Особенности одаренных детей

Особенности одаренных детей

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.

Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Однако широта интересов — совершенно естественно явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения.

Конечно, возможна и нерациональная трата сил. Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен определить в каждом конкретном случае, чего больше в совмещении интересов — плюсов или минусов. Видимо, правильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.

Разноплановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности.

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека.

Перфекционизм

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении.

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск.

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений.

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом. Многочисленные исследования их сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно считается важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития психики.

Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей.

Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рассказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья. »

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер. бабушка этого мальчика. его сестра. его папа или мама. и т. д.

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития.

Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. Свойственная одаренным детям неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но не всякий творец способен быть лидером.

В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей — склонность командовать другими детьми. Но стоит рассмотреть это явление более внимательно.

Проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими людьми, как у взрослого. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это довольно отчетливо проявляется на уровне старшего дошкольного возраста.

У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, развития личности, укрепления, закалки характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений. Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: «За одного битого двух небитых дают».

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей — способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. То, что называют случайностью, на самом деле, является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече. Удача приходит к тому, кто к ней готов.

Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Подводя итог хотелось бы отметить, что творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится, однако это мнение нужно опровергнуть. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Помните, как попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.

Автор: А.И. Савенков

директор Института педагогики и психологии образования,

доктор психологических наук,

доктор педагогических наук,

656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул ул. Партизанская, 195; каб. 103.

Телефон: (3852) 29 44 32 Создание сайта — Митра

Одаренные дети: типы, особенности и проблемы

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность — это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.

Психологические особенности одаренных детей

Бывают и другие трудности у ребенка с необычными умственными возможностями. От него ожидают, требуют — и родители, и педагоги, — чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки, часто ставят не только за знания, но и за поведение, и за почерк. Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, за не полностью выполненное домашнее задание за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежное оформление письменной работы. В некоторых семьях снижение отметок воспринимается как драма.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, к одобрениям и порицаниям. В семье могут запрещать высказывания по поводу талантливости ребенка, но не всегда такой запрет достаточен: кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свое восхищение, а ребенок, естественно, не пропустит это мимо ушей.

У рано созревших детей признаки формализма мышления (о чем уже говорилось выше) иногда обнаруживаются в особенностях их нравственного сознания. От них, например, можно услышать в младшем подростковом возрасте, что родителям никто ничем не обязан или что те, кто мало смеется, — плохие люди. Такого рода "теоретизирование" обосновывается ссылками на то, что они слышали или читали. Тем самым в их умствованиях наряду с формальной отчетливостью суждений выступает и схематизм, односторонность.

Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться "хватая на лету".

Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать излишнюю разбросанность интересов, затруднять самоопределение.

Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.

Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать спои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их "Я". Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.

Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта — знания о себе и отношение к себе. Самооценка — важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми.

По мнению ряда психологов, на поведение личности очень большое влияние оказывает самоуважение, рассматриваемое как переживание собственной значимости. Предполагается, что большой разрыв между идеальным и реальным "Я" негативно влияет на самоуважение.

Таким образом, самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношении.

Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Школьникам, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело — ученики более творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать.

Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать; им приходят в голову странные идеи, глупые — по мнению некоторых, необычные — по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Конечно, далеко не все они учатся совсем уж плохо. Попадаются среди них, правда редко, даже отличники. Однако не усвоение знаний — главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.

Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.

"Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными".

В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие; в дошкольные годы являются эгоцентристами.

В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.

Родителями, первыми замечающими одаренность своих детей, описываются следующие поведенческие характеристики: ранняя речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; громадное любопытство; ценная память; быстрое восприятие и воображение.

Известно, что одаренность не исчерпывается только высоким коэффициентом интеллекта, хотя этот критерий и является основой достижений в одной или нескольких сферах (интеллектуальной, художественной и т.д.). В частности, Кларк и ряд других исследователей уточняют, что термин “одаренность” относится к когнитивным способностям, а "талант" включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала выгод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций.

Ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей, или сфер, одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей.

Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическое приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, paботу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительской деятельности, в играх в использований материалов и реализации идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен подойди к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

1.1 Психологические особенности одаренных детей

Сегодня в психологической науке и сопряженных областях знаний накоплен значительный объем теоретических и экспериментальных данных, но единого понимания таких категорий как одаренность, талант, гениальность не существует; в рамках проблемы диагностики и развития одаренности остаются вопросы, вокруг которых продолжаются научно-практические дискуссии.

В то же время проблема развития одаренных детей не теряет актуальности в разных странах, что связано с пониманием роли интеллектуально и творчески одаренных детей в научно-техническом, экономическом и культурном развитии общества.

Прежде всего можно говорить об общей и специальной одаренности. Общая одаренность рассматривается как уровень развития общих способностей, который определяет диапазон видов деятельности, в которых человек может достичь значительных успехов. Сегодня популярным среди психологов является мнение, что общая одаренность является основой для развития специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торранса, Д. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах общей одаренности: интеллектуальной и творческой (креативности)[2, с. 69].

Г. Костюк определил одаренность как индивидуальное своеобразие задатков каждого человека. То есть речь идет о природных данных каждого человека, о тех силах, которыми он наделен от природы,и которые являются внутренним условием развития его способностей [16, с. 15].

Анализируя подходы к сущности понятия одаренность, можно достаточно приблизительно обобщить: существуют две противоположные точки зрения, главное отличие которых заключается в ответе на следующий вопрос: каждого ли человека можно считать в определенной степени одаренным?

Категорию талантрассматривают обычно в двух значениях:

1) как высокий уровень развития способностей, что проявляется в творческих видах деятельности;

2) как социальную характеристику человека, который сделал значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и т. д. Талант понятие не столько научное, сколько бытовое, т.к. не существует ни теории, ни методов его диагностики [4, c. 90].

Под гениальностью понимают наивысшую степень творческих проявлений личности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением называют также человека, который на протяжении продолжительного периода исполняет огромную работу, что значительно влияет на других людей в течение многих лет. Для гения характерны необычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших форм и традиций [21, c. 19].

Термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых — общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Историки и биографы первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей :

— 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

— 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

— почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

— по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям [4, c. 26-27].

Также биографы отметили, что будущие гении:

— Рано овладели знаниями в избранной сфере.

— Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

— Были увлечены своим делом, энергичны.

— Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

— Умели контролировать себя.

— Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

— Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт [25, c. 67].

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь четыре категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения:

— Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

— Дети с высоким уровнем творческих способностей. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике

— Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

— Дети, хорошо обучающиеся в детском саду и школе (академическая одаренность) [22, c. 70-71].

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем, обычно обладают отменной памятью, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания.

Уже в 5-6 лет развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень интеллекта. Одаренным детям для успешного развития нужно специальная и длительная психолого-педагогическая поддержка. Поэтому педагог-психолог подбирает психологические методики, предназначенные для тестирования способностей, подразделенные на две категории: тесты интеллектуальной продуктивности и тесты креативности. Первые предназначены для диагностики способностей к быстрому и правильному решению задач (М.Векслера —12 субтестов), вторые служат для выявления способностей находить новые оригинальные ответы, создать уникальные продукты (М.М.Торрис; Венгер; Савенкова и т.д.). Эти тесты предоставляют ребенку возможность для проявления его личности, прогнозируют уровень развития способностей детей.

Уже в 5- 7 лет развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его одаренности, формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности [26, c. 10-11].

Вопросы воспитания творческой, одаренной личности ученика во внешкольном учебном учреждении находились в поле научных интересов сотрудников лаборатории деятельности внешкольных учреждений Института проблем воспитания АПН Украины.

Результаты исследования позволяют подчеркнуть: учитывая значительную потребность творчески одаренной личности в творческой деятельности, главной задачей внешкольных учреждений является создание необходимых условий для реализации творческого потенциала ребенка, гармонического развития всех сторон его личности [28, c. 32].

Рассматривая вопросы развития одаренного ребенка необходимо учитывать как минимум:

1) возрастные особенности;

2) индивидуальные особенности;

3) особенности личности, связанные с одаренностью.

Именно третья позиция — фактор, определяющий, с одной стороны, сложность, неординарность, а иногда даже неудобность для окружающих одаренного ребенка; с другой стороны его ранимость, хрупкость, незащищенность.

На одном из семинаров по проблеме одаренности прозвучала мысль о том, что внимания требует не столько вопрос развития способностей одаренного ребенка, сколько проблемы, которые с этой одаренностью связаны. (Учитывать такие особенности необходимо тем, кто работает с этой категорией детей, в частности во внешкольном образовании.)

Во-первых, результаты исследований творческого процесса подтверждают, что рациональный контроль эмоционального состояния при нем ослабленный; единственный ограничитель творчества истощение психофизических ресурсов (ресурсов несознательного), что может привести к крайним эмоциональным состояниям.

Во-вторых, существуют особенности Я-концепции творчески одаренной личности, которая может характеризоваться как уверенностью в своих способностях, так и повышенною требовательностью к себе. (Г. Бурменская и В. Слуцкий выделяют перфекционизм творчески одаренных детей внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.) [29, c. 53-55]

Следующий аспект касается воспитания одаренного ребенка. В поле зрения современных ученых, которые занимаются проблемой одаренности, находятся прежде всего вопросы диагностики и развития способностей ребенка; вне внимания остается морально-духовная сфера личности, что является опасным с точки зрения особенностей одаренной личности: независимость от мнения окружающих, стремление достичь успеха любой ценой и др.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания [31, c. 78-80].

Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на «проблеме и даже своего рода одержимость.

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им вообще нравится учиться, это явление не столь закономерно. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется [28, c. 30-32].

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Похожие главы из других работ:

3. Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства.

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства.

§1. Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …материал для перемалывания.

§4. Психологические особенности детей в период 10 — 12 лет

Важнейшей является задача развития мышления учащихся. В процессе обучения ребенок оперирует как с самими предметами, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Операции с этими элементами производятся мысленно.

Раздел II. Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях — ему уготовано более счастливое детство.

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях — ему уготовано более счастливое детство.

§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет.

Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст.

1.2 Особенности обучения одаренных детей и пути развития их одаренности

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений.

2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).

1.3 Особенности личностного развития одаренных детей

При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда.

Источники:
Особенности одаренных детей
Особенности одаренных детей Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и
http://www.talant22.ru/roditelyam/osobennosti-odarennykh-detey/
Одаренные дети: типы, особенности и проблемы
Чем отличаются одаренные дети от обычных, с какими проблемами сталкивают педагоги при обучении одаренных школьников
http://vkapuste.ru/?p=7864
Психологические особенности одаренных детей
Научные исследования охватывали систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных детей. Специальные комплексные программы для одаренных учащихся. Психосоциальное развитие.
http://mirznanii.com/a/198942-5/psikhologicheskie-osobennosti-odarennykh-detey-5
1.1 Психологические особенности одаренных детей
1.1 Психологические особенности одаренных детей Сегодня в психологической науке и сопряженных областях знаний накоплен значительный объем теоретических и экспериментальных данных, но единого
http://ped.bobrodobro.ru/34926

CATEGORIES