Основы общей психологии

Библиотека Гумер

Психика и сознание

Психика и деятельность

Развитие психики и поведения

Развитие нервной системы у животных

Органические основы памяти

Роль установок в запоминании

Реконструкция в воспроизведении

Сохранение и забывание

Реминисценция в сохранении

Воображение и творчество

Психология и логика

Психологические теории мышления

Психологическая природа мыслительного процесса

Основные фазы мыслительного процесса

Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Понятие и представление

Основные виды мышления

О генетически ранних ступенях мышления

Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка

Отличительные особенности ранних форм детского мышления

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Различные виды речи

Речь и мышление

Возникновение и первые этапы развития речи ребенка

Физиологические основы внимания

Основные виды внимания

Основные свойства внимания

Различные виды действия

Действие и движение

Общая одаренность и специальные способности

Одаренность и уровень способностей

Эмоции и образ жизни

Эмоции и деятельность

Эмоции и переживания личности

Виды эмоциональных переживаний

Патология и психология воли

Исторический контекст и современное звучание

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы. " настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г . и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <. >, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

Составители, авторы комментариев и послесловия

Основы общей психологии

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы. » настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <. >, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие «лагеря смерти», представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Институт философии Академии наук СССР,

20/V 1945 г., Москва

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих «Основ психологии», вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои «Основы психологии» 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:

  • развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;

  • действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим

  • преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.
  • Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

    Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.

    Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной («контекстной») речи и ее места в общей теории речи и т.д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.

    При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

    В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.

    Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.

    2/VII 1940 г., Москва

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Основы общей психологии

    2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002 — 720 с. (Серия "Мастера психологии")

    Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), — под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частично дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.

    Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

    Формат: doc / zip ( изд. 1999, -720с.)

    Скачать / Download файл

    Формат: html / zip ( изд. 2000, -720с.)

    Скачать / Download файл

    Формат: pdf / zip ( изд. 2002, -720с.)

    Предисловие ко второму изданию 4

    Предисловие к первому изданию 5

    Глава I. Предмет психологии 7

    Психика и сознание 15

    Психика и деятельность 19

    Психофизическая проблема 22

    Предмет и задачи психологии как науки 27

    Глава II. Методы психологии 37

    Методы психологии 38

    Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46

    Экспериментальный метод 49

    Глава III. История психологии 54

    Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54

    Оформление психологии как экспериментальной науки 61

    Кризис методологических основ психологии 64

    История психологии в СССР 77

    История русской научной психологии 77

    Советская психология 87

    Глава IV. Проблема развития в психологии 94

    Основные этапы развития поведения и психики 107

    Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107

    Индивидуально-изменчивые формы поведения113

    Глава V. Развитие поведения и психики животных 132

    Развитие нервной системы у животных 133

    Образ жизни и психика 136

    Глава VI. Сознание человека 142

    Проблема антропогенеза 142

    Сознание и мозг 145

    Развитие сознания 152

    Развитие сознания у ребенка 159

    Развитие и обучение 159

    Развитие сознания ребенка 170

    Глава VII. Ощущение и восприятие 189

    Элементы психофизики 192

    Психофизиологические закономерности 195

    Классификация ощущений 197

    Органические ощущения 201

    Статические ощущения 206

    Кинестетические ощущения 207

    Кожная чувствительность 207

    2.и3.Температурные ощущения 209

    Обонятельные ощущения 214

    Вкусовые ощущения 215

    Слуховые ощущения 217

    Локализация звука 222

    Теория слуха 225

    Восприятие речи и музыки 227

    Зрительные ощущения 231

    Ощущение цвета 232

    Смешение цветов 233

    Психофизиологические закономерности 235

    Теория цветоощущения 239

    Психофизическое действие цветов 240

    Восприятие цвета 241

    Природа восприятия 243

    Константность восприятия 252

    Осмысленность восприятия 253

    Историчность восприятия 257

    Восприятие и направленность личности 258

    Восприятие пространства 259

    Восприятие величины 265

    Восприятие формы 265

    Восприятие движения 267

    Восприятие времени 270

    Глава VIII. Память 277

    Органические основы памяти 280

    Ассоциации представления 286

    Теория памяти 286

    Роль установок в запоминании 292

    Реконструкция в воспроизведении 303

    Сохранение и забывание 307

    Реминисценция в сохранении 311

    Виды памяти 315

    Уровни памяти 315

    Типы памяти 317

    Глава IX . Воображение 320

    Виды воображения 324

    Воображение и творчество 326

    «Техника» воображения 330

    Воображение и личность 333

    Глава Х. Мышление 335

    Психология и логика 338

    Психологические теории мышления 339

    Психологическая природа мыслительного процесса 343

    Основные фазы мыслительного процесса 348

    Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351

    Понятие и представление 356

    Основные виды мышления 362

    О генетически ранних ступенях мышления 368

    Развитие мышления ребенка 372

    Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373

    Первые обобщения ребенка 377

    «Ситуативное» мышление ребенка 379

    Начало активной мыслительной деятельности ребенка

    Обобщения у дошкольника и понимание им отношений

    Умозаключения ребенка и понимание им причинности

    Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380

    Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394

    Суждения и умозаключения 396

    Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400

    Теория развития мышления ребенка 404

    Глава XI. Речь 414

    Различные виды речи 424

    Речь и мышление 428

    Развитие речи у детей 431

    Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431

    Структура речи 436

    Развитие связной речи 438

    Проблема эгоцентрической речи 445

    Развитие письменной речи у ребенка 447

    Развитие выразительной речи 450

    Глава XI I . Внимание 453

    Физиологические основы внимания 458

    Основные виды внимания 459

    Основные свойства внимания 462

    Развитие внимания 469

    Глава XIII. Действие 483

    Действие и движение 487

    Действие и навык 495

    Глава XIV. Деятельность 507

    Психологическая характеристика труда 516

    Труд изобретателя 518

    Труд ученого 522

    Труд художника 525

    Природа игры 529

    Теория игры 535

    Развитие игр ребенка 537

    Природа учения и труд 540

    Учение и познание 542

    Обучение и развитие 544

    Мотивы учения 545

    Освоение системы знаний 548

    Глава X V. Направленность личности 566

    Глава XVI. Способности 584

    Одаренность и уровень способностей 593

    Теории одаренности 595

    Развитие способностей у детей 599

    Глава XVII. Эмоции 602

    Эмоции и образ жизни 605

    Эмоции и деятельность 610

    Выразительные движения 618

    Эмоции и переживания личности 624

    «Ассоциативный» эксперимент 626

    Виды эмоциональных переживаний 627

    Эмоциональные особенности личности 638

    Глава XVIII. Воля 642

    Волевой процесс 649

    Патология и психология воли 659

    Волевые качества 663

    Глава XIX.Темперамент и характер 670

    Учение о характере 678

    Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694

    Основы общей психологии

    Глава 3 Ваш фирменный способ знакомстваЕсли вы откроете крупные сайты знакомств, то поразитесь количеству народа, который там присутствует. Вот где простор для деятельности! Причем из какого бы города или городка вы бы ни были, вы найдете массу людей, которые желают познакомиться, именно оттуда же.

    Часть IИ выходил снова через час, и выходил снова через два часа, заглядывал в маленькое окошко, видел Сиддхартху, стоявшего в лучах луны, в свете звезд, в темноте. И он выходил каждый час, молча глядел в комнату, видел неподвижно стоящего сына, слышал в сердце гнев, слышал в сердце тревогу, мучительно.

    (А)разбить слово на группы букв (обычно по три буквы)С длинными словами всегда возникают трудности при первичной визуализации всего слова целиком (особенно у людей, плохо знакомых с процессом визуализации). Зачас тую одни буквы ясные, а остальное вне фокуса или словно в тумане. В такой ситуации нужно произвести определенные действия, чтобы сделать.

    ВведениеНа приеме у нее был мальчик, которому она предложила раскрасить «волшебные картинки». А.Фрейд видела, что раскрашивание доставляет ребенку огромное удовольствие. Она сама включается в это же занятие, видимо с тем, чтобы создать атмосферу полного доверия для начала разговора с мальчиком. Но после.

    ЧАСТЬ VI. ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, ДИАЛОГ И ЯЗЫК ВООБЩЕТо есть знать об этом можно, но работать следует обычно, по старинке – все время смотреть на то, что получается, пристально, внимательно, трезво. Потом переписывать, коллекционировать то, что, как тебе кажется, Получилось удачно, а неудачи или неясности безжалостно вышныривать. И, как.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АКТУАЛИЗАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯПервая и наиболее распространенная — неправильное ожидание. Предположим, у мамы день рождения, и она тайно надеется, что кто-нибудь принесет ей завтрак в постель. Но она ничем не выдает своего ожидания, и больше всего она скрывает его от отца.

    Функции и структура инстинктивных систем.Не случайно в языке человеческом практически отсутствуют слова сексуального значения (не считая медицинской терминологии) пригодные для употребления в обществе. Слово — продукт сознания, но не инстинкта.

    Часть II. Практическое освоение соционики.Через наблюдения, отталкиваясь от практики, сенсорика дает материал для дальнейшего анализа. Без конкретной же привязки к действительности теоретики часто бывают склонны к линейным экстраполяциям, не имеющим отношения к жизни.

    XI Борозды алетосферыПрежде всего можем ли мы, зная, что субъективная структура обусловлена введением означающего, видеть фундамент этой структуры в чем бы то ни было, что называлось бы познанием смерти?

    Источники:
    Библиотека Гумер
    Рубинштейн С. Основы общей психологии — электронная библиотека психологии
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/
    Основы общей психологии
    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной
    http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt00.htm
    Основы общей психологии
    Скачать: Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. (doc; pdf)
    http://www.alleng.ru/d/psy/psy010.htm
    Основы общей психологии
    Читать "Основы общей психологии" Рубинштейн С. Л.
    http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/

    (Visited 2 times, 1 visits today)

    COMMENTS