Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности таблица

Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности таблица

Библиографическая ссылка на статью:
Левкова Т.В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения: 13.09.2020).

Психология современных подростков во многом имеет свою специфику по сравнению с психологией предыдущих поколений. В связи с ускорением жизни изменения в психологии возрастов происходят раз в три года: динамичность современного мира отражается в умах и сердцах новых поколений.

Усложнение реальных перспектив социального продвижения, стремление к гедонистическому образу существования, к тому, чтобы больше «иметь», а не «быть» оказывают влияние на становление современных детей и подростков. Сложившаяся ситуация вызывает у них пассивность, агрессию, депрессию, нравственное равнодушие и создает им трудности идентификации собственных ценностей и осознание смысла своего существования.

В подростковом возрасте значимым для развития является ситуация двойного кризиса становления, где актуализируется две тенденции – личностно-социальная и возрастная.

«Овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком» вызывает перестройку потребностей, изменение оценки ценностей выступает как важный момент переходного возраста (Л.С.Выготский). Подростничество – это этап открытия своего «Я», оформления личности и возраст оформления мировоззрения, первичного осмысления жизни и своего места в мире. В этом возрасте, согласно И.С. Кону, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности».

Будущее представляется подростку в виде «страстного стремления к своим целям и идеалам, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей». Становление смысла жизни напрямую связано с тем как относится подросток к прошлому и будущему, как происходит восприятие мира вообще, других людей через отношение к себе [1]. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды – один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

Подросток пытается познать и понять себя, систематизируя все новые осознанные черты в себе. Его отдельные стороны «Я» пока еще пластичны, изменчивы и еще не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Активизация многогранности образа «Я» в подростковом возрасте позволит приобрести более полное представление о себе и о своих возможностях [3].

Обращенные к себе вопросы: “Кто я?” или “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая их, подросток – это задача юношеского возраста. Подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, а юноши ставят на первый план общие проблемы.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок 11-16 лет не знает смысла слова «идеал» и не может ответить на вопрос, кто является его идеалом. Хот как-то представлен идеал в понимании 58% подростков. Для 21% идеалом являются известные люди – артисты, писатели, политики, у каждого пятого – это родители, братья, сестры, близкие (тети, дяди) родителей.

Для 18% детей идеал не отождествляется с конкретным человеком, а является носителем профессии (изобретатель, футболист и др.) или каких-либо человеческих качеств «добрый человек», «тот, кто помогает людям», «человек с чувством юмора» и др.

42% опрошенных подростков либо имеют размытое представление об идеале – в качестве идеала выступала «кошка», «моя душа», «я сам», «камешек», – либо отвечают, что у них нет идеала, или ни не знают, есть ли у них идеал.

Отсутствие идеала, стремление к развитию собственной личности требует заполнения этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями. Прослеживается тенденция увеличения числа молодых людей, которые не хотят ни учиться, ни работать, полагаясь на родителей, других близких.

В молодежной среде наблюдается снижение значения и роли чтения. По нашим данным среди учащихся 8-11 классов число читающих составляет примерно 56%, а тех, кто вообще не берет книгу в руки – 16%.

Самые популярные книги при поиске информации – энциклопедии. Ими успешно пользуются 80% подростков, 65% читателей отмечают свое обращение к словарям и справочникам. И все же можно сказать, что читать дети стали меньше. Для большинства (74%) – самообразование, для достаточно многих (60%) – удовольствие и развлечение, для 18% – занятие «от нечего делать», для 13% – неприятность.

Большее предпочтение молодые люди отдают музыке и песне, но анализ текстов показал, что в них практически отсутствуют такие основные общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь, дружба, дом, Родина. Все эти ценности в той или иной степени девальвируются.

Даже при определении своей будущей профессии, можно сказать, при определении своей судьбы, школьники, прежде всего, руководствуются не собственными склонностями и способностями, а в первую очередь соображениями престижности и высокооплачиваемости профессии (71% учащихся). Значение высокой оплаты труда отмечают 81% восьмиклассников, 60% – девятиклассников. Лишь незначительная часть учащихся при выборе профессии ориентируется на любимые школьные предметы (менее 28%).

Выбор профессии становится все более сложной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не сумеет понять, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная нереализованность отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.

Большую роль в формировании личности, становлении системы ее ценностей в молодые годы играют СМИ и особенно телевидение. В силу возрастных особенностей подростки живо впитывают то, что им дается извне, особо чувствительно, если из достаточно авторитетного источника и из уст известных или узнаваемых фигур, поскольку носителями подобной информации часто выступают известные герои фильмов.

Проведенный опрос, показал, что зачастую в семье и школе (опрошены педагоги в 102 школах) вообще не изучают внутренний мир ребенка. Все равно, какие кумиры у молодежи, – 66% педагогов и 44.5% родителей; 52% педагогов считают, что школа вообще не должна касаться этих вопросов, это дело самих молодых людей, нельзя вмешиваться в личные проблемы [5].

Проведенное Г.П. Ивановой массовое исследование обнаружило приоритетную значимость для учащихся подростков социально-профессиональных (материальный достаток, престижная профессия и т.д.) и нравственно-психологических ценностей (наличие семьи, друзей, устойчивость и упорство в достижении целей) [5].

Приоритетное влияние семьи на процесс освоения нравственных ценностей сохраняется и для подростков. Наиболее высокий коэффициент корреляции присущ таким ее характеристикам, как состав семьи, профессиональная деятельность родителей. В значительной степени сказывается влияние, связанное с принадлежностью к определенной возрастной подгруппе (младший подросток, старший подросток). В меньшей степени на данный процесс влияют такие факторы, как качество успеваемости, место проживания, образовательный уровень родителей.

Зависимость освоения школьниками ценностей от субъективных факторов обусловлена, прежде всего, возрастными особенностями. Для подростка данная зависимость связана с характером социального самочувствия, ценностными установками, самочувствием в классном коллективе, с определением наиболее значимых качеств личности. Результаты исследования Г.П. Ивановой показывают, что у 70% подростков отношение к социальной реальности вполне положительное. Были выделены несколько групп проблем, волнующих учащихся данного возраста: 1)личного плана (учеба – 45.8%, здоровье – 36.8%, будущая карьера – 27.1%, взаимоотношения с одноклассниками – 9.7%, родителями – 9%); 2)материального плана (покупка одежды и других вещей – 10.7%, где достать деньги – 6.7%, возможность нормального питания – 6.6%). По мнению подростков, чтобы сделать свою жизнь успешной, необходимо иметь: хорошее образование (35.3%), нужную профессию (23%), деньги (13.9%), сильную волю (10.3%), знакомства и связи (8.5%). Главной целью подростков в будущем является: хорошая семья (35.2%), успешная карьера (24.1%), стать высококвалифицированным специалистом (22.5%), богатство, материальная независимость (21%). Наиболее актуализированными ценностями для подростков являются общечеловеческие добродетели (честность, доброта, отзывчивость). Характеризуя их самочувствие в классе, необходимо отметить, что 65.1% чувствуют себя в классном коллективе очень хорошо и хорошо, 21% – не очень хорошо, 13.9% – плохо, 37.4% – авторитеты в своем классном коллективе. Чаще всего к ним обращаются: за светом и помощью – 43%, с просьбой защитить от кого-то – 39%, помочь в учебе – 32.5% [5].

Мы решили исследовать, какие ценности, смысложизненные ориентации являются значимыми у подростков, которым в 2015-2016 году исполнилось 14-15 лет.

База исследования нашего исследования – МКОУ СОШ №1 г. Биробиджана. Для проведения исследования была определена группа в количестве 28 человек. Нами были определены основные методики диагностического исследования: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Дж.Крамбо, Л.Махолик), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), рисуночный тест «Я сейчас, через 5 лет и через 10лет».

Изучив смысложизненные ориентации, мы получили у экспериментальной группы следующие показатели: по субшкале №1(цели в жизни): высокий уровень – 30%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 10%. По Субшкала №2 (процесс жизни): высокий уровень – 40%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 15%; по субшкала №3 (результат жизни): высокий уровень – 50%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 10% , по субшкала №4 (локус контроля – Я): высокий уровень – 30%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 15%; по субшкале №5(локус контроля – жизнь): высокий уровень – 25%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 10%. Итак, общий показатель: высокий уровень – 25%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 10%.

У всех испытуемых имеются цели в будущем придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Процесс жизни воспринимается как интересный эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, оценка пройденного отрезка жизни так же адекватна и продуктивна. Испытуемые имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле, а так же они считают, что способны контролировать свою жизнь.

По исследованию иерархии ценностных ориентаций, мы получили следующую картину.

Таблица 1. – Значимые и незначимые терминальные ценностные ориентации для подростков

Таблица 2. – Значимые и незначимые инструментальные ценностные ориентации для подростков

В нашем исследовании у испытуемых группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и “абстрактные” ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Наблюдается некая противоречивость в выбранных подростками ценностях, что свойственно данному возрасту, так как ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) ставились в противовес ценностям личной жизни (здоровье, любовь, свобода, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь) То есть для испытуемых важны наличием перспективной работы, активной жизненной позиции и не важны здоровье, наличие друзей; они ставят образованность на первый план при том, что дисциплинированность и исполнительность на последнем. Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). По близким основаниям группировались инструментальные ценности. Здесь этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) сходятся вместе. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) противопоставляются как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Желание обеспеченной жизни сочетается с высокими запросам и отсутствие ответственности исполнительности.

С помощью рисуночного теста «Я сейчас, через 5 лет и через 10лет», мы увидели, что 85% испытуемых продемонстрировало адекватную оценку. Испытуемыми отображены на рисунках жизненные планы и перспективы: наличие друзей, создание семьи, получение достойного образования и наличие перспективной работы.

15% из класса с трудностями оценки своей жизни и перспектив. Т.е. испытуемые представляют свою жизнь бесперспективно. Одни изображают тюрьмы, наличие машины и кучи денег, другие «летают в облаках», рисуя себя волшебником, демонстрируя нежелание прикладывать усилия в продвижении себя по жизни. У них нет желания получать образование, заводить семью и детей, для них перспектива в легкодоступных и уголовно-наказуемых методах заработка на жизнь.

Наличие сужения восприятия своих возможностей в будущем, выбор однотипных целей, ограничение выбора материальными ценностями снижает уже в подростковом возрасте личностный ресурс подростка [4].

В ходе различных мировоззренческих поисков подросток ищет формулу, которая одним махом открыла бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет найти личностный смысл, понять, что может дать определённая деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно найти самому, к ним можно прийти только через собственную внутреннюю личностную работу.

[link]web.snauka.ru[/link]

Психологические особенности личности в ранней юности (15-18 лет)

Отклоняющее поведение учащихся профессиональной школы и его причины

Психологические особенности личности в юности (18-23 года)

Психологические особенности личности в ранней юности (15-18 лет)

Лекция 5

Тема: Психологические особенности учащегося профессиональной школы

Вопросы:

Основные категории и понятия:поведение, поступок, проступок, отклоняющееся поведение, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, невроз, акцентуация характера

Особенность социальной ситуации развития за­ключается в том, что это возраст, завершающий дет­ство. Общество, казалось бы, уже признает взрос­лость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес­сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра­ботают. Скоро они начнут самостоятельную жизнь, а пока они сохраняют статус зависи­мых от родителей детей.

Поэто­му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива­ют как временное. Отсюда их устремленность в буду­щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие за­дачи ранней юности обусловлены будущим — кем быть и каким быть, а именно — оконча­ние общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, тру­доустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуа­цией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последу­ющей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора буду­щей профессии. Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливаетнеобходимость вариативного обучения. А сформиро­ванные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей диффе­ренциации школьного образования. В настоящее время уже работают гуманитарные школы-гимна­зии, политехнические лицеи и художественно-при­кладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, т.к. именно дифференциация образо­вания старшеклассников в наибольшей мере соот­ветствует психологии ранней юности.

Для учащихся начальных и средних профессиональных учеб­ных заведений (профессиональных училищ, лицеев, колледжей) ведущая деятельность имеет четкую профессиональ­ную направленность. Но, поскольку выбор специа­льности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-про­фессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностно-образующую функцию.

Ранняя юность — период завершения физическо­го развития. К концу этого возраста девушки и юно­ши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное раз­витие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды социальной и профессиональной деятельно­сти. Биологическое созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-ин­тимном общении.

В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризует­ся ее ценностными ориентациями, интересами, от­ношениями, установками, мотивами. Направленность как система развивающихся по­буждений качественно изменяется в процессе социального и про­фессионального развития учащегося. Поэтому важно иметь представление о направленности личности.

В этом возрасте продолжают развиваться познава­тельные процессы. Однако сколько-нибудь сущест­венных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. А вот эмоционально-волевая сфера развива­ется достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развити­ем, а развитие воли связано с активным поиском свое­го места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое бу­дущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо прило­жить усилия на завершающей стадии школьного обу­чения.

В ранней юности закладываются основы миро­воззрения: происходит формирование ценностных ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наи­более общим принципам мироздания, универсаль­ным законам развития природы и общества. Цент­ральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизнен­ный план охватывает сферы личностного, социаль­ного и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представ­лять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завер­шающем этапе школьного обучения жизненные пла­ны становятся все более реальными, лишенными не­сбыточных надежд и прожектов.

Ран­няя юность — это возраст дальнейшего развития са­мосознания — целостного представления о своей лич­ности, эмоционального отношения к себе, само­оценки собственной внешности, физических, умст­венных, моральных и волевых качеств. На основе са­мооценки возникает потребность в самосовершенство­вании, самовоспитании и саморазвитии. В этом воз­расте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригиналь­ность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.

К основным (личностно-образующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщенная самооценка, сте­пень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способно­стей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, пере­оценка своих способностей и т. д.

Но, как ни непри­ятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девуш­ки и юноши при такой обобщенной самооценке ис­пытывают трудности в общении, внутренне напря­жены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, стано­вятся одинокими. Пониженное самоуважение сни­жает уровень притязаний личности, побуждает ее до­вольствоваться малым, делает ее неконкурентоспо­собной в социальной и профессиональной жизни.

В поведении повышается самоконтроль, развива­ется саморегуляция психических процессов и эмоцио­нальных состояний. Происходит стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо- физиологической сфер.

Развитие обобщенной самооценки, определе­ние смысла жизни и своего места в ней, формиро­вание мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начав­шийся в подростничестве процесс становления «Я» -концепции.

Подробно анализируя профессиональное само­определение, Е.А.Климов понимает его «. как важ­ное проявление психического развития, формирова­ние себя как полноценного участника сообщества делателей» чего-то полезного, сообщества профес­сионалов». Главная забота девушек и юношей — это выбор профессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получе­ния: в профессиональном учебном заведении или пу­тем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации.

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И.С.Кона, должны найти ответ на три во­проса:

• кем быть? (профессионально самоопределить­ся);

• каким быть? (морально самоопределиться);

• с кем быть? (найти любимого или любимую).

Таким образом, ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, опре­деляющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляются выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка мировоз­зрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кри­зису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность пе­рестает совпадать с собой, и это может привести к психиче­ской напряженности, эмоциональной неуравнове­шенности и отклонениям в поведении.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 2429 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[link]studopedia.su[/link]

Философия о смысле жизни

«Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его.»
Лосский Н.О.

Для чего живет человек? В чем смысл его жизни?
Об этом задумываются все, и взрослые, которые прожили больше половины жизни, и молодые, для которых вся жизнь еще впереди. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

К пониманию вопроса о смысле жизни и её решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельного взятого человека и с точки зрения всего человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях, и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.

Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его писки представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Каждое поколение и в нём каждая индивид существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит – бессмысленна жизнь всех. Это бессмысленное существование называется «жизнью рода».

Но есть ли это, в самом деле жизнь?

Если каждое поколение существует только для того, чтобы погибнуть с появлением нового, которому в свою очередь предстоит такая же гибель, и если род живет в таких непрерывно гибнущих поколениях, то жизнь рода есть постоянная смерть. Цель здесь для каждого полагается в чем-то другом (в потомстве), но и это другое само также бесцельно и его цель опять – в другом, и так далее без конца. Настоящей цели нигде не находится, все существующее бесцельно и бессмысленно, как неисполнимое стремление. Родовая потребность есть потребность вечной жизни, но вместо вечной жизни природа дает вечную смерть. Ничто не живет в природе, всё только стремится жить и вечно умирает. Когда на вопрос: для чего мы живем, какая цель нашей жизни? – отвечают, что жизнь имеет цель сама в себе, что мы живем для самой жизни, то и эти слова не имеет смысла, так как именно самой-то жизни мы и не находим нигде, а везде только порыв и переход к чему-то другому.

В соответствии с представлениями индуизма (веданту) мир состоит из безличностного мирового духа – «брахмана», — получить от которого откровение – наивысшая истина и наслаждение – есть самый высокий смысл жизни человека. Индивидуальная человеческая душа хоть и бессмертна, но намного уступает мировому духу по степени совершенства вследствие слишком тесной связи с телом.

Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем. Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом.

До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и, думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.

Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприимчивость индуизма к различным влияниям.

Если рассматривать индуизм в целом, то он видит смысл жизни в чувственном наслаждении, благодаря которому человек идет к своему просветлению, через погружение в переживания чувственной любви. В индуизме философия утилитарности сочетается с философией возвышенного.

Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений.

В воззрениях Платона душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.

Таким образом, душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумную (основа мудрости человека), аффектно-волевую (основа мужества) и чувственную (движимую страстями). Преодоление чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом источником гармонии есть мировой разум. Душа в процессе мышления активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Поэтому гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию мудрости.

В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача, человека, смысл его жизни, в том: чтобы возвыситься над мировым беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным, с вечным.

Христианство полностью восприняло концепцию смысла жизни Платона. В соответствии с канонами Нового завета, смысл жизни человека выражен десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни: «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… в финале такой жизни душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад и обрекается на муки вечные.

В соответствии с христианской моралью образцом для подражания в формировании собственного смысла жизни для человека должен быть Иисус Христос — это воплощение Добра и Сострадания. Иисус постиг некую трансцендентную сущность, позволившую ему воспринять собственную жизнь как жертву во имя блага остального человечества.

Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Развитие идей Иисуса получило в трудах отцов церкви от Апостолов до современных христианских патриархов. В соответствии с их учением всё сущее есть благо, поскольку оно существует и именно потому достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истины, в них спасение и бессмертие.

Человеку для своего духовного спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Духовное блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры. Отличительной особенностью христианской концепции смысла жизни является то, что его идея формируется не через разум, а исключительно через веру: нет веры – нет смысла жизни.

Пройдя трансформацию очищения от христианской средневековой схоластики в период Ренессанса, концепция смысла жизни по иному зазвучала в эпоху Просвещения.

В эпоху Просвещения в умах философов бродят противоположные мысли о судьбе и воле. Так, Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жестокого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Дидро также придерживался мысли, что между человеком и природой нет никакой разницы, и воля не менее механична, чем разум. Это тоже не пошло на пользу человечеству, хотя Гольбах в своей «Системе природы» и считал, что понимание фатальности может не только успокоить большую часть тревог человека, но и навеять ему полезное смирение, разумное подчинение своей участи, которой он часто не удовлетворён из-за своей чувствительности.

Итак, эпоха Просвещения устанавливает примат РАЗУМА. И не нужно полагать человеческому уму, как говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Но нашлись люди, которые отнеслись к разуму не так фанатично. Не менее заслуженный ученый Блез Паскаль разочаровался в естествознании и возможностях разума, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Религиозное чувство берет верх, сердце обладает доводами, не доступными разуму. «Состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство». Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии.

Французские материалисты-просветители развили дальше механистический взгляд на человека как на «машину, состоящую из костей и мяса». Ламетри утверждает, что человек – не более чем животное. Душа – материальная часть мозга, главный элемент машины. Все душевные качества сводятся к деятельности тела. В результате сомнения божественной предопределенности человека эпоха Просвещения констатировала примат материального над духовным и смысл жизни свелся к материальному совершенству.

Представители немецкой классической философии, продолжили дело просветителей по выведению человека из гармоничного равновесия. Если рационалисты на место всесильного Бога поставили безграничный Разум, а на место веры – образование и воспитание, то «классики» сказали, что Разум сам по себе не совершенен, постоянно разрешает свои собственные противоречия и до Истины ему еще далеко. И вообще, лучший способ наслаждаться жизнью – трудиться, т.к. внешний мир замкнут в себе и рациональных ходов к нему нет, лучше искренне верить в Бога, быть добрым и истинно нравственным. Разум же нам дан, чтобы обуздывать эгоизм и контролировать душевные проявления, хотя чувство удовольствия в общем и целом способствуют жизни. Добра же надо желать ради него самого, и человека ставить только как цель, а не средство. В противном случае, конец всего сущего может быть противоестественным, и будет вызван нами же вследствие неправильного понимания конечной цели.

Таким образом, смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, который создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга, добра. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в понимании индивидом своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места в мире. Таким образом, формой выражения смысла жизни является мировоззрение.

Фихте еще больше замкнулся на внутреннем «Я». Создал некую виртуальную действительность, которая получается путем самозабвения, т.е. забытия себя как «Я». Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни. Смысл человеческого существования он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой в разуме, в свободе, в деятельности, словом в том, что выделяется человека из природы как разумное существо.

Дальнейшее развитие философско-культурологической мысли разделилось на множество направлений, одним из которых стал экзистенциализм.

К середине XIX века в научных кругах сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства. Человек становится центром бытия – зарождаются идеи экзистенциализма.

И первым крупным экзистенциалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.

В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоцентризму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации волевых искр. Истинно совершенным познанием и блаженным существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Смысл жизни формулируется Шопенгауэром как умерщвление плоти и угасание рациональных исканий человека: «жизнь представляет собой нечто такое, от чего мы должны отрешиться. ».

Согласно Толстому смысл жизни можно постигнуть лишь через «истинную религию», путем отказа от какой-либо борьбы, непротивления злу насилием, путем добродетели и нравственности. Чем ближе мы к природе и к народу, тем ближе мы к истине, которая наполняет жизнь смыслом. Толстой проповедовал всеобщую любовь, вслед за Сковородой повторяя: «царство Божие внутри нас». «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».

Владимир Соловьев видит нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.

С. Франк говорит в своём учении об истинной жизни и ее смысле: «Истинная жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение абсолютному целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и укрепляем существо в ином — в Боге, как первоисточнике всяческой жизни». Но тем самым, по мнению Франка, мы связываем себя со всем живущем на Земле, и, прежде всего, с нашими ближними и их судьбой: «Любовь есть основа человеческой жизни, само ее существо».
«Смысл жизни», пишет Франк — «в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни».

Поиски смысла жизни – это укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.

Смысл жизни — это философско-культурологическая категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарика, 1990. – 288 с.
Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. – 326 с.
Карпов М.М. Смысл жизни человека. Р-н-Д: Феникс, 1994. – 356 с.
Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. – 548 с.

[link]proza.ru[/link]

CATEGORIES