Педагогика одаренные дети

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Одаренные дети — дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется статистически. Согласно закону распределения случайных величин Гаусса-Лапласа, чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. Процент отклонений, как в сторону одаренности, так и в сторону отсталости, константен и определяется числом явно выраженных отклонений. В психологии и педагогике, кроме одаренных, принято выделять и категорию высокоодаренных детей [14; 39].

Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании — «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин — «детская одаренность» [10; 287].

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. [1; 121].

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности [17; 11].

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Почти 2/3 одаренных детей — это первенцы, имеющих папу старше тридцати шести лет и маму старше тридцати и среди всех одаренных детей больше мальчиков, чем девочек.

Если взять интеллект мальчиков и девочек, в среднем он обычно одинаковый. Но у девочек более развит вербальный, а у мальчиков пространственный и числовой интеллект. Среди мальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе к середине. Скажем, если мы берем детей особо одаренных в области математики, то на тринадцать мальчиков приходится одна девочка. [16; 2].

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Следует подчеркнуть, что как уровень, так и своеобразие умственного потенциала проявляются у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных изменений. Такова специфика детства: именно в меняющихся возрастных проявлениях интеллекта выступают те собственно индивидуальные, возрастные свойства, которым предстоит укорениться, развиться и эти подлинные признаки одаренности не всегда лежат на поверхности

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те признаки, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание их необходимо для адекватного построения педагогического процесса [2; 113].

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует способы его деятельности. Мотивационный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

В плане психосоциального развития одаренным детям, как правило, свойственны следующие черты:

* сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;

* очень яркое воображение, в котором вымысел и реальность сливаются воедино;

* хорошо развитое чувство юмора (обожают несообразности, игру слов и т.п.);

* попытки решать проблемы «не по зубам»;

* преувеличенные страхи и чрезмерная восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими, т.е. повышенная уязвимость и ранимость;

* всепоглощающее любопытство и разнообразие интересов;

* иногда перебивают взрослых, не дослушивают ответ на заданный вопрос, так как любят самостоятельно «докапываться» до сути [3; 58].

Можно сослаться только на некоторые грани одаренности, о которых часто упоминают исследователи. Замечено, что очень часто одаренные дети в младенчестве больше бодрствуют, чем спят. А вот навыки тонкой моторики, ручной работы у одаренных детей могут быть менее развиты в сравнении с познанием. Это важно учитывать, так как неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению, проявляемому со стороны взрослых, и росту зависимости поведения ребенка [6; 33].

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

· Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

· Широта проявлений в различных видах деятельности.

· Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации.

К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности».

Таблица 1. Основные виды деятельности и соответствующие им виды одаренности

Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность

Интеллектуальная одаренность различных видов

Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность

Лидерская одаренность, то есть способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии

Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям

Классификация видов одаренности по этому критерию является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего личного опыта в выразительных художественных образах.

Особую категорию одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а так же возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примерами ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности. [12; 9].

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Из вышесказанного следует: так как любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения перечисленных нами критериев классификации видов одаренности, то одаренность оказалась многомерным по своему характеру явлением. Это делает необходимым более широкий взгляд на своеобразие одаренности каждого конкретного ребенка.

Детская одаренность как педагогическая проблема

Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности.

Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

Детская одаренность как педагогическая проблема.

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Главная цель образования раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

1. Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности

В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

— Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение. Это явление получило наименование «направленность личности».

Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме, и выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов, в каких либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

2. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет). Часто за одаренность до­школьника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, разли­чать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компо­нентов: познавательной активности, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, про­дуктивные виды деятельности), в которых ребенок может реа­лизовать свои возможности как субъект. В русле данного под­хода одаренный дошкольник — это не тот ребенок, который быстрее переходит к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной степени проживает свой воз­раст.

Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, ко­торыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С.Вы­готский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие. Однако, в более поздних исследованиях (А.В.За­порожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является ис­пользование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наи­более существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справ­ляться со своими непосредственными побуждениями, произ­вольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при реше­нии ребенком самых разных задач происходит переход от на­правленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняе­мого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта примене­ния нового способа, направленность на произвольное и осоз­нанное его построение и использование.

При таком подходе одним из основных вопросов при обсуж­дении проблемы детской одаренности является вопрос о видах способностей ребенка-дошкольника с позиции развития различ­ных способов опосредствования. Специальные исследования по­казали, что можно выделить две основные группы таких спо­собностей.

Первая группа — это способности к наглядному моделиро­ванию, с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действитель­ности. При решении задач на развитие способностей к нагляд­ному моделированию ребенок должен отвлечься от своего от­ношения к реальности, от собственных эмоций и выявить объ­ективные характеристики действительности, применяя су­ществующие в культуре средства, в данном случае — нагляд­ные модели. Например, в задачах на составление плана комнаты для игры в прятанье предметов ребенок должен выявить существенные для решения задачи пространственные отноше­ния между предметами, отвлекаясь от своих непосредственных впечатлений (яркая картинка или новый предмет в помещении групповой комнаты).

Вторая группа способностей — это способности к символи­зации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью су­ществующих в культуре средств (цвет, форма, структура пред­метов, персонажи сказок и т.п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности. Например, в живописи с помощью цвета ребенок проявляет свое собственное осмысление ситуации в символической форме (что для него является злым, добрым, грустным, веселым).

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Дети одаренные

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Значение таких показателей не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Даже самые выдающиеся достижения ребенка не являются залогом будущего таланта. Одаренность или развивается или деградирует.

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике (см. вундеркинд).

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи О.д. нередко называют вундеркиндами. Как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству О.д. присущи особые черты, отличающие их от сверстников. О.д. отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. О.д. в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. О.д. обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к О.д. привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Вместе с тем О.д. приходится сталкиваться со специфическими трудностями. Мн. родители, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способности в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причем акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами. Особый ущерб при этом наносится детской игре — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. При этом оказывается несформированной т.н. личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, одаренный ребенок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка коллективом. В условиях систематического обучения одаренный ребенок может столкнуться с необходимостью целенаправленной умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он еще не имеет. Неудачи могут деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него негативное отношение к учебной деятельности. Отношения с педагогами у О.д. не всегда складываются благополучно. Учителя может раздражать проявление их «чрезмерной» умственной активности. В условиях массового школьного обучения, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О.д. нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев. Раннее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение О.д. строилось на основе специально разработанных программ. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций и пр. не охватывает всего круга О.д. В 1975 создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей. В 1988 разработана программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития О.д. См. также Гениальность, Интеллекта коэффициент (IQ),Исключительные дети, Коэффициент интеллектуальной одаренности,Способности, Фуркация

дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. лит-ре и в обыденной речи О. д. нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder — чудо и Jund — ребенок), подчеркивая тем самым исключительный характер их способностей.

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще, одаренность к иск-ву обнаруживается раньше, чем к наукам; в науках раньше других проявляются способности к математике (почти у всех крупных математиков — до 20 лет). Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем умственного развития (при прочих равных условиях) и качеств, своеобразием умственной деятельности.

В нач. 20 в. Ч. Спирмен выдвинул двух-факторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одаренности и многочисленных факторов спец. способностей. Первый, по Спирмену, является определяющим в структуре способностей человека и находит свое выражение во всем многообразии частных, спец. способностей. Дальнейшая разработка этой теории и результаты ее критики сторонниками многофакторного подхода к интеллекту (Д. Гилфорд, Л. Терстон и др.) привели к тому, что большинство совр. исследователей признает существование общей одаренности, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности.

С нач. 20 в. осн. методом «измерения» одаренности выступают т. н. тесты интеллекта (см. Тесты). Однако многолетний опыт применения тестов интеллекта (в частности, в шк. практике) продемонстрировал, что т. о. фиксируются преим. усвоенные знания и навыки, не обязательно свидетельствующие об уровне способностей. О признаках одаренности невозможно судить лишь на основании результатов стандартизиров. испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

О. д., демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психол. особенностей. Большинству О. д. присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

О. д., как правило, отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиол. исследования показали, что у таких детей повышена биохим. и электрич. активность мозга. Недостаток информации, к-рую можно усвоить и переработать, О. д. воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротич. характера.

О. д. в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

О. д. обычно обладают отличной памятью, к-рая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями (Это, в частности, проявляется и в характерном для О д увлечении коллекционированием)

Чаще всего внимание к О д привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксич конструкциями, а также умение ставить вопросы Многие Оде удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собств понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей

О д также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, к-рая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают неск дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах Сравнительная легкость овладения уч материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии с поставленными перед собой целями

Стремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, нек-рые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание разл. спец. занятий, к-рое не оставляет ребенку ни времени, ни сил на типично дет. «виды деятельности». Особый ущерб наносится дет игре — ведущей деятельности в дошк. возрасте Не будучи включенным в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений При этом оказывается несформированной т и личностная готовность — важный аспект готовности к школьному обучению Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка дет коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном Одаренный ребенок, привыкший с легкостью усваивать и перерабатывать информацию (как правило, именно ту, к-рая его наиб. интересует), в условиях систематич.организованного шк. обучения может столкнуться с необходимостью более напряженной и целенаправленной умственной работы, навыка к-рой он еще не имеет Неизбежные неудачи, неожиданные и потому особенно неприятные, могут с первых дней шк обучения деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него негативное отношение к уч деятельности Если ребенок приучен родными и близкими к сознанию своей исключительности, то низкие оценки и неодобрение, с к-рыми порой приходится сталкиваться в школе, он может расценить как проявление недоброжелательности учителя

Отношения с педагогами у О д не всегда складываются благополучно Нек-рых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т п) В условиях реальной шк практики, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О д нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, к-рым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания

Ряд зарубежных (в частности, американских) и отеч. педагогов и психологов отмечают традиц.антиинтеллектуализм, черту, свойственную человеческим сообществам, что нередко порождает настороженное и даже недоброжелательное отношение ко всем, кто чем-то отличается от большинства Нек-рые родители предпочитают иметь «нормального» ребенка и потому стремятся воспрепятствовать его чрезмерному, по их мнению, умственному развитию Такая позиция также травмирует ребенка, мешает ему в полной мере реализовать свои возможности

Очевидно, что раннее проявление одаренности в дет возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов Желательно, чтобы обучение О д строилось на основе специально разработанных программ, к-рые способствовали бы полной реализации их творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психич. развития

К нач. 90-х гг. во мн странах разработано много программ выявления и поддержки одаренности, однако проблема не может считаться окончательно решенной Система специализиров школ, а также факультативов, кружков, секций и т п, призванных способствовать макс раскрытию юных дарований, еще далека от совершенства и не охватывает всего круга О д (в рамках этой системы выявляются и обучаются по спец. программам гл. обр. дети, имеющие худож, спортивные и др. спец. способности)

С целью оптимизации исследований в данной области и внедрения их результатов в пед.практику в 1975 создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, объединяющий представителей 55 стран В 1987 состоялась 7-я Междунар. конференция совета В 1988 разработана программа широкого междунар. сотрудничества в области выявления, обучения и развития О д Так, в Москве предусмотрено создание Междунар. школы, к-рая станет демонстрац центром, а также школой-моделью для эталонных пед.стратегий и методик уч деятельности

Лит: Лейтес H С, Одаренные дети, в кн Психология и психофизиология индивидуальных различий, M, 1977, его же, Способности и одаренность в детские годы, M, 1984, его же, Ранние проявления одаренности, ВП, 1988, N«4, Теплое Б М, Способности и одаренность, в его кн Избр труды, т l, M, 1985, Матюшкин А М, Сиск Д А, Одаренные и талантливые дети, ВП, 1988, № 4, Одаренные дети, [пер с англ], М, 1991, Ф p и м э и Д, Умные дети, М, 1996, Khatena J, Educationa! psychology of the gifted, № Y, 1982, B l o o m B S (ed), Deve-lopmg talent m young people № V 1985, Davis G A, Rimm S B, Education of the gifted and talented, Englewood Chffs (№ J), 1985, Gallagher J J, Teachmg the gifted child, Boston (Mass) — L

Найдено научныех статей по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — 0

Найдено презентаций по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?

Источники:
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми Одаренные дети — дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а
http://studbooks.net/1945188/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_osobennosti_raboty_odarennymi_detmi
Детская одаренность как педагогическая проблема
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/ChIw4E4-Ebs.html
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, определение — дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности
http://didacts.ru/termin/odarennye-deti.html

CATEGORIES