Первый сек

Запорожская — Сечь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Запорожской Сечи

Разное место, время и состав, но одна несокрушимая воля к свободе и непокорность любой силе, даже ценой собственной жизни, ради защиты родной земли и всемирной славой овеянные в веках подвиги братства по духу, а не по крови — вот что такое вкратце Запорожская Сечь.

В разное время ее месторасположение, чему способствовали самой природой возвышенные дары в виде богатой дичью защищенной местности на берегах полноводных рек, и владения от донбасских степей до Черного моря (территории нынешних Луганской, Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской, Николаевской и Кировоградской областей) значительно менялись. Сердцем же свободолюбивого казачества был, конечно же Днепр с его девятью труднопроходимыми порогами и Большим Лугом, образующим множество обособленных островов и мысов.

И хотя в своих документах польский историк Мартин Бельский (1495 – 1575) относит первые сведения об укрепленных поселениях вольных казаков к 1489 году, официальной датой рождения Запорожской Сечи как военно-политического центра считается 1552 год, когда на острове Малая Хортица польский князь Дмитрий Вишневецкий прозванный “Байдой” ( – 1564) заложил на личные средства деревянно-земляную крепость.

Военная канцелярия и башня-колокольня Запорожской Сечи

Той первой крепости суждено было существовать всего пять лет, за которые ее воины совершили два удачных похода против крымчаков, и погибнуть от пламени битвы с турецко-татарским войсками, воспринявшими укрепления вблизи своих пастбищ как прямую военную угрозу. Так уже в 1557 году первая Сечь, известная под именем Хортицкой, прекратила свое существование.

Но идея сплоченности ради выживания не оставила умы и сердца казаков – уже в 1560 году на острове Томаковка появилась новая крепость, воины которой в составе трехсот человек в 1572 году присягнули на верность королю Польши, тем самым внося разделение казачества на сечевиков (самостоятельных) и реестровых (на службе). Она была рождена чтобы стать колыбелью восстания полковника Войска Запорожского Кшиштофа Косинского (1545 — 1593) против польской шляхты, которое с переменным успехом продолжалось до гибели предводителя под Черкасами. В том же году Томаковская Сечь была разрушена татарами.

Выставка промыслов Запорожской Сечи

Ее преемницей стала сооруженная в 1593 году ниже по Днепрому (у слияния рек Чертомлык, Подпольна, Скарбна) крепость на острове Базлавук, который был избран в виду труднодоступности местности — лиманы, озера, лес и заросли камыша делали ее недоступной для вражеской конницы. Отсюда начинало свои славные походы против Оттоманской Порты, Московского царства и Крымского ханства казачье войско во главе с Петром Сагайдачным (1582 – 1622) и Михаилом Дорошенко ( – 1628).

Базавлуцкой запорожская крепости суждено было стать тем камнем брошенным в воду, откуда волнами раскатывались по украинской земле последствия народного гнева против своеволия господствования Речи Посполитой в конце XVI — первой половине XVII столетия. Северин Наливайко, Марко Жимайло, Тарас Федорович, Яков Острянин… – имена, которые золотыми буквами записаны в украинской истории как символ сопротивления и непокорности даже ценой собственной жизни.

После подавления последнего казацко-крестьянского восстания 1637 — 1638 годов его оплот польскими войсками был стерт с лица земли, а ставка реестрового казачества, насчитывающего по Куруковскому соглашению между казаками и польскими властями от 1625 года шесть полков общей численностью до восьми тысяч человек, была перенесена на Никитин Рог.

Опочивальня кошевого атамана

Укрепления на правом берегу Днепра возле древней переправы стало колыбелью самого знаменитого восстания казаков против польской короны, превратившегося в национальную освободительную войну и растянувшуюся на целых девять лет. Ее возглавил избранный на Раде гетман Богдан Хмельницкий (1595 – 1657). Успешные бои, умелое лавирование в подводных водах восточноевропейской политики и высокие цели стали на первоначальном этапе залогом широкой поддержки Хмельниччины среди украинского населения Речи Посполитой.

В виду серьезности врага в лице Польского королевства и уязвимости с запада положения крепости в 1652 году казацкой верхушкой было принято решение о строительстве новой Запорожской Сечи на мысе Чортомлык защищенном топкими берегами семиречья (подступы к полуострову со стороны суши надежно защищали шесть впадающих в Днепр местных рек).

Укрепления Предместья Запорожской Сечи

На ее век выпали: бесславное окончание Хмельниччины и победоносный разгром столицы Крымского ханства в Бахчисарае, время Руины и военные походы против Московии в качестве самостоятельной стороны конфликта, а так же союзника шведско-литовской коалиции. Последнее и послужило причиной уничтожения чортомлыцкой твердыни в 1709 году карательной экспедицией российского царского полковника Яковлева.

В поисках убежища от Московии казацкая вольница перемещалась все южнее и южнее по днепровскому руслу – в 1709 году возле древней Каирской переправы в устье реки Каменка была построена одноименная крепость. А двумя годами позднее по приказу все того же Петра I и она была уничтожена, вынуждая украинское войско отступить на территорию Крымского ханства в низовье Днепра.

Милостью крымского хана Давлета II Гирея (1648 – 1718) на выделенных им на Левобережье землях в районеизвестного со времен Киевской Руси поселения Алешки в 1711 году была образована Алешковская Запорожская Сечь, которая в том же году фактически оказалась полностью отрезанной от Гетманщины под властью турецкого султана согласно Прутского мирного договора и последовавшего за ним Константинопольского трактата. Согласно выдвинутым условиям военному казацкому лагерю предписывалось не только выплачивать большое количество даней, запрещалось держать пушки и ограничивалось ведение православных служб, но и надлежало принимать участие в военных походах Порты.

Запорожские курень и пороховой подвал

Накопившиеся за годы существования на землях Оттоманской Порты взаимные притенении столь разных по культурному и религиозному положению временных союзников привели к разрушению оплоту свобод в 1728 году. Катализатором выступило втягивание казачьего войско во внутренние крымскотатарские распри между ханами Гиреям и усиление давления на его права и свободы.

Временно на шесть лет ставка вернулась на Каменку, а после в 1734 году с разрешения и под надзором российских властей была основана Новая Запорожская Сечь на реке Подпольной в Великолужских плавнях. За четыре десятилетия существования под протекторатом московских правителей казаки не раз принимали участие в походах против Турции и Крымского ханства, становясь главной движущей силой очередной войны. Так было и во время компании 1735 – 1738, и во время Черноморско-Дунайской экспедиции 1771 — 1773 годов.

Пушкарня на Хортице

В “благодарность” за годы верной службы московская императрица Екатерина II (1729 – 1796) отплатила вольному братству уничтожением и запретом на существование за их свободолюбие и борьбу за интересы украинского народа. Июнь 1775 года стал, поистине, черным для истории Украины — с ним на долгое столетие исчезла надежда в будущее.

Возрождение же Сечь получила в 2004 году на Хортице уже в качестве историко-культурного центра под эгидой национального заповедника Хортица. При этом она, хоть и значительно уступает своим прародительницам площадью, включает в себя полностью все ключевые элементы устройства, так что дает полное представление о жизни носителей украинских вольностей три столетия тому назад.

Башня над Днепром

Для строительства своей твердыни казаки всегда выбирали самой природой защищенное место (остров или мыс), укрепляя его глубокими рвами, земляными валами высотой до десяти метров и острым частоколом до статуса рукотворной крепости с многоярусными дозорными башнями по периметру. Прилегающая территория обильно оснащалась волчьими ямами-ловушками и острыми деревянными рогатками.

При всех своих своих отличиях традиционно Запорожская Сечь была разделена на две части: Кош (лагерь и ставка гетмана) и Предместье, обеспечивавшее его нормальное функционирование (снабжение всеми необходимыми предметами быта, одеждой, лошадьми, оружием и провиантом), проведения досуга и приема гостей.

Корчма запорожского Предместья

Сердцем Коша являлась церковь Покрова Богородицы с богатым внутренним оснащением из золота, серебра и драгоценных камней. От нее лучами расходились курени рассчитанные на проживание 100 — 120 человек, состоявшие из отапливаемых сеней и непосредственно жилой части. Из отдельных строений следует отметить сечевую канцелярию (сени, комната писаря и непосредственно канцелярия), школу с изучением слова Божьего, чтения, письма, игры на музыкальных инструментах и военного дела и пушкарню.

Во второй половине XVIII столетия у кошевого атамана появляется своя отдельная хата в три комнаты (сени, светлица и опочивальня) с дорогими предметами быта из резной древесины, керамики и кожи.

Гасан-Баша (Предместье) – укрепленная примыкающая к Кошу территория, где находились рынок, ремесленный хутор гончаров и кузнецов, греческая хата (отель того времени) и шинки, была призвана обеспечить все потребности военного лагеря.

Военная канцелярия Запорожской Сечи

Нынешний историко-культурный центр “Запорожская Сечь” представляет собой обобщенный образ, где на относительно небольшом участке за высоким частоколом в окружении редутов и валов представлены все составляющие единого целого. Так за въездной башней слева направо следуют: сечевая школа, военная сокровищница, дом кошевого атамана, военная канцелярия, а справа: пороховой подвал, курень, сокровищница куреня, пушкарня. Центром же и доминантой всего комплекса комплекса служит церковь Покрова Пресвятой Богородицы на главной площади.

Кроме того в комплекс входят несколько характерных башен (Въездная, над Днепром, колокольня при выходе в Предместье) и несколько срубов-выставочных залов с экспозициями “Традиционные промыслы запорожцев”, “Казак Мамай и трубка”.

Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, о. Хртица (северная часть).

  • Записки путешественника. Остров Свободы по имени Хортица
  • Исторические факты. И царь, и раб
  • Исторические персоны. Рожденная в Вишневце
  • Этимология. Наперсник Геродота

По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе следовать с Левого берега: по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе) через мост Преображенского или с Правого берега: бул. Винтера (перед Днепрогэс) — кольцо — ул. Таганская — Арочный мост на Хортицу, а затем в северо-восточном направлении до здания музея, возле которого находится парковка, а затем – по деревянным столбам-указателям.

Маршрутным такси №50, следующим от пр. Металлургов Запорожья до Музея казачества на Хортице. Далее 5 — 10 минут ходьбы вдоль святилища медного века до Запорожской Сечи.

Источник:
Запорожская — Сечь
Восемь грозных твердынь украинской земли под одной личиной как воплощение свободы и непокорности народа перед лицом любого врага. Символ двух веков сопротивления отважных сильнейшим армиям Европы, когда на кону стояли честь, жизнь и судьба целого народа.
[link]https://zabytki.in.ua/ru/1394/zaporozhskaya-sech[/link]

Запорожская сечь

Запорожская Сечь — общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, которая сложилась в первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица и существовала до 1775 г. Из военного центра Запорожская Сечь превратилась в своеобразное государственное образование казацкую православную демократическую республику, которая имела демократический социально-политический строй, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

1. Образование Запорожской Сечи. Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом.

Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев (так называемые «Городца» и закрома, или же «сечи») для собственной безопасности.

Появление же за порогами большого укрепленного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого ( Дмитрий Вишневецкий ). В первой половине 50-х гг. XVI в. (существует несколько версий относительно времени основания Хортицкий Сечи — от 1552 до 1556 гг.) он основал на о. Малая Хортица (теперь — остров Байда) замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.).

Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки.

Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища — шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня (орудийная мастерская), церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Территория Запорожья называлась «землями Войска Запорожского». Запорожская сечь по размерам территории в начале XVIII в. (территория Сечи постоянно менялась, границы переносились) приближалась к островной Англии.

2. Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д.

Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. — Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах.

Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана).

С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине — полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось на шалаши , (всего 38) — военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы.

3. Военные задачи и функции Запорожской Сечи. Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации, защищала Украину от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу.

Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий.

Сформировавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров, с другой, Запорожская Сечь героически отстаивала свою независимость. Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать сечь, демонстративно отказалось юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян в сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, Речь Посполитая построила на Днепре крепость Кодак. Однако попытки шляхетской Польши уничтожить сечь успеха не имели.

4. Казацкое обычное право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права («Русская правда», Литовские статуты, акты королевской власти, Магдебургское право), то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи.

На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.

5. Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры — характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.

6. Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа. Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов.

В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды — Ивана Брюховецкого , М. Ханенко, П. Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины и эксплуатации рядового казачества.

Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечь должна была оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимости Гетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи.

Источник:
Запорожская сечь
Запорожская Сечь — общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, которая сложилась в первой половине XVI в. за…
[link]http://histua.com/ru/istoriya-ukraini/ukrainskie-zemli-v-period-kazachestva/zaporozhskaya-sech[/link]

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь — общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV в. — первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа. За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили «уходы» (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в «волости» (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская — в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали «уходы» и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения. Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь около церкви была центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи, где происходили Сечевые советы и тому подобное.

За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда — рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Господствующий слой Запорожской Сечи составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а затем по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства — владельцы крупных зимовников, водяных мельниц, чумацких валок и тому подобного. Этим богачам противостояла «сирома» (голь) — масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников.

Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка — старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Запорожскую Сечь в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество. Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады.

Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют «казацкой республикой». Запорожские казаки составляли общество — общину, делившуюся на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой участвовали все казаки. Рада избирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На Запорожской Сечи действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Карались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное. На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке.

Запорожское казачество сыграло выдающуюся роль во всех крупнейших выступлениях народных масс Украины против феодально-крепостнического гнета и национального гнета — в восстаниях под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг), Северина Наливайко (1594-1596 гг), Павлюка и Карпа Скидана ( 1637 г.), Якова Остряницы и Дмитрия Гуни (1638 г.).

Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.

Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками. Не раз казаки угрожали и Стамбулу, неожиданно появляясь на его окраинах и разрушая укрепления (1615, 1621, 1624, 1630 гг.) Главной целью этих походов было не только ослабить военные силы агрессора. Казаки разрушали поместья татарских и турецких феодалов и освобождали невольников. Недаром украинский народ так тепло воспевал казацкие походы в своих исторических песнях и думах.

Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г. За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное. Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости. Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра — г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.

Вместе с тем царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой — постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ??гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков — покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Источник:
Запорожская Сечь
Энциклопедия
[link]http://uateka.com/ru/article/society/heritage/929[/link]

Хортица — колыбель казачества

Войско Запорожское — войско казаков, располагавшееся на острове Хортица и ближних островах этого региона. Остров Хортица был сердцем Запорожской Сечи.

На Днепре, в черте города Запорожье находится самый большой остров на реке, овеянный сонмом легенд и туманом древних историй. Этот остров стал колыбелью для украинского казачества. Речь идет о легендарной Хортице, которая стала сегодня меккой туристической Украины. И не напрасно. Вытянутый на 12, 5 километров в длину остров превратился в великолепный историко-природный заповедник с уникальным ландшафтом, множеством представителей редкой флоры и фауны и просто невероятным количеством достопримечательностей на квадратный километр площади.

Весь остров буквально напичкан историческими памятками, каждая балка, каждый мало-мальски примечательный камень имеют свое название и замысловатую историю. Неподалеку от места прибытия находится балка Генералка, рядом с которой из Днепра вытащили остов деревянного выдолбленного судна, которое плавало по реке еще во времена Киевской Руси . На острове найдено землянки того же периода. Кстати, клады здесь-таки находят причем с завидной периодичностью. Балка Сагайдачного и Великий Луг отдали немало ценностей археологам и частным искателям сокровищ. Да и Днепр ежегодно выбрасывает что-то на островной берег. Неподалеку от балки находится стоящая особняком скала, которую называют Дурная. По преданию, здесь наказывали провинившихся казаков, здесь же казнил примкнувших к предателю-Мазепе Петр І.

Осмотр острова Хортицы лучше начинать с ее северного края. Прямо на берегу возвышаются три внушительных столба: Диван, Средний и Наклонный. Диван действительно похож на мебель, по легенде здесь отдыхала Екатерина Великая, когда ехала в Херсон. На Среднем столбе находится естественное овальное углубление, которое называется «казацкая миска». По легенде, в жаркие дни, когда камень раскалялся, казаки варили в этой миске галушки и почему-то кормили ими друг друга огромными ложками через столб.

Чуть дальше установлен памятный знак на месте, где князь Святослав принял смерть от руки половцев. По легенде, он возвращался из очередного победоносного похода, и отпустил войска вперед, а сам с четырьмя дружинниками решил заночевать на Хортице. Здесь их ночью и вырезали залетные гастролеры-кочевники с целью грабежа. Потом, говорят, вождь печенегов сделал себе кубок из черепа князя Святослава, однако скорее всего — это просто легенда.

Очень интересно урочище Протолче. Здесь восстановлен мемориальный комплекс и создан туристический маршрут по миру язычников: вам покажут языческое капище и проведут древние языческие обряды, обладающие почти видимой энергетикой. Кстати, здесь же, в урочище, находятся артезианские скважины, откуда берут воду для изготовления знаменитой водки «Хортиця».

И конечно, сама по себе Сечь стоит самого пристального внимания. Началось строительство восстановленной Сечи в 2004 году. За это время здесь возведен деревянный храм, курени, масса вспомогательных построек. Здесь же находится музей запорожского казачества, где представлена великолепная коллекция оружия наших отважных предков. Все постройки в комплексе Сечи обставлены экспозициями из настоящих предметов старины. От Сечи открывается неповторимый вид на огромную Днепровскую ГЭС. Восстановленный комплекс Запорожской Сечи привлекает внимание не только туристов, но и кинематографистов. В частности многие сцены знаменитого фильма «Тарас Бульба» режиссер Владимир Бортко снимал именно здесь.

Кроме досужих туристов, на Хортице почти в любое время можно увидеть альпинистов. Основная их тренировочная база — 59-метровый курган, самая высокая точка острова. Кроме того, здесь есть целая гряда невысоких (до 15 метров), но отвесных скал, через которые проложены маршруты разной сложности. Интересные места для туристов и альпинистов представляют также и пещерные города Крыма, где скалы крутые и виды с вершин Крымских гор прекрасен.

История казаческих походов, языческие капища, скифские поселения, бесконечные легенды и настоящие факты, которые порой оказываются интереснее мифов, бесконечно прекрасная природа и изумительные виды с каменистых береговых скал — разве всего этого не достаточно, чтобы приехать на Хортицу?

Источник:
Хортица — колыбель казачества
Хортица Запорожье, остров Хортица туризм по историческим местам, Запорожская Сечь Хортица где жили Запорожские казаки, Запорожское Войско на Хортице, как проехать на Хортицу, где находится Хортица, что интересного на Хортице,
[link]http://grand-ukraine.com.ua/articles/hortitsa_-_kolybel_kazachestva.phtml[/link]

CATEGORIES