Особенности самоопределения в подростковом и юношеском возрасте

Личностное самоопределение в ранней юности

Личностное самоопределение в ранней юности

Основой, с позиции которой автор подходит к решению проблемы самоопределения является представление о ценностносмысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности это уровень ценностносмысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности «основная плоскость движения нравственноценностная. Подчеркнем еще несколько положений этих авторов (см. также Б.С.Братусь, П.И.Сидоров ), которые близки к пониманию этих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению. Итак, первый момент это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С.Выготский) ; область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку «. иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостноличностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий выделяемые Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации это устойчивые, инвариантные образования ( «единицы «) морального сознания основные его идеи, понятия, «ценностные блоки «, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурноисторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой » программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностномировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистическиаксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности человеческий мир культуры и социальной действительности «. Ценности это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу «. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. «. целевая детерминация человеческой деятельности это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реальнокаузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом «

П.Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу ). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социальноисторическими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни ( см., например, ), которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования, Определение себя как личности личностное самоопределение имеет ценностносмысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре «. Так, М.М.Шибаева отмечает «. важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностносмысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации «.

Представление о ценностносмысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом » в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество «. Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности заинтересованность «последними вопросами » (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностносмысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я «. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот «узел «, который позволяет человеку, вопервых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, вовторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я » («Кто я? «, «Какой я? » «Каковы мои способности? «, «За что я могу себя уважать? «), а с другой осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? «, «Кто мои друзья и враги? «, «Кем я хочу стать? «, «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше? «). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социальнонравственного самоопределения

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) .

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностносмысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностносмысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой «ценностного хаоса «. Конечно, ценностносмысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностносмысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных «самоопределений «, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и «переход от романтической направленности к реальному выбору «, отмечаемый С.П.Крягжде. «Лишенные конкретности искания «, «романтический характер «, отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность размерность «смыслового будущего » (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), повидимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее функцию смыслообразования, временное регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

Итак, резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе:

1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) личностное самоопределение имеет ценностносмысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностносмыслового единства и его реализация есть определение себя в мире самоопределение;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

На основе всего вышеизложенного мы можем определить соотношение понятий «Я-концепция » и «личностное самоопределение «. Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция ( как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения.

[link]hr-portal.ru[/link]

Особенности самоопределения в подростковом и юношеском возрасте

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова Е.С. Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36454 (дата обращения: 14.09.2020).

Вопрос «Кем быть?» возникает в жизни любого человека, находящегося на пути окончания школы. Особенно данный вопрос актуален для старшего подросткового возраста, т. к. именно этой возрастной категории учащихся предстоит сделать выбор: выбор профессии, выбор учебных предметов для сдачи необходимых экзаменов, выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Перед сдачей экзаменов и поступлением в профессиональное учебное заведение перед учащимися появляется главная цель — профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации (4). В этот период происходит согласование социально-профессиональных потребностей и внутриличностных особенностей и склонностей личности, который проявляются в обучении и на всем жизненного пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.

Профессиональное самоопределение всегда сопровождает личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии (4). Личностное самоопределение складывается из ценностных ориентаций (направленность личности, материальные и духовные ценности, мировоззрение). К ценностным ориентациям личности можно причислить следующее: материальные вещи, семья, творчество, здоровье, путешествие и т. д. Например, личность, увлекающаяся путешествиями, поставит перед собой цель поступить на факультет туризма. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, и именно на основе личностного самоопределения складывается профессиональное. Однако профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение – от самого человека.

Старшим подростковым возрастом называют период с 14 до 16 лет, но границы данного периода, как показывает Л. Ф. Обухова, могут отличаться в исследованиях авторов (2, с. 285). Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательны, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии.

На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины.

Многообразие мира профессий позволяет старшему подростку выбрать ту профессию, которая соответствует его личностным и профессиональным интересам, однако при таком многообразии с выбором нетрудно ошибиться. Е. А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии (3, с. 10):

Отношение к выбору профессии как «раз и навсегда». В современной профессиональной деятельности произошли определенные изменения: если раньше учащиеся выбирали профессию «на всю жизнь», то на данный момент такой задачи нет.

Престижность и популярность профессии. Престижность и популярность профессии зачастую может не соответствовать личностным и профессиональным интересам. В эпоху интеллектуального труда в современном профессиональном мире происходит дефицит рабочих профессий (технологи, конструкторы, строители и т. д.). Причинами недостатка рабочих профессий могут быть недостаточная заработная плата или престижность профессии.

Выбор профессии под влиянием семьи, друзей. При выборе профессии могут возникать разногласия не только между внешними обстоятельствами и внутренними интересами учащегося, но и с окружающими его людьми — семья, друзья, знакомые. Подростки склонны прислушиваться к мнению окружающих людей в силу психологических особенностей возрастной категории. Старший подросток хочет оправдать ожидания родителей и выбирает профессию, в которой родители хотели бы видеть его. Другие подростки подражают своим друзьям. А третьи выбирают профессию совершенно противоположную не только родительской, но и своим возможностям.

Какой человек — такая профессия. Пожалуй почти каждому человеку приходилось сталкиваться с непрофессиональной компетентностью в той или иной сфере, однако это может быть всего лишь единичный случай, который влияет на несоответствующее понимание специфики профессии.

Увлечение только внешней или частной стороной профессии. Наглядным примером могут служить люди, добившиеся успеха по карьерной лестнице, а также публичные люди — актеры, певцы, телеведущие. Учащиеся могут иметь представление о «легкости» достижения какой-либо цели, однако достижение любой цели требует максимальную активизацию внешних и внутренних ресурсов.

Выбор профессии по учебному предмету. Ссылаясь на пример выше, личность, увлекающаяся путешествиями, выберет факультет туризма – следовательно, вступительным экзаменом будет экзамен по географии. Но экзамен по географии может потребоваться и будущему экономисту, например. Иными словами, один учебный предмет не может соответствовать только одной профессии, но может ряду профессий.

Незнание, недооценивание или переоценивание своих физических возможностей и способностей. При выборе профессии необходимо изучить ее влияние на физическое самочувствие и здоровье.

Незнание специфики трудовых действий выбираемой профессии или поверхностное представление о ней. Например, пилот самолета или стюардесса считаются «красивыми» профессиями. Однако нельзя исключать обратную сторону данного выбора (физическая, эмоциональная, дисциплинарная подготовленность).

Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» (1, с. 213).

Таким образом, выбор профессионального пути — одна из ключевых задач старшего подросткового возраста. При выборе профессии необходимо иметь четкое представление о своих способностях и возможностях, о возможностях обучения, о положении профессии на рынке труда и трудоустройства, а также о перспективах профессионального и карьерного роста. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, позволяет обезопасить от возможных ошибок, делает трудовую деятельность увлекательной и интересной, позволяет достичь профессиональных и карьерных успехов.

Библиографический список

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.352 с.
  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология.М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с
  3. Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Ростов : Феникс, 2006. 288 с.
  4. А. Я. Психология [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/handbook/p/prof26.html (дата обращения: 30.06.2014)

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2020. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

[link]web.snauka.ru[/link]

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

Дата публикации: 15.09.2014

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Юдина, Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6152/ (дата обращения: 09.12.2020).

Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассмотреть под разными углами зрения. Во-первых, как группу задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность обязана ступенчато разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует равновесие между своими предпочтениями и склонностями, а также потребностями существующей системы общественного разделения труда. А в-третьих, это как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [3, с. 196].

Профессиональное самоопределение — это процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Профессиональное самоопределение в юношеский период развития с 15 до 17 лет, вступает в новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация характеризуется не только новыми коллективами, но и направленность на будущее то есть: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость такого выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Таким образом в этот период главное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, а так же этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными [2].

В этот период юноши начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором будущей профессии. Этот выбор диктуется не только установкой на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только достаточно целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15–17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

— открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать личные эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», зарождается чувство своей особенности, непохожести на других, но порой появляется и чувство одиночества;

— появляется осмысление необратимости времени, осознание вечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься о значении жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все вероятно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план захватывает всю сферу личного самоопределения: моральный, облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Понимание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана — значительный элемент самосознания;

— формируется единое представление о самом себе, отношение к себе, причем первоначально осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки нередко бывают двойственны («Я в своем представлении — гений +ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в различных видах деятельности, учета суждений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши развивается самоуважение — обобщенное отношение к себе.

Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается М. Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из главнейших показателей, характеризующих смысловое будущее юношей. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.

На выбор профессии оказывает ряд факторов, такие как родители, телевидение, друзья, литература, учителя, кино, газеты и журналы [5].

По мнению Е. А. Климова существует восемь важнейших факторов, определяющих профессиональный выбор.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка ясна, ведь они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку абсолютную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Верному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стараются, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, надеясь на их помощь при зачислении в какое-либо учебное заведение. Но при этом дети, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские взаимоотношения старшеклассников уже очень крепки и воздействие их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также усиливается. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция школьных педагогов, учителей, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель значительно больше знает той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень существенную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель на будущее, пути и средства их достижения. Но планы разнообразны по содержанию и какие они будут зависит от человека.

Способности, таланты учащегося старших классов нужно рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включают в себя будущую профессиональную пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника — первая ступень профессиональной подготовки.

Своевременная, неискаженная информация — важный фактор выбора профессии.

Они проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это значимо, так как профессиональные увлечения — путь к будущему.

Таким образом, в целях верного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление избранием профессии (по Майерсу Д.) — одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления [1].

К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и т. д.

К субъектным факторам относятся: возможности субъекта, интересы, склонности, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки а также другие стороны личности.

Подводя итог, можно отметить, что определение в выборе будущей профессии достаточно сложный процесс, заключающий эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального предпочтения необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается негативный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и тому подобное.

1. Колесов, Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.

2. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.

3. Словарь гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация XXI век, 2002. — 255с.

4. Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 73–78.

5. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая профессия, будущее, становление самосознания, Уровень притязаний, верный выбор профессии, юношеский возраст, жизненный план, выбор.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным.

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Понятие профессионального выбора в современных.

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная

Понятие профессионального выбора в современных. Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является.

Особенности профессионального самоопределения старших.

. Профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение личности, профессия, профессиональная жизнь, профессиональное поведение.

Психологические особенности профессионального.

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия. Психологические особенности личностного и профессионального.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального.

Особенности самоопределения в подростковом и юношеском возрасте
[link]moluch.ru[/link]

Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте»

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте 4

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте 6

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране в настоящее время особенно остро стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, а так же условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в современном обществе является основной в обеспечении социальных притязаний человека, а также самоутверждения и самореализации личности.

В своей статье В. Ф. Гавриловец отмечает, что: « выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношеском возрасте. Это все еще формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении молодого человека к себе с позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости » [2].

Как отмечает практический психолог Н. Р. Битянова: «на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личностные особенности, с другой — само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения» [1, c. 35].

Таким образом, в современном обществе необходимо изучать становление профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Е. И. Туревская характеризует юношеский возраст следующим образом: «период юности — это период самоопределения. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми» [4, с. 46].

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план — это план потенциально возможных действий.

«Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей» [4, с. 47].

Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Конечной целью личностного становления юношеского возраста будет новый уровень развития самосознания. В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства, под влиянием которых старший школьник становится еще лучше и человечнее. У молодых людей открывается внутренний мир во всей его индивидуальной целостности и уникальности. Появляется стремление к самопознанию, а также формируется личная идентичность, и чувства преемственности и единства.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что юношеский возраст — это период самоопределения и формирования жизненных планов, а в качестве основной задачи перед старшеклассником стоит социальное, личностное, профессиональное и духовно-практическое самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте.

Центральный психологический процесс юношеского возраста — развитие само определения , которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «Я».

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

«Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап — подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст — это предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, а стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным — стану врачом).

Четвертый этап, по мнению И. С. Кона, — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации» [Цит. по: 3, с. 17].

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

«Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.» [4, с. 47 — 48].

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: «система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности. Диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии. Теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт. Системный подход к профориентации школьников. Общественно-значимые мотивы выбора профессии» [3, 18].

Для оценки сформированности профессионального самоопределения школьников В. Ф . Гавриловец предлагает использовать следующие эмпирические индикаторы: «наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда» [ 2].

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников являются для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, формируется система ценностных ориентации, моделируется будущее, происходит построение эталонов в виде идеального образа профессионала. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

У старшеклассников изменяется отношение к учебно-профессиональной деятельности, е сли они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как отмечает Н. Р. Битянова: «образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование» [1, с. 21].

1. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. — М. : Издательский центр « Международная педагогическая академия », 1995. — 64 с.

[link]nsportal.ru[/link]

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

1.4 Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Старшеклассник (период ранней юности с 15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Разграничивают поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви [52].

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными [29].

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) — влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура). Даже преступления среди молодёжи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим (например, врач, педагог, исследователь), но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения. Личностное самоопределение наиболее тесно связано с типом учебного заведения.

Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного. «Мне математика неинтересна, я не буду заниматься математикой, физикой — никогда, я люблю историю, и это то, что мне понадобится при продолжении учебы», — часто утверждают старшеклассники. С одной стороны, это выражение направленности личности, проецирование себя в будущее, профессиональная ориентация, но, с другой — это невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа недовольства и претензий со стороны учителей, родителей, почва для конфликтов.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1)открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2)появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный, облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3)формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений +ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе;

Ранний юношеский возраст — период подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора, перехода к профессиональному обучению.

Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается М.Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из основных показателей, характеризующих смысловое будущее старшеклассника. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.

На выбор профессии оказывает влияние ряд факторов, такие как родители, радио и телевидение, друзья, книги, учителя, кино, газеты и журналы [57].

Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). По данным американских исследователей, 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

По мнению Е.А. Климова существует 8 основных факторов, определяющих профессиональный выбор.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность – своевременная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как профессиональные увлечения – путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии (по Майерсу Д.) – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления [23].

К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся: возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

К психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всём мире, в нашей стране добавляются и другие трудности. Высокая степень неопределённости жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что молодое поколение с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решать чего же они хотят от жизни.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что определение в выборе будущей профессии достаточно сложный процесс, включающий эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач – уход от проблем, их игнорирование и т.д.

При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что требует от человека профессия, например: какое образование или навыки, условия труда; требует или не требует работы с людьми и физической силы.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует не многих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени определяет как бы подчинение учебной деятельности более важной цели — будущей деятельности. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем.

[link]www.kazedu.kz[/link]

Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте

Человеческая личность весьма сложна и много­гранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других от­раслей науки. Философов, например, интересует лич­ность в составе классов и общества в целом, политэ­кономов — как производитель и потребитель ценно­стей в системе общественных отношений, психоло­гов — в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т. д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку лич­ность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, пред­метам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразова­ния мира.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. К. Маркс опре­делял личность как социальное существо, формиру­ющееся и развивающееся в системе общественных отношений и активно преобразующее окружающую среду.

Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темпера­мент, особенности протекания познавательных процес­сов и чувств.

Психологическая характеристика юношеского возраста

Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.

Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно — мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.

Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:

  1. Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразованияюношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.
  2. Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
  3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.
  4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
  5. Стабилизация психических состояний(в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.

В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием средней или восьмилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.

В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка. У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».

Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества.

Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п.

Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

Следует также учитывать в работе с этими лицами юношеский максимализм, оставшиеся от подросткового возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки.

В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений. При воспитании приходится также преодолевать одностороннюю ориентированность юношей на овладение «престижными» профессиями, нежелание овладевать массовыми профессиями.

Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.

Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

[link]www.informio.ru[/link]

CATEGORIES