Пенитенциарная психология

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

для высшего образования отрасли В — 380000 — "Право"

направления В — 380200 — "Правоохранительная деятельность"

специальности М — 2380207 — Деятельность учреждений по исполнению наказаний

Программу подготовили: кандидат психологических наук Агзамова Е.Ю.; начальник ЛМиИТ Асямов С.В.

Основной целю преподавания дисциплины является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при осуществлении деятельности по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими преступлений. Эта цель достигается посредством решения следующих основных задач:

1. Формирование представлений о психологических основах повышения эффективности служебной деятельности сотрудников учреждений по исполнению наказания.

2. Формирование знаний о психологии осужденных, о социально-психологических явлениях среди осужденных.

3. Совершенствование навыков использования психологических методов изучения личности и групп осужденных, разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе осуществления служебной деятельности.

4. Развитие умений по использованию психологических методов воздействия на осужденных.

1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам

Слушатели должны овладеть знаниями о психологических и социально-психологических явлениях возникающих в процессе исправления осужденных, о психологических особенностях деятельности по исполнению наказаний и личности сотрудника, о психологических аспектах применения основных средств исправления осужденных и психологических механизмах поведения лиц, отбывающих наказание.

Слушатели должны приобрести умения грамотно использовать психологические знания в работе с осужденными к различным видам наказаний, в целях формирования у них правопослушного поведения отношения закону и праву, оказывать на них правомерное психологическое воздействие; распознавать и выделять психологическое в жизни и деятельности человека; использовать социально-психологические знания в оценке событий, возникающих в среде осужденных; применять отдельные методы визуальной психодиагностики в деятельности по исполнению наказаний.

Слушатели должны овладеть навыками: психологического анализа складывающихся отношений и тенденций взаимоотношений среди осужденных, профессиональной ориентации и использования психологических знаний и умений в ситуациях, требующих оценки мотивации деятельности человека, проявления криминальных наклонностей среди осужденных и диагностики их исправимости; выделения предпосылок и симптомов противодействия исправительно-трудовым воздействиям, а также выявления, факторов сдерживающих и мешающих процессу исправления.

1.3. Связь с другими дисциплинами учебного плана.

Курс тесно связан с такими дисциплинами учебного плана, как: философия права; права человека и деятельность ОВД; уголовно-исполнительная политика в деятельности учреждений по исполнению наказаний; организация деятельности пенитенциарной системы; профилактика правонарушений в учреждениях по исполнению наказаний; педагогика; педагогическая психология; педагогическая технология и педагогическая культура.

1.4. Новые технологии в преподавании дисциплины.

Использование психологического тренинга, современных методов психодиагностики. Применение компьютерной техники, наряду с другими методами активного обучения (дискуссия, проблемное обучение, деловые и ролевые игры).

1.5. Семестры и методические указания по изучению курса

Курс изучается в 1 и 2 семестрах первого года обучения в магистратуре. При изучении курса основным методическим пособием для слушателей является настоящая программа.

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию.

На лекциях слушателям раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Цель практических занятий состоит в том, чтобы опытным путем продемонстрировать слушателям некоторые закономерности психики, дать цикл упражнений, тестов и психологических задач, развивающих профессиональную наблюдательность, сообразительность, общительность, умения мыслить логически, необходимых в целях исправления осужденных.

Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией. Оно преследует цель развития творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.

1.6. Общий и по видам учебных работ объем.

В соответствии с типовым учебным планом для изучения дисциплины "Пенитенциарная психология" выделяется 80 часов учебного времени. Из них на аудиторные занятия отводится 54 часа (включая 22 часа, предусмотренные для самообразования) и 26 часов отводится на внеаудиторные занятия в форме самостоятельной работы слушателей.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Пенитенциарная психология, ее предмет, задачи место в системе наук.

Предмет пенитенциарной психологии. Структура пенитенциарной психологии. Место пенитенциарной психологии в системе юридической психологии. Связь пенитенциарной психологии с юридическими и психолого-педагогическими дисциплинами.

Возникновение и основные этапы развития пенитенциарно-психологических взглядов.

Теоретические и практические задачи современной пенитенциарной психологии. Комплексный характер задач пенитенциарной психологии. Значение пенитенциарной психологии для теории и практики исправления осужденных.

Принципы и методы пенитенциарной психологии.

Гуманизация уголовно-исполнительной политики и проблемы пенитенциарной психологии в современных условиях.

Тема 2. Психологическая характеристика личности осужденного

Общая характеристика личности и ее социальной природы.

Основные психологические концепции отклоняющегося поведения. Понятие нормы и нормотипа личности. Психологическая характеристика отклоняющегося поведения. Виды отклонений в поведении.

Психологическая типология личностей осужденных.

Познавательные процессы у осужденных. Влияние условий отбывания наказания на познавательную деятельность осужденных.

Эмоции, чувства и их проявление у осужденных. Основные направления воздействия на эмоциональную сферу осужденных.

Воля и ее воспитание у осужденных. Отклонения в волевой сфере личности и причины их вызывающие.

Направленность личности осужденного. Характеристика мотивов поведения осужденных. Формирование общественно значимых мотивов у осужденных.

Изучение и оценка темперамента осужденных. Учет особенностей темперамента в работе с осужденными. Учет характерологических особенностей в организации индивидуальной работы с осужденными.

Тема 3. Психологические особенности различных категорий осужденных.

Психологические особенности осужденных, обусловленные их возрастом и полом. Понятие о возрастных и индивидуальных различиях осужденных.

Психологические особенности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях. Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Особенности применения средств воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Психологические особенности молодежного, зрелого, пожилого и старческого возраста.

Психологические особенности осужденных-женщин. Особенности женской преступности. Учет особенностей личности осужденных-женщин при организации воздействия на них.

Психологическая характеристика лиц, впервые осужденных к лишению свободы. Психологические особенности исправления осужденных в колониях общего режима. Психологическая характеристика лиц ранее судимых. Психологические особенности исправления осужденных в колониях строгого режима.

Психологическая характеристика личности особо опасных рецидивистов. Психологические особенности работы с осужденными в колониях особого режима.

Тема 4. Психологии групп осужденных

Понятие о группах осужденных. Проблемы групп осужденных. Процесс становления и формирования групп осужденных.

Социально-психологическая характеристика процесса формирования группы осужденных и основные направления их деятельности. Психологические особенности воздействия администрации на группы осужденных, объем и границы данного воздействия.

Система и особенности взаимоотношений осужденных в группе. Виды этих отношений и их характеристика. Психологические причины дифференциации осужденных.

Малые группы осужденных. Социально-психологические процессы и явления, возникающие в малых группах осужденных, их регулирование со стороны администрации. Лидерство в малых группах.

Тема 5. Социально-психологические явления в контактных общностях осужденных

Общение и взаимодействие в среде осужденных, их социально-психологическая характеристика. Функции социально-психологических явлений, возникающих в контактных общностях осужденных. Общее и специфическое в социально-психологических явлениях, возникающих в различных контактных общностях осужденных.

Групповое мнение, механизмы его формирования. Понятие о групповом настроении, управление групповым настроением осужденных. Психологическая характеристика норм, традиций, обычаев в среде осужденных. Преодоление отрицательных традиций и обычаев в условиях лишения свободы. Психологические особенности групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства в группах осужденных.

Тема 6. Конфликты в группах осужденных и психологические предпосылки их разрешения

Основы конфликтологии в пенитенциарной системе. Понятие и виды конфликтов.

Причины и структура конфликтов в группах осужденных. Динамика и функции конфликта. Типичные конфликтные ситуации в среде осужденных.

Социально-психологическая характеристика механизмов поведения осужденных в конфликтной ситуации. Основные психические состояния конфликтующих сторон.

Социально-психологические условия предупреждения и преодоления конфликтов в среде осужденных. Прогнозирование, диагностика, профилактика возникновения конфликтов. Основные психологические средства разрешения конфликтных ситуаций в среде осужденных. Психологические приемы пресечения конфликтов осужденных.

Тема 7. Социально-психологическая характеристика основных средств исправления осужденных.

Психологическая характеристика процесса исправления осужденных.

Понятие режима и его психологическая сущность. Функции режима и их психологическое значение. Психологическое воздействие на осужденного изменением условий его содержания. Психологические условия действенности изменения условий содержания. Психологические условия эффективности воздействия на осужденных.

Труд осужденных и его функции. Социально-психологическая характеристика условий и характера трудовой деятельности осужденных. Содержание и структура мотивов трудовой деятельности осужденных. Психология трудового воспитания осужденных. Психологическая подготовка к труду. Психологические вопросы материального и морального стимулирования трудовой деятельности осужденных.

Психологические основы организации воспитательной работы с осужденными. Психологические условия эффективности воспитательного воздействия на осужденных. Формирование у осужденных установки на исправление. Учет индивидуально-психологических особенностей осужденных при проведении воспитательной работы.

Психологические особенности образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.

Тема 8. Психологическая подготовка и адаптация осужденных к жизни в новых условиях.

Понятие психологической подготовки. Сущность и значение психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.

Содержание, основные компоненты и функции психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.

Виды психологической подготовки осужденных и их характеристика. Средства и методы психологической подготовки.

Психологическая подготовка осужденных к отбыванию наказания и к жизни после освобождения из мест лишения свободы.

Понятие и виды социальной и социально-психологической адаптации осужденных. Физиологические и психологические механизмы адаптации. Психологическая характеристика процесса адаптации осужденных к условиям лишения свободы.

Понятие о социальной реадаптации к условиям жизни на свободе. Психологические особенности работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Управление процессами адаптации и реадаптации осужденных.

Тема 9. Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний.

Деятельность по исполнению наказаний как объект психологического анализа. Понятие и психологическая структура деятельности по исполнению наказаний. Психологическое содержание процесса исправления осужденных. Мотивы и цели деятельности. Объекты и субъекты деятельности по исполнению наказаний. Условия деятельности по исполнению наказаний. Психологические особенности деятельности сотрудников учреждений исполняющих наказания в виде исправительных работ и лишения свободы.

Психологическое аспекты соблюдения законных прав и интересов осужденных в процессе исполнения наказания. Наличие властных полномочий и правовая регламентация деятельности по исправлению осужденных. Отрицательная эмоциональная окраска и стрессовый характер деятельности. Роль познавательной сфере личности в деятельности по исполнению наказаний.

Психологическая характеристика методов воздействия на осужденных в целях исправления. Особенности взаимодействия и общения сотрудников учреждений, исполняющих наказание с осужденными.

Тема 10. Психология личности сотрудника учреждения по исполнению наказания.

Психологическая характеристика личности сотрудника учреждения по исполнению наказания. Направленность и мотивы деятельности сотрудника. Характеристика основных профессионально-значимых качеств личности сотрудника. Требования к личности и профессиональным качествам сотрудника в современных условиях. Преодоление отрицательных психических состояний и предупреждение профессиональной деформации. Психологическая подготовка и психологическая устойчивость сотрудника.

Педагогические способности сотрудника учреждения по исполнению наказания. Проблемы профессионально — психологического отбора и психолого-педагогической подготовки.

Тема 11. Психологическая характеристика процесса управления деятельностью учреждений по исполнению наказания.

Вопросы социальной психологии в деятельности учреждений по исполнению наказания. Понятие коллектива сотрудников учреждений по исполнению наказаний, его структура и функции. Система и особенности взаимоотношений в коллективе сотрудников. Психология взаимоотношений в коллективах сотрудников. Морально психологический климат и его влияние на эффективность деятельности учреждений по исполнению наказания. Стиль руководства коллективом и психологические проблемы повышения эффективности деятельности учреждений по исполнению наказания.

Психологическая характеристика управления деятельностью учреждений по исполнению наказания. Своеобразие условий управленческой деятельности. Психологический анализ функций и особенностей управленческой деятельности. Психологические аспекты принятия оптимальных управленческих решений.

Психологические аспекты подбора, изучения и расстановки кадров.

Психологические проблемы совершенствования процесса управления процессом исправления осужденных.

2.2. Примерный перечень тем практических занятий

Проведение практических занятий предусматривается по следующим темам курса.

Психологическая характеристика личности осужденного.

Психология групп осужденных.

Психология личности сотрудника учреждений по исполнению наказания.

2.3. Примерный перечень лабораторных работ

2.4. Примерный перечень тем курсовых проектов (работ)

2.5 Содержание самообразования

Содержание самообразования определяется подготовкой слушателей к обсуждению следующих проблемных вопросов:

2.6. Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается в развитии умений слушателей работать с первоисточниками психологической литературы, самостоятельного использования психологических методов изучения личности и групп, в подготовке рефератов по одной из тем приведенного ниже перечня.

Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, умения решать психологические задачи и рефераты, представленные слушателями на кафедру.

Примерный перечень рефератов

3. Информационно- методическое обеспечение

Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент, 1992.

Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1998.

Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. — М.,1974.

Дулов А.В. Судебная психология. — Минск, 1975.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1996.

Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1985.

Исправительно-трудовая педагогика. — М., 1978.

Ковалев А.Г. Психологические основы исправления осужденных. — М., 1968.

Коновалова В.Е. Правовая психология. — Харьков, 1990.

Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Свердловск, 1986.

Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. — Казань, 1980.

Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. — М.,1991.

Юридическая психология. — М.,1994.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 2000.

3.2 Дополнительная литература

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1998.

Доновский С.Л. и др. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. — М.,1982.

Ениколопов С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников. — М., 1984.

Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. — М., 1988.

Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. — М.,1992.

Платонов К.К. Терминологический минимум по курсу исправительно-трудовой психологии. — Рязань, 1982.

Проблемы психологии осужденных к лишению свободы. — Рязань, 1984.

Самовичев Е.Г. Убийство: психологические аспекты преступления и наказания. — М., 1983.

Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. — Харьков, 1990.

Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. — М., 1992.

Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. — Минск, 1989.

3.3 Информационно-технические средства

При проведении занятий используются возможности учебного телевидения, средства видеопроекции, компьютерная техника, схемы, слайды, плакаты, учебные фильмы, программное обеспечение для ЭВМ по пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология

Глава 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии

1.1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии

Будучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой достаточно выраженный предмет изучения.

Предметом пенитенциарной психологии является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания.

Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления.

Осужденные — люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности — первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи:

— исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);

— исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;

— изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;

— разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;

— изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);

— научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии. Исходя только из одного перечня задач, стоящих перед пенитенциарной психологией, можно сделать вывод об актуальности и огромном практическом значении вопросов, на которые она призвана дать ответы. А количество вопросов все возрастает. Их ставит перед пенитенциарной наукой, в том числе и перед пенитенциарной психологией, сама жизнь.

При изучении разнообразных психологических явлений, фактов важно учитывать как общие, так и специфические методологические принципы.

1.2. Общие и специфические принципы пенитенциарной психологии

Пенитенциарная психология может успешно решать свои задачи при условии строгого следования методологическим принципам. Под методологией любой науки, как известно, понимается внутренняя логика развития, принципы, которых наука должна придерживаться. Исторический и диалектический материализм, их ведущие принципы являются методологической основой пенитенциарной психологии.

Методологические принципы пенитенциарной психологии подразделяются на общие и специфические. К общим принципам относятся:

принцип детерминизма (причинной обусловленности психических явлений, образований);

принцип психического отражения (рефлекторность психической деятельности, ее активность);

принцип историзма и социальной обусловленности психики человека — раскрывает социальные истоки формирования личности, требует при анализе преступного поведения осужденного в прошлом учитывать, на каком этапе развития личности оно сформировалось, основные факторы, этому способствовавшие;

принцип развития — говорит о том, что нет ничего вечного, неизменного, застывшего, все находится в движении, следовательно, подлежит изменению и сознание осужденного, а вот в каком направлении — это во многом зависит от воспитателя осужденных, условий отбывания наказания;

принцип личностного подхода — подразумевает не только неповторимость каждой личности, но и необходимость применения индивидуального подхода, целостного восприятия личности;

принцип единства деятельности, сознания и личности — говорит о том, что сознание человека, определяя деятельность, само развивается в деятельности, преображается в ней, определяя новое качество личности.

Специфические принципы тесно связаны с общими, вытекают из них. К ним относятся:

принцип исправимости (теоретически нет неисправимых осужденных, поскольку все они обладают сознанием);

принцип соответствия целей исправления потребностям общества и личности осужденного;

— принцип социализации и гуманизации;

— принцип целостности процесса исправления личности осужденного (одновременно искореняются негативные и формируются положительные качества личности);

принцип индивидуального подхода (учет возрастных, половых и иных индивидуальных особенностей осужденных).

1.3. Связь пенитенциарной психологии с другими науками и учебными дисциплинами

Пенитенциарная психология развивается успешно благодаря ее тесному взаимодействию с другими науками. В. Ф. Пирожков, один из соавторов учебника «Исправительно-трудовая психология», все связи пенитенциарной психологии подразделяет на пять групп.

К первой группе он относит связь пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками — в первую очередь с материалистической философией и физиологией. Материалистическая философия является для пенитенциарной психологии методологической основой, то есть определяет основные направления ее развития. Условно-рефлекторная теория И. П. Павлова является для пенитенциарной психологии естественно-научной основой, научно доказывающей исправимость осужденных в силу гибкости и пластичности нервной системы человека.

Ко второй группе относится связь пенитенциарной психологии с другими психологическими дисциплинами: общей психологией, социальной психологией, психологией труда и т. д. Пенитенциарная психология широко использует достижения этих отраслей психологии.

Третью группу составляет родство пенитенциарной психологии с правовыми науками, прежде всего с уголовно-исполнительным правом и криминологией. Уголовно-исполнительное право во многом определяет предмет и задачи пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология в свою очередь обеспечивает уголовно-исполнительное право научными сведениями и рекомендациями, способствуя тем самым развитию уголовно-исполнительного права.

Четвертая группа — связь между пенитенциарной психологией, педагогикой и организацией труда осужденных и экономикой ИУ. В чем же она заключается? Пенитенциарная психология черпает сведения о проявлениях личности из пенитенциарной педагогики. Пенитенциарная психология должна давать для разработки приемов и методов, используемых в пенитенциарной педагогике, необходимую информацию о психической деятельности человека и групп людей в связи с изменениями, происходящими в обществе, в общности осужденных.

И, наконец, пятая группа — связи пенитенциарной психологии с уголовной статистикой, математикой и особенно с математическими методами обработки материала.

Таковы взаимообогащающие связи пенитенциарной психологии и целого ряда наук и научных дисциплин.

Пенитенциарная психология

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Пенитенциарная психология» в других словарях:

Психология и право — (журнал) Специализация: проблемы юридической психологии и не только Периодичность: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… … Юридический словарь

психология юридическая — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… … Большой юридический словарь

ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) — (англ. correctional psychology) отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт). П. и.… … Большая психологическая энциклопедия

Пенитенциарная психотерапия за рубежом — После 1940 х годов появился ряд работ психологов бывших узников фашистских концлагерей. В. Франкл, говоря о психотерапии в концлагере, подчеркивает, что ее возможности были крайне ограничены. Приходилось заботиться о предотвращении самоубийств. С … Энциклопедия современной юридической психологии

Разборка пенитенциарная — Неформальный институт (порожденный криминальной субкультурой) следствия, суда и органа, исполняющего наказание в отношении лиц и преступных групп, нарушивших «уголовные законы и традиции». Следует различать «сходки» как съезд преступников,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Невербальное поведение осужденных — Как вид криминального общения, связано с особенностями тайного общения условными звуковыми и визуальными сигналами (жесты, позы) (А.Н. Сухов, 1987; Ю.А. Алферов, 1985; В.Ф. Пирожков, 1990). Установлено, что у осужденных от 60 до 80 % информации… … Энциклопедия современной юридической психологии

Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… … Педагогический терминологический словарь

Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи

Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи

Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например, человека изучают философия, социология, медицина, психология, антропология, педагогика и другие науки. Но каждая из них в человеке исследует “свои” закономерности, что и составляет предмет данной науки и определяет ее отличие от других. Объектом пенитенциарной психологии является не человек вообще, а люди определенной группы: правонарушители, отбывающие наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования исправительно-трудовой (пенитенциарной) психологии.

2) Данное определение предмета направлено против попыток сужения проблем пенитенциарной психологии до рамок лишь психологии перевоспитания осужденных к одному виду наказания – к лишению свободы. При таком подходе за рамками предмета данной науки оказываются психологические проблемы, связанные с исполнением других видов уголовных наказаний и исправлением и перевоспитанием осужденных к высылке, исправительным работам и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к производительному труду.

3) Для пенитенциарной психологии недостаточно изучения психической деятельности лишь осужденного, хотя это и является ее важной задачей. Она призвана изучать и психическую деятельность тех людей, которые исправляют и перевоспитывают осужденных, исполняют уголовные наказания. Как воспитание, так и перевоспитание людей осуществляется в процессе взаимодействия, общения воспитателей и воспитуемых. Общение – двухсторонний процесс. Поэтому для пенитенциарной психологии важно изучать не только личность осужденного и личность воспитателя, но и их взаимодействие, тем более, что здесь, как нигде, возникают проблемы нейтрализации отрицательного влияния осужденных на воспитателей, формирования у последних невосприимчивости к влиянию осужденных, постоянного совершенствования моральных качеств личности.

Все это говорит о том, что пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т.е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

С определением предмета тесно связана проблема наименования данной отрасли науки. Некоторые авторы именовали и именуют эту отрасль психологии “пенитенциарной психологией”, или “тюремной психологией”, подчеркивая тем самым карательные и только карательные цели уголовного наказания[4]. Более правильно к этой проблеме подходит А.Р.Ратинов, который именует данную отрасль “исправительной психологией”[5].

Исправительная (пенитенциарная – от лат. “poenitentiarius” – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Существуют стыки и взаимосвязи пенитенциарной психологии с другими науками, как психологическими, так и не психологическими. Все эти связи можно разбить на 5 групп:

1) взаимосвязь пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками, составляющими ее методологическую, теоретическую и естественно-научную основу. Методологической основой пенитенциарной психологии является философия. Касаясь значения учения о высшей нервной деятельности в деле исправления и перевоспитания осужденных, следует отметить, что работнику ИТУ и юристу, интересующимся пенитенциарной психологией, необходимо разбираться в учении И.П.Павлова, глубоко усвоив, что рефлекторная теория психики как естественно-научный фундамент пенитенциарной психологии имеет непосредственно практическое значение. Возможность исправления правонарушителей обосновывается учением И.П.Павлова об условнорефлекторной природе психики и пластичности нервной системы.

Не зная учения о высшей нервной деятельности, нельзя разобраться во всех тонкостях психики человека. Уместно напомнить слова В.Г.Белинского: «Психология, не опирающаяся на физиологию, также не состоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии»[6].

2) взаимосвязь пенитенциарной психологии с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и др.

Пенитенциарная психология пользуется учением о психологии личности, разработанным в общей и социальной психологии, данными об усвоении знаний, навыков и умений, накопленными в педагогической психологии. Из социальной психологии пенитенциарная психология заимствует обобщения и выводы о взаимоотношениях в коллективе и группе, о механизмах формирования групповых настроений, структуре и общих путях формирования общественного мнения и т.д.

Данные психологии труда о закономерностях формирования двигательных навыков, динамике трудового процесса и психологических факторах повышения производительности труда осужденных и воспитанию у них трудолюбия. Этому же способствует и инженерная психология, дающая сведения о путях реконструкции производства ИТУ с учетом данных о психике человека. Исправлению и перевоспитанию осужденных способствуют также и психология искусства, раскрывающая механизмы влияния эстетических ценностей на развитие личности человека, и медицинская психология, обосновывающая тактику взаимоотношений врача с душевнобольными осужденными, а также приемы воздействия на лиц с неполноценной психикой и т.п.

Все отрасли юридической психологии имеют один общий объект – личность правонарушителя, но на разных стадиях борьбы с преступностью. Поэтому важно разграничить по предмету и задачам исследования пенитенциарную психологию и другие отрасли юридической психологии как самостоятельные науки.

3) взаимосвязь пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.

Наука исправительно-трудового права является теоретико-правовой основой исправительно-трудовой психологии и во многом определяет ее предмет и задачи как самостоятельной отрасли психологической науки. В свою очередь пенитенциарная психология обеспечивает рекомендациями уже сложившуюся практику исполнения уголовного наказания и перевоспитания осужденных, обоснованную наукой исправительно-трудового права.

В изучении психологии личности осужденного богатый материал пенитенциарной психологии поставляет криминология, изучающая причины преступности и разрабатывающая меры по ее предупреждению. Криминологическое и психологическое исследования личности осужденного имеют много стыков и полей взаимодействия.

Пенитенциарная психология, не подменяя других наук, исследует различные психологические аспекты деятельности органов, исполняющих наказание, — педагогической, экономической, управленческой и т.п.

4) взаимосвязь пенитенциарной психологии с пенитенциарной педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой ИТУ, наукой управления ИТУ.

Пенитенциарная психология, с одной стороны, «питается» данными, полученными от исправительно-трудовой педагогики, изучающей закономерности педагогического процесса, принципы, методы и формы воспитательной работы с осужденными. С другой стороны, пенитенциарная психология, исследуя психологию личности осужденного и психологию личности воспитателя, психологию групп и коллективов осужденных, позволяет исправительно-трудовой педагогике более правильно построить педагогический процесс исправления и перевоспитания осужденных. Вместе с тем исправительно-трудовая педагогика использует данные и педагогической психологии.

Исследование психологических проблем трудового обучения и воспитания осужденных невозможно без учета особенностей организации труда на предприятиях ИТУ, проблем, связанных с необходимостью экономического обучения не только сотрудников, но и осужденных. Нужные для этого исходные экономические и организационно-технические сведения пенитенциарной психологии поставляет наука – организация труда осужденных и экономика ИТУ.

Пенитенциарная психология тесно связана с психологией управления и наукой управления.

Если учесть, что у осужденных встречаются психические и нервные заболевания и отклонения, то ясна связь между пенитенциарной психологией и психиатрией, невропатологией, которые исследуют патологические, психические и нервные отклонения и определяют средства лечения больных людей.

5) взаимосвязь пенитенциарной психологии с, казалось бы, далекими от нее науками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно с математическими методами обработки материала[7].

Перспективными для пенитенциарной психологии являются ее связи с кибернетикой. Они вытекают из назначения кибернетики изучать сложные явления природы и общества для решения выдвигаемых человеком задач самым выгодным путем. Многие психические процессы и свойства личности могут быть более детально изучены на кибернетических моделях и с помощью кибернетических методов.

Исследования пенитенциарной психологии имеют два тесно связанных друг с другом, но все же разных аспекта: индивидуально-психологический и социально-психологический. Ее важнейшими задачами являются:

1) исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи пенитенциарной психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей. У многих преступников, особенно рецидивистов, как правило, свой взгляд на мир, своя жизненная «философия». Преступник отличается также и тем, что его потребности в большей или меньшей мере извращены, у него преобладают низменные материальные потребности, низкий уровень интеллектуального развития и другие особенности.

Воспитателю ИТУ необходимо знать как общие закономерности, присущие психике всех людей, так и их соотношение со специфическими особенностями, обусловленными обстоятельствами жизни и деятельности осужденных. Только изучив закономерности возникновения отклонений в морально-психической сфере личности, выяснив причины ее деморализации и приобретения ею черт криминального типа, можно определить условия и пути перевоспитания осужденного.

2) исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т.е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания. С этой целью исследуется влияние на сознание осужденного, например, таких факторов, как:

— установленный в ИТУ режим и средства его обеспечения (охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самостоятельных организаций, меры взысканий и поощрений и т.п.),

— необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей,

— особенности и трудности быта,

— моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей.

В отношении отбывающих исправительные работы, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к производительному труду исследуется влияние паспортных и режимных ограничений, моральное и психологическое воздействие уголовного наказания, а также условий жизни, быта и труда осужденных к данным видам наказаний (морально-психологическая атмосфера в трудовом коллективе, семье, ближайшем окружении и т.п.) на их исправление и перевоспитание.

3) изучение особенностей психических состояний осужденных, вызванных сознанием вины или убеждением в несправедливости приговора. Без знания этих особенностей и отношения к наказанию нельзя проводить работу по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и к другим видам уголовных наказаний.

Результаты такого изучения помогают обосновать пути наиболее эффективного использования морально осуждающего, порицающего и позорящего свойства наказания в интересах частного предупреждения, создания душевного перелома и положительной психологической перестройки осужденного, являющихся необходимыми условиями исправления и перевоспитания, а также эффективного использования общепредупредительного, предостерегающего воздействия наказания в отношении лиц, склонных к совершению преступлений.

Большое специальное и общепредупредительное значение имеет моральное и психологическое воздействие на осужденного всего комплекса условий жизни и быта места лишения свободы. Речь идет о морально-психологической атмосфере (психологическом климате) в данном ИТУ. Значение психологического воздействия на осужденного конкретной тюрьмы или колонии трудно переоценить, т.к. предупредительными свойствами обладают и месторасположение колонии (в каком районе страны, на каком месте), ее планировка, внешний вид построек и тюремных атрибутов (ограждение, средства охраны и т.д.), а так5же взаимоотношения администрации места лишения свободы с осужденными и т.п. Воздействие морально-психологической атмосферы ИТУ на психику осужденных нельзя проанализировать посредством правовых установлений. Это – задача исправительно-трудовой психологии

4) изучение особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовывать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых:

— из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в ИТУ различных видов;

— из ИТУ одного режима в ИТУ другого режима (по принципу прогрессивной системы);

— из воспитательно-трудовой колонии по достижении совершеннолетия в колонии для взрослых;

— в связи с освобождением из мест лишения свободы по истечении срока наказания досрочно или условно-досрочно.

5) разработка психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Социально-психологическая характеристика этих средств дает возможность глубже понять:

-особенности формирования моральных и психологических качеств у осужденных, прежде всего чувства общественного долга и ответственности как мотивов деятельности, способных удержать их от совершения новых преступлений;

-психологический механизм переубеждения и изменения направленности личности как центральной проблемы исправления и перевоспитания осужденных, механизм образования положительных привычек, необходимых в общественно полезной деятельности человека, ценностную ориентацию преступника.

Например, знание психологии труда и проявлений личности осужденного в труде позволяет правильно руководить адаптацией осужденных к трудовой деятельности, что имеет особенно большое значение для лиц, никогда не занимавшихся общественно полезным трудом, намечать и осуществлять наиболее эффективные пути формирования положительных мотивов труда, воспитывать у осужденных такие качества, как трудолюбие и добросовестность.

Знание психологических основ организации и проведения воспитательной работы с осужденными позволяет более эффективно организовывать эту работу, психологически обосновывать применение различных методов в воспитании, учитывать внутреннюю позицию осужденного при оказании на него воспитательных действий и не допускать возникновения психологического барьера между осужденным и воспитателем.

6) исследование психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ. Сюда входят процессы адаптации человека к условиям свободы, семье, новым условиям труда, психологическое влияние административного надзора и общественного наблюдения за освобожденными и т.д.

7) изучение особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними. Проводимая на основе такого изучения психологическая классификация осужденных (круг критериев не ограничивается названными) позволит психологически обосновать виды режима для отдельных категорий и групп преступников, дифференцированно и индивидуализированно исполнять наказания и осуществлять исправительно-трудовое воздействие.

8) изучение явления самоисправления, самовоспитания правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо исследовать и обосновать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

9) исследование социально-психологических проблем, связанных с исполнением уголовного наказания и исправлением осужденных. Одной из них является психология групп и коллективов осужденных. Сюда входит исследование групповых и коллективных взаимоотношений и настроений, закономерностей формирования неофициальных групп, изучение общественного и группового мнения, традиций, конфликтов и их влияния на личность. На основе такого изучения должны быть обоснованы психологические пути и средства борьбы с массовидными отрицательными психологическими явлениями среди осужденных:

— с отрицательными малыми группами и преступными группировками,

— традициями преступного мира;

— двойной жизнью в коллективе;

— с воровской ухищренностью и т.п.

10) социально-психологический анализ деятельности работников пенитенциарной системы и их психологическая подготовка к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.

Воспитатели ИТУ не работают в одиночку. Сила их влияния на осужденных во многом зависит от коллектива воспитателей, традиций и настроений. Поэтом пенитенциарная психология должна исследовать психологические особенности педагогического коллектива ИТУ и пути формирования личности воспитателя в данном коллективе, а также психологические проблемы руководства педагогическим коллективом ИТУ.

11) исследование психологических условий эффективности влияния складывающихся взаимоотношений на исправление и перевоспитание осужденных, а также путей и способов воспитания у сотрудников ИТУ и личного состава войсковых подразделений невосприимчивости к отрицательным влияниям преступной среды (проблема профессиональной деформации тюремных работников).

12) научный анализ и использование передовых взглядов современной зарубежной пенитенциарной психологии.

Источники:
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методические материалы по юридической психологии
http://yurpsy.com/files/ucheb/prog/6.htm
Пенитенциарная психология
Глава 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии 1.1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии Будучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой
http://yurpsy.com/files/ucheb/penit/01.htm
Пенитенциарная психология
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 . Смотреть что такое «Пенитенциарная психология» в других словарях: Психология и право
https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2410/%d0%9f%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f
Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи
Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи
http://yurotdel.com/ucheba/penitenciarnaya-psihologiya-kak-nauka-ee-predmet-i-zadachi.html

CATEGORIES