Помощь лицам освобождаемым от отбывания наказания

Уголовно-исполнительное право

В условиях, когда не все осужденные в колонии обеспечены работой, многие из них имеют низкие заработки или не имеют заработка вообще. К моменту освобождения они нуждаются в материальной помощи.

Поскольку место отбывания наказания не зависит от осужденного, при освобождении он обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства его семьи, родственников или к месту работы. Как правило — это место его проживания до ареста, однако он может выбрать и другое место жительства. При этом если вновь избранное место жительства находится в большем удалении от колонии, где он отбывал наказание, чем тот населенный пункт, где он проживал до ареста, то с него удерживается разница в тарифе.

Лицам, направляемым в дома инвалидов, престарелых, в интернаты или к попечителям, выдаются проездные документы до места, где находятся эти учреждения или проживают попечители.

Как правило, осужденным оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах III класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам, женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты II класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

Осужденные обеспечиваются продуктами питания или (по их желанию) деньгами на время пути. При этом больные, а также беременные женщины и женщины с детьми получают питание исходя из тех норм, по которым они обеспечивались в колонии. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежда и обувь по сезону.

Если освобождаемый не имеет необходимой одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя. Нуждающимся осужденным выдается пособие из специального фонда в размере минимальной месячной оплаты труда, установленной в стране на момент освобождения.

На обороте справки об освобождении делается отметка о выдаче проездных документов (с указанием места назначения), а также всех видов материального обеспечения, полученных при освобождении.

Многие осужденные, особенно в настоящее время, когда повсеместно растет безработица, нуждаются в помощи по трудоустройству. Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения — органы Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации, положение о которой утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. (с последующими изменениями).

По прибытии к месту жительства освобожденный, желающий воспользоваться услугами службы занятости, должен обратиться в центр занятости. В соответствии с совместным указанием от 28 сентября 1992 г. Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы занятости России освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.

Отмена ограничений в регистрации (прописке) по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России. В ряде крупных городов установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов.

К их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие. Эти ограничения не касаются супруга (независимо от размера жилой площади). Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.

Разрешается также регистрация пожилых людей к их детям, естественно, при согласии последних. Такой порядок может быть установлен и для других категорий граждан. В большинстве же населенных пунктов подобные ограничения не действуют, и вопрос сводится к тому, чтобы найти жилую площадь.

Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобождения. Естественно, что никаких препятствий не может быть, если у освобожденного есть приватизированная или иным образом приобретенная им собственная жилая площадь. Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин, может получить жилье по наследству, в силу договора купли-продажи, дарения и т.п. В этом отношении правовое положение освобожденного и других граждан ничем не различается.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача — на перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от той работы, куда поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

Возможен вариант жилищного устройства с наймом (поднаймом) жилья у частных лиц. В некоторых населенных пунктах имеются квартирные бюро, которые ведут картотеки граждан, желающих сдать внаем квартиру, комнату. Однако наем жилой площади у частных лиц большинству освобожденных недоступен в силу дороговизны.

Как видим, законодательство предусматривает оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной помощи с целью облегчения их социальной адаптации. Однако в целом ряде случаев эти меры не приводят к решению проблем, стоящих перед освобожденными. Общеизвестно и психологически объяснимо нежелание принимать на работу лиц с запятнанной репутацией, многие из которых не умеют и не хотят работать, значительная часть злоупотребляет алкоголем. В условиях рыночной экономики предприятия, определенная часть которых составляет частный сектор, не хотят принимать в свои ряды тех, кто еще вчера находился за решеткой.

Юридических оснований для принудительного направления осужденных, как это было ранее, сейчас нет. Между тем социальная неустроенность и бесперспективность толкают многих из освобожденных на новые преступления. Поэтому рассматривается вопрос о предоставлении организациям, которые выразят желание принимать на работу лиц, освобожденных от наказания, налоговых и иных льгот.

§ 3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Статья 180 УИК РФ возлагает на администрацию исправительных центров, арестных домов и исправительных учреждений обязанность подготовки каждого осужденного к предстоящему освобождению. Представители администрации, ответственные за проведение воспитательной работы с осужденным, проводят с ним беседы, в ходе которых выясняются намерения лица в плане устройства после освобождения, ему даются необходимые советы, пояснения и рекомендации в свете положений действующего законодательства, конкретной жизненной ситуации и т. п. В законе подчеркнуто воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденным принять правильное решение.

Если осужденный нуждается в помощи, то не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до истечения срока отбывания ограничения или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направить органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобожденного письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями по части его трудового и бытового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья по избранному месту жительства, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет также информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов осужденного. Освобожденный получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства. Если оно находится дальше от того места, где лицо проживало до осуждения, освобожденный доплачивает разницу в стоимости проезда.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3-го класса пароходов) транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе малолетних детей, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Если проезд к месту жительства железнодорожным или водным транспортом невозможен, оплачивается проезд общественным автомобильным или воздушным транспортом. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. Женщинам, следующим с малолетними детьми, на ребенка выдается питание, один комплект белья, одежда и обувь по сезону.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются лишь тем, кто в них нуждается. Так, по заявлению осужденного, при отсутствии у него необходимых вещей и средств на их приобретение, бесплатно выдается одежда и обувь по сезону.

Статья 182 УИК РФ в общей форме закрепляет права освобожденных от наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенные виды необходимой социальной помощи с учетом того, что уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными федеральными законами, например законом РФ о социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы, проект которого опубликован. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается отсутствием необходимых экономических условий. Однако и в действующих федеральных законах предусмотрены некоторые возможности для трудового и бытового устройства таких лиц.

Нормы жилищного законодательства не предусматривают каких- либо льгот или преимущественных прав на получение жилья лицами, отбывшими уголовное наказание, по сравнению с другими гражданами. При отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья на общих основаниях. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку с выделением ссуд под строительство жилья или без таковых.

При определенных условиях, указанных в законе, возможно восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда, прописка у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, инициативе благотворительных и иных организаций, создаются центры социальной адаптации, приюты и т. п., предназначенные для временного проживання лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, освобожденные от наказания.

Статья 181 УИК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

1 — 3. В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного. Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания или по их желанию деньгами по установленным нормам. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При необходимости из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» . Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 258.

4 — 5. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственникам осужденного и иным лицам, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных выше категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства. При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки, в которые должны направляться такие извещения, а упомянуто лишь об их «заблаговременности». Не указана и форма, в которой они должны излагаться. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении родственникам осужденного, иным лицам, органам и учреждениям, указанным выше, в сроки, определенные в ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, например, если незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"

"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"

"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"

"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

"Об исполнительном производстве"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"

"О внесении изменения в статью 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

"О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

"О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия"

"О внесении изменения в статью 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

"О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

"О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы"

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

"О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы"

"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

КОДИФИКАЦИЯ РФ © 2015-2018. Все права защищены.

Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания

Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных расписаны в ст. 180 УИК:

В соответствии со ст. 181 УИК осужденные, освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечиваются оказание следующих видов помощи:

a. бесплатным проездом к месту жительства,

b. продуктами питания или деньгами на время проезда,

c. одеждой по сезону,

d. единовременным денежным пособием;

e. сопровождением освобождаемых к месту жительства работниками исправительных учреждений.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК).

Бесплатный проезд к месту жительства обеспечивается за счет выписки билета до конечного пункта движения (следования) по тарифам общего железнодорожного вагона либо ( с учетом транспортной инфраструктуры в конечном пункте следования) каюты третьего класса водного транспорта, а также автомобильным и даже воздушным транспортом.

Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет. Беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми. Выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты второго класса.

Продукты питания на дорогу выдаются осужденным сухим пайком, исходя из полагающихся им во время отбывания наказания норм питания, в том числе повышенных и улучшенных (кому это было положено). По желанию осужденного вместо продуктов, предоставляемых освобождаемому на время проезда, ему может быть выплачена денежная компенсация, исходя из тех же критериев.

продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 181 УИК).

Обеспечение одеждой за счет государства осуществляется лишь при отсутствии у осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы, необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение. А денежная компенсация.

Единовременное денежное пособие может быть выдано освобождаемому при отсутствии у него на лицевом счете денежных средств. Такого рода материальная помощь оказывается в размере минимального размера оплаты труда (если иное не установлено нормативными правовыми актами). Она осуществляется за счет государства либо из созданных самими осужденными общественных фондов оказания помощи. А также за счет благотворительной деятельности различных общественных объединений.

Единовременным денежным пособием в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 181 УИК);

Полагаем, что при определении размера пособия должны учитываться отношение освобождаемому к труду, его поведение во время отбывания наказания и состояние здоровья.

Сопровождение освобождаемых к месту жительства работниками исправительных учреждений осуществляется только при освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы тех осужденных, которые нуждаются по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных в возрасте до 16 лет (ч. 5 ст. 181 УИК).

Уголовно-исполнительный закон не требует, чтобы родственники осужденного или иные лица заранее ставились в известность о времени его освобождения. Однако в ряде случаев она обязана это делать: при освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц (ч. 4 ст. 181 УИК). Причем указанные лица, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц, либо работника исправительного учреждения.

После освобождения осужденные следуют к месту жительства самостоятельно. Лица же, освобождаемые (из исправительных учреждений) от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы и нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения (ч. 5 ст. 181 УИК).

В случае, когда подлежащий освобождению осужденный в силу имеющихся у него заболеваний, психического состояния и физических недостатков к избранному месту жительства самостоятельно следовать не может, начальник медицинской части ставит об этом в известность начальника ИУ, который обязан в установленном порядке выделить необходимое количество сопровождающих, в т.ч. при необходимости и медицинского работника 75 .

Освобождаемые психически больные, выписываемые под наблюдение психоневрологического диспансера по месту жительства, а также под опеку или на попечение родственников, передаются им непосредственно в больнице. В случае отсутствия родственников или невозможности их приезда за больным, он сопровождается до места жительства или лечения медицинскими работниками больницы 76 .

По окончании срока отбывания наказания больного, находящегося в больнице и нуждающегося в продолжении лечения, он направляется с выпиской из истории болезни в лечебное учреждение по избранному месту жительства или, по договоренности, в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения. Если же немедленная отправка больного опасна для его жизни, то с его согласия по медицинскому заключению он может быть временно оставлен в отдельной больничной палате, о чем сообщается в органы прокуратуры и родственникам 77 .

Если при освобождении женщины ребенок болен и нуждается в госпитализации, то, с согласия матери, он помещается с ней в ближайшее детское лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения 78 .

Источники:
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право В условиях, когда не все осужденные в колонии обеспечены работой, многие из них имеют низкие заработки или не имеют заработка вообще. К моменту освобождения они
http://isfic.info/ispol/exten70.htm
§ 3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
§ 3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания: Отбывание уголовного наказания в учреждениях уголовно-исполни- тельной системы нередко приводит к разрыву социально-полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т. п. Трудности, испытываемые … — —
http://lawbook.online/ugolovnoe-pravo/pomosch-osujdennyim-osvobojdaemyim-otbyivaniya-11704.html
Статья 181 УИК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
Статья 181 УИК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Комментарий к ст. 181 УИК РФ. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в действующей редакции. УИК РФ 2016.
http://rulaws.ru/uik-rf/Razdel-VI/Glava-22/Statya-181/
Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных расписаны
http://helpiks.org/1-50787.html

COMMENTS