Отношение к миру

Как изменение отношения к миру может изменить всю жизнь

Существуют тонны цитат, пословиц и советов, которые постоянно пытаются донести до нас, что, думая позитивно, мы можем привлечь в свою жизнь много счастья и успеха. Безусловно, есть большое количество людей, которые стали очень успешными и достигли удивительных высот, сохраняя позитивный и оптимистичный настрой в жизни, не забывая при этом, конечно, уделять время и прилагать усилия для достижения своих целей.

Основное отличие этих людей от остальных состоит в том, что они иначе смотрят на свою жизнь и на себя. Это, как правило, довольно умные люди, которые получили свои знания и опыт, читая книги, много практикуясь или просто следуя своим инстинктам. Кажется, что они лучше понимают устройство жизни, и это позволяет им притягивать то, о чем они мечтают.

Такие люди, несомненно, знают о том, что вселенная на самом деле регулируется некоторыми законами и циклами. Для всякой деятельности существуют правильные время и место; иногда мы поднимаемся, иногда опускаемся. Жизнь никогда не стоит на месте. Если мы поймем, как работают эти законы, мы сможем изменить свое будущее.

Один из наиболее важных законов состоит в том, что мы притягиваем столько энергии, сколько излучаем, и получаем столько, сколько отдаем. Поэтому для того чтобы добиться изменений во внешнем физическом мире, мы должны начать с изменения своего внутреннего мира.

Внутренний мир — это мир мыслей. Когда мы думаем о чем-то или мечтаем о достижении цели, мы создаем мыслеформу или мысленный объект. Такая мысленная сущность может в определенной степени повлиять на внешний мир. У большинства людей мыслеформы довольно слабы или неопределенны. Иногда люди и вовсе не знают, чего именно они хотят. Поэтому мы должны точно знать, чего мы хотим от жизни, и должны верить в то, что сможем этого достичь.

Если вы думаете, что вы способны на что-то, вы правы; если вы думаете, что у вас что-то не получится, вы тоже правы.

Чтобы создавать мощные мыслеформы, которые могут привести нас к цели, мы должны быть предельно точными и решительными в отношении того, что хотим достичь. Записывание своих целей на бумагу, создание визуализаций или фотографий, связанных с целью, являются некоторыми из методов, которыми уже пользовались многие люди для создания мощных мыслеформ.

Но посылания позитивных импульсов и создания сильной мыслеформы, как правило, недостаточно для достижения успеха. Мы также должны иметь волю, которая позволит нам убеждать себя в том, что необходимо оставаться сосредоточенными и решительными для обеспечения энергией нашей мыслеформы.

Если у вас есть воля, вы всегда найдете способ. Воля — это ваша движущая сила, которая, как правило, исходит от сильного желания, желания изменить, достичь или превзойти. Сильная воля поможет сохранить решительность, даже когда ваш организм устанет. Некоторые люди называют это настойчивостью.

Помимо сильной воли и приверженности результату, не менее важное значение имеет отношение к жизни. Поэтому еще одной общей чертой всех успешных людей является их оптимизм. Оптимизм не только позволяет нам сохранять позитивный настрой, но и положительно влияет на наш энергетический уровень и помогает привлечь удачу.

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист видит возможности в каждой трудности.

Как отмечалось ранее, закон вселенной говорит о том, что все, что мы посылаем, рано или поздно к нам вернется. Исходя из принципа единства, большинство из того, что мы делаем для других, в том числе мы делаем и для себя. Человек, который всегда ворчит, создает вокруг себя негативную атмосферу, поэтому в ответ он, скорее всего, получит в свое окружение таких же пессимистично настроенных людей, неблагоприятные события, неожиданные несчастные случаи — одним словом, невезения.

Оптимизм же помимо всего прочего дает нам необходимую энергию. Именно энергия заставляет все вещи в нашем мире работать. Оптимисты обладают большей энергией, поэтому в большинстве случаев они становятся более успешными.

Человек часто становится тем, кем он себя считает. Если я верю, что не могу сделать что-то, это делает невозможным совершение этого. Но если я верю, что могу, я приобретаю способность делать это, даже если у меня не было этой способности ранее.

Будем ли мы жить хорошей жизнью или нет, зависит только от нас. Только мы сами являемся творцами своей жизни. Не забывайте об этом.

Отношение к миру
vidabonito.ru

Отношение к миру

Для одних вещи имеют ценность, а для других, лишь цену…

Я всегда помню, что выбор как воспринимать события в своей жизни, людей и их слова — ЗА МНОЙ!

© Copyright: Джулиана Вильсон, 2016 Свидетельство о публикации №116053007983

Любовь — есть истина души! Прав тот, кто мыслит категориями любви!

Если мир не препятствует тому, чтобы вы принимали его таким какой он есть, то всё, что вам необходимо — это справиться с собой. 😉

© Copyright: Джулиана Вильсон, 2015 Свидетельство о публикации №115012900317

Люди давно уже перестали смотреть на мир через розовые очки. Скорее уж темные теперь в ходу. А ведь в темных очках за мотылька мы можем принять банальную моль, а за симпатичного енота -и вовсе скунса. Вот и выходит, что отгораживаясь от окружающего мира, мы вынуждены спасать потом себя от последствий нашей слепоты.

Счастливец — это не тот человек, которого окружают удобные обстоятельства, но тот, кто выработал подходящее отношение к миру.

Самое страшное и отвратительное что может быть в мужчине так это трусость, в любом ее проявлении… со временем даже любовь способна выжечь

Дай задержаться мне.

Дай задержаться мне на краешке души,
В твоих глазах… и на устах… немного…
И прогонять меня ты не спеши,
Твоя мелодия до боли мне знакома.

Ты говоришь так грустно, всё про жизнь…
И отзываешься во мне всё чаще, тоньше…
Наступит ночь, родится новый день,
Но мы не станем никогда уже моложе.

Дай мне запомнить вкус дождей, ветров,
Которыми пронизан ты до нитки,
Пропитан горьким запахом костров…
Вон, на висках от пепла пережитки!
… показать весь текст …

Наш мир живой… И мы не дети его, как любят повторять люди. Тем более — не хозяева, не правители. Не просто доска, прибитая гвоздями, а ветка, пронизанная соками земли.

Я никогда не стану унижаться

Я никогда не стану унижаться
И умолять глаза, где спесь и злость,
И чьей-то глупой воле подчиняться,
Вилять хвостом, когда мне бросят кость.

Я никогда не буду лгать в угоду,
Лицо не стану медом заливать,
Когда в обмен за правду и свободу
Хрустящие мне будут предлагать.

Я только помолюсь о тех, кто дорог,
И попрошу Его послать совет
И силы, чтоб идти все время в гору
На яркий и такой манящий Свет.
… показать весь текст …

Так хочется …

Так хочется кусочек счастья…
Так хочется полёт мечты…
Из добрых дел браслетик на запястье
И видеть рядом, милые черты.
Так хочется кусочек веры…
Приносит новый день добро.
Поменьше было б зла и гнева,
В душе рождалось, чтоб тепло.
Так хочется, чтобы надежда…
Всегда попутчицей была.
И если есть два берега, то между
Не рушились мосты бы никогда.
Так хочется любви источник,
… показать весь текст …

Простота

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного.

СВОБОДА

Смирительной рубашки панцирь,
Запретов и советов ремешки.
« Не говори, не думай и не делай,
Смотри туда… и будь как все.»

А я на небо взгляд пускаю
И в синеве его плыву.
Под кедрами сибирскими гуляю
И черноморскую ласкаю я волну.

Не удержала, не сломила.
Сама сломалась клетка та.
Я крылья как у бабочки раскрыла.
Свой мир раскрашу красками добра.

Походу я 100%-ный неадекват… Букашек на дороге перешагиваю, чтобы ненароком не раздавить, мух в доме ловлю и отпускаю на улицу… А прежде, чем прихлопнуть комара, говорю ему: «Извините»… О_О

Излишняя недоверчивость и подозрительность — признак эмоционального выгорания интуиции.

Всё зависит от того, каким видит человек окружающий его мир, — мастерской, как тургеневский Базаров, или спальней, как гончаровский Обломов.

www.inpearls.ru

ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

Если при исследовании мира взгляд астеника останавливается лишь на фактах, свидетельствующих о его несовершенстве, на всем том, что может подтвердить его невысокое мнение о себе, истероид выхватывает лишь ту информацию, которая подтверждает его значимость и уникальность.

Для истероида окружающий мир — это огромная сцена театра одного актера, залитая светом, подчеркивающим всю его неповторимость и привлекательность.

Читайте также

Об отношении к миру

Об отношении к миру Половые органы состоят из мягкой ткани, тем самым они выражают сущность матери – отношение матери к миру. Хоть здоровье мягких тканей каждого человека и зависит от матери, но человек сам определяет, станет ли он увеличивать или уменьшать негативность

Миру-мир

Миру-мир Парки и детские площадки предназначены для спокой-ного отдыха и детских игр. Тем не менее иногда там можно наблюдать и менее приятные сцены. Дети всегда будут детьми, иногда непослушными и совсем не примерными. Дети играют не только в прятки и классики – есть

Эпилог МИРУ — МИР

Эпилог МИРУ — МИР Мы с вами способны принести миру мир, изменив свои мысли и чувства.Когда я читал курс лекций в Палм-Спрингс, один человек в гостинице, где я остановился, попросил меня подписать петицию против войны. Он сказал, что им пока удалось собрать двадцать тысяч

Глава 18. Последняя из Человеческих Свобод. Полезное отношение к миру.

Глава 18. Последняя из Человеческих Свобод. Полезное отношение к миру. «Человек никуда не погружается с таким миром и свободой, как в свою душу» Марк Аврелий из книги Медитаций, Книга 4 Марка Аврелия (167 г. до н.э.) Маленький мальчик держал отца за руку, пока они шли к баракам

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО МИРУ

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО МИРУ Чтобы написать эту книгу, мы посетили свыше тридцати стран. Мы собирали информацию и проводили исследования личных отношений повсюду. В своей работе мы постарались коснуться основных тем и рассказать вам о наиболее распространенных проблемах, чтобы

О вежливости к миру

О вежливости к миру Вежливые люди избегают требований и щедры на благодарность. И чтобы жить с миром в мире, надо быть к нему просто вежливым. Вежливые люди не кричат, что мир им что-то должен, они имеют к нему пожелания.Кроме соблюдения правил приличия учитывайте и то, что

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Циклотимик чувствует себя в окружающем мире необычайно уютно.Радость от созерцания окружающего мира, любопытство, любовь к новизне, потребность к физическому перемещению в пространстве, получение радости от преодоления препятствий,

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Здоровый ребенок. Маленький циклотимик радуется окружающему миру, эпилептоид с детства хочет быть его повелителем, ребенок–шизоид мало что понимает в происходящих вокруг него событиях и хочет держаться от них подальше. А вот первая реакция

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ При восприятии мира мы сами создаем сцену, сами ставим подсветку, являемся и режиссером, и сценаристом, и рабочим сцены. Главное — именно мы надеваем маски на актеров.Сценарий, созданный астеником, всегда о любви, гармонии. Мягкие лучи его

Вы нужны миру!

Вы нужны миру! Во время Второй мировой войны молодой солдат по имени Мартин был ранен в кровопролитном шестидневном сражении. Обе стороны несли огромные потери, однако Мартину повезло: он отделался легким ранением. Насколько ему повезло, он осознал в госпитале во время

Любознательность к миру

Любознательность к миру Но откуда появилась эта страсть к науке? И его отец, и дядя поощряли в юноше научный энтузиазм. Известно, что когда в пятилетнем возрасте мальчик заболел и вынужден был несколько дней провести в постели, отец подарил ему компас. Малыш был

Претензии к миру

Претензии к миру Эго имеет человека в разных формах. Иногда в особо извращенных. Один из вариантов такого извращения – попытка всю вину за свои несчастья свалить на окружающий

Две причины недовольства другими: нереалистичное отношение к миру и недовольство собой

Две причины недовольства другими: нереалистичное отношение к миру и недовольство собой Это детское чувство недовольства происходит, во-первых, от нереалистичного отношения к себе, к миру, к людям, а во-вторых, от глубинного, подчас скрытого недовольства собой.Первая из

41. ВО БЛАГО МИРУ

41. ВО БЛАГО МИРУ Учитесь управлять сексуальной энергией — и она не истощит, но исцелит вас. Вожделение превратится в служение своей миссии, а значит и всему миру, который обретет наконец ваш полностью раскрывшийся внутренний дар. В присутствии привлекательной особы

От перемирия к миру

От перемирия к миру Запросив в конце сентября 1918 г. перемирие, лидеры Рейха руководствовались самыми противоречивыми соображениями. Генеральный штаб и консервативные круги стремились заключить на Западном фронте компромиссный мир, чтобы получить передышку, которая бы

psy.wikireading.ru

Познавательного отношения человека к миру

Познавательное отношение человека к миру является предметом осмысления гносеологии. Гносеология – это философское учение о сущности и развитии познания, условиях его истинности и месте в социально-культурном бытии человека. Знание как информация об окружающем мире и самом себе необходимо человеку для ориентации в мире, для объяснения и преобразования природной и социальной среды, для прогнозирования социальных процессов.

В настоящее время познавательная деятельность человека изучается психологией, нейрофизиологией, семиотикой, историей культуры и другими науками. В рамках когнитивной психологии (лат. cogito – мыслю, познаю) познавательная активность человека изучается в аспекте приобретения, организации и использования знания для корректировки поведения человека. Ощущения, восприятия, мышление для общей психологии выступают в качестве форм психического, изменяющихся под влиянием внешних и внутренних факторов и влияющих на поведение человека.

Для гносеологии ощущения, восприятия и мышление являются средствами достижения истинного знания о мире. Главным здесь является вопрос об отношении знания к объективной реальности. Поэтому категория истины занимает центральное положение в гносеологии. Проблема «Что я могу знать?» является стержневой для всех других проблем теории познания: «Каковы познавательные способности человека? Каковы критерии истинного знания? Каковы возможности научного познания?» Эти и многие другие вопросы сводятся к вопросу «Что такое истина?» Вопрос об истине осмысливается, в свою очередь, в широком социально-культурном контексте, ибо бытие человека в мире не исчерпывается познавательным отношением.

По вопросу о возможностях познания мира человеком в истории философии сформировалось несколько точек зрения.

Агностицизм отрицает возможность достижения знания о сущности предметов и явлений. Человек не может, согласно данной точке зрения, оценить совпадение своего знания с реальностью потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы опыта выйти невозможно. Познаваем лишь мир явлений, сущность же вещей непознаваема.

Скептицизм выражает сомнение в достоверности получаемых человеком знаний. Как правило, он активизируется в кризисные периоды развития науки и культуры в целом. В разумной мере скептицизм необходим: сомнения в истинности полученного знания потребуют более детальной проработки знания, его аргументации и систематизации.

Гносеологический оптимизм исходит из утверждения о принципиальной познаваемости сущности явлений, их закономерных связей, уверенности в способностях человека познать истину. Крайним вариантом такой позиции является наивный реализм, согласно которому реальность полностью тождественна человеческому знанию о ней. На самом же деле такое полное совпадение знания с реальностью недостижимо (подробнее этот аспект рассматривается ниже).

Античная философия разработала первые образцы поиска истины, заложила основы гносеологии. Проблемы познания формируются в русле проблемы бытия и культуры в целом. Предмет в своем истинном содержании может быть только «дан» познающему в качестве проявления единого и абсолютного бытия. Всякая активность человека порождает лишь «мнение», то есть нечто неистинное и потому не соответствующее бытию.

В европейской философии Нового времени гносеология занимает центральное место в философии в связи с формированием субъект-объектной картины мира, пришедшей на смену теоцентрической, иерархической картине мира. Субъект и объект противопоставлены друг другу.

Развивая кантовскую идею активной роли субъекта, Гегель обосновал тезис о единстве субъекта и объекта, о тождестве бытия и мышления и, следовательно, о совпадении гносеологии и онтологии. Основой индивидуального субъекта является объективный дух, зафиксированный во внешних для отдельного человека формах культуры.

Марксистская философия всю проблематику познания формулирует на основе тезиса о включенности познания в социально-практическую деятельность. Познание рассматривается как процесс творческого отражения объекта в сознании субъекта.

Субъект познания в современной философии – это активно действующий познающий человек, социальная группа, человечество в целом.

В обществе выделяются отдельные обладающие развитыми способностями и талантами люди, достигающие больших успехов в познании. Имена этих ученых навсегда сохраняются в истории культуры человечества. Такой субъект познания – не только гносеологическая категория, это личность со всеми присущими ей положительными и отрицательными качествами, особенностями ее поведения в обществе, чертами характера, темперамента. Если субъект познания – научный коллектив, то он тоже имеет свою атмосферу межличностных отношений, противоречий, организации труда. Но эти и индивидуальные, и коллективные особенности – лишь условия, фон, которые могут помогать или мешать познавательному процессу. Главное для субъекта познания – решение исследовательских задач, открытие истины.

Субъект познания – активное творческое, исторически развивающееся начало в структуре познавательного процесса. Он включен в мир культуры, овладел ее богатствами – языком, знаниями, эстетическими и нравственными ценностями, средствами предметно-практической деятельности. Социально-историческая сущность познания проявляется и в том, что в познании используются и играют большую роль опосредующие предметы – инструмент, приборы, знаковые символы, модели, схемы. Через них человек выделяет существенные черты и свойства познаваемых объектов. Посредники – предметы несут в себе определенный социально-истори-ческий опыт всей человеческой культуры.

Объект познания – это часть реальности, на которую направлено познание субъекта. Объект – это не просто вещь или процесс, которые попали в поле зрения субъекта. Объект по отношению к субъекту – такая реальность, которая выделена из всех других для познания с определенными целями в процессе практической деятельности. С точки зрения познания субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта, иначе невозможно достигнуть знания. Пока та или иная вещь не попала в сферу познания, она существует, но о ней ничего не известно. Став объектом, она познается субъектом. Возникают субъектно-объектные отношения. Например, гены всегда существовали в живых организмах, но о них ничего не знали. Открытие гена сделало его объектом научного исследования.

Результатом взаимодействия субъекта с объектом является знание как образ объекта. Этот образ существует в чувственно-наглядной и мыслительной, абстрактно-понятийной форме.

В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он является и его объектом. Можно сказать, что социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Люди – субъекты и объекты познания. Социальное познание затрагивает интересы определенных людей, классов. Это создает специфику социального, гуманитарного познания.

Главными познавательными процедурами являются объяснение, понимание и предсказание.

Объяснение – это подведение явления, факта или события под закон. Объяснить факт – значит логически вывести высказывание о факте из общего высказывания, то есть из теории, закона. Чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю, Ньютону, по маловероятной легенде, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения стабильности цены товара прибегают к закону спроса и предложения. Такие объяснения называются номологическими (греч. nomos – закон). Используются и причинные объяснения, основанные на опытных обобщениях. Например, причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила.

Важной является проблема объяснения в гуманитарной сфере. В истории, например, трудно подвести индивидуальное событие под какой-либо закон. Конечно, причинные и номологические объяснения используются в познании общества и человека, но они не раскрывают всей сложности этих «явлений», часто оказываются поверхностными. Поэтому познание социально-гуманитарной сферы носит характер понимания. Понимание – это способ истолкования явлений и событий в жизни людей. Суть истолкования состоит в раскрытии целей, мотивов и смысла в поступках людей.

Предсказание по своей логической структуре не отличается от объяснения. Оно основывается на выводе высказываний о еще не обнаруженных явлениях, тенденциях на основе имеющихся знаний.

studopedia.ru

Презентация к уроку на тему: «Мое отношение к миру».

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    МОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ Выполнил: ученик 4 класса Ахметов А.Б. Руководитель проекта: Тарасова Л.А.

    Живя только своими интересами, мы не задумываемся о разнообразии мира, но ведь существует много видов отношений, которых мы не замечаем, потому что считаем, что это просто жизнь. Мир- это все, что нас окружает

    ОДУШЕВЛЕННОЕ НЕОДУШЕВЛЕННОЕ МИР

    Мы реагируем негативно, потому что относимся потребительски, не считая нужным любить

    «Господи, прости меня за то, что не принимаю и осуждаю созданный Тобою мир, я раскаиваюсь в этом и в том, что меня бесит то, что все в этом мире сопротивляется мне, не подчиняясь моим желаниям и требованиям. Господи, прошу, помоги очистить мою душу от этой грязи. И прошу, Господи, научи меня нормальным отношениям с миром, я хочу научиться любить его независимо ни от чего. Это мой выбор и мое решение». Отношение к миру

    «Господи, прости, что в основе моего агрессивного отношения к миру лежит обожествление мира и зависимость от получения позитивных эмоций от гармонии с ним»

    «Я раскаиваюсь в этом и прошу, Господи, помоги мне очисть мою душу от этой грязи, научи меня нормальным отношениям с миром, я хочу любить его независимо ни от чего. Это мой выбор и мое решение»

    Мое отношение к миру зависит от того, насколько я себя люблю

    Мир добр по отношению к тебе, если ты ищешь эту доброту

    Люди не могут жить в этом мире без добрых слов, стихов, музыки, а также Любви Господней

    Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы

    Презентация к уроку по предмету ОРКСЭ на тему: «Мое отношение к миру» выполнил ученик Ахметов Алексей.

    Руководитель проекта: учитель начальных классов Тарасова Людмила Алексеевна.

    Мир — это все, что нас окружает.

    Люди не могут жить в этом мире без добрых слов, стихов, музыки, а также Любви Господней

    • Тарасова Людмила АлексеевнаНаписать 1046 17.11.2018

    Номер материала: ДБ-236647

    • Доп. образование
    • Презентации
      17.11.2018 76
      17.11.2018 87
      17.11.2018 223
      17.11.2018 95
      17.11.2018 108
      17.11.2018 153
      17.11.2018 70
      17.11.2018 307

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Отношение к миру
    infourok.ru

    Человек и его отношение к миру

    В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь, в том числе и жизнь человека, как высшую ценность, но право, не признающее обязанностей, превращается в абстракцию, в оторванность от реального бытия человека. Поэтому защита гуманистических идеалов сопряжена с повышением ответственности человека за свою деятельность на путях преодоления разобщенности людей, в понимании того, что никто не может жить спокойно на Земле, если где-то кому-то плохо. Человека на этом пути оправдывает не успех, а сознание, что он сделал все, что мог сделать в той или иной проблемной ситуации, проявляя свою меру человечности. На дороге эволюции от человека как двуногого животного до существа с претензией нести ответственность за себя и за весь мир, изменялось понятие человеческого в человеке. Каждая эпоха вносила что-то свое с тем, чтобы в начале XXI в., рассматривая человеческое в человеке, можно было бы отметить его составляющие:

    • • стыд и совесть, сострадание как солидарность, но не жалость;
    • • удивление и благоговение перед красотой мира;
    • • принятие жизни как высшей ценности;
    • • ответственность за себя и за свою деятельность.

    Этот ряд остается открытым для будущих поколений. По некоторым составляющим продолжается полемика, но ясно одно: человек, лишенный человеческого, может быть кем угодно, но он не может быть человеком, не может быть «челом своего века». Человек, совершающий злодеяние, ответственен за свои поступки даже тогда, когда он выполняет приказ, и даже тогда, когда невыполнение приказа грозит ему смертью. Ответственность несет и отдающий приказ, и его исполнитель. Можно говорить о разной мере ответственности, но неправомерно поднимать даже сам вопрос об уходе от ответственности.

    Любой поступок есть единица деятельности человека, а его деятельность есть способ существования и осуществления своего бытия. И каждый шаг бытия человека сопряжен с мерой его ответственности. Чувство ответственности в жизни человека выступает своеобразным «фонарем Диогена», когда при его свете жизнь общества и жизнь отдельного человека предстает в крупном плане, являет свои «-измы»: отчужденность и враждебность, нетерпение и нетерпимость, равнодушие и предательство; когда человек расстается с иллюзией, что он может уйти из общества, отгородиться от других людей. Только через понимание и принятие других, только через возрастание чувства ответственности человек может разорвать трагическую безысходность своего одиночества, преодолеть культ равнодушия.

    Мера ответственности за себя, за свои поступки породила и социальную ориентированность человека в направлении «от горизонта одного к горизонту всех», хотя эта ориентированность осложняется в мире отчуждения и дисгармонии, неправа и правового нигилизма. Тем не менее существует надежда обрести гармонию в системе «природа — общество — человек», приблизить мир к успешному решению платоновской проблемы единства индивидуальной добродетели и общественной справедливости. Только через другого, через общество, через правовое поле может человек найти и самовыразить себя. Бегство от других, от проблем общественного бытия — не выход, ибо в социальном измерении человек является личностью. Убежать от самого себя еще никому не удавалось. Историческая разобщенность стран и народов, расовые предрассудки, национальная рознь и другие обесчеловечивающие факторы в известной мере усложняют дорогу к диалогу через терпение и терпимость, но сложившийся диалог значительно повышает ценность общечеловеческих связей, где мир формальной рациональности уступает место миру свободного выбора в дилемме «иметь или быть», где человек обретает статус ответственного бытия.

    Взаимосвязь ответственности человека и его социальная ориентированность предполагают утверждение самоценности человека. XVIII век в лице И. Канта подарил человечеству три аксиомы категорического императива:

    • • поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех;
    • • в своих поступках исходи из того, что всякий другой человек является высшей ценностью, его нельзя рассматривать как средство;
    • • все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

    Эти аксиомы в своем триединстве заложили основание самоценности человека, реализовав преемственность вклада всех эпох и поколений, включая аксиому Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

    XX век продемонстрировал, что нет более высокой ценности, чем жизнь человека. Любые попытки переоценки оборачиваются деградацией человечества, ставят под сомнение его перспективу. Начиная с Нового времени капиталистический способ производства утвердил не только формальную рациональность, но и заложил основания общества отчуждения вследствие фетишизации товара, денег и капитала. Изменился капитализм, но и в XXI веке не изменилась его сущность, о чем свидетельствует феномен отчужденного общества, где глобальные проблемы ставят под сомнение перспективу человечества. Люди в этом обществе чувствуют себя неуютно, пытаются уйти в одиночество, но этот шаг противоестественен, ибо одиночество лишает человеческую жизнь смысла, ставит под сомнение его самоценность. Только подлинное принятие и утверждение принципа самоценности человека порождает в нем чувство сродности.

    Историческая активность человека и его отношение к миру находятся в прямой зависимости от меры его ответственности, социальной ориентированности и самоценности.

    Таким образом, главная особенность бытия человека в мире заключается в том, что его бытие осуществляется одновременно в природе, социуме и культуре. В природе человек ведет себя как витальное существо, в социуме — как социальное существо, в культуре — как духовное существо. Все это задает многогранность человеческого «Я», его способность проявляться в различных дискурсах, в том числе и в правовом. Более того, через правовой дискурс человек заявляет о себе как правоспособное, дееспособное и деликтоспособное существо.

    Для первого «Я» побудительным мотивом выступают витальные потребности, для второго «Я» — потребности социальной самореализации, для третьего — потребности духовного совершенствования и само- осуществления в мире семи проекций от политики до науки, включая право, мораль, искусство, религию и философию. Первое «Я» — биологическое. Оно реализует волю к жизни. Второе «Я» — социальное. Оно ориентировано на волю к власти, рассматривая других как средство достижения своих целей. Третье «Я» — духовное. Оно реализует волю к власти над собой. Преодолевая себя, человек становится Человеком со всеми атрибутами человеческого.

    Три вида побуждений (мотивов) могут сталкиваться между собой, противоречить друг другу и создавать драматические коллизии во внутренней и внешней жизни человека. Они могут складываться в единый силовой вектор, обеспечивая максимальную социокультурную энергетику и мобилизацию сил на осуществление конкретной цели.

    Большинство преступлений против личности и ее собственности обусловлено тем, что люди не в состоянии справиться с внутренними противоречиями, не видят оптимальных путей их разрешения. Профилактикой девиантного поведения могут быть только воспитание и самовоспитание. Чтобы уяснить возможности воспитания и самовоспитания, следует ознакомиться с антропологемами витальности, социальности и духовности.

    Антропологема витальности есть совокупность врожденных свойств и способностей, обеспечивающих функционирование человеческого организма, который представлен телесностью, генетикой, биоритмами, психикой, инстинктами, подсознанием, чувствами, волей, памятью. Биологическая программа человеческого организма включает состояние зачатия, эмбриона, рождения, физического, полового и психического созревания; старение и смерть. Эта программа ориентирована на осуществление жизни как способа существования белковых тел через обмен с окружающей средой. Воля к жизни фокусирует направленность энергии на поставленную цель, независимо от ценностных ориентиров: хорошо или плохо, прекрасно или безобразно.

    Антропологема социальности есть сумма качеств, приобретенных человеком. Эти качества обеспечивают его способность существовать в обществе, выполнять определенные функции, быть личностью и выразителем интересов определенной общности людей. На этом уровне человек реализует механизм своей социализации через проекцию, идентификацию и последующую символизацию, демонстрирует свою меру воли к власти над обстоятельствами. Социальность формируется через систему общественных отношений с другими людьми, где каждое отношение несет в себе определенные права и определенные обязанности. Социальное заставляет индивида пребывать во власти необходимости, ставить общественное выше личного, долг выше свободы. В отличие от биологического «Я», социальное «Я», как правило, осознает свою зависимость от корпоративного «Мы», подчиняется ему и готово подчас раствориться в нем, ориентируясь на выполнение долга или реализацию принципа «как все». Социальность предполагает искусство освоения социальных ролей. Деятельность социального «Я» имеет уже не инстинктивный, а сознательный характер и предполагает способность воспринимать, мыслить, анализировать, переживать и принимать решения, переводя мысль — Слово в Дело в форме определенных поступков.

    Антропологема духовности — это представление о человеке как субъекте культуры, укорененном в нормативно-ценностных ориентирах от политики до религии, включая искусство и мораль, право, философию и науку. Духовное «Я» обеспечивает человеку возможность возвыситься над биологической и социальной ограниченностью его бытия. На этом уровне воля к жизни трансформируется в волю к власти, но, в первую очередь, власти над самим собой. Преодолевая себя, человек, становится самим собой. Он поднимает «планку» высоты своего «Я», реализует свой потенциал. В сфере духовности приоритетную роль играют не инстинкты удовлетворения витальных потребностей человеческого организма, не корпоративные интересы конкретного общества, а общечеловеческие идеалы блага, красоты и справедливости.

    Атрибутами духовного «Я» выступают совесть и интуиция в различных формах своего проявления. Нравственная интуиция проявляется как способность к глубинному пониманию другого человека. Религиозная интуиция проявляется как способность соприкоснуться со святым и священным. Экзистенциальная интуиция проявляется как способность схватывать смысл жизни прямо и непосредственно в условиях экстремальной ситуации. Творческая интуиция обеспечивает озарение и является отправной точкой отсчета новых открытий. Духовное «Я» не предопределено. В его становлении и осуществлении известную роль играет социокультурная среда, но решающая роль принадлежит индивиду, определяется его духовным миром. Именно духовный мир обеспечивает самодостаточность духовного «Я» или оставляет духовное «Я» в состоянии формальной и даже абстрактной возможности. Духовное «Я» возвышается над пределами естественного и социального существования, ибо оно ориентировано на служение высшим идеалам добра, истины и красоты.

    Таким образом, человек — не одномерное существо. Три его ипостаси — биологическая, социальная и духовная, взаимодействуя друг с другом, порождают массу противоречий, как основания драматизма человеческого бытия в мире бытия общества.

    Из совокупности основных противоречий человеческого «Я» можно выделить противоречия между витальным и социальным; социальным и духовным; биологическим (витальным) и духовным.

    Первая группа противоречий между витальностью и социальностью свидетельствует о том, что витальность не следует принижать (игнорировать), как это делали аскеты-отшельники. Ее нельзя и возвышать, иначе человек превратится в агрессивного хищника, идущего на поводу своих инстинктов и легко переступающего через любые социальные запреты. Поскольку носителем этих запретов выступает социальное «Я», то столкновение биологического и социального обретает локальный характер и проявляется как внутреннее противоречие человеческого «Я». Человек может по-разному разрешать это противоречие в различных условиях, принимая во внимание и витальные потребности, и социальные интересы своего «Я». Важно только не опускать, а поднимать планку социального, чтобы не оказаться заложником своей биологической природы.

    Вторая группа противоречий определяется тем, что социальное и духовное начала заявляют о себе разными требованиями. Социальное «Я» настаивает на подчинении части целому, ставя корпоративные интересы превыше всего и требуя соответствующей жертвенности. Духовное «Я» ориентировано на общечеловеческие ценности, а поэтому может противостоять политической ангажированности, ложному патриотизму, национализму, религиозному фанатизму. Духовное «Я» не приемлет тоталитарный режим, тогда как социальное «Я» достаточно спокойно адаптирует его нормы, ибо социальное «Я» соткано из системы реальных общественных отношений конкретного общества. Обыватель, как правило, разрешает противоречие в пользу социального, поставив перед собой задачу выжить. Что касается интеллигента, то он либо активно протестует, вынося протест вовне и получает статус диссидента, либо уходит в себя и глушит противоречие через механизм компенсации (алкоголь, наркотики, азартные игры).

    Третья группа противоречий определяется тем, что витальность и духовность демонстрируют полюса человеческого «Я», его «подножие» и «вершину». В этом смысле человеческое существование — это всегда бытие на грани, которая отделяет возможности падений и взлетов. Только культура, в ее измерении от политического до религиозного, помогает удержаться «на краю», не существовать, а осуществиться. Культура может помочь перевести противоречия между биологическим и духовным из колеи деструктивных процессов в русло конструктивных, созидательных преобразований. Культура способна развернуть коллизии не по антагонистическому сценарию, а по оптимальному пути разрешения противоречий с ориентиром на ценности блага и красоты.

    Осваивая культуру, в том числе и правовую, человек становится на путь самосовершенствования. Не противодействуя биологическому началу, человек и не порывает с ним. Будучи существом социальным, способным выполнять определенные общественные функции, человек продолжает оставаться живым организмом, наделенным волей к жизни. Будучи существом духовным, человек обретает способность постигать глубинную суть мира и своего места в мире. Он по-иному видит, по-иному слышит, по-иному чувствует сердцем и по-иному может выразить это в слове своем, ибо он созрел до готовности «глаголом жечь сердца людей».

    Духовное рождение человека осознается и переживается как состояние, наделенное волей власти над собой. Только в самоборении, в состоянии диалога с самим собой, в муках поиска своего «Я» рождается духовный мир человека и выстраивается оптимальное отношение его к миру, когда вся нормативная «пирамида» социальных регуляторов от архаики до права переводится из состояния внешней необходимости в состояние внутренних побуждений на уровне самоконтроля.

    Антропологический дискурс права обусловливает необходимость рассмотреть и экзистенциальный дискурс права, уяснив предпосылки правосознания, мотивы конфликтов и экзистенциальное самосознание.

    studref.com
    CATEGORIES
    Share This