Основы общей психологии
Библиотека Гумер
Психика и сознание
Психика и деятельность
Развитие психики и поведения
Развитие нервной системы у животных
Органические основы памяти
Роль установок в запоминании
Реконструкция в воспроизведении
Сохранение и забывание
Реминисценция в сохранении
Воображение и творчество
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Основные виды мышления
О генетически ранних ступенях мышления
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Различные виды речи
Речь и мышление
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные свойства внимания
Различные виды действия
Действие и движение
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Эмоции и переживания личности
Виды эмоциональных переживаний
Патология и психология воли
Исторический контекст и современное звучание
Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы. " настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.
Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г . и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.
Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <. >, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.
Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.
Составители, авторы комментариев и послесловия
Основы общей психологии
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы. » настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.
Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.
Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <. >, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.
Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.
Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.
Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие «лагеря смерти», представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.
Институт философии Академии наук СССР,
20/V 1945 г., Москва
Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих «Основ психологии», вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.
Мои «Основы психологии» 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.
Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:
Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.
Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.
Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной («контекстной») речи и ее места в общей теории речи и т.д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.
При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.
В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.
Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.
2/VII 1940 г., Москва
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
Основы общей психологии
2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002 — 720 с. (Серия "Мастера психологии")
Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), — под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частично дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.
Формат: doc / zip ( изд. 1999, -720с.)
Скачать / Download файл
Формат: html / zip ( изд. 2000, -720с.)
Скачать / Download файл
Формат: pdf / zip ( изд. 2002, -720с.)
Предисловие ко второму изданию 4
Предисловие к первому изданию 5
Глава I. Предмет психологии 7
Психика и сознание 15
Психика и деятельность 19
Психофизическая проблема 22
Предмет и задачи психологии как науки 27
Глава II. Методы психологии 37
Методы психологии 38
Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46
Экспериментальный метод 49
Глава III. История психологии 54
Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54
Оформление психологии как экспериментальной науки 61
Кризис методологических основ психологии 64
История психологии в СССР 77
История русской научной психологии 77
Советская психология 87
Глава IV. Проблема развития в психологии 94
Основные этапы развития поведения и психики 107
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107
Индивидуально-изменчивые формы поведения113
Глава V. Развитие поведения и психики животных 132
Развитие нервной системы у животных 133
Образ жизни и психика 136
Глава VI. Сознание человека 142
Проблема антропогенеза 142
Сознание и мозг 145
Развитие сознания 152
Развитие сознания у ребенка 159
Развитие и обучение 159
Развитие сознания ребенка 170
Глава VII. Ощущение и восприятие 189
Элементы психофизики 192
Психофизиологические закономерности 195
Классификация ощущений 197
Органические ощущения 201
Статические ощущения 206
Кинестетические ощущения 207
Кожная чувствительность 207
2.и3.Температурные ощущения 209
Обонятельные ощущения 214
Вкусовые ощущения 215
Слуховые ощущения 217
Локализация звука 222
Теория слуха 225
Восприятие речи и музыки 227
Зрительные ощущения 231
Ощущение цвета 232
Смешение цветов 233
Психофизиологические закономерности 235
Теория цветоощущения 239
Психофизическое действие цветов 240
Восприятие цвета 241
Природа восприятия 243
Константность восприятия 252
Осмысленность восприятия 253
Историчность восприятия 257
Восприятие и направленность личности 258
Восприятие пространства 259
Восприятие величины 265
Восприятие формы 265
Восприятие движения 267
Восприятие времени 270
Глава VIII. Память 277
Органические основы памяти 280
Ассоциации представления 286
Теория памяти 286
Роль установок в запоминании 292
Реконструкция в воспроизведении 303
Сохранение и забывание 307
Реминисценция в сохранении 311
Виды памяти 315
Уровни памяти 315
Типы памяти 317
Глава IX . Воображение 320
Виды воображения 324
Воображение и творчество 326
«Техника» воображения 330
Воображение и личность 333
Глава Х. Мышление 335
Психология и логика 338
Психологические теории мышления 339
Психологическая природа мыслительного процесса 343
Основные фазы мыслительного процесса 348
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351
Понятие и представление 356
Основные виды мышления 362
О генетически ранних ступенях мышления 368
Развитие мышления ребенка 372
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373
Первые обобщения ребенка 377
«Ситуативное» мышление ребенка 379
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394
Суждения и умозаключения 396
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400
Теория развития мышления ребенка 404
Глава XI. Речь 414
Различные виды речи 424
Речь и мышление 428
Развитие речи у детей 431
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431
Структура речи 436
Развитие связной речи 438
Проблема эгоцентрической речи 445
Развитие письменной речи у ребенка 447
Развитие выразительной речи 450
Глава XI I . Внимание 453
Физиологические основы внимания 458
Основные виды внимания 459
Основные свойства внимания 462
Развитие внимания 469
Глава XIII. Действие 483
Действие и движение 487
Действие и навык 495
Глава XIV. Деятельность 507
Психологическая характеристика труда 516
Труд изобретателя 518
Труд ученого 522
Труд художника 525
Природа игры 529
Теория игры 535
Развитие игр ребенка 537
Природа учения и труд 540
Учение и познание 542
Обучение и развитие 544
Мотивы учения 545
Освоение системы знаний 548
Глава X V. Направленность личности 566
Глава XVI. Способности 584
Одаренность и уровень способностей 593
Теории одаренности 595
Развитие способностей у детей 599
Глава XVII. Эмоции 602
Эмоции и образ жизни 605
Эмоции и деятельность 610
Выразительные движения 618
Эмоции и переживания личности 624
«Ассоциативный» эксперимент 626
Виды эмоциональных переживаний 627
Эмоциональные особенности личности 638
Глава XVIII. Воля 642
Волевой процесс 649
Патология и психология воли 659
Волевые качества 663
Глава XIX.Темперамент и характер 670
Учение о характере 678
Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694
Основы общей психологии
Глава 3 Ваш фирменный способ знакомстваЕсли вы откроете крупные сайты знакомств, то поразитесь количеству народа, который там присутствует. Вот где простор для деятельности! Причем из какого бы города или городка вы бы ни были, вы найдете массу людей, которые желают познакомиться, именно оттуда же.
Часть IИ выходил снова через час, и выходил снова через два часа, заглядывал в маленькое окошко, видел Сиддхартху, стоявшего в лучах луны, в свете звезд, в темноте. И он выходил каждый час, молча глядел в комнату, видел неподвижно стоящего сына, слышал в сердце гнев, слышал в сердце тревогу, мучительно.
(А)разбить слово на группы букв (обычно по три буквы)С длинными словами всегда возникают трудности при первичной визуализации всего слова целиком (особенно у людей, плохо знакомых с процессом визуализации). Зачас тую одни буквы ясные, а остальное вне фокуса или словно в тумане. В такой ситуации нужно произвести определенные действия, чтобы сделать.
ВведениеНа приеме у нее был мальчик, которому она предложила раскрасить «волшебные картинки». А.Фрейд видела, что раскрашивание доставляет ребенку огромное удовольствие. Она сама включается в это же занятие, видимо с тем, чтобы создать атмосферу полного доверия для начала разговора с мальчиком. Но после.
ЧАСТЬ VI. ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, ДИАЛОГ И ЯЗЫК ВООБЩЕТо есть знать об этом можно, но работать следует обычно, по старинке – все время смотреть на то, что получается, пристально, внимательно, трезво. Потом переписывать, коллекционировать то, что, как тебе кажется, Получилось удачно, а неудачи или неясности безжалостно вышныривать. И, как.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АКТУАЛИЗАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯПервая и наиболее распространенная — неправильное ожидание. Предположим, у мамы день рождения, и она тайно надеется, что кто-нибудь принесет ей завтрак в постель. Но она ничем не выдает своего ожидания, и больше всего она скрывает его от отца.
Функции и структура инстинктивных систем.Не случайно в языке человеческом практически отсутствуют слова сексуального значения (не считая медицинской терминологии) пригодные для употребления в обществе. Слово — продукт сознания, но не инстинкта.
Часть II. Практическое освоение соционики.Через наблюдения, отталкиваясь от практики, сенсорика дает материал для дальнейшего анализа. Без конкретной же привязки к действительности теоретики часто бывают склонны к линейным экстраполяциям, не имеющим отношения к жизни.
XI Борозды алетосферыПрежде всего можем ли мы, зная, что субъективная структура обусловлена введением означающего, видеть фундамент этой структуры в чем бы то ни было, что называлось бы познанием смерти?
Источники:
Библиотека Гумер
Рубинштейн С. Основы общей психологии — электронная библиотека психологии
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/
Основы общей психологии
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной
http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt00.htm
Основы общей психологии
Скачать: Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. (doc; pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy010.htm
Основы общей психологии
Читать "Основы общей психологии" Рубинштейн С. Л.
http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/