Понятие психология

Общее понятие о предмете психологии

Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку — индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека — направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.

Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.

В предмет психологии обязательно входят так­же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.

Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.

Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.

На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений — материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

Понятие психологии

Психология в буквальном значении этого слова наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научноисследовательской) и научнопрактической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научнопрактическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Задача психологии и психологов помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервнопсихических напряжений.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, используя рекомендации практической психологии.

Практическая психология состоит из четырех частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.

Понятие психология

Тема 1.1. Понятие о психологии.

Научное определение психологии, и ее аспекты, этапы становления.

Общая психология в современном представлении.

Психология – это наука о психике человека и закономерностях ее проявления и развития. Общая психология это наука, занимающаяся изучением нормальных психических процессов и личностных свойств человека.

Психология – это наука, которая имеет длинную предысторию и короткую историю.

Отдельные психологические идеи зародились в древней философии, а основное ее рождение датируется 1879 годом. В это время психолог Вунд создал экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885 г. – в России такую же лабораторию создал Бехтерев.

Предмет «психология» менялся за всю свою историю: на 1 этапе предметом изучения была душа, на 2-ом – сознание, на 3-ем – поведение, на 4-ом (современном) – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, они находятся на разных ступенях формирования и связаны с различными областями практики. Помимо теоретических вопросов по изучению общих закономерностей развития психики, задачей общей психологии является изучение различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями.

Психология, как наука изучает и научно объясняет психические явления. Основой классификации отраслей психологии является деятельность, развитие и отношение человека к обществу:

психология труда – изучает психологические возрастные особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, выясняет влияние на трудящихся производственной обстановки.

инженерная психология – авиационная, космическая,

медицинская – изучает личность больного человека, личность медицинского работника, взаимоотношение мед./работника и пациента в различных условиях. Различают:

юридическая психология – рассматривает психические особенности поведения преступников, формирования их личности. Выделяют:

психология торговли – выясняет психологическое воздействие рекламы, исследует вопросы психологической моды.

психология научно-художественного творчества,

педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, формирования у него мышления, изучает сферы влияющие на успешность процесса обучения и взаимоотношения между учащимися. А также изучает психологию учебно-воспитательной работы с аномальными детьми, где подразделяют:

возрастная психология – исследует возрастные особенности психологических процессов на каждом возрастном этапе и ведущие структуры развития личности. Выделяют:

– сравнительную психологию (зоопсихологию)

социальная психология – изучает психологические явления в процессе взаимоотношений людей в коллективе, т.е. проблемы психики в больших группах, в малых группах, проблемы личности.

Вывод: Для современной психологии характерен процесс дифференциации, это приводит к тому, что разные отрасли весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга. Но дифференциация психологии дополняется встречным процессом – интеграции, вследствие чего происходит стыковка психологии со смежными науками.

(инженерн.псих-я + техника, псих-я + пед-ка и т.д.)

Особое место среди других отраслей занимает общая психология.

Согласно классификации академика Кедрова психология занимает центральное место в системе наук:

Гиппенрейтер Ю.Б. говорил о том, что житейские психологические знания носят конкретный характер, т.е. они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям. А научные психологические знания носят обобщенный характер, для этого используются научные понятия. Довольно часто научные и житейские знания совпадают, но эти совпадения лишь внешние, т.е. выражаются одними и теми же словами, а внутренне – их содержание различно. Житейские понятия расплывчаты и многозначны.

Способы передачи знаний:

В практической психологии передача знаний ограничена, и житейский опыт передается с трудом в очень незначительной степени.

Научные знания передаются с большим КПД, передача возможна благодаря тому, что они кристаллизуются в понятиях и законах и фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств.

Методы получения знаний:

житейские знания – через наблюдения и размышления

психологические – с помощью ряда методик, множества методов.

Научные знания располагают обширными, разнообразными и уникальными фактами, они накапливаются в различных отраслях психологической науки.

Тема 1.2. Основные этапы становления психологии.

1. Физиологические основы психологии.

2. Основные формы проявления психики.

3. Методы психологии.

В своей книге «рефлексы головного мозга» Павлов показал, что психологические явления также естественны, как и другие функции человеческого организма, что они не бывают, беспричинны, что это результат рефлекторной деятельности организма при получении какого-либо внешнего воздействия. По учению Сеченова психическая жизнь человека основана на рефлексах, которые включают в себя сознательный элемент.

Основные типы явлений

Процессы индивидуальные, внутренние

Активность, влечение, воображение, воспоминание, восприятие, запоминание, идиомоторика, иллюзии, инсайд, константность, мотивация, мышление, обобщение, ощущение, память, повторение, понимание, представление, привыкание, рефлексия, речь, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, саморегуляция, самосознание, узнавание, умозаключение, усвоение.

Состояние индивидуальные внутренние

Аффект, внимание, воля, возбуждение, галлюцинации, гипноз, желание, задатки, индивидуальность, интерес, комплексы, любовь, меланхолия, мотивация, намерения, напряженность, настроение, потребность, рассеянность, решительность, самочувствие, самообладание, склонность, совесть, страсть, страх, стресс, стремление, тревожность, упрямство, убежденность, усталость, фрустрация.

Процессы индивидуальные внешние

Адаптация, активность, действие, деятельность, игра, навык, научение, повторение, подражание, реакции, самоопределение, социализация, упражнения, усвоение, творчество, юмор.

Состояние индивидуальное внешнее

Авторитетность, внушаемость, гениальность, обучаемость, организованность, трудолюбие, характер, честолюбие, эгоизм, экспрессия.

Дружба, коммуникация, общение, лидерство, слухи, соперничество, эмпатия.

Конфликт, негативизм, ненависть, организованность, взаимопонимание, психологический климат, рефферентность, симпатия, совместимость, сплоченность, статус.

О сновные формы проявления психики

Понятие психология

Что изучает психология – наука о душе (психе-«душа», логос-«наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определалась как наука о душе.

Какие методы психологии вы знаете – Сравнительный, Эмпирические, экспериментальный, психодиагностический методы, биогрофический, психокоррекционные методы, Метод групповой дискуссии, методы обработки даннных.

Дайте характеристику одному из психологических течений XIX XX вв… – К примеру Фрейдизм-течение в психологии XX в.,в котором расскрывается исключительная сложность психической жизни человека, становится вопрос о его сексуальной жизни. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Каких основных представителей отечественной психологической мысли XX века вы знаете – А. Н. Леонтьев (1903-1979), П. Я. Гальперин (1902-1988), Л. С. Выготский (1896-1934).

Какие основные психологические отрасли вы знаете – Психология труда, Педагогическая, Медицинская, Юридическая, Военная – психология.

Что такое психика человека – есть человеческое сознание. Сознание понимается как форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

Что такое сознание – есть высшая, интегрирующая форма психи, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с др.людьми

Что такое деятельность – это динамическая система взаимодействия человека с миром, в поцессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа.

Что такое индивидуальность – можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованой страны.

Дайте определение направленности личности – это совокупность устойчивых мативов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Основная роль направленности личности принадлежит осознаным мотивам.

Что такое самосознание личности – сомосознание человека возникает а результате его взаимодействия с окружающим миром, людьми. Человек начинает осозновать себя реально существующим во времени и пространствеЮ как часть интимной окружающей среды – собственного тела. Собственным телом он не только воздействует на мир, но исам испытывает разнообразные влияния этого мира.

Что представляет собой образ «я» – это устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Что такое внимание – это направленность и сосредоточенноть сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предпологающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Основные свойства внимания – К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Какие виды и общие свойства ощущений вы знаете – их можно разбить на три основные виды: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Что такое восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Назовите виды и свойства восприятий – оно обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Что такое память – это запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память-это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связонных друг с другом.

Какие вы знаете основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение и забывание.

Какие бывают виды памяти – они бывают трех типов: 1)по хароктеру психической активности, преобладающей в дейтельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2)по хароктеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную; 3)по продолжительности закрепления и сохранения материала-на кратковременную, долговременную и оперативную.

Что такое мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речию психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

?Каковы основные процессы мышления – это анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

?Какие логические формы мышления вы знаете – предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышления.

Что такое воображение – это основавсякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Что такое воля, и какова ее функция – Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутреннее и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Ее функцией является сознательная саморегуляция в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Что такое чувство – Это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Что представляют собой эмоции – Это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Что такое аффект – С латинского означает «душевное волнение», страсть. Это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Что такое стресс – (от английского – «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстримальные воздействия.

Что такое темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково появляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Перечислите типы темпераментов – Сангвиник, Флегматик, Холерик, Меланхолик.

Что отличает человека с темпераментом сангвиника (флегматика, холерика, меланхолика) – сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.стр.43

Что такое характер – Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Как определить способности – Это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Что такое талант – Это сочетание способностей дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельност ь.

Что такое вербальная и невербальная коммуникация – 1. Это процесс общения с помощью языка ; использует в качестве знаковой системы человеческую речь. 2. Это эмоциональное отношение, соппровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапозон, тональность, плачь, смех, темп речи.

Что такое интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

Что такое перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Дайте определение группы – Это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характер выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции и т.д.)

Источники:
Общее понятие о предмете психологии
Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и …
http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=ponyatie-o-predmene-psyhologii
Понятие психологии
Психология в буквальном значении этого слова наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу. Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.
http://hr-portal.ru/article/ponyatie-psihologii
Понятие психология
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, они находятся на разных ступенях формирования и связаны с различными областями практики. Помимо теоретических вопросов по изучению общих закономерностей развития психики, задачей общей психологии является изучение различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/kae7Cw38N8c.html
Понятие психология
Главные определения.
http://mirznanii.com/a/205893/psikhologiya-osnovnye-ponyatiya

CATEGORIES
Share This