Отношение человека к миру понимание того

Мировоззрение человека

Содержание:

  • 1 Понятие «мировоззрение». Структура и формы мировоззрения.
  • 2 Виды мировоззрения

↑ Понятие «мировоззрение». Структура и формы мировоззрения.

Влияние мировоззрения на человеческую деятельность:
а) предоставляет человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
б) позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
в) даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Формы мировоззрения:

  • Мироощущение — отношение человека к окружающей действительности (чувства, настроения)
  • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях.
  • Миропонимание – совокупность взглядов на мир вокруг себя, его познание.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы и духовные ценности.

Носителем мировоззрения может быть: отдельная личность; социальная группа; общество в целом; человечество в ту или иную эпоху

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

В мировоззрении могут проявляться:

  • догматизм (от гр. — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
  • скептицизм (от гр. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
  • разумный критицизм.

2. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Убеждения зарождаются и развиваются в процессе становления человека, в общении с природой, в приобщении к культурным ценностям. Однако в различные периоды жизни убеждения могут измениться существенным образом.

3. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийное (на основе обыденного опыта, под влияние жизненных условий)
  • осознанное (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов)

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

  • Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
  • Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
  • Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуру.

↑ Виды мировоззрения

Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.

Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.

Так, различают мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), научное и философское мировоззрение.

Самой древней исторической формой мировоззрения считается мифология. В мифах соединены предания старины, рассказы об исторических героях и их путешествиях, легенды о происхождении ремесел и природных явлений, и вместе с тем, вымышленные сказания о богах, волшебстве, чудесах и о необычных существах. Мифы появлялись тогда, когда человек не мог объяснить то, с чем сталкивался, будь то явления природы или веяния судьбы. Но даже в современном мире существует своя мифология, которую мы воспринимаем как фантастику.

Со временем появляется религиозное мировоззрение, основанное на вере в единое, абсолютное и священное начало мира — Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. В результате складывается такая картина мира, в которой изменяется вся система представлений о статусе человека и о его жизни. Особенность религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Религия предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека религиозным нормам, идеям и представлениям. Для человека религия становится не только объяснением происхождения всего, но и опорой в тяжелых жизненных ситуациях.

В современности получило широкое распространение философское мировоззрение. Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Философия отличается способом осмысления, методом подхода к решению вопросов. Сам термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно-теоретических методах, используя особые логические критерии. В процессе своего развития изменялась структура философского знания. Так, если изначально философия выступала единым теоретическим знанием о мире, то впоследствии внутри философии сформировались относительно самостоятельные области знания: политическая философия, философия права, философия науки, история философии, гносеология, учение о бытии, философия религии и т д. Философия выполняет ряд важных функций:

  • мировоззренческая (является основой мировоззрения);
  • критическая (оценка вопросов и событий на основе содержащихся в философии общих представлений);
  • идеологическая (выступает в роли идеологии);
  • прогностическая (прогнозирование явлений) и др.

Обыденное (или житейское) мировоззрение является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их основных потребностей (например, мировоззрение мещанина).
Научное мировоззрение — это теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Классификация видов мировоззрения не ограничивается только только предложенным списком, существуют и другие классификации.

Мировоззрение:

  • Теоцентризм (приоритет отдается Богу)
  • Природоцентризм (приоритет отдается природе)
  • Антропоцентризм (приоритет отдается человеку)
  • Социаоцентризм (приоритет отдается обществу)
  • Знаниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается знанию, науке)

Мировоззрение:

  • Прогрессивное
  • Реакционное

Мировоззрение:

  • Революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия)
  • Консервативное (приоритет сохранения существующего положения)

Мировоззрение:

  • Оптимистическое
  • Пессимистическое

Отношение человека к миру понимание того
[link]socialtutors.ru[/link]

Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Личность

Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Личность, с ответами. Работа состоит из 2 частей (в части 1 — 13 заданий, в части 2 — 3 задания).

Часть 1

1. Совокупность качеств, которые человек приобретает, живя в обществе, общаясь с другими людьми и занимаясь разными видами деятельности, составляет его

1) биологические свойства
2) психологию
3) личность
4) индивидуальность

2. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Для нормального развития человеку необходимо общение.
Б. Человек растёт и развивается в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Отношение человека к окружающему миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает, — всё это составляет его

1) психику
2) знание
3) сознание
4) общение

4. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Сознание свойственно только человеку.
Б. Только человек, обладающий сознанием, становится личностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Один из признаков развитой личности

1) способность к самостоятельной деятельности
2) умение говорить и двигаться
3) наличие фантазии и воображения
4) наличие навыков по добыванию пищи

6. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Каждый человек индивидуален, имеет свои уникальные черты.
Б. Индивидуальность определяет способности человека к деятельности, её успешность.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Индивидуальность человека выражается в

1) цвете его волос и глаз
2) росте и мышечной массе
3) способности к творчеству
4) скорости бега и передвижения

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Сильной личностью можно считать человека, который умеет отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помогать другим.
Б. Сильной личностью можно считать хорошо развитого в физическом смысле человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Познание человеком самого себя предполагает

1) исследование окружающего мира
2) поиск вида деятельности, который этому человеку максимально соответствует
3) стремление объяснить устройство мира
4) стремление познать законы природы

10. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.
Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Дополните схему.

12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только личности и не характерным для индивида.

1) темперамент;
2) самостоятельность мышления;
3) развитая самооценка;
4) развитая сила воли;
5) способность к самостоятельной деятельности.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

13. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только индивиду и не характерным для личности.

1) форма глаз;
2) цвет кожи;
3) рост и вес;
4) характер;
5) скорость ходьбы.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

Часть 2

14. Рассмотрите репродукцию картины В. А. Серова и ответьте на вопросы.

1) Кто изображён на картине?

2) Кого из персонажей картины можно назвать личностью, а кого — индивидуальностью? Свой ответ поясните двумя аргументами.

15. Прочитайте текст и выполните задания.

«Сколько людей — столько и характеров», — часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет, и даже близнецы, столь неотличимые на первый взгляд, на второй оказываются совершенно разными людьми. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обусловливает его поступки, из которых и складывается жизнь.

Учёные-психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде. Во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

Характер тесно связан с темпераментом человека и его способностями. В какой-то мере темперамент является одной из составляющих частей характера, так как обусловливает форму проявления реакций человека, динамику его психических процессов. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты. Понятие способностей тоже входит в определение характера. Например, развивая способность к труду, мы одновременно развиваем трудолюбие как черту характера.

Темперамент, как правило, наследуется ребёнком от одного из родителей. Но темперамент — это только база для воспитания различных черт характера. Характер не является врождённым и неизменяемым свойством, он формируется под влиянием жизненного опыта, воспитания, окружающей среды.

В характере каждого человека можно найти общие с другими людьми черты. В первую группу выделяют черты характера, которые являются психической основой личности. Это такие качества, как принципиальность, честность, мужество и их антиподы: малодушие, неискренность.

Во вторую группу входят черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Это общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

Третью группу составляют черты характера, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относят гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, самоуважение.

Четвёртая группа отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность входят в эту группу.

1) Выделите главную мысль текста и дайте ему название.

2) Какое определение характера дано в тексте?

3) Какие четыре группы черт характера выделены в тексте?

16. Прочитайте текст и выполните задания.

Характер человека несколько изменяется на протяжении его жизни. Эти изменения протекают чаще всего неосознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты. Основные базисные черты закладываются ещё в раннем возрасте, и можно утверждать, что к 5-6 годам ребёнок имеет свой собственный характер. Уже ко второму году жизни ребёнок демонстрирует волевые черты характера, а к 3-4 годам формируются деловые черты. Явные признаки коммуникативных черт характера проявляются к 4-5 годам, когда ребёнок начинает принимать активное участие в групповых ролевых играх.

В этот возрастной период на характер ребёнка сильнейшее влияние оказывают взрослые, то, как родители обращаются с малышом. Если родители уделяют внимание ребёнку, разговаривают с ним и интересуются его желаниями, то у такого ребёнка вероятнее всего разовьются доверие к людям, общительность и жизнерадостность. В противном случае вероятно появление таких черт, как замкнутость, закрытость.

В школьные годы продолжается формирование характера ребёнка, но если в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, то в средних классах большое влияние на формирование характера оказывают ровесники. В старших классах картина опять меняется: мнение взрослых вновь становится более весомым. Однако оно теперь более опосредованно, проявляется в уважении человека как личности и в самооценке молодого человека. Так лее в этот период большое влияние на характер оказывают средства массовой информации.

В дальнейшем изменения характера будут определяться событиями личной жизни, встречами с яркими харизматическими личностями, а также под влиянием возрастных изменений. Самыми заметными являются изменения характера личности в старшем возрасте. Так, в 50 лет человек оказывается как бы на стыке прошлого и будущего. Ему уже не присуща привычка строить планы и жить будущим, но ещё рано предаваться воспоминаниям. После 60 лет начинается новый этап в жизни человека, когда прошлое и настоящее приобретают необыкновенную ценность. Проявляются такие черты характера, как неторопливость, размеренность, изменяют характер и начинающиеся проблемы со здоровьем.

1) Выделите главную мысль текста и дайте ему название.

2) Какие черты характера свойственны ребенку 5-6 лет?

3) Кто влияет на развитие черт характера в школьном возрасте?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Личность
Часть 1
1-3
2-3
3-3
4-3
5-1
6-3
7-3
8-1
9-2
10-3
11-индивидуальность
12-1
13-4
Часть 2
Задание 14.
1) На иллюстрации изображён император Пётр I и его придворные.
2) Личностью может быть назван Пётр I, он показан как лидер, идущий вперёд, несмотря на плохую погоду и нелёгкие условия; индивидуальностями могут быть названы окружающие его люди — они следуют за Петром с неохотой, явно не поспевая за ним, в их поведении нет заинтересованности и инициативы.
Задание 15.
1) Текст может быть озаглавлен как «Характер человека» или в близком по смыслу значении.
2) Характер — это индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающему миру.
3) В первую группу выделяют такие качества, как принципиальность, честность, мужество и их антиподы: малодушие, неискренность; во вторую — общительность и замкнутость, доброту и недоброжелательность, внимательность и равнодушие; в третью — гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, самоуважение; в четвёртую — трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность.
Задание 16.
1) Текст может быть озаглавлен как «Развитие характера человека» или в близком по смыслу значении.
2) К 5-6 годам ребёнок демонстрирует явные признаки коммуникативных черт характера, начинает принимать активное участие в групповых ролевых играх.
3) В школьные годы продолжается формирование характера ребёнка, но если в младших классах приоритетным для него является мнение родителей и учителей, то в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники. В старших классах картина опять меняется: мнение взрослых вновь становится более весомым. Однако оно теперь более опосредованно, проявляется в уважении человека как личности и в самооценке молодого человека. Также в этот период большое влияние на характер человека оказывают средства массовой информации.

[link]testschool.ru[/link]

Человека к миру. Объяснение и понимание

Сущность и структура познавательного отношения

Понятие истины. Критерии истины.

Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

Объяснение и понимание.

Сущность и структура познавательного отношения человека к миру.

XVIII. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

ТЕСТ 17.

ВОПРОСЫ

1. Чем отличается ценностное освоение действительности от научного?

2. Какую роль играют ценности в жизни человека и общества?

3. Тождественны ли понятия «мораль» и «нравственность»?

4. Как понимается Бог в религии и в философии?

5. Какие факторы в современном мире оказывают наибольшее влияние на религию?

6. Какова специфика эстетического отношения к миру?

7. Какие функции выполняет искусство?

1. Подберите понятие к данному определению: «Форма общественного сознания, регулирующая взаимоотношения между людьми на основе представления о добре и зле»:

2. С помощью каких категорий осуществляется эстетическое освоение действительности?

3. Что такое религия?

 фантастическое отражение в сознании людей реальных процессов

 связь человека с Богом

4. Что такое духовность?

совокупность смыслообразующих ценностей человеческой жизни

 внутренний мир человека

 общественное или групповое сознание

 религиозные горизонты человеческого бытия

5. Что такое совесть?

 ценности и идеала общества, усвоенные индивидом в процессе социализации

 «внутренний голос», подсказывающий человеку как должно поступать в той или иной ситуации

 способность личности различать добро и зло и делать выбор в пользу первого

 осознание личностью своих обязанностей и прав

Познавательное отношение человека к миру является предметом осмысления гносеологии. Гносеология – это философское учение о сущности и развитии познания, условиях его истинности и месте в социально-культурном бытии человека. Знание как информация об окружающем мире и самом себе необходимо человеку для ориентации в мире, для объяснения и преобразования природной и социальной среды, для прогнозирования социальных процессов.

В настоящее время познавательная деятельность человека изучается психологией, нейрофизиологией, семиотикой, историей культуры и другими науками. В рамках когнитивной психологии (лат. cogito – мыслю, познаю) познавательная активность человека изучается в аспекте приобретения, организации и использования знания для корректировки поведения человека. Ощущения, восприятия, мышления для общей психологии выступают в качестве форм психического, изменяющихся под влиянием внешних и внутренних факторов и влияющих на поведение человека.

Для гносеологии ощущения, восприятия и мышление являются средствами достижения истинного знания о мире. Главным здесь является вопрос об отношении знания к объективной реальности. Поэтому категория истины занимает центральное положение в гносеологии. Проблема «Что я могу знать?» является стержневой для всех других проблем теории познания: «Каковы познавательные способности человека? Каковы критерии истинного знания? Каковы возможности научного познания?» Эти и многие другие вопросы сводятся к вопросу «Что такое истина?» Вопрос об истине осмысливается, в свою очередь, в широком социально-культурном контексте, ибо бытие человека в мире не исчерпывается познавательным отношением.

По вопросу о возможностях познания мира человеком в истории философии сформировалось несколько точек зрения.

Агностицизм отрицает возможность достижения знания о сущности предметов и явлений. Человек не может, согласно данной точке зрения, оценить совпадение своего знания с реальностью, потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы опыта выйти невозможно. Познаваем лишь мир явлений, сущность же вещей непознаваема. Скептицизм выражает сомнение в достоверности получаемых человеком знаний. Как правило, он активизируется в кризисные периоды развития науки и культуры в целом. В разумной мере скептицизм необходим: сомнения в истинности полученного знания потребуют более детальной проработки знания, его аргументации и систематизации.

Гносеологический оптимизм исходит из утверждения о принципиальной познаваемости сущности явлений, их закономерных связей, уверенности в способностях человека познать истину. Крайним вариантом такой позиции является наивный реализм, согласно которому реальность полностью тождественна человеческому знанию о ней. На самом же деле такое полное совпадение знания с реальностью недостижимо. Подробнее этот аспект рассматривается в следующих вопросах темы.

Античная философия разработала первые образцы поиска истины, заложила основы гносеологии. Проблемы познания формируются в русле проблемы бытия и культуры в целом. Предмет в своем истинном содержании может быть только «дан» познающему в качестве проявления единого и абсолютного бытия. Всякая активность человека порождает лишь «мнение», т.е. нечто неистинное и потому не соответствующее бытию.

В европейской философии Нового времени гносеология занимает центральное место в философии в связи с формированием субъект-объектной картины мира, пришедшей на смену теоцентрической, иерархической картине мира. Субъект и объект противопоставлены друг другу.

Развивая кантовскую идею активной роли субъекта, Гегель обосновал тезис о единстве субъекта и объекта, о тождестве бытия и мышления и, следовательно, о совпадении гносеологии и онтологии. Основой индивидуального субъекта является объективный дух, зафиксированный во внешних для отдельного человека формах культуры.

Марксистская философия всю проблематику познания формулирует на основе тезиса о включенности познания в социально-практическую деятельность. Познание рассматривается как процесс творческого отражения объекта в сознании субъекта.

Под субъектом современная философия понимает активно действующего познающего человека, социальную группу, человечество в целом.

В обществе выделяются отдельные обладающие развитыми способностями и талантами люди, достигающие больших успехов в познании. Имена этих ученых навсегда сохраняются в истории культуры человечества. Такой субъект познания – не только гносеологическая категория, это личность со всеми присущими ей положительными и отрицательными качествами, особенностями ее поведения в обществе, чертами характера, темперамента. Если субъект познания – научный коллектив, то он тоже имеет свою атмосферу межличностных отношений, противоречий, организации труда. Но эти и индивидуальные и коллективные особенности лишь условия, фон, которые могут помогать или мешать познавательному процессу. Главное для субъекта познания – решение исследовательских задач, открытие истины.

Субъект познания – активное творческое, исторически развивающееся начало в структуре познавательного процесса. Он включен в мир культуры, овладел ее богатствами – языком, знаниями, эстетическими и нравственными ценностями, средствами предметно-практической деятельности. Социально-историческая сущность познания проявляется и в том, что в познании используются и играют большую роль опосредующие предметы – инструмент, приборы, знаковые символы, модели, схемы. Через них человек выделяет существенные черты и свойства познаваемых объектов. Посредники – предметы — несут в себе определенный социально-исторический опыт всей человеческой культуры.

Объект познания – это часть реальности, на которую направлено познание субъекта. Объект – это не просто вещь или процесс, которые попали в поле зрения субъекта. Объект по отношению к субъекту такая реальность, которая выделена из всех других для познания с определенными целями в процессе практической деятельности. С точки зрения познания субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта, иначе невозможно достигнуть знания. Пока та или иная вещь не попала в сферу познания, она существует, но о ней ничего не известно. Став объектом, она познается субъектом. Возникают субъектно-объектные отношения. Например, гены всегда существовали в живых организмах, но о них ничего не знали. Открытие гена сделало его объектом научного исследования.

Результатом взаимодействия субъекта с объектом является знание как образ объекта. Этот образ существует в чувственно-наглядной и мыслительной, абстрактно-понятийной форме.

В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он является и его объектом. Можно сказать, что социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Люди – субъекты и объекты познания. Социальное познание затрагивает интересы определенных людей, классов. Это создает и специфику социального, гуманитарного познания.

Главными познавательными процедурами являются объяснение, понимание и предсказание.

Объяснение – это подведение явления, факта или события под закон. Объяснить факт – значит логически вывести высказывание о факте из общего высказывания, т.е. из теории, закона. Чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю, Ньютону, по маловероятной легенде, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения стабильности цены товара прибегают к закону спроса и предложения. Такие объяснения называются номологическими (греч. nomos – закон). Используются и причинные объяснения, основанные на опытных обобщениях. Например, причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила.

Важной является проблема объяснения в гуманитарной сфере. В истории, например, трудно подвести индивидуальное событие под какой-либо закон. Конечно, причинные и номологические объяснения используются в познании общества и человека, но они не раскрывают всей сложности этих «явлений», часто оказываются поверхностными. Поэтому познание социально-гуманитарной сферы носит характер понимания. Пониманием называется способ истолкования явлений и событий в жизни людей. Суть истолкования состоит в раскрытии целей, мотивов и смысла в поступках людей.

Предсказание по своей логической структуре не отличается от объяснения. Оно основывается на выводе высказываний о еще не обнаруженных явлениях, тенденциях на основе имеющихся знаний.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 836 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[link]studopedia.su[/link]

«Я и другие»: как раскрыть тему

Разбираем детально благодаря чему можно раскрыть тему в итовогом сочинении 2020-2021 по направлению «Я и другие».

Для начала надо знать:

Далее обратимся к определения и тезисам «Я и другие»

Аспекты направления «Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Через что можно раскрыть тему:

  1. Сходства и различиями между мной и «другими».
  2. Формы человеческих взаимоотношений.Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.
  3. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.

Определения по направлению «Я и другие»

Я — употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности.

Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот «другой» относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.

Методические рекомендации по теме

Данное направление многоаспектно, как многоаспектны понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я – это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.

«Я» не может существовать без понятия «другие». Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я. Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации — одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие.

«Я» осознает себя, формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с «другими» — индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.

Примеры аргументов для сочинения

Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидумы.

Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.

Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).

Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).
К теме любви обращено множество произведений русской и мировой литературы. Любовь между мужчиной и женщиной в разных аспектах – предмет исследования прозаиков и поэтов. Целая галерея женских образов русской литературы, которые стали символом чистой, преданной, глубокой и бескорыстной любви и верности. Лиза (Н. Карамзин «Бедная Лиза»), полностью отдавшаяся своему чувству и столкнувшаяся с предательством, после которого не смогла жить. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), оставшаяся верной своей первой любви на всю жизнь, но не изменившая своему достоинству и чести. Катерина (А. Островский «Гроза»), способная пойти против косных устоев «темного царства» ради права на любовь. Олеся (А. Куприн «Олеся»), готовая на все для любимого. Георгий Желтков (А. Куприн «Гранатовый браслет»), маленький незаметный человек с огромным сердцем, которому был дарован «талант сродни музыкальному» — любить до самозабвения, когда весь мир и смысл сосредоточен в одном человеке. Наташа Ростова (Л. Толстой «Война и мир»), выросшая из маленькой, порывистой и восторженной девочки в жену – возлюбленную, подругу, единомышленницу, хранительницу очага, мать. Символами любви-самоотдачи, доходящей до самопожертвования, стали в мировом сознании Ромео и Джульетта (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»), согласившаяся ради возлюбленного на договор с дьяволом, Соня Мармеладова (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»), жертвующая собой ради любви к семье, но сумевшая сохранить в страшном мире чистоту и душевные силы, чтобы своей любовью вывести к свету Родиона Раскольникова.

Примером искренней любви в семье становятся семьи Ростовых и Болконских (Л. Толстой «Война и мир»), отца и сына Кирсановых (И. Тургенев «Отцы и дети»), юродивого Юшки (А. Платонов «Юшка») к его приемной дочери.

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Дружбе и её значению в жизни человека также посвящено много произведений. Стоит упомянуть дружбу героев-антиподов Обломова и Штольца (А. Гончаров «Обломов»), дополнявших друг друга, нашедших в другом то, что не хватало каждому из них; Онегина и Ленского (А. Пушкин «Евгений Онегин»), чьи отношения поэт охарактеризовал так: «От делать нечего друзья»; серьезную и глубокую дружбу-покровительство, дружбу-поддержку Андрея Болконского и Пьера Безухова (Л. Толстой «Война и мир»); отношения доктора Вернера и Григория Печорина (М. Лермонтов «Герой нашего времени»), который в своих рассуждениях отказывается признавать дружбу вообще; дружбу-ученичество Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»), странную, невозможную дружбу людей из разных миров — Петруши Гринева и Пугачева (А. Пушкин «Капитанская дочка»).

Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.

«Страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле» называет Белинский Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Не являясь эгоистом по природе (ему не свойственно восхваление своих качеств), Евгений воспитан в обществе, в котором не может найти свое предназначение. У него есть потенциал, но он не может реализовать его. Это превращает героя сначала в скучающего, а потом и равнодушного человека. Он не способен ни к дружбе, ни к любви, потому что умеет только брать, но не умеет и не готов отдавать себя, жертвовать даже малым своим удобством и благополучием. Он не готов взять на себя ответственность за другого человека и семью – и проходит мимо горячего и искреннего чувства Татьяны Лариной, осознав, что он потерял, только тогда, когда ничего нельзя вернуть. Зависимый от суждений общества, боящийся молвы, Евгений становится виновником страшной трагедии: убивает на дуэли Ленского, которого называл другом.

Негативные межличностные отношения («против других»).

К негативным межличностным отношениям можно отнести негативизм (своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям), неприязнь к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть (стойкая форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве, направленном на явления, противоречащие потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (.проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).

Примеры негативных межличностных отношений можно также найти в художественной литературе.

Жестокость, несоотносимую с женским полом, проявляет Екатерина Измайлова из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Будучи женой богатого купца, она влюбляется в работника Сергея. Понимая, что скоро её незаконная связь будет разоблачена, она с помощью Сергея сначала убивает мужа и свекра, а потом малолетнего племянника Федю, чтобы не делить с ним наследство. Будучи на каторге, она совершает и четвертое убийство – своей соперницы – а затем и самоубийство. Черная ненависть дотла сжигает героиню.

Взаимоотношения личности и общества.

Любой человек — представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека общества, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Образ Чацкого — умного, развитого человека — противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий — единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

Проблема возникновения конфликтов между людьми и способы их разрешения.

Пути достижения понимания и согласия.

В основе многих произведений художественной литературы лежит конфликт. Слово ―конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы. Но в психологии единого понятия ―конфликт не существует. Например, в психологическом словаре А.В. Петровского конфликт определяется как ―столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В книге Дэвида Майерса ―Социальная психология‖ конфликт трактуется как ―воспринимаемая несовместимость целей и действий. Причинами конфликтов могут являться противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различное видение способов разрешения возникшей ситуации, которые могут затрагивать личные интересы окружающих людей.

В литературоведении конфликт определяется как острое, иногда непримиримое столкновение героев, взглядов действующих лиц, а также героя и общества. В произведениях мировой литературы рассматриваются и анализируются разные уровни таких конфликтов и пути их преодоления. Среди наиболее распространенных — конфликт между героями вследствие разных взглядов, ценностей, мировоззрения и интересов; конфликт личности и общества, конфликт поколений, конфликт отцов и детей, а также внутриличностный конфликт.

Одним из самых ярких произведений, рассматривающих конфликт поколений с разных сторон, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева ― Отцы и дети. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Я и другие: человек толпы – Человек в толпе.

В. Маяковский «Надоело». А. Блок «Незнакомка».

Что такое человек? «Песчинка в пустыне среди таких же, как он. Нам нужна толпа… Каждый из нас – человек толпы», – пожалуй, такую позицию занимает пессимист. А вот другая точка зрения: «Мы живем среди людей, которые интересны нам, а мы им. Каждый из нас индивидуальность… Каждый из нас – Человек в толпе». Интересно при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Я и другие» обратить внимание старшеклассников на эти стихотворения В. Маяковского и А. Блока.

Зададимся вопросом: «Лирический герой А. Блока и В. Маяковского – это человек толпы или Человек в толпе?» В стихотворении В.Маяковского «Надоело» сочетаются страстная тяга лирического героя к людям, надежда найти в них прекрасное и… ощущение своего ужасного одиночества в толпе воинствующих мещан, страх, что не найдет он в этих жующих, «безлицых» ничего человеческого, что не сохранит среди них собственного «я». Оптимист-мечтатель становится пессимистом-реалистом, человеком толпы. А так хочется остаться мечтателем! Хочется найти понимающую родную душу! А где её найти, если из «Петрограда исчезли красивые люди»?! Лирический герой готов целовать «умную морду трамвая», искать розу хотя бы на обоях. Но нет рядом Человека, есть толпа.

Лирический герой стихотворения А.Блока «Незнакомка» одинок в толпе, хотя внешне он «человек толпы», сидящий в кабаке, в мире «окриков пьяных», «испытанных остряков», «женского визга», «тлетворного духа». Единственный друг, отраженный в стакане, он сам – Человек в толпе. Только ЕМУ является в мечтах прекрасная Незнакомка, дивная грёза, олицетворение того, чего так жаждет его душа. Жизнь реальная представляется ему настолько пошлой (он сам жертва этой пошлости и знает это), что найти прекрасное в жизни уже не надеется. Только одурманив себя вином, уйдя от реальности, он обретает себя настоящего, влюбленного в Красоту и Вечную Женственность. Вместе с тем повторяющаяся строчка: «In vino veritas!» не дает забыть о том, что поэтическая фантазия рождена бегством героя от реальности, рождена тем, что он презирает в других. Герой верит, что лишь ЕМУ одному дано прикоснуться к прекрасному («В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!»). И в этот момент он – Человек в толпе!

[link]ctege.info[/link]

CATEGORIES