общение в психологии

Виды общения в психологии

Как сказал Сент-Экзюпери: «общение – это единственная роскошь человека». С этим без спору согласится любой, кто осознает многофункциональность этого повседневного процесса, который сопровождает нас всю жизнь. Мы ведь и не замечаем, когда и с кем какие виды общения используем, не замечаем свои мотивы, позывы к общению, а между тем, общение признано одной из базовых потребностей человека, наравне с едой, водой и кислородом. Для того чтобы взглянуть на свою коммуникативную деятельность осознанно, разберем виды общения в психологии, взглянем на свою круглосуточную болтовню с научной точки зрения.

В социальной психологии разделяют два основных вида общения:

Целевое общение возникает для удовлетворения человеческой потребности, то есть, это общение без цели или общение ради общения. Инструментальное общение подразумевает, что сам контакт является инструментом для достижения высших целей. К примеру, инструментальное общение используется при стремлении к достижениям, ведь успех достижим только при взаимодействии с другими людьми или при стремлении к власти, ведь власть предполагает кем-то командовать.

В психологии можно также разделить основные виды общения в зависимости от вашей цели.

Главная функция общения – это становления своего «Я», которое возникает, как при внутреннем диалоге (когда человек беседует сам с собой), так и при общении с окружающими людьми, как бы в разговоре еще раз убеждая себя в своей правоте или открывая новое виденье смысла.

Вне зависимости от целей и видов общения, в психологии имеется также деление на функции, которые и служат мотиваторами в нашей жизни.

Первая функция – это персептивная или сенсорная, когда в результате общения происходит либо поляризация (отторжение), либо притяжение. Этот процесс основан на проявлении всей палитры человеческих чувств и определении «свои» — «чужие».

Вторая функция – информационно-познавательная, ведь во время общения мы передаем друг другу информацию, эмоции, впечатления.

Третья функция касается групп людей и подразумевает одновременное общение нескольких собеседников. В процессе интерактивного общения каждый собеседник может воздействовать на мотивы, цели, интересы других собеседников.

Как только человека не называли: и Homo Sapiens (разумный), и Homo Habilis (умелый), и Homo Faber (производящий) и много других еще названий можно придумать нашему человеческому обществу. Но одно имя подходит нам как нельзя кстати – это Homo Communicans, что значит, человек общающийся.

Виды общения в психологии

Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных эмоциональных состояниях (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

Виды общения в психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, голосовые связки, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их внутренний мир проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных психологических проблем именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как вербальное и невербальное. Вербальное предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Мир Психологии

ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Можно, по-видимому, говорить о возрастающем значении этой проблемы как о некоторой общей тенденции развития всей системы психологических наук (во всяком случае тех ее областей, основным объектом исследования в которых является человек). Конечно, разные психологические дисциплины исследуют ее в разных аспектах.

Но проблема общения имеет значение для развития не только специальных психологических дисциплин, но и общей психологии.

Дальнейшее развитие общей психологии требует рассмотрения многих ее проблем в связи с исследованием общения. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы превращения одних форм и уровней психического отражения в другие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, выявить специфику человеческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т.д.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками. Поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который является специфически психологическим.

В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (еще раз подчеркнем, что речь идет об индивидуальном уровне бытия), осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д.

Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Сфера, способы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных (прежде всего производственных) отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными и правовыми нормами, социальными институтами, службами и т.д.

Для общей психологии первостепенное значение имеет изучение роли общения в формировании и развитии различных форм и уровней психического отражения, в психическом развитии индивида, в формировании индивидуального сознания, психологического склада личности, особенно анализ того, как индивид(ы) овладевает исторически сложившимися средствами и способами общения и какое влияние оно оказывает на психические процессы, состояния и свойства.

Представляя собой существенную сторону реальной жизнедеятельности субъекта, общение выступает поэтому и в роли важнейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. Но эта детерминанта не есть нечто внешнее по отношению к психическому. Общение и психика внутренне связаны. В актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другим субъектам и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого «внутреннего мира».

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Непосредственное живое общение предполагает, пользуясь словами К.С. Станиславского, «встречный ток». В каждом его акте действия общающихся людей объединены в нечто целое, обладающее некоторыми новыми (по сравнению с действиями каждого отдельного участника) качествами. «Единицами» общения являются своего рода циклы, в которых выражаются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, весьма своеобразно переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации. Так, «единицей» диалога, по мнению М.М. Бахтина, является «двухголосное слово». В диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса; в двухголосном слове, в реплике диалога чужое слово так или иначе учитывается, на него реагируют или его предвосхищают, оно переосмысливается или переоценивается и т.д.

При этом важно подчеркнуть, что неверно понимать общение как процесс, в котором происходит своего рода осреднение (унификация) вступающих в него личностей. Напротив, оно детерминирует каждого из его участников по-разному и поэтому является важным условием проявления и развития интериндивидуальных различий, развития каждого как личности в ее индивидуальном своеобразии.

Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект — объект(ы)». В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.п.

Не меньшие трудности возникают также при определении субъекта и объекта коммуникативной деятельности. Можно, конечно, сказать, что в простейшем варианте объектом деятельности одного из участников общения является другой человек. Однако нужно определить, кто именно рассматривается как субъект общения, а кто — как объект и на основании каких критериев производится такое разделение.

Можно найти выход в том, чтобы исследовать поочередно сначала одного как субъект, а другого как объект, а затем — наоборот.

Однако в действительности общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. «Разрезать» его, отделив деятельность одного участника от деятельности другого, — значит отойти от анализа взаимного общения. Общение — это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры.

Подчеркивая качественные различия между общением и деятельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории неразрывно связаны.

Общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (т.е. его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится.

Можно было бы привести немало примеров того, как иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем или иным человеком (или группой людей) оказывает на психическое развитие индивида (например, на мотивацию) гораздо большее влияние, чем длительное выполнение им некоторой предметной деятельности. Образ жизни включает также и другие характеристики, в том числе связанные не только с социальными, но также и с биологическими (которые, конечно, социально опосредствованы) условиями существования человека. Образ жизни не есть нечто застывшее, неизменное. Он развивается, и в процессе этого развития происходит смена его детерминант, а соответственно и системообразующих характеристик.

Отстаивая право категории общения на относительную самостоятельность (подчеркнем; относительную), мы вовсе не хотим противопоставлять ее какой-либо другой базовой для психологии категории, например категории деятельности. Каждая из них имеет в психологии свой конструктивный смысл.

Уже самый тот факт, что общение изучается многими науками, позволяет считать, что оно является многоуровневым, многомерным, обладающим разнопорядковыми свойствами, т.е. системным процессом. Об этом же говорит и разнообразие характеристик, которые используются при его описании: прямое, косвенное, непосредственное, опосредствованное, деловое, личное, межличностное, резонансное, рапортное и т.д. и т.п.

Категория общения позволяет раскрыть определенную сторону (или аспект) человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. А это, в свою очередь, дает возможность исследовать те качества психических явлений и закономерностей их развития, которые определяются таким взаимодействием.

Оно имеет особенно большое значение для исследования класса социально-психологических явлений; подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настроения и др.

Общим основанием конкретных процессов общения, которые исследуются психологией, является система развивающихся общественных отношений, детерминирующая образ жизни индивида. При этом социальная обусловленность образа жизни индивида раскрывается через анализ общения часто более непосредственно и полно, чем через анализ его деятельности.

Формируясь на основе общественных отношений, выступая как их конкретизация, персонификация, личная форма, общение не является некоторым дубликатом этих отношений, процессом, протекающим параллельно их развитию. Общение включено в это развитие необходимым образом.

Именно в общении индивидов друг с другом и их деятельностях повседневно воссоздаются и развиваются общественные отношения. Но это не значит, что общение конституирует общественные отношения, как полагал, например, Г. Мид. Наоборот, самое общение определяется в конце концов системой общественных отношений, в которую объективно включен индивид.

Психологический анализ образа жизни индивида и его психического развития требует исследования общения этого индивида с другими людьми. Психологические качества людей — то, что принято называть их субъективным миром, — раскрываются прежде всего через описание процессов общения между ними: в том, кто с кем, по какому поводу и как общается, обнаруживаются мотивы и цели людей, их интересы и склонности, образ мышления, эмоциональная сфера, их характеры, т.е. психологический склад личностей в целом.

Психология исследует прежде всего непосредственное общение. Именно эта его форма является генетически исходной и наиболее полной; все другие не могут быть поняты без детального анализа.

Непосредственное общение исследуется психологией как реальный процесс взаимодействия конкретных индивидов; при этом они рассматриваются как сходные, подобные существа.

Подобие людей, проявляющееся в общении, относится к различным формам субъективного отражения объективной действительности: к ощущениям, восприятию, памяти, мышлению, к эмоциональным состояниям и т.д., т.е. по тем качествам, которые квалифицируются как психические. Общение и возможно только, между теми существами, которые обладают этими качествами.

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого.

Специфика общения, в отличие от любых других видов взаимодействия, как раз и состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и ее продуктов, но и общения.

Конечно, это не значит, что общение представляет собой некоторый чисто «духовный контакт», сферу «взаимодействия сознаний», независимую от практического отношения индивида к окружающему миру, как считал, например, Дюркгсйм. Оно вплетено в практическую деятельность людей (более широко: в жизнедеятельность), и только в этих условиях могут реализоваться его функции.

Таким образом, нельзя понять развитие сознания индивида, ие изучая сферу, формы, средства и способы общения этого индивида с другими людьми. Есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения, — сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей.

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности. Это и естественно, так как общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности.

Являясь основанием одной из главных человеческих потребностей, общение вместе с тем определяет развитие многих других потребностей, например эстетической.

Общение существенно влияет на развитие и всех других потребностей человека. В любой (или почти в любой) из них обнаруживается коммуникативный компонент.

Коммуникативная потребность может детерминировать не только общение, но и многие другие формы и виды человеческого поведения, в том числе деятельность.

Вместе с тем и общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент общения.

Обсуждая проблему общения, мы в основном имеем в виду его исходную форму — непосредственное (лицом к лицу) общение, поскольку именно в этой форме его психологические характеристики проявляются наиболее полно. Именно в ней общение выступает как система сопряженных актов.

Основная «образующая» этой формы (в ее развитом виде) — речевое общение. Однако непосредственное общение к этой образующей не сводится. В процессе непосредственного общения используются также мимика и пантомимика (жесты указательные, изобразительные и другие, так называемые выразительные движения и т.п.). Весь организм становится как бы средством, «орудием» общения. Отметим, что в онтогенезе этой формы общения развитие мимических и пантомимических средств предшествует развитию речи.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно, источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредствованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

С развитием техники связи сфера общения человека расширяется еще более, обогащаются и его способы; коммуникации действительно становятся массовыми. Вместе с тем как бы восстанавливается значение утраченных средств общения (например, мимических, пантомимических и паралингвистических в телевидеосвязи).

Вся система непосредственных и опосредствованных форм общения, в которые прямо или косвенно включается индивид, оказывает воздействие на его психическое развитие. По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с •деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосредственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее было бы сказать, приобщается к ним), и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

С точки зрения развития личности (в том числе ее психических свойств) в этом процессе диалектически сочетаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный человечеством; с другой — происходит ее обособление, формируется ее своеобразие.

Все вышесказанное подводит к вопросу о функциях общения в жизни индивида, на индивидуальном уровне общественного бытия человека.

Функции эти многообразны, перечислим лишь некоторые из основных функций общения.

Используя одну из возможных систем оснований, допустимо выделить три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и эффективно-коммуникативную. В них специфическим образом проявляются внутренние связи коммуникативной функция психики с когнитивной и регулятивной.

Первый класс охватывает все те процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации. Мы подчеркиваем неразрывность этих двух моментов информационного взаимодействия между людьми: любая передача информации предполагает, что ее кто-то получит. Нужно отметить, что исследование информационных процессов было вызвано прежде всего потребностями развития техники связи. Именно в этой области сформировалась теория информации, получившая позднее распространение в ряде наук.

Другой класс функций общения относится к регуляции поведения. Психическое отражение обеспечивает не только познание человеком окружающей действительности и самого себя, но и регуляцию его поведения, в том числе деятельности.

В условиях общения регулятивная функция психики проявляется специфическим образом. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной «подстройке» реализуется именно регуляционно-коммуникативная функция общения,

В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель, программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, т.е. на все «составляющие» деятельности своего партнера. В этом процессе осуществляются также взаимная стимуляция и взаимная коррекция поведения. Эти воздействия могут быть весьма глубокими, оказать влияние на личность в целом, а их аффекты — сохраняться в течение длительного времени.

В процессах взаимной регуляции используются многообразные средства: не только вербальные, но и невербальные. Более того, в исторически сложившейся системе средств есть такие, специальным назначением которых является взаимная регуляция поведения (особые обороты речи, жесты, стереотипы поведения и др.).

Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизации действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения.

С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, Внушение, убеждение. Особенности ее определяются характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличностными отношениями.

Взаимная регуляция поведения людей в группе есть существенный фактор превращения ее в совокупного субъекта деятельности.

Функции общения, названные выше аффективно-коммуникативными, относятся к эмоциональной сфере человека. В процессах общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто возникает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Поскольку общение является многомерным процессом, его функции можно классифицировать и по другой системе оснований, Можно, например, выделить такие функции, как организация общественной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Следующая не менее важная функция общения связана с познанием людьми друг друга, или интерперсональным познанием. Она весьма продуктивно изучается Бодалевым и его школой.

Наконец, несколько слов о функции формирования и развития межличностных отношений. Это, пожалуй, наиболее важная, но менее всего изученная функция общения. Ее анализ предполагает изучение большого комплекса не только психологических, но и социологических, этических и даже экономических вопросов.

То, как именно будут реализоваться перечисленные функции, в конечном счете зависит от тех отношений, которые складываются между общающимися людьми.

В реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции выступают в единстве. При этом проявляются они так или иначе по отношению к каждому участнику общения, но различным образом. Например, акт общения, выступающий для одного как передача информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки. Для участников общения неодинаковы также функции организации совместной деятельности, интерперсонального восприятия и межличностных отношений.

Обе рассмотренные классификации функций общения, конечно, не исключают ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерный процесс, характеризующийся высокой динамичностью и полифункциональностью, т.е. изучение общения предполагает применение методов системного анализа.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с.242-271

Общение с точки зрения психологии

хочется подчеркнуть ту сферу человеческой жизни, в усовершенствовании которой есть большой потенциал, большой смысл и большие надежды для каждого человека и человечества в целом.

общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших функций существования человеческого общества

* Человеческая культура (по космическим масштабам) ещё очень молода, поэтому не стоит надеяться на скорые результаты в духовном прогрессе всего человечества. Это вопрос последовательного развития от поколения к поколению, со многими ошибками, разочарованиями, тупиковыми направлениями, трагедиями, переосмысливанием прожитого, интеграцией опыта других людей и групп людей. И, конечно, глобальный прогресс зависит от совершенствования каждого конкретного человека в процессе своей жизни. В вопросах духовного совершенствования конкретного человека возможен конкретный и вполне ощутимый результат, который, впрочем, значительно зависит от самого человека и от тех влияний, которые нельзя оказать искусственно, которые, опять же, определяются духовным состоянием людей и идей, окружающих человека с самого рождения.

* Что-то более совершенное, чем идеалы мировых религий, придумать тяжело. Можно, в основном, переосмысливать этот опыт, находить приложение этого опыта к сегодняшней жизни и современным условиям, к расширившимся знаниям и возможностям человечества, по-новому открывать для себя старые добрые истины, воплощать все это в своей жизни. Ведь все эти идеалы во многом остаются только «на бумаге».

* Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.

* Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки.

* Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

* В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

* Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.Г.Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

* С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

* Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

* Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

* Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о котором речь шла выше.

* Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организации пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

* Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

* Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

* Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

* Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

* Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

* Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

* Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

* Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

* Что касается другого типа взаимодействий — конкуренция, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

* В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

* Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

* Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Источники:
Виды общения в психологии
Как сказал Сент-Экзюпери: «общение – это единственная роскошь человека». С этим без спору согласится любой, кто осознает многофункциональность этого повседневного процесса, который сопровождает
http://kak-bog.ru/vidy-obshcheniya-v-psihologii
Виды общения в психологии
Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. Выделяют различные виды общения. Об этом — в статье.
http://fb.ru/article/37953/vidyi-obscheniya-v-psihologii
Мир Психологии
в раздел Оглавление «Хрестоматия по психологии» Часть I ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ Б.Ф. Ломов. Проблема общения в психологии Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
http://www.persev.ru/book/bf-lomov-problema-obshcheniya-v-psihologii
Общение с точки зрения психологии
хочется подчеркнуть ту сферу человеческой жизни, в усовершенствовании которой есть большой потенциал, большой смысл и большие надежды для каждого человека и человечества в целом. общение, в том
http://heatpsy.narod.ru/04/speak.html

COMMENTS