Основные отрасли психологии

Основные отрасли психологии

36. Основные отрасли психологии

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;

2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; 4) психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология. Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).

Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Основные отрасли психологии

Основные отрасли психологии. Основная характеристика

Психология — это сравнительно молодая наука, которая оформилась в конце XIX века. Но за недолгий срок ее существования уже появилось большое количество направлений, которые смогли выделиться за счет многообразия практических и теоретических задач, стоящих перед ней. Благодаря этому, сформировалась очень богатая библиотека по психологии. Она в последние годы пополняется все большим и большим количеством современных научных и учебно-методических работ.

Основные отрасли психологии объединяет один-единственный предмет — психика. В основе их выделения находится то, какой аспект ее и в каких условиях изучается. Именно поэтому предлагаемая классификация на основные разделы условна и может с течением времени измениться.

Общей психологией изучается практическая и познавательная деятельность человека. Благодаря полученным результатам в этой отрасли, сформировалось научное знание и понятия об основных принципах, а также система методов психологической науки.

В рамках социальной психологии постигаются основные закономерности общественного и индивидуального в психике человека, которые формируются при взаимодействии социума и личности, а также в группах. Эта отрасль появилась относительно недавно.

Возрастная психология психику исследует в онтогенезе (развитие от момента зачатия до смерти человека). В ней за время ее формирования уже смогло выделиться несколько разделов: детская (рассматриваются индивидуально-психологические особенности детей до шести лет), а также в зависимости от возрастного этапа (психология младшего школьного возраста, подростка, юноши, взрослого человека, а также геронтология).

В качестве предмета педагогической психологии выступает психика учащегося и преподавателя, которая рассматривается в рамках образовательного процесса, а также обучения и воспитания.

Имеются узконаправленные основные отрасли психологии. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Мед. психология, либо как ее еще называют, клиническая, рассматривает психику в условиях телесной или душевной болезни. В ее рамках уже выделились: соматопсихология, патопсихология и нейропсихология.

Специальная психология рассматривает аномальное развитие человеческого сознания. В его рамках оформилась тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Психофизиология – это особая отрасль, которая изучает соотношение взаимодействия психического и биологического, физиологии ВНД и психологии. В последние годы очень активно стала развиваться психогенетика.

Психология труда психику рассматривает в условиях труда. В нее входят следующие разделы: психология творчества, спорта, рекламы, торговли; а также профессиональная психология (судебная, юридическая, политическая, военная, организационная, авиационная, космическая, инженерная и прочие).

Психолингвистика изучает речь как специфический вид психики, который использует языковые системы как внутреннее средство. В ее рамках выделяются такие разделы, как психосемантика и психосемиотика.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет различия в психике людей: этнические, типологические, индивидуальные и другие.

Математическая психология вплотную занимается вопросами измерения в этой науке, способами количественного анализа тех результатов, которые были получены в психологических исследованиях.

Основные отрасли психологии, которые сформировались в настоящее время, позволяют представить ее как одну из фундаментальнейших и системообразующих дисциплин, будущее которой находится на стыке разнообразных наук.

Основные отрасли психологии

Федеральное агентство по образованию РФ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные отрасли психологии и связь с другими науками

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Общая психологияисследуетиндивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах.

Общая психология включает в себя следующие разделы:

Теоретический – содержит основные понятия, категории о процессах, свойствах и явлениях;

Психология личности – патопсихология, нейропсихология.

Рис.1. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Психофизиология— область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношениемозгаи психики,рольбиологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности,познаниефункций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (психофизическая проблема ) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Дифференциальная психология— раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий.Предпосылкой возникновения «дифференциальной психологии» на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии былФ. Гальтон(Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий.В. Штерн(Германия) ввёл самый термин «дифференциальная психология» (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии былиА. Бине(Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими.

В дифференциальной психологии широко применяются тесты- как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов — для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

В возрастной психологииэти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются основой для понимания законов психического развития ребёнка.

Педагогическая психологияобъединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Основные отрасли психологии

Контрольная работа на тему Основные отрасли психологии

Разместил (а): Polka

  • Основные отрасли психологии и их характеристика 21 кб.
  • Лекция по психологии 26 кб.
  • Психология, Дубровина И.В. 829 кб.
  • Структура социальной психологии как отрасли науки 9 кб.
  • Основные этапы становления педагогической психологии как самостоятельной отрасли научного 28 кб.
  • Предмет психологии 55 кб.
  • Предмет психологии ее задачи и методы 18 кб.
  • Предмет и методы социальной психологии. Отрасли социальной психологии 237 кб.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

студента 3 курса М-331 учеб.гр факультета экономики и управления

Преподаватель Козлов С.А.

1. Основные отрасли психологии…………………………………. 3

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

ВОСПРИЯТИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия связан и с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

ВОЛЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ.

Волевая регуляция поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. В настоящее время учёные выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.

. Такие исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой.

. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.

. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

. Среди методов этой группы – методы математической статистики, ранжирование, шкалирование.

Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Ростопшин П. Психология и педагогика / П. Ростопшин. – М.: «Издательство Приор», 2000.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ высш.пед.уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источники:
Основные отрасли психологии
36. Основные отрасли психологии Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов,
http://www.redov.ru/psihologija/shpargalka_po_psihologii/p36.php
Основные отрасли психологии
Основные отрасли психологии объединяет один-единственный предмет — психика. В основе их выделения находится то, какой аспект ее и в каких условиях изучается. Именно поэтому предлагаемая классификация на основные разделы условна и может с течением времени измениться.
http://fb.ru/article/39135/osnovnyie-otrasli-psihologii-osnovnaya-harakteristika
Основные отрасли психологии
Федеральное агентство по образованию РФ по дисциплине «Психология и педагогика» Основные отрасли психологии и связь с другими науками В настоящее время психология представляет собой весьма
https://studfiles.net/preview/976022/
Основные отрасли психологии
Тема: Основные отрасли психологии. Тип: Контрольная работа. В работе есть: рисунки 2 шт. Язык: русский. Разместил (а): Polka. Размер: 401 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук’
http://www.coolreferat.com/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

CATEGORIES