общение с людьми

Главная, Деловой этикет

Главная | Деловой этикет / Общение / Общение с людьми

От вашего искусства общения зависят ваши шансы быть принятым на работу, достичь там определенных результатов и подняться вверх по служебной лестнице. В истории бизнеса несть числа случаям, когда из-за неудачной фразы, сказанной в неподходящий момент, претендент не получал желанного места, перспективный работник — повышения по службе, а некоторые даже лишались работы — если их стиль общения наносил ущерб престижу или финансовому состоянию компании. Во многих крупных компаниях существуют специальные подразделения, занимающиеся вопросами делового этикета. Задача таких отделов состоит в том, чтобы все исходящее — документы, сообщения и прочая информация (письменная и устная) была грамотной, точной и действенной.

Для того чтобы научиться эффективному деловому общению, необходимо усвоить две составляющие этого искусства: риторику, т.е. мастерство говорить убедительно, и дикцию, т.е. произношение и интонацию.

Следующие принципы являются основополагающими в данной сфере.

— Избегайте жаргонных словечек и оскорбительных выражений.

— Умейте слушать других и показывать, что вам это интересно.

— Говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи.

— Правильно произносите имена собственные, особенно фамилии и имена людей.

— Храните при себе все служебные тайны — как профессиональные, так и личные.

— Будьте осторожны с той информацией, которую могут услышать посетители или сослуживцы во время ваших встреч или телефонных разговоров.

Общение с людьми

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы. Но кроме этого, необходимо подготовить библиотекарей для работы с этой группой населения. Данный материал призван оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами инвалидности.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;

• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;

• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;

• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

• Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

• Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

• Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

• При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной,

специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи

Российской государственной библиотеки для молодежи

Почему общению с людьми нужно учиться

Как семантический шум мешает нам понять собеседника

Известный писатель, телеведущий, автор ряда книг по психологии общения Андрей Максимов создал свою систему общения, не только помогающую людям избавиться от одиночества, но и меняющую их мировосприятие. Он уверен, что общению нужно учиться, и рассказывает — как.

Я регулярно читаю лекции по теории коммуникаций и очень люблю задавать людям именно этот вопрос: «Каковы в самом общем смысле цели общения?» Забавно, что первые две цели называют практически всегда, а третью, почти всегда, забывают. Люди не помнят, что общение может приносить удовольствие! Не забывайте об этом, пожалуйста!

Общение — одно из самых больших, глубоких и серьезных удовольствий, которые человек может себе позволить практически без напряжения. Однако мы говорим о тех многочисленных ситуациях, когда человек приходит к Вам не для того, чтобы получить удовольствие, а для того — если позволительно так выразиться — чтобы получить понимание. И в этом случае Ваша первоочередная задача — взять у него максимум информации.

Важно понимать: когда человек приходит к Вам за решением своих внутренних проблем, приходит к Вам за помощью, общение превращается в дело. Мы прекрасно понимаем: для того, скажем, чтобы вбить гвоздь — необходимо сосредоточиться на гвозде и стене. Для того чтобы сварить борщ — надо сосредоточиться на борще. Для того чтобы не попасть в автомобильную аварию — имеет смысл сосредоточиться на дороге.

Но мы очень часто забываем: для того чтобы помочь человеку, надо сосредоточиться на общении. Сосредоточиться на общении — это, в сущности, и значит сосредоточиться на человеке, на той информации, которую он Вам предоставляет.

Сколько раз, занимаясь своими делами, мы задаем ребенку два главных, с нашей точки зрения, вопроса:

— Ты поел? Как дела в школе?

И все. Мы убеждены, что общение состоялось.

Сколько раз, занятые своими мыслями, мы спрашиваем жену (мужа):

— Как дела на работе? Все нормально?

И все. Мы убеждены, что поговорили.

Доказывающий в нашей голове не дремлет. Вопросы заданы? Заданы. Ответы получены? Получены. Значит, общение состоялось. А то, что мы не получили никакой информации, не узнали никакой новости, — в расчет не берется.

Если Вам надо сделать даже такое простое дело, как забить в стену гвоздь, Вы понимаете, что оно требует определенной сосредоточенности: надо найти гвоздь, просверлить дырку и так далее. Но если даже гвоздь невозможно прибить между делом, то почему же нам кажется, что можно между делом пообщаться?

Семантический шум — это неверный, ошибочно понятый смысл слов. Нам всем только кажется, что мы говорим на одном языке. На самом деле, произнося, казалось бы, понятные и знакомые слова, мы все равно говорим на разных языках.

Англичане подсчитали, что они используют в общении в среднем 500 слов в 12 500 значениях! Представляете? Не думаю, что в русском языке ситуация намного легче и, я бы сказал, понятнее. Это явление психологи и филологи и называют семантический шум.

Самый простой пример: слово «мясо» для вегетарианца, охотника и футбольного фаната, знающего, что этим словом называют одну из московских команд, звучит по-разному. А сколько значений для каждого из нас имеет слово «душа»? А «счастье»? А сколько людей расстались только потому, что вкладывали разный смысл в такие, казалось бы, понятные слова, как «любовь» и «дружба»?

В одни те же слова мы все вкладываем разный смысл. То, что мы понимаем друг друга, — исключение. Непонимание — правило. Поэтому не надо стесняться, что называется, «договариваться о терминах». Итак, необходимо понимать: семантический шум, то есть по-разному понимаемый смысл слов, — это данность, которую надо иметь в виду.

Увы, в разговоре с другим человеком нас гораздо больше пугает не то, что мы его не поймем, а то, что он решит: мы «не догоняем». Страх показаться глупым часто мешает нам понять то, о чем нам говорят. Нам проще считать, что все люди думают и разговаривают так же, как мы, нежели попытаться разобраться в чужих смыслах, чужой логике, в конечном итоге — чужой философии.

Понимание другого человека (я сейчас говорю не о глубинном понимании, а об элементарном, на уровне слов) — это не данность, а цель, которую надо достичь, победив семантический шум. Само по себе знание того, что люди всегда беседуют на разных языках, — уже очень серьезно помогает решить эту проблему.

Часто мы не понимаем смыслы слов, которые нам говорят другие, не потому, что не можем их понять, а потому, что не ставим перед собой такой задачи. Не бойтесь переспрашивать. Не стоит удивляться тому, что человек (Ваш ребенок, муж, друг) не понимает элементарных вещей. Он их понимает, но по-своему, исходя из своего опыта, а значит, из своей философии жизни.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если речь идет о сложных ситуациях, иногда имеет смысл тезисно пересказать человеку то, что он Вам только что поведал, чтобы убедиться: Вы поняли его верно.

Уничтожить семантический шум невозможно: в обычной бытовой беседе не бывает такого, чтобы человек с точностью в 100 % воспринял то, что Вы ему говорите. Но можно сильно уменьшить влияние семантического шума на понимание того, о чем Вам говорят. Для этого Вы должны постараться сделать собеседника центром Вашего мира.

Правила вербального и невербального общения между людьми

Правила вербального и невербального общения между людьми

Пожалуй, нельзя представить себе жизнь человека без коммуникации с другими людьми. Взаимосвязь между людьми — это неотъемлемая часть жизни. В обыденной жизни человек, как правило, контактирует со множеством людей, причем не всегда делает осознанно, обдуманно или запланировано. В каждом обществе ни микро- и на макроуровнях существуют свои правила общения между людьми, обусловленные внешними или внутренними обстоятельствами. Взаимосвязь между людьми может быть как формальной — общепризнанной, так и неформальной — дозволительной среди конкретной группы людей. Все человеческие связи можно условно разделить на два типа общения: вербальное и невербальное.

Каждый из этих типов общения требует определенных правил поведения, каждый человек должен знать правила общения между людьми. Коммуникабельность может показать человека как с хорошей, так и с плохой стороны. Люди, которые уверенно ведут переговоры, приветливы и обходительны с другими людьми, всегда выделяются, запоминаются и способны с помощью своего общения оказывать влияние на окружающих.

Вербальная взаимосвязь — это непосредственно речь человека, манера ее подачи, интонация, информативное наполнение речи, ее эмоциональная окраска, все, что слышит человек от других людей и говорит сам. В зависимости от ситуации, в таком общении присутствуют общепризнанные правила, их еще называют «Правила хорошего тона». Они включают в себя слова приветствия при встрече, уважительную интонацию, способность выслушать собеседника, способность дискутировать с собеседником на заданную тему, и так далее.

Речь и интонация человека может расположить остальных людей к общению. Речь — это инструмент, посредством которого человек позиционирует себя в обществе. С помощью одной лишь своей речи, человек с заурядными внешними данными и невысоким социальным статусом способен выделиться и показать себя с сильной или желаемой стороны. Любой человек, который ежедневно общается с людьми, способен развить в себе ораторские признаки. Немаловажным признаком хорошего оратора является вера самого оратора в сказанное и уверенное поведение на публике. Коммуникации должны осуществляться своевременно, держать внимание собеседника и быть интересными или же востребованными в данный момент времени.

Невербальная взаимосвязь — это жестикуляция и мимика, которая характерна для человека при общении. Такое общение всегда идет параллельно с вербальным и является неотъемлемой частью коммуникации. Не смотря на то что невербальные коммуникации «немые», они имеют очень большое значение в разговоре между людьми. При помощи знаков и мимики можно распознать ложь или же лесть. Прекрасный оратор должен обладать ни только правилами вербального общения, но и следить за своими невербальными знаками. Часто, когда люди врут, их выдают противоречащие сказанному жесты. Помимо жестов и мимики, в разговоре также важна поза, в которой находится человек при общении.

Итак, если человек хочет быть правильно понятым и услышанным, то ему следует соблюдать следующие нехитрые правила:

  1. Быть доброжелательным и приветливым.
  2. Верить в сказанное.
  3. Желать быть понятым людьми, донести информацию.
  4. Следить за тем, как говоришь, то есть сопоставлять свою мимику, жесты и позу с той информацией, которую преподносишь.
  5. Уметь выслушать и поддержать разговор.

Стоит помнить, что в зависимости от ситуации правила коммуникации могут изменяться, что-то из них может и вовсе опускаться.

Источники:
Главная, Деловой этикет
Норма этикета.ru — этикет за столом, правила этикета, как вести себя за столом
http://www.normaetiketa.ru/delovoietiket/obschenie/2009/10/28/obschenie_4030.html
Общение с людьми
Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача
http://vmo.rgub.ru/researh/articles/talyzina2.php
Почему общению с людьми нужно учиться
Как научиться общаться с людьми
http://www.7ya.ru/article/Pochemu-obweniyu-s-lyudmi-nuzhno-uchitsya/
Правила вербального и невербального общения между людьми
Общение — это неотъемлемый процесс развития общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому существуют определенные правила общения с людьми.
http://www.jlady.ru/friendship/pravila-obshheniya-s-lyudmi.html

CATEGORIES