
Опыт 12. Методика «Память на образы» 50
Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением 51
Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании 52
Опыт 15. Методика «Оперативная память» 52
Опыт 16. Тренировка и развитие памяти 54
Опыт 17. Тест «Долговременная память» 55
Занятие 2. Мышление 58
Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности» 58
Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление.
Образование сложных аналогий» , 59
Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений» . 60
Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной
Опыт 5. Обобщение 62
Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему. 62
Опыт 7. Тест «Установление закономерностей* 62
Опыт 8. Тест «Художник— Мыслитель» 65
Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения» 66
Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 66
Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) , 70
«Ключи» и интерпретация результатов
Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности 84
1. Диагностика интеллекта 85
Теоретический обзор 85
Оценка интеллекта 89
2. Краткая характеристика теетов интеллекта 90
Тест Векслсра 90
Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена 96
Тест интеллекта Р. Амтхауэра.. 96
Аналитический тест интеллекта Мейли 100
Краткий отборочный тест В. Н. Бузина 103
Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка, 108
Тест возрастающей Трудности (методика Равена) (сокращенный вариант) 115
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) S20
Ключи к тестам интеллекта 148
3. Психодиагностика креативности 153
Теоретический обзор 153
Тест креативности Торраиса 158
Глава 4. Типологические особенности личности 176
Опросник Айзенка по определению темперамента 176
Тест «Формула темперамента» А. Белова 180
Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу. 183
Определение свойств нервной системы по психомоторным
показателям (теппинг-тест) 189
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) 191
Тест «Определение социотипа личности» 196
Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова 201
Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова 229
Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта 232
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы
по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест) 233
Занятие 5. Личностные особенности 235
Опросник Шмишека. Акцентуации характера 236
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела 243
Тест Кеттела (сокращенный вариант) 269
Тест «Самооценка» 275
Тест «Уровень притязаний» 285
(разработана К. Шварпладером) 286
Тест «Как совмещаются ваши характеры» 287
Тест «Психогеометрическая типология» 288
Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных
расстройстз» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса 290
Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)332
Тест «Способность самоуправления» 339
Глава 5. Педагогическая психология и педагогика 348
Деловая игра «Методы обучения». 349
Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7—11 классов 369
Обработка результатов (ключ) 376
Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат»
Или на «развитие») Н. А. Аминова 377
Анкета преференций Аминова—Шалвена 382
Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому
или иному стилю педагогической деятельности .386
Шкала ауторейтинга Н.А. Аминова 397
Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой 400
Опросник «Стили педагогических воздействий». 400
Занятие 7. Нарушение в развитии „. 403
* Диагностика нарушений развития 404
Диагностика готовности ребенка к школе. 409
3.1. Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна — Йерасика 412
3.2. Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака 415
Глава 6, Психодиагностика психических состояний и эмвщиональна-лйчноегаэй дезадаптации 442
1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор 443
2. Краткий обзор проективных тестов 447
3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации 454
4. Диагностика мотивационной сферы 511
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребчостной сфере 0. Ф. Потемкиной 521
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 527
5. Проективные методики 530
Глава 7. Диагностика межличностных отношений 580
Социальная психология 580
1. Тест «Групповые роли» 581
2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. 586
3. Референтометрия 596
4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов , 597
5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова 600
6. Изучение психологического климата коллектива 601
7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса 603
8. Тест «Стили руководства» 606
9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?» 608
10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя» 609
11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе» 618
12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева 621
13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто. 624
14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 629
15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях 632
16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири 632
17. Межличностные отношения в семье. 641
Тест «Каков ваш брак?» 656
Тест «Какие у вас характеры?» 657
Тест «Ревнивы ли вы?» 660
Тест «Ревнивы ли вы?» 663
Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения 665
1. Тест «Общительность» 666
2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 668
3. Тест «Ведущая репрезентативная система» 669
4. Опросник для диагностики способности к эмпатки А. Мехрабисна, Н. Эпштейна 671
5. Методика диагностики уровня эмгтатических способностей В. В. Бойко 673
6. Тест «Можете ли вы влиять на других»? „ 676
7. Тест «Умеете ли вы слушать?». 678
8. Методика диагностики коммуникативной установки
9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко 690
10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко 695
Данное учебное пособие может применяться для знакомства с теоретическими основами и практическими методиками по курсу «Психодиагностика и практическая психология», а также является необходимым дополнением к учебнику «Основы психологии» Столяренко Л.Д., поскольку включает примерные планы семинарско-практических занятий по базовой дисциплине, изучаемой во всех вузах, «Психология и педагогика» с приложением практических заданий, деловых игр, психологических и педагогических упражнений, психологических тестов, которые позволяют и глубже понять теоретические темы по курсу «Психология и педагогика», и создают возможность применения этих знаний для лучшего понимания самого себя и других людей, для выявления и объективной оценки индивидуальных психологических особенностей людей, для построения коррекционных программ развития и самосовершенствования.
Книга будет полезна всем студентам, и как учебное пособие8 и как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования. Одновременно данная книга является хорошим помощником психологам, педагогам, психотерапевтам, социальным
работникам, менеджерам, поскольку содержит собрание полноценных методик и тестов, которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.
Практикум по психологии
Москва ¦ Харьков • Минск 2002
1
Под редакцией И. П. Волкова Серия «Практикум по психологии»
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией Л. Винокуров
Руководитель проекта Е. Цветкова
Выпускающий редактор А. Борин
Литературный редактор Н. Римицан
Художник обложки К. Радзевич
Верстка А. Борин
ББК 88.43 УДК 159.9:796
П69 Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологические методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической помощи и консультировании спортсменов и тренеров на разных этапах спортивного совершенствования и формирования психологической готовности к соревнованиям.
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
OOO «Питер Принт*, 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 005-93,
том 2; 95 3005 — литература учебная.
Подписано в печать 26.04.02. Формат 60 «90/16. Усл. п. л. 18. Тираж 4500 экз.
Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"».
191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
в двигательной деятельности спортсмена 19
Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов 19
Задание 1. Исследование сенсомоторных реакций 21
Задание 2. Исследования быстроты движений 22
Задание 3. Исследование координационной психомоторики . . 24
Задание 4. Измерение вестибулярных реакций 26
Задание 5. Исследование двигательной проприорецептивной
Задание 6. Измерение точности оценивания и отмеривания
параметров движений 30
Задание 7. Изучение психомоторного проявления волевого
Тема 2. Специальные физические упражнения для изучения
психомоторики спортсменов 38
Задание 1. Оценка быстроты в действиях 38
Задание 2. Наблюдение и оценка сложно-координированных
Задание 3. Наблюдение устойчивости вестибулярных реакций . 42 Задание 4. Изучение способности к переключению внимания . . 44 Задание 5. Психомоторная совместимость спортсменов в
Задание 6. Комплексное исследование психомоторики
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии
у спортсменов 54
Задание 1. Исследование моторных асимметрий 55
Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов . 58
Задание 3. Исследование психических асимметрий 60
4 Содержание
Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера 63
Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся
Задание 1. Умственные способности спортсменов 64
Задание 2. Изучение профиля мышления спортсменов 76
Задание 3. Изучение пластичности—ригидности мышления . . 82
Тема 2. Характерологические особенности личности
спортсменов и тренеров 84
Задание 1. Типы человеческих характеров 85
Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций
Задание 3. Направленность личности в спорте 98
Задание 4. Изучение агрессивности личности в спорте . 103
Тема 3. Проявление свойств темперамента и психические
состояния в спортивной деятельности « . 109
Задание 1. Измерение свойств темперамента спортсмена . . . 111 Задание 2. Измерение ситуативной тревожности спортсмена . 116 Задание 3. Измерение предсоревновательного состояния
Задание 4. Измерение личностной тревоги 127
Тема 4. Психология тренерской деятельности
и личности тренера 132
Задание 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания
тренером себя и других 133
Задание 2. Экспертная оценка успешности спортивного
менеджера (руководителя, чиновника) 136
Задание 3. Диагностика направленности личности тренера . . 143 Задание 4. Выявление «синдрома выгорания» в тренерской
Задание 5. Прогноз и оценка успешности профессиональной
карьеры в спорте 155
Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом . 163 Задание 1. Наблюдение за поведением и действиями
Задание 2. Наблюдение за поведением и действиями тренера . 169
Тема 2) Изучение мотивации в подготовке спортсменов 172 ¦
Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации
у спортсмена 173
Задание 2. Оценка стремления спортсмена к эффективному
взаимодействию с тренером . 177
Задание 3. Определение характерной для спортсменов
потребности в одобрении 179
Задание 4. Диагностика силы мотивационной установки
к достижению успеха 181
Тема 3. Педагогическая психология общения тренера
со спортсменами 184
Задание 1. Обучение тренеров умению преодолевать
трудности педагогического общения 184
Задание 2. Обучение тренеров педагогическим умениям
выслушивать учеников и вести с ними
воспитательную беседу 186
Задание 3. Метод анализа конкретных ситуаций
в педагогическом общении тренера
со спортсменами 190
Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
подготовки спортсменов 195
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности . . 195
Задание 1. Измерение взаимоотношений в спортивных
группах и командах 195
Задание 2. Выявление склонности к конфликтным
Тема 2. Социально-психологический анализ взаимовлияний
Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера
со спортсменами в ходе соревнования 206
Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях
Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов
в общении членов команды 210
Задание 4. Организация социально-психологического
тренинга взаимовлияний в команде 212
6 Содержание
Тема 3. Социально-психологические методы формирования и
изучения командной сплоченности 221
Задание 1. Принципы и упражнения для формирования
командной сплоченности 222
Задание 2. Измерение психологической атмосферы
Задание 3. Изучение привлекательности команды
для спортсменов 231
¦ Тема 4, Изучение влияния соревнований на личность
Задание 1. Изучение влияния зрелищных эффектов
на психику соревнующихся спортсменов 234
I Задание 2. Изучение отношения спортсменов
к конкретному соревнованию 237
Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки
спортсменов к соревнованиям 242
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 242
Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга. . 243 Задание 2. Мысленная репетиция соревновательной
ситуации в состоянии релаксации . . 248
Задание 3. Ментальные методы формирования
от сбивающих влияний 251
Задание 4. Аудиокассетные методики ментального
тренинга в спорте 254
Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая
помощь спортсменам и тренерам 258
Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать
Задание 2. Метод интервью в практике консультирования
Задание 3. Опыт психологического консультирования
Задание 4. Аудиторно-групповой метод психологического
консультирования в спорте 277
Дополнительная литература 285
Спорт формирует личность посредством духовного стремления к физическому совершенству, к успеху в соревновательной деятельности в движении, в напряжении, в преодолении себя и соперников в соревнованиях. В итоге приходит осознание спортсменом своих возможностей в овладении силами своего физического тела и духа. И этим духовным стремлением к совершенству спортсмена наградил бог. Однако земным правилом для спортсмена является русская поговорка: «На бога надейся, а сам не плошай!». Изучение возможностей психики и психологии личности спортсмена начинается с использования методов наблюдения, а измерение — с методов психодиагностики в спорте.
В данном практикуме представлены разнообразные методики психодиагностики, психотренинга и психологической помощи в спорте, которые частично уже нашли применение в работе психологов как в сфере спортивной психологии, так и в обучающих и практических целях подготовки психологов разных специальностей. Методики, представленные в практикуме, направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики в спорте: личности спортсмена, личности тренера, их взаимоотношений в совместной спортивной деятельности. При этом в практикуме отражена традиционная для психологии классификация всего многообразия психологических проявлений личности человека по трем главным аспектам их научного изучения: процессы, состояния, свойства личности.
Спортивная деятельность рассматривается в заданиях и упражнениях практикума как учебно-тренировочная деятельность по повышению спортивного мастерства и как соревновательная деятельность. Взаимодействие психики с физическим телом спортсмена проявляется в богатстве его психомоторики и сенсомоторики, что изучается прежде всего аппаратурными методиками и методами наблюдения. Методики изучения межличностных взаимодействий спортсмена и тренера, структуры взаимоотношений и командной сплоченности представлены в разделе социально-психологического обеспечения спортивной деятельности. В практикуме также представлены методики социально-психологического тренинга в целях предупреждения и разрешения конфликтов в общении спортсменов, а также дано описание методики ментального тренинга с использованием аудиокассетных записей при подготовке спортсменов к соревнованиям.
8 Предисловие
Психологическое содержание представленных в практикуме методов и методик отражает широкий спектр многих малоизученных психологами процессов и явлений, происходящих в российском и мировом физкультурном и спортивном движении. Спорт как наблюдаемая зрителями (спортивными болельщиками) на стадионах физическая двигательная активность спортсменов имеет глубокий и невидимый социально-психологический слой человеческих взаимоотношений, нравственный смысл которого соответствует известной библейской заповеди «неубий».
Различают три основных направления применения психологических • методов и методик в педагогической практике спорта.
Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).
Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция). В настоящее время в большинстве команд высшей лиги включены в штат специальные тренеры-селекционеры, которые отбирают из команд более низши.1 лиг именно тех спортсменов, которые по своим психическим, физиологическим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) высшей лиги.
3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную.
Решение проблемы спортивного отбора, как известно, невозможно без психологических знаний о спортсмене и связано с решением следующих четырех задач.
Определение модельных характеристик — своего рода спортограм —ма вида спорта со своими требованиями к устойчивости психики, структуре личности и спортивно-важным качествам спортсмена.
Прогнозирование — одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы содержание той или иной психологической методики для целей диагностики спортивно-важных качеств личности, тем выше эффективность спортивного отбора.
4. Улучшение организации отбора (обычно отбор и спортивная ори
ентация проводятся в течение ряда лет на нескольких этапах, так
как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики
индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном про
цессе и, во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей ре
альной обстановке со всеми возможными усложненными ситуация
ми, включая экстремальные условия).
Спортивному педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все
10 Введение
вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением вышеназванных задач.
На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограм-мы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые предполагают успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей по видам спорта на первом этапе нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта. И в этом педагогу несомненную помощь окажут предлагаемые в данном пособии методики психодиагностики.
На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям — быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной системы, оперативному мышлению, распределению внимания и т. п. — подходит для занятий спортивными играми или спортивными единоборствами. На втором же этапе мы должны отобрать данного мальчика уже конкретно для определенного вида спортивных игр (футбола, баскетбола, хоккея, волейбола, тенниса и др.) или спортивных единоборств (бокса, борьбы, фехтования). Это, так сказать, первичная психологическая селекция. А вторичная заключается в отборе перспективных молодых спортсменов в команды высшей лиги.
Эта проблема более сложная, так как помимо чисто специфических психологических способностей спортсмена к занятиям тем или иным видом спорта надо определить и уровень развития его волевых, эмоциональных, интеллектуальных и сенсорных качеств, определить его личностные социально-личностные особенности. То есть на данном этапе решается, по существу, и задача прогнозирования успешности выступления спортсмена в том или ином виде спорта.
На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуальных прогнозных модельных психологи-
ческих характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в экстремальных условиях соревнований. Третий этап является одним из основных, особенно при отборе спортсменов в олимпийскую ко- • манду России, в сборные команды ведомств и обществ для участия в первенствах, международных соревнованиях и .чемпионатах. Эффективность третьего этапа отбора является показателем психологической подготовленности, эрудиции и педагогической интуиции тренера-педагога, который на основе умелого подбора методик психодиагностики, своих наблюдений и внимательного изучения личности спортсменов в различных условиях жизни и спортивной деятельности смог отобрать из многих претендентов в команду наиболее подготовленных и надежных спортсменов.
Опыт наиболее известных спортивных тренеров-педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах. То есть цикл замыкается: отбор на третьем этапе позволяет обосновать отбор на втором и первом этапах. И наоборот, чем выше эффективность первого этапа, тем выше эффективность второго и третьего этапов психологического отбора.
Но вопрос заключается в том, какие методики психодиагностики и какие методы психологической подготовки спортсменов следует ре-
Источники:
Основы психологии
Скачать: Основы психологии. Практикум. Столяренко Л.Д. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy174.htm
Практикум по психологии
В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологические методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической
http://refdb.ru/look/1725498.html