Особенности ребенка тревожащие вас

Особенности ребенка тревожащие вас

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой — эти дети ведут себя «правильно». Но некоторых родителей волнует поведение своих детей.

Особенности двигательного развития детей, испытывающих тревожность:

Развитие мышечной системы и структуры тела: мышечная система и структура тела у тревожных — разнообразна. Мы встречаем тревожных детей как астеничных, сухощавых по своему телосложению, так и полных. Сама по себе проблема телесной комплекции может стать фактором для возникновения у детей подозрений в своей самоценности, тревожных оценок своей персоны, угрозы своему достоинству.

Мышцы детей, проявляющих тревожности и страхи чрезмерно напряжены (сокращены) в результате преобладания в нервной системе процессов возбуждения. Часто наблюдается гиперактивность мышц, особенно спины, рук, икроножной области. С возрастом эта гиперактивность может перерасти в гипертоническое состояние. Напряжение в мышцах формируется в результате того, что мышечная система даже в нейтральной ситуации «стоит на страже», чтобы не пропустить опасность. Поэтому требуется правильная работы с мышечной системой таких детей. Как и в работе с детьми, испытывающими агрессивную направленность, необходимо переобучение мышц на уровне их нейрологии, т.е. «реабилитации» их реакций.

Другая причина несбалансированной работы мышечной системы заключается в неполном, учащенном и поверхностном дыхании (грудном), использовании задержанного типа дыхания, к которому, как мы говорили, человек обращается в ситуации стресса.

У тревожного ребенка обычно широко раскрыты глаза, сжаты челюсти и кисти рук. Работа мышц глаз дисгармонична. Это ведет к ослаблению фокусного зрения, невозможности сосредоточить внимание, слабому осознанию и оценке конкретных выборов и событий, явлений и пр. окружающей действительности. В моменты страха у детей из-за выделения большого количества адреналина в кровь повышена непроизвольная двигательная активность и порог болевой чувствительности. Это также состояние также может сочетаться с эмоциональным или двигательным шоком до «принятия решения» на кинестетическом уровне.

Развитие структуры и позы тела у ребенка, проявляющего тревожность, «отклоняется назад». Центр тяжести тела, соответственно, падает непропорционально назад и, чтобы удержать позу тела, мозг дает команду подколенным сухожилиям и мышцам о необходимости «напрячь все силы, чтобы выстоять». Такая ситуация чрезмерно активизирует защитную реакцию «борьбы и избегания

Координация движений. Дети со «склонностью» к тревожности неустойчиво стоят на ногах, нескоординированы в процессе движений. У них может быть дисгармония в движениях и преобладание хаотических движений из-за чрезмерного преобладания процессов возбуждения в нервной системе.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

studbooks.net

Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации

Мы подготовили краткое руководство для родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности своего ребёнка.

П овышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Особенности ребенка тревожащие вас
www.vitajournal.ru

Типы тревожных детей. Психологические особенности тревожных детей

Когда в семье появляется ребенок, родители сталкиваются с определенными трудностями, например, проблемным может оказаться характер. Есть такое понятие, как «тревожные дети», которые детском и подростковом возрасте доставляют взрослым немало проблем.

Тревожное состояние детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего это возрастная категория 4-8 лет, когда человек подвержен вдвое чаще эмоциональным встряскам и радикальным жизненным переменам. Родители не должны паниковать преждевременно, но и оставлять такое эмоциональное состояние без должного внимания тоже не рекомендуется.

Особенности тревожных детей

Если ребенок стал тревожным, родители тут же заметят перемены в его поведении, общем состоянии. Предшествует этому смена обстановки, изменение коллектива друзей и круга общения. Любая перемена во внешнем мире негативно сказывается на внутреннем состоянии, а малыш в любом возрасте замыкается, остро переживает в себе подобные новшества. Родители могут заметить, что их чадо часто без настроения закрывается в собственной комнате. Для начала можно поговорить, что его беспокоит, но ни в коем случае не навязывать свое общество, субъективное мнение.

Некоторые родители опасаются не заметить проблему, а о тревожных детях даже не слышали ранее. Чтобы своевременно определить такого ребенка в семье, требуется изучить предложенные ниже характеристики поведения, черт характера и привычек. Это:

— Ребенок все чаще и чаще уединяется, причем особенно тянется к художественной литературе. Одну и ту же книгу он может перечитать несколько раз, а после восторженно пересказывать ее взрослым и друзьям чуть ли не каждый день. Он сознательно отказывается от всего нового, морально не готов к новым эмоциям. Поэтому его сложно чем-либо удивить и заинтересовать, еще сложнее — увлечь и привить новое умение.

— После длительной болезни тревожный ребенок не хочет возвращаться в школу, а мысли об этом вызывают на его лице и в душе тоску и уныние. Родителям приходится долго его уговаривать, выслушивать слезы и жалобные просьбы остаться дома. Визит друзей тоже не поднимает настроения, поскольку его вполне устраивает уже привычная домашняя обстановка без лишней суеты и эмоций.

— Такие дети особенно остро воспринимают переживания и проблемы родителей. Даже если они не совсем понимают, что же произошло, морально переживают, чувствуют неблагоприятные эмоции и накаленную атмосферу в доме. Такое состояние может стать главной причиной детской депрессии, выйти из которой можно только при участии дипломированного специалиста. Задача родителей — не допустить такой развязки.

— В школе тоже много душевных переживаний. Тревожный ребенок стесняется и сильно нервничает отвечать у доски, переживает порицание учителей в свой адрес, не любит писать контрольные работы и выступать на публику. Подобные обстоятельства делают его ранимым и чрезмерно возбудимым, а морально успокоиться он может только дома наедине с самим собой.

— Тревожные дети отличаются повышенной критичностью, причем особенно строги сами к себе. Во всех неприятностях винят только себя, долго переживают расставания и обиды, прокручивают одну и ту же жизненную ситуацию в сознании вновь и вновь. Такое самобичевание не приводит ни к чему хорошему, и в один прекрасный день проблема психологического характера становится особенно остро.

— Тревожные дети не способны довести начатое дело до конца, если что-то не получается. Они тут же переключаются на другую забаву, находят себе оправдание и нисколько не жалеют об утраченных возможностях. Они — не борцы, а по жизни, скорее, привыкли плыть по течению. Сложный характер, и уживаться с ним совсем непросто.

Это ярко выраженные признаки тревожных детей, которые выделяют их из толпы. Достаточно только начать диалог, как картина о собеседнике будет очевидна. Остается только добавить, что в общении с такими индивидами необходимо проявлять особенную бдительность, иначе можно ранить это трепетное и меланхолическое создание.

Типы тревожных детей

Это были общие признаки детей, которые относятся к тревожному виду. На самом деле имеются типы таких личностей, которые позволяют лучше понять собственного ребенка, найти к нему самый благоразумный подход и жить во взаимной идиллии. Ниже представлено несколько распространенных типов, по характеристикам которых родитель сможет узнать своего беспокойного ребенка. Итак:

Застенчивые дети. Это особенно пугливые и ранимые натуры с большим комплексом неполноценности, который преследует их с раннего детства. Им сложно находить контакт со сверстниками, еще сложнее общаться со взрослыми и учителями. Тревожные дети этого типа предпочитают всегда оставаться в стороне событий, не способны занять лидерскую позицию и отстаивать собственное мнение в массах.

Замкнутые дети. Если застенчивый ребенок просто смущается новому общению, то замкнутый — старательно его избегает, стремится к полному одиночеству и уединению с собственными мыслями. С таким ребенком сложно находить общий язык, особенно если речь идет о подростковом периоде. У замкнутого человека имеются свои стереотипы и жизненные убеждения, но делиться ими в обществе он не собирается. Такому индивиду лучше жить наедине с самим собой, а в ограниченный мирок уж точно нет доступа всем посторонним. Это реально психологическая проблема, решать которую рекомендуется в детском возрасте, не ожидая серьезных последствий.

Расторможенные дети. Это самый непредсказуемый тип, поскольку внешне это очень сдержанные натуры с богатым внутренним миом. Такое видимое ощущение надолго не сохраняется, поскольку расторможенный ребенок очень быстро меняет свое поведение, становится несдержанным в общении и излишне эмоциональным. Его сложно вернуть в чувство: замечания в свой адрес полностью игнорирует, а критику воспринимает поверхностно, равнодушно. Взрослым очень сложно достучаться до его сознания, поэтому частенько приходится обращаться за дипломированной помощью специалиста. Если игнорировать проблему, расторможенный ребенок со временем превращается в проблемного подростка. По жизни у такого человека масса проблем, причем он самостоятельно их себе создает, усложняет жизнь.

Невротики. Это уже проблемное состояние психики ребенка, которое может дополняться такими неприятными симптомами, как заикание, энурез, неконтролируемый зуд и даже нервный тик. Ребенок выглядит нездоровым, а все его действия, поведение и разговоры лишь усугубляют такое общественное мнение. В данном вопросе без помощи профессионала не обойтись, поэтому не рекомендуется игнорировать опасную симптоматику, ссылаться на переходной возраст. Со временем симптоматика только усугубится, появятся проблемы в школе и коллективе, а последствия — нестабильная психика и сильные нервные расстройства.

Каждый тип тревожных детей требует родительного участия и помощи психолога. Такими совместными усилиями проблему можно решить, но на это требуется время, причем весьма продолжительный период. Не стоит отчаиваться, поскольку практика показывает: тревожные дети вырастают полноценными людьми, без каких-либо комплексов неполноценности.

Полезная информация родителям на заметку

Определить тип тревожности ребенка можно в домашних условиях, а для этого найти в интернете соответствующие тесты. Результаты подобных исследований не должны становиться для взрослых окончательным диагнозом, но и игнорировать тревожные сигналы детского подсознания тоже не рекомендуется.

Если ребенок живет в состоянии повышенной тревожности, родители просто обязаны урегулировать его эмоциональный фон. Сделать это несложно, главное — определить основной возбудитель внутреннего страха. Если ребенок боится оставаться в одиночестве, первое время нужно постоянно составлять ему компанию. Чтобы не было вздрагивания от громких голосов, разговаривать в доме рекомендуется на пониженных тонах.

Когда ребенок не справляется с поставленной задачей и быстро теряет к ней интерес, самое время присоединиться к действу и вернуть его внимание. Совместными стараниями все обязательно получится, главное — дать понять крохе, что на самом деле существенного повода для переживания нет. Совместные мероприятия сближают два поколения, помогают быстро и продуктивно решить ряд психологических проблем без участия дипломированного специалиста.

Таким детям важно давать период адаптации, который позволит постепенно привыкать к новым ситуациям, обстоятельствам, правилам. Резкие встряски и сюрпризы не подходят тревожным детям, поскольку ответная реакция может оказаться самой непредсказуемой. Родителям остается только подстроиться под мировосприятие собственного чада, не давить на него морально и не выводить на эмоции.

Если предстоят перемены, тревожному ребенку требуется сообщить о них заблаговременно, чтобы избежать очередного эмоционального всплеска. Это непросто контролировать такую детскую ситуацию, но ничего не поделаешь: особенные дети остро нуждаются в особенном подходе.

Особенности ребенка тревожащие вас
veselajashkola.ru

Тревожность у детей от 5 до 7 и 9 лет и младшего возраста

Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;

панический страх нового, любых перемен;

неуверенность в себе;

отказ от новых видов деятельности;

нежелание выделяться и стремление к тишине;

частые страхи без повода;

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).

Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

приливы жара или озноба;

тремор или дрожь;

дискомфорт или боли в груди;

ощущение комка в горле;

обморочность или головокружения;

онемение или покалывания;

ощущение «пустоты в голове»;

чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:

1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях
7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
9. Руки у него обычно холодные и влажные
10. Нередко страдает расстройством стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Засыпает с трудом, спит беспокойно
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слёзы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе и своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями

За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность

Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты. Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это
страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. С 5-7 лет добавляется страх смерти.

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится

Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше

Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:

Приём № 1: Дайте страху имя

Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Советы родителям

Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:

Основой всего будут работа по этим трём направлениям:

1. Повышение самооценки:

Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.

Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.

Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.

Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.

Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.

Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо«

2. Обучение ребёнка методам совладания:

Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.

Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6

Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.

Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,

Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения

Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает

Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.

Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Особенности ребенка тревожащие вас
help-point.net

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)

Тревожные дети
Какие они?
Каковы признаки детской тревожности?
С чем связана тревожность у детей?
Каковы ее причины?
Какие последствия имеет детская тревожность?
И какие рекомендации можно дать родителям, если их ребенок тревожный?

В этих вопросах, уважаемые читатели, мы и постараемся сегодня разобраться.

Под тревожностью , как психологической особенностью человека (взрослого или ребенка), психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Какие же признаки тревожности у детей существуют, по каким характерным поведенческим особенностям мы можем судить о наличии тревожности у ребенка?

• Как правило, тревожные дети не уверены в себе. Самооценка таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной.

• В силу того что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, неприятностей, он очень редко проявляет инициативу.

• Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны.

• Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых (педагогов).

• Пассивность, застенчивость, скромность , дисциплинированность, аккуратность, робость – это также черты, характерные для тревожных детей.

• Можно сказать, что перечисленные качества (признаки тревожности) имеют отчасти защитный характер, так как ребенок стремится, во что бы то ни стало, избежать неудачи.

• Тревожный ребенок испытывает страх перед всем непривычным, неизвестным, новым.

• Он склонен больше помнить плохое, чем хорошее.

• Повышенная возбудимость и некоторая скованность (напряженность) также свидетельствуют о наличии детской тревожности.

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Тревожность у ребенка может быть обусловлена наличием предрасположенности, особых характеристик нервной системы, с которыми ребенок родился (на которые накладываются и другие факторы, жизненные обстоятельства), наличием тревожности у самих родителей (взрослых, окружающих ребенка), завышенных требований к ребенку, отсутствием их единой системы, наличием чрезмерной заботы и опеки, которые ставят ребенка в зависимое от родителей положение.

Нужно ли что-то делать с тревожностью ребенка?
Может вообще не обращать на нее внимание?
Имеет ли детская тревожность какие-либо отрицательные последствия?

Конечно, осторожность хороша, но до определенной меры… Кроме того, если тревожность у ребенка будет продолжать усиливаться, то это может стать фактором развития различных страхов, невротических качеств и, как следствие, нанести вред здоровью.

Кстати, один жизненный пример. Во время моей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с таким небывалым случаем проявления детской тревожности, когда у скромной, старательной, послушной, умной и здоровой девочки перед самым утренником (просто за несколько минут до него) поднялась температура под сорок. Вот так весь организм чрезмерно тревожного ребенка переживал приближение очень ответственного (но ведь в первую очередь радостного!) момента… Да, забыла сказать, что после утренника, с возвращением к обычному ритму жизни, от температуры не осталось и следа.

Сегодня мы с вами, уважаемые взрослые, разбирались с вопросами на тему: « Тревожные дети ». И, надеюсь, смогли получить ответы на вопросы: с чем связана тревожность у детей , каковы причины тревожности , ее проявления, признаки и последствия детской тревожности . В следующей статье, которая уже готовится к публикации в ближайшее время, я поделюсь с вами рекомендациями для родителей тревожного ребенка и расскажу о направлениях работы с тревожными детьми.

Возможно, вам будут интересны и другие статьи по близкой тематике:

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ): 8 комментариев

Я тоже была таким ребенком. Тихим, послушным и малоинициативным. Мне кажется, для такого ребенка важно иметь какой-то «безопасный» способ самовыражения и безопасный круг общения. Я писала стихи (в тетрадь), в подростковом возрасте вела дневник, в котором рассуждала и делилась мечтами-радостями-горестями, играла в индивидуальные игры (или с близкими). Но большая часть внутреннего мира оставалась за кадром для других.
Даже сейчас, став взрослой и избавившись от большинства тревог, я всё равно чувствую, что в общении с мамой не готова раскрыть то, за что меня могут посчитать «плохой» или неправильной. Такое вот детское чувство. Это я к причинам возникновения тревожности: многие родители хотят видеть своего ребенка «хорошим» — и теряется естественность.
Серьезная тема…

Да, тема серьезная (хотя не очень востребованная читателями). Особенно вся серьезность вопроса понятна тем, кто в той или иной мере ощутил на себе, как эта самая тревожность мешает порой жить, радоваться… Спасибо Вам ПРИБОЛЬШОЕ, Ольга, что делитесь своими, пережитыми лично, чувствами, знаниями, пропущенными через себя.
Как не хватает порой нам всем этой безусловной любви…

Ох, и я была таким ребенком! Тревожным, впечатлительным, ответственным, неуверенным в себе. Сын — полная противоположность! В какой-то степени меня это радует! Вся эта тревожность накладывает отпечаток на всю жи3нь.

Вы знаете, Ольга, есть все-таки (как и во всем) свой плюс и в подобных детских переживаниях. Обычно такие люди, будучи уже взрослыми, продолжая работать над собой (а значит, совершенствуясь), сохраняют чувствительность, ответственность, но приобретают чуткость и человечность…

Одна из моих внучек была излишне тревожна, но мы ходили два года к психологу на занятия и теперь ее состояние намного лучше.

Вашей внучке повезло, Людмила, что ее окружают мудрые, адекватно относящиеся к психологической помощи, люди. Удачи Вам и Вашим внукам!

У меня дочь — очень тревожный ребёнок. Её тревожность доходит порой до абсурда: не ехать в лифте, чтобы не застрять, не выпускать родителя(. ) из дома в тёмное время и т.д.
Ждём Вашей следующей статьи.

Особенности ребенка тревожащие вас
rastivmeste.ru

Чего боятся тревожные дети?

В наш век стрессов и неврозов не только у взрослых сдают нервы. Психологи и педиатры грустно констатируют: тревожные дети – это тоже одна из реалий нашего времени. Что это за феномен такой, в чем он проявляется и как снизить уровень тревожности у вашего ребенка – сегодня на сайте sympaty.net.

Тревожные дети: как не пропустить проблему?

Конечно, диагноз, связанный с тревожными расстройствами, ребенку может поставить только специалист: педиатр, детский невролог, психолог. Наша цель — рассказать, какие симптомы и особенности поведения ребенка должны побудить вас обратиться за консультацией.

Чувство тревоги периодически испытывает любой ребенок, и это нормально. Например, когда малыш, постоянно находившийся рядом с матерью, вынужден расстаться с ней и первый раз остаться в детском саду. Детские страхи – тоже вполне естественное и объяснимое явление.

Но тревожные дети испытывают беспокойство и страх слишком часто, а в особых тяжелых случаях — постоянно! В этом основное и главное отличие тревожного ребенка от других детей.

Часто родители и педагоги не придают особого значения тревогам ребенка, так как тревожные дети в большинстве своем тихие, робкие, податливые и не доставляют хлопот. В группе они тихонько сидят на стульчике или в уголке, в шумных играх участия не принимают, всегда выполняют требования старших.

Особенности тревожных детей

  • Болезненно переносят даже кратковременное расставание с близкими людьми, особенно с теми, к кому ребенок наиболее сильно привязан (классический пример – истерика по дороге в садик, цепляние за маму руками и ногами, не помогают никакие уговоры, что в садике интересно, что мама вечером вернется).
  • Из пункта выше вытекает следующая особенность — отказ ходить в садик, школу, другие детские учреждения дневного пребывания.
  • Ребенок может быть «прилипчивым», может постоянно цепляться за мать.
  • Беспокойный сон, частые кошмары, иногда энурез.
  • Частые слезы, в том числе и по пустяковым поводам.
  • Частые психосоматические боли, особенно боли в животе (типичная ситуация – ребенок боится и не любит школу, по утрам, собираясь на занятия, часто жалуется на боли в животе, которые практически отсутствуют в другое время).

На это состояние у тревожных детей дополнительно могут накладываться фобии, когда ребенок панически, до истерики боится чего-то конкретного.

Как правило, со временем повышенная тревожность ребенка обязательно начинает сказываться на его социальном статусе. Возникают проблемы с социализацией и пребыванием в коллективе.

В чем это выражается?

  • Тревожность и страхи мешают ребенку заниматься какой-либо деятельностью, ему трудно сосредоточиться, он показывает невысокие результаты в учебе.
  • У него мало или совсем нет друзей, круг общения ограничивается семьей.
  • Тревожные дети очень часто боятся новых людей, боятся знакомиться, вступать в разговор, даже ответ на простой вопрос преподавателя может представлять собой непреодолимое препятствие.
  • Тревожный ребенок панически боится совершить ошибку, неправильно сделать или сказать что-то – отсюда трудности с учебой.

Как помочь тревожному ребенку?

Сначала следует понять, не привела ли к состоянию тревожности какая-то объективная причина. Это справедливо для случаев, когда характер и поведение ребенка изменились, а раньше вы не замечали у него симптомов повышенной тревожности.

Если в прошлом или настоящем есть какое-то травмирующее событие – развод родителей, болезнь или смерть кого-то из членов семьи, серьезная болезнь самого ребенка, конфликты в школе и т.д., необходима ваша совместная работа с детским психологом. Тревожные дети могут психологически «застревать» в тяжелой ситуации, поэтому им надо помочь выйти из нее и жить дальше.

Если же ничего подобного в жизни ребенка не происходило, а тревожным и робким «зайчиком-трусишкой» он был всегда, от вас потребуется терпение и настойчивое желание сделать своего малыша спокойным и счастливым.

У тревожных детей, как правило, занижена самооценка, им не хватает уверенности в себе. Поэтому любыми способами надо эту уверенность культивировать.

Что именно нужно делать?

  • Хвалите ребенка за любые достижения, даже незначительные. Рисунок, аппликация, помощь по дому, рассказанное стихотворение, «четверка» за контрольную – перехвалить в случаях с тревожными детьми практически нереально.
  • Избегайте сравнения с другими детьми.
  • Почаще создавайте ситуации, где ребенок сам принимает решение. Поначалу это может быть что-то не очень важное – например, выбрать одежду, в которой он пойдет сегодня в садик, какую сказку прочитать на ночь, какой фрукт съесть на десерт. Так вы прививаете ему ощущение, что принимать решения самому – естественный и нестрашный процесс.
  • Старайтесь достаточно времени проводить вместе с ребенком, заниматься какими-то общими делами, создавать свои собственные семейные ритуалы. Часто взрослым кажется, что если ребенок накормлен, одет-обут, ему покупаются новые игрушки, то вроде как и жаловаться ему не на что. А малышу может элементарно не хватать вашего внимания!

Тревожным детям очень важно соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать и в целом спать достаточно (в том числе днем, если по возрасту это положено). Любое перевозбуждение, нервное перенапряжение, обилие впечатлений и дефицит отдыха способны свести на нет все ваши усилия, и ребенок снова начнет нервничать.

Стоит ли говорить, что компьютерные игры и просмотр по телевизору чего-то, помимо детских передач и добрых мультиков, тоже не на пользу.

Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Очень полезно любыми подходящими способами снимать мышечное напряжение у ребенка – годятся массаж, ванночки, специальные упражнения, прогулки.

Если у вашего ребенка есть конкретные страхи, постарайтесь скорректировать их. Как это можно сделать, мы подробно рассказывали в статье о детских страхах. Если ваши усилия не дают результата, необходимо показать ребенка специалисту.

И наконец, старайтесь обрести и поддерживать собственное душевное равновесие: поменьше читать негатива в Интернете, побольше вспоминать о красивом, добром, вечном, заранее «стелить соломки» там, где может быть причина для беспокойства, относиться доброжелательно к окружающим.

Тревожные дети очень хорошо чувствуют настрой родителей – если вы привыкли нервничать, паниковать и расстраиваться по пустякам, трудно ожидать от ребенка, что он окажется мудрее вас и сам научится расслабляться в нужную минуту.

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

www.sympaty.net
CATEGORIES
Share This