Отсутствует эмоциональная реакция на травматическую ситуацию

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – нарушение нормальной работы психики в результате единичной или повторяющейся психотравмирующей ситуации. В числе обстоятельств, провоцирующих развитие ПТСР – участие в военных действиях, сексуальное насилие, тяжелые физические травмы, пребывание в опасных для жизни ситуациях, обусловленных природными или техногенными катастрофами и т. п. ПТСР характеризуется повышенной тревожностью и навязчивыми воспоминаниями о травмирующем событии при настойчивом избегании мыслей, чувств, разговоров и ситуаций, так или иначе связанных с травмой. Диагноз ПТСР устанавливается на основании беседы и анамнестических данных. Лечение – психотерапия, фармакотерапия.

МКБ-10

  • Причины ПТСР
  • Симптомы ПТСР
  • Диагностика и лечение ПТСР
  • Цены на лечение

Общие сведения

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, посттравматический стрессовый синдром) – психическое расстройство, обусловленное тяжелой психотравмирующей ситуацией, выходящей за рамки нормального человеческого опыта. В МКБ-10 относится к группе «Невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств». ПТСР чаще возникает в период военных действий. В мирное время наблюдается у 1,2% женщин и 0,5% мужчин. Попадание в тяжелую психотравмирующую ситуацию не обязательно влечет за собой развитие ПТСР – по данным статистики, этим расстройством страдает 50-80% граждан, переживших травмирующие события.

ПТСР больше подвержены дети и люди пожилого возраста. Специалисты предполагают, что низкая устойчивость юных пациентов обусловлена недостаточным развитием защитных механизмов в детском возрасте. Причиной частого развития ПТСР у пожилых, вероятно, является нарастающая ригидность психических процессов и постепенная утрата адаптационных возможностей психики. Лечение ПТСР осуществляют специалисты в области психотерапии, психиатрии и клинической психологии.

Причины ПТСР

Причиной развития ПТСР обычно становятся массовые бедствия, представляющие непосредственную угрозу для жизни людей: военные действия, техногенные и природные катастрофы (землетрясения, ураганы, наводнения, взрывы, обрушения зданий, завалы в шахтах и пещерах), террористические акты (пребывание в заложниках, угрозы, пытки, присутствие при пытках и убийствах других заложников). ПТСР также может развиваться после трагических событий индивидуального масштаба: тяжелых травм, длительных болезней (своих или родственников), смерти близких, попытки убийства, грабежа, избиения или изнасилования.

В ряде случаев симптомы ПТСР появляются после психотравмирующих событий, имеющих высокую индивидуальную значимость для пациента. Травматические события, предшествующие ПТСР, могут быть одиночными (стихийное бедствие) или повторяющимися (участие в боях), кратковременными (криминальный инцидент) или длительными (долгая болезнь, продолжительное пребывание в заложниках). Большое значение имеет тяжесть переживаний во время психотравмирующей ситуации. ПТСР является следствием крайнего ужаса и острого ощущения беспомощности перед лицом обстоятельств.

Интенсивность переживаний зависит от индивидуальных особенностей больного ПТСР, его впечатлительности и эмоциональной восприимчивости, уровня психологической подготовки к ситуации, возраста, пола, физического и психологического состояния и других факторов. Определенное значение имеет повторяемость психотравмирующих обстоятельств – регулярное травматичное воздействие на психику влечет за собой истощение внутренних резервов. ПТСР нередко выявляется у женщин и детей, подвергавшихся домашнему насилию, а также у проституток, полицейских и других категорий граждан, часто становящихся жертвами или свидетелями насильственных действий.

В числе факторов риска развития ПТСР специалисты указывают так называемый «невротизм» – склонность к невротическим реакциям и избегающему поведению в стрессовых ситуациях, тенденцию к «застреванию», навязчивой потребности мысленно воспроизводить травмирующие обстоятельства, акцентируясь на возможных угрозах, предполагаемых негативных последствиях и других отрицательных аспектах события. Кроме того, психиатры отмечают, что лица с нарциссическими, зависимыми и избегающими чертами личности страдают ПТСР чаще людей с асоциальным поведением. Риск возникновения посттравматического расстройства также повышается при наличии в анамнезе депрессии, алкоголизма, наркомании или лекарственной зависимости.

Симптомы ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство – это затяжная отсроченная реакция на очень тяжелый стресс. Главными признаками ПТСР являются постоянное мысленное воспроизведение и повторное переживание травмирующего события; отстраненность, эмоциональное оцепенение, склонность к избеганию событий, людей и тем разговоров, способных напомнить о травмирующем событии; повышенная возбудимость, тревожность, раздражительность и физический дискомфорт.

Обычно ПТСР развивается не сразу, а спустя некоторое время (от нескольких недель до полугода) после психотравмирующей ситуации. Симптомы могут сохраняться в течение нескольких месяцев или лет. С учетом времени появления первых проявлений и продолжительности ПТСР различают три типа расстройства: острое, хроническое и отсроченное. Острое посттравматическое стрессовое расстройство длится не более 3 месяцев, при сохранении симптомов в течение более длительного времени говорят о хроническом ПТСР. При отсроченном типе расстройства симптомы появляются спустя 6 и более месяцев после психотравмирующего события.

Для ПТСР характерно постоянное чувство отчужденности от окружающих, отсутствие реакции или слабо выраженная реакция на актуальные события. Несмотря на то, что травмирующая ситуация осталась в прошлом, пациенты с ПТСР продолжают страдать от переживаний, связанных с этой ситуацией, и у психики не остается ресурсов для нормального восприятия и переработки новой информации. Больные ПТСР теряют способность получать удовольствие и радоваться жизни, становятся менее общительными, отдаляются от других людей. Эмоции притупляются, эмоциональный репертуар становится более скудным.

При ПТСР наблюдаются два вида навязчивостей: навязчивости прошлого и навязчивости будущего. Навязчивости прошлого при ПТСР проявляются в форме повторяющихся травмирующих переживаний, которые днем возникают в виде воспоминаний, а ночью в виде кошмаров. Навязчивости будущего при ПТСР характеризуются не полностью осознаваемыми, но частыми безосновательными предвидениями повторения травмирующей ситуации. При появлении таких навязчивостей возможны внешне немотивированная агрессия, тревога и страх. ПТСР может осложняться депрессией, паническим расстройством, генерализованным тревожным расстройством, алкоголизмом и наркоманией.

С учетом преобладающих психологических реакций различают четыре типа ПТСР: тревожный, астенический, дисфорический и соматоформный. При астеническом типе расстройства преобладают апатия, слабость и вялость. Больные ПТСР проявляют безразличие, как к окружающим, так и к самим себе. Ощущение собственной несостоятельности и невозможности вернуться к нормальной жизни оказывает гнетущее действие на психику и эмоциональное состояние пациентов. Снижается физическая активность, больные ПТСР иногда с трудом поднимаются с постели. В дневное время возможна тяжелая дремота. Пациенты легко соглашаются на терапию, охотно принимают помощью близких.

Тревожный тип ПТСР характеризуется приступами беспричинной тревоги, сопровождающимися ощутимыми соматическими реакциями. Наблюдаются эмоциональная неустойчивость, бессонница и ночные кошмары. Возможны панические атаки. Тревога снижается во время общения, поэтому больные охотно контактируют с окружающими. Дисфорический тип ПТСР проявляется агрессивностью, мстительностью, обидчивостью, раздражительностью и недоверчивостью по отношению к окружающим. Пациенты часто инициируют конфликты, крайне неохотно принимают поддержку близких и обычно категорически отказываются от обращения к специалисту.

Для соматоформного типа ПТСР характерно преобладание неприятных соматических ощущений. Возможны головные боли, боли в животе и в области сердца. У многих больных появляются ипохондрические переживания. Как правило, такая симптоматика возникает при отсроченном ПТСР, что затрудняет диагностику. Пациенты, не потерявшие веру в медицину, обычно обращаются к врачам общего профиля. При сочетании соматических и психических нарушений поведение может варьироваться. При повышенной тревожности больные ПТСР проходят многочисленные исследования, многократно обращаются к различным специалистам в поисках «своего врача». При наличии дисфорического компонента пациенты с ПТСР могут предпринимать попытки самолечения, начать употреблять алкоголь, наркотики или обезболивающие препараты.

Диагностика и лечение ПТСР

Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» выставляют на основании жалоб больного, наличия тяжелой психологической травмы в недавнем прошлом и результатов специальных опросников. Диагностическими критериями ПТСР согласно МКБ-10 являются угрожающая ситуация, способная вызывать ужас и отчаяние у большинства людей; стойкие и яркие флеш-беки, которые возникают как в состоянии бодрствования, так и во сне, и усиливаются, если больной сознательно или невольно ассоциирует теперешние события с обстоятельствами психологической травмы; попытки избежать ситуаций, напоминающих о травматическом событии; повышенная возбудимость и частичная утрата воспоминаний о психотравмирующей ситуации.

Тактика лечения определяется индивидуально с учетом особенностей личности больного, типа ПТСР, уровня соматизации и наличия сопутствующих расстройств (депрессии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства, алкоголизма, наркомании, зависимости от лекарственных препаратов). Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия считается когнитивно-поведенческая терапия. При острой форме ПТСР также применяют гипнотерапию, при хронической используют работу с метафорами и ДПДГ (десенсибилизацию и переработку движениями глаз).

При необходимости психотерапию ПТСР проводят на фоне медикаментозной терапии. Назначают адреноблокаторы, антидепрессанты, транквилизаторы и седативные нейролептики. Прогноз определяется индивидуально в зависимости от особенностей личностной организации больного, тяжести и типа ПТСР. Острые расстройства лучше поддаются лечению, хронические чаще переходят в патологическое развитие личности. Наличие выраженных зависимых, нарциссических и избегающих черт личности, наркомании и алкоголизма является прогностически неблагоприятным признаком.

www.krasotaimedicina.ru

Психологическая помощь при отсроченных реакциях на чрезвычайную ситуацию

Психическая травма — следствие травматического стрессогенного воздействия; она предполагает крайнюю (экстремальную) степень стрессогенности фактора, разрушающего систему индивидуальных личностных защит, приводящее к глубинным нарушениям (от психологических до биологических) целостной системы функционирования практически любого человека (Лазебная, 2003).

Травматический опыт невозможно уложить в повседневные алгоритмы поведения человека. Речь идет о ситуациях, в которых была угроза жизни, безопасности (физической, психологической) человека, были затронуты базовые инстинкты человека: инстинкт самосохранения, инстинкт сохранения рода.

Описаны случаи, когда во время землетрясения люди выпрыгивали из окон верхних этажей зданий, случаи, когда отцы в первую очередь спасали себя и забывали о своих детях. Однако эти действия не являлись преднамеренными, а обусловливались инстинктом самосохранения (Кекелидзе, 2004).

Принятие всей ситуации сразу в этих случаях для психики разрушительно. Механизм вытеснения, как одна из мощных психологических защит, дозированно дает психике симптом за симптомом, напоминая о случившемся.

Отсроченные реакции — реакции, которые происходят не в момент сильного стресса, а когда ситуация сама по себе уже завершена (произошло ограбление, изнасилование, ветеран вернулся из зоны боевых действий и т.д.), но психологически для человека она не закончена. Такие реакции возникают на фоне общего благополучия спустя продолжительное время после события.

Психологическая травма — «душевная рана», которая «болит», беспокоит, приносит дискомфорт, ухудшает качество жизни, приносит страдание человеку и окружающим его близким людям. Как и любая рана, психологическая травма может быть различной степени выраженности, и, соответственно, «лечение» будет разным.

Иногда рана постепенно затягивается сама по себе и «больное место» «заживает» естественным путем. Существует определенная последовательность этапов переживания, приводящая психику к восстановлению. В этих случаях происходит отреагирование, осмысление, принятие человеком случившегося, не как травматического, но как жизненного опыта, как части своей биографии.

Общими условиями развития травматического стресса являются следующие:

человек воспринимал ситуацию как невозможную;

человек не мог эффективно противодействовать ситуации (бороться или бежать);

человек не мог эмоционально разряжать энергию (был в состоянии оцепенения);

присутствие в жизни человека ранее неразрешенных травматических ситуаций.

Девушка, находившаяся в аквапарке «Трансвааль-парк» в момент его обрушения (Москва, февраль 2004 г.), физически не пострадала, из обрушившегося здания выбралась самостоятельно, остался жив и брат, находившийся с ней в момент происшествия. Однако, увидев репортажи о событиях в Беслане (сентябрь 2004 г.), она резко почувствовала себя хуже.

Предрасполагающим фактором к получению психической травмы может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно физическое переутомление на фоне нарушения режима сна и приема пищи.

К условиям возникновения эмоциональных нарушений относится также отсутствие социальной поддержки, тесных эмоциональных связей с окружающими людьми (друзьями, членами семьи, сослуживцами).

Имеет значение также и предварительная оценка личностью ситуации. Более интенсивной и длительной оказывается реакция на антропогенные (социальные) катастрофы, где имеет место человеческий фактор (террористический акт, военные действия, изнасилование), чем на природные катастрофы.

Катастрофические последствия природных ЧС пострадавшими расцениваются как «воля всевышнего», и если возникает чувство собственной вины в связи с происшедшим, то она чаще всего связывается с тем, что не были приняты меры по обеспечению безопасности. При антропогенных катастрофах у пострадавших появляется чувство ярости и агрессивность, которые могут быть направлены на лиц, которых считают виновниками происшествия (Кекелидзе, 2004).

Условно можно выделить два пути развития ситуации после очень сильного стресса:

Человек приобрел травматический опыт, признался себе в этом (!) и постепенно проживает его, вырабатывая более или менее конструктивные способы совладания с ним.

Человек приобрел травматический опыт, но личностное отношение к происшествию отсутствует (случайность, закономерность, знак свыше), постарался «забыть» его, вытеснил его из сознания, запустив неконструктивные способы совладания с проявлением симптомов отсроченных стрессовых реакций.

Любая отсроченная реакция на травму — нормальная. В одном случае, человек постепенно проживает ситуацию самостоятельно; в другом самостоятельно он сделать этого не может. В любом из этих случаев страдания и сильных душевных переживаний не избежать.

Стратегии поведения. Специалисты различают несколько стратегий поведения людей, переживших психическую травму.

Пострадавшие, преследуемые навязчивыми воспоминаниями и мыслями о травме, по прошествии времени, начинают организовывать свою жизнь таким образом, чтобы вытеснить, избежать воспоминаний и эмоций, которые ими провоцируются. Избегание может принимать разные формы — например, уход от напоминаний о событии, злоупотребление наркотиками или алкоголем, чтобы заглушить осознание сильного внутреннего дискомфорта.

В ходе исследования, проведенного учеными из Нью-Йоркской медицинской академии и опубликованного в Американском журнале эпидемиологии специалисты задавали вопросы о привычках, касающихся потребления психоактивных веществ до и после 11 сентября 2001 г.

Среди тех, кто курил, примерно 10% ответили, что стали курить больше.

Среди тех, кто принимал алкоголь, более 20% ответили, что стали пить больше.

В результатах исследования не обнаружено каких-либо расовых или этнических различий, но большей склонностью к увеличению потребления психоактивных веществ отличались те люди, которые были старше 65 лет, имели низкий уровень доходов, были разведены или одиноки.

В поведении людей, перенесших психическую травму, часто наблюдается неосознанное стремление к повторному переживанию травматических событий. Этот поведенческий механизм проявляется в том, что неосознанно человек стремится к участию в ситуациях, сходных с начальным травматическим событием в целом или каким-то его аспектом. Этот феномен называется компульсивным поведением и наблюдается практически при всех видах травматизации.

Ветераны боевых действий становятся наемниками. Женщины, подвергшиеся насилию, вступают в болезненные для них отношения с мужчинами, которые с ними плохо обращаются. Люди, перенесшие в детстве ситуацию сексуального домогательства, повзрослев, занимаются проституцией.

Многие пострадавшие, особенно дети, перенесшие травму, склонны обвинять в случившемся самих себя. Взятие частичной ответственности на себя в этом случае позволяет компенсировать чувства беспомощности и уязвимости.

Жертвы сексуального насилия, обвиняющие в случившемся себя, имеют лучший прогноз восстановления, чем те, кто не принимает на себя ответственности.

Более конструктивные стратегии борьбы с пережитой травмой следующие:

• Попытка избавить от несчастья других.

Среди американских полицейских довольно много людей, пострадавших в детстве от насилия.

Чаще это женщины, с которыми плохо обращались в детстве. Они склонны к очень сильной привязанности и зависимости от своих мужей (не могут ни на день с ними расстаться, не могут заснуть одни и пр.).

Вступление в общественную организацию, объединение с людьми, пережившими похожую ситуацию (общества ветеранов, общества обманутых вкладчиков, жертв насилия в семье, выздоравливающих наркоманов и т.п.).

Вышеописанные стратегии поведения не отменяют общей динамики переживания травматической ситуации.

Динамика переживания травматической ситуации.

Динамика переживания травматической ситуации включает четыре этапа.

Первый этап — фаза отрицания, или шока. На этой фазе, наступающей сразу после действия травмирующего фактора, человек не может принять произошедшее на эмоциональном уровне. Психика защищается от разрушительного действия травматической ситуации. Этот этап, как правило, относительно непродолжителен.

Второй этап носит название фазы агрессии и вины. Постепенно начиная переживать случившееся, человек пытается обвинять в произошедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к событию. После человек обращает агрессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины («Если бы я поступил иначе, этого бы не случилось»).

Третий этап — фаза депрессии. После того, как человек осознает, что обстоятельства сильнее его, наступает депрессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, теряет ощущение цели. Жизнь становится бессмысленной: «Что бы я ни делал, ничего не изменишь».

На этой стадии очень важна ненавязчивая поддержка близких. Однако человек, переживающий травму, редко ее получает, поскольку окружающие бессознательно боятся «заразиться» его состоянием. Кроме того, человек в депрессивном настроении неуклонно теряет интерес к общению («Никто меня не понимает»), собеседник начинает его утомлять, общение прерывается, чувство одиночества усиливается.

Четвертый этап — это фаза исцеления. Для нее характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни: «То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму». Человек оказывается способен извлечь из произошедшего полезный жизненный опыт.

Эта последовательность является обычно конструктивным развитием случившегося. Если пострадавший не проходит фазы проживания травматической ситуации, если этапы слишком затягиваются или не приходят к своему логическому завершению, – могут отмечаться симптомокомплексы, справиться с которыми самостоятельно человек часто уже не может.

megaobuchalka.ru

Психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию

Реакция на стрессовую ситуацию изменяет психическое состояние, повышая нервно–психическое напряжение человека (психическую напряженность), которое может способствовать как мобилизации активности, так и дезорганизации деятельности.

Выделяют три разновидности нервно–психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное и чрезмерное.

При слабой степени признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что человек не склонен считать свое состояние нервно–психическим напряжением. В данном случае экстремальная ситуация не расценивается как сложная, требующая мобилизации усилий.

Умеренная степень нервно–психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет собой такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы. Активность в преодолении трудностей, общий эмоциональный, душевный и моральный подъем позволяют отодвинуть на некоторое время соматические реакции. В деятельности и поведении человека проявляются следующие черты:

♦ увеличение объема, устойчивости и концентрации внимания, снижение отвлекаемости, что обеспечивает сосредоточенность на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;

♦ увеличение объема кратковременного запоминания;

♦ повышение продуктивности логического мышления;

♦ повышение продуктивности деятельности (увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок).

Чрезмерная степень нервно–психического напряжения характеризуется разладом психической деятельности. На первый план выступают соматические жалобы, причем зачастую преувеличенные. Человек испытывает чувство физического и психического дискомфорта. Настроение характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, подавленностью, ощущением тревоги. Значительно снижаются объем, устойчивость и концентрация внимания, продуктивность кратковременной памяти, способность к решению логических задач, нарушается координация движений. В целом индивид, находящийся в состоянии чрезмерной степени нервно–психического напряжения, не способен собственными усилиями преодолеть трудности.

Все первичные реакции на экстремальную ситуацию находятся в области эмоциональной сферы. К ним относятся шоковые реакции, ступор, двигательное возбуждение.

Шоковые реакции«Не может быть!» – длятся от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем 9 дней. Наиболее заметной чертой данного состояния человека является оцепенение. Скорбящий скован, напряжен. Дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному неполному вздоху. Естественными являются реакции утраты аппетита, мышечной слабости. В сознании человека появляются ощущение нереальности происходящего, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешних событий, и тогда в последующем нередко возникают проблемы при воспоминаниях об этом периоде.

На этой стадии человек не испытывает страданий и боли, так как чувствительность снижается. Беспокоившие заболевания в этот период могут исчезнуть. В глазах окружающих подобные реакции могут выглядеть неуместными, так как предполагается бурное выражение эмоций. За внешним благополучием человека, узнавшего трагическую новость, стоит тяжелое внутреннее состояние, основная опасность которого заключается в том, что оно может смениться острым реактивным состоянием: он может биться, вырываться, выброситься из окна и т. д. Считается, что чем дольше длится шок, тем дольше и тяжелее будут последствия.

На стадии шока нарушены контакты с внешним миром, поэтому, если необходимо, чтобы человек совершил какое–либо простое действие, например, ушел с опасного места, говорить с ним надо четким голосом короткими фразами с утвердительной интонацией. При вербальном контакте следует избегать употребления глаголов с частицей «не». Объяснение данного факта сводится к тому, что сознание человека находится не в настоящем, а текущая информация может поступать только в бессознательное, которое «не понимает» сложных речевых конструктов и игнорирует их. Поэтому если сказать «не вставай», можно получить обратный результат, так как бессознательное распознает лишь глагол «вставай».

Тактильный контакт в ситуации шока является наиболее доступным, так как высшие психические функции (речь, произвольные мышление, внимание, память) «отключаются» в первую очередь. Надо касаться человека как можно больше и чаще (поглаживания по спине, голове), иногда этого бывает достаточно, чтобы вывести из шока. Для выведения из шока нужно вызвать какие–либо сильные чувства, например злость. Если после всех манипуляций удалось вызвать слезы, значит, человек переходит в следующую фазу.

Ступор по его признакам можно отнести к виду шоковой реакции. Ступор происходит после сильных нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

У человека, находящегося в ступоре, наблюдается резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки), оцепенение, состояние полной неподвижности.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощи и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Сделать это можно следующим образом:

♦ согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу;

♦ кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками;

♦ ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания;

♦ человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Двигательное возбуждение характеризуется непродуктивной деятельностью, в результате которой могут пострадать сам индивид и окружающие его люди. Человек, находящийся в состоянии двигательного возбуждения, не в состоянии определить, где враги, а где – помощники, где опасность, а где – спасение. Он теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. По окончании двигательного возбуждения человек не может вспомнить, что он делал.

Признаками двигательного возбуждения являются: резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (иногда абсолютно бессмысленная), часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Помочь человеку, находящемуся в состоянии двигательного возбуждения, можно следующим образом:

♦ Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

♦ Изолируйте пострадавшего от окружающих.

♦ Помассируйте пострадавшему «позитивные» точки (они находятся на лбу над бровями, над центром глаз).

♦ Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что–то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

♦ Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

После воздействия экстремальной ситуации у некоторых людей может появиться неконтролируемая нервная дрожь, так организм «сбрасывает» напряжение. Со стороны это выглядит так, будто пострадавший сильно замерз. Однако причина в другом. Самостоятельно (по собственному желанию) человек не может прекратить эту реакцию.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др. Признаками нервной дрожи является внезапность начала. Дрожание может быть как во всем теле, так и только в отдельных частях. Например, человек не может удержать в руках предметы: стакан с водой и т. п., эта реакция длится довольно продолжительное время (до нескольких часов). Затем приходит расслабление. Человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Помощь при нервной дрожи можно оказывать следующим образом:

♦ Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 с – нужно усилить дрожь.

♦ Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

При нервной дрожи нельзя:

♦ обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

♦ укрывать пострадавшего чем–то теплым;

♦ успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки. Плач позволяет отреагировать, выплеснуть накопившуюся боль и отчаяние. Каждый человек, который хоть раз в жизни плакал, знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. Объяснение этого феномена лежит в области физиологии, поскольку при плаче в организме выбрасываются определенные вещества, способствующие успокоению. Матери хорошо знают, что после того, как ребенок проплакался, он быстро засыпает.

Хотя плач – полезная реакция, в некоторых странах культурные стереотипы не позволяют ей проявляться (например, считается, что слезы – это признак слабости; настоящий мужчина не должен плакать, это внушается мальчикам с раннего детства). Плачущего человека нельзя оставлять одного. Необходимо установить физический контакт с ним (взять за руку, положить свою руку на плечо или спину, положить его руку к себе на запястье). Все эти приемы на бессознательном уровне позволяют почувствовать человеку, что вы рядом. Рука пострадавшего на запястье или на груди у помогающего дает ему возможность почувствовать сердцебиение, ощутить близость другого человека. Это способствует нормализации физиологического состояния за счет механизма бессознательной подстройки.

Полезно применять приемы «активного слушания», подтверждая внимание и сочувствие к пострадавшему. Следует говорить о своих и его чувствах. Однако не рекомендуется говорить «Я вас понимаю». Слово «понимание» относится к области мыслей, а не чувств, и человеку не нужно сейчас, чтобы его понимали. Не надо вопросов, советов, главное – выслушать человека или просто обеспечить возможность выхода горя. Не нужно, утешая человека, делать все, чтобы он не плакал, так как любая реакция есть своего рода выход внутренней боли на телесном уровне, а сдерживание слез тормозит эмоциональную разрядку и приносит вред физическому и психологическому здоровью человека.

Плач как составной элемент может входить в истерическую реакцию. Основное отличие истерики от плача в том, что первая протекает значительно более бурно и может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или в адрес других. Важной чертой истерической реакции является невозможность контакта с человеком при сохранении ясности его сознания. Так как истерика – это демонстративная реакция, первое, что нужно сделать, – удалить зрителей и создать спокойную обстановку. Для того чтобы остановить истерику, необходимо совершить какое–нибудь действие, которое выходило бы за рамки данной ситуации, например, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего, в некоторых случаях можно даже дать пощечину. Говорить с человеком следует короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды»). После завершения описываемой реакции наступает упадок сил, в этом случае надо уложить пострадавшего спать.

Агрессивные реакции также являются действенным способом отреагирования и довольно часто встречаются в реальной жизни после выхода из шокового состояния. Направленность агрессии может быть абсолютно разной (на себя или вовне). Часто агрессия выражается в поиске «козла отпущения», того, кто «мог бы» предотвратить экстремальную ситуацию или «был причиной» ее.

Если агрессия выражается исключительно в вербальной форме, то необходимо, чтобы эта реакция состоялась. Если гнев приобретает гетероагрессивный характер, основная задача – направить его в безопасное русло. Так же, как и при других описанных реакциях, попытка задавить агрессию может повлечь за собой физические симптомы. Нереализованное желание ударить, например, может трансформироваться в беспричинную боль в руке.

poisk-ru.ru

Эмоциональная реакция на опасность

Эмоциональная реакция на опасность проявляется в виде тревоги (тревожное ожидание).

– Лицо, находящееся в состоянии тревоги, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличение опасности и др.

– Но также, тревога предупреждает субъекта об опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности.

Осознание опасности может вызвать различные эмоциональные формы решения:

Первая форма — реакция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятельности. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности и осмотрительности.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, является чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности.

Страх варьирует в широком диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас). Испуг — рефлекторный «внезапный страх». Наиболее сильная степень страха — ужас, когда страхом подавляется рассудок.

Паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). При панике человек допускает следующие наиболее возможные ошибки:

1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т. д.;

2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты;

4) человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изменить их.

Эти факторы постоянно или временно повышают возможности появления опасной ситуации или несчастных случаев, но их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд.

Причиной всего этого является страх.

  • напряжение мышц (особенно лицевых)
  • сильное сердцебиение
  • учащенное поверхностное дыхание
  • сниженный контроль собственного поведения Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
  • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН».
  • Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
  • ЕСЛИ пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  • Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, у человека возможны следующие реакции:

· Конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью, безопасностью и временем и пр. Необходимо уметь выбирать оптимальный вариант, а не легкий, который не обеспечивает безопасности.

· Неудовлетворенность — реакция, проявляющаяся в виде состояния упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек, болезненно пытающийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю или заслужить чье-либо одобрение.

· Поведение срыва — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей и доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также могут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях и на срыв.

2. Формы реакции на острые стрессовые воздействия в ЧС:

Подготовка к стрессу:

· сжатие всех мышц в комок и резко расслабить (метод спецназовцев) 3 раза

ü если стало плохо на улице или в здании, надо обратиться к конкретному человеку, иначе у людей срабатывает механизм снятия ответственности («поможет кто-нибудь другой»)

При любой ЧС первый инстинкт у людей – либо бежать, либо ступор

1. Истерика и агрессиясамые опасные формы, т.к. наносится вред окружающим.

Агрессия — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций.

Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

При агрессии – человек может бесконтрольно двигаться, избивать окружающих

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами
  • словесное оскорбление, брань
  • мышечное напряжение
  • повышение кровяного давления

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

  • Сведите к минимуму количество окружающих.
  • Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
  • Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  • Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации.»
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания:

· если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

· если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

При истерике – может сработать эмоциональное «заражение» и паника среди окружающих

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

  • сохраняется сознание
  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая
  • крики, рыдания
  • Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.
  • Повернуть к зрителям или осуществить контакт глаза в глаза (для осмысления ситуации)
  • Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину – если нет зрителей, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего, резко сжать руку, больно его ущипнуть).
  • Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  • После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
  • Не потакайте желаниям пострадавшего.

Ступор

Ступор — в психиатрии один из видов двигательного расстройства, представляющий собой полную обездвиженность с мутизмом и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе болевое.

Эмоциональный ступор (от лат. emovere – возбуждать, волновать и stupor – оцепенение) — состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей — чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования (страх экзамена).

Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений (землетрясение, взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

  • резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи
  • отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки)
  • застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности
  • возможно напряжение отдельных групп мышц
  • Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  • Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. массирование активных точек – по лбу на линии роста волос или на месте отхождения большого пальца
  • Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
  • Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните!Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия

Апатия (от греч. apatheia — бесчувственность) — безразличное, безучастное отношение к окружающему. Это психическое состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции

Апатия может быть жизнеспасающей защитой в экстремальных ситуациях: приводя мышление как бы в нейтральное состояние, можно избежать как отчаяния, так и истощения, вызванных не оправдавшимися надеждами.

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду погиб. Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить: движения и слова даются с большим трудом. В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

  • безразличное отношение к окружающему
  • вялость, заторможенность
  • речь медленная, с большими паузами
  • Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ?»
  • Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).
  • Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
  • Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.
  • Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

«Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь.»

«Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не могу вспомнить.»

  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия
  • ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

  • Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  • Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  • Массируйте пострадавшему «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
  • He спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Дрожь

Нервная дрожь – это один из симптомов невротического расстройства. Свидетельствует о подавлении внутри себя импульсивных, “назревших” действий.

Наверное, Вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

  • дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время
  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов). Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

  • Нужно усилить дрожь.
  • Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.
  • После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
  • не укрывать, не поить теплым; спокойным голосом объяснить, что я помогу и взять за плечи (захват с боков) и спокойно потрясти
  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе
  • укрывать пострадавшего чем-то теплым
  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки

6. Ложная психосоматика – задыхание, болезненность сердца и т.п.

подышать совместно, положив руку на руку или на живот

7.Плачсамая лучшая реакция, т.к. происходит выработка фермента и успокоения.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются ферменты, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

  • человек уже плачет или готов разрыдаться
  • подрагивают губы
  • наблюдается ощущение подавленности
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении

Помните!Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: «Сошел с ума от горя».

  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.
  • Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;
  • повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
  • не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните! Ваша задача – выслушать.

lektsii.org

Эмоциональная реакция на травму

EQ (эмоциональный интеллект) – сфера эмоциональной зрелости

Эмоциональная реакция на травму – это генетическое давление защищаться определенным образом.

Здесь каждая линия соответствует определенному уровню зрелости.

В Хологенетическом профиле (ХП) EQ относится к паттернам, которые у нас сформировались с 7 до14 лет.

Это – наши эмоциональные защитные реакции (ЭР) (см. по чёрному Марсу справа), которые в этот период сложились, исходя из того, как мы реагировали на свою генетическую травму (см. по красному Марсу слева). Генетическую травму по красному Марсу можно посмотерть здесь.

Когда на боль вы реагируете определённым образом, значит, вы имеете дело со своей генетической травмой.

Люди, в основном, застревают либо в уме, либо в эмоциях, и, как раз, переход в том, чтобы уравновесить эти две части, чтобы появилась здоровая эмоциональная осознанность.

Это – развитие навыка осознанности своих эмоций до того, как они будут выражены. Таким образом, голова и чувства соединяются. Каждый раз как появляется эмоция ( например, гнев ), и если ты успеваешь осознаться, то выход будет происходить совсем с другими вибрациями,- не так фрустрированно и деструктивно. Причём, как для выражающего, так и для оппонента.

Эмоциональная зрелость связана с тремя основными темами:

То, как мы слушаем других. И здесь две части: с одной стороны — слышать, что тебе говорят люди; с другой — не позволять себе присаживаться на уши. Здоровая способность слушать и слышать.

Ясно выражать себя, не залипать, не навешивать на другого, а вовремя быть способным высказать все, что есть внутри.

Взять на себя ответственность за свои собственные чувства. Понять, что чувства не другими запускаются, а это всегда – твое.

На уровне ТЕНИ – это то, где постоянно подрывается наша основа, та глубинная стабильность (Земля дизайна), она может постоянно подрываться нашими эмоциональными защитными привычками. Этим привычкам мы всегда привыкли потакать, и часто не замечаем эту свою реактивность. Здесь про тень Ричард Радд дает поразмышлять: «При каких обстоятельствах вы забываете быть добры к тем, кого любите?»

То есть, это не только о том, чтобы осознавать свои собственные чувства, но и чтобы понять и признать чувства другого и, зная его границы, не делать ему больно.

ДАРЫ этой сферы о том, чтобы вернуть свою жизнь в лучшее из детства. Это – тема легкого отношения к жизни и детской игры. Через трансформацию тени этой сферы вы даете рождение вашему внутреннему ребенку.

Вспомните, какие самые прекрасные вещи случались с вами в детстве?

Какие воспоминания для вас самые ценные?

Здесь происходит оздоровление эмоций: четкое понимание того, что происходит, способность дать себе отчет об эмоциях, способность принимать во внимание чувства других людей при любых обстоятельствах, сбрасывание защит и способность поддерживать четкие эмоциональные границы.

То есть, с одной стороны, ты идешь в УЯЗВИМОСТЬ, с другой, ты ставишь ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ.

Все это – качества здоровой эмоциональности человека.

Здесь важно вернуться к детскому невинному мироощущению, способность думать как ребенок и играть – быть актером своей жизни.

На уровне СИДХИ происходит рождение истинного творчества. Чем больше вы цените отношения, тем больше волшебства можно извлечь из них.

Отношения – это самый прямой путь к осознанности божества внутри нас. Через отношения мы можем вынести наш внутренний урожай на поверхность. При этом эмоции сгорают, когда мы достигаем состояние бхакти – тишина и покой внутри. На этом уровне они не исчезают, а становятся изысканными.

Шесть линий ЭР (см. по чёрному Марсу)

Эмоциональная реакция – это ваша идеология, сложившаяся в период с 7 до 14 лет, шаблоны из детства.

Именно в этот период происходит становление индивидуального эго, впервые мы чувствуем, что значит быть разделенными. Сформированная в этот период идеология сильно влияет на всю нашу жизнь.

Что делать? — Заменить привычные реакции на другие и, через это, перезапустить себя.

1 линия

ЭР: Само-саботаж

Заниженная самооценка – это со мной что-то не так!

Важно честно признаться самому себе в том, как вы к себе относитесь.

Дар: Самооценка

Первым линиям нелегко приходится в жизни пока они не создадут сами себе надежный фундамент, безопасную среду. А человеку у которого эмоциональная реакция 1-ая линия вдвойне не легко так как тема этой линии отрицательные подсознательные установки (самосаботаж).

Реакция на генетическую травму связана с заниженной самооценкой и это связано не с окружающими (когда другие не ценят). Это про то, как человек относится сам к себе. Возможно, в голове есть планка и человек считает что он до нее не дотягивает, либо это на основе сравнения с кем то или именно таким представляется счастье.

В такие моменты выходят на поверхность личные комплексы не полноценности, в которых человек либо боится признаться сам себе, либо бежит от них. Возможно и такое что человек предпринимал попытки избавится от них, но не получив результат заморозил чувства, а боль осталась. Так работает защитная реакция организма.

В чем заключается самособатаж — издевательство над самим собой. Когда человек осознанно подносит руку к огню, понимая, что будет больно. Так и в случае с эмоциональной реакцией она ведь не бывает разной каждый раз она одинаковая.

Есть у меня одна знакомая с эмоциональной реакцией первая линия. После нескольких неудачных романов, которые заканчивались одинаково, наступил долгий перерыв. Она ждет когда же в ее жизни появится человек, она прям измучилась вся. И эта девушка не просто хочет любви или отношений. Она хочет замуж, детей. Но при этом она этого потенциального жениха уже не на видит. Почему? Потому что он причинит ей боль и она в этом уверена. Из-за страха чтобы ее не бросили(1-е линии цепляются за стабильность) придется ломать себя и это будет причинять страдания. Даже несмотря на это, она не собирается отказываться от отношений или как то «поработать над собой». Напротив она прям ждет всей этой драмы.

Почему такое происходит, не трудно догадаться. У девушки были отношения в том что они так заканчивались и вообще были такими какими были(пустыми)она винит себя. Она как бы не хороша была, вот если бы она была другой…..все было хорошо. В результате, человек не любит себя не принимает, сама себя не ценит. А эмоции испытывать хочется и если не любви, то хотя бы жертвы.

Подобное происходит не только в личных отношениях, но и в других сферах.

Дар 1 линии здоровая самооценка. Да первой линии важно чувствовать безопасность, поэтому они много исследуют, очень глубоко изучают, чтобы создать прочный фундамент.

Не нужно винить себя за происходящие, с вами все в порядке. Жизнь так устроена что не всегда знаешь где «соломки подстелить». Поэтому вы сами для себя должны стать надежным фундаментом. У вас огромный потенциал, который не зачем скрывать и прятать от окружающих. Вспомните те моменты когда вы сами себя любите, цените и зафиксируйте их, любым удобным для вас способом. В дальнейшем всегда ориентируйтесь на них. При этом будьте готовы к тому что жизнь приведет туда где вы еще не были. Но у вас есть надежный фундамент и вы справитесь.

Достичь эмоциональной зрелости некоторым людям удается уже к концу жизнь. Так сложилось что с детства нам запрещали выражать свои эмоции и мы научились их подавлять с помощью ума и контроля. Теперь мы знаем что эмоции подавлять нельзя им нужно обязательно давать выход. Гармоничный выход эмоций можно получить если наблюдать за собой. Не путайте чувства и эмоции. Чувства это другое они не в моменте, эмоции это реакция в моменте. И если вы в эту секунду остановитесь и сами себя спросите что я чувствую, почему. Такой подход не вызовет реакцию у окружающих и ситуация не превратится в драму.

2 линия

ЭР: Агрессия, гнев

Агрессия и гнев высказываются или вытесняются. Защита как форма нападения (один из паттернов, который может быть воспринят с детства) Важно признавать гнев, сбрасывать его.

Дар: Вежливость

Другой не виноват – вежливо ему об этом сообщить.

Второй линии нелегко держать чувства внутри, агрессия и гнев высказываются или вытесняются. Защита как форма нападения (один из паттернов, который может быть воспринят с детства). Важно признавать гнев, сбрасывать его.

Высокая частота – вежливость. Страсть, которая выражается разумно. Сила этой линии – делать так, что другим становится комфортно с самими собой.

3 линия

ЭР: Апатия

И не туда, и не сюда – колбасятся в своей боли.

Дар: Симпатия, сочувствие.

Это не только твоя боль – другим тоже больно.

Это люди, к которым хочется обратиться, когда нужна поддержка, во времена трудностей и душевных переживаний. Они расслабляют, поддерживают, с ними начинаешь себя чувствовать комфортно. При этом теневой паттерн проявляется ровно наоборот, и тогда в поле такого человека находиться очень тяжело.

Это состояние можно описать словами «душевная апатия». Где-то глубоко подавлены эмоции, которые делают его уязвимым. Тройка всегда находит способ не смотреть в себя, не признавать свои эмоции, а найти обходной путь. Вам нужно быть уязвимым самому, чтобы проявлять сочувствие к другим.

4 линия

ЭР: Злость

Не проявляют боль, злость застревает внутри.

Дар: Доброта

Как проявляется эмоциональная реакция по 4 линии? Злобой!

Это – злоба, направленная на другого человека, как способ оттолкнуть другого из страха, что он отвергнет нас первым. 4 линия обладает врожденным даром социализации, поэтому такие дети могут развить дар манипуляции другими. Злость может проявляться и открыто и скрытым образом, «за спиной» человека. Посмотрите осознанно на свое поведение. Не отталкиваете ли вы других? Как проявляется этот паттерн?

Злость – это проявление нашей низкой самооценки, это способ оттолкнуть другого из страха, что он отвергнет нас первым. 4 линия обладает врожденным даром социализации, поэтому такие дети могут развить дар манипуляции другими. Злость может проявляться и открыто и скрытым образом, «за спиной» человека. Посмотрите осознанно на свое поведение. Не отталкиваете ли вы других? Как проявляется этот паттерн?

Исцеление травмы 4 линии – нежность и признание себя, какой ты есть. Отпусти важность признания тебя другими. Если ты признаёшь себя, даёшь любовь себе, ты не можешь быть отвергнутым другими!

На уровне Сиддхи четвертая линия травмы – это естественный талант сердечности. Такие люди умеют ДАРить ощущение Сопричастности. Такое общение, где никто не покинут. Рядом с ними вы всегда чувствуете свою вовлеченность: где-то это похоже на принятие в семью, как будто вы по праву своего существования уже являетесь родной душой. Это действительно потрясающее ощущение душевного комфорта и тепла рядом с такими людьми.

Эмоциональная реакция 4 линии – злоба. При этом злоба – это всего лишь оборотная сторона доброты. Здесь все дело в оценке и восприятии самого себя. Если вы уверены в себе, любите себя, то и по отношению к другим вы будете испытывать те же чувства. Если у вас 4 линия в этой сфере, рассматривайте свой генный ключ и его дары как то качество, которое вы можете дарить другим во взаимоотношениях.

5 линия

ЭР: Неуважение, высокомерие

Унижают «обидчика», становятся высокомерными. «Ты ниже меня».

Дар: Уважение.

Дать уважение себе и, следом, другим.

Уважение напрямую зависит от эмоциональной зрелости, которую безошибочно чувствуют другие люди.

Неуважение (тень) может быть направлено на самые разнообразные вещи: чувства, тело, здоровье. Или во внешнее – на среду, культуру, людей. Неуважение может проявляться через беспокойство, цинизм, неблагодарность или эгоизм. Часто потребность пятой линии в проявлении силы связана с глубокой эмоциональной нестабильностью, небезопасностью. Это значит, вам постоянно нужно иметь дело с темами силы и власти.

Здоровая 5-я линия эмоциональной сферы несет в мир смирение, готовность сдаваться. И именно это, в сочетании с внутренней силой и уверенностью, оказывает сильное влияние на окружающих.

Ключ к уважению в том, чтобы, прежде всего, уважать самого себя. И для этого необходимо быть хорошо осведомленным о своих собственных тенях.

6 линия

ЭР: Отчуждение

Был друг, стал враг. Проживают все предыдущие 5 эмоциональных реакций.

Дар: Почтение

Почтение ко всему, что есть в мире. Внимание и любовь к самому себе.

Осознанное видение красоты Жизни.

Путь 6 линии в сфере EQ – это путь эмоциональных открытий. Цель этого пути – обрести эмоциональную мудрость, поэтому сама дорога может быть полна проб и ошибок. Внутреннее виденье шестой линии подсказывает ей, что истинная любовь возможна, но на частоте тени мы перестаем доверять этому внутреннему голосу.

6-я линия должна быть самой терпеливой. Здесь есть возможность пережить самый полный спектр различных эмоций, и, прежде всего, научиться относится со вниманием и любовью к самому себе.

Иногда 6-м линиям кажется, что они движутся по туннелю и лишь иногда выходят на свет, чтобы снова оказаться в новом туннеле. В итоге вы станете сильнее, сердце откроется, и вы станете осознанны относительно красоты жизни. Больше, чем вы могли себе представить.. Это и есть истинное значение «Почтения».

Почтение ко всему, что есть в мире. Внимание и любовь к самому себе. Осознанное видение красоты Жизни. Путь 6 линии в сфере EQ – это путь эмоциональных открытий. Цель этого пути – обрести эмоциональную мудрость, поэтому сама дорога может быть полна проб и ошибок. Внутреннее виденье шестой линии подсказывает ей, что истинная любовь возможна, но на частоте тени мы перестаем доверять этому внутреннему голосу. 6 линия должна быть самой терпеливой. Здесь есть возможность пережить самый полный спектр различных эмоций, и, прежде всего, научиться относится со вниманием и любовью к самому себе. Иногда 6 линиям кажется, что они движутся по туннелю и лишь иногда выходят на свет, чтобы снова оказаться в новом туннеле. В итоге вы станете сильнее, сердце откроется, и вы станете осознанны относительно красоты жизни. Больше, чем вы могли себе представить.. Это и есть истинное значение «Почтения».

Отсутствует эмоциональная реакция на травматическую ситуацию
dizain-cheloveka21.ru

CATEGORIES
Share This