Почему интерес характеризует активное отношение человека к окружающему миру

Особенности развития интереса в образовательном процессе

Сущность понятия “интерес”

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.

Категория интереса в науке (лат. interest – иметь значение) является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П. Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье».

В свою очередь, Д. Дидро писал: «Когда говорят об интересе индивида, сословия, нации – «мой интерес», «интерес государства», «его интерес», «их интерес» – это слово означает нечто нужное или полезное для государства, для лица, для меня и т.п.».

К. Гельвеций рассматривал интерес как основу деятельности людей, всех их нравов и представлений. «Если мир физический, – полагал он, – подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» «Интерес, – говорил К. Гельвеций, – есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков». И далее: «для объяснения человека нет необходимости… прибегать к первородному греху». Следовательно, интерес у французских философов ХVIII века определяется как важнейшая пружина поведения человека. Они стремились соотнести интерес с конкретными его носителями и через него пытались более глубоко объяснить их действия и поступки.

И. Кант проблему интереса рассматривал преимущественно в связи с практическим разумом. Обратившись к анализу нравственности, он решительно выступал против истолкования интереса посредством сведения его только к чувственному удовольствию. По мнению философа, истинно моральный поступок отрешен от всякой чувственности, при этом побуждением к моральному поступку является уважение к моральному закону. «Из понятия побуждения, – пишет И. Кант в своей «Критике практического разума», – возникает понятие интереса, которое никогда не приписывается ни одному существу, кроме того, которое имеет разум, и обозначает побуждение воли, поскольку оно представляется через разум. А так как сам закон должен быть побуждением к морально доброй воле, то моральный интерес есть чистый, свободный от чувственности интерес только практического разума. На понятии интереса основывается понятие максимы. Эта максима, следовательно, в моральном отношении истинна, когда основывается только на интересе, который принимают в исполнение закона. Все три понятия побуждения, интереса и максимы могут быть применены только к конечному существу».

Продолжая работу над понятием интереса далее, И. Кант отмечает: «интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения».

Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:

– Интерес выступает, как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей, помыслов.

– Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности

– Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер) и как своеобразная чувствительность ребенка (Ш. Бюлер).

– В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов).

– Интерес — это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон),

– Интерес — это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер).

– Интерес — это активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру.

– «Это специфичное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» (А.Г. Ковалев).

С точки зрения психолога Немова, интерес – это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Педагоги же раскрывают это понятие иначе. Они считают что интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм и др.), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

· избирательная направленность внимания человека;

· проявление его умственной и эмоциональной активности;

· активатор разнообразных чувств;

· активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;

· специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей. [12]

В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как “избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы “самоподкрепляется”. Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом. [14]

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как “эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности”.

В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.

Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него “жажды знаний” (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. [15]

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение. [15]

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения. [23]

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес – это направленность помыслов, мыслей; потребность – желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. [23]

Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Зачем?», «Почему?»).

В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. [23] В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. [23]

Познавательный интерес представляет собой важнейшую для развития личности сторону. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

· готовность к решению задачи.

Существует несколько методов развития познавательного интереса:

1. Формирование готовности восприятия учебного материала.

Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.

2. Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

studbooks.net

Понятие «познавательный интерес», его структура

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

— избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

— проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

— специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Однако в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.).

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.

Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний — велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.

Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.

Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом
постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности.

Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

infopedia.su

Интерес

„Ничто великое в мире существования
не совершалось без страсти и заинтересованности“
Гегель, «Философия истории»

“Интерес – это объект,
с которым каждый человек
связывает представление о своем счастье”
П. Гольбах

Вначале давайте коротко остановимся на значении слова “интерес”. Происходя из двух латинских слов “inter” (внутри) и “esse” (быть), интерес, по сути, отражает нахождение внутри или среди чего-то. То есть в своем интересе к чему то, в своей заинтересованности в чем-то человек как бы погружается всеми своими чувствами и помыслами в предмет своего интереса.

Посмотрим теперь, какие определения дают толковые словари. По Ушакову, например, интерес – это “внимание, возбуждаемое по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким; предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание”. То есть в широком толковании интерес отражает степень внимания к некоему предмету.

Под ИНТЕРЕСАМИ также понимаются определенные выгоды, которые человек или группа получают или ожидают получить от какого-либо дела, либо польза, смысл чего-то.

Под словом “интересы” также могут подразумеваться нужды, стремления, ПОТРЕБНОСТИ.

Как видно, слово “интерес” отражает как потребностную, так и познавательную активность человека, как его стремление узнать, открыть что-то новое, так и его нацеленность на что-то осмысленное и полезное, а также на некую для себя выгоду.

Попробуем разобраться с этим непростым, но столь важным понятием. Почему важным? Как отмечают философы и психологи, экономисты и социологи, интерес является одним из важнейших побудительных факторов человеческой активности, поскольку несет мощный позитивный эмоциональный заряд. Интересы к различным аспектам и делам собственной жизни повышают самоуважение человека и приносят ему ощущение РАДОСТИ и полноты жизни. Увлеченность тем, что человеку действительно интересно, прибавляет ему сил и энергии.

К. Гельвеций подчеркивает, что духовный мир подчинен закону интереса: „интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета“. Здесь можно четко выделить две составляющие интереса: отношение к некоему предмету (что меняет перспективы его восприятия, помогая раскрывать новые его стороны) и возможность реального изменения этого предмета, то есть его преобразования .

Как мы знаем, преобразование мира (неважно, окружающего или своего внутреннего мира) осуществляется в рамках деятельности (ВОЛЕВОЙ АКТ), являющейся отражением некой потребности человека, что сопровождается переживаниями (весьма положительно окрашенными в случае УСПЕХА).

Итак, для интереса непременными являются два обстоятельства:

наличие некой потребности

и положительное переживание этой потребности (и человек стремится продлить или вновь пережить эти ощущения, вызванные переживанием интереса).

Предлагаю начать рассмотрение с уровня ПОТРЕБНОСТЕЙ. По словам Д.Н.Узнадзе, «ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении».

Когда человек оказывается заинтересован в удовлетворении той или иной потребности? Когда он осознал как саму потребность (включая осознание необходимости личного участия в удовлетворении потребности), так и способ ее удовлетворения (включая стремления, желания, намерения, цели своей активности).

Именно благодаря интересу, отмечает Иммануил Кант, «разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю“. Согласно А.М.Гендину, именно в интересе «совершается начальный этап отражения потребности и ее преобразование в активный побудительный фактор». Появление у человека интереса к кому-либо или к чему-либо создает основу для постановки промежуточных и конечных целей его деятельности, оценки окружающей действительности с позиции поиска оптимальных условий реализации целей и удовлетворения имеющихся потребностей, пишет А. Н. Гончарова.

Интерес (с позиции удовлетворения потребности) нацелен, по мнению Гончаровой, “на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям субъекта, на овладение условиями существования, т.е. выступает как активная сила, побуждающая людей к сознательной деятельности по преобразованию действительности”.

При таком раскладе цели, приковывая внимание человека, становятся предметом его заинтересованности. То, к чему человек испытывает интерес, к чему он эмоционально склоняется, будет затмевать все остальные цели, даже остальные потребности. Своим интересом человек берет в узду импульсы, толкающие его на осуществление каких-либо других действий, могущих отвлечь его от движения к цели.

Крайне важно, что человек должен приложить усилия к достижению поставленной цели. По словам Д.Кикнадзе, беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интереса. Скорее. такое изобилие породит апатию, расслабленность и скуку. А необходимость приложить усилие, преодолеть препятствия (или даже опасности) придает целенаправленной деятельности нотку азарта.

С.Л.Рубинштейн утверждает, что «интерес всегда направлен на тот или иной предмет…, необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует». Когда мы говорили о потребностях, то также отмечали необходимость предмета их удовлетворения. Однако следует указать на то, что если потребность отражает, в конечном счете, отношение человека к предмету, с помощью которого потребность может быть удовлетворена, то интерес представляет собой именно активное отношение человека к процессу и к цели (включая выбор наиболее оптимальных возможностей ее достижения).

Под процессом я имею в виду выбор, по возможности, наиболее устраивающего человека способа удовлетворения его потребности, осуществление деятельности по достижению цели таким образом, который приносил бы, по возможности, наибольшее удовлетворение. Интерес здесь становится как бы зарядом, топливом, мотором ВОЛЕВОГО АКТА, направленного на достижение важной для человека цели (на овладение неким предметом, объектом или на преобразование его).

Стремление к осмысленным целям и осмысленная деятельность становятся для человека привлекательными, то есть интересными, дарящими переживания приятного возбуждения, вдохновляющего и зовущего на дела. Мерилом удовлетворения от процесса движения к цели можно считать ощущение РАДОСТИ. Даже скучная сама по себе работа может стать захватывающей, если пробуждается интерес (от самого ли процесса участия в этой работе или от стремления заглянуть в будущее, узнать о плодах этой работы).

Здесь мы приблизились к пониманию ценностного характер интереса. Как отмечает А.Н. Гончарова, “именно через интерес характеризуется отношение человека к окружающему его миру, другими словами, категория интереса отражает отношение человека к таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование. далее, интерес человека к осмысленным целям своей деятельности обеспечивает переживание ЦЕННОСТИ для него этой деятельности”.

Гончарова подчеркивает, что ценностью для человека будет не предмет удовлетворения потребности сам по себе, а лишь определенные его характеристики и свойства, которые именно и способствуют удовлетворению потребности с помощью конкретной деятельности. Это объясняет, почему разные люди (или даже один и тот же человек в разных обстоятельствах) могут ценить разные предметы, удовлетворяя сходные потребности. Так, можно радоваться и простому куску хлеба, а можно стремиться ко все более изысканным пищевым наслаждениям.

Меняются обстоятельства и возможности, человек приобретает новый опыт, что-то ценное раньше перестает казаться ценным теперь, в то же время возникают новые ценности – и все это находит отражение в появлении новых интересов и угасании прежних, в изменении целей деятельности человека, которая преобразует и окружающий его мир, и его самого. И все это базируется на ценностной позиции человека.

Итак, интерес как ценностная позиция отражает устойчивое положительное эмоциональное отношение человека к некому объекту (в том числе к некой цели своей деятельности), являющемуся для человека ценностью. Это отношение побуждает человека к деятельности, поддерживает активность человека, даже если в процессе возникают трудности или препятствия.

Именно интерес удерживает человека от того, чтобы тот опустил руки и отказался от движения к цели. В то же время именно систематическое удовлетворение той или иной потребности вызывает в человеке положительные эмоции, а следовательно, способствуют появлению интереса как упомянутого выше положительного отношение к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность.

Интерес проявляется сосредоточенностью внимания на важных для человека предмете или деятельности (ФОКУС ВНИМАНИЯ). В то же время не стоит забывать о том, что нередко человек должен сосредоточиваться на вещах совершенно ему не интересных (вследствие некой обязанности или необходимости). Отсутствие интереса делает сосредоточение внимания порой весьма затруднительным. Поэтому нередко спонтанно случается СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ либо на предметы интересов человека, либо на ФАНТАЗИИ и ОЖИДАНИЯ, связанные с такими интересами. И это смещение внимания происходит тем легче, чем больше тревоги испытывает человек в ФОКУСЕ БЫТИЯ.

Появлению интереса-отношения предшествует стадия ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, которая представляет собой свойственную многим высшим животным ориентировочную реакцию, позволяющую открывать и познавать мир. Сначала интересно (любопытно) узнать, что это и как, и каким образом может быть полезно. Потом “открытый” объект (или явление) используется для удовлетворения той или иной потребности. Если реакция положительная, то эмоциональная память закрепляет за этим объектом определенную ценность для человека, которая и порождает к этому объекту (или явлению) интерес-отношение .

Кстати, известно, что память именно тогда хорошо работает, когда человек испытывает сильный и непосредственный интерес к происходящему.

Интерес к познанию при этом не исчезает, переключаясь на новые, еще не исследованные уголки. Но даже при вполне привычном удовлетворении потребностей интерес-любознательность в отношение к уже знакомым объектам и процессам может не ослабевать (а что будет, если я сделаю не так, а иначе?). Это не только поддерживает в человеке жажду экспериментаторства и новаторства, но и способствует процессу ПОНИМАНИЯ мира и себя в мире.

Интерес, таким образом, можно считать эмоциональной составляющей базовой ПОТРЕБНОСТИ В ПОЗНАНИИ. Человек, познавая, ориентируется в мире, узнает новые факты о своей реальности. Интерес стимулирует познавательную активность в том направлении, в котором интерес наиболее выражен. Даже запоминание и систематизация новых сведений будут затруднены, если человек не испытывает к этому интереса, если эти факты эмоционально не значимы для человека.

Еще одним аспектом интереса является интерес к другим людям (см. ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ). Как только он появляется в отношение какого-то человека, то в нем мы начинаем видеть все больше привлекательных сторон. В основе этого лежит “открытие” другого, его ПОСТИЖЕНИЕ. Интерес, таким образом, является одной из основ БЫТИЙНОЙ ЛЮБВИ.

Тот, кто нам по-настоящему интересен, получает иммунитет от возможной НЕНАВИСТИ, НЕТЕРПИМОСТИ и ПРЕДРАССУДКОВ – потому что интерес к человеку делает его индивидуальностью для нас. На этом основаны, в частности, различные проекты деэскалации ненависти между социальными или национальными группами: встреча еще недавних врагов, способствуя пробуждению взаимного интереса, помогает разрешить многие конфликты.

И, наконец, пожалуй один из важнейших аспектов интереса. Интерес человека к самому себе , к собственным чувствам, переживаниям, желаниям, мотивам своих поступков. Этот интерес требует от человека честности, поскольку подсознание очень изощренно и может весьма преуспеть в сокрытии от воспринимающего “Я” то, что может быть стыдно, страшно или (чаще лишь по мнению самого человека) опасно. Но живой интерес к самому себе, основанный на жажде СТАНОВЛЕНИЯ, раскрытия собственных потенциалов, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ в состоянии помочь человеку побороть сопротивление своего подсознания и смело взглянуть в глаза самому себе, своей САМОСТИ.

  • Назад
strah-i-trevoga.ru

§ 3. Человеческие интересы

Мы с вами продолжаем разгадывать загадку человека. В предыдущем параграфе речь шла о потребностях. Сегодня мы поговорим об интересах человека. Именно в интересах воплощаются наши потребности.

Интерес

Вам наверняка задавали когда-нибудь вопрос: чем ты интересуешься? Что тебе интересно?

Советуем запомнить!
Интерес — осознанная потребность в чём-либо или ком-либо; намерение ознакомиться с каким-либо предметом, стремление изучить его. Например, интерес к литературе, спорту, медицине, цветоводству, музыке, путешествиям и др.

Интересы могут быть деловыми, корыстными, тогда ими движет желание получить выгоду. Например, человек устраивается на работу, которая интересна не своим творческим содержанием, а исключительно высокой зарплатой.

Часто интерес эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве. Вы разводите цветы не на продажу, а просто потому, что вам нравится, как они выглядят и пахнут.

Умная мысль
«Интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков».
– – Клод Гельвеций, французский философ XVIII века – –

Интересы формируются очень рано. У малышей они проявляются сначала в виде простого любопытства: внимание привлекают яркие цвета и броские игрушки. Что происходит потом? Вспомните себя: вы взрослели и постепенно превращались в «почемучку». Почему на небе звёзды, а люди ходят вверх головами? Почему льёт дождь, а снег падает? Где живут инопланетяне и откуда взялась Луна?

Вспомните, к чему вы проявляли интерес в дошкольном возрасте.

И вот вы пошли в 1 класс. Вы наверняка заметили, что учебный материал, который объясняется ярко, с поучительными примерами способствует его лучшему пониманию, а также вызывает серьёзный интерес: все в классе вдруг решают стать историками, писателями или художниками.

От слова «интерес» происходят слова «заинтересованность» и «заинтересовать». К примеру, рабочие заинтересованы в повышении зарплаты, а предприниматели — в росте прибыли. Руководство школы заинтересовано в том, чтобы в каждом классе было больше отличников, а родители — во всестороннем развитии способностей своего ребёнка. Как видим, везде речь идёт о сознательном намерении достичь определённого результата.

Интересов у человека великое множество. И чем взрослее мы, тем их больше: интерес к политике, чтению приключенческой литературы, экстремальному спорту и т.д.

Иерархия интересов

У каждого человека существует своя иерархия интересов. Это означает, что любой человек может составить «список» своих интересов и расположить их от неглавных к главным или от низших к высшим.

Советуем запомнить!
Иерархия — последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного (второстепенного) к главному.

Главные интересы, например, банкира могут вовсе не быть главными для фермера или писателя. Интересы мужчин отличаются от интересов женщин, а интересы

детей и стариков редко когда совпадают. К примеру, молодым нравится громкая музыка, а их бабушка и дедушка хотят побыть в тишине. Папа просиживает вечерами за просмотром любимого футбола, а мама хочет посмотреть сериал. Банкир стремится совершить крупную сделку, а фермера интересует, когда закончится засуха и пойдёт дождь.

Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни человека, о его разносторонности.

Умная мысль
«Надо знать обо всём понемногу и всё о немногом». Константин Тимирязев, русский учёный-естествоиспытатель

Иными словами, человек должен всем интересоваться, но главный интерес у него должен быть один. Он позволяет достичь мастерства в избранной профессии.

Какие интересы проявились в деятельности, изображённой на фотографиях?

Дополнительное чтение
Великий русский полководец XVIII века Александр Васильевич Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, организованных вокруг одного главного — военного дела. Ещё подростком он подчинил всю свою жизнь подготовке к военной деятельности: прочёл все доступные ему книги по военной истории и технике, решал тактические задачи, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. Исключительно сильный интерес к военному делу победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе. Наряду с этим Суворов был одним из образованнейших людей своего времени. Он интересовался буквально всеми областями знаний, всё свободное время читал и учился. Полководец хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял изучению языков, знал немецкий, французский, итальянский, польский, финский,турецкий, арабский, персидский.

Подтвердите на основе текста следующее утверждение: «А. В. Суворов — человек с широким кругом интересов, организованных вокруг одного главного интереса — военного дела».

Развитие и тренировка интересов

Каждый из вас согласится, что незначительный интерес к музыке постепенно может перерасти в настоящую страсть, если ходить на концерты, читать познавательную литературу, учиться играть на музыкальном инструменте, организовать школьный ансамбль. Из этого примеры мы понимаем, что наши интересы можно и нужно тренировать и воспитывать, развивать и углублять, подчас принуждая себя к соответствующим занятиям. Но интересы могут затухать, если их не подпитывать информационной пищей (как хороший садовник ухаживает за своим садом). Спросите у родителей: многие ли интересы юности у них сохранились до сих пор?

Как вы думаете, почему свои интересы нужно тренировать и развивать?

Порой взрослые жалеют, что в детстве, хотя была возможность, они не увлекались поэзией, музыкой, живописью, обедняя свой духовный мир, формируя односторонне развитую личность. Помните, наверстать упущенное в зрелые годы чаще всего не удастся: нет времени, сил, возможностей.

Интерес пробуждает наши чувства, мысли, желания. Он организует нашу деятельность, ибо определяет постановку цели и выбор пути её достижения. Интерес к тому или иному предмету — науке, музыке, спорту — становится причиной соответствующей деятельности. Например, человек идёт в магазин и покупает необходимую книгу, записывается в музыкальную школу или спортивную секцию.

Отсутствие интересов делает жизнь скучной и бессодержательной. Скука ведёт к одиночеству. Люди со сходными интересами общаются и объединяются, с различными — отдаляются. Так устроено человеческое общество. Ищите своих единомышленников и братьев по интересам, и жить вам станет намного интереснее.

Подведём итоги
Интерес — это осознанная потребность в чём-либо или ком-либо. У каждого человека есть главные интересы и второстепенные. Широта интересов говорит о богатстве духовной жизни человека, о его разносторонности.

Основные термины и понятия
Интерес, иерархия интересов.

Почему интерес характеризует активное отношение человека к окружающему миру
ansevik.ru

Почему интерес характеризует активное отношенин человека к окружающему миру?

Обществознание | 5 – 9 классы

Почему интерес характеризует активное отношенин человека к окружающему миру.

Если рассмотретьинтерес человекав качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье .

Как называется совокупность представлений и знаний человека о какой – то области окружающего мира?

Как называется совокупность представлений и знаний человека о какой – то области окружающего мира?

Совокупность представлений и знаний человека о какой то области окружающего мира?

Совокупность представлений и знаний человека о какой то области окружающего мира.

Что связывает потребности и мотивы наших поступков?

Что связывает потребности и мотивы наших поступков?

Как взаимосвязаны потребности и интересы?

Как интерес влияет на активность чЕловека?

Вид активности человека направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира включая самого себя и условия своего существоавание называется?

Вид активности человека направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира включая самого себя и условия своего существоавание называется.

Совокупность представлений и знаний человека о какой – то области окружающего мира?

Совокупность представлений и знаний человека о какой – то области окружающего мира.

Какого человека называют организованным окружающий мир?

Какого человека называют организованным окружающий мир.

Помогите?

Мысли, интересы и увлечения человека составляют его .

Мир. Чтобы обоготить свой внутренний мир, нужно.

Деятельность – это отношение человека к окружающему миру, вследствие которого :а) изменяется человекб) изменяется мир вокруг человекав) человек и окружающий его мир остаются неизменныг) изменяется и ч?

Деятельность – это отношение человека к окружающему миру, вследствие которого :

а) изменяется человек

б) изменяется мир вокруг человека

в) человек и окружающий его мир остаются неизменны

г) изменяется и человек, и мир вокруг него.

Как влияют на окружающий мир пагубные привычки человека?

Как влияют на окружающий мир пагубные привычки человека?

Форма активности человека направленная на преоброзования окружающий действительности это?

Форма активности человека направленная на преоброзования окружающий действительности это?

Вы зашли на страницу вопроса Почему интерес характеризует активное отношенин человека к окружающему миру?, который относится к категории Обществознание. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 5 – 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Основные притоки Лены Алдан Чая Витим Олёкма Кута Вилюй Киренга Молодо Чуя Туолба Буотама Синяя Наиболее крупным из них является реки Алдан и Витим.

Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно – музыкальных и драматических произведений.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали.

Все зависит от нравственных ценностей лидера группы(сообщества). Пример из литературы – произведение Гайдара “Тимур и его команда”. Положительный герой произведения Тимур. Отрицательный – Мишка Квакин.

Б вроде как, ну ты еще подумай.

1. Каждый человек отличается от другого своей неповторимой индивидуальностью. Чтобы увидеть её особенности надо заглянуть в свой внутренний мир.

Всем, парты другие, дисциплина лучше, образование другое.

1Валовый внутренний продукт – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг. 2Валовый национальный продукт – совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах, произведённых на территории данной страны и за ..

1. По Конституции, Президент принимает решение об отставке Правительства, а вот государственный бюджет разрабатывает Правительство.

Шахтер, доярка, сантехник, токарь, плотник, кассир, сторож, водитель, продавец, мясник, водитель, сталевар, учитель, врач, преподаватель вуза, менеджер, банкир, юрист.

obsestvoznanie.my-dict.ru

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период рассвета познавательной активности, интереса к окружающему миру. Реальные предметы и объекты ближайшего окружения способны вызывать позитивные чувства (удивление, восхищение, радость), которые стимулируют развитие познавательного интереса детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии.

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

– любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

– любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;

– собственно познавательный интерес – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Отмеченные ступени в развитии познавательной активности не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников.

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств. Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри.

Следующее условие развития познавательного интереса связано с использованием проблемных заданий. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае. Не смотря на то, что для детей школьного возраста характерны достаточно сильно выраженная познавательная потребность, мотив положительной оценки, и поэтому нет необходимости привлекать дополнительные источники мотивации. Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности. Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии – Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием

nsportal.ru
CATEGORIES
Share This